древнеримский юрист ульпиан утверждал что
УЛЬПИАН, ДОМИЦИЙ (лат. Domitius Ulpianus)
Родом из финикийского Тира, он переехал в Рим, где сначала составлял черновики рескриптов для Септимия Севера (судя по стилю, с 202 г.), а с 205 г. стал секретарем a libellis. В отличие от Папиниана, после смерти Септимия Ульпиан продолжил работу при Каракалле. Возможно, Гелиогабалом был назначен префектом анноны, Александр Север сделал его в 222 г. префектом претория. Ульпиан был убит в результате солдатского мятежа в 233 г.
Ульпиан трактует право со стоических позиций. Ульпиан написал около 300 книг, где систематически изложил римское право, подчеркивая его рациональный характер и опору на естественный закон. Право им делится на три вида: jus naturale («естественное право»), закон для всех живых существ, jus gentium («право народов») закон для всех людей и jus civile («гражданское право»), закон определенного государства. Он убежден в противоественности рабства, но признавал его как институт, оправданный обычаями и правом всех народов. Стоицизм Ульпиана заметен в знаменитой фразе «Положения права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому своё», а юриспруденция для него – «знание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Основные сочинения Ульпиана – «О преторском эдикте» (комментарии к преторскому праву), «К Сабину» (комментарии к гражданскому праву), «Об обязанностях проконсула» и других должностных лиц.
Авторитет Ульпиана был очень высок: в 426 г. он был включен в число 5 юристов, мнения которых были обязательны для судей, по числу цитирований в «Дигестах» он на первом месте – там сохранилось около 2 500 фрагментов его сочинений.
Сочинения:
Institutionum et regularum juris romani syntagma… / Hrsg. Rudolf von Gneist. Leipzig, 1880;
Доминций Ульпиан. Фрагменты / Пер. и комм. Е. М. Штаерман // ВДИ. 1971. № 2. С. 184-209;
Домиций Ульпиан. Об обязанностях проконсула / Пер., вступит. ст. и примеч. А. Л. Смышляева // ВДИ. 1985. № 4. С. 221-233; 1986. № 1. С. 194-216.
13.2. Частное и публичное право
Идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мира основных институтов римского права.
Необходимость деления позитивного права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли различных эпох: французский философ Ш.Л. Монтескье; английский философ Т. Гоббс; немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и другие.
С распадом СССР и признанием на конституционном уровне института частной собственности стали активно исследоваться проблемы содержания и соотношения частного с публичным правом в правовой системе России.
Следует отметить, что по своей сути право всегда носит официальный характер и содержит в своих предписаниях государственно-волевой императив по регулируемым видам общественных отношений. Поэтому в широком понимании оно имеет публичный характер. Исходя из этого в юриспруденции под публичностью понимается властно-правовой характер, проявляемый государством в процессе достижения определённых целей. С учётом такого подхода понятие публичного права можно сформулировать следующим образом.
Реализация положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоёв.
Однако это не означает игнорирование нормами публичного права интересов отдельных индивидов. В первом случае речь идёт об обеспечении: общих интересов государства и общества; определении функций и полномочий органов государственной власти; возложении обязанностей на граждан по отношению к государству и др. В то же время нормы публичного права в обязательном порядке (универсальное качество права) содержат правовые предписания, предоставляющие субъектам возможность требовать от государства и его структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.
Частное право (лаі^иє ргіуаШт) это часть национальной системы права, нормы которой предназначены конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера.
Частное право предназначено регулировать те сферы общественных отношений в которых непосредственное влияние государства носит ограниченный характер, позволяющий субъектам права самореализоваться исходя из предоставляемых возможностей: право на объединение; предпринимательская деятельность; семейные отношения и т. д.
В отличие от публичного права частное право содержит горизонтальные правоотношения, основанные на юридическом равенстве субъектов. В нем воля государства выражается в виде юридических дозволений, а не в императивных предписаниях и запретах. Частное право специалистами рассматривается как необходимая предпосылка (своего рода фильтр) для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу непосредственных интересов индивидуальных или коллективных субъектов права.
С распадом Советского Союза и возникновением на его основе новых государств произошли резкие (революционные) изменения в методах государственного управления, выразившиеся в: отказе от директивного подхода к процессу планирования; приватизации государственной собственности и иными заимствованиями элементов рыночного механизма западных «цивилизованных» государств.
В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни несомненно свидетельствует провозглашение Конституцией Российской Федерации в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако, согласно ст. 8 Конституции РФ, помимо частной собственности в России существуют и должны пользоваться равной поддержкой и защитой государства государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует. Профессор Старилов Ю.Н. оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них [203] :
В середине 90-х годов ХХ столетия при Президенте Российской Федерации был создан Исследовательский центр частного права. Его основными направлениями деятельности являются 1 :
разработка предложений по совершенствованию Гражданского кодекса Российской Федерации 2 ;
проведение научных исследований в области частного права;
разработка и экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, рекомендаций и предложений по вопросам правового обеспечения рыночных отношений и иным вопросам, относящимся к области частного права;
участие в подготовке научных работников и специалистов в области частного права;
организационное и информационное обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Ульпиан
Содержание
Биография
Влияние
Значение Ульпиана, как юриста, было велико. В кодексе Юстиниана к его имени прилагаются эпитеты summi ingenii vir, vir prudentissimus (например 1, § 59 С VI, 51, II С. IX, 41 и т. д.); законом 426 г. он был включён в число тех пяти юристов (Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел и Модестин), responsa которых были обязательны для судей. До нас дошли 29 титулов его книги «Liber singularis regularum» — учебника, написанного, по-видимому, по тому же плану, как и «Институции» Гая. В Дигестах много фрагментов Ульпиана по самым разнообразным юридическим вопросам. Совокупность их (2462) составляет около трети всего содержания Пандект; по количеству выписок из его сочинений Ульпиан занимает здесь первое место.
Правовая мысль
Литературная деятельность Ульпиана, как и прочих римских юристов, отличалась, главным образом, экзегетическим характером, была направлена на цели supplendi, corrigendi, adjuvandi juris civilis, так как в императорский период роль претора республиканских времён перешла к юристам (см. Рим). В III в. н. э. умственные интересы римского общества вращались главным образом около различных философских учений, перешедших в Рим из Греции. Философские и этические начала заметны и в воззрениях Ульпиана на право. Слово jus (право) он этимологически выводит из слова justitia (справедливость; est autem a justitia appellatum).
Самая справедливость (justitia) est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi (постоянная и неизменная воля воздавать каждому своё), a право (jus) est ars boni et aequi. Определение права, в его обыкновенном переводе — «право есть искусство доброго и справедливого» — даёт прямое указание на то, что право должно быть согласовано со своим этическим масштабом, соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него. Проф. Пунчартом предложен иной перевод: ars, говорит он, «означает гармонию, порядок, bonum — интерес: право есть гармония интересов и средство улажения их столкновений».
Право делится Ульпианом, по природе норм, его составляющих, на три рода: jus naturale («естественное право») обнимает все живые существа, jus gentium («право народов») касается лишь людей, jus civile («гражданское право») относится лишь к известному политическому целому. Идея всеобъемлющего, вседовлеющего закона природы, нормы которого лежат вне человека, вне его воли и усмотрения, составляет ту основу, из которого истекло понятие римских юристов о jus naturale. Praecepta juris gentium — обнимают собой нормы, свойственные только людям в их взаимных друг к другу отношениях (hoc solis hominibus inter se commune sit). Комбинацией praecepta jus naturalis и juris gentium обуславливается теоретический взгляд Ульпиана на институт рабства. Поклонник стоической философии, посягнувшей даже на государственное начало во имя космополитизма, называвшей каждого человека гражданином всего orbis terrarum, Ульпиан не мог быть убежденным сторонником рабства. Jure naturali, — говорит он, — omnes liberi nascerentur (по естественному закону все рождаются свободными); в золотом веке, предшествовавшем социальной жизни, рабство не существовало. Но рабство признавалось в Риме и во всех других современных Ульпиану государствах; это был факт, с которым надо было считаться.
Если рабство — институт общенародный, хотя и contra naturam rerum («против природы вещей») существующий, то оправдание для римского права, его допускавшего, налицо: чем omnes genies utuntur, тем и Рим. Jus civile или jus proprium — это положительное право римского народа, возникающее aut ex scripto, aut sine scripto («или по-писанному, или без писаний»). В основание деления права на частное и публичное Ульпиан кладет понятие интереса (utilia); что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae (для состояния римского государства), то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem (для пользы отдельных людей) — к сфере частного права. Высокой нравственной чистотой и гуманностью дышат многие фрагменты Ульпиана; начала чисто этические часто подсказывают ему разрешение юридических вопросов. Человеческая природа, одинаковая у всех людей, независимо от их социального положения, внушает Ульпиану мысль о той естественной связи, которая должна быть между всеми людьми (inter nos cognationem quandam natura constituit). Ярче всего принципы Ульпиана отразились в его знаменитой формуле: juris praecepta sunt haec — honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere («положения права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому своё»). В этих словах сжато и сильно выражена вся нравственная система стоицизма. Даже стоическая проповедь самоубийства нашла место в трудах Ульпиниана: он признает действительными завещания самоубийц (ut quidam philosophi in ea causa sunt ut testamenta eorum valent).
Юриспруденция, по определению Ульпиана, есть divinarum atque humanarum rerum notitia, justi atque injusti scientia (знание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом). В первой части этого определения проявляется миросозерцание последователя стоической системы: всеобъемлющий закон природы проникает и в область права. Ульпиан дал Риму одного знаменитого юриста, своего ученика Модестина, окончившего собой блестящую плеяду «созидателей права».
Издания
В 1549 г. Иоганн Тилиус впервые издал «Titulos ex corpore Ulpiani», сделавшийся предметом исследования Куяция в 1576 г. Впоследствии память об этом издании совершенно изгладилась, пока Савиньи не открыл вновь труды Ульпиана в ватиканской библиотеке, в списке Χ в. («Tiluli ex corpore Ulpiani Legi Romanae Wisigothorum adjecti»; изд. в 1855 г.). В «Collectio librorum Juris Anteiustiniani» первый выпуск содержит в себе фрагменты Ульпиниана, изданные П. Крюгером (Б., 1878).
Ульпиан
Полезное
Смотреть что такое «Ульпиан» в других словарях:
Ульпиан — Ульпиан, Домиций; Ulpianus, Domitius, ум. в 223 г. н. э., римский правовед. Происходил их финикийского города Тира, больше о его происхождении ничего не известно; работал в Риме сначала как помощник префекта преториан Паппиниана, с 203 или 205 по … Античные писатели
Ульпиан — Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170 228) один из выдающихся римских юристов. Содержание 1 Биография 2 Влияние 3 Правовая мысль … Википедия
Ульпиан — (Ulpianus) (около 170 228), римский юрист, сторонник естественного права. В 426 сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила. Отрывки из сочинений Ульпиана включены в Дигесты. * * * УЛЬПИАН УЛЬПИАН Домиций (Ulpianus Domitius)… … Энциклопедический словарь
Ульпиан — Домиций (Domitius Ulpianus) (около 170 228), римский юрист. Для взглядов У. характерно влияние философии стоиков (см. Стоицизм). Он считал, что рабство противоречит природе вещей (естественному праву (См. Естественное право)), но… … Большая советская энциклопедия
УЛЬПИАН — Домиций (Domitius Ulpianus) (ок. 170 228) рим. юрист. Ученик Папиниана. Был опекуном имп. Александра Севера. Префект претория (с 222). Автор юридич. соч., из к рых дошли лишь извлечения (фрагменты), составляющие 1/3 Дигест Юстиниана (см. Corpus… … Советская историческая энциклопедия
Ульпиан — Домиций (ок. 170 228) рим. юрист. Ученик Папиниана. Был опекуном имп. Александра Севера. Префект претория (с 222). Автор юридич. соч., из к рых дошли лишь извлечения (фрагменты), составляющие 1/3 Дигест Юстиниана. У. был убит… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Ульпиан — Домиций (лат. Domitius Ulpianus), рим. юрист кон. 2 нач. 3 в., родом из Тира в Финикии. Принадлежал к сословию всадников, был префектом претория и членом совета принцепса при Севере Александре. В 228 был убит во время мятежа преторианцев … Словарь античности
Ульпиан Эмесский — (лат. Ulpianus), родом из Сирии римский софист, живший IV веке в период правления Константина I Великого. Автор многих грамматических и риторических сочинений, в том числе, схолий к Демосфену. Имя Ульпиана Эмесского упоминается во… … Википедия
УЛЬПИАН (Ulpianus) — (ок. 170 228) римский юрист, сторонник естественного права. В 426 сочинениях Ульпиана была придана обязательная юридическая сила. Отрывки из сочинений Ульпиана включены в Дигесты … Большой Энциклопедический словарь
Ульпиан Домиций — (Domitius Ulpianus) (около 170 228), римский юрист. Для взглядов У. характерно влияние философии стоиков (см. Стоицизм). Он считал, что рабство противоречит природе вещей (естественному праву), но оправдывал его обычаями, выработанными у всех… … Большая советская энциклопедия
Римское право и римские юристы
Наряду с прецедентным правом, существует система континентального права, основы которого были заложены таким явлением как римское право. Римские юристы на много веков вперед, вплоть до современности, определили каким должно быть право многих стран. При этом, римское право не было изначально таким, каким мы его видим в лучшие годы своего развития.
Первые римские юристы и римское право в начале своего развития
Изначально, право толковалось понтификами (специальной коллегией жрецов), которые ежегодно провозглашали свою позицию.
Светский характер юриспруденция приобретает в 300 г. до н. э. благодаря Гнею Флавию. По легенде, будучи писцом Аппия Клавдия Цека он украл и обнародовал кодифицированный сборник формул, которые применялись в процессе. Позже документ и его содержание стало известно, как цивильное право Флавия.
Обучение праву в древнем Риме берет свое начало в 253 г. до н. э. верховным понтификом Тиберием Корунканием, который первым стал обучать юриспруденции учеников.
Во втором веке до н. э. сборник Флавия был дополнен новыми исковыми формулами Секстом Элием Петом. Им же опубликован труд, содержащий смешение Законов 12 таблиц, комментариев и формул. Толкование и комментирование законов стало для римских юристов большой частью их деятельности. Во втором веке до н. э. особенно сильно развивали право, в том числе и гражданское Маний Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. А первым комментатором преторских эдиктов стал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 до н. э.). Теорией разделения права на частное и публичное занимался Квинт Элий Туберон.
Римские юристы – толкователи права
Римская юриспруденция, как деятельность юристов состояла из: 1) respondere — ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) cavere — сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) age re —- сообщение формул для ведения дела в суде. Юристы писали специальные обращения судьям по делу, которое иногда оформлялось в виде протокола.
При этом, юристы могли интерпретировать те или иные действующие нормы в ключе соответствия их духу справедливости. В случае такого несоответствия или коллизий, своими комментариями они буквально могли изменять действие нормы, давая ей иногда полностью противоположное значение. Комментируя право, римские юристы пытались понять, что имел в виду законодатель или какой бы смысл вложил в норму при изменившихся условиях. Новая норма из комментария становилась действующей нормой цивильного права (ius civile), которое состояло из обычного права, преторского права, законодательства народных собраний. Именно комментарии римских юристов были тем цементом, что скреплял все источники римского права, обеспечивал его развитие и изменение.
Самыми авторитетными юристы становятся в период поздней республики и ранней империи. Императоры, понимая, как важно пользоваться одним из самых эффективных инструментов – правом, пытаются заручится поддержкой юридической братии. Так, Август дарует прослойке правоведов право комментирования от имени императора (ius respondendi). Уже к 3 века н. э. на ответы юристов ссылаются как на закон, они же становятся обязательными к применению судьями.
Упадок римского права и римских юристов приходится на время, когда принцепсы становятся законодателями (вторая половина 3 века н. э.). С этого времени юристы теряют свое право ius respondendi. Однако, комментарии юристов классического периода рассвета римской юриспруденции пользуются уважением и далее.
Как всегда, некоторые коллеги становятся более успешнее, чем остальные. Так, Валентиниан III придал силу закона пяти известным юристам — Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и Модестин (II—III вв.). При коллизиях в их мнении, спор решался большинством, а если такое было невозможно, то предпочитался комментарий Папиниана. Законную силу придали и комментарием тех юристов, которых цитировали указанные правоведы — Сабина, Сцеволу, Юлиана и Марцелла.
Труды римских юристов далее становятся важной частью кодификации Юстиниана (Corpus iuris civilis). Указанный документ состоял из: 1) Институций, т. е. освещения основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также — работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), кодификация частей трудов 38 римских юристов (с I в. до н. э. по IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).
Таким образом, труды юристов были направлены на решение конкретных ситуаций, и только второстепенное значение носила разработка теоретических положений, хотя в последующем именно они сформировали наследие, которое до сих пор оказывает влияние на правовые системы многих стран. Такие теоретические обобщения делались на проработке конкретных правовых вопросов. Есть некая осторожность в такой теоретической работе, ведь именно она станет далее обязательной к применению (всякое определение опасно, говорил еще Луций Яволен Приск).
Публичное и частное право
Классическим является разделение права на публичное право (о пользе государства) и частное право (о пользе отдельных лиц). Частное право в свою очередь (по словам Ульпиана), делилось на три взаимодополняемые, взаимодействующие и не действующие друг без друга части — естественные предписания, (предписания) народов и (предписания) цивильные.
Так, естественное право (ius naturale) оказывает влияние на цивильное право (ius civile) и право народов (ius gentium), соотносятся как целое и части. Так, по Ульпиану к естественному праву относился брак, рождение детей, другие семейные вопросы, как проблемы присущие всем живым существам. Соглашаясь с указанным, Гай утверждал, что хоть эти вопросы и являются сферой естественного права, это не значит, что такие положения не могут подкрепляться цивильным правом.
Уточняя выдвигаемое положение о частях права, юрист Павел писал о том, что на самом деле право состоит не из частей (как обособленных единиц), а лучше говорить о разных смысловых аспектах на один и тот же вопрос. Так, он понимал слово «право» в нескольких аспектах – право это все справедливое и доброе что есть в естественном праве, право это все полезное большинству в государстве что есть в цивильном и преторском праве. Таким образом, право вмещает все указанные аспекты одновременно.
Ульпиан указывал, что право получило свое название от iustitia (правда, справедливость). Ссылаясь на Цельса, он говорит, что право это искусство (ars) добра (boni) и справедливости (aequi).
Понятие справедливости (Aequitas) является для римских юристов во многом основополагающим. Это своеобразный ориентир для правотворчества и противопоставления равного и справедливого права праву несправедливому.
Aequitas как всеобщая справедливость в правовом смысле становится специальным термином iustitia. Ульпиан отмечает — Iustitia (правда, справедливость) есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право, жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит».
Таким образом, юриспруденция является знанием справедливого и несправедливого. Древнеримские юристы всячески подчеркивают ценность права, права как мерило того, что должно быть. Павел об этом писал — претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать.
Отсюда требования к закону, как к форме, содержание которой – справедливость. Это идеал закона, ценностная установка. Вот формулировка Папиниана — «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Таким образом, закон должен соответствовать нескольким требованиям – общий и справедливый характер (действует на всех), разумность, обеспечен защитой государственного принуждения, разумен.
При этом, сам закон понимается римскими юристами не только как форма правового акта, но и как ценность, основанная на указанных чертах. Таким образом, если закон несправедлив, не несет пользу большинству, то этот закон неправовой.
Римское публичное право
Публичное право, как отрасль, устанавливала положение религии, полномочия должностных лиц, государственных институтов, гражданства и прочее. Именно юристы, как привилегированная прослойка сделала все, для того, чтобы обосновать необходимость дарования монарху законодательной власти в период становления империи.
Так, во многом обосновывалась власть принцепса как законная, а сам закон не распространяется на него.
При этом, действуя на стороне сильной власти монарха, находясь на высоких постах, сами юристы терпели произвол. Ульпиан, являясь префектом претория был убит в 228 г. прямо на глазах у императора. В 212 г. казнен на этой же должности Папиниан, отказавшийся обосновывать и с точки зрения права оправдывать убийство.
Римское частное право
Гай утверждал, что цивильное право является установленным для того или иного государства правом. Папиниан создал классификацию источников цивильного права — законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов, преторское право (в качестве исправлений остальных источников).
Частное право было тщательно проработано, разрешены многие спорные вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности, имущественных отношений в особенности (как инструмент защиты прав собственника). В том числе, частное право особо прорабатывает вопросы рабов как собственности и объектов вещного права. Ульпиан отмечает, что рабство возникло по праву народов, ведь по естественному праву все рождаются свободными.
Право народов включает в себя международные отношения, отношения римских граждан с перегринами. Это право формировалось из эдиктов магистратов, императорских конституций и трудов юристов. Указанное обеспечивало взаимодействие права народов и цивильного права.
Гермогениан указывал — «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом».
Как уже было сказано, римское право определило развитие права на многие века и определяют до сих пор. Мы не можем не отметить высокую культуру юриспруденции, ее научность, аргументированность проработку.