гордость что это такое как объяснить ребенку
Истории к беседе с ребятами о гордости с детскими иллюстрациями
Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории к беседе с ребятами о гордости с детскими иллюстрациями
Продолжаю серию публикаций нравственного направления для вас, дорогие воспитатели и педагоги, – в помощь тематическим беседам с ребятами.
Начну с четверостишия о гордом попугае.
РАЗГОВОР В ЗООПАРКЕ
– Ну и птица! Ты откуда?
Не заморское ли чудо?
Отдыхать мне не мешай!
Рифмоговорки: подбери слово в рифму:
Ица- ица, ица- ица – из-за моря эта…
(красавица, птица, говорунья!
Удо-удо, удо-удо – а наряд, ну, просто…
(чудо, прелесть, великолепен!
Ой-ой-ой и ай-ай-ай – загордился…
(красавец, хвастун, попугай!
Посмотрим в словаре: ГОРДОСТЬ – это слишком высокая оценка себя; самомнение, высокомерие…
– Скажите, ребята: а разве красота попугая – это его заслуга?
Ведь одним для жизни дано одно, а другим – совсем иное. Кому-то дано меньше, а кому-то больше (в красоте, росте, силе, способностях).
Но разве это повод, чтобы гордиться собой?
А вы не замечали, что очень ждете похвалы? И гордитесь красиво нарисованным рисунком, звонко рассказанным стихом, успехами на спортивной минутке… – тем, что вы сделали это лучше других детей?
А бывает ли так, что вы гордитесь, не замечая, кому обязаны всем хорошим, что имеете? Вот как в этой сказке.
КАК ЗАГОРДИЛОСЬ ЛЕСНОЕ ОЗЕРО
В одном сказочном лесу обитало маленькое озеро. Кто бы ни посетил это тихое место, непременно улыбнётся – такая красота и благодать!
А у самого озера стелется по мягкой подушке яркая и сочная клюква. Рядом раскинулась целая поляна ягоды черники
Вот и загордилось наше озерцо: «Вот видите, как вокруг меня природа вертится! Это я ее пою живительной влагой. Люди за это меня хвалят-расхваливают и благодарят!»
Удивились его речам скромные ручьи. Они день и ночь трудятся, чтобы озеро водой наполнять. А из него множество малышей-ручеечков во все стороны бегут – прекрасный мшистый лес влагой питать и в летнюю жару его красоту сохранять.
И решили они вместе немного передвинуться, чтобы другое озеро создать. Так и сделали! Быстро стал высыхать гордец, а неподалеку на поляне появилось новое голубое озеро.
Окружающие его деревья и кусты теперь рассматривают себя в чистой глади озера и радуются как дети прекрасному новому другу!
Как вы считаете, ребята, почему на лесное озеро обиделись ручьи?
Чем было наказано гордое озеро?
А бывает ли так, что вы гордитесь среди сверстников тем, что для вас приобрели родители, заработав деньги не вашим, а своим трудом – самым красивым нарядом, лучшим велосипедом, новым смартфоном?.
Поднял папа своими сильными руками сына высоко-высоко.
– Я выше всех, даже выше папы! – закричал мальчик.
Тут другой мальчик, у которого не было отца, сказал:
– Ты не сам большой, а потому что тебя папа поднял, и нечего этим гордиться!
Но тот не услышал и продолжал кричать:
– Я выше всех! Я самый большой в мире.
Но тут папа опустил сына на землю и огорченно произнес:
– Эх ты! – И взял того другого мальчика, и его высоко поднял сильными руками.
Родной сын хотел очень обидеться, но подумал и решил:
«Вообще-то, если по-честному, то так мне и надо. Нужно быть скромнее. «
– Скажите, ребята, чем сын огорчил своего папу?
Почему мальчик передумал обижаться?
Иллюстрации сделаны ребятами младшего школьного возраста. При этом они проявили свое индивидуальное творчество: подобрали по душе контурные картинки для иллюстрирования. А потом использовали, каждый по своему усмотрению, – раскрашивание пластилином, восковыми мелками и акварельными карандашами, использовали метод аппликации.










Воспитание у ребенка чувства гордости
Родители чаще всего автоматически хвалят малыша за его достижения, не обращая внимание на то, как и благодаря каким усилиям ему удалось сделать то, что раньше не получалось. Если же проявление самостоятельности ведет к каким-то ошибкам, например, ребенок разбил чашку, пролил воду, что-то сломал, то на него повышают голос и даже требуют вообще ничего без разрешения старших не делать.
У многих взрослых отсутствует, во-первых, понимание значимости воспитания чувства гордости. Во-вторых, они четко не представляют методы и способы формирования этого важнейшего качества, которое является первым в системе механизмов саморазвития ребенка.
Существует специальный механизм саморазвития человека, который пока еще слабо изучен как психологами, так и педагогами. В этом одна из причин того, что о нем не информированы и многие родители. Суть его заключается в том, что развитие ребенка осуществляется прежде всего его собственными усилиями, когда он стремится достичь того, к чему еще не был готов в недавнем прошлом.
Известно, что невозможно заставить ребенка что-либо делать, пока он этого не захотел. Поэтому воздействие взрослых должно быть направлено на формирование у малыша стремления самостоятельно выполнить то, что требуется. Конечно, с помощью страха, физического принуждения можно побудить его какое-то время выполнять указания взрослых. Однако, как только они перестают контролировать малыша, он снова возвращается к тому, что определяется его природными инстинктами, а не нормами и правилами человеческой жизни.
Поэтому воспитание со стороны взрослых только тогда дает положительный результат, когда опирается на особый механизм саморазвития. Он включает в себя совокупность специальных социальных чувств, побуждающих человека постоянно совершенствовать как свои мысли, так и практические действия. Этот механизм состоит из переживания гордости, стыда, долга, ответственности. Они последовательно должны утвердиться в сознании растущего человека с трех до двенадцати лет.
Как воспитывается заниженная гордость. Во-первых, взрослые вообще недооценивают значение чувства гордости. Они знают, что ребенок должен быть послушным, исполнительным, дисциплинированным, и активно пытаются выработать данные качества с помощью постоянного контроля. Формированием гордости они специально не занимаются.
В-третьих, когда малыш не подчиняется их требованиям, они его запугивают крайне негативными последствиями. Чаще всего тем, что отдадут кому-то чужому или откажутся разговаривать, лишат традиционного угощения и т. п. Фактически в воспитательных целях осуществляется использование природного чувства страха.
Кирилл был несколько медлительным мальчиком. Это раздражало маму и папу. Они часто говорили: «Ты можешь побыстрее одеваться? Сколько я буду ждать?! Вечно копошишься. Другие дети нормальные, все делают быстро, а ты ни на что не годен. Вечная с тобой морока. Таким и останешься на всю жизнь!» Слыша такие слова, Кирилл еще медленнее одевался, убирал игрушки. Он чувствовал себя самым несчастным человеком. Нередко ощущал сильный страх перед родителями. Иногда казался себе серенькой мышкой, которая ищет норку, в которой наконец можно ото всех спрятаться и не шевелиться.
Возникает вопрос: а можно ли применять страх для решения вполне благородной задачи, связанной с побуждением ребенка к выполнению указаний старших? Практика показывает, что многие родители хотя бы иногда стращают детей разными несчастьями. Например, говорят, что не будут с ними разговаривать, отдадут в милицию, чужому дяде и т. д. Причина кроется в вековой традиции использовать страх в воспитательных целях. Он четко выражен во многих народных сказках. Вспомним сюжеты с участием чудовищ, ведьм, чертей и т. п. Рассказами о них детям внушали мысль, что в случае нарушения требований взрослых они обязательно будут наказаны некой неведомой силой. От нее невозможно укрыться. Поэтому следует обязательно подчиняться всем требованиям старших.
Родители не всегда знают, как можно побудить ребенка к выполнению норм и правил общественной жизни без боязни быть наказанным за их нарушение. Частое использование метода запугивания ведет к тому, что у ребенка невольно утверждается заниженная самооценка, которую в более позднем возрасте бывает очень трудно преобразовать в адекватную.
Саша (четыре с половиной года) вместе с другими ребятами из группы вертелась в раздевалке (день зимний, на улице холодно), ожидая, когда за ней придет мама. Время текло незаметно: покрутила обруч вместе с Настей, поиграла с Костей в мяч, помогла воспитательнице собрать кегли, рассмотрела содержимое сумочки вместе с ее хозяйкой Дашей.
Со слезами на глазах Саша, кое-как застегнув куртку и натянув шапку, бросилась догонять маму.
Так как же быть? Вся система отношений складывается из очень маленьких, порой едва заметных поступков, слов, жестов. Именно такие мелочи и определяют взаимоотношения не только родителей и детей, но и взрослых людей. Поэтому рекомендация первая: нужно быть очень внимательным к мелочам. В любых ситуациях. Всегда. Со всеми. Стереотип поведения в одной ситуации зачастую переносится на другую. Сначала мама кричит на опаздывающего папу, а потом точно так же на дочку. А дочка потом точно так же на подруг.
Не стоит забывать, что лучшими средствами в подобных ситуациях всегда были терпение и понимание.
Воспитание завышенной гордости осуществляется иным образом.
Во-первых, взрослые не испытывают других эмоций, кроме радости от того, что у них красивый, очаровательный, приятный во всех отношениях малыш. Он как бы изначально лишен каких-либо недостатков, все, что он делает, вызывает одно удовольствие. Даже если иногда повышает голос на мать, начинает настойчиво требовать в магазине игрушку, сладости и т. д., то на это не обращается внимание. Близкие люди видят одни достоинства, обычно связанные с успешной реализацией ребенком природных задатков. Они у полугора-двухлетнего малыша не замечают тех действий, в которых уже проявляется желание командовать, любой ценой добиваться осуществления своих желаний.
Во-вторых, у взрослых отсутствует четкое представление о том, что действительно необходимо закреплять в ребенке с помощью похвалы. Они готовы давать высокую оценку любым его успехам, даже если они привели к страданиям других людей.
В-третьих, не имеют сформированных убеждений по поводу того, какие же действия ребенка должны ограничиваться из-за недопустимости. Например, принуждение матери криком, топаньем ногой с целью добиться выполнения своих неожиданных пожеланий. Поэтому ему почти ничего не запрещают.
Более того, часть родителей таких детей оправдывают свои действия тем, что будто у некоторых народов существует традиция предоставления малышу лет до пяти-шести полной свободы. Тогда он вырастает активным, предприимчивым человеком и одновременно культурным. С возрастом степень понимания им необходимости выполнения правил поведения возрастет, и все дурное исчезнет само по себе.
Такое мнение ошибочно. Во всех культурах детей с раннего детства приучают к порядку, самостоятельности, самоконтролю. При этом даже не имеющие какого-либо образования родители хвалят ребенка прежде всего за его умение сделать то, что у него прежде не получалось. Дурное поведение сразу ограничивается.
Поэтому старшие должны умело выразить свое недовольство тем, что демонстрируется грубость, жестокость, безграничное своеволие. Пусть эти действия проявляются еще в незрелой, детской форме, их обязательно следует пресекать. Ребенку надо спокойно объяснить причину такой реакции взрослого. Важно специально отметить, насколько окружающим больно и неприятно видеть подобные проявления в поступках малыша. Если же он не реагирует на замечания, то можно взять его на руки на 1-2 минуты, дождаться, пока он успокоится, а затем еще раз вместе с ним посмотреть, как воспринимаются его действия со стороны. Из этих объяснений малыш почти ничего не поймет, однако он почувствует негативную реакцию родителей. Это ощущение будет главным результатом беседы, и в следующий раз он, вспомнив оценку взрослого, уже не станет себя вести подобным образом.
В-пятых, завышенная гордость формируется тогда, когда подчеркивают достоинства детей, которым купили такие игрушки или вещи, которые у многих сверстников отсутствуют. Ребенку кажется, что, владея исключительными предметами, он уже возвышается над сверстниками. Такие подарки могут способствовать становлению завышенной гордости, если не научить ребенка спокойно реагировать на подарки и делиться ими со сверстниками.
Если действует такая система воспитания, то неизбежно в четыре-пять лет ребенок будет пытаться навязывать свою волю не только родителям, но и сверстникам в детском саду, другим взрослым, которые с ним станут общаться. Также от него очень трудно будет добиться необходимой в этом возрасте организованности, дисциплинированности, умения реагировать на требования старших. Степень его своеволия будет постоянно возрастать. Очень трудно выработать в этом случае простейшие навыки самообслуживания: привычку собирать за собой игрушки, складывать одежду, мыть посуду и т. п.
Такой ребенок часто капризничает, негативно реагирует на просьбы выполнить какие-то действия. Его самостоятельность возрастает только в тех случаях, когда что-то хочется сделать для собственного удовольствия. Например, ребенок быстро обучается пользованию кнопками пульта дистанционного управления телевизора, видеомагнитофона, другой сложной техникой, если ему это дает какие-то дополнительные преимущества. При этом трудно побудить его заботиться о сложных приборах, беречь их. Все призывы к выполнению норм и правил обращения с техникой отвергаются.
Чувствуя свою исключительность, малыш может пытаться командовать сверстниками. Его бывает трудно приучить к умелому пользованию игрушками в детском саду при совместных играх с другими детьми. Стремясь получить любой ценой желаемую вещь, он может применить по отношению к другим детям физическую силу. Попытки обратить внимание ребенка на его недостатки в поведении не дают желаемых результатов.
В противоположность методам формирования заниженной и завышенной гордости, воспитание адекватной формы проявления этого чувства осуществляется следующими способами.
Прежде всего, родителям уже при первых проявлениях самостоятельности (в год-полтора) необходимо представлять, что они разрешат делать малышу при проявлении его активности. Как, например, будут реагировать взрослые, если ребенок попытается пользоваться телефоном, беспорядочно нажимая кнопки, или пультом дистанционного управления телевизора. Как они отнесутся к тому, что он начнет рвать книжку. Или возьмет часы, другие ценные для родителей предметы и станет стучать ими о пол. Может, стоит убрать все эти вещи подальше на какое-то время?
Если взрослые намерены воспитывать в будущем адекватную гордость, то они уже в самом раннем возрасте должны стремиться регулировать познавательную активность малыша. Все убрать от ребенка невозможно, да и не нужно. Он вполне способен обучаться постепенному контролю за своими действиями. Взрослые разрешают в течение короткого времени при их постоянном контроле брать в руки дистанционный пульт телевизора, музыкального центра, сотовый телефон и т. п. Ребенку объясняют, что ценные вещи необходимо брать в руки осторожно. Он, конечно, не понимает смысла запретов и ограничений, но чувствует интонацию голоса взрослого и вполне способен остановить свою непроизвольную познавательную активность в отношении отдельных вещей.
Грохот раздался совершенно неожиданно, и взрослые, повыскакивав из-за праздничного стола, кинулись в детскую. Сергей, отец именинника, остановился на пороге как вкопанный: пол был усеян множеством цветных осколков, на которые по неизвестной причине разлетелся главный подарок.
Наконец раздался долгожданный звонок, и на пороге с огромной картонной коробкой показался дед.
Допустим, папа еще парой громких вопросов заставит детей признаться и в том, кто из них разбил подарок, и еще в десятке-другом «вольных и невольных грехов». Что последует потом? Ссора с родителями бедняги, угрозы, что его больше никогда не пустят в гости? Прекратится праздник?
Конечно, очень нелегко сдержать гнев по этому поводу, а купить нечто подобное и вообще будет почти невозможно (дорогой подарок!). Но выбора у взрослых не так много. Во-первых, нужно сохранить праздник, во-вторых, не перессорить малышей, а в-третьих (или для начала), убрать осколки. И совсем не обязательно в урну.
Но что было, то было. Папа распахивает дверь и. А как бы поступили вы в подобной ситуации? «Ну что, конструкторы-исследователи, не удалась попытка изучить прибор? А кто был испытателем? Ты? Ну, расскажи, почему эксперимент не удался».
Конечно, чтобы с улыбкой произнести подобную фразу, нужно особое самообладание или просто всепрощающая любовь к детям.
Родителям важно определить, какими предметами дети, по их мнению, могут играть без опасения взрослых за их здоровье, так, чтобы не требовалось вводить запреты, снижающие их желание выявить механические и физические свойства окружающих предметов. Таковыми, как показывает практика, в городской квартире являются чаще всего легкая металлическая или пластмассовая посуда, некоторые спортивные снаряды, с которыми многие дети играют с удовольствием, оставаясь в поле зрения матери.
Дети в полтора-два года предпочитают изучать изделия, которыми пользуются взрослые, а не играть в игрушки. В кубики быстро надоедает, а в машинки или в куклы еще рано по причине того, что не сформировано образное мышление.
Господство наглядно-действенного мышления требует игр с теми предметами, которые позволяют тренировать руки, пальцы, тело для приобретения практических навыков в дальнейшем самостоятельном освоении окружающего мира.
Катя заигралась с куклами и не успела убрать перед сном свои игрушки. Мама попросила быстрее навести порядок в комнате. Девочка не отреагировала на ее просьбу и собралась лечь в постель. При этом Катя периодически оглядывалась на маму и ждала ее реакции. Поняв, что дочка проводит особую проверку, мама более настойчиво попросила расставить по местам игрушки, предложив свою помощь. Катя стала складывать игрушки.
Как видим, в сознании ребенка утвердилась установка на то, что своеволием поблажек не дождешься и желательно сразу выполнить то, что просят взрослые.
Однако нередко возникают такие ситуации, когда малыш продолжает игнорировать указания взрослых. Более того, он как будто специально продолжает делать то, что ему запрещают. Что же предпринять в этом случае родителям? Говорят, что необходимо переключать малыша на что-то другое, объяснять необходимость выполнения просьбы старших. Однако не всегда такие приемы дают желаемый результат. Ребенок капризничает, всячески сопротивляется, продолжает настаивать на своем.
Подавляющее большинство родителей не выдерживает и прибегает к так называемому «воспитательному шлепку». Это еще не физическое наказание, а лишь побуждение к выполнению требования взрослого. Конечно, при этом происходит некое запугивание возможностью применения силы в том случае, если и далее малыш им не подчинится. Ребенок ставится в ситуацию выбора: продолжать игнорировать указание старших и наверняка еще раз испытать боль либо выполнить то, что они велят. Природный инстинкт подсказывает, что лучше пойти по второму пути. Со слезами и большой неохотой ребенок останавливает свои природные побуждения. В итоге взрослые добиваются желаемого результата. Но какой ценой?
Конечно, лучше вырабатывать у детей с самого раннего возраста умение реагировать на требования взрослых таким образом, чтобы не надо было применять даже воспитательного шлепка. Но это идеальный вариант. К сожалению, периодически возникают такие ситуации, когда у родителей отсутствует возможность уговаривать, переключать, объяснять важность выполнения каких-то необходимых действий. Например, надо быстро собраться в детсад, а малыш медлит, ему хочется остаться дома. Мама, опаздывая на работу, не выдерживает и подстегивает шлепком. Есть ли у нее другой вариант побуждения ребенка к должному поведению? Если она не готовится заранее к возможности возникновения такой ситуации, то иначе вести себя не может. Ее нервная система не выдерживает, и она использует веками проверенный способ переключения малыша на нужные ей действия. Такова правда жизни, разрушающая самые гуманные педагогические теории, если были допущены ошибки в более раннем возрасте.
Положительный результат также достигается тогда, когда родители сами предлагают детям различные посильные для них игры, а не ждут, когда они возьмут опасный предмет.
Активность взрослых в решении этой задачи начинается с первых требований малыша «я сам». Обычно речь идет о желании без помощи окружающих одеться, идти по улице, когда взрослый следует за ним на некотором отдалении, включить радиоприемник, настроив его на нужную волну. Иногда это выражается в стремлении самостоятельно помыть чашки, тарелки, почистить пылесосом пол и т. п. Малыш сам избирает те действия, которые ему хочется выполнить без какой-либо помощи окружающих. При этом он всегда стремится подчеркнуть наличие у него способности справиться с тем, что раньше ему не удавалось сделать. Он наглядно демонстрирует возрастание своей взрослости. Ребенок неосознанно побуждает взрослых к тому, чтобы их отношение к нему изменилось. Он хочет, чтобы ему больше доверяли, не рассматривая как неумелого малыша.
В этих попытках показать взрослость он, естественно, не имеет четких ориентиров. Дело в том, что самостоятельность является лишь внешним признаком взросления. Более важно наличие внутреннего показателя, каким выступает реализация принятых в семье, в конкретной группе норм и правил поведения с близкими людьми, со сверстниками, незнакомыми в общественных местах и т. д. Также существуют правила заботы об одежде, жилище, технических системах, которые находятся в квартире, об окружающей природе и т. д. Поэтому перед родителями стоят две задачи: 1) умело отметить успехи ребенка в попытках действовать самостоятельно и 2) подчеркнуть важность реализации в разнообразных поступках тех норм и правил, которые соответствуют принятой большинством людей культуре.
Фиксация успехов ребенка осуществляется с помощью похвалы. Получая ее, ребенок в полной мере переживает то чувство, которое называется гордостью. У него возникает ощущение радости оттого, что его стремление доказать взрослость подкрепляется положительной оценкой тех, кто для него авторитетен.
Адекватная гордость утверждается только тогда, когда самой похвалой подчеркивается более высокая степень самостоятельности действий малыша в конкретной ситуации по сравнению с тем, что было недавно.
Взрослый не просто должен сказать: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось!» К этим словам следует обязательно добавить: «Посмотри, ты становишься все более умелым. У тебя еще недавно это не получалось, а сегодня наконец удалось без моей помощи полностью справиться с такой сложной работой. Знаешь, почему ты достиг успеха? Потому что старался. У тебя хватило воли, терпения для того, чтобы, несмотря на большие трудности, все-таки получить желаемый результат. Вот за твою волю и упорство в их преодолении мне хочется тебя особо похвалить».
Сравнение ребенка с тем, каким он был еще сравнительно недавно, дает возможность избежать появления чувства превосходства над другими людьми и привычки командовать кем-либо. Правильным воспитанием утверждается установка на то, что можно и надо руководить прежде всего самим собой. Лишь развив в себе это качество и овладев необходимыми культурными навыками, можно пытаться управлять еще кем-то.
Важно подчеркнуть, что успех в формировании адекватной гордости у ребенка приходит только к тем родителям, которым удается согласовать друг с другом личные критерии оценки степени его самостоятельности и способы одобрения достижений. Если кто-то из взрослых хвалит любые формы проявления самостоятельности, даже своеволие, грубость, то малыш, естественно, будет считать их приемлемыми.
При формировании адекватной гордости возникает проблема определения того, что же следует разрешать делать ребенку самостоятельно. Разрешения и ограничения должны учитывать не только повышение степени независимости малыша от взрослых, но и те нормы и правила поведения, которые обеспечивают успешное включение в совместную с окружающими жизнь.




