граблями что делают слова действия
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Инструменты»
Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Инструменты»
-расширять представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;
-активизировать словарный запас по теме;
-учить подбирать слова-действия к словам-предметам, образовывать прилагательные от существительных;
-тренировать в умении распространять предложения и составлять описательный рассказ о предмете по плану;
-развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление;
-воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование: презентация, мяч, предметные картинки с изображением рабочих инструментов.
Ход НОД
1.Организационный момент: «Какие предметы спрятаны на картинке?»
Логопед предлагает детям посмотреть на экран и назвать предметы в условиях наложения.
Логопед. Предлагаю посмотреть на экран…и ответить на вопрос полным предложением: какие предметы вы видите на экране? (Я вижу пилу. Я вижу молоток. И т. д.) Как одним словом назвать все эти предметы? (Это всё инструменты.)
-Ребята, сегодня мы будем говорить об инструментах.
-Что такое инструменты? (Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе.)
-Значит, это, какие инструменты? (Рабочие инструменты.)
-Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались еще первобытные люди. Сначала это был просто камень, привязанный к палке.
-Как вы думайте, на какой современный инструмент он похож? (Он похож на топор.)
—(пробел) С помощью таких инструментов люди строили жилище, добывали пропитание, изготавливали предметы, необходимые для жизни.
—(слайд 3) Затем люди научились делать инструменты из железа. (пробел) Профессия кузнеца и в наше время востребована.
—(слайд 4) В современном мире появился электроинструмент, что значительно облегчило работу людям.
Игра «Отгадай, какое слово задумано».
Игра с мячом «Назови действие».
Лопатой, что делают? (Лопатой копают.)
Веником, что делают? (Веником подметают, метут.)
Топором, что делают? (Топором рубят.)
Молотком, что делают? (Молотком вбивают, забивают.)
Ножом, что делают? (Ножом режут.)
Пилой, что делают? (Пилой пилят.)
Ножницами, что делают? (Ножницами разрезают, стригут.)
Граблями, что делают? (Граблями сгребают, убирают.)
-Как я вас всё время спрашивала? (Что делают)
-А вы что называли? (Слова-действия.)
Составление распространённых предложений.
Лопатой копают, что? (Лопатой копают землю.)
Веником подметают, что? (Веником подметают пол.)
Топором рубят, что? (Топором рубят дрова.)
Молотком вбивают, что? (Молотком вбивают гвоздь.)
Ножом режут, что? (Ножом режут хлеб.)
Пилой пилят, что? (Пилой пилят доски.)
Ножницами разрезают, что? (Ножницами разрезают бумагу.)
Граблями сгребают, что? (Граблями сгребают листья.)
-Как я вас всё время спрашивала? (Что)
-А вы что называли? (Слова-предметы.)
Игра «Закончи предложение».
Строителю нужны … строительные инструменты.
Садовнику нужны … садовые инструменты.
Врачу нужны … медицинские инструменты.
Швее нужны … швейные инструменты.
Столяру нужны … столярные инструменты.
Сапожнику нужны … сапожные инструменты.
Составление рассказа-описания об инструменте по плану.
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Например: «Это лопата. Лопата нужна садовнику. Лопатой садовник копает землю. Лопата сделана из железа. Значит, она железная».
Упражнения по самомассажу рук.
Мы точили карандаш,
Мы крутили карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
Пилим, пилим мы бревно –
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Упражнение на дыхание «Постучи молотком»
Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперёд, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.
Мы гвоздики забьём:
Составление рассказа-описания об инструменте по плану детьми.
3. Заключительная часть.
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Ну а пилят топором.
Прикреплённые файлы:
Словари
I несов. перех. и неперех.
1. Отнимать силой, похищать чужое имущество, нападая на кого-либо или на что-либо.
Присваивать чьи-либо средства, злоупотребляя своим положением, властью или чьим-либо доверием; обирать, разорять кого-либо или что-либо.
II несов. перех. разг.-сниж.
Грести, сгребать что-либо граблями.
|| перен. Разорять поборами, взятками, взысканиями. Чиновники грабили народ.
1. Отнимать, похищать силой, заниматься грабежом (в 1 знач.). На дорогах грабили разбойники.
2. перен. Разорять, отнимая что-н., обременяя налогами, поборами, обирать (разг.).
| отымать силою, курск. грачить, обирать кого разбоем, явно, не воровски, нахрапом.
| сев. хватать руками. Грабиться, быть грабиму.
| сев. хвататься за что руками, пальцами. Грабься за коль. Выграбили все дочиста. Дограбился до кобылы. Заграбил все себе. Награбил много. Его ограбили дорогою. Пограбили всю одежду. Город разграблен. Сграбь руками, загреби. Грабление ср. действие по гл. Граблить, грести граблями. Грабли жен., мн. ручная борона; состоит из хребта, бруска в аршин, со сквозными дырьями, до 12-ти, в которые вколочены зубья, колышки в палец, и из грабловища ср. палки в рост человека, воткнутой посредине хребта отвесно зубьям. Граблями гребут, сгребают сено катают; на грядах бьют комья и ровняют. Грабелина, грабелище или грабельник чивильник, грабловище. Грабельный, принадлежащий или относящийся к граблям. Грабельщик муж. грабельщица жен. работающий что граблями.
Похищать чужое имущество; отнимать силой что-л. у кого-л. в разбойном нападении.
Грабить на большой дороге. Грабить банк.
Разорять поборами, взятками, взысканиями.
Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда. Н. Некрасов, Железная дорога.
ГРАБЛЕНИЕ
Смотреть что такое «ГРАБЛЕНИЕ» в других словарях:
грабление — сущ., кол во синонимов: 3 • грабеж (21) • сгребание (11) • уборка (32) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Грабление — насильно отнятое, лукавое завладение чужим имуществом … Краткий церковнославянский словарь
грабление — гр абление, я (уборка граблями) … Русский орфографический словарь
сгребание — собирание, нагребание, обхватывание, схватывание, сметывание, скидывание, сметание, сеносгребание, грабление Словарь русских синонимов. сгребание сущ., кол во синонимов: 11 • грабление (3) • … Словарь синонимов
уборка — чистка, санитарный день, приведение в порядок, наведение порядка, приборка, жатва, снятие, убирание, увоз, удаление, сенокос, помещение, грабление Словарь русских синонимов. уборка приведение в порядок, наведение порядка; приборка (разг.) Словарь … Словарь синонимов
ГРАБИТЬ — что, кого; грести граблями, сгребать что в одну кучу; | отымать силою, курск. грачить, обирать кого разбоем, явно, не воровски, нахрапом. | сев. хватать руками. Грабиться, быть грабиму. | сев. хвататься за что руками, пальцами. Грабься за коль.… … Толковый словарь Даля
слава — (15) 1. Почетная известность; всеобщее признание чьих л. заслуг; почет; добрая молва: О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени. 6.… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ГРАБИТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ГРАБИТЬ» в других словарях:
грабить — Вырывать, похищать, обирать, разбойничать; отымать (лишать насильно), захватить. Обобрал его дочиста, обобрал как липку, облупил как луковку, как Сидорову козу, как яичко. Пустить кого в одной рубашке. Ср … Словарь синонимов
ГРАБИТЬ — 1. ГРАБИТЬ1, граблю, грабишь, несовер., кого что. Отнимать силой, в открытом разбойном нападении. Грабить на большой дороге. || перен. Разорять поборами, взятками, взысканиями. Чиновники грабили народ. 2. ГРАБИТЬ2, граблю, грабишь, несовер., что… … Толковый словарь Ушакова
ГРАБИТЬ — 1. ГРАБИТЬ1, граблю, грабишь, несовер., кого что. Отнимать силой, в открытом разбойном нападении. Грабить на большой дороге. || перен. Разорять поборами, взятками, взысканиями. Чиновники грабили народ. 2. ГРАБИТЬ2, граблю, грабишь, несовер., что… … Толковый словарь Ушакова
ГРАБИТЬ — ГРАБИТЬ, блю, бишь; несовер., кого (что). 1. Отнимать, похищать силой, заниматься грабежом (в 1 знач.). На дорогах грабили разбойники. 2. перен. Разорять, отнимая что н., обременяя налогами, поборами, обирать (разг.). | совер. ограбить, блю,… … Толковый словарь Ожегова
грабить — 1. ГРАБИТЬ, блю, бишь; нсв. (св. ограбить). кого что. Похищать, отнимать силой у кого л. в разбойничьем нападении, отнимая что л., обременяя поборами, налогами и т.п.; обирать. Г. население. Г. колонии. Г. покупателей. Г. государство, казну… … Энциклопедический словарь
Грабить — I несов. перех. и неперех. 1. Отнимать силой, похищать чужое имущество, нападая на кого либо или на что либо. 2. разг. перех. Присваивать чьи либо средства, злоупотребляя своим положением, властью или чьим либо доверием; обирать, разорять кого… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Грабить — I несов. перех. и неперех. 1. Отнимать силой, похищать чужое имущество, нападая на кого либо или на что либо. 2. разг. перех. Присваивать чьи либо средства, злоупотребляя своим положением, властью или чьим либо доверием; обирать, разорять кого… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
грабить — Общеслав. Производное от грести < *grebti, того же корня, что и сгребать. Соврем. значение из «хватать» (руками, граблями и т. д.) … Этимологический словарь русского языка
грабить — Общеславянский глагол индоевропейской природы (древнеиндийское grabhas – пригоршня ; английское grab – хватать ). Первоначальное значение – загребать (это значение сохраняется и когда мы имеем в виду работать граблями … Этимологический словарь русского языка Крылова
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Инструменты»
Наталия Коношенко
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Инструменты»
Задачи: уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность слов; правильное употребление предлогов со, за, из-за, под, из-под; согласование существительных в дательном падеже;развитие мелкой моторики и ВПФ.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Мне нужны такие вещи: Попеременно соединять с большим пальцем
Молоток, Постучать кулачками друг о друга.
Тиски, Соединить кулачки.
И клещи, На обеих руках плотно соединить пальцы,
Ладошки округлить, соединить запястья – «клещи»; открывать и закрывать «клещи».
Ключ, Указательным пальцем одной руки делать
поворотные движения вправо-влево.
Напильник, Одним указательным пальцем «пилить»
И ножовка, «Пилить» ребром ладони.
А всего нужней – сноровка! Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
2. Постановка учебной задачи.
Как можно одним словом назвать все перечисленные предметы?
3. Изучение нового материала.
Беседа об инструментах. Обогащение и активизация словаря.
Сейчас проверим, что вы знаете об инструментах.
Лопата, грабли, вилы, коса – как называются эти инструменты? (Сельскохозяйственные.)
Как называются люди, которые работают с этими инструментами? (Крестьяне.)
Рубанок, топор, молоток, клещи – как называются эти инструменты? (Плотницкие.)
Как называются люди, которые работают с этими инструментами? (Плотники.)
Пианино, барабан, труба, арфа – как называются эти инструменты? (Музыкальные.)
Как называются люди, которые работают с этими инструментами? (Музыканты.)
Для чего людям нужны инструменты?
4. Образование прилагательных от существительных.
Из чего делают инструменты?
Из железа – железные.
5. Образование приставочных глаголов (приставки: при-, за-, от-, пере-, в-, под-, вы-, с-.
Д. и. Подбери действия».
Мастер шкафчик мастерил, Ребром ладони «пилить», совершая
Ровно досочки пилил, движения вперед-назад.
Молотком по ним стучал, Постучать кулачками по столу,
Точно гвозди забивал. «забивая гвозди».
Дверки сделал и замок, Соединить боковые поверхности
больших пальцев, раскрывать и
Ключик сделать он не смог. Соединить пальцы обеих рук в «замок».
7. Предложно-падежное управление.
Д. и. «Что кому нужно?»
Рубанок нужен столяру. Пианино нужно …
Ножницы нужны …. Шприц нужен ….
Иголка нужна …. Коса нужна косарю.
Топор нужен лесорубу. Лопата нужна садоводу.
Шило – сапожнику. Мастерок – строителю.
Ключ – слесарю. Кисть – маляру.
8. Многозначность слов.
Ключ, иголка, кисть, ушко, коса.
9. Употребление предлогов.
В столярной мастерской инструменты разбросаны. Нам необходимо навести порядок.
Гвозди рассыпаны – в коробку. Топор под столом – из-под стола.
Молоток за столом – из-за стола. Рубанок на столе – со стола.
10. Итог занятия.
Д. и. «Четвертый лишний».
Музыкальные инструменты – нет.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.
«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.