госнадзор что проверяет в беларуси
Госстройнадзор о нарушениях и ответственности
Денис Владыко
Каковы в настоящее время функции Госстройнадзора? Проводят ли органы Госстройнадзора проверки и вправе ли составить протокол при выявлении нарушений?
В соответствии с Положением об органах Госстройнадзора, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 N 1860 (далее — Положение N 1860), главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе ТНПА, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.
Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
В настоящее время органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей :
— проверяют на объектах строительства наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— регистрируют объекты строительства и ведут их учет;
— осуществляют контроль за соблюдением требований ТНПА при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
— выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;
— участвуют в работе комиссий по расследованию причин строительных аварий, а также разрушений зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
— направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия:
1) квалификационных аттестатов, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
2) аттестатов соответствия, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
— участвуют в разработке ТНПА и методических документов в области строительства;
— дают заключения по проектам технических регламентов и иных ТНПА;
— рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;
— при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями.
Формы проведения государственного строительного надзора сильно изменились с 01.01.2018, когда вступил в силу Указ от 16.10.2017 N 376 “О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности”, которым внесены изменения в Указ от 16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (далее — Указ N 510).
С указанного времени такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как проверки, стала недоступной для органов государственного строительного надзора (за исключением случаев, на которые не распространяется Указ N 510).
В настоящее время государственный строительный надзор осуществляется в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (осмотров объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности и соблюдения установленного порядка строительства) и мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510 (прежде всего мониторинга).
Так как и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, и мониторинги имеют предупредительно-профилактическую направленность, в случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.
По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений :
— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Кому Госстройнадзор выдает предписание об устранении нарушений? Может ли Госстройнадзор выдать предписание заказчику и в каких случаях?
Предписание об устранении нарушений органами Госстройнадзора выдается участникам строительства, допустившим нарушения.
В первую очередь это генподрядчики и субподрядчики, но также могут быть и заказчики, застройщики, инженерные организации, организации, осуществляющие технический и авторский надзор.
Как правило, заказчикам выдаются предписания за ненадлежащее исполнение функций технического надзора.
При проведении мониторингов на строящихся объектах характерными нарушениями технического надзора являлись:
— проверка не должным образом качества строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования и выявление дефектов и нарушений ТНПА;
— незнание и необеспечение соответствия работ проектной и нормативно-технической документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ;
— несвоевременное обеспечение и непоследовательное освидетельствование скрытых работ;
— отсутствие контроля за устранением замечаний, внесенных в журнал производства работ и указанных органами Госстройнадзора в рекомендациях;
— слабый контроль наличия на объекте полных комплектов откорректированной проектной документации, а также привязанных к данному объекту технологических карт, альбомов типовых узлов и другой технологической документации;
— отсутствие и неправильность оформления документов, подтверждающих качество работ, материалов, изделий и конструкций (паспортов, сертификатов, результатов испытаний).
Могут ли органы Госстройнадзора приостановить строительство? В каких случаях?
Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства в случае :
— выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;
— осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.
Например, Департамент совместно с инспекцией Госстройнадзора по Брестской области рассматривал обращение индивидуального предпринимателя по вопросам строительства объекта “Реконструкция гвоздильного цеха под магазин розничной торговли строительными материалами с административными помещениями по ул. Хлебная, 5 в г. Барановичи”.
Обращение рассматривалось комиссионно с выездом на место, с участием всех заинтересованных. При рассмотрении обращения инспекцией было установлено нарушение заказчиками строительства (два индивидуальных предпринимателя) ТНПА в области строительной деятельности — строительство объекта осуществлялось без заключения договоров строительного подряда, авторского и технического надзоров.
По факту выявленного нарушения указанные индивидуальные предприниматели были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.3 КоАП.
При осуществлении контрольных мероприятий на указанном объекте инспекцией в адрес всех заказчиков строительства также были выданы требования (предписание) о приостановке (запрете) производства работ. Так как несмотря на вынесенные требования строительно-монтажные работы на объекте продолжались, заказчик был привлечен повторно к административной ответственности по ч. 2 ст. 21.3 КоАП.
Для дальнейшего реагирования и принятия мер, исходя из компетенции, инспекцией информация о допущенных нарушениях на объекте была направлена письмом в Барановичский горисполком и Барановичскую межрайонную прокуратуру Брестской области.
Могут ли органы Госстройнадзора лишить аттестации генподрядчика при наличии нарушений? Сколько нарушений для этого достаточно выявить?
Органы государственного строительного надзора направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия аттестатов соответствия в том случае, если их обладатели (в том числе генподрядчики) неоднократно (т.е. два раза и более) в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.
Какие нарушения чаще всего выявляет Госстройнадзор на объектах строительства? Какие в таком случае последствия ожидают подрядчика и застройщика (заказчика)
Изменения в контроле и надзоре в вопросах и ответах
Наталья Давыдко
В каких случаях будут проводиться выборочные проверки?
Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска и результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации. Такая информация должна свидетельствовать о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами госконтроля или надзора (например, посредством анализа представленного субъектом контрольного списка вопросов (чек-листа), аудиторского заключения и т.д.).
Критерии определят госорганы по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. В основу этих документов ляжет методика формирования системы оценки риска, утвержденная Правительством по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.
Как введение системы выборочных проверок повлияет на частоту контрольных мероприятий?
Например, до вступления в силу Указа № 376 плановые проверки субъектов, отнесенных к высокой группе риска, могли назначаться не чаще одного раза в течение календарного года. С 1 января 2018 г. одному и тому же органу запрещается проводить выборочные проверки субъекта в течение трех календарных лет. Это же касается вышестоящего органа, структурных подразделений (территориальных органов, подчиненных организаций). Такой подход будет способствовать существенному сокращению количества проверок.
Какие новые требования предъявляются к контролирующим (надзорным) органам?
Контролирующие (надзорные) органы не вправе делегировать свои контрольные (надзорные) полномочия иным юридическим лицам и ИП. Кроме того, не допускаются проверки, мониторинги и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями. Исключение составляют организации, осуществляющие до 1 января 2019 г. энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Особенности контроля (надзора), проводимого Управлением делами Президента и подчиненными ему организациями, определит Глава государства.
Какие новации предусматривает Указ № 376 в отношении деятельности правоохранительных органов?
До вступления Указа № 376 в силу проверки проводились по поручению:
С 1 января 2018 г. поручение о проведении проверки органы уголовного преследования могут дать только по возбужденному уголовному делу. Это повлияет на сокращение количества проверок.
С 1 декабря 2017 г. при Комитете государственного контроля действует Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности (Совет). Каковы его основные задачи?
Совет – коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие контролирующих и надзорных органов.
Среди основных задач Совета:
Полномочия Совета определяет п. 3 Указа № 376.
Усиливается ли ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов за нарушение требований законодательства?
Вводится новый состав административного правонарушения – совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных НПА Президента. Штраф может составить от 2 до 30 базовых величин.
Остался в прежних размерах – от 20 до 100 базовых величин – штраф за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении либо за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение.
Составлять протоколы о данных административных правонарушениях вправе уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля и прокуроры, а рассматривать дела – органы Комитета государственного контроля (если протокол составило его должностное лицо), районный (городской) суд (если протокол составил прокурор).
К грубым нарушениям относится:
Как оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности?
Количество сфер контрольной (надзорной) деятельности, по которым можно назначать проверки, сократилось с 177 до 106. В перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, теперь не входят:
Что изменилось при проведении встречных проверок?
Указ № 376 содержит определение понятия «встречная проверка». Это метод (способ) проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. При этом по результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц не применяются.
Кто вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, а также действия их должностных лиц?
Круг лиц, которые получили такое право, стал существенно шире. В частности, можно обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, если лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
Какие еще новации предусматриваются для субъектов хозяйствования с 1 января 2018 г.?
С этой даты контролирующие (надзорные) органы будут не вправе приостанавливать (запрещать) деятельность проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования. В случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, можно лишь предложить приостановить деятельность до устранения нарушений.
Предложение имеет рекомендательный характер. О решении проверяемого субъекта контролирующий (надзорный) орган нужно проинформировать не позже следующего рабочего дня.
Если субъект решит не приостанавливать деятельность, уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Таким образом, минимизируется вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов.
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 1
Госнадзор что проверяет в беларуси
Надзорная деятельность
Содержание строительных площадок. Положительные примеры
Строительство многофункционального центра с паркингом на 300 машин в микрорайоне № 18 в г. Гомеле
Заказчик: ООО «ГРИНрозница»
Подрядчик: ЗАО «Алвора»
Технический надзор: ООО «Стройкурс»
Авторский надзор: УП «Полиринг»
«Реконструкция историко-культурной ценности категории 2, здания ГУО «Бешенковичская детская школа искусств» расположенная по адресу: г.п.Бешенковичи улица Коммунистическая.1»
Заказчик: Государственное предприятие «УКС Бешенковичского района»
Подрядчик: Государственное предприятие «Бешенковичская ПМК-41»
Технический надзор: Государственное предприятие «УКС Бешенковичского района»
Авторский надзор: ОАО «Витебскпроектреставрация»
Строительство производственного корпуса с административным зданием по выпуску алюминиевых радиаторов в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Индустриальный парк «Великий камень», Минская область, Смолевичский район.
Заказчик: ООО «САС Индустриал»
Подрядчик: ООО «СИГИКОП-Бел»
Технический надзор: ООО «СИГИКОП-Девелоп»
Авторский надзор: ООО «Архитектурная студия «Жемчужина»
Строительство многофукционального здания по ул. Минской, 133 в г. Бобруйске
Заказчик: ООО «Бафитстар»
Подрядчик: ОАО «Стройтрест №7»
Технический надзор: ОДО «АРС-Н»
Авторский надзор: ООО «Научно-производственная фирма «Экология»
Содержание строительных площадок. Есть замечания
«Азотная станция и воздушная компрессорная №4 (АС и ВК №4)» II пусковой комплекс, Мозырский район Гомельской области
Заказчик: ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»
Подрядчик: УП «Полесье-Промжилстрой»
Технический надзор: ОАО «Мозырский НПЗ»
Авторский надзор: ОАО «ГИАП»
Выявленные нарушения:
Хранение материалов не соответствует требованиям ТНПА и не исключает возможность их повреждения. Сбор строительного мусора не осуществляется в контейнеры для мусора.
«Строительство цеха по производству топливных гранул (пеллет) по адресу: Гомельская область, Житковичский район, город Житковичи, улица Октябрьская, 62»
Заказчик: ГЛХУ «Житковичский лесхоз»
Подрядчик: ОАО «Гомельский объединенный строительный трест»
Технический надзор: КУП «Гомельское областное УКС»
Авторский надзор: ОАО «Гипроживмаш»
Выявленные нарушения:
Нарушено ограждение строительной площадки. Складирование строительных материалов осуществляется с нарушением ТНПА.
«Проект застройки, магистральные сети и улицы центральной части города Островец. 1 очередь. Жилой дом №18»
Заказчик: Государственное предприятие «УКС Островецкого района»
Подрядчик: ОАО «Строитель»
Технический надзор: Государственное предприятие «УКС Островецкого района»
Авторский надзор: ОУПП «Институт Гродногражданпроект»
Выявленные нарушения:
Подрядчиком не организована систематическая уборка рабочих мет и территории строительной площадки от строительного мусора. Мусор не сортируется по видам и классам опасности, не складируется в контейнеры, хранится на грунте. Допускается сбрасывание строительного мусора с этажей здания без применения секционных мусоропроводов. Своевременно не производится вывоз мусора и отходов материалов со строительной площадки для утилизации или на переработку для повторного использования.
Госнадзор что проверяет в беларуси
В соответствии с п. 4 Указа запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:
Стоит отметить, что данный запрет не распространяется на проверки по заявлению проверяемого субъекта.
Согласно Указу, субъекты хозяйствования самостоятельно инициируют назначение данной проверки путем подачи уполномоченным лицом добровольного заявления в контрольный (надзорный) орган.
В таком случае проверка субъекта назначается без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и осуществляется только тем органом, в адрес которого поступило заявление, и только по вопросам, входящим в компетенцию данного органа. Приведем пример. Если подобное заявление поступило в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда, то именно данный государственный орган будет осуществлять проверку. Предметом такой проверки будет выступать соблюдение законодательства о труде и (или) об охране труда.
При поступлении надлежаще оформленного заявления проверяемого субъекта решение о назначении проверки принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Срок проведения описываемой нами проверки составляет не более тридцати рабочих дней. Проверка проводится за период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Порядок проведения проверок установлен Положением о порядке организации и проведения проверок, которое утверждено Указом.
Так, в ходе проведения проверки, проверяющий вправе требовать как документы, так письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц, по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Дополнительно контролирующим (надзорным) органом осуществляются меры по разъяснению порядка соблюдения требований законодательства и применения его положений на практике.
До проведения проверки проверяющий обязан внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок. В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.
Акт проверки составляется при выявлении нарушений норм законодательства в ходе проведения проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений норм законодательства, оформляются справкой проверки.
Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Документ с результатами проверки в течение двух рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.
При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган. Возражения разрешаются контролирующим органом в течение 15-ти рабочих дней и оформляются заключением.
По фактам выявленных нарушений, проверяющим в пределах его компетенции, может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Отметим, что Департаментом государственной инспекции труда в целях поступления большего количества заявлений от субъектов хозяйствования и повышения уровня профилактической работы и правосознания в обществе принято решение о том, что в случае выявления нарушений законодательства о труде и (или) об охране труда при проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель к административной ответственности не привлекаются.
Требование (предписание) об устранении нарушений содержит указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).
Предупреждаем, что в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (статья 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
В заключение необходимо отметить, что проведение проверок, инициируемых самим субъектом хозяйствования, позволит более своевременно выявить возможные нарушения, и как следствие, уменьшить их негативные последствия, повысить уровень правосознания, а также не допустить совершения аналогичных нарушений в последующем.







