господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Источник

Молитва Иисусова

Моли́тва Иису́сова – молитва «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более крат­кие ее формы. Цер­ков­ный устав зако­но­по­ла­гает негра­мот­ным миря­нам все молит­во­сло­вия и псал­мо­пе­ния заме­нять Иису­со­вой молит­вой: Малое пове­че­рие – 400, Вели­кое пове­че­рие – 700, Часы без меж­до­ча­сия – 1000, Часы с меж­до­ча­сием – 1500, Полу­нощ­ница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псал­тирь – 6000.

Как еще назы­вают Иису­сову молитву?

За Иису­со­вой молит­вой также закреп­лено назва­ние «умно-сер­деч­ного дела­ния», «дела­ния сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «свя­щен­ной молитвы», «сер­деч­ной молитвы», «затвора ума и сердца», «трез­ве­ния», «хра­не­ния ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний?

В зави­си­мо­сти от сте­пени дей­ствия слова, ума, сердца и Духа Божи­его (на бого­мольца), а, можно ска­зать, что в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны мы рас­смат­ри­ваем эту молитву, она обо­зна­ча­ется тем или иным наиме­но­ва­нием. Вообще раз­ли­чают несколько видов молитвы: сло­вес­ная (про­из­но­сится вслух), умная дея­тель­ная (назы­ва­ется умной потому, что чита­ется мыс­ленно, а дея­тель­ной – потому, что, до вре­мени все­це­лой пре­дан­но­сти в волю Божью, совер­ша­ется чело­ве­ком наме­ренно, а не само­движно Духом Святым), умно-сер­деч­ная дея­тель­ная (вместе с умом молится и сердце). Сле­ду­ю­щие два вида молитвы обре­та­ются моля­щимся по очи­ще­нии сердца от стра­стей и греха: умно-сер­деч­ная само­движ­ная (непре­кра­ща­ю­ща­яся молитва, дви­жи­мая Святым Духом), умно-сер­деч­ная чистая, или непа­ри­тель­ная (чистая от посто­рон­них помыс­лов). По соеди­не­нии души с Иису­сом Хри­стом в «один дух» ( 1Кор.6:17 ) обре­та­ется высшая сте­пень молитвы: молитва зри­тель­ная (соеди­нив­шись с Гос­по­дом, подвиж­ник зрит вели­кие тайны Божии).

Откуда берет начало молитва Иису­сова?

Про­об­раз Иису­со­вой молитвы пред­став­лен в Еван­ге­лии ( Мк.10:46-52 ): когда Иисус Хри­стос выхо­дил из Иери­хона, у дороги сидел слепой Вар­ти­мей, «сын Тимея». Услы­шав, что здесь Иисус Назо­рей, слепой начал кри­чать и гово­рить: «Иисус, Сын Дави­дов! поми­луй меня». Многие застав­ляли его мол­чать, но он еще более стал кри­чать: «Сын Дави­дов! поми­луй меня»… Также неко­то­рое сход­ство молитва Иису­сова имеет с молит­вой хана­не­янки, кото­рая кри­чала Иисусу: «Поми­луй меня, Гос­поди, Сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется» ( Мф.15:22 ). Подобно Вар­ти­мею и хана­не­янке просил Бога о поми­ло­ва­нии и мытарь из еван­гель­ской притчи: «Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику!» ( Лк.18:13 ).

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова?

Иису­сова молитва имеет раз­лич­ные формы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во мно­же­ствен­ном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше моли­лись: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

В крат­ких формах молитва выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

В ака­фи­сте Иисусу, чтение кото­рого свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) считал при­го­тов­ле­нием к непре­стан­ному тво­ре­нию молитвы Иису­со­вой, пред­на­зна­чен­ному только для уже пре­успев­ших подвиж­ни­ков, содер­жится иная крат­кая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же крат­кая форма Иису­со­вой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Слово «греш­наго» не всегда содер­жа­лось в этой молитве. Оно было добав­лено святым пре­по­доб­ным Гри­го­рием Сина­и­том.

Суще­ствует также пред­на­чи­на­тель­ная Иису­сова молитва, она выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву?

На этот счет суще­ствуют про­ти­во­по­лож­ные мнения. Согласно одной точке зрения, Иису­сова молитва (имеем в виду про­цесс моле­ния, моле­ний) есть особое дела­ние, особый духов­ный труд, а потому она должна совер­шаться под руко­вод­ством и по бла­го­сло­ве­нию опыт­ного настав­ника, того, кто хорошо знает духов­ную жизнь обра­тив­ше­гося к нему хри­сти­а­нина. «Без руко­вод­ства, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский, – эту молитву про­хо­дить опасно». Причем сам этот свя­щен­ник должен быть весьма опыт­ным молит­вен­ни­ком, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно дру­гому рас­про­стра­нен­ному мнению, его выска­зы­вают и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, Иису­сова молитва не отли­ча­ется ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это есте­ствен­ное состо­я­ние жизни хри­сти­а­нина ( 1Фес.5:17 ), то и в особом бла­го­сло­ве­нии она не нуж­да­ется. Так, про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов гово­рил: «Не надо наде­лять Иису­сову молитву какими-то осо­быми каче­ствами. Это просто одна из молитв. Но в силу чекан­ной фор­мулы она полю­би­лась всем молит­вен­ни­кам Церкви так же, как и Литур­гия Иоанна Зла­то­уста, кото­рая в хоро­шем смысле слова вытес­нила все осталь­ные чины Литур­гии – и теперь, в основ­ном, мы молимся устами этого заме­ча­тель­ного свя­ти­теля… Если чело­век молится Иису­со­вой молит­вой – на здо­ро­вье».

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву?

Твер­дое наме­ре­ние чело­века совер­шать молитву Иису­сову может про­яв­ляться в испра­ши­ва­нии бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника на подоб­ное дела­ние. Но как только лука­вый увидит эту реши­мость, он может вос­стать на моля­ще­гося, поэтому во время совер­ше­ния бого­моль­цем Иису­со­вой молитвы на него часто нахо­дит буря помыс­лов, кото­рые все­вает враг. Пре­по­доб­ный Илла­рион Оптин­ский учил не про­ти­во­ре­чить вра­жьим помыс­лам, так как это под силу только опыт­ным молит­вен­ни­кам, а просто про­дол­жать молиться в про­стоте сер­деч­ной, уповая на милость Божию: «А если когда против жела­ния ум пле­нится, тогда про­дол­жать молитву, а не про­ти­во­ре­чить – про­ти­во­ре­чить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иису­со­вой молитвы может пре­тер­пе­вать скорби как на молитве, так и после нее, пре­ду­пре­ждал и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский: «Путь молитвы Иису­со­вой есть путь крат­чай­ший, самый удоб­ный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испы­ты­вает скорби». Совер­ша­ю­щий Иису­сову молитву должен обра­щать особо при­сталь­ное вни­ма­ние на свою духов­ную жизнь. «Сума­сше­ствие от молитвы Иису­со­вой может про­изойти тогда, когда, творя эту молитву, не отсту­пают от каких-либо грехов и при­вы­чек греш­ных, кои осуж­дает совесть. При сем внутри про­ис­хо­дит глу­бо­кий разлад, про­го­ня­ю­щий всякую мир­ность сердца», – пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник.

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции?

Отли­чий мно­же­ство. В Иису­со­вой молитве реши­тельно выра­жа­ется вера в Бога, Кото­рый забо­тится о спа­се­нии чело­века. В этой молитве мы стре­мимся встре­титься не с без­ли­ким богом (абсо­лю­том), но наша молитва сосре­до­то­чи­ва­ется на лич­ност­ном Боге – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Важно пони­мать, спа­се­ние, о кото­ром мы просим в этой молитве – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом. Еще одно отли­чие: в про­цессе моле­ния (вслед­ствие моле­ния) мы не стре­мимся при­ве­сти ум к абсо­лют­ному «ничто», но хотим обра­тить его в сердце и стя­жать бла­го­дать Божию. Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же явля­ется плот­ской разум. Оно не «оде­я­ние души» как гово­рят фило­соф­ские учения, и его нужно стре­миться не сбро­сить, но спасти. Ибо под спа­се­нием всего чело­века под­ра­зу­ме­ва­ется и его душа, и его тело. Сле­до­ва­тельно, мы не стре­мимся к гибели тела, но воюем против гре­хов­ного слу­же­ния ему. Мы не хотим гибели жизни, не стре­мимся впасть в такое состо­я­ние, чтобы ради пре­кра­ще­ния стра­да­ний не иметь жела­ния жить. Еще один важный аспект: в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру, восточ­ные же учения избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы, стре­мятся сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Пра­во­слав­ный же хри­сти­а­нин непре­рывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется под­лин­ной радо­стью. И, нако­нец, мы не при­даем боль­шого зна­че­ния пси­хо­тех­ни­че­ским мето­дам, а также раз­лич­ным поло­же­ниям тела, хотя и счи­таем, что неко­то­рые из них помо­гают сосре­до­то­чить ум в сердце. Моля­щийся стре­мится не к апатии (это отри­ца­тель­ное состо­я­ние), а к стя­жа­нию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Молитва Иису­сова, по науче­нию святых отцов, при­лична, когда чело­век идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, бесе­дует или зани­ма­ется каким руко­де­лием, кто может при всем этом про­из­но­сить молитву Иису­сову со сми­ре­нием, тот не должен остав­лять оной. (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Сила не в словах молитвы Иису­со­вой, а в духов­ном настро­е­нии, страхе Божием и пре­дан­но­сти Богу и во все­гдаш­нем вни­ма­нии к Богу и Ему пред­сто­я­нии умном.
(Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник).

«Ты пишешь мне, что есть у тебя жела­ние про­хо­дить подвиг непре­стан­ной Иису­со­вой молитвы, но неко­то­рые гово­рят: впа­дешь в пре­лесть от Иису­со­вой молитвы. Вот еще нашлись новые хули­тели Иису­со­вой молитвы! Не пони­мают сами, что гово­рят. В пре­лесть впа­дают не от молитвы, а от гор­до­сти, само­мне­ния и само­чи­ния».
прп. Иоанн Вала­ам­ский

Источник

Первые молитвы и объяснение их

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу, единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.

Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.

Господи, благослови.

Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.

Господи, помилуй.

Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.

Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.

Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.

В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.

В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.

Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).

Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.

Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.

И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.

Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».

Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий (Своим присутствием), Сокровище благ и Податель жизни, приди, вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, наши души.

Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.

Молитва Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения, когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).

Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.

Слова благословен плод чрева Твоего, прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).

Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.

К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.

Хвалебная песнь Богородице

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Честью высшую Херувимов и по славе Своей несравненно превосходящую Серафимов. Девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.

Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.

Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная. «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.

Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.

Архангельская песнь

Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.

В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.

Молитва за живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.

Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.

господи иисусе христе сыне божий помилуй мя грешного что означает

Молитва за усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.

Молитва перед учебой

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде Учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Твоих учеников (апостолов) пришел (к людям), даруя им мир, приди к нам и спаси нас.

Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.

Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.

Молитва Иисусова

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу. В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.

Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.

Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.

Сила молитвы

Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *