гоголь писал что при имени пушкина его тотчас
Гоголь Н. В Несколько слов о Пушкине
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему.
Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами. Если должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то они заключаются в чрезвычайной быстроте описания и в необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет. Его эпитет так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание; кисть его летает. Его небольшая пиеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, чтобы у него в коротенькой пиесе вмещалось столько величия, простоты и силы, сколько у Пушкина.
Но последние его поэмы, писанные им в то время, когда Кавказ скрылся от него со всем своим грозным величием и державно возносящеюся из‑за облак вершиною и он погрузился в сердце России, в ее обыкновенные равнины, предался глубже исследованию жизни и нравов своих соотечественников и захотел быть вполне национальным поэтом, – его поэмы уже не всех поразили тою яркостью и ослепительной смелостью, какими дышит у него все, где ни являются Эльбрус, горцы, Крым и Грузия…
По справедливости ли оценены последние его поэмы? Определил ли, понял ли кто «Бориса Годунова», это высокое, глубокое произведение, заключенное во внутренней, неприступной поэзии, отвергнувшее всякое грубое, пестрое убранство, на которое обыкновенно заглядывается толпа? По крайней мере печатно нигде не произнеслась им верная оценка, и они остались доныне нетронуты.
В мелких своих сочинениях, этой прелестной антологии, Пушкин разносторонен необыкновенно и является еще обширнее, виднее, нежели в поэмах.
Мне всегда было странно слышать суждения об них многих, слывущих знатоками и литераторами, которым я более доверял, покамест еще не слышал их толков об этом предмете. Эти мелкие сочинения можно назвать пробным камнем, на котором можно испытывать вкус и эстетическое чувство разбирающего их критика. Непостижимое дело! Казалось, как бы им не быть доступными всем! Они так просто‑возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и, вместе, так детски чисты! Как бы не понимать их! Но, увы, это неотразимая истина: что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметней уменьшается круг обступившей его толпы и, наконец, так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих истинных ценителей.
Александр Пушкин
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.
Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Всегда ли цитату надо начинать с большой буквы?

Для примера процитируем известное высказывание Н. В. Гоголя об А. С. Пушкине.
С ПРОПИСНОЙ (БОЛЬШОЙ) БУКВЫ НАЧАЛО ЦИТАТЫ пишется в том случае, если мы оформляем её как прямую речь:
◆ Н. В. Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
◆ «При имени Пушкина, – писал Н. В. Гоголь, – тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
◆ «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте», – писал Н. В. Гоголь.
С ПРОПИСНОЙ (БОЛЬШОЙ) БУКВЫ НАЧАЛО (первое слово) ЦИТАТЫ пишется в том случае, если оно приходится НА НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ и вводится с помощью вводных слов или вводных предложений:
◆ «При имени Пушкина», по словам Н. В. Гоголя, «тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
◆ «При имени Пушкина», как говорил Н. В. Гоголь, «тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
СО СТРОЧНОЙ (МАЛЕНЬКОЙ) БУКВЫ, записывается НАЧАЛО ЦИТАТЫ (целая фраза или её часть), если стоит не в начале предложения и вводится с помощью косвенной речи, вводных конструкций или если является продолжением нашей фразы:
◆ Н. В. Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». (Косвенная речь)
◆ По словам Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». (Вводное словосочетание)
◆ Трудно не согласиться с Гоголем в том, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». (Цитата как продолжение нашего высказывания).
Естественно, что если первое слово в цитате – собственное имя существительное, то цитата пишется с прописной буквы при любом способе цитирования:
◆ А. А. Блок писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». (Прямая речь)
◆ А. А. Блок писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…» (Косвенная речь)
◆ По словам А. А. Блока, «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…» (Вводное словосочетание)
Многоточие при цитировании ставится в том случае, если цитата приводится не полностью. Если сокращается начало цитируемой фразы, то многоточие ставится в начале цитаты. При сокращении середины многоточие ставится на месте сокращения, в середине. Если пропускаем конец цитируемой фразы, многоточием цитату заканчиваем.
Памятка из Интернета Вам в помощь.
.
Сжатое изложение «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…»
Задание:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения:
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Он при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.
Если должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то они заключаются в чрезвычайной быстроте описания и необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет. Его эпитет так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание. Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, что у него в коротенькой пьесе вмещается столько величия, простоты и силы, сколько у Пушкина. (По Н. В. Гоголю) 198 слов
Микротемы:
1. Пушкин — явление чрезвычайное: в нём русская природа, душа, язык отразились в очищенной красоте.
2. Поэт глубоко национален, поскольку сумел описать дух нации. Он глядел на мир глазами всего народа, поэтому соотечественникам кажется, что в его произведениях говорят и чувствуют они сами.
3. Достоинство Пушкина как поэта — в быстроте и лаконичности описаний. Сложно найти такого поэта, у которого бы в коротенькой пьесе вмещалось столько простоты и величия, сколько у Пушкина.
Пример сжатого изложения:
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин — явление чрезвычайное: в нём русская природа, душа, язык, характер отразились в очищенной красоте.
Он с самого начала был национален, потому что истинная национальность заключается в самом духе народа. Он описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами всего народа, чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.
Достоинства Пушкина как поэта – быстрота и лаконичность описаний. Его эпитет иногда один заменяет целое описание. Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, что у него в коротенькой пьесе вмещается столько величия и простоты, сколько у Пушкина. (110 слов)
Гоголь писал что при имени пушкина его тотчас
7) оценка меры того, о чём говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений:
Он говорил со мной, по крайней мере, как большой начальник.
8) степень обычности: бывает, бывало, случается, по обыкновению:
Он, по обыкновению, сел в углу комнаты.
9) экспрессивность: кроме шуток, честно говоря, между нами будет сказано, смешно сказать и др.:
Я, честно говоря, сильно устал.
Необходимо различать вводные слова и омонимичные им союзы, наречия, слова именных частей речи.
Слово однако может быть вводным, но может быть противительным союзом (= но), используемым для связи однородных членов, частей сложного предложения или предложений в тексте:
Дождь, однако, зарядил надолго — вводное слово.
Ошибки негрубые, однако неприятные — союз (можно заменить на но).
Слово наконец является вводным, если стоит в перечислительном ряду (часто с вводными словами во-первых, во-вторых и т. д. ), и является наречием, если по значению равно наречному выражению в конце концов:
Я вышел наконец к просеке — наречие.
Во-первых, я болен, во-вторых, устал и, наконец, просто не хочу идти туда — вводное слово.
Аналогично этому необходимо различать вводное и невводное употребление слов таким образом, в самом деле, значит и других.
Вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения выражают те же значения, что и вводные слова, могут вводиться союзами если, как, сколько и др.:
Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (= по-моему).
Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла в прошлом году (= по-моему).
Прихожу я и — можете себе представить? — никого не застаю дома (= представьте).
В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать.
Прямая и косвенная речь
Высказывания других лиц, включённые в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.
Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.
Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:
Он сказал: «Я хочу пойти с вами».
Он сказал, что хочет пойти с нами.
Он сказал о своём желании пойти с нами.
В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:
Брат сказал: «Я приду поздно». → Брат сказал, что он придёт поздно.
Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» → Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.
Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:
Я всё думал, кто бы это был.
Я всё думал: кто бы это был?
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:
1) прямая речь после слов автора:
Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
2) прямая речь до слов автора:
«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.
«Почему?» — удивился Антон.
3) слова автора разрывают прямую речь:
«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».
«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».
«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания. )
4) прямая речь внутри слов автора:
Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.
Прямая речь может иметь форму диалога. Диалог оформляется двумя способами:
1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:
2. Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведённое полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
Цитата как прямая речь
1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчёркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:
(подчёркнуто нами. — Е. Л. ) или (курсив наш. — Ред. ).
4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
