гоголь вий чему учит произведение
Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»
История создания
Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.
Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.
Жанр, направление
Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.
Направление творчества – мистический реализм.
Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.
Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.
Главная мысль
Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.
В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.
Критика
Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.
Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.
Газета «Речь»
проекте «Буду читать всегда» горожане размышляют о книгах, пользе чтения. Насколько современен Николай Гоголь или Владимир Короленко? Почему так важно в жизни читать, а не просто смотреть «кино»? На вопросы «Речи» отвечает Ирина Купцова, менеджер по проектам.
— Ирина Сергеевна, наш традиционный вопрос: как вы научились читать и в каком возрасте?
— Да как все — в школе, в первом классе, в рамках программы. Никто заранее меня не учил читать. Я считаю, не стоит заставлять ребенка читать слишком рано, допустим в три года. Это ведь амбиции взрослых, а не желание самого ребенка. Не стоит давить на ребенка, заставлять его читать, знать английский язык еще до школы. Ведь так можно и сломать ребенка, если потом, в более взрослом возрасте, дать ему понять, что он не оправдал ожиданий. Ребенок вправе развиваться естественным образом, по стандартным требованиям природы. Если же он стремится научиться читать в раннем возрасте, если ему интересно — почему нет?
— Какая книга в детстве запала вам в душу?
— Честно признаться, необычная трактовка произведения. Позволю себе небольшое отступление. Я помню, когда читала этот рассказ Короленко, сочувствовала детям, но никак не отцу. Вася и Соня вызывали у меня острое чувство жалости, как и Гаврош — персонаж романа «Отверженные» (6+) Виктора Гюго. Гаврош, мальчишка лет одиннадцати, жизнерадостный, дерзкий на язык, смекалистый и в то же время не любимый родителями. Жил на улице, а прибежищем ему была скульптура слона… Хорошо, какие еще произведения произвели на вас сильное впечатление?
— «Вий» (12+) Николая Васильевича Гоголя, его я прочитала в третьем классе.
— И вам не было страшно?
— А откуда столь «взрослые» произведения в списке чтения маленькой девочки?
— Я не считаю, что у книг есть «свой» возраст, а читала я литературу, по школьному списку в том числе, с опережением на один год — вместе со своей сестрой, которая была на год старше меня.
— Что же в повести «Вий» вам показалось зачаровывающим?
— Да все. По современным меркам сценарного мастерства «Вий» — это триллер. Хотя Гоголь написал его в 1833 году, почти два века тому назад. Произведение основано на народных преданиях, в нем много фольклорных элементов, мифов. Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом. А сюжет как закручен, по всем правилам триллера. Бурсаки — богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець — по окончании киевской семинарии были отправлены домой. Но по дороге решили завернуть в ближайший хутор за провиантом. Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха — ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. А какие краски: синий, красный, золотой… Цитата из повести: «В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями. Высокие восковые свечи, увитые калиною, стояли в ногах и в головах, изливая свой мутный, терявшийся в дневном сиянии свет».
— Наверное, это не единственное произведение Гоголя, которое вам легло на душу?
— Не единственное. С удовольствием прочла (и перечитываю) повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (12+), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+), «Мертвые души» (12+) — уникальное произведение. Не только как литературное, но и в целом культурное явление. А как в нем выписаны образы помещиков России XIX века. «Тарас Бульба» (16+) — гениальное произведение. Историческая повесть. Основная тема — беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Это героический эпос — особый род литературы. События происходят в среде запорожских казаков в начале XVII века. Отразить точно и достоверно события того века, характеры людей — это колоссальный кропотливый труд, работа с архивами.
— Гоголь вас чему-то научил?
— Многому, в том числе иронии, самоиронии, что нас часто спасает в жизни.
— Ирина Сергеевна, как я понимаю, вы уважаете классику?
— Ничего удивительного, я окончила литературный институт в Москве, и к классике я отношусь хорошо.
— Вам близка, вероятно, не только отечественная, но и зарубежная классика?
— Да, сейчас я изучаю английский язык, стараюсь читать новеллы О. Генри на английском языке. В числе любимых произведений «Дары волхвов» (6+), «Зверь в чаще» (6+), «Последний лист» (6+). Сюжет последнего из перечисленных произведений особенно меня тронул. Джонси и Сьюзи — молодые художницы, которые вместе снимают небольшую квартирку-студию в одном из нью-йоркских кварталов. Хрупкая и миниатюрная Джонси серьезно заболела пневмонией. Она была очень слаба, целыми днями лежала неподвижно на кровати, рассматривая «глухую стену соседнего кирпичного дома» и старый плющ, обвивавший эту стену. Стоял ноябрь. Она решила, что умрет, когда последний лист упадет с этого плюща на землю. Лист не упал, а Джонси выздоровела… О. Генри интересен мне тем, что сюжеты его произведений неординарны, парадоксальны, передают состояние души человека. Люблю Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба» (6+), «Приключения Оливера Твиста» (6+), «Большие надежды» (12+) и другие.
— У вас есть домашняя библиотека?
— Есть, и немаленькая. Нередко я не могу удержаться и покупаю книги. Не так давно не удержалась и приобрела детское издание — Беатрис Поттер «Все о кролике Питере» (0+). Это одна из самых известных детских писательниц Великобритании. А привлекло мое внимание издание тем, что в нем авторские рисунки — уникальные, которые существуют отдельно как произведение искусства. Им больше века. В числе любимых на полке «Рождественские рассказы русских писателей». В сборнике «Елка в капельке» (0+) Александра Куприна, «Мальчики» (0+) Антона Чехова, «Ангелочек» (0+) Леонида Андреева и другие. Детская классика. И не только она. Книг много. Конечно же, я их читаю, но в последнее время все реже беру с полки, много работы.
— Ирина Сергеевна, а вас не огорчает, что молодые люди читают не классику — отечественную и зарубежную, — а модную фантастику, фэнтези, триллеры, мифы? Например, «Властелин колец» (0+) Толкина…
— Не огорчает. Лишь бы читали, поскольку именно чтение и только чтение учит нас мыслить, обогащает наш словарный запас, дает возможность быть человеком, совершенствовать себя в этом качестве. Иначе мы будем изъясняться как Эллочка-людоедка из сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (6+): «хамите», «хо-хо!», «парниша», «мрак», «жуть»… Разучимся понимать друг друга. И потом, что плохого в трилогии «Властелин колец» и ее предыстории, повести «Хоббит»? Представляете, сколько мифологической, исторической и прочей литературы должен был перелопатить автор, чтобы написать такую книгу. Так что все в копилку знаний.
Вий Гоголь Н.В. — читательский дневник
Предлагаем рассмотреть читательский дневник по произведению Гоголя «Вий». В этой страшной мистической повести автор чередует веселые эмоциональные эпизоды реальной жизни со страшными фантастическими сценами, создавая впечатление достоверности.
«Вий» написан Гоголем в 1833 году. Действия повести происходят в первой половине XIX века, на Украине, в одном из хуторов, расположенным неподалеку от Киева.
Хома Брут — семинарист, которого «оседлала» ведьма. Ему и было суждено читать молитвы над усопшей панночкой.
Панночка — молодая красавица, знавшаяся с чертовщиной и умершая при странных обстоятельствах. Она богата, дочь сотника.
Сотник — отец панночки-ведьмы.
Вий — персонаж славянской мифологии, убивавший взглядом и имевший тяжелые веки.
Философ Хома Брут учился в духовной семинарии в Киеве. Отправляясь на каникулы домой, он остановился ночью на хуторе. Старуха, хозяйка ночлега, оказалась ведьмой и взобралась на плечи Хоме, погоняя его, как жеребца. Освободившись от ее оков, он забивает ведьму до смерти, но перед собой видит не старуху, а молодую красавицу. По воли отца панночки, Хома читает в церкви отходную по усопшей. В момент отпевания он подвергается нападкам сил тьмы и погибает.
Мне очень интересен мистический мир Гоголя, описанный в этой повести. Он меня и захватывает, и немного пугает. Когда просыпаешься утром и вспоминаешь свой сон – непонятные и необычные символы и образы, то возникает такое же интересное чувство. Прикасаешься к чему-то мистическому, необъяснимому, тайному, и понимаешь, что как-то оно связано с реальным миром. Гоголь описывает жутковатую историю, где ведьма летает в гробу, призывая на помощь силы тьмы, а Хома в ужасе творит молитвы и заклинания. Читать об этом интересно, но страшно.
На мой взгляд, важно понять, как противостоять силам зла, уметь не бояться сил тьмы, доверять своей интуиции, верить в провидение, в Бога, в Высший разум.
Бурсак — учащийся в бурсе – в духовной семинарии или в училище.
Богослов — преподаватель дисциплины, в основе которой лежит изучение, обоснование знаний о Боге.
Дискант — высокий певческий детский голос.
Галушки — национальное украинское блюдо, кусочки теста, отваренные в воде.
Царедворец — придворный, человек, занимающий должность при царском дворе.
А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.
И так как малороссияне, когда подгуляют, непременно начнут целоваться или плакать, то скоро вся изба наполнилась лобызаниями
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий
Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Вий»
Год написания и публикации — Повесть написана в 1833 году, а опубликована в 1835 году.
История создания — Вий – это страшный мифологический славянский персонаж, убивающий взглядом. Со слов самого автора этот образ взят из мифологии и народных преданий.
Жанр — Повесть.
Направление — Мистический реализм.
Основная идея — Борьба сил добра и зла. Человек подвергается нападкам сил зла. Он призывает к себе силы добра, чтобы спастись, но не выдерживает и погибает. Силы зла побеждают, но временно. Вся нечисть, во главе с Вием, не может вернуться в свой мистический мир, они навеки остаются в заброшенной церкви. Такое чувство, что схватка этих сил бессмысленна и трагична для обеих сторон.
Тема — Взаимодействие сил добра и зла.
Проблема — Добро не может ужиться со злом. Обе силы противостоят друг другу, принося несчастья и беды.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Противостояние добра и зла.
Проблема – В противоборстве этих двух сил нет победителей и побежденных. Эта схватка заканчивается только временной победой. Вначале силы зла в образе старухи атакуют философа, а после он одержал над ведьмою вверх. Панночка-ведьма платит за свой поступок большую цену – отдает жизнь. И после смерти она имеет силу, хочет отомстить своему убийце. Панночке удается расправиться с ним. Однако Вий и полчища чудовищ, пришедшие к ней на помощь, погибают в стенах церкви. В этой повести Гоголь показывает только временную победу одной силы над другой.
Возникает чувство, что это противоборство бессмысленно. Возможно, оно учит жизни, например, для Хомы – это урок, что не стоит бояться нечисти, что важно слушать себя, верить в свою победу. Важно не хлестать поленом даже ведьму, если в этом нет крайней необходимости.
2.
Тема – Взаимодействие с силами зла.
Проблема – Зло – сильный соперник. Если не уметь правильно обходиться со злом, то силы тьмы могут одержать победу.
Произведение учит взаимодействию с силами зла, подсказывает слабые места сил тьмы. Человеку стоит прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, к своей внутренней мудрости. Хома игнорирует внутреннее сообщение – не смотреть на Вия. Гоголь описывает мифологическое существо, убивающее взглядом. Я считаю, что, если бы философ не глядел на него, что остался бы жив.
Человеку важно воспитать в себе веру в Бога, который сумеет его защитить в любой ситуации. В начале повести вера помогает философу, под силой молитвы ведьма ослабевает. Потом его захватывает страх, что сразу усиливает силу служителей тьмы.
3.
Тема – Описание персонажей народных преданий.
Проблема – В народных преданиях выражена человеческая жизнь с ее радостями и горестями. Так в повести «Вий» показано социальное неравенство, сильное давление на человека, существовавшее во времена Гоголя.
Автор знакомит нас с интереснейшим пластом человеческого наследия – с народными преданиями. Их всегда интересно читать, от народных поверий, персонажей веет загадкой, тайной, стариной. В наследии людей есть и очень страшные истории, характеризующие их жизнь в те далекие времена.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Образы Хомы Брута и Панночки находятся в противоборстве, они противопоставлены друг другу. Их сражение продолжается на протяжении всей повести, только в начале панночка живая, а потом – мертвая. Образ философа поддерживают образы его друзей, а образ панночки – образы ее отца, Вия и нечисти.
п.4. Литературные приёмы
Любое произведение в своем повествовании имеет значимые символы. Я думаю, что силы тьмы «Вия» – это символы того общества, в котором жил Гоголь. Возможно, именно социальное неравенство и зло, которое терпели люди, побуждает автора написать эту страшную историю.
Ведьма взбирается на Хому насильственным путем, подчиняет его себе, заставляя служить. Она унижает его, превращая в жеребца. Сотник силой заставляет философа нести заупокойную службу о его дочери, он распоряжается парнем, как своею собственностью, не беря в расчет его нежелание совершать обряд над усопшей.
С первых строк я читаю о тяжелой необустроенной жизни молодых семинаристов. Они идут пешком домой с самого Киева, зарабатывают песнопением на хлеб, ночуют в овечьем хлеву.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – вечная борьба добра со злом. Хома Брут – центральный персонаж, вокруг которого идет эта схватка. Героя одолевают силы тьмы.
Сочинение по повести Вий Гоголя
Вий – повесть, написанная по мотивам народного фольклора. Страшная и пугающая история, приключившаяся с семинаристом Хомой Брутом, до последних строк держит читателя в напряжении. Ужасное и печальное сочетается здесь со смешным и веселым, поэтому описанные события выглядят реалистично.
Автор демонстрирует противостояние двух верховных начал: божественных сил и чертовщины. Обе оказывают влияние на человеческую сущность. Господь и сатана без устали сражаются за души людей, ведь только там могущественные противники могут соприкоснуться.
Главного героя зовут Хома. Так же звали Христова апостола, который усомнился. Гоголевский Хома изучает богословие, но божьи заповеди его мало тревожат. Веселый и озорной Хома проводит время в плотских утехах и делает это с размахом – нюхает табак, вкушает скоромную пищу, выпивает. Легкомысленные поступки, совершенные шутя, герой не считает нарушением божественных законов.
Однако в жизнь юноши вторглась злая сила, пожелавшая овладеть его душой. Коварная ведьма в образе старухи задумала погубить Хому. Из этой схватки семинарист вышел победителем: он ослабил ведьму молитвами и засек до полусмерти. Но пропели петухи, и старая ведьма превратилась в прекрасную панночку. Случившееся напугало Хому так сильно, что он переменил свои планы и укрылся от возмездия в бурсе. Тут бы ему покаяться в прегрешениях и вступить на путь искупления. Вместо этого юноша продолжил разгульную жизнь. И божественные силы отвернулись от него, а дьявольские – предприняли новую атаку.
Обезумевший от страха Хома так и не понял пагубность своего поведения. В божий храм он заходил во хмелю и читал заклинания вместо молитв. Подсознание подсказывало Хоме не смотреть на Вия, в образе которого воплотилось зло. Это была последняя попытка божественных сил защитить Хому. Но герой перестал противиться и в очередной раз поддался искушению. Не сумев отвернуться от зла, Хома открыл душу нечисти, и она его погубила.
Слова молитвы, произнесенные вперемежку с заклинаниями неверующим Хомой, оказались слабее злых чар. Автор дает понять, что действия нечистой силы напрямую связаны с поступками людей и предлагает читателю задуматься о своей жизни.
2 вариант
Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире. Очень интересно как писатель комбинирует народные предания с классической манерой повествования. Этот уникальный стиль до сих пор держит читателя в напряжении, вплоть до последних страниц. Но чтобы полностью понять авторский замысел, возможно, потребуется не одно и не два прочтения. Это произведение – история контрастов, где ужасы могут перемежаться с забавными моментами, очевидный вымысел чередуется с существовавшими реалиями тех лет.
Многие фундаментальные художественные произведения затрагивают тему добра и зла. Вспомним «Фауста» Гете или «Мастера и Маргариту» Булгакова. В этих же мотивах проходит канва «Вия». Здесь тоже золотой нитью проходит конфликт божественных и демонических сил. А призом за победу в конфликте выступает человеческая душа.
Как видно, уже в имени протагониста писатель обыгрывает извечную борьбу добра и зла: Древнеримский предатель – Брут борется со средневековым праведником Фомой Аквинским.
В доме старухи Хоме дается предостережение, что таинственные силы не дремлют и в любой миг могут забрать его душу. Брут не прислушивается к этому предостережению и продолжает вести неправедный образ жизни.
Чему учит повесть Гоголя? Она учит тому, что к каким силам примкнуть решает сам человек. Как правило, творить зло легче, для этого не нужно ни каких усилий. В этом и заключается сущность зла – слабоволие – неспособность изменить ход существующих вещей. Добро же требует созидательной тяжелой работы над собой и своей волей к действию.
Человек, примкнувший к добру, получит и божественную силу и всю положительную энергию Вселенной. Но выбор остается всегда остается за каждым отдельным человеком.
Также читают:
Картинка к сочинению По повести Вий
Популярные сегодня темы
В центре повествования находится подросток по имени Саня. Ему пятнадцать лет. Он желает доказать своим предкам, что он самостоятельный человек. Из-за того, что он один из детей в семье, родители считают его маленьким
В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того
Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.
Мы живем в мире новых технологий, каждый день происходят тысячи новых открытий, за которыми трудно угнаться.
И в самом деле, как часто люди задаются этим вопросом! Как понять, суров человек или жесток? А есть ли вообще разница? Для начала разберемся с определениями этих слов. Суровость – строгость, угрюмость, может даже отчужденность
