О Меру рассказывают также Пураны. Согласно Пуранам, Меру – центр всех миров – верхних (райских), средних и нижних (адских). Она возвышается над райскими, верхними мирами. Схожее описание дается и в Упанишадах. Одно из индийских преданий рассказывает о дружбе горы Меру и бога ветра Ваю. Как-то раз мудрец Варада попросил Ваю показать свою силу, дуя на Меру. Ваю дул целый год, а Гаруда защищал Меру своими крыльями, но через год Гаруда захотел отдохнуть. В это время вершина Меру обвалилась и, упав в океан, превратилась в остров Шри-Ланка.
В буддийской космологии Меру(Сумеру), находится в центре плоской земли. На мандалах Меру изображается в центре, окруженная четырьмя большими островами (двипами), за которыми находится восемь малых двип. Сумеру состоит из драгоценностей, а именно: северная сторона ее золотая, южная – лазуритовая, восточная – серебряная, а западная – яхонтовая. Если мандала изображалась, например, на стене храма, ламы вставляли в изображение Сумеру кусочки соответствующих сторонам света камней.
Подобные космологические представления встречаются и в верованиях других народов, например у народов Алтая гора Белуха раньше называлась Уч-Сумеру. Она почитается алтайскими народами как священная и в наши дни.
В скифских верованиях Меру также располагалась на севере, где вращаются Луна, Солнце и звезды. Сюжет о сказочно прекрасной стране, где живут праведники, является общим для многих мифов, страна эта находилась на северном склоне горы Меру, на берегу Молочного моря. Нетрудно догадаться, что это Северный ледовитый океан. Все мифы имеют под собой реальную основу и мудрость, теряющуюся в глубине тысячелетий. Возможно, мы раскроем тайну Меру в ближайшем будущем, так как в эпоху Водолея открываются многие тайны и загадки.
Согласно индуистским записям, христиане верят, что земля является центром вселенной. В противоположность этому убеждению у индусов вселенским центром и домом их богов считается гора Меру.
В глазах индуистов гора Меру довольно большая, ее высота составляет около 84 000 йоджан (около 1 082 000 км). Поскольку индуистские и другие восточные религии боготворят Меру, им кажется, что Солнце и все планеты солнечной системы вращаются вокруг нее.
Согласно джайнской мифологии, Меру окружают два Солнца, две Луны и два «комплекта» звезд. Когда одни из них находятся в поле зрения, другие прячутся в тени горы, которая по их мнению составляет около 100 000 йоджан в ширину.
Для индусов Меру — это ось Земли. Без нее планета не сможет вращаться. Кроме того, они рассматривают гору как дом богов со своими царствами, расположенными по всей ее немыслимой высоте.
Последователи каждого из этих важных богов отправляются в небесные царства, чтобы отдохнуть и дождаться следующего перевоплощения.
Для яванцев гора Меру способствовала происхождению острова Ява. Согласно легендам, гуру Батары приказал Брахме и Вишну наполнить остров людьми. В то время остров Ява кочевал и не был привязан к какой-либо твердой земле. Чтобы остановить движение, боги перенесли из Индии часть священной горы и прикрепили ее к Яве. Этим новым якорем стала гора Семеру, ныне самый высокий вулкан на Яве.
Для буддистов важность горы Меру тоже заключается в их вере в то, что она является центром вселенной. В отличие от индуистской версии, буддисты считают, что гора была окружена водоемом, и верят в 31 уровень жизней на Меру.
Поскольку гора Меру — это вселенский центр и священное место, ей приписывают множество мифологических характеристик. Во-первых, это так высоко, что гора касается неба, а полярная звезда сияет прямо над горой, придавая ей священный вид. Во-вторых, сказано, что Ганг приходит к горе как одна река, а, достигнув Меру, делится на 4 отдельные реки.
В-третьих, существует 4 города, заполненные жителями по одному на каждую сторону горы. В древних мифах говорится, что эти жители постоянно видят Солнце в зените, и они всегда работают. Светило восходит и садится только для тех, кто не живет на горе.
Кроме того, есть один владыка небес, Бог Индра, и он живет на вершине. Еще на горе Меру живут четыре небесных царя, по одному на каждую сторону. Гора простирается до Джамбудвипа, который сам делится на 4 континента. Южный континент — место, где родился Будда, и здесь следуют его учениям.
Многие известные индуистские, джайнские, а также буддийские храмы были построены как символические изображения этой горы. Основа стиля — характерная черта китайских пагод.
Хотя древние буддисты верили, что гора настоящая, европейские посетители начали высказывать другие мысли о земле, противоречившие учению Будды о Меру. Современные буддийские ученые решили, что это аллегорическая история, а не описание настоящей горы.
Однако многие буддисты по-прежнему отказываются менять свои убеждения о священной горе. Для них вера в существование Меру — это то же самое, что вера в Будду.
Если окунуться в реальность, гора Меру — это вулкан, расположенный в 70 километрах к западу от горы Килиманджаро в Танзании высотой 4562,13 м.
Что служит основой мифологии сегодняшнего времени? Что пытались нам передать наши предки, какие знания хотели они сохранить? Тысячелетия существования человечества хранят в себе множество мифов, легенд, преданий. Обладали ли древние сакральными Знаниями, на эти вопросы мы и попробуем ответить на примере мифической горы Меру.
В мифологии индуизма и буддизма Меру – священная гора, находящаяся в центре Вселенной. Оккультные учения помещают ее в самый центр северного полюса Земли. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывают небожители и проживали величайшие боги самых ранних ведийских времен.
В более поздних индийских мифах, Меру уже присутствует в перечне 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и возвышающихся над водой. Хотя среди современных названий гималайских вершин есть вершина Меру, в представлении современных индусов наиболее священной считается гора Кайлас, которая почитается подобно мировой горы. В некоторых публикациях можно прочитать о тождестве Кайласа с мировой горой Меру, хотя будет правильнее говорить лишь о подобии Кайласа мифической горе Меру. Во всех первоисточниках гора Меру помещается на далеком севере.
Аналогичные представления можно встретить у алтайских народов, у которых также бытует представление о горе Белуха, как о горе Меру. Еще недавно эта гора у алтайцев называлась Уч-Сумеру. Перенос удаленных мифических мест и сказаний в область своего проживания свойственен большинству народов древности. В мировой истории можно найти множество примеров почитания близлежащих гор, на которых по представлению местных жителей обитали главные боги.
Для греков такой горой был Олимп, для зароастрийцев – Демавад, для японских синтоистов – Фуджи, для христиан-иудеев – Арарат и гора, где Моисей получил откровения Бога – Синай, для тибетцев – Кайлас, у индусов – Меру, у иранцев – Хара.
Из перечисленных гор местоположение первых точно известно на земле, что касается мифических гор Меру и Хара, считается, что мифы о них восходят к доарийским временам, и под этими горами подразумевалась одна «полярная гора», расположенная на далеком севере.
Вывод о тождественности иранской горы Хара и индийской Меру сделан на основании сравнительного анализа иранских и индийских мифов, кроме этого найдены письменные средневековые документы, в которых иранское название горы Хары используется для обозначения индийской Меру. Общие корни мифов о горах Меру и Харе ведут к древним ариям, предположительно, проживавшим ранее в Восточной Европе, от Черного моря до Урала и часто контактирующих с жителями севера. От ариев знание о северных землях пришло позднее к иранцам и индусам.
На картах среднивекового картографа Г. Меркатора хорошо видим, как выглядела Даария, в центре которой была священная гора Меру. Гора Меру была священной, как для самих даарийцев, так и для их потомков, ариев и не только для них. Гора Меру и ее роль в духовном развитии человечества описана в разных философско- эзотерических традициях мировых религий.
Так, например, в брахманизме, с его философской и религиозной точек зрения Буддой и его архатами, распространился по всему огромному азиатскому континенту и соседним регионам. Несмотря на то что гора Меру, или Сумеру, не фигурирует в Ригведе, краткое упоминание о ней, встречающееся в «Рамаяне», наводит на мысль о том, что предмет должен быть знаком читателю. Весьма подробно эта тема раскрывается мудрецом Парашарой во второй главе «Вишну-пураны».
Мудрец Парашара подробно описал мировую гору. Его рассказ в основном сводится к следующему: в сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар — носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На ее верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На ее нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов. Со всех сторон от Меру располагаются острова или континенты, вытянувшиеся подобно лепесткам перевернутого лотоса. В обоих направлениях от Меру посреди неба неподвижно стоят две Полярные звезды. Пещеры под Меру — это паталы, и в этих таинственных местах блуждают прелестные дочери дайтьев и данавов, пленяя даже самых строгих. Ниже семи паталов находится исходящее из самой тьмы ложе Вишну — Шеша. Это огромный змей с тысячью голов, каждая из которых отмечена мистическим знаком свастики. Именно на этом змее Вишну спит на протяжении периодов творения, и на многочисленных головах змея покоится мир.
А вот описание, которое дает «Махабхарата».
К ней, звенящей от пенья птиц всевозможных, всевозможными хищниками кишащей, Посещаемой сонмами киннаров, апсар, обитаемой многими божествами.
В высоту на одиннадцать тысяч йоджан над землей поднималась ее громада, В глубину на столько же тысяч йоджан уходила в землю ее твердыня.
Есть на свете гора огнезарная — Меру, чаша пламенной силы, ей нету равных, Отражает она сверкание солнца остриями вершин своих златосиянных.
Дивнозлатоукрашенную, святую, посещают ее лишь боги, гандхарвы, И достигнуть высот ее люди не могут без великих заслуг в исполненье дхармы.
Населенная множеством хищников грозных, озаренная блеском цветов чудесных, Нерушимо стоит, небосвода касаясь головою своей, та гора-твердыня.
Для людей даже в мыслях недостижима, бурных рек полна и деревьев мощных И несметного множества птиц чудесных оглашаема восхитительным пеньем.
В своем труде «Индия» Абу Рейхан Бируни (973–1048) «Индия» пишет:
«Мы начнем с описания этой горы, поскольку она есть центр двип и морей и [также] центр [одной] из них, Джамбу-двипы. Брахмагупта говорит: «Многообразны высказывания людей относительно описания Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звезды вращаются у ее подножия, так что восход и заход зависят от нее, и она-де называется Меру из-за того, что это в ее власти, и из-за того, что только ее вершина благодаря своей мощи может [скрывать и] открывать [Земле] Солнце и Луну, что будто день ее обитателей из ангелов длится шесть месяцев и их ночь [также длится] шесть месяцев. В общем, особенности местонахождения этой горы известны нам только по логическим доводам. О самой же горе они знают только из предания, все равно, считают ли они ее высотой в одну йоджану или больше, четырехугольной или восьмиугольной.
Теперь мы приведем, что говорят об этой горе риши. В «Матсья-пуране» сказано: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре ее стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны ее белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны – красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны – желтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны – черный, подобно цвету шудр. Высота ее 86 000 йоджан, из которых в земле находится 16 000. Каждое ребро четырех ее сторон [составляет] 34 000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарасами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоем Манаса, а вокруг этого водоема с четырех сторон [обитают] локапалы***, а они – хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам [?], Рикшабам [?], Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой [обитают] ракшасы, пишачи и якши; Хемакута – из золота, на которой [обитают] гандхарвы».
Согласно восточной эзотерической традиции, Меру находится на Северном полюсе аурического поля земли. На самом деле это вовсе и не гора. Она обозначает интеллектуальный фокус сил, которые правят и поддерживают планету. Ниже Меру располагаются сферы иллюзии, семь слоев магнитного строения земли. Среди них, подобно острову, находится физический земной шар со своими континентами. Считается, что магнитный полюс планеты расположен непосредственно под Меру. Когда во время великих геологических процессов полярные шапки планеты отвердели, они образовали континентальные зоны, которые постепенно вытягивались в направлении экватора. Первые застывшие участки назывались Священными Островами, или Нерушимыми Землями. Северный остров соответствовал тому месту, которое теперь занимает огромная пустыня Гоби, и именно там были порождены первые живые существа. Обитавшие в небесном «надземелье» боги спустились на полярную шапку, названную «короной матери-земли». Создания, которым надлежало заселить планету, эволюционировали на магнитном плане раньше, чем возник физический земной шар. Когда планета уже была в состоянии сохранять физические формы, эти существа сошли на нее, чтобы стать основателями рас и родов.
И именно там когда-то царил Золотой век:
Есть в мире гора крутохолмая Меру, Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру. В надмирной красе, в недоступном пространстве, Сверкает она в золотистом убранстве. Блистанием Солнца горят ее главы, Живут на ней звери, цветут ее травы. Там древо соседствует с лиственным древом, Там птицы звенят многозвучным напевом. Повсюду озера и светлые реки, Кто грешен, горы не достигнет вовеки. Презревшие совесть, забывшие веру, И в мыслях своих не взберутся на меру! Одета вершина ее жемчугами. Сокрыты вершины ее облаками. На этой вершине, в жемчужном чертоге, Уселись однажды небесные Боги…
В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора Меру прозывалась «столпом в Окияне до небес».
Возвращаемся к январскому столу заказов. Сегодня у нас мистическая тема от schastlivtsev :
Хотелось бы получить подробную справку про гору Меру и всё, что с ней связано. Заранее спасибо.
Что служит основой мифологии сегодняшнего времени? Что пытались нам передать наши предки, какие знания хотели они сохранить? Тысячелетия существования человечества хранят в себе множество мифов, легенд, преданий. Обладали ли древние сакральными Знаниями, на эти вопросы мы и попробуем ответить на примере мифической горы Меру.
В мифологии индуизма и буддизма Меру – священная гора, находящаяся в центре Вселенной. Оккультные учения помещают ее в самый центр северного полюса Земли. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывают небожители и проживали величайшие боги самых ранних ведийских времен.
В более поздних индийских мифах, Меру уже присутствует в перечне 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и возвышающихся над водой. Хотя среди современных названий гималайских вершин есть вершина Меру, в представлении современных индусов наиболее священной считается гора Кайлас, которая почитается подобно мировой горы. В некоторых публикациях можно прочитать о тождестве Кайласа с мировой горой Меру, хотя будет правильнее говорить лишь о подобии Кайласа мифической горе Меру. Во всех первоисточниках гора Меру помещается на далеком севере.
Аналогичные представления можно встретить у алтайских народов, у которых также бытует представление о горе Белуха, как о горе Меру. Еще недавно эта гора у алтайцев называлась Уч-Сумеру. Перенос удаленных мифических мест и сказаний в область своего проживания свойственен большинству народов древности. В мировой истории можно найти множество примеров почитания близлежащих гор, на которых по представлению местных жителей обитали главные боги.
Для греков такой горой был Олимп, для зароастрийцев – Демавад, для японских синтоистов – Фуджи, для христиан-иудеев – Арарат и гора, где Моисей получил откровения Бога – Синай, для тибетцев – Кайлас, у индусов – Меру, у иранцев – Хара.
Из перечисленных гор местоположение первых точно известно на земле, что касается мифических гор Меру и Хара, считается, что мифы о них восходят к доарийским временам, и под этими горами подразумевалась одна «полярная гора», расположенная на далеком севере.
Вывод о тождественности иранской горы Хара и индийской Меру сделан на основании сравнительного анализа иранских и индийских мифов, кроме этого найдены письменные средневековые документы, в которых иранское название горы Хары используется для обозначения индийской Меру. Общие корни мифов о горах Меру и Харе ведут к древним ариям, предположительно, проживавшим ранее в Восточной Европе, от Черного моря до Урала и часто контактирующих с жителями севера. От ариев знание о северных землях пришло позднее к иранцам и индусам.
На картах среднивекового картографа Г. Меркатора хорошо видим, как выглядела Даария, в центре которой была священная гора Меру. Гора Меру была священной, как для самих даарийцев, так и для их потомков, ариев и не только для них. Гора Меру и ее роль в духовном развитии человечества описана в разных философско- эзотерических традициях мировых религий.
Так, например, в брахманизме, с его философской и религиозной точек зрения Буддой и его архатами, распространился по всему огромному азиатскому континенту и соседним регионам. Несмотря на то что гора Меру, или Сумеру, не фигурирует в Ригведе, краткое упоминание о ней, встречающееся в «Рамаяне», наводит на мысль о том, что предмет должен быть знаком читателю. Весьма подробно эта тема раскрывается мудрецом Парашарой во второй главе «Вишну-пураны».
Мудрец Парашара подробно описал мировую гору. Его рассказ в основном сводится к следующему: в сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар — носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На ее верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На ее нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов. Со всех сторон от Меру располагаются острова или континенты, вытянувшиеся подобно лепесткам перевернутого лотоса. В обоих направлениях от Меру посреди неба неподвижно стоят две Полярные звезды. Пещеры под Меру — это паталы, и в этих таинственных местах блуждают прелестные дочери дайтьев и данавов, пленяя даже самых строгих. Ниже семи паталов находится исходящее из самой тьмы ложе Вишну — Шеша. Это огромный змей с тысячью голов, каждая из которых отмечена мистическим знаком свастики. Именно на этом змее Вишну спит на протяжении периодов творения, и на многочисленных головах змея покоится мир.
А вот описание, которое дает «Махабхарата».
К ней, звенящей от пенья птиц всевозможных, всевозможными хищниками кишащей, Посещаемой сонмами киннаров, апсар, обитаемой многими божествами.
В высоту на одиннадцать тысяч йоджан над землей поднималась ее громада, В глубину на столько же тысяч йоджан уходила в землю ее твердыня.
Есть на свете гора огнезарная — Меру, чаша пламенной силы, ей нету равных, Отражает она сверкание солнца остриями вершин своих златосиянных.
Дивнозлатоукрашенную, святую, посещают ее лишь боги, гандхарвы, И достигнуть высот ее люди не могут без великих заслуг в исполненье дхармы.
Населенная множеством хищников грозных, озаренная блеском цветов чудесных, Нерушимо стоит, небосвода касаясь головою своей, та гора-твердыня.
Для людей даже в мыслях недостижима, бурных рек полна и деревьев мощных И несметного множества птиц чудесных оглашаема восхитительным пеньем.
В своем труде «Индия» Абу Рейхан Бируни (973–1048) «Индия» пишет:
«Мы начнем с описания этой горы, поскольку она есть центр двип и морей и [также] центр [одной] из них, Джамбу-двипы. Брахмагупта говорит: «Многообразны высказывания людей относительно описания Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звезды вращаются у ее подножия, так что восход и заход зависят от нее, и она-де называется Меру из-за того, что это в ее власти, и из-за того, что только ее вершина благодаря своей мощи может [скрывать и] открывать [Земле] Солнце и Луну, что будто день ее обитателей из ангелов длится шесть месяцев и их ночь [также длится] шесть месяцев. В общем, особенности местонахождения этой горы известны нам только по логическим доводам. О самой же горе они знают только из предания, все равно, считают ли они ее высотой в одну йоджану или больше, четырехугольной или восьмиугольной.
Теперь мы приведем, что говорят об этой горе риши. В «Матсья-пуране» сказано: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре ее стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны ее белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны – красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны – желтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны – черный, подобно цвету шудр. Высота ее 86 000 йоджан, из которых в земле находится 16 000. Каждое ребро четырех ее сторон [составляет] 34 000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарасами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоем Манаса, а вокруг этого водоема с четырех сторон [обитают] локапалы***, а они – хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам [?], Рикшабам [?], Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой [обитают] ракшасы, пишачи и якши; Хемакута – из золота, на которой [обитают] гандхарвы».
Согласно восточной эзотерической традиции, Меру находится на Северном полюсе аурического поля земли. На самом деле это вовсе и не гора. Она обозначает интеллектуальный фокус сил, которые правят и поддерживают планету. Ниже Меру располагаются сферы иллюзии, семь слоев магнитного строения земли. Среди них, подобно острову, находится физический земной шар со своими континентами. Считается, что магнитный полюс планеты расположен непосредственно под Меру. Когда во время великих геологических процессов полярные шапки планеты отвердели, они образовали континентальные зоны, которые постепенно вытягивались в направлении экватора. Первые застывшие участки назывались Священными Островами, или Нерушимыми Землями. Северный остров соответствовал тому месту, которое теперь занимает огромная пустыня Гоби, и именно там были порождены первые живые существа. Обитавшие в небесном «надземелье» боги спустились на полярную шапку, названную «короной матери-земли». Создания, которым надлежало заселить планету, эволюционировали на магнитном плане раньше, чем возник физический земной шар. Когда планета уже была в состоянии сохранять физические формы, эти существа сошли на нее, чтобы стать основателями рас и родов.
И именно там когда-то царил Золотой век:
Есть в мире гора крутохолмая Меру, Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру. В надмирной красе, в недоступном пространстве, Сверкает она в золотистом убранстве. Блистанием Солнца горят ее главы, Живут на ней звери, цветут ее травы. Там древо соседствует с лиственным древом, Там птицы звенят многозвучным напевом. Повсюду озера и светлые реки, Кто грешен, горы не достигнет вовеки. Презревшие совесть, забывшие веру, И в мыслях своих не взберутся на меру! Одета вершина ее жемчугами. Сокрыты вершины ее облаками. На этой вершине, в жемчужном чертоге, Уселись однажды небесные Боги…
Гора Меру в буддийской космологии
В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора Меру прозывалась «столпом в Окияне до небес».