думаю что мой руководитель редко
Результаты методики «Незаконченные предложения»
I. Отношение к материОбщая оценка: 1
14. Моя мать и я настоящие друзья 0
29. Моя мать самая лучшая0
44. Я считаю, что большинство матерей идеальны0
59. Мне нравится моя мать, но иногда она бывает строгой1
Заключительная интерпретация:у обследуемого очень теплые и доверительные отношения с матерью. Возникающие противоречия рассматривает как несущественные и быстро разрешает их.
II. Отношение к отцуОбщая оценка:0
1. Мне кажется, что мой отец редко гуляет0
16. Если бы только мой отец оставался всегда таким же, какой он есть 0
31. Я бы хотел, чтобы мой отец чаще был дома0
46. Мне кажется, что мой отец самый лучший0
Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение
III. Отношение к членам семьиОбщая оценка: 1
12. По сравнению с большинством семей, моя семья очень дружная 0
27. Моя семья относится ко мне какс ребенком1
42. Большинство семей, которые я знаю,живут в полной гармонии0
57. Когда я былребенком, моя семья часто выезжала на природу0
Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.
IV. Отношение к женщинамОбщая оценка: 1
10. Я представляю себе совершенную женщину как моя девушка0
25. Я считаю, что большинству девушек прекрасны 0
40. Я считаю, что большинство женщин склонны к самолюбию1
55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж.0
Заключительная интерпретация: Лишь незначительная и поверхностная критика.
V.Отношение к гетеросексуальным связямОбщая оценка: 0
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я надеюсь, что они счастливы друг с другом 0
26. Я думаю о супружеской жизни, что это эталон0
41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я бы был рад 0
56. Моя половая жизнь полностью удовлетворяет меня0
Заключительная интерпретация:Показывает на удовлетворение в этой части.
VI. Отношение к друзьям и знакомымОбщая оценка: 0
8. Мне кажется, что настоящий друг,всегда придет на помощь0
23. Я не люблю людей, которые врут0
38. Больше всего мне нравятся люди добрые, отзывчивые и настоящие 0
53. Когда меня нет, мои друзья расстраиваются0
Заключительная интерпретация: у испытуемого сложились очень хорошие, близкие, доверительные отношения с его друзьями. В людях он особенно ценит искренность и стремление быть собой.
VII. Отношение к начальству на работе и в школеОбщая оценка:2
6. Мое начальство — дружелюбное1
21. В школе мои учителя хорошо ко мне относились 0
36. Когда я вижу, что входит начальник, я испытываю волнение и тревогу 2
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, вызывают во мне чувство уважения 1
Заключительная интерпретация: в отношении к начальству обнаружил значительное эмоциональное напряжение, что обусловлено сочетанием уважения к статусным лицам, опасениями в контакте с ними. Подобное отношение возможно связано с недостаточной уверенностью в своих профессиональных качествах (маленький опыт работы).
VIII. Отношение к подчиненнымОбщая оценка: 1
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы был рад
19. Если бы люди работали под моим руководством, то они никогда бы об этом не пожалели0
34. Люди, которые на меня работают, уважают меня 0
48. Отдавая приказы другим людям, я хочу, чтобы оно было выполнено в срок1
Заключительная интерпретация: Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.
IX. Отношение к коллегам на работе и в школеОбщая оценка: 0
13. На работе я лучше всего лажу с теми людьми, чьи ценности мне близки 0
28. Те, с кем я работаю, в большинстве своем хорошие люди 0
43. Мне нравиться работать с людьми, которые болеют за общее дело
58. Мои сослуживцы обычно с энтузиазмом принимают мои идеи 0
Заключительная интерпретация: обследуемый испытывает чувство общности, единства с коллегами, для нее важно взаимопонимание с ними, общность ценностей, взглядов, мнений и т.д.
X. СтрахиОбщая оценка:0
52. Иногда мои страхи заставляют меня (у меня нет страхов) 0
Заключительная интерпретация. Выражает отсутствие явно выраженных страхов.
XI. Чувство виныОбщая оценка:2
15. Я бы отдал все, чтобы забыть прошлое2
30. Моей величайшей ошибкой было недоверие своим близким 1
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за очень многих вещей 2
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, врал и обижал близких мне людей 1
Заключительная интерпретация: Имеются сожаления опрошлом, такжеобследуемый испытывает чувство вины из-за собственных неблаговидных поступков (в отношениях к близким лживость, нанесение обид). Собственные поступки оценивает излишне критично, из-за чего постоянно пребывает в состоянии эмоционального напряжения.
XII. Отношение к собственным способностямОбщая оценка:1
2. Когда обстоятельства против меня, я не сдаюсь0
17. Я считаю, что у меня есть способностьпреодолевать обстоятельства0
32. Моя самая большая слабость – это то, что я не знаю границ1
47. Когда удача отворачивается от меня, я не обращаю на это внимание 0
Заключительная интерпретация: испытуемый достаточно адекватно относится к своим способностям, сложные ситуации воспринимает как преодолимую преграду, так как, считает, что за неуспехом всегда последует успех.Способности преодолевать обстоятельства, вдохновляют обследуемого на большие старания.
XIII. Отношение к прошломуОбщая оценка: 1
9. Когда я был ребенком, я очень любил сладости0
24. До войны Х
39. Если бы я снова стала молодой, то я бы стал спортсменом1
54. Мое самое яркое воспоминание из детства –связано с моей семьей 0
Заключительная интерпретация: по отношению к прошлому обследуемый испытывает положительные эмоции (счастливое детство, любовь и теплота в отношениях с родителями). Единственное, чем испытуемый недоволен, это то, что не всерьез занимался спортом.
XIV. Отношение к будущемуОбщая оценка:0
5. Я вижу будущее очень захватывающим0
20. Я надеюсь на себя 0
35. Однажды я стану богатым 0
50. Когда я стану старше, я надеюсь стать мудрее 0
Заключительная интерпретация: кажется уверенным в достижении своих материальных целей, позитивная установка по отношению к собственному будущему, настроен оптимистично, считает, что впереди его ждет только самое хорошее.
XV. ЦелиОбщая оценка:0
3. Я всегда хотел любить и быть любимым0
18. Я бы был абсолютно счастлива, если бы зарабатывал достаточно денег, чтобы хорошо содержать семью0
33. Моя тайная мечта в жизни быть очень богатым0
49. Больше всего от жизни я хочу осуществить свои мечты0
Заключительная интерпретация: желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность любви для счастливой жизни.
Общее заключение по методике
Основные области внутри личностного конфликта испытуемого: переживания и уверенность в себе. По данным блокам наблюдаются эмоциональная стойкость.
Взаимосвязи между установками:
· слишком высокие требования по отношению к себе привели к формированию у испытуемой чувства гиперответственности и неумению разделять ответственность с другими людьми (VIII, X);
· глобальная неуверенность в себе, неудовлетворенность собственной личностью привела к сомнениям обследуемой в отношении своей профессиональной компетентности и к возникновению тревоги, стрессовых состояний при взаимодействии с начальством (VII, X);
· крепкая связь, хорошие отношения с родителями, множество счастливых воспоминаний из детства сформировали главную цель испытуемой – создать собственную дружную семью (XIII, I, II, XV);
· некоторая идеализация образа отцасформировала ряд высоких требований, запросов обследуемой в отношении лиц противоположного пола (II, V).
• Степень реагирования респондента на внутренние импульсы и на внешние стимулы – испытуемая склонна остро реагировать на внутренние импульсы (19, 37, 45, 2, 32).
• Эмоциональная адаптация – испытуемая достаточно хорошо адаптирована во всех сферах, которые связаны с семьей, отношением к прошлому, настоящему и будущему (I, II, XIII, XIV, XV), нарушения адаптации наблюдаются в тех областях, которые требуют адекватной оценки себя и достаточной уверенности в собственной компетентности (VII, VIII, X, XI).
• Зрелость – достаточную личностную зрелость испытуемая обнаружила в сфере отношений с другими людьми, будущих целей и жизненных планов (I, II, VI, X, XI). Наряду с этим выявлена недостаточная зрелость восприятия обследуемой самой себя (VII, VIII), что обусловлено завышенными требованиями по отношению к себе и, как следствие, проявляется излишней неуверенностью и низкой самооценкой.
• Уровень реальности – мышление испытуемой можно назвать вполне реалистичным (XIV, XV)
• Стремление преодолеть конфликты выражается в высоком уровне жизненной активности, в твердой вере в светлое будущее, в обращении за помощью в случае необходимости к своей семье, в оптимистичном взгляде на прошлое, настоящее и будущее.
Что это значит? В чём мои проблемы?
Незаконченные предложения Сакса Леви:
1. Думаю, что мой отец редко вспоминает обо мне
2. Если все против меня, то я падаю духом
3. Я всегда хотел счастья
4. Если бы я занимал руководящий пост то я бы сделал жесткие условия
для людей
5. Будущее кажется мне бесперспективным
6. Мое начальство всё время меня отчитывает
7. Знаю, что глупо, но боюсь смерти
8. Думаю, что настоящий друг не предаст
9. Когда я был ребенком мама чуть не выгнала меня из дому
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является женщина, которая мне
подчиняется
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной мне становится противно
12. По сравнению с большинством других моя семья не дружелюбна и
агрессивна по отношению ко мне
13. Лучше всего мне работается с самим собой
14. Моя мать и я часто ссоримся
15. Сделал бы все, чтобы забыть прошлое
16. Если бы мой отец только захотел найти меня
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы вырваться из семейного ада
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы никогда не рождался
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством, то я очень доволен
20. Надеюсь на лучшее, но получаю худшее
21. В школе мои учителя безразличны ко мне
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь людей
23. Не люблю людей, которые умнее меня
24. Когда-то всё со мной было хорошо
25. Считаю, что большинство юношей (девушек) глупые
26. Супружеская жизнь кажется мне невыносимой
27. Моя семья обращается со мной как с ребёнком, не давая мне проявить себя
28. Люди, с которыми я работаю оскорбляют меня
29. Моя мать презирает меня за мою слабость и трусость
30. Моей самой большой ошибкой было родиться на свет
31. Я хотел бы, чтобы мой отец забрал меня к себе и воспитал меня
настоящим мужчиной
32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что я эмоциональный и
чувствительный человек
33. Моим скрытым желанием в жизни является родиться другим человеком,
с другими способностями и характером
34. Мои подчиненные отсутствуют у меня
35. Наступит тот день, когда я буду один и буду свободным
36. Когда ко мне приближается мой начальник – я испытываю страх
37. Хотелось бы мне перестать бояться всего на свете
38. Больше всех люблю тех людей, которые с высоким интеллектом и
слабой эмоциональностью
39. Если бы я снова стал молодым – я бы жил так как я хочу и понимаю
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) лучше меня
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь, то я бы лучше себя
чувствовал
42. Большинство известных мне семей дружелюбны
43. Люблю работать с людьми, которые уважают меня
44. Считаю, что большинство матерей не любят рожать мальчиков, а любят
девочек
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если сделал что
неправильно
46. Думаю, что мой отец мужественный мужчина
47. Когда мне начинает не везти, я начинаю свирепеть
48. Больше всего я хотел бы в жизни стать обычным мужчиной
49. Когда я даю другим поручение то надеюсь, что оно будет выполнено
50. Когда буду старым – я буду никому не нужен
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю вызывают во мне
раздражение
52. Мои опасения не раз заставляли меня передумать
53. Когда меня нет, мои друзья сплетничают обо мне
54. Моим самым живым воспоминанием детства является воспоминание о
моём первом доме
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) женщины умнее меня
56. Моя половая жизнь у меня отсутствует
57. Когда я был ребенком, моя семья говорила, что я неумный
58. Люди, которые работают со мной мной не довольны
59. Я люблю свою мать, но хочу жить отдельно от неё
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это утопить котёнка
Думаю что мой руководитель редко
Если все против меня, то, скорее всего, я еду по встречной.
Я всегда хотел свободно говорить по-английски.
Если бы я занимал руководящий пост, то у меня были бы подчиненные.
Будущее кажется мне привлекательным.
Мое начальство имеет ученые степени.
Знаю, что глупо, но боюсь снова забыть зайти в химчистку.
Думаю, что настоящий друг у меня есть.
Идеалом женщины/мужчины для меня является Моника Левински.
Когда я вижу женщину вместе с мужчиной, то чаще могу отличить одну от другого.
По сравнению с большинством других семей, моя семья живет у моря.
Лучше всего мне работается с утра.
Моя мать и я часто играли в шахматы.
Сделал бы все, чтобы забыть, но не помню – что.
Если бы мой отец только захотел, то полетел бы в космос.
Думаю, я достаточно способен, чтобы быть в состоянии.
Я мог бы быть очень счастливым, если бы был волшебником.
В школе мои учителяходили на педсоветы.
Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь победы сборной Камеруна.
Не люблю людей, которые портят лифты.
До войны я ничего о ней не знал.
Считаю, что большинство юношей и девушек имеют родителей.
Супружеская жизнь кажется мне разной.
Моя семья обращается со мной, как с сыном чаще, чем как с дядей.
Моя мать красивая женщина.
Моей самой большой ошибкой было выпить с утра этот старый йогурт.
Я хотел бы, чтобы мой отец позвал меня с собой в космос.
Моя наибольшая слабость заключается в том, что я люблю вкусно поесть.
Моим скрытным желанием в жизни является победа мировой революции.
Мои подчиненные любят хорошее пиво.
Наступит тот день, когда я пойду в отпуск.
Хотелось бы мне перестать бояться пропустить «Формулу 1».
Больше всего люблю тех людей, которые мои близкие и друзья.
Если бы я снова стал молодым,то поступил бы в тот же ВУЗ.
Считаю, что большинство женщин (мужчин) где-то работают.
Если бы у меня была нормальная половая жизнь я бы огорчился, что думаю о ней в прошедшем времени.
Большинство известных мне семей имеют детей.
Люблю работать с людьми, которые умеренно курят.
Считаю, что большинство матерей имеют детей.
Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если опаздывал в школу.
Думаю, что мой отец хороший начальник.
Когда мне начинает не везти, я продолжаю исправно платить за квартиру.
Больше всего я хотел бы в жизни погонять на болиде по трассе в Монако.
Когда я даю другим поручение, то объясняю, чего необходимо добиться.
Люди, превосходство которых над собой я признаю, меня превосходят.
Мои опасения не раз заставляли меня задуматься о последствиях.
Когда меня нет, мои друзья пьют пиво без меня.
Моим самым живым воспоминанием детства являются походы.
Мне очень не нравится, когда женщины/мужчины много курят.
Моя половая жизнь меня радует.
Когда я был ребенком, у меня было больше времени для чтения.
Люди, которые работают со мной любят кусочничать.
Я люблю свою мать, но вижу ее редко.
Самое худшее, что мне случилось совершить еще впереди.
Тест Сакса-Леви (с ключом)
Тест Сакса-Леви
Метод «незаконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно.
Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, «работающих» на одну шкалу.
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что мой отец редко___________________________________________
2. Если все против меня, то_____________________________________________
3. Я всегда хотел______________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост__________________________________
5. Будущее кажется мне________________________________________________
6. Мое начальство_____________________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь____________________________________________
8. Думаю, что настоящий друг__________________________________________
9. Когда я был ребенком_______________________________________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_____________________________
12. По сравнению с большинством других моя семья_______________________
13. Лучше всего мне работается с________________________________________
14. Моя мать и я______________________________________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть_________________________________________
16. Если бы мой отец только захотел_____________________________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством______________________
20. Надеюсь на_______________________________________________________
21. В школе мои учителя_______________________________________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь____________________
23. Не люблю людей, которые__________________________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне_____________________________________
27. Моя семья обращается со мной как с__________________________________
28. Люди, с которыми я работаю________________________________________
29. Моя мать_________________________________________________________
30. Моей самой большой ошибкой было__________________________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________________________________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том___________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________
34. Мои подчиненные_________________________________________________
35. Наступит тот день, когда____________________________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник____________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________________________
38. Больше всех люблю тех людей, которые_______________________________
39. Если бы я снова стал молодым_______________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь________________________
42. Большинство известных мне семей___________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые__________________________________
44. Считаю, что большинство матерей____________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если________________________
46. Думаю, что мой отец_______________________________________________
47. Когда мне начинает не везти, я_______________________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________________________________
49. Когда я даю другим поручение_______________________________________
50. Когда буду старым_________________________________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_____________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья__________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является___________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________
56. Моя половая жизнь_________________________________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья_____________________________________
58. Люди, которые работают со мной____________________________________ ____________________________________________________________________
59. Я люблю свою мать, но_____________________________________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_______________________
Примерная методика интерпретации
теста незаконченных предложений Сакса-Леви
Фактически производится группировка 15-ти шкал теста по эмоциональной значимости для испытуемого. Дальнейшая качественная обработка зависит от того, какие цели Вы ставите перед собой в данном исследовании.
Таким образом, после подсчета суммы баллов по каждой группе вопросов Вы сможете выяснить, какие сферы отношений у данной личности негармоничны (там меньше всего баллов с учетом знака), а какие гармоничны (там больше всего баллов).
Очень рекомендуем проанализировать “негармоничные” шкалы в их взаимосвязи друг с другом. Например, группы “чувство вины” и “страхи и опасения”, как правило, набирают похожие баллы, им часто сопутствует низкий балл по “отношению к прошлому”. Исходя из этого можно предположить, что у испытуемого имеются негативные воспоминания, сопряженные с чувством вины и вызывающие некоторые опасения.
Определив предполагаемые проблемные сферы, Вы далее работаете с ними: проводите качественный анализ ответов, используете другие методики, более подробно изучающие данные проблемные зоны.
Так как метод субъективен, его результаты требуют проверки с помощью других методик, а также опыта и большого искусства интерепретации. Попробуйте выписать все слова, которые даны в ответе респондента по каждой из сфер отношений, попытайтесь составить из них общую, целостную картину этой сферы его жизни. Выдвигайте гипотезы и постарайтесь, чтобы каждая из них имела свое подтверждение в словах клиента.