голос ребенка проявляется в чем
Консультация «Голос ребенка в детском саду»
УМА ДЖАФАРОВА
Консультация «Голос ребенка в детском саду»
Самое главное в детском саду ребенок. Его надо слышать и слушать. Тогда выпускником детского сада будет здоровый, творческий и самостоятельный ребенок, но для этого нужно чтобы ребенок не боялся шагнуть в неизвестность и вышел из детского сада счастливым.
Современный уровень науки выяснил, что уже в перинатальный период проявляется «голос ребенка» (тошнота по утрам, головокружение, изменение вкусового режима дня мамы). «Голос ребенка» важен уже с группы кратковременного прибывания ребенка в детском саду.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Так каким детям легче адаптироваться? Тем, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, ребенка окружали книги с иллюстрациями, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями с группой заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней). Практика включения голоса ребенка возможна в окружении, где дети чувствуют свободу участия на уровне выбора, а значит что зона ближайшего развития представляет собой особое пространство освоения
культурных образцов. Поэтому предметно-пространственная среда выступает как набор стандартов, но, кроме того, действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого открывает новые возможности, т. е. позволяет детям идти по творческому пути. В пространстве возможностей ребенок является инициатором. В нем голос ребенка отчетливо слышен.
Задача семьи — обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Участие детей в обсуждении семейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального сознания, что говорит о важности пространства реализации
«Голос ребенка» проявляется в постановке вопросов, в умении передавать свои идеи в рисунках, в воплощении своего замысла, в планировании своих идей. Ребенку важно понять и почувствовать, что его голос слышат и уважают. Дети уже граждане и должны обладать правом высказывания и должны получить этот опыт уже в детском саду. Поняв, как ребенок воспринимает окружающий мир, мы можем построить индивидуальное образование, оттолкнувшись от его вопросов и ответов. Поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда ребенок быстрее обнаруживает свое действие и осознает его. Это важно, чтобы ребенок умел ставить себе цели и оценивал свои достижения. Именно для это ребенку нужны в легком доступе папки со своими работами, которые он может листать, перебирать,
Как услышать голос ребенка? Идея состоит не просто в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что она принципиально важна для взросления и обучения. Если мы зададим себе вопрос, как дошкольник может выразить свое отношение к миру и его понимание, мы обнаружим, что дети делают это постоянно!
дошкольников!И в этом огромный ресурс для педагогов: если ты задашь правильный вопрос, ты услышишь много неожиданного; если ты запишешь детскую историю, ты поразишься неожиданным разворотам, если ты попробуешь включиться в игру, ты обнаружишь, как непросто придумать поворот сюжета. Таким образом ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это во многом облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны всячески способствовать развитию в ребенке личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав
1. Детское развитие: две парадигмы Н. Е. Веракса, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
На приеме у врача-фониатра
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»
Наталья Зайцева, г. Ростов
С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.
Осторожно – голос!
Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.
К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.
Почему теряется «серебристость»?
Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.
Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс
Развития голоса у детей проходит 4 периода:
Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.
К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.
Трудности подросткового возраста
Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.
Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.
Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.
Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.
Доктор вам поможет
При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.
Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.
Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.
Особенности детского голоса. Меры по его охране
Людмила Петрова
Особенности детского голоса. Меры по его охране
Особенности детского голоса. Меры по его охране.
Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Особенности детского голоса
Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса, надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.
Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.
У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).
Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит, острый насморк (ринит, воспаление глотки (фарингит, гортани (ларингит, трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.
Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.
Охрана голоса детей.
Важно помнить, что у детей короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Список литературы:

Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. (Консультация для воспитателей) Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. Число является одним из основных математических представлений. Проблема.
Конспект занятия «Песок и его особенности» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПЕСКА» Познавательное занятие –.
Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.
Консультация для родителей «Защита детского голоса в летний период» Я хотела бы поговорить об охране детского голоса при обучении пению. Почему это важно? Пение является важнейшим средством музыкального воспитания.
Мутация детского голоса «Петь или не петь?» Введение. Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности.
Консультация «Охрана детского голоса» ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Мазуряк Эльвира Газизовна Музыкальный руководитель Пение – наиболее доступный и потому ведущий вид музыкальной.
Особенности детского голоса и его охрана Консультация: «Особенности детского голоса и его охрана» Музыкальный руководитель МКДОУ детский сад «Солнышко» Одним из первых проявлений.
Презентация «Родительское собрание «Детский травматизм и меры его предупреждения» Родительское собрание на тему \»Детский травматизм и меры его предупреждения\» № слайда Содержание сообщения 1. СЛАЙД Добрый вечер! Уважаемые.
Развитие и охрана детского голоса Статья на тему «Развитие и охрана детского голоса». Музыкальный руководитель Гайдаренко Олеся Леонидовна МАДОУ Детский сад № 3 «Дюймовочка».
Слово педагога
Автор: Рулёва Анастасия Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ
Населённый пункт: с. Матигоры, Архангельская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Голос ребёнка» и пространство детской реализации»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Голос ребёнка» и пространство детской реализации
Рулёва Анастасия Анатольевна
Детский сад №30 «Ромашка»
1 слайд. В новейшем издании Программы «От рождения до школы» сохранены
все достоинства предыдущих изданий и учтены новейшие достижения науки и
практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа
обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе,
безусловно, сохраняет свою актуальность.
В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные
компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса.
В шестом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и
содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения,
связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим).
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое,
общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Важно, что инновации, предлагаемые в шестом издании Программы, не
требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том
объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени
введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой
возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует
отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие
варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему
необходимы все ранее изданные пособия.
Семёновна Комарова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, Дорофеева Эльфия Минимулловна— генеральный директор
Возглавляет авторский коллектив Николай Евгеньевич Веракса – доктор
психологических наук, профессор, почётный работник Гётеборского университета.
Является автором нового понятия Пространство детской реализации.
3 слайд. Основные инновации шестого издания Программы:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени
отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и
событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и
освоение знаний, умений, навыков.
реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий
диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология
создания детского сообщества и др.
взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного
на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-
пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и
возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения,
навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых
формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное
событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители
и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых
общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал,
занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя
и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента
развития личности ребенка.
пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний
Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и
проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность
содействие, избегая прямых указаний.
Про утренний круг нам сегодня подробнее сегодня расскажет Надежда
Главное нововведение инновационного издания Программы «От
рожения до школы» — это нацеленность на создание ПДР (пространства детской
творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный
понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым,
копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности;
если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в
пространстве детской реализации создается новый продукт, не вписанный в
культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР
развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком
ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее
решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой.
ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на
результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта,
автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть
пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов
построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность
Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать
наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка» сколько обеспечить
процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос
ребёнка» должен быть не просто услышан, он должен быть трансформирован в
детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.
Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте
приобретает вид (Схема №1 стр. 14). В этом и заключается НОВЫЙ формат
ребенка» и нацеленный на развитие детской инициативы.
6 слайд. Особенностью шестого издания Программы является то, что новая
организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в
сторону развития детской инициативы и самостоятельности.
По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно
классифицировать следующим образом:
Взрослый организует (занятия, кружки, секции)
Взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности)
Взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная
деятельность, образовательное событие)
Взрослый не вмешивается (самостоятельная игра)
7 слайд. Занятия организованные взрослым, необходимы для оптимального
развития детей. Только целенаправленная образовательная деятельность позволяет
реализовать системный подход с учетом возрастных психофизиологических
особенностей детей, а также синзетивных периодов развития (периоды в жизни
ребёнка, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него
наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных свойств
и видов поведения). Далее См. Программу
8 слайд. Дополнительное образование
Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность
выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает
наличие разнообразных кружков, секций, студий, мастерских – ребенок должен
иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие
кружки ходить. В таблице №7 (стр. 81) дан пример расписания детских
активностей для младшей группы. Перечень кружков должен быть максимально
разнообразным. (В таблице время, отведенное на различные виды деятельности,
включает перерывы между ними. Временные ограничения не касаются проектной
и событийной деятельности, развивающих игр)
9 слайд. Таблица №8 (стр. 95). Новый формат праздников, также предлагают
проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники,
проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам
праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для
ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль,
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги
просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают
конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива
исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и
продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый
должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие
праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.
10 слайд. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит
в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления
самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и
ФГОС ДО пространства группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров
активности. Таблица №4 стр. 48. Очень подробно описываются принципы
организации центров и перечень материалов для их наполнения.
11 слайд. По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся
методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не
нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы.
12 слайд. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития
ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка – дошкольника достижения
конкретных результатов, поэтому в ФГОС ДО употребляется более конкретный
термин – «целевые ориентиры».
В программе «От рождения до школы» целевые ориентиры или ожидаемые
промежуточные и классифицируются следующим образом: