голова профессора доуэля чему учит
Голова профессора Доуэля читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Жанр произведения: фантастический.
Год написания рассказа: 1925.
Автор: Беляев Александр Романович.
Краткое содержание для читательского дневника
В произведении «Голова профессора Доуэля» рассказывается о невероятных научных опытах. Голова профессора Доуэля живёт отдельно от его тела. Руководит невероятным экспериментом Керн. Об этом секретном мероприятии узнаёт Мари. Воплощается в жизнь следующий эксперимент. Подобным образом поддерживают жизнедеятельность голов рабочего Тома и певицы Брике. Мари содействует тому, чтобы жестокие опыты над людьми были прекращены.
Главные герои
Главная мысль
Главная мысль рассказа заключается в том, что зло должно быть наказано. Справедливость, в конце концов, обязательно восторжествует.
Чему учит
Это произведение учит тому, что рано или поздно, всё тайное становится явным. Злые, несправедливые и жестокие поступки непременно будут открыты. Они могут возвратится к тому, кто совершил их таким же злом. Никто не имеет права распоряжатся телами и душами других людей, унижать кого-либо.
Отзыв.
Меня эта книга захватила своим сюжетом и заставила задуматься. Она написана увлекательно и интересно. Не терпелось дочитать до конца и узнать, чем закончится произведение. Хотелось также ознакомиться и с другими книгами Беляева.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Отзыв о романах Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»
Так получилось, что в далёком советском детстве я сначала посмотрел экранизации («Человек-амфибия», 1961 год и «Завещание профессора Доуэля, 1984 год), и лишь потом узнал о самих книгах. Совсем недавно я восполнил пробел юности, прочитав оба научно-фантастических романа (признаюсь, «Человек-амфибию» не до конца), и спешу поделиться своими впечатлениями.
Первое впечатление – стиль: он – простой, без изысков, однако тем не менее «картинка» создаётся, автору веришь, и при этом отдаёшь должное его фантазии и изобретательности (неслучайно же Беляева называли «русским Жюлем Верном)… несмотря даже на некоторую наивность, детскость в повествовании.
Действие «Человека-амфибии» происходит в Буэнос-Айресе, а «Головы профессора Доуэля» в Париже, сама фантастика … проявляется отнюдь не в высоких технологиях, а в фантастически одарённых личностях (доктор Сальватор в «Человеке-амфибии», профессор Доуэль в «Голове доктора Доуэля»), намного опередивших своё время. В принципе, такой подход («фантастический человек» в обычное время) свойствен очень многим научно-фантастическим произведениям начала ХХ-го века (например, романы Г. Уэллса «Человек-невидимка», «Машина времени»), и он, конечно, существенно облегчает работу писателя, ведь можно не бояться попасть впросак, рисуя новый мир, достаточно лишь органично вписать сверхчеловека в привычные реалии.
Если же говорить о фундаменте, научной составляющей обоих произведений, то нужно сделать скидку на то, что романы были написаны почти 100 лет тому назад («Голова профессора Доуэля» в 1925-м году, а «Человек-амфимия» в 1927). Разумеется, что некоторые положения сегодня могут звучать наивно, однако сами идеи («душа и сознание», «воссоединение человека с природой») – вечны, пока жива человеческая цивилизация.
Недостатки… Они бросаются в глаза, особенно если вы будете проводить параллели между романами и их экранизациями. Это – логика, точнее, развитие сюжета.
Что касается «Человека-амфибии»: 1) Нелогично, что негодяи хотят выкрасть Ихтиандра, даже зная о том, что он сын богатого и могущественного доктора Сальватора. В фильме эта деталь благоразумно опускается, лишь в самом конце негодяи узнают, кто же такой «морской дьявол». 2) Красавица Гутьерра знает, что Ихтиандр богат, и знает об его серьёзном отношении к ней, однако всё равно почему-то считает, что ей необходимо выйти замуж за негодяя Педро из-за долгов своего отца Балтасара. Почему же Гутиерра не рассказывает об Ихтиандре своему отцу Балтасару? Тот ведь был бы счастлив породниться с таким человеком, как доктор Сальватор. В фильме, в отличие от книги, отношения между Ихтиандром и Гутиерой развиваются более неспешно… такой вопрос не возникает.
Сравнивая оба романа, считаю, что «Голова профессора Доуэля» более целостна и органична, хотя фильм по «Человеку-амфибии» понравился мне гораздо больше.
Анализ романа Голова профессора Доуэля Беляева
В основу произведения заложена реальная история, произошедшая с самим автором. Во время продолжительной болезни Беляев был долгое время прикован к постели, и подвижным была только его голова. После выздоровления он решает написать об этом книгу, в жанре научной фантастики.
Действие происходит во Франции, в Париже. Ученик профессора Доуэля Керн втайне от всех проводит секретные опыты. Найдя профессора Доуэля мертвым от сердечного приступа, он оживляет его голову, предварительно инсценировав его гибель.
Данную операцию Керн совершает по работам профессора и при помощи из ранее сваренного им же раствора. Увенчавшаяся успехом операция вдохновляет его на опыты над животными, пытаясь воссоздать работу своего учителя.
Но успеха за ними не последовало. Он все ни как не мог воссоздать раствор, не было точной формулы. Как ни пытался он ее разузнать у профессора, Доуэль не раскрывал своего секрета. Поскольку испытав на себе, профессор понял свою ошибку, и намеренно не говорил Керну точную формулу. Он лишь помогал советом ученику в операциях над животными.
Ассистентка Лоран Мари, ухаживающая за головой профессора, случайно узнает, что профессор может говорить. И они договариваются с профессором разоблачить Керна во время пресс-конференции, на которой он хотел провозгласить себя гением, за счет чужих трудов.
Узнав об этом Керн боясь разоблачения, он отправляет Мари в психиатрическую клинику. Продолжая эксперименты, Керн оживляет голову одной певицы из бара, и тела другой знаменитой актрисы попавшей в аварию, используя раствор профессора. Позже она сбегает.
Разузнав обо всем Артур решается разоблачить бывшего ученика своего отца со своим другом.
Все тайное становится явным, и добро все таки торжествует.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ романа Голова профессора Доуэля Беляева
Популярные сегодня темы
В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»
Величественная Москва привлекает множество туристов каждый год. Здесь сосредоточены самые известные достопримечательности. Куда отправляется только что прибывший гость столицы?
ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.
Теодор Драйзер великий американский писатель. Пожалуй, самым известным и значимым его произведением является роман Американская трагедия. Роман был опубликован в 1925 году
Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.
Фантастика, реальность и немного морали
Рецензия на книгу «Голова профессора Доуэля» — Александр Беляев, написанная в рамках конкурса «Ни дня без книг». Автор рецензии: Жумабекова Алия.
Наука и техника определяют всю жизнь человечества, причем их развитие идет со скоростью, растущей по экспоненте. То, что вчера казалось невозможным, сегодня встречается на каждом шагу: в моем детстве иметь дома компьютер было роскошью, а уже в юности – необходимостью. Многие изобретения сначала появлялись на страницах фантастических романов, а потом уже вдохновленные ученые воплощали их в жизнь. Наверное, поэтому жанр научной фантастики так популярен. В этой рецензии я хочу поделиться своими мыслями о романе Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».
Вы знали, что сначала это был рассказ, переработанный автором в роман спустя 12 лет? Невольно вспоминается Дэниел Киз со своими «Цветами для Элджернона». Роднит эти произведения и то, что они – о науке и том, что возможно сделать для человека с ее помощью. Но этим сходство и ограничивается.
Весь сюжет романа Беляева строится вокруг живой головы, то есть отделенной от туловища, но способной слышать, говорить, видеть, мыслить (а это уже напоминает Александра Пушкина и его «Руслана и Людмилу»). Гениальный ученый находит возможность сохранить жизнь в отдельно взятой голове и даже пересадить ее на другое тело (или тело приживить к голове?). Вот только очень много этических вопросов возникает в связи с этим экспериментом.
Начнем по порядку и с самого очевидного. Об этом говорит и сама «подопытная» Брике: «Другой человек должен умереть, чтобы я получила тело». На что получает ответ: «Это вы дали ее телу голову». И это действительно сложно решить, что важнее: голова (то есть разум) или тело? Практически философский вопрос: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Взаимозависимость очевидна, но что первичнее? У меня нет однозначного ответа.
Пройти все испытания героям помогает дружба, для которой нет преград (даже стены психиатрической лечебницы, читай – тюрьмы, не устояли). Это светлое чувство, не менее важное, чем любовь, связывает положительных героев романа. Мне кажется, в этом романе побеждает в первую очередь именно дружба, а не справедливость или закон (хотя и они тоже).
Отрицательный же персонаж – Керн – отличается тщеславием. Он не согласен на роль талантливого ассистента гениального ученого, поэтому ни перед чем не останавливается, чтобы добиться мировой признательности. Подобная целеустремленность была бы похвальна, если имела хоть какие-то моральные ограничения, но в таком гипертрофированном виде только ужасает. И присвоение чужих открытий себе еще не самое страшное, автор намекает, что могло иметь место и убийство. Внутренняя готовность Керна к человеческим жертвам описана прямо и без прикрас.
В связи с этим встает вопрос о чести и ответственности ученого. Оправдывает ли цель средства? Получение любых знаний – благо, но можно ли при этом забыть об этичности методов? Мне думается, что нельзя. Ни у кого, чьи головы были оживлены, не спросили: согласны ли они на такой эксперимент, нужна ли им жизнь после смерти? Разумеется, жить хотят все (это базовый инстинкт), но именно жить, а не существовать как отдельная часть тела. Вам это не напоминает опыты в фашистских лагерях над заключенными? Возможно, я утрирую, но подход кажется тем же. На ученом всегда лежит огромная ответственность перед собой, перед теми, над кем проводятся эксперименты, перед обществом в целом. Какой из этих пунктов должен быть в приоритете – каждый решает сам, главное, чтобы решение было принято не из эгоистических побуждений.
Если пытаться найти в романе какие-то недостатки, то у меня только один вариант: почему не описано, что стало с головой Брике? Логично предположить, что и она умерла, но это же фантастический роман, здесь не всегда работает логика. Все остальное, на мой взгляд, безупречно: есть и научные обоснования, и лирические отступления, и внутренние переживания главных героев (а не одного, как это обычно бывает)!
В заключение замечу, что в наши дни еще невозможно пересадить голову, но трансплантология успешно развивается и проведено множество операций по пересадке того или иного органа, что уже спасло многие жизни. Это предвидение Беляева частично реализовано. В аннотации к моему изданию сказано, что из пятидесяти научных предвидений автора только три считаются принципиально неосуществимыми. Правда, не уточнено, какие именно, так что с удовольствием прочту другие его романы!
Рецензия написана в рамках конкурса «Ни дня без книг»,
автор рецензии: Жумабекова Алия.
Анализ романа Голова профессора Доуэля Беляева
В основу произведения заложена реальная история, произошедшая с самим автором. Во время продолжительной болезни Беляев был долгое время прикован к постели, и подвижным была только его голова. После выздоровления он решает написать об этом книгу, в жанре научной фантастики.
Действие происходит во Франции, в Париже. Ученик профессора Доуэля Керн втайне от всех проводит секретные опыты. Найдя профессора Доуэля мертвым от сердечного приступа, он оживляет его голову, предварительно инсценировав его гибель.
Данную операцию Керн совершает по работам профессора и при помощи из ранее сваренного им же раствора. Увенчавшаяся успехом операция вдохновляет его на опыты над животными, пытаясь воссоздать работу своего учителя.
Но успеха за ними не последовало. Он все ни как не мог воссоздать раствор, не было точной формулы. Как ни пытался он ее разузнать у профессора, Доуэль не раскрывал своего секрета. Поскольку испытав на себе, профессор понял свою ошибку, и намеренно не говорил Керну точную формулу. Он лишь помогал советом ученику в операциях над животными.
Ассистентка Лоран Мари, ухаживающая за головой профессора, случайно узнает, что профессор может говорить. И они договариваются с профессором разоблачить Керна во время пресс-конференции, на которой он хотел провозгласить себя гением, за счет чужих трудов.
Узнав об этом Керн боясь разоблачения, он отправляет Мари в психиатрическую клинику. Продолжая эксперименты, Керн оживляет голову одной певицы из бара, и тела другой знаменитой актрисы попавшей в аварию, используя раствор профессора. Позже она сбегает.
Разузнав обо всем Артур решается разоблачить бывшего ученика своего отца со своим другом.
Все тайное становится явным, и добро все таки торжествует.