джаназа это джаназа что
Погребальная молитва (Джаназа-намаз)
Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван. Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином[1], то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним. Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле[2] поперек перед имамом[3]. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя[4]. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.
Как совершается мусульманская погребальная молитва (джаназа-намаз)
Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность каждого мазхаба отдельно.
Ханафиты
— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, в области груди, сердца[5];
— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.
1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[6]. 2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит: Транслитерация: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
Перевод: «О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся». 3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[7]. 4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного: Транслитерация: «Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ،
وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ،
وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ،
وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ،
وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ،
وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ،
وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ،
وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ،
وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ
Перевод: «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания». Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман: Транслитерация: «Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ،
وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ،
وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ،
اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ،
وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ،
Перевод: «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!» Если покойным является ребенок или психически больной человек[8], то произносятся только следующие слова: Транслитерация: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».
اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا
Перевод: «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]»[9]. 5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом погребальная молитва завершается.
Шафииты
— имам стоит перпендикулярно телу покойного; если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине относительно тела покойной[10];
— последовательно проговариваются четыре такбира; с каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей[11], и опускает их на грудь в области сердца[12].
1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[13]. 2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит: Транслитерация: «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Перевод: Перевод: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна». Затем читается сура «аль-Фатиха»: Транслитерация: «Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Ар-рахмаани ррахиим. Мяялики яумид-диин. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин. Ихдина ссыраатоль-мустакыим. Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.
Перевод: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров, Милость Которого безгранична и вечна, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Аминь[14]. 3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[15], начав со слов восхваления Всевышнего: «аль-хамду лил-ляя»[16]. 4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих[17]. 5. Произнеся четвертый такбир, говорит: Транслитерация: «Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дахь»[18].
اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ
6. Затем со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения Джаназа-намаза являются правильными и соответствующими сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]»[19]. Даже если молящихся будет меньше сорока, нужно выстроить их в три ряда. В одном ряду должно быть хотя бы два человека[20]. Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому станет обязательна [райская обитель в вечности]»[21].
Время, запретное для совершения погребальной молитвы (джаназа-намаза)
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, на протяжении которых совершение погребальной молитвы запрещено. ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется [на высоту одного копья или двух][22], — в то время, когда солнце находится в зените, — во время заката солнца»[23].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва-намаз после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[24]. На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв-намазов, в том числе и погребальной, в указанные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым Джаназа-намаз не относится[25].
Над кем не совершается мусульманская погребальная молитва
Самоубийцы и джаназа
Ответы на вопросы о джаназа
Говорят, что если до погребальной молитвы близкие умершего приносят в жертву барана или другое животное, то большой саваб (вознаграждение) будет для умершего. Правда ли это? Илхом.
Нет. Прямого аргумента по этому поводу нет.
Что делать, если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы?
В таком случае необходимо совершить погребальную молитву над его могилой, если не прошло излишне много времени[37]. Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы.
Если человек не молился при жизни, нужно ли совершать над ним погребальную молитву?
Погребальная молитва совершается над любым мусульманином или мусульманкой, даже если они грешили, не совершали обязательной религиозной практики или имели отношение к Исламу только из-за того, что один из родителей был мусульманином[38].
Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно Джаназа-намаз? Насколько это правильно?
Джаназа-намаз совершают над телом покойного. Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко[39]. Они аргументировали тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы же ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию исключительной, касающейся только самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер и что он ушел из жизни мирской верующим. Рассматривая тот случай из Сунны Пророка как исключение из правила, данная группа ученых (ханафиты) говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы ‘аляль-га’иб (над отсутствующим, за отсутствующего)[40]. То, что у вас каждую пятницу совершают Джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы. Возводить это в ранг фарда (обязательного) или сунны (следования примеру Пророка) и делать это с таким пониманием — для имама будет неверно, греховно. Но совершать Джаназа-намаз дополнительно, учитывая условия той или иной местности либо времени, возможно. Ваш религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу, тем более постоянно практикуемому и относящемуся к категории дополнительного. То, что пророк Мухаммад не совершал Джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы, известно любому, даже религиозно малограмотному. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя, высказывая категоричное несогласие с имамом. Возможно, была причина, косвенно обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Наиболее вероятно, что подобное появилось в советские времена, когда немалое число мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь это его родные и односельчане. Возможно, исходя из этого, муллы решили совершать Джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно провести молитву организованно и в присутствии немалого числа верующих. Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы. Думаю, что это больше местный обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся.
Если привезли несколько покойников одновременно, то погребальную молитву можно совершить над всеми сразу или необходимо по отдельности?
Можно совершить ее над всеми сразу, а можно и над каждым в отдельности. В этом вопросе между учеными нет разногласий[41].
Можно ли прочитать погребальную молитву два раза? Совершили омовение, прочили над умершим Джаназа-намаз, увезли тело на родину и там еще раз омыли и прочли. Возможно ли такое? Камиль.
Запретов на этот счет не знаю. В качестве исключения, думаю, возможно. Главное — не откладывать придание тела земле, а сделать это как можно быстрее.
Погребальная молитва
Намаз джаназа занимает в исламе важное место. В иерархии действий, которые должен совершать мусульманин, эта религиозная практика находится на уровне фарда кифая.
Суть этого хукма (решения) заключается в том, что обязанность выполнения какого-либо действия, относящегося к нему, возлагается на всю умму. Если какая-то её часть выполнит погребальный намаз, то ответственность снимется со всех, однако если никто не совершит этот религиозный обряд, то грешным будет каждый без исключения член общества.
Условия молитвы джаназа
Каждого, кто собирается совершать этот намаз, касаются следующие условия:
1) наличие у выполняющего большого омовения (гусль);
2) состояние малой ритуальной чистоты (тахарат, вуду);
3) место, где будет читаться намаз по умершему, также должно быть чистым;
4) перед молящимися должно находиться омытое тело умершего.
Намаз джаназа содержит два фарда. Первый – это стояние (кыям). Второй – это четыре такбира, т.е. произнесения слов «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик). Отметим, что практически весь намаз читается стоя, то есть ни поясного, ни земного поклона молящийся не совершает.
Порядок совершения джаназа-намаза
В первую очередь, перед джамаатом должен лежать покойный. Голова его направляется направо, а тело – в перпендикулярном положении по отношению к Кыйбле. Перед началом намаза не произносится ни азан, ни икамат. Имаму следует встать на уровне груди умершего. Все остальные встают вслед за ним, образуя три ряда. После того как члены джамаата произнесут про себя намерение (ният) на джаназа намаз, имам говорит такбир тахрим, поднимая свои кисти до ушей, кладёт их одна на другую либо держит опущенными (всё зависит от мазхаба, которого придерживаются имам и участники погребения). Далее всеми молящимися читается дуа-сана:
Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах. Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».
После этого имам произносит второй такбир, но руки уже не поднимает. Далее необходимо прочитать салават – слава прославления Пророка (с.г.в.):
Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты это дела в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»
Затем идёт третий такбир, который также проговаривается без поднятия ладоней выше плеч, после чего нужно прочитать мольбу-дуа, посвященную умершему:
Перевод: «О Всевышний! Даруй ему Своё прощение, помилуй и защити от огня Геены. Будь щедрым по отношению к нему. Пусть его могила будет просторной. Омой его водой, снегом и градом. Очисти его от грехов, подобно тому, как чиста белоснежная одежда от грязи. Даруй ему вместо этого обитель и окружение лучшее, чем когда бы то ни было. Открой ему Рай и окажи защиту от тех мучений, которые могут ждать его в могиле, и от наказания в Аду».
После этого приходит черёд мольбы-дуа, которая посвящена всем мусульманам, независимо от того, живы они или мертвы:
Перевод: «О Аллах, просим прощения за наших живых и мёртвых, за тех, кто присутствует здесь и отсутствует, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий Творец, тот, кто получает от Тебя в качестве дара жизнь, предоставь им возможность прожить её в соответствии с исламом. Для тех же, кто уходит из этого мира, дай им шанс уйти с верой. О Всевышний, даруй нам благом за него [за то, что совершается погребальная молитва на имя человека] и не сбивай нас с верного пути после его ухода в вечность!».
В дальнейшем произносится четвёртый такбир. Он тоже выполняется не поднимая ладоней. В завершении молящиеся делают по одному приветствию (салям), поворачивая голову направо и налево:
Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».
Таким образом совершается погребальная молитва.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Джаназа намаз
Условия
Если мусульманин намеревается совершить джаназа-намаз, ему необходимо выполнить несколько условий:
В состав джаназа намаза входит несколько фардов:
Такбир (слова «Аллаху Акбар») следует произнести четыре раза.
Салават на пророка Мухаммада ﷺ.
Мольба за покойного.
Слова «Ассаляму алейкум» в конце молитвы.
Возможно вам также будет интересно прочитать, какие дуа за умершего можно читать.
Вся джаназа молитва должна быть прочитана в положении стоя: молящему не нужно совершать никаких поклонов: ни поясных, ни земных.
Джаназа намаз как делать правильно по сунне?
О том, как следует совершать джаназа намаз джамаатом, рассказывал Абу Хурайра, приводя историю о том, как после смерти эфиопского правителя Наджаши Пророк Мухаммад ﷺ совершал джаназа намаз за покойного, построив рядами людей, а слова такбира произносил четыре раза. Этот его рассказ приводят в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.
Для умершего мусульманина больше пользы будет в джаназа намазе, совершенном коллективно, и если есть возможность сделать дуа джаназа намаз джамаатом, то не следует уклоняться от этого, поскольку это будет противоречием Сунне Пророка. Но мольба за умершего, которая совершена индивидуально, тоже является действительной.
Основные правила
Таблица «как совершать джаназа-намаз по порядку»
Дуа, читаемые в третьем такбире за покойного
Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.
Перевод на русский язык: «О Аллах! Прости, помилуй и избавь его (то есть, от мучений, искушения и мрака могилы), и окажи ему милость (то есть, прости всевозможные упущения, которые касались исполнения религиозных обязанностей), и хороший прием (то есть, сделай его удел в Раю), и сделай место его входа (имеется в виду могила), просторным, и омой его водой, снегом и градом (это метафорическое выражение, означающее оказание покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в Рай, и защити его от мук могилы и от мук Огня» (хадис Муслим ас-Сахих, 2232).
Если молящийся не знает, является ли покойный мужчиной или женщиной, или джаназа проходит сразу за несколько покойных, то читается дуа приведённое далее.
Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.
Перевод: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере».
Дуа, читаемое после четвертого такбира в джаназа
После четвёртого такбира «Аллаху Акбар», следует прочитать следующее дуа, перевод которого звучит так: «О Аллах! Не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него».
Аллахумма ля тахримна аджраху уа ля тузылляна ба ` адаху
Почему джаназа-намаз следует совершать так, как это делал Пророк Мухаммад ﷺ?
Верующие мусульмане, приступая к молитве, ориентируются на слова, приведенные в хадисе, как относительно повода, по которому совершается молитва, так и относительно правил, по которым следует совершать намаз, а также относительно количества ракаатов.
Достоинства джаназа намаза
В хадисе, который был передан от Абу Хурайры в сборниках Муслима и аль-Бухари, приводится случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ назвал размер награды, которая будет положена тому мусульманину, который останется на похоронах человека до того, как будет завершен джаназа-намаз – такие люди получат награду, равную одному кирату. Тому же человеку, который останется на похоронах до того момента, как подойдет к концу обряд погребения, будет достоин награды в 2 кирата. Когда же члены его общины спросили, что значит «кират» и «2 кирата», Посланник Аллаха ответил: «Они подобны двум огромным горам».
Также приводят слова имама Абуль-Аббаса аль-Куртуби, который охарактеризовал сказанные в хадисе слова Посланника Аллаха ﷺ как указание на то, что верующие, совершающие над умершим намаз, достойны «великого удела из числа награды», а верующие, не только совершающие намаз, но и следующие на кладбище за покойным, достойны двух великих уделов.
Джаназа намаз необходимо совершать обязательно над умершими мусульманами, поскольку есть слова имама Ибн Хазма в подтверждение этому: он отмечает, что ученые достигли единого мнения относительно обязательности омовения умершего и совершения над ним джаназа молитвы – это относится к совершеннолетним умершим, если они не являются шахидами.
Если джаназа-намаз совершит группа мусульман, то со всей остальной уммы обязанность за эту молитву будет снята. Но если же при наличии такой возможности никто из местности, где проживал умерший, не совершил молитву джаназа, то все мусульмане из этой местности будут грешны.
Джаназа намаз для женщины
Погребальная молитва надо женщиной, читается также как и для мужчин, лишь с той разницей, что имам становится не перед головой покойной, а становится на уровне середины тела покойной.
Могут ли женщины совершать джаназа намаз? По словам Аиши, которые приводят в хадисе, переданном Муслимом, после кончины Саида ибн Абу Уаккаса супруги Пророка Мухаммада ﷺ приказали доставить его в мечеть, чтобы они могли сделать заупокойный намаз над ним. Этот хадис, по мнению шейха Сафийи-Ррахмана аль-Мубаракфури, является доказательством того, что джаназа молитву женщины могут сделать и запрета на это нет.
Польза джаназа-намаза для умершего
Приводят в хадисе, переданном Муслимом от Аиши, что Пророк Мухаммад ﷺ обращал особое внимание на то, что обязательно будет принято заступничество общины мусульман до сотни человек численностью, независимо от того, за кого из умерших была совершена эта молитва.
Также Абу Хурайра в хадисе, переданном шейхом аль-Альбани и Ибн Маджа, приводил слова Посланника Аллаха ﷺ : «По кому совершат джаназа-намаз сто мусульман, тому будет прощено!».
Приводят также в хадисе, переданном Муслимом, слова Ибн Аббаса, который слышал лично слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что, если сорок человек мусульман, поклоняющихся только Аллаху Всевышнему, совершат джаназа-намаз над покойным, то обязательно ходатайство их будет принято.
Существуют основные условия, необходимые для того, чтобы заступничество мусульманской общины за покойного было принято:
По словам Малика ибн Хубайра, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что тот мусульманин попадет обязательно в Рай, по которому мусульмане совершили джаназа молитву и выстроились во время молитвы в три ряда. Эти его слова приведены в хадисе, переданном ат-Тирмизи и Абу Даудом.
Возможно ли совершение джаназа сразу над несколькими телами?
По мнению имама ан-Навави, лучше сделать отдельно над каждым телом джаназа молитву, чем сразу над несколькими телами.
Если джаназа намаз совершается, как для женщины, так и мужчины одновременно, то перед имамом сначала ставят тело мужчины или мужчин, и только потом женщин. Даже если речь идет о ребенке и женщине, если ребенок – мальчик, то тело ребенка ставят перед имамом, и только за ним ставят тело женщины.
Также джаназа-намаз совершали одновременно над несколькими покойными, среди которых были и женщины. В качестве доказательства приводят хадис, переданный Ибн аль-Джарудом, ан-Насаи и ад-Даракутни со слов Нафиа о то, что когда сразу над девятью телами умерших совершал намаз Ибн Умар, первыми перед имамом лежали мужчины, и только потом располагали женщин.
Можно ли совершать джаназа-намаз над не мусульманами?
Джаназа намаз по Сунне над неверными проводить не дозволено. Ислам запрещает просить в молитве за неверных перед Всевышним Аллахом, поэтому над неверными джаназа-намаз не совершают. Община мусульман единогласным своим решением запретила проводить джаназа-намаз над неверными.
В Священной Коране Всевышний Аллах говорит: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят).
Даже если умерший является мусульманину близким родственником, но был при жизни неверным, все равно нельзя за него испрашивать у Аллаха прощения, поскольку в аяте ат-Тауба сказано, что «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 113-й аят).
Над кем Пророк Мухаммад ﷺ не совершал джаназа намаз?
Есть несколько категорий людей, над которыми джаназа намаз не делал Пророк Мухаммад ﷺ :
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)






