дворянство боялось что они могут лишиться власти
Исправить ошибки 1, Впереди лидирует гонщик под номером 5?
Исправить ошибки 1, Впереди лидирует гонщик под номером 5.
2, Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
3. В том году сильные морозы начались в начале января.
4. победители олимпиады были награждены памятными наградами 5.
В конце своего выступления оратор, резюмируя, кратко обобщил свои предложения.
6. На комбинате разработаны новые приборы и выполнены научные разработки в области тонких химических технологий.
7. традиция проведения праздников песни вновь стала возрождаться в Прибалтике.
В соревнованиях лидирует гонщик под номером 5.
Премьера этого балета состоялась в Риге.
В том году сильные морозы наступили в начале января.
Победители олимпиады были награждены памятными подарками.
В конце выступления оратор, резюмируя, обобщил свои предложения.
На комбинате молодыми инженерами разработаны новые приборы и выполнены научные разработки в области тонких химических технологий.
Традиция проведения Праздников Песни стала возрождаться в Прибалтике.
Исправить в предложениях ошибки, указать в каком предложении указаны речевые ошибки, а в каком граматические?
Исправить в предложениях ошибки, указать в каком предложении указаны речевые ошибки, а в каком граматические.
Предложения : 1) Впереди лидирует команда наших спортсменов.
2) На примере конкретных примеров покажите своеобразие Чеховского пейзажа.
3) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов надо много читать.
4) Провожая меня лицо его выражало сожаление.
5) Родители хотели устроить праздник более пышнее.
В каждом празднике живет СВОЕ СЛОВО?
В каждом празднике живет СВОЕ СЛОВО!
В данных предложениях исправьте ошибки в словоупотреблении?
В данных предложениях исправьте ошибки в словоупотреблении.
1. Наниматель обязуется организовать труд работника по соответствию требованиям < ; < ; Кодекса законов о труде РФ> ; > ; 2.
Впереди лидирует гонщик под номером три.
3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.
4. Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
5. Эта идея мне гармонирует.
6. Среди собравшихся превалирует представители молодежи.
ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ?
Я встретила новый год хорошо!
Мы с семьёй были дома.
Мама накрывала на стол а я помогала ей.
Потом к нам пришли гости.
И мы все сели за стол.
И стали радостно и дружно встреЧАТЬ новый год.
Исправить речевые ошибки в предложении?
Исправить речевые ошибки в предложении.
Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
Найди в Катиной работе пять ошибок?
Найди в Катиной работе пять ошибок.
Выполни в своей тетради работу над ошибками.
На траве играют залатые лучи сонца.
В чаще кустов и деревьев распевают птицы.
В конце рощи есть прут.
Найди в Катиной работе пять ошибок?
Найди в Катиной работе пять ошибок.
Выполни в своей тетради работу над ошибками.
На траве играют залатые лучи сонца.
В чаще кустов и деревьев распевают птицы.
В конце рощи есть прут.
Определить части речи в предложении и сделать синтаксический разбор предложения?
Определить части речи в предложении и сделать синтаксический разбор предложения.
Ты исправил свои ошибки?
Вопрос : ИСПРАВИТЬ ошибки в оформлении цитаты?
Вопрос : ИСПРАВИТЬ ошибки в оформлении цитаты.
Выполнить пунктуационный разбор предложения Текст : Твардовский отмечал, что : «Редко бывает, чтобы писатель исчерпал свои замыслы».
Найти и исправить ошибки в предложении?
Найти и исправить ошибки в предложении?
Подъехать к станции, началась гроза.
Молодая девушка решила сыграть на цимбалах красивую мелодию.
Именительный падеж собака, родительный падеж собаки, дательный собаке виновальный собаку творительный собакой предложный об собаке.
Проверочное слово виться пишится и.
Найдите грамматические и речевые ошибки, запишите исправленный вариант.
1)Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель.
2)Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.
3)ОН пригласил его друзей к нему домой
4)Брат нашел платок у него в кармане.
5)Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
6)Весь народ боролся с захватчиками. Они верили, что победа близка.
7)Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь.
8)Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
9) Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
10) Разожженное лицо морозом горело.
11)Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
12)Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату, радует глаз.
13)К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.
14)Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
15) Конечно, у моей мамы, как и у всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму.
16)У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал.
17) Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
18)В кашпо растет растение плющ.
19)Она служила во дворе служанкой.
20)Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
21)Этот человек облокотился локтем на стол.
22) Тогда всех солдат выстроили в строй.
23)Я бегом побежала в лес.
24)Наловив рыбу, у нас кончились червяки.
25)Собака гуляла с тетей Варей, у которой был надет намордник.
26)Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому су
Найдите грамматические и речевые ошибки, запишите исправленный вариант. срочно!»!
1)Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель.
2)Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.
3)ОН пригласил его друзей к нему домой
4)Брат нашел платок у него в кармане.
5)Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
6)Весь народ боролся с захватчиками. Они верили, что победа близка.
7)Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь.
8)Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
9) Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
10) Разожженное лицо морозом горело.
11)Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
12)Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату, радует глаз.
13)К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.
14)Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
15) Конечно, у моей мамы, как и у всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму.
16)У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал.
17) Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
18)В кашпо растет растение плющ.
19)Она служила во дворе служанкой.
20)Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
21)Этот человек облокотился локтем на стол.
22) Тогда всех солдат выстроили в строй.
23)Я бегом побежала в лес.
24)Наловив рыбу, у нас кончились червяки.
25)Собака гуляла с тетей Варей, у которой был надет намордник.
26)Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому су
Кроуфорд принимал активнейшее участие в колонизации Дальнего Запада, положив в основу большинства своих пьес опыт войн с индейцами.
Кроме того, часто встречаются нарушения согласования местоимения с замещаемым словом:
А.Если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение может быть ошибочно употреблено в форме множественного, а не единственного числа, т.е. согласовано по смыслу (не грамматически):
Написано: Следует написать:
Доворянство боялось, что они Дворянство боялось, что оно
Могут лишиться власти. может лишиться власти.
Б.Местоимение оказывается согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозначением более широкого (родового) или более (узкого) видового понятия:
Написано: Следует написать:
Большой грузовик подъехал Большой грузовик подъехал
К дому. За рулём её сидел папа. к дому. За рулём был папа.
3. Распространенной ошибкой является не соответствующее норме употребление падежных форм местоимения онс предлогом. Причина – влияние на литературный язык просторечия. Так, при употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно прибавляется так называемое протетическое «Н», отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения. В просторечии это правило часто нарушается:
Написано: Следует написать:
У его совсем не было денег. У него совсем не было денег.
4. К нарушениям грамматической нормы относится использование просторечных притяжательных местоимений. Так, в литературном языке нет специальных притяжательных местоимений для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости обозначить такую принадлежность употребляются личные местоимения в родительном падеже. Однако существуют просторечные притяжательные местоимения «ихний», «ейный», которые могут проникать в речь говорящих:
Написано: Следует написать:
На ихней стоянке горел костёр. На их стоянке горел костёр.
Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, поэтому ошибки встречаются часто.
1. Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово. Например: состоит из двадцати двух домов – из двадцать второго номера.
2. При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму мн. ч. (сутки, сани, ножницы, брюки и т.д.), используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: двое суток – пять суток.
3. Сочетания типа «количественное числительное 22, 24, 104 и т.д. + существительное pluralia tantum (сутки, ножницы)» невозможны:
Нельзя сказать: Следует говорить:
Двадцать три ножниц двадцать три штуки ножниц
Или ножницы в количестве двадцати трёх
Необходимо использовать описательный оборот.
4. Часто встречается неверное употребление слов оба и обе. Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то используется слово оба: оба брата (дерева); если существительных женского рода – слово обе: обе руки (сестры).
Ошибочны следующие сочетания:
Нельзя сказать: Следует говорить:
У обоих ворот, у обоих часов у тех и других ворот, у тех и других
Часов
5. Следует знать,что собирательные числительные сочетаются: а) с личными существительными мужского рода (трое мужчин); б) с существительными общего рода (трое забияк); в) с существительными люди, дети, ребята, лица (в значении лица «человек») (четверо ребят); г) с существительными pluralia tantum (трое суток); д) с личными местоимениями в косвенных падежах (нас – трое).
6. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного полтора. Мужской и средний род в им. п. и вин. п. принимают форму полтора, в остальных формах – полутора. Женский род в им. п. и вин. п. – полторы, в остальных – полутора. При этом существительное изменяется в соответствии с правилами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функционально-стилистические особенности краткой и полной форм прилагательных вам известны?
2. Какие варианты кратких форм имен прилагательных Вы знаете?
3. Охарактеризуйте функционально-стилистичесикие особенности сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных.
4. Какие ошибки распространены в употреблении краткой и полной форм прилагательных?
5. Какие ошибки распространены в образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных?
6. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении местоимений себя и свой?
7. Какие нарушения распространены при использовании личного местоимения он?
8. Какие сочетания количественных числительных и существительных невозможны?
9. Как склоняются составные количественные и порядковые числительные, а также числительные полтора и полторы?
10. Перечислите особенности употребления собирательных числительных.
Практические задания
Задание. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Наш город красивый в любое время года. 2. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. 5. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. 6. Он смотрел на её задумчивыми глазами. 7. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. 8. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 9. Обои девочки были очень хорошенькие. 10. Белые соцветия каштана были подобные свечами на праздничных елках. 11. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. 12. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелёва менее весомее. 13. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. 14. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 15. У ней совсем не было времени. 16. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. 17. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 18. На обеих коленях были царапины. 19. Наш интерес к медицине вполне понятный. 20. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 21. Я видел Анатолия в своём доме много раз. 22. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. 23. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. 24. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 25. Ейное предложение было неуместно. 26. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 27. Около полтора часа прошло с тех пор. 28. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 29. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 30. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 31. Если цветы сразу же поставить в вазу, они будут ещё вялее. 32. Костя был безумно радый приезду мамы. 33. Нина застала дворецкого у себя в комнате. 34. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 35. У ней не было ни кола ни двора. 36. На ихней стоянке ярко горел костер. 37. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 38. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. 39. Метель не утихала в течнии троих суток. 40. Дети были готовые к длительному путешествию. 41. Мысли мои становились все пустее и глупее. 42. Это чашка гораздо красивше, чем все остальные. 43. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 44. Он пригласил друзей к нему домой. 45. Грузовик подъехал к дому, за рулём её сидел мой папа. 46. Все обрадовались ихнему предложению. 47. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. 48. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. 49. Клоун Джонни был весёлый на каждом представлении. 50. Дорога в станицу после поворота была кривее, чем до него. 51. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. 52. Голос, доносящийся до нас, становился всё глуше и слабже. 53. Листья клёна осенью очень красивы их окраской. 54. У его совсем не было денег и куска хлеба. 55. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт, она будет преподаватель химии. 56. Моя сестра менее старше твоей. 57. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки в Киевской области. 58. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто? 59. Ты с Олей посидите в столовой, не правда ли? 60. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который был недавно реконструирован.
Нормы употребления и образования форм глагола
Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) деформация инфинитивных форм на -сти (-сть); 3) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 4) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 5) деформация разноспрягаемых глаголов; 6) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 7) заполнение «пустых клеток» в парадигме.
1. Одной из наиболее распространенных ошибок является образование ненормативной основы настоящего времени при опоре на основу инфинитива путём прибавления «Й» к основе инфинитива, например: шептать – шептаю вместо шепчу, скакать – скакаю вместо скачу. Сравние:
Написано: Следует написать:
Предлагаемое учебное пособие для подготовки к Единому госэкзамену включает краткое изложение теоретического материала, а также тесты и упражнения для самопроверки по культуре речи и стилистическому анализу текста. Книга направлена на освоение и закрепление норм современного литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.).
Для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов.
Чтобы избежать двузначности, предложения подобного типа следует перестроить, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой или же: над ним.
Аналогично: Отец попросил сына подать свои книги. Необходимо перестроить предложение: Отец попросил, чтобы сын подал свои / его книги.
§ 4. Употребление просторечных притяжательных местоимений
Ряд речевых ошибок связан с тем фактом, что в современном русском литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В просторечии же такие существуют: ихний, ейный, евойный, егойный. Но все эти слова находятся за пределами нормативной речи. В случае необходимости следует употреблять личные местоимения в Р.п. Например, вместо ихний ребенок – отличник следует сказать их ребенок – отличник; а из пары ейное платье – ее платье необходимо выбрать второй вариант.
§ 5. Выбор местоимения для замещения собирательного существительного
Не всегда говорящий при замещении собирательного существительного местоимением учитывает необходимость согласования местоимения с существительным в роде и числе. В таких случаях местоимение ошибочно употребляется в форме мн.ч., т. е. оно согласовано не грамматически, а по смыслу: Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал (верно: ее не читал, так как речь идет о родовом понятии, о повести – существительном ж.р.).
§ 6. Склонение местоимения некий
Можно наблюдать ошибки и в образовании форм местоимения некий, которое следует склонять по такому образцу:
§ 7. Употребление местоимений всякий, каждый, любой
Определительные местоимения каждый, всякий, любой имеют общее лексическое значение: обозначают один предмет из ряда ему подобных: Помни это каждый сын, знай любой ребенок (В. Маяковский). В этом случае возможна замена одного местоимения другим: каждый из нас, всякий из нас, любой из нас. Подобная замена не вносит смысловых и стилистических изменений в текст.
Однако наряду с общим значением у каждого из данных местоимений есть специфические значения:
Упражнение 2. Устраните речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений:
1. Он был современник всех своих событий. 2. Павла Ивановича нет, они ушли в семь часов. 3. Желаем вам больших успехов в решении своих ответственных задач. 4. Кабаниха не дает шагу ступить свободно членам ее семьи. 5. Глагол – он является наиболее емкой частью речи. 6. Составные числительные – у них склоняется каждое слово. 7. Работа над романом вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой. 8. Этот умный барин лежит в своем халате и ни о чем не думает. 9. Служащие некого трамвайного парка готовились к зиме.
Упражнение 3. В предложениях найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте эти и другие речевые ошибки, если они имеются.
1. Катерина твердо уверена, что ей не простят за ее поступки, но это не пугает ее. 2. Клава, почему вы сегодня такие молчаливые? Чем вы занимались вчера? 3. Над кроваткой больного Николеньки Андрей думает о том, что это то единственное, для чего нужно жить. 4. У неких студентов еще не ликвидирована задолженность за прошлую сессию. 5. Коль большинство пришло к единому мнению, оно становится законом для каждого. 6. Роман «Мать». Кто не зачитывался ею?!
Упражнение 4. Вставьте одно из определительных местоимений каждый, всякий или любой. Объясните ваш выбор. Сверьте с авторским.
Тесты для самопроверки
1. Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
1. Мария Антоновна попросила меня принести свой портфель.
2. Косте понравились свои тапочки.
3. Он устраивал разные забавы, которые интересны только себе.
4. Я принёс твою тетрадь.
2. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Около него толпился народ.
2. Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
3. От их присутствия создается хорошее настроение.
4. Она писала дочери, что той следует приехать.
3. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию ошибок.
2. Каждый предлагает, чтобы почтенный гость приехал к нему.
3. У ней совсем не было времени.
4. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
4. Укажите предложения с речевыми ошибками.
1. Профессор предложил ассистенту выступить с докладом.
2. Грузовик подъехал к дому, за рулем ее сидел мой папа.
3. Все обрадовались ихнему выступлению.
4. У его совсем не было денег и куска хлеба.
5. Определите предложение без речевых ошибок.
1. Сзади него шла нагруженная машина.
2. Навстречу им бежала собака.
3. Листья клена осенью очень красивы их окраской.
4. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт.
6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.












