дворф гном в чем разница

Дворф гном в чем разница

Основная статья Дварф
Если вас всё-таки интересовали гномы, то в игре присутствуют такие мелкие пакостники как тёмные гномы и горные гномы.

дворф гном в чем разница

В игре Dwarf Fortress в режиме крепости главными действующими лицами являются дварфы, и никак не гномы.

Подробности

В русскоязычной литературе, основанной на архетипах D&D дварфов в переводах часто называют гномами, если тому нет сюжетных препятствий, однако авторы дварфовики призвают к разделению этих понятий.

Дварфы (Dwarves) и гномы (Gnomes) — две совершенно разные расы. Мифологически они были довольно близки и изначально, видимо, входили в ту же категорию, что и эльфы, но современная фэнтезийная литература и Dungeons&Dragons жестко закрепили различия между ними:

Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дворфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Такие существ чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Им также приписывают владение рунной магией.

Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или названы иначе (карлики, гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дворфы названы карликами, а собственно гномы — гномами.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Источник

Дворф гном в чем разница

Занимательное RP, или Почему вашему дворфу уже за 300

дворф гном в чем разница

Дворфы и гномы достаточно сильно похожи в плане происхождения, и именно поэтому сейчас мы посмотрим на обе расы со стороны обычного ролеплейщика. И дворфы, и гномы — расы, ощутившие прикосновение титанов, а позже и проклятия плоти, смертны. Но их жизнь длиннее человеческой.

Возможно, они и не повидали на своем веку столько важных событий как ночные эльфы или дренеи, но персонажи дворфийского или гномского происхождения легко могли принимать участие в любой из трех значительных войн Азерота, пусть и не занимая лидирующие позиции.

У дворфов всегда была впечатляющая история, в то время как у гномов, до недавнего времени, столь интересного в прошлом было мало. В Wrath of the Lich King происхождение гномов наконец было раскрыто, проливая немного света на любопытную расу изобретательных ремесленников.

Дворфы и гномы навсегда связаны альянсом, в основном потому, что без дворфов гномы реального присутствия в Альянсе не составят.

Возраст и зрелость

Если верить руководству по Warcraft, представители обеих рас, и дворфов, и гномов, достигают зрелости к 40 годам, средний возраст для них — 100-125, а продолжительность жизни, в среднем, составляет 450-500 лет.

Это намного больше, чем у любого человека, но с ночными эльфами или дренеями дворфы соревноваться в этом показателе не могут. Однако эти данные исходят из руководств по Warcraft, которые сейчас каноничными не считаются, так что поменяться может всё. Если вам захочется создать образ дворфа или гнома моложе, чем предполагаемый возраст зрелости, это будет нормальным.

Но это также значит, что будет абсолютно правдоподобным, если ваш персонаж окажется достаточно старым, чтобы помнить формирование оригинального Альянса Лордерона, или даже принять участие во Второй войне. Но при этом, старым по меркам гномов или дворфов он не будет.

И хотя указанная продолжительность жизни в руководстве равна всего 450-500 годам, это число можно легко поменять благодаря магии. Или, в случае с гномами, возможно повышение длительности даже благодаря технологическим устройствам, учитывая присущую гномам изобретательность.

Будет далеко не притянутым за уши, если ваш дворф или гном — долгожитель, особенно учитывая особые обстоятельства их происхождения — любая раса, ощутившая касание титанов склонна к тому, чтобы иметь уникальных представителей.

дворф гном в чем разница

История дворфов

Есть парочка вопросов, которые себе стоит задать, при создании дворфийского персонажа, главным из которых будет принадлежность вашего дворфа к одному из кланов.

Хотя вы и можете создать персонажа принадлежащего к клану Бронзобород, вы также можете использовать RP-аддоны, чтобы определить принадлежность вашего персонажа и найти любые отклонения от оригинальной модели, такие как темная кожа Черного Железа, или сложные тату Громового Молота.

Имейте ввиду, что большинство жителей Стальгорна — Бронзобороды, а представители Громового Молота и Черного Железа появлялись понемногу, в последнее время.

Все началось со смерти Модимуса Cтарой Наковальни, короля дворфов. Когда он умер, началась гражданская война между тремя кланами: Бронзобородами, Громовыми Молотами и Черным Железом. Каждый хотел заполучить превосходство и возможность управлять из Стальгорна. Эта гражданская война растянулась на несколько лет, а Бронзобороды, в итоге, одержали победу, изгнав оба враждебных клана с горы.

Для Громового Молота это означало путешествие на север и поселение в собственном горном городе, Грим Батоле. Для Черного Железа это значило путешествие на юг и поселение в Красногорье, где они основали свой город.

Черное Железо не собирались давать Бронзобородам возможность править в мире, и война снова столкнула дворфов, что закончилось уходом из Грим Батола, продолжением правления Бронзобородов в Стальгорне, призывом и порабощением Черного Железа Рагнаросом.

Недавно, правда, эти события прошли — Мойра Бронзобород, дочь короля Магни, теперь правит Черным Железом. Все три клана воссоединились после окаменения короля Магни, так что правит теперь объединенный совет.

Но старая ненависть умирать не желает. И пока все три клана сейчас работают в тандеме, это совсем не значит, что они ладят. С этим вы можете поиграть, независимо от выбора клана для вашего персонажа.

дворф гном в чем разница

История гномов

У гномов история немного не такая определенная. Гномы были «обнаружены» дворфами Стальгорна примерно 200 лет назад, но их первые появления датируются гораздо более ранними датами — гномы присутствовали при основании Стражей Тирисфаля, а это было задолго до знакомства дворфов с человеческой расой.

Ничего из этого, правда, не влияет на историю персонажа, кроме того факта, что он был там, когда гномы решили вступить в альянс со Стальгорном, хотя если честно — это даже и не столько альянс, сколько заседание единомышленников.

В то время как дворфы были невероятно квалифицированы в работе с металлом и кузнечным делом, гномы демонстрировали способности к технологии, что дворфы нашли очень увлекательным. Две расы хорошо подходили друг другу и Гномреган был создан в предгорьях Стальгорна.

По сути, это были близкие отношения с дворфами — то, что привело их в Альянс Лордерона. Гномам бы, скорее всего, не было никакого дела до войн, бушевавших между орками и людьми, но если их друзья дворфы считали сражение стоящим вмешательства, то они бы тоже точно присоединились.

Но как-то во время Третьей войны, случилась трагедия, из-за которой весь город Гномреган был облучен из-за предательства Сикко Термоштепселя. Жители Гномрегана были эвакуированы и переселены в Стальгорн. В последние годы главный механик ведет кампанию по возвращению Гномрегана, но пока она успехом не увенчалась — гномов оттеснили до подножий Стальгорна, где они и находятся по сей день под защитой стен их друзей.

События WotLK вбросили интересный ключ к истории гномов. Раньше история гномов не раскрывалась так хорошо как история дворфов, но в Нордсколе раскрылось происхождение гномской расы. Когда-то они были механическими созданиями, более известными как механогномы, но их вид был навсегда изменен из-за проклятия плоти, которое превратило их в гномов, которых мы знаем сегодня.

Хотя это может показаться только тем, что находят на поверхности, но то, как ваш персонаж может отреагировать на факт, что его предки были роботами, может очень интересно развить и показать его характер.

дворф гном в чем разница

Современная история

Мойра и её Черное Железо проводит хорошую работу по повышению своей репутации в глазах других двух кланов. Возможно её истинная мотивация для всех этих усилий ещё будет раскрыта, но трактовать это каждый персонаж может по своему. И несмотря на готовность Мойры сразу присоединиться к Совету, не каждый член Черного Железа обязательно согласен с её мнением.

Громовой Молот тоже не приветствовали с распростертыми объятьями, но Бронзобородами намного больше нравится работать с Громовым Молотом, чем с Черным Железом.

Для гномов жизнь течет, они продолжают прилагать усилия полностью вернуть Гномреган, но это непрерывный процесс. Недавно гномы выявили интерес к Свету, используемому их союзниками дворфами, поэтому в рядах гномов начали появляться жрецы.

Это может быть какое-то прозрение, пришедшее как откровение из их происхождения, или может просто научный интерес. Тем не менее, какой бы не была причина, гномы быстро стали такими же адептами Света, как и адептами магии.

Дренор — это угроза, да, но он является так же, и наверное это намного важнее, возможностью исследовать нетронутый оскверненной магией мир. Это применимо к обеим расам. Дренор может быть жестоким и диким, но у орков есть доступ к технологиям, которые удивляют гномов, а технология ковки представляет особый интерес для дворфийских кузнецов, к тому же орки показывают себя как ловкие мастера магии, что может также завлечь гномов.

Для обеих рас это новая возможность помочь своим друзьям-людям, и это уж точно то, на что они очень быстро согласятся. Несмотря на разницу с другими расами мира, и дворфы, и гномы, в конечном счете хотят того, что будет лучше для Азерота, а это значит пушетествие в далекий мир для предотвращения определенной катастрофы.

Источник

Дворф

дворф гном в чем разница

Гномы — вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюды»(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. Γνώση — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются гномидами и славятся красотой (в русскоязычных источниках встречаются и другие варианты названия: «гнома», «гномка», «гномиха», «гномесса»). Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок.

В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. В алхимии: дух земли как первоэлемента, земная элементаль (иногда используется синоним «пигмей»).

Содержание

Гномы в мифологии

Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца.

дворф гном в чем разница

Песнь о Нибелунгах

дворф гном в чем разница

В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов и на других подданных Зигфрида, бургундов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

Барздуки

Гномы в фэнтези

дворф гном в чем разница

7 гномов Уолта Диснея

Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях, напр. «Белоснежка и семь гномов».

В оригинале по-английскиПо-русскиПо-французски
DocПрофессорProf
BashfulСкромникTimide
SneezyЧихунAtchoum
HappyВесельчакJoyeux
DopeyПростакSimplet
SleepyЗасоняDormeur
GrumpyВорчунGrincheux

Гномы и дварфы

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome ) и дварф (англ. dwarf ). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны [1] :

Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Женщины-гномы

Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.

В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

В произведении Лукьяненко «Недотепа» бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.

Источник

Дети подземелий

Веселой жизнь тогда была.

Здесь резчик свой узор творил,

У кузнеца огонь пылал,

По наковальне молот бил.

Росли дома, росли дворцы,

Росли хлеба, росли леса.

И груды золота росли,

На них свет факелов плясал.

Неутомимый был народ!

Играли арфы под горой,

Слагались песни под луной

Любил веселье Дьюрин род.

Песнь Гимли из “Братства Кольца”

Они сражаются тяжелыми секирами, пьют пенящийся эль и носят длинные бороды. Они остры на язык, ворчливы и недоверчивы. Они готовы на все ради сокровищ, и ненавидят тех, кто может посягнуть на их добро.

Они живут в Средиземье, в Фэйруне и в Азероте. Их не встретить среди нас, но все мы знаем: они где-то рядом. Под землей.

Рожденные из тела великана

Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf).

Король-карлик на лошади — частый мотив в фольклоре, но почти невозможный в фэнтези эпизод.

В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов).

Мирные гномики Белоснежки — то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.

В мифах “Старшей Эдды” о создании мира возникновение двергов-карликов описывается следующим образом:

Гномы пируют в доме Бильбо. Иллюстрация Джона Хоу к “Хоббиту”.

на троны могущества

Гномы у Одинокой горы. Иллюстрация Донато Джанколы к “Хоббиту”.

В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.

Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира.

Эволюция цвергов

Гимли, сын Глоина, в исполнении Дж. Рис-Дэвиса.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.

Кхазад-Дум, великий гномий город, превращенный в Морию.

Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга.

Драконы — главные враги гномов. Иллюстрации Кейта Паркинсона к роману Р. Кнаака “Ледяной дракон” и Ларри Элмора к циклу Dragonlance.

Гномы Профессора

Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.

Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?

Дворф и гном из Dungeons & Dragons.

Ты помнишь, как все начиналось.

В кузнях гномов рождаются ценнейшие артефакты. Иллюстрация Кейта Паркинсона к книге Т. Гуннарсона “Песнь гномов”.

В мире Толкина всеми веществами, из которых сотворена Арда, владеет валар Ауле, кузнец и знаток всех ремесел. “Все драгоценные камни созданы им, и дивное золото, и величественные стены гор. ”. Он же создал и гномов. Ауле столь не терпелось узреть приход Детей Илуватара (эльфов), чтобы поделиться с ними своими знаниями, что он решил немного поторопить события, и в тайне ото всех создал Семерых Праотцов Гномов. Но Илуватар (создатель мира) узнал об этом и решил покарать Ауле, сделав ему серьезный выговор. И до такого отчаяния довел он создателя гномов, что последний схватил огромный молот, чтобы одним ударом уничтожить свои творения. Лишь в последний миг Илуватар сжалился над Ауле. Гномы были спасены, но должны были уснуть и спать до тех пор, пока не появятся на свет эльфы.

Ауле, зная, что пробуждение гномов придется как раз на время правления Мелькора, сделал их сильными и выносливыми. Они невысоки ростом (от 140 до 150 см), коренасты и широкоплечи. Также одной из особенностей гномов является полная невосприимчивость к магии, которой они, тем не менее, сторонятся и опасаются. Возможно, именно эльфийская магия является одной из причин, по которой гномы не любят эльфов, но об этом мы поговорим далее.

Глубинный дворф D&D обитает в подземельях, куда не проникают солнечные лучи (иллюстрация Ларри Элмора).

О характере гномов можно сказать так — они честны, но скрытны; справедливы, но не великодушны; “скоры на дружбу и на вражду”. Гномы никогда никому полностью не доверяют и не верят, вероятно, поэтому на них не подействовали лживые речи Мелькора и Саурона. Впрочем, личности весьма вспыльчивые и алчные, гномы и сами натворили немало бед, взять хотя бы убийство владыки эльфийского княжества Дориата Тингола или предательство хитрым гномом Мимом героя Турина Турамбара.

Гномы живут долго (около 250 лет), но не вечно, правда, что именно с ними происходит после смерти, доподлинно не известно. Сами гномы утверждают, что они, подобно эльфам, отправляются в Палаты Мандоса, где для них отведен отдельный чертог.

С годами гномов становится все меньше, потери на войнах не восполняются, ибо среди гномов слишком мало женщин, да и женятся гномы весьма редко (кстати сказать, гномы ужасно ревнивы и тщательно оберегают свое “живое” добро). О женщинах-гномах следует сказать отдельно, потому что их внешность весьма необычна. Так же, как и мужчины, женщины-гномы отращивают бороды, обладают грубыми голосами. Вероятно, поэтому многие считают, что среди гномов вообще нет женщин, а рождаются они прямо из камня.

Все народы Средиземья называют гномов по-разному, к примеру, эльфы — наугримами, ноготримами, хадходами, самиже гномы называют себя кхазад.

Мастера каменных дел

В мире Dragonlance встречаются дикие, “бомжующие” овражные дворфы (иллюстрация Ларри Элмора).

Если начать перечислять все творения гномьих мастеров, то получится невероятно длинный список, поэтому я рассмотрю лишь самые известные и величественные постройки и изделия толкиновских гномов.

Известно, что старейший из Семи Праотцов гномов Дурин (в оригинале Durin; поскольку побуквенная транскрипция для русского языка неблагозвучна, переводчики обычно называют его Дарином или Дьюрином — как в эпиграфе к статье) пробудился ото сна в подземном городе Кхазад-Думе, иначе Мории.

Алфавит и язык

Валар Ауле наделил гномов особым тайным языком кхуздулом. Этот язык всегда оставался изолированным.

Кхуздул называется тайным языком, потому что истинные имена гномов, которые они никому не открывали, имели как раз кхуздульские корни. Те же имена, под которыми мы знаем вошедших в историю гномов — не более, чем прозвища.

Известно, что алфавит придумали эльфы. Один из самых популярных алфавитов эльфов создан эльфом Даэроном, именно он и стал основой для алфавита гномов, Агнертас Мория.

Гномы лишь немного изменили алфавит Даэрона, приспособив его для своего языка, кхуздула. Существует еще один алфавит гномов, Манер Эребора, представляющий собой разновидность Агнертас Мория.

Кроме того, существует еще один вид гномьего рунического письма — лунные руны. Это так называемая тайнопись гномов. Лунные руны видны лишь при свете луны, именно с их помощью была сделана надпись на дверях Мории: “Скажи друг и войди”.

Свои сокровища гномы предпочитают прятать в недоступных подземных хранилищах. Иллюстрация Кейта Паркинсона для AD&D.

Враги и недруги

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья.

Но “другом эльфов” Гимли прозвали не только из-за крепкой дружбы с Леголасом, но и из-за почета, которого он удостоился при дворе владычицы Галадриэль. Суровый гном был пленен ее красотой. По просьбе Гимли Галадриэль подарила ему прядь своих волос, в знак “дружбы между Лесом и Горами до конца дней”. Поговаривают, что после смерти Арагорна Гимли вместе с Леголасом уплыл за море, в Валинор. Если это правда, то этой чести гном Гимли удостоился лишь потому, что Галадриэль, могущественнейшая среди эльфов, попросила за него.

Типичные гномы Warhammer’a.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз.

Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте — дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский — карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса — духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях).

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.

Перумов и Сапковский — чей гном лучше?

В современной фэнтези-литературе гномы разных авторов могут сильно отличаться друг от друга. Сравним гномов, обитающих на страницах романов Анджея Сапковского и Ника Перумова.

Сапковский разделяет низкорослых бородачей на краснолюдов (польский аналог слова dwarf) и непосредственно гномов.

Краснолюды Сапковского напоминают нам гномов Толкина. Необыкновенно выносливые и сильные — они отличные воины, сражающиеся в основном тяжелыми топорами, кистенями, а также не брезгующие мечами. Все краснолюды носят бороды, которыми очень гордятся. Женщины краснолюдов некрасивы, но сильный пол этой расы считает их самим совершенством, и ревнует по поводу и без повода.

Краснолюды живут кланами, в которые входят преимущественно родственники, имеющие одно клановое имя (фамилию). Права молодых краснолюдов в клане всячески принижаются. Они не имеют права высказывать свое мнение по каким бы то ни было вопросам, и во всем должны подчиняться старшим.

О гномах, как о народе, известно меньше. Росточком они невелики, мимика их смешна и карикатурна, а носы у них ужасно длинные и острые. Гномы живут родами, отгородившись от проблем всего остального мира. Гномы Сапковского по своей натуре “технари”, и им можно приписать множество интересных изобретений.

Бойцы “вархаммеровской” армии гномов во всей красе.

Таким образом, гномы из “Ведьмака” очень похожи на гномов (gnomes) из Dungeons & Dragons, а краснолюды — на дворфов (dwarves) из той же игры. Гномов и дворфов D&D мы рассмотрим ниже, а пока отметим, что Сапковский, скорее всего, сознательно использовал фэнтези-штампы из этой ролевой игры (с которой он, безусловно, знаком) в своих романах.

Профессии и гномов, и краснолюдов обычно связаны с металлургией, горным промыслом, иногда с торговлей или ремеслом наемника. О магии гномов и краснолюдов автор не упоминает, видимо, подразумевая то, что оба народа достаточно далеки от магического искусства.

Перед тем, как перейти к перумовским гномам, следует добавить, что ни гномы, ни краснолюды не пользуются особой любовью у людской расы. Из-за такой дискриминации они не могут вступать в гильдии и цеха, а также, кроме простых налогов, обязаны платить еще и дополнительные пошлины.

Машины двемеров из Morrowind.

Гномы Перумова не обложены непосильными налогами, да и вообще совершенно не похожи на гномов Сапковского, скорее напоминая краснолюдов последнего.

На первый взгляд гномы Эвиала (мир, где происходят действия серии “Хранитель Мечей”) ничем не примечательны: крепенькие, круглолицые, обычно рыжебородые. Из ремесел гномы предпочитают горное дело, они отличные кузнецы и неплохие. алхимики. Особенности перумовских гномов начинаются именно с алхимии, уже позже выясняется, что они еще и магией балуются, а женщины их очень даже симпатичны, что вообще в голове не укладывается.

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь сказать, так это о гномьих женщинах. Ник Перумов, наверное, первый автор, который сделал их привлекательными. В этом нам позволяет убедиться описание гномы (женский род от слова “гном”) по имени Эйтери. Она невысока ростом, у нее широкие плечи и бедра, узкая талия, и пышные длинные волосы, не хуже эльфийских. А главное — у нее нет бороды. Вот за это Перумову отдельное гномье спасибо!

D&D: целых две расы

Итак, мы добрались до Dungeons & Dragons, самой популярной на сегодняшний день ролевой системы в мире. Трудно представить ее без двух колоритных рас, таких, как гномы (gnomes) и дворфы (dwarves). Последние, будучи большими любителями пива, как две капли воды похожи на толкиновских гномов. Поэтому поговорим сперва о них.

Дворфы

Дворфы и гномы из онлайновой ролевой игры World of Warcraft.

Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после — обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов.

Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма.

Гномы

Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными — не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны.

В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет.

Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей — врагам там делать нечего.

Главный бог гномов — Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Насколько известно редакции “Мира фантастики”, в русском издании ролевой игры Dungeons & Dragons (готовится компаниями “Хобби-игры” и АСТ) раса dwarves будет переводиться как “гномы”, а gnomes — как “карлики”. Весьма оригинальное преодоление переводческих трудностей: с одной стороны, следование традициям классических переводов Толкина (толкиновских dwarves всегда по-русски именовали “гномами”), с другой стороны, слово “карлики” явно заимствовано из переводов скандинавского эпоса.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером.

Дворфы, карлики и гномы: путаница названий
дворф гном в чем разницадворф гном в чем разница

За десятилетия своего существования ролевая система Dungeons & Dragons подробно описывала расу гномов и ее отдельных представителей. Причем настолько детально, что выходили толстые руководства, целиком посвященные гномьему народу. За 30 лет, пока версии базовых правил сменяли одна другую, было выпущено не менее 10 полноформатных книг, полностью посвященных дворфам или гномам.

Это как общие описания рас, так и история дворфийского и гномьего народа в одном из миров D&D, например, на Кринне (Dragonlance) или в Фэйруне (Forgotten Realms).

На иллюстрациях представлена часть изданных гномье-дворфовских руководств.

Warhammer: армия, на которую можно положиться

На сегодняшний день существует множество фэнтезийных военно-тактических игр, и вселенную каждой из них трудно представить без расы гномов. А тяжелее всего представить без них самую известную и популярную вселенную — Warhammer. Здесь гномы по своей известности уступают, возможно, лишь эльфам, да и то, если бы эти слова услышал любой из гномов, он бы ни за что с ними не согласился.

Экскурс в историю

Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна.

Основные владения гномов расположены среди скалистых пиков Гор Края Мира, ведь именно там был основан первый оплот гномов. Однако во время расцвета империи гномов многие гномьи кланы расселились по всей территории Старого света. Именно так возникли новые поселения. Среди гномов-переселенцев можно выделить следующие группы: Гномы Черных Гор, Гномы Серых гор и весьма колоритные Гномы Норска, известные отличными от остальных обычаями и языком (частично перенятыми у Людей Норска) и умением потреблять большое количество горячительных напитков (но к этому люди Норска уже не имеют никакого отношения).

Военное дело

Теперь поговорим о военной тактике гномов. Родство гномов с камнем наблюдается не только на бумаге, но и на деле. Армия гномов дает вам все, что только можно ждать от пехотных подразделений, но при этом она не выиграет ни одной гонки. Впрочем, этого и не требуется. Недостаток подвижности гномы с лихвой компенсируют стойкостью. Они крепки, как скала. Также крепок и основной военный принцип гномов: “Так сражался твой отец, отец твоего отца, и его прадеды. Так должен сражаться и ты”. Этот девиз сразу дает понять: гномы не терпят нововведений в военном деле.

Основной костяк армии гномов составляют гномы-воины, арбалетчики и громовержцы, их дополняют элитные отряды: убийцы и молотобойцы. Мобильными отрядами гномов являются добытчики и рейнджеры. Из приведенного “реестра” заметно, что у гномов нет кавалерии, впрочем, было бы удивительно, если бы она была. Гномы — дети земли, они должны чувствовать ее под собой. Вспомните того же гнома Гимли: на лошади он с трудом ездил даже вдвоем с Леголасом.

Особо стоит упомянуть о самом странном детище Гильдии Инженеров — гирокоптере. Эта летающая машина несет большие крутящиеся лопасти, приводимые в движение паровым двигателем. Она может взлетать с маленькой площадки и расстреливать врагов с помощью паровой пушки. Лишь самые отважные, или, как скажет кто-то, безумные гномы летают на гирокоптерах и образуют отдельное элитное подразделение, названное Летающим корпусом Короля. Этот элитный отряд выполняет разведывательные функции.

Армия гномов — это войско, на которое можно положиться. Отвага и решимость воинов безгранична, их вера в возрождение империи гномов — искренна.

В честь гномьего племени назван популярный английский журнал “White Dwarf”, посвященный играм от компании Games Workshop (производитель Warhammer’a). Само название журнала таит в себе двойной смысл и игру слов. Требовалось придумать изданию такое имя, чтобы оно ассоциировалось и с фэнтези, и с научной фантастикой. “White Dwarf” в переводе на русский — это не только вполне фэнтезийный “белый гном”, но и “белый карлик”: астрономический термин, обозначающий горячую звезду тускло-белого цвета.

Как и в случае с другими фэнтези-расами (орками, гоблинами, эльфами), дизайнеры вселенной Warhammer демонстрируют в образе местных гномов апогей фэнтезийного гротеска. Анфас гномий боец выглядит, как квадрат: ширина плеч с низко посаженой головой равна росту воина. При этом огромные клинки и лезвия секир, которыми размахивают гномы, непропорционально велики.

Гномы-берсерки часто идут в бой полуобнаженными, их головы украшают почти казацкие чубы, а гипертрофированную мускулатуру обильно покрывают священные татуировки.

Другие гномы

Компьютерная индустрия дала немало для углубления образа гномов (да и вообще всех традиционных фэнтези-рас). Так, зная, что в игре есть эльфы, мы почти наверняка можем сказать, что там есть и гномы. Конечно, рассматривать все игры, где присутствуют гномы, мы не будем, поэтому подробно остановимся на тех, в которых гномье племя показано наиболее оригинально.

Вселенная популярной серии The Elder Scrolls (о ней кстати, можно прочитать в рубрике “Врата миров”) гномами не кишит. По официальной версии гномы (двемеры) безвозвратно исчезли в Первую Эру, оставив после себя лишь свои механические изобретения. Известно, что двемеры не практиковали магию, заменяя ее техникой.

В игре мы можем встретить множество двемерских машин (чаще всего, настроенных враждебно по отношению к игроку, и тем самым доставляющих ему массу неприятностей), и только одного гнома. Живет он на острове Морровинд, в башне Тел Фир.

Совсем не так грустно обстоят дела в Warcraft 3 или в многопользовательской онлайновой игре World of Warcraft. Роль гномов в Warcraft 3, прямо скажем, невелика — “придаток” Альянса (одной из основных сил в игре) по технической части, то есть у гномов нет собственной чисто гномьей армии. Вертолеты, самоходные мортиры, орудийные расчеты и, наконец, мушкеты — всем этим Альянс снабжают гномы. По сюжету игры гномам полагается лишь один герой, Мурадин Златобородый, да и он появляется на ничтожный срок.

В рамках онлайновой игры World of Warcraft стоит рассмотреть две расы: гномов и дворфов. Представители этих родственных народов совершенно не похожи друг на друга. Дворфы, живущие в крепости Айронфорж — это невысокий, очень выносливый народ. Они, пожалуй, самые надежные союзники людей, помогающие им при любой угрозе. Дворфы Айронфоржа неплохие изобретатели, но не идут ни в какое сравнение со своими братьями — гномами. Именно последние достигли заоблачных высот в области радикально новых технологий и создании чудес инженерной мысли. Ранее гномы жили в удивительном техногороде Гномеране, но во время войны с Пылающим Легионом город был утерян, и уцелевшие изобретатели были вынуждены просить убежища у дворфов.

Совершенно очевидно, что в основе дворфовско-гномского разделения во вселенной Warcraft лежит все та же старая традиция D&D.

Этнография D&D: дворфы и гномы
Гномы и высокие технологии

Гномы “Арканума” стоят на пороге научно-технической революции.

Высокий уровень технологического развития гномов в Warhammer’e (пороховые пушки, паровые машины и даже летательные аппараты) — далеко не предел для нашего подгорного племени. Достижения гномов в области науки и производства в отдельных фэнтези-вселенных действительно впечатляют. Например, в технологично-фэнтезийном мире настольной тактической игры Mage Knight гномы, входящие в повстанческий альянс и борющиеся с Империей людей, строят гигантские паровые танки с крупнокалиберными пушками, изобретают кремневые пулеметы и снайперские винтовки с оптическим прицелом. В бою их поддерживают роботы (!) на паровой тяге, которых, по фэнтезийной традиции, величают “големами”.

А в компьютерной ролевой игре Arcanum (2001) гномы шагнули вообще в другую эпоху: научились пользоваться электричеством, построили паровозы, прорыли метро и путешествуют на дирижаблях. Они нашли общий язык с людьми и полуросликами, и теперь гномья экономика тесно завязана на сотрудничество между расами. Основа бюджета гномьего социума строится на добыче полезных ископаемых в промышленных масштабах (в том числе драгоценных камней и металлов).

Наиболее оригинальная трактовка происхождения гномов предлагается в знаменитой игровой киберпанк-вселенной Shadowrun. В ней гномы (как, впрочем, и эльфы) являются продуктом глобальной мутации, в начале 21 века разделившей человечество на несколько конкурирующих рас.

Гномы и их роботы, а также большой паровой танк из Mage Knight.

Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

дворф гном в чем разница