дудочка и флейта чем отличаются
«Дудки», «дуделки» и другие «трели-свирели» в одной флейте
От редактора: Как человек, оттрубивший (простите за каламбур) от первого звонка до аттестата в музыкальной школе, с ее, как тогда казалось, «бесполезными» предметами, вроде «Сольфеджио» и Музыкальной литературы», с детства, так сказать, в подкорку мозга забита информация о том, чем блок-флейта отличается от фагота, например. Еще прекрасное музыкальное произведение Прокофьева «Петя и Волк» очень хорошо про духовые инструменты рассказывало — рекомендую ознакомиться. Потому как бы и не понимаю, КАК люди могут путать духовые? Они же такие разные! Ну, а интересности конкретно про флейту, по традиции, сегодня расскажет наш постоянный музыкальный автор Василий Виноградов.

Василий Виноградов: Продолжаем краткий ликбез и быстрый экскурс в бескрайние поля знаний о музыкальных инструментах. Сколь же много их разновидностей — голова кругом, если вдуматься с непривычки. Всего за раз не объять, поэтому в этот раз наш путь вильнёт только в сторону инструментов духовых. На страницах «Сенсаций.Нет» уже была статья про губную гармошку, но понятное дело, что этого мало! Есть же ещё гобой, фагот, труба, валторна… флейта, наконец! Вот про неё сегодня давайте и поговорим.

Как явление флейта, довольно древний инструмент. Упоминания о нём и подтверждающие эти упоминания археологические находки указывают на возраст 30-40 тысяч лет до н.э. С тех пор, как ни трудно догадаться, “довольно много воды утекло”, но, пожалуй, ни один инструмент не видоизменяли и совершенствовали так долго и дотошно, как флейту. По некоторым сведениям, правда не подтверждённым (хе-хе), изобретателем флейты следует считать некоего Ардала — сына бога Зевса.
Но прежде чем погрузиться в технические дебри, следует выяснить, стоит ли вообще флейта внимания и привлекает ли она хоть как-то внимание слушателей. И если отбросить банальное разделение “люблю/не люблю” и “нравится/не нравится”, то в той или иной степени все эпитеты упираются в “волшебно” и “воздушно”. И магическим образом, в сказках и преданиях, мы видим флейту чаще всего в руках фей или волшебников.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Всегда ли так было? Отнюдь. Начиналось всё первобытного… эээ… как бы его обозвать… свистка! Теперь уже можно только догадываться, в ритуальных ли целях жрецов использовался звук этих свистулек или больше превалировал развлекательный порыв простолюдинов, но ввиду простоты изготовления и использования, как бы сейчас сказали, это был “потребительский хит”.
Так же доподлинно неизвестно, кому пришла в голову, что эти свистки-свистульки должны звучать по-разному, но это привело к тому, что их стали удлинять посредством трубочек из какого ни попадя материала. Расчёт был простой — чем длинней, тем ниже звук. Чем короче, соответственно, тем выше. В конце концов технический прогресс привёл к тому, что трубочка осталась одна, но обзавелась отверстиями, закрывая/открывая которые, собственно длина и меняется. Это заметно упростило конструкцию и облегчило изготовление всяких дудочек, свирелей и прочих “сопелок”. А предыдущий накопленный опыт не прошёл даром и конструктор, в виде всё тех же трубочек разной длины, перекочевал к пан-флейте.
Помимо пан-флейты и флейты-со-свистком (или блок-флейты), большое распространение в первую очередь получила так называемая поперечная флейта. Почему она так называется? Тут всё просто: отверстие для подачи воздуха изо рта музыканта находится не с торца, а сбоку корпуса флейты.
Но хорошо! Легко можно согласиться, что все представленные в тексте выше инструменты однозначно духовые. Но почему все они флейты? Их всех роднит всё тот же “принцип свистка”. Воздух, проходя сквозь условный “мундштук” рассекается, а поскольку скорость во вдуваемом воздушном канале довольно высока (тут, конечно, многое зависит от силы вдувания и калибре самого отверстия) и это рассечение и заставляет флейту свистеть. А вот само приспособление для рассекания воздуха немного разное, хотя и тут без близкого родства конструкций не обойтись.
В пан-флейте процесс звукоизвлечения знаком любому человеку, кто хоть раз в жизни «дудел в горлышко бутылки». Кстати, в поперечную флейту дуют тем же образом – как горлышко бутылки, хотя на первый взгляд может показаться совершенно иначе.
Для порядка поясним, что звукоизвлечение, скажем, в трубе или саксофоне происходит кардинально по-другому, чем во флейте. В трубе внутри мундштука резонируют определённым образом сложенные губы музыканта, а саксофоне (или кларнете) вибрация получается за счёт колебаний небольшой тонкой деревянной пластины, которую называют тростью. Но развитие этой темы оставим для другой статьи.
Жанровое применение музыкального звучания какой бы то ни было флейты, долгое время ограничивалось народным песенно-плясовым творчеством. Причём, у каждого племени или даже народа появлялись свои разновидности флейт, какую бы музыку они ни культивировали. Всевозможные дудки-дудочки-свирели-сопелки-флейты стали неотъемлемой частью фольклора. Спорить трудно, что в первую очередь просто та изготовления и освоения делало эти инструменты поистине народными и все эти лютни, скрипки, барабаны и прочие гусли было куда более сложно мастерить и таскать с собой.
Следующим витком развития стало формирование классической, как мы её воспринимаем теперь, музыки. Бах, Чайковский… Кто только не писал музыкальные произведения с оглядкой на флейту. Больше всех отличился Вольфганг Амадей Моцарт, написав целую оперу под названием «Волшебная флейта», где по сюжету флейта действительно была волшебная и защищала главных героев (естественно, юношу и девушку) от злых духов. Надо ли говорить, что этот магический инструмент подарила влюблённым некая фея? (хе-хе)
Современная же металлическая поперечная флейта проникла и прочно обосновалась во множестве музыкальных жанров: от фолка и джаза до рока. И каким бы новаторским или наоборот – традиционным образом не придумывались и аранжировались для неё мелодии, лёгкость и волшебство так и остались первичными ощущениями от её звуков.
Флейта и ее разновидности
Виды флейт
Поперечную флейту располагают перпендикулярно ко рту музыканта, поскольку отверстие для вдувания воздуха или мундштук расположены сбоку, а продольную, соответственно, держат параллельно.
Чем отличается поперечная и продольная флейта
Ещё есть так называемые этнические флейты. В музыкальной культуре почти любого народа обязательно есть инструмент, который называют флейтой. Свирель, пыжатка, вистл, окарина, бансури и многие другие инструменты, просто схожие по извлечению звука – струей воздуха.
Ещё можно выделить такие виды флейт: одноствольные, двуствольные и многоствольные.
Разновидности флейт
Сегодня флейта имеет много обликов и названий, рассмотрим наиболее популярные разновидности флейт в картинках.
Поперечные флейты
Начнем с поперечной флейты как с наиболее сложного инструмента профессиональных флейтистов. Именно она солирует на концертах и звучит в оркестре.
Исторически к поперечным флейтам относятся и многие азиатские инструменты.
Флейта Ди – китайская бамбуковая флейта
Китайская флейта Ди имеет шесть игровых отверстий и выполнена из бамбука. Закрытый конец имеет отверстие для вдувания воздуха, а следом за ним расположено отверстие прикрытое тонкой тростниковой или камышовой пленкой. Китайская поперечная флейта Ди издает очень тонкий звон благодаря вибрациям этой пленки. Бамбуковая флейта Ди является очень популярной в Китае и имеет две разновидности: цюйди и банди, отличающихся высотой строя.
Ирландская флейта
Индийский бансури
Поперечная флейта бансури применяется в классической индийской музыке. Это концертный вариант флейты из стеблей бамбука.
Оркестровая флейта
Современная поперечная флейта является распространенным инструментом в симфоническом оркестре. Несмотря на то, что по своей механике флейта относится к семейству деревянных духовых инструментов, её изготавливают из серебра, никеля, томпака, золота и даже платины. Современная флейта имеет клапанный механизм, при помощи которого музыканту проще извлекать все звуки хроматического ряда. Оркестровые флейты делят на такие разновидности как профессиональные и ученические.
Для удобства обучения, ученические модели современных флейт имеют закрытые клапаны. Такая конструкция позволяет сконцентрироваться на изучении аппликатуры. Профессиональные модели флейт оснащены открытыми клапанами, увеличивающими резонанс звучания и помогающими лучше выполнять нюансировку.
Также современные флейты отличаются типом колена – позволяющее играть с нижним звуком «до» первой октавы, либо «си» малой октавы.
Ми-механика. Этот механизм не является обязательным и присутствует не на всех современных поперечных флейтах. Он необходим для более легкого извлечения ноты «ми» третьей октавы. Этот дополнительный элемент в основном предназначен для учеников, однако многие профессиональные музыканты тоже его используют.
Различают 4 разновидности поперечных флейт для оркестра:
Строение флейты
Оркестровая флейта состоит из трех основных частей – головки, тела и колена.
Головка флейты еще называется мундштуком. Сбоку он оснащен отверстием, называемым дульцем, через которое музыкант вдувает в инструмент воздух. Дульце флейты снабжено специальной накладкой, именуемой губками. Это приспособление улучшает контакт губ музыканта и корпуса флейты, не давая воздуху просачиваться наружу. Кроме того, на головке расположено настроечное отверстие со специальным винтом, который крайне нежелательно трогать. Затягивая винт, можно регулировать объем воздуха, находящийся во флейте, осуществляя тонкую подстройку строя инструмента.
Тело флейты имеет сложную систему клапанов, с помощью которых музыкант закрывает и открывает отверстия на корпусе инструмента, регулируя высоту издаваемого звука. Существует линейная система клапанов, где механизм и отверстия выстроены строго в ряд, и слегка изогнутая система, более удобная для игры музыканта. На звучание система клапанов не влияет, и выбор между ними осуществляется только чисто с эстетической точки зрения.
Колено флейты также представляет собой трубку с клапанами, и от его типа зависит диапазон играемых нот. Существует два вида колена флейты: «Си» и «До». У флейт с коленом типа «До», самым нижним звуком будет «До» первой октавы. Флейты с коленом «Си» имеют колено, снабженное специальным дополнительным клапаном – рычажком «гизмо», который позволяет использовать аппликатуру до четвертой октавы.
Продольные флейты
В основном, к продольным флейтам относят народные инструменты, самые древние флейты и свистки. Кроме того, к продольным флейтам относят блокфлейты. Такие инструменты имеют специальную вставку – блок в мундштуке, для того чтобы воздух, вдуваемый музыкантом, проходил к свистку с большим давлением. К блокфлейтам относят свирель, сопилку, вистл, а также рекордер – английское название блокфлейты, произошедшее от слова «record», в значении «заучивать наизусть».
Блокфлейта
Блокфлейты очень популярны, именно на этом инструменте начинают свое обучение дети в музыкальных школах. Изготавливают блокфлейты из пластика, дерева и даже металла. Подробнее о разновидностях блокфлейт.
Свирель
Музыкальный инструмент свирель является древнерусским, но дошедшим до наших дней. Сведения о свирели находят в старинных летописях. Это свистковое устройство представляет собой деревянную дудочку со свистком для вдувания воздуха на одном конце и игровыми отверстиями на другом. Иногда свирель изготавливалась двойной – разной длины дудочки соединялись вместе, чтобы музыкант мог исполнять двухголосные мелодии. Изготавливают свирель из клена, ясеня, ивы, крушины. Звуки её чарующие и мелодичные.
Калюка
В русской народной культуре известна продольная флейта Калюка (также её называют травяной флейтой, колюкой и выгонкой). Изготавливалась она из колючего кустарника татарника или дудника. Примитивная и простая, калюка представляет собою полую трубку. Обертоновая флейта калюка издает свистящие звуки, напоминающие порывистый ветер. В Латинской Америке подобный инструмент называется Кена.
Окарина
Окарина – сосудообразная флейта. Это название применимо к целому семейству инструментов. Существует несколько разновидностей флейты окарина. Классический вариант инструмента был изобретен в Италии Джузеппе Донати в форме гусенка с отверстием для вдувания воздуха с узкой стороны и отверстием по-середине на широкой стороне для выхода звука. Русский вариант – свистулька, имеет такую же форму и принцип работы, и сегодня популярна в качестве сувенира. Подобные инструменты распространены по всему миру, имеют различные формы и разное количество отверстий для закрывания пальцами. Звук окарины мелодичный, льющийся, зависит от размеров отверстий, а изготавливают её обычно из глины и керамики.
Армянский дудук
Вистл
Индийский бансури
Индийский вариант продольной флейты именуется бансури и используется в народной музыке. Тогда как поперечный вариант с таким же названием предназначен для концертной деятельности исполнителей традиционной индийской музыки. Индийский бансури – это инструмент пастухов, изготавливают его из бамбука особым образом. От длины и толщины бансури зависит и её настрой — чем она длиннее, тем более низкие звуки можно из неё извлечь. Как и все флейты, бансури мелодичный и звонкий.
Китайская флейта Сяо
В Китае существовала продольная бамбуковая флейта Сяо, имеющая теплое, глуховатое звучание. Как и бансури, это довольно крупный инструмент.
Сиринга
В древней Греции существовала продольная флейта Сиринга. Это звукоподражательное название сравнивало звучание флейты с пением птиц.
Двойные флейты
Как можно догадаться из названия, эти флейты состоят из сдвоенного корпуса. Двойные флейты могут воспроизводить звуки как по отдельности каждым корпусом, так и аккордами.
Двойные флейты распространены по всему миру. Они известны на Украине, у хорватов, поляков, словаков и так далее. Существуют аккордовые флейты – разновидность двойной блокфлейты. На таком инструменте возможно играть аккордами.
Двойной рекордер – двойная блокфлейта, появившаяся в средневековой Европе. Имела по четыре отверстия на каждом корпусе.
Примерами двойных флейт служат: свирель, индийская алгоза − сдвоенная флейта, позволяет исполнять одновременно мелодичную мелодию на одной дудочке и нижний аккомпанирующий тон (бурдон) на второй.
Многоствольные флейты
Многоствольные флейты являются целым классом деревянных духовых инструментов. Самая известная многоствольная флейта называется флейтой Пана, также называемая панфлейтой. Её название связано с легендой, в которой говорится о причастности античного бога Пана к созданию этого инструмента. Познакомиться с её историей можно тут.
Многоствольная флейта представляет собой связанные друг с другом трубки разного диаметра. Вдувая воздух под углом к этим трубкам музыкант может извлекать звуки различной высоты.
Также к многоствольным флейтам относят китайский инструмент Пайсяо, молдавская и румынская флейта Най, испанская Сампонья, а также западно-грузинская Ларчеми.
История дудки
Флейта — духовой инструмент времён палеолита
Дудки и их разновидности относятся к классу продольных флейт, самой древней формой которых является свистковая. Выглядела она следующим образом: трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали только для свиста, но затем люди поняли, что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, можно получить различные по высоте звуки.
Возраст самой древней флейты, найденной археологами, составляет приблизительно 5000 лет до нашей эры. Материалом для её изготовления послужила кость молодого медведя, в которой сбоку при помощи клыка животного были аккуратно проделаны 4 отверстия. Со временем примитивные флейты усовершенствовали. Сначала на них заостряли один из краёв, позже появилось специальное свистковое устройство и наконечник, напоминающий птичий клюв. Это существенно облегчило звукоизвлечение.
Дудки распространились по всему земному шару, приобретая в каждой стране свои индивидуальные особенности. К ближайшим родственникам дудок из класса продольных флейт относятся:
— Сиринга, древнегреческий духовой инструмент, упоминавшаяся в «Илиаде» Гомера.
— Кена, тростниковая флейта с 7 отверстиями без свистка, распространённая в Латинской Америке.
— Вистл (от английского слова whistle – свист), широко используемый в ирландской и шотландской народной музыке и изготовляемый из дерева или лужёной жести.
— Блокфлейта (флейта с небольшим блоком в головной части инструмента), получившая широкое распространение в странах Европы в начале прошлого тысячелетия.
Использование дудок у славян
Какие же именно духовые инструменты принято называть дудками? Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. 
Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки. В Тверской области также получила распространение разновидность жалейки, изготовленная из ивы брёлка, обладающая гораздо более нежным звучанием.
В Курской и Белгородской областях пастухи предпочитали играть на пыжатке – продольной деревянной флейте. Своё название она получила из-за втулки со срезом, напоминающей птичий клюв, вставленной с одного конца инструмента. Звучание пыжатки слегка приглушенное, шипящее: оно придается ниткой, пропитанной воском и намотанной вокруг трубки.
Одним из самых распространённых инструментов стала калюка, также известная как «травяная дудка» или «выгонка». Материалом для её изготовления обычно служили колючие растения (отсюда и пошло название «калюка»), но часто делали и недолговечные лужные флейты из борщевика или растений с пустыми стеблями. В отличие от вышеперечисленных видов дудок, в выгонке было всего два игровых отверстия – входное и выходное, и высота звука менялась в зависимости от угла и силы подаваемой струи воздуха, а также от того, насколько открыто или закрыто отверстие в нижнем конце инструмента. Калюка считалась исключительно мужским инструментом.
Использование дудок в настоящее время
Конечно же, сейчас популярность традиционных русских инструментов не столь велика, как к примеру, несколько веков назад. Их вытеснили более удобные и обладающие большими возможностями духовые инструменты – поперечные флейты, гобои и другие. Однако и сейчас их продолжают использовать при исполнении народной музыки в качестве аккомпанемента.
Дудка
Под названием «дудка» объединено несколько разновидностей продольных флейт, которые использовались в фольклоре русских, украинских и белорусских народов, распространялись в других странах, становясь частью и их музыкальной культуры. Несмотря на небольшие музыкальные возможности, эта представительница семейства духовых пользовалась большой популярностью среди простого народа.
Конструкция
Устройство деревянного инструмента простое. Это трубка со свистковым устройством и отверстиями. Отличаются друг от друга дудки размером и формой. Длина может варьироваться от 20 до 50 сантиметров. Концы бывают суженные или расширенные, конусообразные или ровные.
Встречаются цельные и разборные дудочки. Иногда исполнители играют сразу на двух трубках, объединенных одним мундштуком. Такой инструмент называется двойной дудкой.
Мастера создавали конструкции, выдалбливая или высверливая из древесины. Использовались разные породы дерева: ясень, липа, граб, сосна, орешник. Неплохое звучание давали камыш и бузина, вербная кора.
Разновидности дудок
Музыкальный инструмент представлен несколькими видами, каждому из которых дано свое название. Они отличаются размерами и особенностями конструкции.
Поршневка
Трубка в виде цилиндра имеет не только свистковое устройство, но и поршень. При игре музыкант ритмичными движениями меняет положение поршня, изменяя высоту звука. При вдувании воздуха при закрытом поршне дудка-поршневка звучит высоко.
Открытая дудка
Еще один вид русской народной продольной флейты со скошенным концом, который имеет щель. Воздух направляется на скошенный край, а язык выполняет роль пыжа, то закрывая, то открывая щель. Открытая дудка тоньше, чем поршневка, диаметр внутреннего канала у этого вида составляет не более одного сантиметра. Корпус инструмента может иметь разное количество звуковых отверстий, в Курской области известны образцы с 5 отверстиями.
Калюка
Длинная дудка, одна из разновидностей обертоновой продольной флейты. Инструмент взрослого исполнителя может достигать в длину 70-80 сантиметров, но каждый музыкант подбирает дудочку в соответствие со своим ростом и длиной рук. Дело в том, что размер столба воздуха во время игры регулируется открыванием и закрыванием указательным пальцем нижнего отверстия. Калюку изготавливают из плотных стеблей растений. Верхнее отверстие более широкое, чем нижнее.

Сопилка
Эта разновидность распространена на Украине. Сопилка в свою очередь объединяет три типа:
Первые два типа характерны для народов Западной Украины, второй распространен в южный и восточных районах.

Дудка с тремя отверстиями
На Западной Украине еще встречается вид продольной народной флейты, который в Европе называют волынкой. Чтобы играть на дудке с тремя отверстиями, нужна ловкость, сноровка и чувство ритма, потому что исполнитель одновременно играет на дудке и колокольчике, держа их в разных руках.
Существует огромное количество разновидностей, характерных для разных народов и регионов. Они могут выглядеть и называться по-разному: жалейки, свирели, рожки, дуда, сопль, чибизга.
Использование
На Руси дудка появилась еще до прихода христианства. Русский деревянный духовой инструмент изначально полюбили пастухи. С помощью жалейки они подзывали скот. Имел инструмент и сакральный смысл, его звучание сопровождало заговоры при болезни скота, а на Карпатах считалось, что если играть на трубке ночью, то музыка привлечет темные силы.
Позднее наигрыши вошли в быт народа, стали доступным развлечением. Редкий фольклорный ансамбль народных инструментов может обойтись без дудочки. Большую популярность и известность в Советском Союзе обрел первый ансамбль народных инструментов под руководством В.В. Андреева. Ему удалось передать многим простейшим представителям семейства духовых академическое звучание.
Сегодня психологи и педагоги рекомендуют родителям давать в руки детям дудочки, чтобы они не только развивали слух и речь, но и мелкую моторику. Звучание инструмента также положительно влияет на психику, его активно используют в музыкальной терапии.
Дудка в культуре
В книгах исследователей фольклора этот инструмент упоминается очень часто. О дудочке говорится в потешках, сказаниях, песнях, пословицах и поговорках. О безропотных, послушных людях говорили, что они «пляшут под чужую дуду», а про талантливых и успешных – «и швец, и жнец и на дуде игрец».
Наравне с гуслями, трещотками, ложками, бубнами дудка вошла в состав народного ансамбля, используется для аккомпанемента фольклорных и авторских композиций.


















.jpg)




