гобой инструмент что это
Гобой
Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.
Что такое гобой
Слово «гобой» переводится с французского языка, как «высокое дерево». Он представляет собой деревянный духовой музыкальный инструмент с непревзойдённым мелодичным, тёплым, слегка «гнусоватым» тембром.
Устройство
Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.
Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.
История происхождения
Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его “собратом” считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.
Разновидности
Существует несколько видов данного духового инструмента.
Английский рожок
Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.
Гобой д’амур
По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.
Геккельфон
Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».

Барочное семейство
Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:
Венский гобой
Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.
Современное семейство
XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.
Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Родственные инструменты
Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.
Использование
Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:
Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.
Гобой деревянный музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Это один из ярких представителей группы духовых инструментов, обладающий уникальным «поющим», теплым и немного «гнусавым» тембром, а музыкант играющий на гобое носит гордое название «гобоист» или «гобоистка». Именно благодаря таким особенностям звучания, данный инструмент и приобрел высокую популярность, заняв одно из первоочередных мест в мировой классике.
Конструкция
Его корпус представляет собой полую трубку конической формы, длинной 65 см, который для удобства транспортировки в 17 веке был разделен на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве деревянных духовых инструментов, высота звука изменяется с помощью боковых отверстий, покрываемых системой клапанов. Благодаря этой системе улучшается качество звука, технические возможности и темперация современного гобоя, в отличие от его народных аналогов.
Инструмент имеет две трости в своей конструкции что и отличает гобой от кларнета. У кларнета «мягкий, теплый» звук, а у гобоя чуть гнусавый, но не менее приятный!
Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23-х мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или позолотой.
Особую значимость в звуковоспроизведении инструмента имеет трость – две очень тонкие соединенные между собой пластинки, сделанные из тростника. Процесс изготовления таких тростей очень долгий, требующий высокого уровня профессионализма мастера.
История происхождения
Возникновение гобоя датируется приблизительно 3-м тысячелетием до нашей эры. К его древнейшим «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, хитирики и другие.
Первые иллюстрированные свидетельства существования подобных инструментов найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, древней Греции (античный предок древнегреческого гобоя назывался «авлосом»), Риму («тибия») и Египту («мизмар»). Примечательно то, что это были не просто деревянные дудки, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух трубок, звук на которых воспроизводился одновременно — на одной играли мелодию, а вторая воссоздавала один «аккомпанирующий» или «бурдонный» звук. Впоследствии такой же принцип игры был применен в волынке.
Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
С начала 18-го в. гобой приобрел большую популярность как в сольной, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С той поры партии он активно фигурируют в партитурах композиторов различных стран и эпох. Исключение же составляет только эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. К гобою обращаются в основном для изображения пасторальных образов, этому способствует его тембр, схожий по звучанию со свирелью пастуха.
Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др. Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.
Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.
Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.
Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.
Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:
Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.
Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Гобой инструмент что это
Детская музыкальная школа №1 продолжает набор учащихся
1. Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства по направлениям:
«Фортепиано» (срок обучения 8 лет)
«Струнные инструменты» (срок обучения 8 лет)
«Народные инструменты» (срок обучения 5 и 8 лет)
«Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 5 и 8 лет)
«Хоровое пение» (срок обучения 8 лет)
2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы музыкального исполнительства» (срок обучения 3 года).
Ознакомиться с отделениями, и коллективом преподавателей ДМШ №1 можно по ссылке https://vk.com/muzykalka_1?w=wall-108447572_3632
Уточнить информацию можно по телефону +7 (34141) 5-41-56
Бланки заявлений находятся здесь: http://www.msglaz.ru/kontent/roditelyam
«Что нужно знать ребёнку для вступительных испытаний?»
«Как проходят вступительные испытания?»
Эти вопросы задают себе родители, когда принимают решение привести ребенка в музыкальную школу.
Вступительные испытания включают в себя проверку трех критериев:
Музыкальный слух. Ребёнок обязательно должен спеть любую песенку, лучше детскую. Пение отлично выявляет наличие или отсутствие музыкального слуха. Комиссия может дать ещё несколько тестовых заданий – например, прослушать и спеть сыгранную на инструменте попевку (мелодию из нескольких звуков), или на слух определить количество взятых нот – одна или две.
Чувство ритма. Чаще всего при проверке ритма просят прохлопать предложенный ритмический рисунок – первым хлопает педагог, а ребенок должен повторить. Стоит отметить, что музыкальный слух впоследствии развить гораздо легче, чем чувство ритма. Члены комиссии, совершая свой выбор, это тоже учитывают.
Память. «Измерить» память на приёмных испытаниях сложнее всего, потому что ребёнок может не запомнить что-то от растерянности или невнимательности. Специальных заданий на определение качества памяти обычно не проводится, разве что могут предложить повторить пропетую или сыгранную мелодию.
Каждое качество из названных трёх оценивается отдельно по пятибалльной системе. Общая сумма баллов – критерий для конкурсного отбора в школу.
Поступить в музыкальную школу несложно. Гораздо труднее не растерять желание учиться в ней в течение последующих 5-8 лет. Ведь обучение музыке – это процесс весьма трудоёмкий. Желаем успехов!
ГОБОЙ
Полезное
Смотреть что такое «ГОБОЙ» в других словарях:
Гобой — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон … Википедия
ГОБОЙ — (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОБОЙ деревянный музык. духовой инструмент, занимающий по… … Словарь иностранных слов русского языка
ГОБОЙ — (от франц. hautbois букв. высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон … Большой Энциклопедический словарь
гобой — зурна, сарюсофон, дудук Словарь русских синонимов. гобой сущ., кол во синонимов: 4 • дудук (3) • зурна … Словарь синонимов
ГОБОЙ — ГОБОЙ, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГОБОЙ — ГОБОЙ, я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГОБОЙ — муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
Гобой — (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe нем.) деревянный духовоймуз. инструмент, принадлежит к группе тех духовых инструментов, мундштуккоторых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г.состоит из конической трубки с дырочками и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
гобой — я, мн. гобо/и, гобо/ев, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом. Играть на гобое. Родственные слова: гобои/ст, гобо/йный… … Популярный словарь русского языка
Гобой — инструмент симфонического оркестра

Именно пластинки этого язычка заставляют вибрировать столп воздуха, вдуваемого в полость инструмента. Кроме того, в корпусе инструмента существуют специально просверленные дырочки, которые прикрываются клапанами или пальцами, что позволяет изменять воздушный столб по длине.
Что же касается даты рождения этого инструмента, то она теряется в древности, притом очень глубоко. По крайней мере, наиболее ранний его предшественник – трубка с двойными язычками – была найдена в раскопках древнего Шумера и датируется примерно тремя тысячами лет до нашей эры.
У гобоя очень красивый, певучий, сильный голос. Характерным признаком является некоторая «гнусавость» тембра. Если совсем уж придираться, то можно сказать, что в верхнем регистре он иногда звучит резковато, хотя, как всегда, всё зависит от исполнителя.
Свой современный вид гобой получил ещё в первой половине 18 века и вот уже более 250 лет он пользуется огромной популярностью. Это объясняется, прежде всего, необычайно красивым, интересным тембром и звуком гобоя.
Чаще всего гобои изготавливаются из африканского чёрного дерева, хотя это не единственный вариант. Иногда используют дерево другой породы, или даже пластмассу.
Почему-то игра на этом инструменте требует от исполнителя определённой мимики, то есть лицо изменяется таким образом, что лично у меня это вызывает улыбку и в определённой мере отвлекает от содержания музыки. Поэтому я предпочитаю гобоистов больше слушать, чем смотреть.
И тем не менее, раз уж у нас есть такая возможность, предлагаю вашему вниманию два видеоролика. В первом можно послушать гобой со струнным оркестром. Звучит Адажио Марчелло в исполнении Алексея Уткина.
Во втором видео вы можете послушать звучание инструмента в чистом виде, без сопровождения. Звучат два фрагмента из Партиты g—moll И.С.Баха. Исполнитель Алексей Балашов (соло гобоя).






