говоря о глобальных проблемах человечества можно утверждать что
ЕГЭ. Общество. Тема 15. Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.
Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».
Причины возникновения глобальных проблем
Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.
Признаки глобальных проблем
Типы глобальных проблем
1.Проблемы между государствами
( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
2.Проблемы взаимодействия человечества и природы
3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе
Пути решения глобальных проблем
Пути решения некоторых глобальных проблем
1.Предотвращение новой мировой войны
Термины
Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.
Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).
Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.
2.Экологическая проблема
6.Проблема мирного освоения космоса
7.Проблема международного терроризма
Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.
Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.
Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.
Виды терроризма
Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:
Пути решения проблемы международного терроризма
Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем
Приведу некоторые примеры ответов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Глобальные проблемы человечества: что угрожает цивилизации?
Informburo.kz рассказывает о том, какие глобальные проблемы приходится решать человечеству и какое участие в этом принимает Казахстан.
На будущее можно смотреть с разных точек зрения: верить в прогресс и улучшение жизни или в то, что Золотой век прошёл, а впереди – апокалипсис. Вне зависимости от точки зрения, есть проблемы, которые грозят нам серьёзными последствиями в будущем. Эти проблемы – логичный и неминуемый фактор развития общества, они не зависят от стратегии и пути развития какой-то конкретной страны. Такие проблемы касаются всего человечества, их называют глобальными. Informburo.kz рассказывает, что такое глобальные проблемы человечества, почему они возникают и какое участие в их решении принимает Казахстан.
Что такое глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества – это социальные и природные проблемы, от решения которых зависит прогресс, развитие и сохранение цивилизации. Они касаются всех людей во всех странах.
Утверждённой классификации глобальных проблем или градации, какие из них актуальнее, нет. Все глобальные проблемы взаимосвязаны и угрожают гибелью человечеству, поэтому решать их нужно как можно быстрее и эффективнее. И чтобы разрешить такие проблемы, нужны совместные усилия всех стран.
Среди глобальных проблем – экономические, политические, социальные и экологические. Расскажем про основные.
» Север – Юг » : противоречие между развитыми и развивающимися странами
На распределение влияют среднедушевые доходы, показатель ВВП на душу населения, доля страны в мировом ВВП. За последние 40 лет разрыв в доходах на душу населения в богатых и бедных странах удвоился. В 20 богатейших странах среднедушевой доход выше в 37 раз, чем в 20 беднейших странах.
Возрастает разрыв в доле стран в мировом ВВП. В развитых странах экономический рост происходит быстрее, поэтому разрыв между странами только увеличивается. А такой сильный разрыв – проблема. Напряжённость нарастает по разным причинам: нищета, голод, отсутствие качественного образования, произвол внутри страны. Сложнее сохранять мир, когда у развитых стран новейшее вооружение, которого нет у бедных. Остро встаёт проблема сохранения мира на Земле.
Разрыв между севером и югом можно наблюдать и внутри отдельной страны. В Казахстане он тоже есть: индустриальный север, где сосредоточено основное производство, экономически растёт куда быстрее, чем аграрный юг. На севере достаточно рабочих мест, поэтому правительство решило даже выделять квоты для переселенцев с юга, чтобы повысить занятость населения.
Социальное неравенство и растущая безработица
Неравенство наблюдается не только среди стран, но и среди людей в целом. Доходы 500 богатейших людей, о которых рассказывают в журнале Forbes, выше, чем у 416 миллионов людей. Огромный разрыв в доходах 1% богатейших людей и остального человечества остро ставит проблему социального неравенства.
Ресурсы в мире ограничены, как материальные, так и духовные. Люди изначально не имеют равного доступа к ним. Рыночная экономика обостряет конкуренцию, которую не все способны выдержать, возрастает и безработица. А вместе с этим растёт социальная напряжённость: многие безработные, социально уязвимые слои населения, оказавшиеся за чертой бедности, воспринимают это как несправедливость. Ситуация накаляется, и порой люди действуют слишком радикально. В такой ситуации опять встаёт проблема сохранения мира.
Ограниченность ресурсов, сложность перехода к альтернативным источникам
Социальное неравенство, разрыв между экономикой стран связан ещё и с ограниченностью ресурсов. Нефть, природный газ, уголь, металлы, древесина, чистая питьевая вода заканчиваются. Эти ресурсы невозобновляемые, а нынешняя экономическая ситуация не позволяет просто отказаться от их использования. Их необходимо чем-то заменить, поэтому человечество старается активно развивать альтернативные источники энергии. Сокращается биоразнообразие: исчезают виды растений и животных из-за изменившихся условий обитания и истребления их людьми.
Экологические проблемы: загрязнение и глобальное потепление
Хозяйственная деятельность человека ударила по многим биологическим процессам, как следствие – появились экологические проблемы. Уже сейчас на человечество сильно влияют загрязнение воды, воздуха, парниковый эффект и потепление.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 663 млн человек используют неулучшенные источники питьевой воды. Минимум 1,8 млрд человек в мире – а это каждый четвёртый житель планеты – пользуются источниками питьевой воды, загрязнёнными фекалиями. По прогнозам, в 2025 году половина населения Земли будет проживать в районах с дефицитом питьевой воды. Меры по очистке водоемов не дают ощутимого эффекта: люди загрязняют их быстрее, чем восстанавливают.
Из-за загрязнения воды и воздуха сокращается биоразнообразие, растёт уровень заболеваемости и смертности среди людей, а из-за социального неравенства отсутствует доступ к качественной медицинской помощи.
По данным NASA, средняя температура на Земле неуклонно растёт. Глобальное потепление и парниковый эффект уже сейчас влияют на биосферу: при повышении температуры меняется среда, некоторые микроорганизмы просто вымирают, меняются отношения в экологических нишах, тают ледники, повышается уровень морей и океанов. Всё это в целом меняет климатические условия, чаще происходят экстремальные погодные явления вроде длительной засухи или ливней. Отсюда – угроза продовольственной безопасности, голод, рост нищеты и опять-таки подкрепление социального неравенства.
Какое участие Казахстан принимает в решении глобальных проблем
К 2030 году Казахстан планирует довести долю использования альтернативной энергии до 30% от всего объёма. Другой важный шаг – сохранение мира. Внешняя политика направлена на заключение взаимовыгодного сотрудничества для укрепления отношений с другими государствами.
План Четвёртой промышленной революции и индустриализации, о которых говорил Президент в Послании народу в январе 2018 года, должен помочь нам снизить социальное неравенство, повысить ВВП и доходы населения.
Стоит помнить и о теории маленьких дел: каждый из нас должен начать с себя, чтобы мир стал лучше. Кажется, что усилия одного человека ничего не меняют. Но тем не менее мусор, который вы забрали с собой после отдыха на природе, – это мусор, который не будет загрязнять природу. Маленький шаг каждого из нас способен изменить ситуацию во всем мире.
Глобальные проблемы человечества
Что такое глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным.
Признаки глобальных проблем общества
Влияют на жизнь всего человечества.
Возникают объективно из-за развития общества.
От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.
Все мировые угрозы взаимосвязаны.
Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.
Эти проблемы нужно решить как можно скорее.
| Причины, почему возникают глобальные проблемы | |
| Люди в современном мире живут бок о бок. Отсюда противоречия, конфликты и проблемы, которые из локальных вырастают в общемировые. | Технологический прогресс — не только благо, но и ответственность. Общество не всегда настолько хорошо организовано и сознательно, чтобы планировать и отвечать за результаты своей деятельности. |
Какие глобальные проблемы сейчас угрожают миру
Уже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах.
3 вида глобальных проблем
Проблемы в отношениях «человек-природа»
Проблема в отношениях «человек-общество»
проблема войны и мира;
взаимоотношения между нациями, этносами, расами;
экономическая, социальная и культурная отсталость;
освоение Мирового океана и космоса;
терроризм и др.
экологическая, энергетическая, климатическая, сырьевая, продовольственная проблемы и пр.
негативные последствия научно-технического прогресса;
опасные заболевания;
недостаточная защита культурного наследия и многообразия;
демографический кризис, голод, бедность и т. д.
Проблема термоядерной войны
Проблемы экологии
У всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде.
Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:
разрушается мировая экосистема;
все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;
происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;
экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.
Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее.
Демографическая проблема
Эта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них.
Население стран Азии, Африки и Латинской Америки резко возрастает. Уже сейчас это приводит к социально-экономическим проблемам в развивающихся странах. Если проблемы не решить, ситуация будет обостряться.
Людей пожилого возраста в странах Западной Европы становится больше, чем молодых. Это приводит к тому, что трудоспособное население перестает справляться с нагрузкой и не может обслуживать государство на прежнем уровне.
Проблема «Север-Юг»
Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира.
Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни.
Мировая продовольственная проблема
Глобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится.
Проблема бедности
Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах.
Проблема международного терроризма
Терроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть.
Причины развития терроризма
Страны развиваются неравномерно. Пока в одних цветет высокий уровень жизни и развиваются технологии, в других царит голод и разруха
Конфликт ценностей современного Запада и традиционных устоев, которые связаны с религией и этнонациональными вопросами
Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. д. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом.
Другие проблемы XXI века
Это был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:
опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);
нехватка пресной воды;
проблема освоения космического пространства и Мирового океана;
истощение природных ресурсов;
утрата памятников культурного наследия человечества и другое.
Как решить глобальные проблемы человечества
Общество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения.
Проблема термоядерной войны
Создавать «чистые» технологии, наладить переработку отходов, сделать контроль очистных сооружений более жестким
Смягчить миграционные требования, позволить мигрантам из развивающихся стран восполнять население и поддерживать экономику развитых
Помочь развивающимся странам: повышать уровень образования, списывать долги, позволить товарам из Азии, Африки и Латинской Америки попадать на западные прилавки
Мировая продовольственная проблема
Преобразовать аграрную систему развивающихся стран, подключить государственную поддержку
Помочь экономике развивающихся стран быстрее развиваться с помощью мер, которые мы рассмотрели выше
Проблема международного терроризма
Создавать центры по борьбе с терроризмом, разрабатывать и контролировать антитеррористическую стратегию, усиливать защиту мест скопления людей, которые чаще атакуют — транспорт, концертные залы, стадионы
Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.
Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.
Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.
Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.
Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.
Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.
Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.
глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества
В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т. д.
Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Классификация глобальных проблем
Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.
3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
Глобальные проблемы человечества
В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т. д.
Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Классификация глобальных проблем
Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.
3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
На рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
Постепенно сформировалась особая область знания — теория глобальных проблем, или глобалистика.
Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, политическую стабильность. Эти проблемы требуют международного сотрудничества, так как ни одно, даже самое высокоразвитое государство, не может решить их самостоятельно.
Глобальные проблемы:
1. Проблема предотвращения новой мировой войны;
2. Экологическая проблема;
3. Продовольственная проблема;
4. Энергетическая проблема;
5.Проблема использования Мирового океана.
Глобальные проблемы человечества
В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т. д.
Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Классификация глобальных проблем
Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.
3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
20. Философия о глобальных проблемах современности
Глобальные проблемы человечества – это те ситуации, от решения которых напрямую зависит дальнейшее существование и развитие цивилизации.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран. Термин «Глобальные проблемы современности» появился в конце 60-х годов XX века. В настоящее время существует специальная научная отрасль, которая занимается изучением и решением глобальных проблем человечества. Она носит название глобалистика.
С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:
-Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.
-Проблемы, вызванные экологическим кризисом.
-Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).
-Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).
-Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.
-Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.
Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.
Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.
Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их «повсеместности» и тем более не из «биологической природы человека», как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.
Глобальные проблемы нашей эпохи – закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение однако не следует понимать и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных размеров традиционные локальные, либо региональные противоречия, кризисы, беды. Наоборот, будучи результатами (а не простой суммой) предшествующего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического, культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.
Таким образом, сегодня можно утверждать, что технологическое развитие пошло «не туда, куда требовала природа». Человечество переступило порог возможностей биосферы. Одна из последних ресурсных моделей состояния Земли по пяти основным параметрам: население, ресурсы, промышленная продукция, питание, загрязнение среды обитания, – показывает, что, если темпы роста населения, экономики, истощения ресурсов будут такими, как последнее десятилетие, то Земля потерпит катастрофу, примерно, в 2040 году.
Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза «Римского клуба» превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том, как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было заложено представление о практической безграничности этих запасов и право человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда – антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, «порча» человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.
Во второй половине XX в. произошло наложение во времени этих двух катастроф. Порой и создается впечатление, что экологические бедствия с особой силой постигли нашу страну, Россию. А не так ли на самом деле? Не являем ли мы собой верх бескультурья, безответственности, негодной организации нашего политического, нравственного и экологического воспитания. Но все-таки экологическая катастрофа, как и обусловившая ее антропологическая, носит глобальный характер. И порождены они рядом коренных ошибок человечества в выборе ценностных ориентиров, а вернее – отступлением от общечеловеческих ценностей, которые являют собой нравственные императивы, присущие только человеческой природе. Их не выбирают, они есть. Проблема в том, сколь адекватно они воплощены в человеческой культуре, в том числе в культуре того или иного народа.
Исходя из такого подхода к человеку, к обществу, к цивилизации, нужно уяснить простую истину: защищать природу человек сможет лишь тогда, когда он сам останется человеком в духовном смысле, человеком не только разумным, но и совестливым, так как разум и совесть – единственное достоинство и достояние Человека, позволяющее знать и оценить, что он «творит».
При нынешнем состоянии экологических исследований мы не можем точно установить, где и когда человек сделал решающий шаг в формировании нынешней ситуации. Но то, что именно люди сыграли здесь главную роль – это несомненно. В историческом плане, скорее всего, это была эпоха Нового времени, когда наука и производство заключили «брак», соединив теоретические и практические подходы к природе. Философский, мировоззренческий смысл такого подхода выразил Р. Декарт: научное знание дает техническую власть над природой, а цель науки – восстановить райское изобилие, потерянное человеком вследствие грехопадения. Для этого ему необходимо завоевать природу, овладеть и господствовать над ней. Т. Гоббс продолжил эту мысль, утверждая, что человек изначально независим и абсолютен и вступает в отношения с другими (людьми и природой) лишь для удовлетворения эгоистических интересов.
Таким образом, это один путь поиска основной причины, которая обусловила современную экологическую катастрофу.
Но на истоки экологического кризиса резонно посмотреть еще глубже потому что, то, как люди обращаются со своим окружением, зависит от того, что они думают сами о себе. Совершенно однозначно, что ранее всего человек высказался о себе и об окружающем его мире в религии, в том числе в христианской. Если в период язычества с его божествами человек уважительно относился к природе, то в христианский период отношение людей к природе становится иным. Согласно библейской истории Бог шаг за шагом творил Землю и все на ней, в том числе и человека, заявив ему, что всякая природная тварь не имеет никакого иного предназначения, кроме как служить целям человека. Так человек волею Божьей был благословлен на эксплуатацию природы ради своих целей.
Христианский догмат о творении в определенном смысле открыл психологическую возможность разрушать природу безнаказанно. Резонно считать, что такой взгляд не мог не повлиять (в историческом плане) на формирование и современного экологического сознания. Справедливости ради, нельзя сбрасывать со счетов и альтернативные христианские подходы, содержащиеся во францисканстве и в других трактовках христианства, запрещающих утилитарное отношение человека к природе.
Итак, при всей проблематичности изложенного нельзя не согласиться с тем, что при анализе истоков и причин экологического кризиса, должны быть учтены и субъективные факторы, нормы и ценности, обусловившие эту беду, заложенные в человеческом сознании, в том числе и в христианских ценностях. И, таким образом, для предотвращения дальнейшего углубления экологического кризиса и его отрицательных последствий, нужны меры не только материального порядка, но и переориентация сознания в его отношении к природе, нужна целая система экологического воспитания, несущего в себе прежде всего нравственные ценности.
Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно, что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор, определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти связи не столь однозначны и прямолинейны. Опираясь на факты, можно согласиться и с Т.Р. Мальтусом, предупреждавшим еще в XVIII веке, что, если люди не ограничат свою греховную склонность, то они со временем ввергнут себя в ад, предопределенный для них силами природы и общества.
Факты таковы, что сегодня налицо абсолютный прирост населения. Так, лишь к 1820 г. население Земли достигло 1 млрд. человек. А затем понадобилось всего 107 лет, чтобы оно удвоилось (1927), а затем – 33 года, чтобы добавился следующий миллиард, четвертый миллиард появился через 16 лет, а пятый – менее, чем через десять лет. Таким образом, к 2000 году по среднему варианту прогноза, численность населения Земли составит, примерно, 7 млрд. человек.
Сегодня, в среднем, Земля прирастает на 83 млн. человек в год, 12 тыс. – в час. Средний коэффициент прироста – 1,9 % с шагом колебания от –0,3 % (естественная убыль) до +6 % (биологический максимум). Естественно, что такие темпы прироста не могли не привести к «демографическому взрыву». И несмотря на то, что это явление, практически, локальное, происходящее в Азии, Африке и части Латинской Америки, своими последствиями оно создало мировую глобальную проблему. Неконтролируемый здесь рост населения подрывает ресурсную базу всей Земли, стремительно приближается к максимально допустимым нагрузкам на природную среду.
Рост населения, вызванный «демографическим взрывом», сопряжен с серьезными экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не «рабочих рук», а вначале «ртов». Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет темпами 1 % в год, то «демографические инвестиции» в экономику должны составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не снижался по всем параметрам жизненный уровень. Естественно, что при западных темпах роста населения, такие инвестиционные «вливания» в экономику не под силу ни самим этим странам, ни развитым странам, оказывающим ту или иную поддержку развивающимся странам. Следствие – голод, рост нищеты и материальной, и духовной. А не предъявят ли народы этого региона претензий к развитым странам и не потребуют ли от них компенсаций за свою нищету? В блестящем анализе «демографического взрыва», данном Ч. Дарвиным – внуком в книге «Следующий миллион лет», констатируется, что факты подобного рода есть. Следовательно, поставленный вопрос – не праздный, а то или иное его решение создаст дополнительные проблемы для мировой цивилизации.
Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия «демографического взрыва» в развивающихся странах для всего мира, что находит свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых из них.
Однако было бы не корректно свести глобальную демографическую проблему современной цивилизации только к «демографическому взрыву». Человечество не может не быть обеспокоено минимальными темпами естественного прироста населения в развитых странах, действием тех причин, которые их вызывают, и теми последствиями, которыми этот процесс может «обернуться» для них.
Начала вымирать и Россия (кстати, не менее угрожающие демографические процессы и в странах бывшего СССР, особенно в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике). В нашей стране вследствие происходящих социальных катаклизмов, социальной нестабильности с начала 90-х годов смертность более чем на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. Серьезно изменена половозрастная структура населения страны. Падает продолжительность жизни. Сегодня по этому показателю Россия стоит ниже многих развивающихся стран. Не менее опасны социально-экономические, нравственные (в том числе нестабильность семьи) проблемы и последствия, вызванные нынешней демографической ситуацией.
Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах современного человечества. Они возникли на пересечении демографического, экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье, которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.
«В здоровом теле – здоровый дух» – утверждали древние греки. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Например, «достижения» генной инженерии открывают не только новые горизонты, но и зловещие возможности выхода из под контроля «мутанных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных ублюдков-мутантов. Не исключена опасность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личностных стрессов.
Океан химических веществ, в который ныне погружена наша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и кризисы в экономике – все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма со всеми их биологическими, социальными и нравственными последствиями.
Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.
Мечущаяся в вечном поиске истины человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы с минимумом точности предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее, определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более – завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все сферы человеческого существования.
Нет свежего взгляда на мир. Две великие идеи, – социалистическая и научно-технологическая, пришедшие в ХХ век из века XIX на сегодняшний день переживают глубочайший кризис.
В начале XX в. считалось, что, опираясь на эти идеи, люди Земли построят не только райское, но и справедливое, свободное, достойное человека общество.
Обе эти идеи, практически, лежат в руинах. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, равенства, братства об удовлетворении всех запросов – материальных и духовных. Это идея коммунизма. Увы, не говоря уже об ее уродливом искажении реальной практикой, она является внутренне уязвимой, ибо девиз «каждому по потребностям» не может опереться на реалии жизни. Доказательство тому – простой расчет. Если стандарт потребления населения развивающихся и бывших социалистических стран (примерно пять миллиардов) поднять до уровня жизни населения развитых капиталистических стран (примерно один миллиард), то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Не забывая при этом, что за эти 50 лет население увеличится, как минимум, в 1,5 раза. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого не выдержит.
То же относится и к технократическому оптимизму. Техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно, а порой и опасно. Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая – экономическую эффективность. Их объединение не состоялось. Но и новых объединяющих идей наш XX век не родил. Думается, не погрешим против истины, сказав – человечество ныне в идейном вакууме. Это касается как философско-социалистических идей, так и религий самых разных уровней и оттенков, которые не пошли далее зова «в мир иной».
Таковы угрозы человечеству. Таковы проблемы. Они глобальны. Они реальны. Они трагичны. Но есть и надежды на их решение. Можно согласиться с А.И. Солженицыным в том, что мир подошел сейчас, если не к гибели, то к повороту истории, по значению, равному повороту от средневековья к Возрождению. И он потребует новых дел и нового человека, по-новому мыслящего, по-новому созидающего.
Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от человечества вселенскую угрозу.
Первая – развертывание информационной революции. Она может создать объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу нависшую над человечеством.
Вторая – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Третья – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся издревле в сознании людей мнение, что «насилие – это органичный для людей способ взаимного общения» (Ницше), что «агрессивность – неустранимый момент человеческого поведения» (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.
Четвертая – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества.
Пятая – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности, взаимопроникновение культур и заимствование «находок народов друг у друга».
Шестая – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого интеллекта от «состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления», что предполагает взаимопроникновение традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополнение творческих возможностей человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.
Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности.




