гончарный круг что это такое
гончарный круг
Я не умею убеждать, я просто говорю истину. Будем считать это эпиграфом.
Гончарный круг. Обзор.
Купить гончарный круг, что кажется проще в наше время, зайди в любой магазин в сети, положи в корзину, оплати и жди. Или выйди на просторы интернета, найди дешевле поддержанный или закажи кустарю одиночке. Далее расскажу о том, как и где покупать или не покупать гончарный круг. Но сначала спасибо всем моим друзьям, к которым я обратился за советом в выборе. Сергей, Михаил, Светлана, Алик, и еще один Сергей, Андрей, всех не перечислить. Спасибо. Ну мне спасибо, за 26 лет работы пробовал работать на многих гончарных кругах.
С мной сразу связался менеджер по продажам, обсудили условия покупки, очень выгодные условия скажу вам по секрету, доставку обсудили. Все предельно вежливо и по существу.
Пришел счет, оплатил. Через 5 дней круг приехал из Москвы. Красота. Доставка до Краснодара, до самой мастерской вышла в 2000 рублей.
Упаковка круга. Большая картонная коробка, верх и низ укреплен фанерой, круг завернут в пупырку и картон для плотности. Хорошая надежная упаковка.
Спорный вопрос, что долго меня волновал, магнитные круги, но немного поработал и вопрос решился положительно..Поясняю, непосредственно на блине круга, нанесен магнитный слой, и выступает небольшой штырек, в комплекте идет два металлических диска, которые и легко и просто фиксируются на магнит, и также легко снимаются с круга вместе с изделием. Выкрутил большую тарелку и сразу снял вместе с диском. Красота.
Работает тихо. Работает ровно на всех оборотах, скорость регулируется плавно, стоит устойчиво.
На пробу брал центровать 10 кг гжельской глины, без проблем. На фотографиях нет, по причине немного не эстетичного вида. Мелкие работы, кружки, пиалки, чашки в одно движение. Чувствуется мощность круга.
Обслуживание. Легко мыть. Легко разобрать и провести тех.обслуживание, ремонт, хотя ломаться там не чему. Легко перемесить с места на место. Занимает мало места, не смотря на размеры.
Очень удобно и комфортно работать, управление все под рукой, ногой. Для проведения мастер классов, отличный выбор, давал поработать детям и взрослым, только хорошие отзывы.
Конечно, можно было написать обзор в красивых эпитетах, но это нормальный, рабочий гончарный круг, и хочется работать на нем, а не восхвалять в кружевных словооборотах. Пойду еще покручу..
Гончарный круг
Гончарный круг — станок для формовки посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:
В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.
Содержание
История развития гончарных кругов (по Кудрявцеву А.В — тм «Golden Hands»)
Ручной гончарный круг
Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга, оставим это на долю вашей фантазии! Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (кто не знаком — это два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики).
Ножной механический круг
Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался деготь.
Гончарные круги с электроприводом
Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Классическим современным воплощением этого типа круга является гончарный круг «PROFI-MAX». Большое преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и долговечность, обусловленные применением асинхронного двигателя. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).
В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу моторчика монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Резиновый ремень является связующим звеном между планшайбой и редуктором. Главный недостаток подобного электропривода — низкая надёжность коллекторных моторчиков и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор. Типичным представителем данного вида передачи является круг «ГОША».
Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене мотор-колеса. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором мотор-колеса. Это обеспечивает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов. При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту — для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту — для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей — против часовой стрелки, для левшей — по часовой стреле.
Что такое гончарный круг
Научиться гончарному ремеслу для последующей работы на дому сможет и школьник, и пенсионер. Усвоить базовые техники изготовления керамики за 3-6 месяцев интенсивных гончарный курсов — вполне реально. Ровно столько длятся типовые курсы и учебные программы в системе дополнительного профессионального образования.
Гончарный круг: что это и как работает
Освоить древнее ремесло и научиться делать керамическую посуду, фигурки, статуэтки или сувениры можно и самостоятельно. Многие практические приёмы, образующие целостную технологию изготовления керамики, доступны в форме видео-инструкций, обзоров публикуемых в сети. Не каждый рядовой пользователь интернета в состоянии исполнить все этапы производственного цикла.
Лепка и обжиг глины, исполняемые опытными гончарами в обучающих видеороликах, исполняются не голыми руками. Мастера работают с гончарным кругом и мощной печью. Получить готовое изделие становится возможно, если под рукой находится 3 категории расходных материалов:
Обладание всеми компонентами рассматривается авторами видео как данность. Между тем, лишь незначительная часть людей, желающих освоить ремесло, имеет под рукой гончарный круг и печь для обжига глины. Качественного «выпекания» керамики в газовой духовке не покажет даже профессионал, без внимательной и длительной настройки уровня нагрева.
Практика может оказаться весьма дорогостоящей, когда при калибровке температурного режима в печах стоит керамика отлитая в силиконовые формы. Это наиболее высокотехнологичный способ по изготовлению фигурок, сувениров, кукол или бюстов. Силиконовая форма для отливки рассчитана на ограниченную (не крупную) партию готовых изделий.
Лепка керамической посуды выполняется при помощи гончарного станка (гончарный круг). Используя его, мастер придаёт вертикальной заготовке из глины форму. Делается это исключительно в ручную, без какой-либо потребности в дорогих фабричных формах. Зачастую техники работы на гончарном круге в корне различаются между собой, что определяется типом используемого колеса.
Гончарный круг: из чего состоит и какой бывает
Наличие в станке предустановленных режимов, как правило, снабжается подробнейшей инструкцией с приложением в виде рецептов смесей или описания известных техник, позволяющих добиться нужной формы. Информация о том как (в каких пропорциях) замешивается гончарная глина и какие ее сорта нужны для изготовления посуды.
Покупка электрического станка для гончара означает переход от механизированного ремесла и товарному производству. Классический гончарный круг — это механизм, приводимый в действие посредством передаточных систем и ножного привода. Круг, приводимый в движение физическим воздействием, накладывает ряд ограничений:
Главная особенность механических станков для производства керамической посуды заключается в формате деятельности. С одной стороны, — это может быть хобби или разновидность развивающих занятий, улучшающих моторику пальцев и кистей. По рекомендации врача, детский гончарный круг способен стать одним из способов по улучшению моторики при лёгких формах ДЦП, на реабилитации после аварий или травм.
Нередко хобби может быть не связано с потребностью восстанавливать естественные функции человеческого организма, когда речь идет о двигательном аппарате и координации движений. Психологическая и эмоциональная разгрузка также может оказаться целью, достигаемой посредством хобби, при этом само хобби может приносить доход.
Как совместить работу и хобби
Любой бизнес имеет цель, общую для всех типов коммерческих организаций. Она установлена в числе норм гражданского законодательства большинства стран мира и обозначается как прибыль или извлечение дохода. Когда самозанятый ремесленник начинает продавать продукты своего труда оптом, тогда такое ремесло становится товарным производством, а деятельность предпринимательской.
Переход к предпринимательству начинается с изготовления оптовых партий керамической посуды, напольных ваз, горшков и урн. Интерес к опту, как правило, проявляют юрлица. Для таких сделок необходим расчётный счет, позволяющий принимать безналичные платежи от юридического лица. Порядок проведения расчётов и заполнения договоров с оптовиками на гончарных курсах встретить нелегко.
Освоить механизмы документооборота и порядок взаимодействия с органами власти зачастую требует уже не просто профессиональных курсов. Выполнение такой работы входит в компетенцию людей, получивших высшее образование, где учебный курс усваивается 5-6 лет. Конечно, это создаёт препятствия для заработка на производстве гончарных изделий.
Тем, кто не готов вникать в детали, выходящие за рамки непосредственной формовки или обжига посуды. Могут предложить сотрудничество как посредники, так и продавцы кругов гончарных или электрических печей для обжига керамики.
За гончарным кругом
Работа с глиной, поделки. Гончарный круг
Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.
Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.
Мастерская на даче
Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.
В настоящее время к услугам начинающих и «продвинутых» керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло «зацепит» вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.
Необходимые инструменты
Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.
Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.
Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.
Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.
Песнь о глине
Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как «жирная» (пластичная) и «тощая» (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно «жирной». Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.
Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.
Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — «перебить». Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.
Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.
Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.
Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:
Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и «вздуваться».
Сушка и декорирование
Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).
Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно «выглаживать». Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.
Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.
Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.
Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.
Расход глины
Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.
Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.





