город бренд что это такое
Что такое брендинг города: определение, примеры, причины и пути
«Сильный бренд города помогает территории конкурировать на рынке», — говорит Крис Фэйр (президент Resonance, Marketing Firm).
Бизнес, местный житель или турист может отправится сегодня куда угодно, поэтому четко обозначенные отличия и уникальные характеристики вашего дома важны для привлечения инвестиций, людей и капитала.
Поэтому города конкурируют друг с другом за устойчивое развитие и обеспечение достойного качества жизни своих граждан. Таким образом, они брендируют себя для привлечения инвестиций, а люди получают удовольствия от этого содружества.
Прогуляйтесь по улицам района, и вы увидите большие плакаты, на которых изображены не ваши любимые бренды одежды, обуви или электроники, а образ города. Основная идея брендинга города заключается в том, что мы даем людям образ территории, который превращает места проживания в комфортный город.
Почему города брендируют себя?
В течение нескольких лет город добавляет ценность для себя эффективным поддержанием торговой марки, что выражается в хорошем экономическом росте города, увеличении дохода на душу населения и увеличения бюджета для городских властей.
Брендинг города не должен восприниматься просто как брендинг или маркетинг; это искусство создания образа города в сознании людей таким образом, чтобы он привлекал их; уникальный характер города — это именно то, что отличает его от остального мира.
Мир двигается с большими скоростями, поэтому важно четко сформулировать, в чем город хорош и чем он отличается от других своих конкурентов, что делает его более привлекательным среди других городов.
Ранее методы маркетинга использовались для продвижения городов по всему миру. Брендирование территории — это новая тенденция, которая родилась полвека назад, когда имидж города считался предпосылкой для будущих инвестиций, экспорта продукции и развития туризма.
Брендинг места не следует путать с маркетингом, так как он более инклюзивный и отображает городские идеалы, достижения и стремления, а не просто концентрируется на рынках, которые нужно обслуживать.
Брендинг территории: основные понятия, виды и примеры
Задача брендинга — сформировать положительный образ у пользователей и потребителей, а также увеличить узнаваемость продукта, услуги, объекта и так далее. От аналогов конкурентов бренд отличается элементами фирменного узнаваемого стиля. А сегодня это понятие применимо не только к товару, но и к определенной территории. В статье рассказываем о том, что такое территориальное брендирование, зачем оно нужно, как создается и почему влияет на экономику в целом, а также рассмотрим успешные примеры создания привлекательного образа местности.
Что такое территориальный брендинг
В 2002 году независимый политический советник по вопросам построения национального бренд-имиджа государства Саймон Анхольт впервые употребил термин «брендинг мест». Понятие стало противовесом ранее используемому и активно развивающему брендингу, сфокусированному на каком-то одном факторе. Например, на туризме.
Анхольт разработал концепцию конкурентной идентичности. Для наглядного отображения он представил графическую модель термина — шестиугольник с главными элементами современного бренда территории:
культура и наследие;
бизнес и инвестиции;
внутренняя и внешняя политика.
Исходя из этой модели, можно дать определение понятиям.
Территориальный бренд — это бренд страны, региона или другой ограниченной территории, который является ключевым продвигающим фактором, опирающимся на культурные, социальные, политические, экономические ресурсы рассматриваемого объекта.
Брендинг территории — это направленное создание образа или имиджа страны, поселения, района в глазах местной и мировой общественности.
В результате формирования бренда происходит поиск, выражение и развитие местной идентичности, а также представление ее в виде запоминающихся и интересных для аудитории образов.
От популярности в целом до удержания населения: зачем нужен территориальный брендинг
Приступая к развитию бренда местности, необходимо определиться с целями. Главная цель брендинга территории — обеспечение долгосрочной и выгодной позиции на рынке, присутствие объекта в средствах массовой информации, узнаваемость, популярность, заинтересованность в нем инвесторов.
В последнее время территориальный брендинг в России активно развивается. И это объясняется рядом факторов:
кризис идентичности территорий;
повышение конкуренции между городами и регионами за человеческие, финансовые и информационные ресурсы;
качественный бренд становится серьезным инструментом в области социально-экономического развития;
существующие стратегии продвижения часто не работают и показывают положительные результаты только в отчетах на бумаге;
нарушение многолетних социальных, экономических и культурных связей из-за активного развития телекоммуникаций и транспорта.
Формируя бренд территории, можно решить несколько задач:
создать и улучшить имидж объекта;
привлечь туристов и инвесторов;
«удержать» коренное население.
Обычно брендинг территории представляет собой одну или несколько оригинальных концепций. Их число зависит от объема и сложности задач, стоящих перед разработчиками. Аудитория, на которую направлена работа, — это туристы, местные жители или инвесторы. Заказчиками концепций, как правило, выступают городские власти или меценаты.
Не только для туристов: как связан брендинг и инвестирование
С повышением уровня урбанизации возникла необходимость в привлечении инвестиций для стимуляции и развития. В решении этого вопроса можно и даже нужно использовать брендирование. Создание положительного образа места влияет в первую очередь на самих жителей. Это определяет то, как они себя чувствуют, устраивает ли их уровень жизни. Если людям комфортно, они будут поддерживать и вовлекаться в процесс продвижения. И станут лучшей рекламой для инвесторов.
Развитый, интересный с точки зрения туризма городок будет постоянно привлекать гостей. А это значит, что возрастет потребность в развитии инфраструктуры. Грамотный инвестор сразу заметит свободную или низкоконкурентную нишу и вложит средства в выгодный проект.
Начиная работу по привлечению инвестиций, важно решить, какие именно секторы экономики нуждаются в поддержке. Город можно позиционировать как территорию со множеством учебных заведений или как источник ценных природных ресурсов с доступной рабочей силой. Можно сделать упор на туризм, рассказывая о преимуществах климата, природы местности.
Важно найти именно то направление, которое станет «золотой жилой» и привлечет максимальное вливание средств.
Особенности
Приступая к процессу, важно учитывать некоторые принципы. Главные требования к работе — оригинальность и трудность дублирования. При создании образа города или региона не стоит использовать шаблоны и повторения. Нужно выработать свою уникальную стратегию, которая при этом не будет противоречить идентичности местности. Чем полнее и корректнее отражена целостность и самобытность объекта, тем благосклоннее отнесется к результатам работы целевая аудитория.
Главные характеристики города не могут определяться «сверху». Его ценности и характерные особенности выявляет рабочая группа, состоящая из квалифицированных специалистов в различных областях.
Основное правило создания бренда — использование только проверенной, истинной информации.
Среди всех типов территориальных брендов самыми устойчивыми признаны городские. Это связано с тем, что подобные объекты не так активно подвергаются политическим и экономическим рискам, как, например, бренды стран или крупных корпораций.
Образ города формируется исходя из мнения местного населения (городская идентичность) и его восприятия извне (имидж). Таким образом, бренд города — это городская идентичность, комплексно отображенная в сильных и интересных идеях, символах, ценностях, традициях, образах и нашедшая наиболее полное и точное отражение в имидже.
Чем больше объект, тем масштабнее идеи, предлагаемые в качестве главной линии развития. При этом концепций может быть много, что на первый взгляд может показаться положительным нюансом. Однако за каждым направлением стоят свои последователи и инициативные группы. У этих людей свое видение того, как должен быть представлен объект. В результате нередко разворачивается бурная деятельность по отстаиванию интересов и город просто «растягивают» на части, потому что возникает идея создать и продвигать несколько концепций. Но это путь в никуда. В процессе развития Москвы, Рима, Нью-Йорка и других крупных мегаполисов были с трудом определены идеи, которые объединили все стратегически важные темы.
Но есть и города, в которых, не смотря на популярность, не так много достопримечательностей и визуальных особенностей. Например, Брюссель — это бельгийская столица, которая у большинства опрашиваемых ассоциируется всего лишь со статуей «Писающий мальчик». В то же время имидж некоторых мегаполисов, например, Лондона, размывается из-за чрезмерного вложения в запоминающиеся здания и события. Местным властям нужно проанализировать, реально ли то представление, которое они хотят воплотить в одной или нескольких достопримечательностях.
Поэтому так важно разработать долгосрочную, эффективную, точную стратегию, которая приведет к успеху.
Основные виды
Территориальный бренд в зависимости от уровня охвата аудитории может относиться к одному из трех видов:
Рассмотрим каждый подробнее.
Локальный или местный — это бренд определенной территории, который определяется границами поселения. Сегодня крупные компании занимаются продвижением сильных локальных брендов вместо размытых национальных на благо привлечения не только посетителей, но и инвесторов, которые вкладывают немалые суммы в развитие инфраструктуры, бизнеса перспективной территории. Яркий пример — курортные города и районы, например, Сочи, Краснодарский край, Геленджик, Ялта, Ибица, Мадейра, Бора-Бора и другие.
Национальный бренд характеризует отдельное государство. Для его формирования и развития требуются немалые вложения. В результате продвижения страна получает определенную репутацию.
Мультинациональный или мировой бренд использует одни и те же стратегические принципы позиционирования и маркетинга по всему миру. При этом отдельные мероприятия могут различаться в зависимости от национальных особенностей страны.
Этапы брендинга территории
Создание бренда — довольно сложный, многоэтапный процесс. Разрабатывая и реализовывая стратегию, важно учитывать множество факторов, которые оказывают влияние на успех проекта.
Каждый отдельный случай предполагает свой алгоритм продвижения. Однако можно выделить основные этапы, которые присущи практически любой стратегии:
Этап 1. Определение территориальных границ, постановка целей и задач
Здесь нужно учитывать исторические корни. Также стоит рассмотреть разные элементы, которые подчеркивают целостность объекта. Это могут быть культурные особенности, символика, наличие природных ресурсов и прочее. Определяя задачи, учитывайте внутренние и внешние факторы, которые влияют на развитие.
Этап 2. Выявление целевой аудитории
Это один из важнейших этапов работы. В качестве опытных групп привлекаются местные жители, гости, бизнесмены, инвесторы.
Этап 3. Проведение кабинетных и полевых исследований
Их цель — выявление особенностей в области политики, экономики, культуры и социального сектора. Исследоваться могут проблемы общества, уровень инфраструктуры, общее благосостояние жителей или поселения.
Этап 4. Создание платформы территориального бренда, определение стратегий развития и позиционирования
Платформа должна содержать информацию об особенностях и компетенции объекта, уровне его дифференциации. Архитектура часто содержит много элементов, каждый из которых может быть сам по себе мини-брендом.
Этап 5. Определение визуальной символики
Без применения этих атрибутов обеспечить узнаваемость и популярность объекта практически невозможно. Когда у потребителей постоянно перед глазами появляется логотип, слоган, фирменный стиль и другие визуальные компоненты, они быстрее запоминаются. При этом важно обеспечить гармоничное использование символики в городской среде.
Этап 6. Формирование имиджа и выявление каналов продвижения.
Лучшие мировые практики брендинга территории показали, что для достижения положительных результатов необходимо применять ряд инструментов. Они позволяют:
улучшить конкурентоспособность местности;
обеспечить экономическую и социальную конъюнктуру товаров и услуг;
повысить приток покупателей и вкладчиков.
Каждый инструмент брендирования может относиться к одной из четырех групп:
Стратегические. Нужны для определения сути объекта и выделения его основных качеств. В результате разрабатывается слоган, формируется миссия и стратегия развития места.
Символические — это комплекс визуальных методов для воздействия на целевую аудиторию (сувенирная продукция, создание дизайна атрибутов и другое).
Рекламные. Предполагают размещение рекламы в СМИ (телевидение, пресса, интернет).
PR-инструменты — это ряд мероприятий, строящийся на предоставлении обществу разных данных о местности и привлечении его к совместной работе.
От Перми и Тамбова до Нью-Йорка и Парижа: примеры территориального брендинга
В мировой и отечественной практике есть много ярких примеров брендирования местности. Рассмотрим самые интересные.
Один из классических примеров нестареющего брендинга мегаполиса — Нью-Йорк. Всем известная фраза «I love NY», которую можно увидеть на сувенирной продукции, рекламных плакатах, в транспорте и в других местах города, повысила объем туристических посещений более чем в 110 раз за один год.
Несложно догадаться, что является символом самого романтичного города — Парижа. Конечно, Эйфелева башня. Дизайнеры обыграли эту достопримечательность и использовали ее в написании буквы «A» в слове Paris. При этом брендом столицы Франции стала фраза «Paris Je t’aime («Париж, я люблю тебя»).
Привлекает внимание логотип Мельбурна. Это монограмма, обозначающая постоянные перевоплощения. Форма напоминает многогранный кристалл. Разнообразие цветов лого показывает, что общество разнообразно так же, как и культура, искусство. Фирменный стиль Мельбурна прослеживается в оформлении архитектурных сооружений, зданий.
В России также немало хороших примеров брендинга. На сегодня лучшим территориальным брендом РФ признан город Пермь. В 2009 году был представлен логотип — красная буква «П». Вся стратегия продвижения основана не на исторических событиях, достопримечательностях, пришедших к нам из прошлого, а на современности. Искусство, дизайн модных творцов стали основой брендирования. При этом местные власти оказывают неплохую поддержку регулярного характера. Айдентика Перми соответствует позиционированию города как «новой культурной столицы Европы». Сегодня работы продолжаются: разработан собственный шрифт, логотип используют повсеместно, даже на тротуарной плитке и канализационных люках. По всей территории устанавливаются скульптуры и арт-объекты. Здесь регулярно проводятся культурные мероприятия.
Многие российские города активно развиваются и продвигают себя как перспективные центры для конгрессов, симпозиумов, форумов и других крупных встреч. Например, Санкт-Петербург старается закрепить за собой статус места проведения экономического форума. Поселения, расположенные на Дальнем Востоке, не отстают в этом вопросе и быстрыми темпами подбираются к Санкт-Петербургу, Москве и другим крупным городам европейской части страны.
Интересный шаг в брендировании — использование негативных сторон. Например, при въезде в Тамбовскую область можно увидеть довольно симпатичного тамбовского волка. Слоган местности — «Тамбовский волк — надежный товарищ». Обернул недостатки в достоинства и Урюпинск. Он назвал себя столицей российской провинции, подкрепив это слоганом «Я брошу все и уеду в Урюпинск».
Выводы
Власти многих городов и стран давно осознали, насколько важную роль играет брендирование местности. В связи с этим мегаполисы приобретают новые облики, привлекая тем самым туристов и инвесторов. Кроме этого, местные жители, осознав красоту, интересность и достояние своей родины все чаще остаются дома, отказываясь от переезда в другие регионы и страны.
Потому что брендирование способствует развитию места, созданию благоприятных условий для проживания и ведения бизнеса на благо экономики в целом.
Как создать бренд города
Бренд города — комплекс ассоциаций, возникающих у пользователей при упоминании названия города. Если говорить просто, бренд города — то, каким его представляют. Его составляющие складываются из инфраструктуры, туристических мест, оздоровительных организаций, промышленности, культурных мероприятий, национальных традиций жителей и множества других параметров.
| Если говорить просто: бренд Оренбурга — пуховые платки, бренд Тулы — самовары и пряники, бренд Лондона — город, в котором есть всё, а в сознании россиян is the capital of Great Britain. |
В нашей прошлой статье про бренды мы говорили о том, что брендинг помогает продавать дороже. В случае с городами бренд позволяет:
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Брендирование города положительно влияет на все сферы жизни — чем больше инвестиций и туристов будет, тем быстрее будет развиваться населенный пункт. Конечно, при условии грамотного брендирования и комплексного подхода.
На кого направлен бренд города


Как создать бренд города
Создание бренда города — сложный, долгий, комплексный процесс. Здесь недостаточно просто разработать логотип и настроить рекламу в поисковых системах или социальных сетях. Этим брендирование города и отличается от коммерческого брендинга — в последнем можно просто взять товар и продвигать его. В брендировании города чаще всего нужно начать с совершенствования самого населенного пункта. Кроме того, здесь не очень хорошо работает деление на ниши: даже если вначале вы будете ориентироваться на одно узкое направление — к примеру, на инвесторов, позднее все будут воспринимать единый созданный бренд. Кроме того, в развитии бренда важно донести до жителей его идею, чтобы они способствовали реализации. Вместо сотрудников компании у вас будет целый город, а им управлять довольно сложно.
Условно процесс брендирования города можно разделить на несколько этапов.
Анализ и определение ЦА
Проанализируйте концепцию города: рассмотрите его инфраструктуру, уровень жизни жителей, туристические достопримечательности, интересные места, развитие промышленности и торговли. Определите перспективные направления развития — например, если в городе есть целебные источники, можно развивать направление медицинского туризма.
Определите целевую аудиторию брендирования на основе анализа и целей развития бренда. Например, если вы хотите развить добычу ценных ресурсов, и у города они есть, вашей целевой аудиторией будут инвесторы. Если хотите просто создать красивый и интересный населенный пункт, в который будут приезжать из других городов и стран, ваша ЦА — туристы. Можно создать любой город — экологичный, творческий, политический, серьезный, веселый — и найти ЦА для любого позиционирования.
| К примеру: образ Урюпинска традиционно складывался как идея провинциального города. Целевой аудиторией такого брендирования стали местные жители, и сегодня лозунг «Урюпинск — столица российской провинции» вызывает представление спокойного, но развитого города. Это привлекает тех, кто устал от суеты и хочет поселиться в комфортабельном городе. |
Определение идеи и концепции
На основе анализа города, уровня жизни в нем и других параметров нужно определить главную идею и концепцию. Выбранное позиционирование будет запоминаться всем группам ЦА — инвесторам, талантам, туристам, руководителям, политикам, жителям. Подумайте, чем конкретно город отличается от аналогичных населенных пунктов, и чем это отличие может привлекать целевую аудиторию. Например, постройте идею отдыха на большом озере или разработайте концепцию города будущего с разными инновациями.
Идеи и концепции есть у большинства известных городов:
Разработка бренда
После определения концепции, идеи и направления брендирования, можно приступать к разработке самого бренда. Но помните: логотип — не равно бренд. Об этом также говорил Жозе Торрес. Например, у Барселоны нет своего логотипа, однако столица автономной области в Испании известна всему миру.
Иногда разработка бренда — это разработка идеи и концепции. Например, можно сделать ставку на развитие здравоохранения и создать город здоровья с самой большой клиникой, институтом здравоохранения или компетентными врачами, к которым будут приезжать из других регионов. Для этого нужно будет снять видео с рассказом о перспективах, сделать презентацию или провести конференцию, а логотип — лишь дополнение к общей идее.

Внедрение бренда
Процесс внедрения бренда полностью зависит от идеи и целевой аудитории. Например:
Все зависит от целей и направления брендирования. Проводите профильные мероприятия: например, общегородские форумы или международные конференции. Продвигайте общую идею в социальных сетях или других онлайн-каналах. Стройте новые объекты или сносите старые, если это необходимо.
Анализ эффективности
Для анализа эффективности брендирования поставьте цель, которую можно измерить — это рекомендует Жозе Торрес. Все, что можно посчитать, может служить целью и позволять оценивать эффективность бренда. Например:
Проанализировав измеримые показатели, вы поймете, эффективен ли бренд. Если он не приносит ощутимых результатов — например, сумма инвестиций выросла всего с 51 до 52 миллионов, стратегию внедрения бренда лучше изменить.
Примеры брендов самых известных городов мира и России
Давайте рассмотрим, чем завоевали признание несколько самых известных городов:
А как вы считаете, нужен ли брендинг городу или его концепция выстроится со временем сама? Поделитесь своим мнением в комментариях — нам очень интересно!
Как найти лицо города и сделать из него бренд
Территориальный брендинг определяет идентичность и имидж, суть, традиции и уникальность самого города или страны. Проще говоря, бренд — это визитная карточка территории.
Чтобы привлекать большое количество туристов, инвестиций, специалистов и повышать качество жизни самих жителей, страны и отдельные города стремятся стать самостоятельными брендами. Иногда бренд города является частью бренда государства, но в то же время имидж города имеет собственный культурный код, отличный от общего имиджа страны.
Для создания этого бренда нужно сформулировать чёткое представление характеристик: здесь и социальные особенности страны, история и главные достопримечательности территории. В качестве вдохновения может послужить национальная еда, ритм города, или, например, архитектурные памятники.
Брендинг территорий требует взвешенных и дальновидных решений: в отличие от товарного брендинга, где неудачный продукт можно снять с производства или заменить — город и целую страну никуда не деть, да и быстро исправить что-то тоже довольно сложно. Поэтому основная стратегическая работа в таких проектах, как правило, не видна со стороны. Но графическое оформление мы можем оценить.
Мы взяли несколько примеров и тщательно проанализировали их визуальную составляющую.
Новый логотип — это современная и упрощённая вариация герба города.
Использование простых геометрических фигур позволяет легко и игриво комбинировать их в более сложные паттерны. В данном случае простота делает иллюстрации самобытными, а фирменный стиль — гибким. Все элементы легко подогнать под различные городские мероприятия и предприятия в муниципалитете Осло, которые и создают комплексный образ города.
Если уж есть к чему придраться, так это к разной толщине линий предмета в левой руке относительно остальных элементов. Можно было прийти к единому знаменателю: например, уменьшив толщину оставшихся частей человека.
Интересно, как из логотипа вытекает фирменный стиль, который представлен всего тремя простыми фигурами. Они символизируют архитектурные формы, характерные для достопримечательностей города и, следуя из описания, происходят из букв слова “Oslo“.
Если логотип — лицо города, то в данном случае его затмевают массивные фигуры графического образа. Почти на всех носителях тонкие линии логотипа еле различимы на фоне простых геометрических форм и крупной типографики. Цельный образ складывается, но с первого взгляда не удается определить его принадлежность именно к городу Осло.
Привлекательное многообразие цвета и вариативность графических элементов логотипа отражает дух самого города Сан Паулу: с его бешеным ритмом, разнородным населением и безудержным весельем. Есть в нем что-то именно бразильское, фестивальное.
Открытые цвета, незамысловатые, но характерные формы и типографика создают узнаваемый и индивидуальный образ города, не забывая о его ценностях, традициях и образе жизни. Элементы логотипа трансформируются в яркий графический образ, который хорошо работает на различных носителях и имеет огромную вариативность.
Графически выразительный логотип отражает уникальную природу и культуру страны. Цветовая гамма соответствует флагу Перу. Преобладающий красный символизирует энергию, силу, мужество. Буква «P», выполненная в форме спирали, напоминает рисунки древних андских культур. Также в спирали можно увидеть отпечаток пальца, это добавляет человечности знаку и поддерживает идею бренда «Перу — страна для всех».
Скорее всего, именно из-за поддержки на государственном уровне бренд успешно используется и развивается. Со времени запуска бренда в 2011 году более 200 компаний запросили у PromPerú лицензию на использование, которая бесплатна у них на сайте. Наиболее широко бренд используется в таких областях, как туризм, сельское хозяйство, текстиль.
Весь стиль интуитивно понятен, и визуально не теряет своей актуальности по сей день, хоть и строится в основном вокруг одного логотипа.
Простой и искренний стиль туристического бренда для Азербайджана построен на многогранности достопримечательностей, культуры и природы. Подкупает идея бренда — «Взгляни по-новому!»: она предлагает каждый раз открывать для себя страну с новой стороны.
Знак состоит из двух фигур, сложенных в форме строчной буквы «a», которые представляют собой «объектив». Он же служит бренд-мотивом для всей айдентики. Буквы в логотипе выполнены в строчном регистре, что делает его более дружелюбным и показывает, что страна стала более ориентирована на потребителя.
Через объектив бренд показывает, насколько разнообразен и контрастен Азербайджан: сопоставляются история и современность, природный ландшафт и архитектура, культурные события и ритуалы. Сочетания красочных фотографий притягивают к себе внимание зрителя. Однако таким графическим приемом следует быть аккуратным в работе и подборе фотоматериала: иногда, как в случае с конём, результат выглядит жутковато.
В типографике также обыгрывается контраст: в одном заголовке используются массивный гротеск и тонкий наклонный шрифт с засечками. Источником вдохновения для цветовой гаммы стали узоры традиционных ковров.
В 2013 году в старейшем университетском центре Европы Болонье был объявлен конкурс на новый логотип и айдентику города. Концепция Маттео Бартоли и Микеле Пастори «è Bologna» — «это Болонья» обошла около 500 конкурсантов.
Дизайнерами была разработана система графических элементов, каждый из которых вдохновлён символами города и соответствует определённой букве в алфавите. Из этих элементов при помощи сетки генерируется логотип, за основу которого берутся слова, связанные с городом. Например, «Культура это Болонья» или «Салаборса это Болонья».
Задумка хороша. Система алфавита, составленного из графических символов, гарантирует гибкость использования получаемого логотипа в айдентике. Он всегда уникален и при этом не выбивается из системы. Сгенерированный логотип может использоваться как в качестве паттерна, так и в качестве отдельно существующего знака. С визуальной точки зрения он не противоречит городской среде и даже в чём-то ей подыгрывает.
Спорным моментом является эффект прозрачности, применяемый к графическим элементам логотипа. Усугубляется это наличием сетки, которая закрепляет размещение графических символов на определённых позициях. Наложение сразу нескольких фигур на один квадратный сантиметр может создать неприятный эффект перегрузки и превратить лого в набор чернильных пятен. Это проблема, с которой придётся столкнуться организации, в названии которой мало повторяющихся букв.
Стиль графически завязан на множестве генерируемых логотипов и не имеет продолжения в сторону айдентики. Это создаёт проблему брендирования различного рода носителей, так как оставляет совсем небольшой набор инструментов для выполнения данной задачи, а также не подходит для брендирования носителей в тех случаях, когда использование графически перегруженных логотипов невозможно или недопустимо. Например, при использовании в монохроме.
Шрифтовая часть логотипа «è Bologna» в основном используется в связке с графической частью и выглядит довольно безлико в роли самостоятельной единицы брендирования.
В 2014 году агентство White Studio разработало айдентику для второго по величине города Португалии — Порту. Вдохновившись эстетикой плитки азулежу, которой украшены дворцы, церкви, фасады и интерьеры португальских домов, дизайнеры разработали более семидесяти линейных иконок.
Каждый житель видит свой город по-разному. Именно из этой разницы восприятия одного города складывается набор иконок, которые впоследствии могут абсолютно разными путями взаимодействовать друг с другом, а также складываться в один большой паттерн, воссоздавая тем самым город, который для всех такой разный.
Основная версия логотипа представляет из себя гротесковое написание «Porto» с точкой на конце, заключённое в прямоугольный бокс. Логотип используется на всех носителях как в соседстве с иконками, так и отдельно в тех случаях, когда их использование невозможно.
Айдентика универсальна: она хорошо сочетается с городской средой и не нарушает визуальный облик города, как в его исторических районах, так и в новых кварталах. Набор иконок может легко пополняться новыми иллюстрациями исходя из меняющихся тенденций и веяний жизни современного общества.
Главная проблема айдентики Порту кроется как раз в её главной силе: явившись миру, она была встречена множеством позитивных отзывов, а в последствии породила за собой кучу клонов. Спустя 6 лет после её выхода, она выглядит очень попсово и заезженно.
Этой айдентике уже около 7 лет. Её достоинство как раз в том, что по ней этого сказать невозможно. С другой стороны, в сердце она тоже не западает. Разработанный фирменный шрифт хоть и содержит некоторые интересные детали, но в целом довольно нейтральный и даже стерильный. Логотип тоже довольно прост — это упрощённый герб города.
Разнообразная цветовая гамма, в которой нет места для ожидаемых жёлтого и синего — это безусловный плюс. Вместе с фирменным шрифтом и чистой вёрсткой они создают нужное ощущение чего-то скандинавского. Однако мне кажется, что такой замечательный город, как Стокгольм, заслуживает чего-то более характерного.
В реальности айдентика используется, в основном, на сайтах в виде логотипа. При этом всё остальное наполнение этих сайтов довольно разное, поэтому цельного образа бренда города не складывается. Наиболее полно и эффективно фирменный стиль используется на сайте ежегодного стокгольмского фестиваля культуры.
Несмотря на некоторые вопросы, это хороший пример территориальной айдентики, особенно в сравнении с большинством российских. Она достаточно гибка, чтобы подойти для решения разных задач, и выглядит уместно в любой ситуации. Характерно, что главный элемент айдентики — скорее не логотип, а фирменный шрифт.
Возможно, за всю историю дизайна это одна из лучших территориальных айдентик — потому что она живёт реальной жизнью. И, что важно, во всех исполнениях выглядит этот фирменный стиль хорошо. Так что, если только финны не рождаются сразу отличными дизайнерами, для реализации этой айдентики были сделаны хорошие гайдлайны. В этом также помогает и то, что все составляющие здесь довольно просты, их легко масштабировать и адаптировать для любых целей и ситуаций.
При этом айдентика Хельсинки очень самобытна, легко запоминается и безошибочно узнаётся. Щит логотипа и фирменная графика вдохновлены гербом города, а цветовая палитра — местной природой, архитектурой, транспортом и достопримечательностями. Дополняет это всё фирменный шрифт, достаточно сдержанный в общих чертах, но с интересными деталями, придающими ему живости.
Все носители, начиная с буклетов и заканчивая сайтом, выглядят дружелюбно, но не кричаще, вызывают позитивные эмоции и дарят ощущение заботы и защищенности. Всё это действительно можно почувствовать и в самом городе, в котором хоть и нет каких-то очень ярких и знаменитых на весь мир мест, но есть какая-то приятная, уютная атмосфера, в которой просто хорошо находиться.
Дизайн студия Carre Noir разработала айдентику для организации туристического центра City of Paris, которая предоставляет информацию о городе, печатает более миллиона копий официальной карты города и поддерживает программу городского транспорта. Логотип основан на историческом символе Парижа лодке нефе. Девиз города — «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет».
Визуальный язык строится на использований логотипа и его версий. В остальном, за исключением разработанных паттернов, система айдентики никак дальше не развивается. Знак логотипа выполнен единым штрихом и динамичен, что хорошо контрастирует с монолитной шрифтовой частью логотипа, что особенно хорошо смотрится в горизонтальной версии.
Если знак может показаться приятным на вид, то шрифтовая часть логотипа вызывает вопросы. Глядя на построение логотипа, можно увидеть нестыковки. Буква «А» в логотипе имеет приятную «улыбку», подыгрывая нижней части знака. Но нельзя сказать, что без нее нельзя было обойтись, здесь она скорее кажется случайным элементом.
Еще более случайным кажется выбор цветовой палитры, яркие броские несложные цвета не увязываются с образом и настроением Парижа. В этом случае, вполне уместно было бы оставить преемственную палитру цветов (красный, белый, синий).
Разработанные паттерны на основе знака и названия города выглядят симпатично, особенно вариант с точками. Логотип подходит для администрирования и туристического сервиса, но вряд ли его можно назвать удачным отражением Парижа.В реальной жизни айдентика находит применение на сайте и в виде логотипа на сервисном оборудовании города.













