горельеф и барельеф в чем разница фото
Разница между барельефом и горельефом
Рельеф в скульптуре имеет несколько разновидностей. Среди них выделяются барельеф и горельеф. Их общим признаком является присутствие выступающих над фоновой поверхностью фрагментов. Но существует и то, чем отличается барельеф от горельефа. Рассмотрим подробней каждый вид такого изображения и выясним разницу между ними.
Определение
Барельеф
Барельеф как вид скульптурного творчества создается из камня, дерева, пластичной глины. Применяя лепку или резьбу, мастера так преобразуют материал, что получается объемный сюжет.
Подобным искусством люди пытались овладеть еще в каменном веке. Рабочей поверхностью были тогда могучие скалы. Обратившись к культуре Древнего мира, мы также можем заметить, какое важное место занимали там барельефы. Ими, к примеру, украшались фронтоны храмов, что являлось свидетельством величия таких сооружений.
Искусство барельефа не прекратило свое существование и в Средние века, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы. И в наше время, когда высоко ценится любое ручное творчество, есть мастера, способные обычную поверхность, будь то постамент памятника или часть фасада здания, превратить в изысканное произведение искусства.

Горельеф
Для создания горельефа нужны те же материалы и техники, что и для барельефа. Его первые образцы тоже появились очень давно – еще в античном искусстве. В Древнем Риме объемная лепка и резьба часто использовались для украшения триумфальных арок. И в Новое время можно обнаружить дублирование такого применения горельефа – великолепные сюжеты предстают перед нами при взгляде на Триумфальную арку (Париж).
Сравнение
А теперь перейдем к главному и выявим отличие барельефа от горельефа. О нем можно судить по вторым названиям этих разновидностей скульптурного изображения – низкий рельеф (барельеф) и, соответственно, высокий рельеф (горельеф).
Их главным отличительным критерием является соотношение рабочего фона и объема изображаемых элементов. Если представить себе полный объем фигур, то в барельефе он выступает над фоном максимум наполовину, а зачастую и меньше. Горельеф же более выпуклый – зрителю видна значительная (больше половины) часть собственного объема элементов. А некоторые фигуры могут и вовсе существовать самостоятельно, полностью отделившись от фона. Это и считается практически единственным, но определяющим отличием.
Итак, мы выяснили, в чем разница между барельефом и горельефом. В остальном эти виды изображения являются очень похожими.
Мастерская XIX
Главная » В чем состоит отличие барельефа и горельефа? Краткий арт-ликбез.
В чем состоит отличие барельефа и горельефа? Краткий арт-ликбез.
Разновидностей скульптуры существует великое множество. Например, отдельного разговора заслуживают рельефы — так обычно называют некоторое объемное изображение, которое выступает над плоской поверхностью. Всего основных разновидностей рельефа существует четыре — особенно известны барельефы и горельефы, чуть менее — контррельефы и и койанаглифы.
Барельеф и горельеф: отличия
Барельеф и горельеф можно отличить, как минимум, визуально. Барельеф еще часто обозначают как, так называемый, “низкий рельеф”, в этом случае выпуклое изображение выступает над фоном на собственную половину или менее, то есть на поверхности остается лишь малая часть. Барельефы получили развитие еще в Античности, сегодня же они широко используются в декоре интерьера и экстерьера. Барельеф способен даже самую обычную поверхность превратить в абсолютно неподражаемое произведение искусства. Работа опытного мастера здесь сыграет ключевую роль: она будет радовать вас, в итоге, долгие годы.
Горельеф же, представляет собой высокий рельеф, он выступает более, чем на собственную половину от плоскости. Горельеф более выпуклый, чем барельеф, некоторые изображенные на горельефе фигуры могут и вовсе выступать отдельно от всего изображения. таким образом, именно степень выпуклости является ключевым фактором отличия этих двух разновидностей скульптуры. Существуют также два других вида рельефа: контррельеф — это своеобразный рельефный оттиск, как бы направленный внутрь фона и койанаглиф — вырезанное на плоскости изображение, его часто путают с барельефом, но последний все же обладает определенной степенью выпуклости.
Барельефы и горельефы для украшения интерьера и экстерьера в Санкт-Петербурге
Барельефы и горельефы, конечно же, используются в основном, в интерьерах и экстерьерах классического и неоклассических стилей, поэтому, если вопреки современной моде на минимализм, вам необходима такая работа, то специалисты Мастерской XIX смогут вам помочь самым компетентным образом. Любые изображения, любые сюжеты, различные материалы, возможность реализации любой идеи: стоит только захотеть и собраться с мыслями. Мы можем как сделать соответствующую работу по готовым эскизам, так и разработать собственные: основываясь лишь на идее.
Мастерская XIX — это бэкграунд из качественного образования за плечами каждого из мастеров, ответственный и творческий подход к работе, эстетический вкус, большой опыт работы с различными видами скульптуры и различными материалами. Вместе с нами вы получите именно тот результат, который вам необходим.
Скульптура
Рельеф в скульптуре.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина
РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.
Виды рельефа
В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.
Барельеф используется на монетах и медалях.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.
Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто
встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».
Возможности рельефа.
У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени.
Живописный рельеф.

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.
Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.
«Божественная игра теней»
Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.

Геммы.
С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

Редакция
Редакция журнала «Введенская сторона».
Рельефные скульптурные изображения — как разобраться в многообразии терминов
Говоря про гипсовые рельефы, многие не понимают, что этот термин объединяет несколько техник, каждая из которых имеет свои отличия. Иногда заказчики, обращающиеся в гипсовую мастерскую, не знают, что им нужен не просто рельеф, а панно, барельеф, фриз, картуш. Давайте подробнее разберемся в этих терминах.
Какими бывают рельефные фигуры – барельефы, горельефы, койланаглифы, полые и сквозные изображения
Из гипса изготавливают разнообразные рельефы, отличающиеся степенью выпуклости элементов. Находящийся под ними фон играет роль связующего звена, но иногда за счет окрашивания или нанесения рисунков его включают в общую композицию. Гипсовые рельефы бывают нескольких типов, каждый из которых отличается от других.
Рельефы сопровождали человечество несколько тысячелетий – их можно встретить на египетских усыпальницах, античных храмах, древних захоронениях. Популярность таких изображений не снижается и сейчас. Рельефные элементы применяют при оформлении фасадов и помещений, памятников, мемориальных сооружений, постаментов скульптур.
Не всё рельефное — рельеф
Практически вся гипсовая лепнина рельефна. Поэтому клиенты гипсовых мастерских под этим словом подразумевают абсолютно разные изделия с выпуклыми и утопленными изображениями:
Рельефные элементы хорошо сочетаются со скульптурами, резьбой, светильниками, ковкой, другим декоративным оформлением. Современные дизайнеры их вписывают даже в квартиры и дома с лаконичной мебелью. Сейчас смешение стилей очень популярно, поэтому такие решения никого не удивляют. Наоборот, это считается признаком высокой интерьерной моды, не терпящей условностей. Такие изделия окрашивают в самые разные цвета. Это тоже очень модно.
Гипсовые рельефы очень популярны, и во многих глянцевых журналах можно увидеть интерьеры помещений с рельефным декором. Лепнина ассоциируется с богатыми дворцами, старинными усыпальницами, античными театрами, поэтому вносит в оформление шик и элегантность. Именно за это ее любят дизайнеры и их клиенты.
Отличия горельефа и барельефа
Отличия горельефа и барельефа
Рельеф представляет собой композицию, состоящую из сочетания плоского общего фона с выпуклыми объемными элементами. Самыми популярными среди них является горельеф и барельеф.
Барельеф – вариант рельефа, в котором объемные элементы выделяются наполовину или меньше. Создается впечатление оставшейся позади фона части всего объема.
Особенности барельефа:
Барельефы не всегда соблюдают правильную анатомию фигур, чтобы избежать их сильного отрыва. В результате люди, животные, могут казаться слегка сплюснутыми.
Этот вид рельефа обычно создается из глины, различных пород камня, некоторых сортов дерева и других материалов. Иногда происходит комбинирование разного материала для достижения большего эффекта. Объем элементов создается лепкой, фигурной резьбой, филигранной обтеской.
Горельеф – вид рельефа, предусматривающий выделение объемных частей над общим фоном более чем наполовину.
Фигуры на рельефе даже могут стоять отдельно, при условии частичного погружения других элементов. Такой вид рельефа требует высокого мастерства и опыта автора.
Отличительные особенности:
Часто такая техника рельефа применяется для создания сложных скульптурных композиций, включающих несколько действующих лиц. Рельеф прекрасно отображает пейзажи с передачей нужной перспективы.
Единство двух видов рельефа:
Отличия горельефа и барельефа:
Примечательно, что современные авторы, несмотря на отличие горельефа и барельефа, иногда допускают сочетание обеих техник для более эффектного общего вида интерьера.





