дж локк считал что

Основные идеи Джона Локка

дж локк считал что

Становление философа

Локк Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, родился в 1632 г. в Рингтоне. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции.

В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери.

Важнейшие сочинения Джона Локка

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Мысли о политике

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности.

В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

Источник

Джон Локк

Фото Все

дж локк считал что

дж локк считал что

дж локк считал что

дж локк считал что

Видео Все

дж локк считал что

Джон Локк и Томас Гоббс о природе власти и общественном договоре

дж локк считал что

История Западной философии. Лекция №22. «Джон Локк»

дж локк считал что

Джон Локк — биография

Джон Локк – английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Высказанные им идеи оказали огромное влияние на формирование политической философии.

Английский философ 17 века Джон Локк вошел в историю благодаря своим выдающимся трудам о самых важных для человечества проблемах: межрелигиозных отношениях, воспитании детей и социальном устройстве общества.

Один из ярчайших представителей эпохи просвещения, он стал первым из философов, кому удалось раскрыть личность человека через непрерывность сознания.

Детство и юность

Джон Локк родился в графстве Сомерсет 29 августа 1632 года. Отец мальчика успешно работал в адвокатуре, что позволяло ему содержать семью в достатке. Однако настал тот день, когда Локк-старший из-за своей доброты потерял все нажитое, раздав накопленные деньги беднякам. Так родитель хотел приучить сына к добродетели и состраданию к ближним.

О матери будущего философа сведений практически не сохранилось. Известно, что также, как и супруг, к абсолютной монархии она была настроена весьма оппозиционно.

Оба родителя внесли огромный вклад в формирование личности мальчика. От отца он получил свободолюбие и независимость от мирских благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь прожила в страхе за других детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не прогневать Господа.

Воспитание Локка-младшего было пуританским и религиозным. Большую часть времени Джон проводил с отцом, который занимался становлением его личности по собственной методике. Поначалу родитель не приближал к себе сына, играя роль строгого «начальника», повиноваться которому надо было беспрекословно. Со временем он приблизил к себе «подчиненного», и отношения отца и сына переросли в крепкую дружбу.

дж локк считал чтоПортрет Джона Локка в молодости

С юных лет мальчик много читал и показывал успехи в разных областях знаний. По совету друга семьи родители определили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.

Окончив школу, в 1652 году юноша поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицинскую науку, осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получал у самого Роберта Бойля. Во время учебы студент познакомился с философией Рене Декарта, ставшей основой мировоззрения начинающего мыслителя.

Многое в парня вложил и его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из массы других учеников. Джон научился коротко и ясно излагать самую суть своих мыслей, не прибегая к пустым заумным рассуждениям.

В университетские годы у Локка появилось еще два кумира: Ричард Лоуэр, прививший ему тягу к медицине и Джон Уилкинс – священник-полимат, который был специалистом сразу в нескольких областях науки.

Философия

Главный труд Джона Локка под названием «Опыт о человеческом разумении» был издан в 1690 году. Эта работа основана на собственных исследованиях автора и на философии Платона, труды которого глубоко изучал Рене Декарт. В книге Локк рассматривал древнюю теорию о «врожденных идеях» — знаниях человека, которые не являются приобретенными, а даются человеку на уровне подсознания.

дж локк считал что«Опыт о человеческом разумении»

Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.

В книге автор рассуждал о том, что простые идеи являются «строительным материалом» для создания сложных идей. Возникновение же простых идей происходит по мере созревания личности, начиная с «чистого листа».

дж локк считал что

Локк оспаривал точку зрения Декарта, по мнению которого мышление является постоянным признаком человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания постигаются с опытом, тогда как Декарт утверждал, что мышление – это постоянное состояние индивида.

Джона Локка принято считать величайшим английским философом 17 века, но все его открытия не были исключительно самостоятельными. В основе любого его труда лежат разработки других мыслителей, работавших в разные времена. Несмотря на оригинальную трактовку мыслей, Локка нельзя назвать оригинальным создателем концепций в философии. Помимо Декарта и Платона, в «Опыте о человеческом разумении» ученый рассматривал труды Исаака Ньютона и Томаса Гоббса.

Педагогика

Блестяще окончив Оксфорд, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в стенах альма-матер. Однако вскоре он получил приглашение стать домашним врачом графа Энтони Шефстбери, которого незадолго до этого вылечил от тяжелого недуга. Помимо врачебной деятельности в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.

В этот период в научной биографии молодого ученого появилась педагогика. Работая в доме графа, Джон вел переписку с другом Клэрком, в которой делился с ним идеями о воспитании. Приятель аккуратно сохранил все письма, ставшие впоследствии основой большой педагогической работы «Мысли о воспитании».

дж локк считал что«Мысли о воспитании»

По убеждению Локка, человек действует тем или иным образом не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, вырабатывающего характер, силу воли и нравственные качества индивида. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, не следует забывать о духовной чистоте и нравственности.

В посланиях Клэрку Джон часто прибегал к методике воспитания, разработанной его отцом. Основными принципами ее являлись:

В обучении детей Локк придерживался основного дидактического принципа: использовать заинтересованность и любознательность ребят. Педагог считал, что главным инструментом воспитания являются окружающая среда и живой пример. Для формирования у детей устойчивых положительных привычек Джон призывал применять ласковые слова и кроткие внушения. Развивать силу воли подопечных ученый предлагал с помощью физических упражнений и закаливания.

дж локк считал что

Главные науки, которые по мнению Локка должен освоить каждый ребенок, это: чтение, правописание, этика, география, история, математика, геометрия, рисование, астрономия, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо обучиться какому-либо полезному ремеслу.

Как автор новой концепции воспитания, Джон выявлял множественные недостатки в образовательной системе тех лет. Например, он был горячим противником латинских сочинений и речей, которые должны были создавать учащиеся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и вещным. Он не выступал против сочинения стихов и поэзии в целом, но в силу своей некоторой сухости уделял этим вещам минимальное внимание.

По мнению Локка, физически наказывать детей можно только в самых крайних случаях: когда неповиновение становится систематическим и при особо дерзком поведении.

Политика

Политические взгляды в сознание Джона вложили еще родители. Локк был сторонником демократической революции, идеи о которой он изложил в книгах «Размышления о славной революции 1688 года» и «Право народа на восстание против тирании».

дж локк считал что

Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.

Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.

Личная жизнь

Одним из самых известных философов-затворников считается Иммануил Кант, но Джону Локку удалось превзойти его в одиночестве. Если немецкий коллега в конце жизни все же обзавелся жилищем и прислугой, то Локк до конца своих дней оставался бездомным. Всю жизнь ученый провел в чужих домах, работая преподавателем.

дж локк считал что

Его деятельность никогда не была централизованной: ни одной из наук он не отдавался полностью, без остатка. Медициной занимался, когда надо было кого-то вылечить, политику исследовал по мере возможности и т.д.

Джон был до глубины души верующим человеком, но в то же время был увлечен наукой. До конца жизни он пытался связать эти два разных понятия – науку и религию. Личная жизнь, судя по всему, у Локка не сложилась – супругой и детьми он так и не обзавелся.

Смерть

На закате своих дней Джон перебрался в загородное имение женщины по имени Дэмерис Мэшем, которая стала ему, как дочь. Дэмерис была последовательницей его философских взглядов и учений, которые она распространяла на своих домочадцев.

В старости Локк совсем перестал слышать, и этот факт очень его огорчал. Философ любил вести беседы на разные темы, теперь же у него такой возможности не было.

дж локк считал что

Причиной смерти ученого стала астма. Это случилось 28 октября 1704 года в доме леди Мэшем, которая находилась рядом с ним до последних минут жизни. Похоронили мыслителя неподалеку от дома подруги.

Труды

Ссылки

Источник

Основные принципы и идеи философии Дж. Локка

Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.

Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.

Факты из биографии

дж локк считал чтоДжон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Познание, как результат наличия сознания

Локк полагал, что сознание – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.

[important]Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.[/important]

Основные качества вещей

дж локк считал чтоК созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.

К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:

Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.

Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:

[important]Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.[/important]

Что такое собственность

Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.

Основные принципы познания

дж локк считал чтоТеория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.

По степени очевидности философ разделил знания на три вида:

Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.

Педагогические принципы воспитания джентльменов

Локк выделял три категории наук:

Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.

[tip]Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.[/tip]

Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.

Политические взгляды

дж локк считал что

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Права личности в государстве

Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:

Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.

Полезное видео

В видео подробно рассказано о философии Локка:

Религиозные взгляды

Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.

Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.

Источник

Дж локк считал что

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лекция 18: Джон Локк

Лекция 18:
Джон Локк

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Джон Локк появился на свет в 1632 году в Англии.
Он получил образование в Университете Оксфорда, где изучал теологию, естествознание, философию и медицину.
Схоласицизм, по-прежнему царивший еще в то время в стенах Оксфорда, показался молодому Локку «перегруженным туманной терминологией и обсуждением бессмысленных вопросов».
Во время гражданской войны в Англии Локк поддержал силы Парламента, и в 1683 году был вынужден бежать из страны и осесть на несколько лет в Голландии.
Он вернулся после «Славной революции» в 1688, и занимал ряд видных постов в руководстве страны вплоть до ухудшения здоровья.
Скончался Джон Локк в 1704 году.

Опыт о человеческом разумении

«Опыт о человеческом разумении» Локка, опубликованный в 1690 году, по праву считается работой, открывшей Эпоху Просвещения.
Идея книги, как указывает сам автор, появилась у него после разговора с друзьями, произошедшего за двадцать лет до опубликования «Опыта». Ее целью является попытка изучения оснований человеческого разумения и, далее, рассмотрения возможности исследования более сложных уровней познания на основе обнаруженного, таких, например, как Бог и идеи морали.

Локк фокусирует свое внимание на том, что он называет «идеи».
«Идея», согласно его определению, это

«все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания»
(Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Москва: Мысль, 1985. Т.1, Кн.2, гл.8.8, стр. 183. Далее все цитаты по этому изданию)

В качестве пример «идей» Локк называет «белизну», «твердость», «сладость», «мышление», «движение», а так же «человека», «слона», «войско», «опьянение» и др. (Т.1, 2.1.1, стр. 154)

«Исторический, ясный метод»

Локк предполагает использовать для своего исследования идей «исторический, ясный метод» (Т.1, 1.1.2, стр. 91)
Термин «исторический» в данном случае означает уверенность, что генеалогия наших идей может быть прослежена до самого их начала, до первоначального источника.

Локк собирается, таким образом:

1. Исследовать происхождение идей, а затем те пути, через которые разум получает их.
2. Показать, к какому познанию разум приходит через эти идеи, а также достоверность, очевидность и объем этого познания
3. Исследовать природу веры, или мнения, имея под этим ввиду наше согласие с каким-нибудь положением как с истинным.

Критика врожденных идей

Локк, по его собственным словам, ставит своей целью в данной работе не более, чем расчистку почвы и удаление «части мусора, лежащего на пути к знанию.» (т.1, стр.85) Все это, как ему кажется, назревшая необходимость, обязательная для создания более современной конструкции системы человеческого познания.
В том числе, среди мусора он называет и доктрину «врожденных идей». По словам самого автора,

«Ни про одно положение нельзя сказать, что оно находится в душе, если она раньше никогда не знала и не сознавала его.» (Т.1, 1.2.5, стр. 98)

Аргументы против врожденного знания

Известный аргумент в поддержку доктрины «врожденного знания» базирован на том, что среди людей имеется общепринятое согласие относительно некоторых принципов.

Против этого Локк возражает следующим образом:

1. Даже если это так, это не доказывает врожденность данных принципов. Поскольку может вполне существовать другая причина, по которой люди имеют сходные идеи, такая, как универсальный опыт.

2. При этом, не все люди владеют некоторыми элементарными принципами логики, такими, как закон идентичности и закон противоречия. Например, дети, или душевно больные люди, а также живущие в первобытном обществе не имеют знания этих принципов.

Все познание обретается посредством опыта, считает Локк. В своей работе он пытается имитировать научную теорию Ньютона о наличии мельчайших физических частиц, перенеся ее на разум:
Согласно Локку, наш ум — это некое подобие пустого контейнера, постепенно наполняемого атомами мыслей. Движущиеся частицы оставляют на нашем сознании «следы» в форме идей. Самыми элементарными идеями являются простые идеи, или атомы мышления.

Простые идеи делятся на две категории:

1. Идеи, источником которых являются органы чувств. Таковыми являются идеи различных качеств, например желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. (т.1, стр. 155)

2. Идеи, исходящие из рефлексии. Они обретаются из опыта наших умственных операций. В сегодняшней терминологии это можно назвать «интроспективным знанием». Таковыми являются идеи «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание» и все различные действия нашего ума (mind), под которыми можно понимать эмоциональные и психологические состояния. (Т.1, стр. 155)

Хотя, считает Локк, ум не в состоянии производить идеи, он может их комбинировать из простых в более сложные. Такие комбинации простых идей, которыми можно оперировать как чем-то единым, получают собственные наименования, как например красота, благодарность, человек, войско, вселенная. (Т.1, 2.12.1, стр. 213)

Сложные идеи являются продуктом одной из трех возможных деятельностей ума:

1) Соединения нескольких простых идей в одну сложную; так образуются все сложные идеи;

2) Сведения вместе двух идей, все равно, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; так ум приобретает все свои идеи отношений;

3) Обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности; это действие называется абстрагированием, и при его помощи образованы все общие идеи в уме.

Абстрактные идеи

Локк считает, что мы можем сформировать общую идею «книги», например, абстрагированием всех качеств, присущих индивидуальным книгам, которые меж ними схожи, и игнорированием всех различий меж ними.

Даже нечто столь абстрактное и, казалось бы, удаленное от опыта, как идея «бесконечности» может быть составлена на основе опыта!
Так, Локк утверждает, что идея «бесконечности» возникает у нас в результате «замечаемой у нас способности повторять без конца свои идеи» (Т.1, 2.17.6, стр. 263)

Первичные и вторичные качества

Качеством предмета Локк именует «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею», присущую данному предмету (Т.1, 2.8.8, стр. 183)
Качества, неотделимые от самого тела Локк называет «первичными».

Первичные качества — это качества плотности, протяженности, формы, движения или покоя, и числа. Они являются единственными подлинными качествами этого мира.

Вторичные качества представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами. Это, например, цвета, звуки, вкусы и т. д. На деле вторичные качества не играют никакой роли в самих вещах.

Эпистемология Локка как правило именуется «репрезентативным реализмом».
Репрезентативный реализм утверждает, что наш ум имеет непосредственный доступ лишь к его собственным идеям, но эти идеи вызваны и представляют (репрезентируют) вещи, находящиеся вне его.

Согласно Локку, «познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей.» (т.2, 4.1.2, стр. 3)
Иными словами, в процессе познания мы наблюдаем, как наши идеи либо соответствуют и совместимы, либо не соответствуют и не совместимы друг с другом.
Истинным мы при этом называем такое высказывание, в котором идеи находятся в правильном соотношении друг с другом.

Метафизика Локка: Реальность за видимостью

Субстанция – в буквальном смысле слова означает «стоящее под чем-нибудь» или «поддерживающее» (Т.1, 2.23.2, стр. 346)
Так, субстанция яблока, например, это некий субстрат, в котором существуют и из которого проистекают качества, дающие нам ощущения красноты, округлости, и сочности этого плода.

Субстанция может быть познаваема только опосредованно, поскольку для нас она, согласно Локку, «что-то, не знаю что» и «предполагаемый, но неизвестный носитель тех качеств, которые мы считаем существующими» (там же).

Идея духовной субстанции, по Локку, «столь же ясна, как идея телесной субстанции» (Т.1, 2.23.5, стр. 347). В конце концов, мы точно так же никогда не встречаем в реальности материальных субстанций, лишь содержащиеся в них качества.
То же самое относится к действиям души, т. е. мышлению, рассуждению, страху и т. д. (там же).
Таким образом, делает вывод Локк,

«я думаю, что наши идеи, относящиеся к духу, так же многочисленны и так же ясны, как и идеи, относящиеся к телу, субстанция каждого из которых одинаково неизвестна нам.»
(Т.1, 2.23.28, стр. 363)

То есть, по сути дела мы не знаем ни тех, ни других, и в то же время судим он их исходя из предположения о их существовании.

Каков источник нашего нравственного познания?

Локк считает, что никаких врожденных нравственных принципов не существует.
«Добро и зло… есть не что иное, как удовольствие или страдание, или то, что причиняет или доставляет нам удовольствие или страдание.
Нравственное добро и зло есть поэтому лишь согласие или несогласие наших сознательных действий с некоторым законом»

(Т.1, 2.28.5, стр. 405)
Каким же?

Основным законом, с которым мы можем сравнивать наши сознательные действия, является закон божественный.
Согласно Локку, под «божественным законом» он понимает

«закон, который установлен для человеческих действий богом и который бывает обнародован людям или светом природы, или голосом откровения.»
(Т.1, 2.28.8, стр. 406)

То есть, хотя нравственные принципы и не являются врожденными, то есть мы не можем найти их в своем сознании, они могут быть установлены посредством разума и опыта, а не только священного писания, которое, впрочем, Локк тоже не сбрасывает со счетов.

Влияние Локка на развитие деизма

Деизм, еще раз, это система взглядов, основанных на разуме, которая признает существование Бога и творение мира, но отрицает вмешательство Бога в земные дела, будь то в форме чудес или в форме откровения.

Хотя Локк и склонялся в сторону традиционного христианства, именно он положил начало деизму своим убеждением, что человеческий разум значительно превосходит божественное откровение по части ясности и надежности, и, таким образом, должен считаться главным арбитром, в том числе и в вопросах самого откровения.

Как результат те религиозные доктрины, которые не могли быть подтверждены на основании разума и здравого смысла оказались постепенно вытеснены из оборота.

Политическая теория эпохи Просвещения

Вклад Джона Локка в теорию политической философии оказался одним из наиболее важных. В этой связи необходимо упомянуть его работу «Два трактата о правлении», опубликованную анонимно в 1690 году.

Хотя предисловие утверждает, что целью данной работы является обоснование «славной революции» 1688 года, на самом деле трактат был начат значительно раньше, чем произошла революция.

Классической предпосылкой этого периода было понимание людей как независимых, отдельных индивидов, из которых, методом их сложения, возникает сообщество.

В этом смысле совершенно неудивительно, что в этот же период появился на свет и Робинзон Крузо Дефо.

Естественное право и права человека

Локк – это классический представитель философа, стоящего на позициях теории «естественного права». Согласно этой теории нравственные законы в такой же степени являются всеобщими законами природы как и законы физические.

Локк не верит в то, что наши основные права могут быть всего лишь дарованы правительством. С его точки зрения даже в отсутствии правительства и законов каждый из людей наделен неотъемлемыми, дарованными нам Богом правами.

Поскольку эти права происходят не от правительства, а дарованы нам задолго до его появления в общественной жизни, правительство не имеет и права эти права отнять.

Трудовая теория собственности

Первичными законами природы, с точки зрения Локка, являются права на жизнь, свободу и собственное имущество.
Природные ресурсы (воздух, вода, земля и деревья) принадлежат в равной мере всем, и могут быть использованы по потребности.
Однако, как только человек добавит к тому или иному дару природы свой труд, результат становится его частной собственностью. Эта теория получила название «трудовой теории собственности».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *