гул молотилки слышен на гумне что это
Анализ стихотворения «Вечер» (И.А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.12.2019 · Обновлено 18.12.2019
В пейзажной лирике Иван Бунин создаёт удивительный мир, наполненный чёткостью рисунка, пластичностью, глубокими философскими раздумьями. Автор очень тонко передаёт атмосферу и удивительные моменты, описанные в произведениях. Исключением не является произведение Ивана Бунина «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.
История создания
Это стихотворение было создано в 1909 году. Это время можно назвать расцветом карьеры поэты: он получил престижную пушкинскую премию, обрел любовь в союзе со второй женой, много путешествовал. Публика, наконец, признала, что перед ней предстал зрелый литератор, достойный уважения.
Как говорил Бунин: «…у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания». Стихотворение «Вечер» — это не только пейзажное изображение, а также сплетение философских взглядов самого поэта. Иван Алексеевич впоследствие был вынужден покинуть Россию, но до конца своих дней возобновлял в памяти воспоминания о родине, воссоздавал образ России. В стихотворении он вспоминает те моменты, когда был по-настоящему проникнут счастьем, но не осознавал этого. Ирония судьбы заключается в том, что сам автор был счастлив именно в 1909 году, а после познал много горя и лишений, будучи эмигрантом.
Жанр, направление, размер
Произведение «Вечер» можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. В стихотворении содержится элемент сюжета, с помощью которого читатель догадывается, что лирический герой стиха пребывает в своём владении, сидит в комнате, поглощен некой деятельностью и собственными мыслями… Неожиданно он поднимает взгляд и смотрит в окно. Размышления обретают абсолютно иной характер.
Направление творчества Бунина — символизм, однако к моменту написания этой работы автор уже слегка разочаровался в модернистках экспериментах и покинул издательство символистов. Он объяснял это тем, что пресытился игрой с «новыми сотоварищами в аргонавтов, в демонов, в магов». «Вечер» стал более классическим произведением, без вычурности и жеманства крайнего символизма.
Стихотворение написано ямбом, имеет перекрестную рифмовку
Композиция
Стоит отметить, что произведение имеет форму сонета. Структуру данного стиха можно поделить на три основные части, в каждой из которой герой размышляет о познании счастья.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Вечер» — это человек, размышляющий о счастье и ищущий его в мелочах. Он созерцает осень, в руках его книга, а во взгляде — упоение моментом. Он передает настроение спокойствия, тихой радости.
Образ осени в лирике Бунина на этот раз радует, а не печалит. Мы видим затихший сад за сараем, сияющее приглушенными осенними красками облако, ощущаем чистый воздух с легкой прохладой, слышим гул гумна. Эта атмосфера настраивает читателя на определенную тональность, но ее никак не назовешь тоской. В ней, скорее, очарование, вдохновение, упоение красотой.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:
Смысл
Основная идея стихотворения «Вечер» может быть выражена во фразе «счастье таится в простых вещах». Стоит лишь переключиться от насущных дел и оглянуться вокруг, чтобы найти гармонию с миром и самим собой. «Все во мне» — говорит автор, и на этом заканчивается не только произведение, но и его поиск счастья.
Главная мысль «Вечера» интуитивно понятна каждому из нас, но иногда очень важно не только понять, но и почувствовать правду этих слов. Лирический герой прислушался к себе и нашел то, что искал — ощущение радости жизни. Тихий осенний вечер вдохновил его и настроил на нужный лад. Так и мы должны искать ключи от своего счастья в красоте, природе и размышлениях о прекрасном.
Любопытную характеристику произведению дал поэт Александр Блок:
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».
Средства художественной выразительности
В произведении Ивана Бунина «Вечер» применяются различные художественные средства — такие, как эпитеты, метафоры, повторы, анафора, звукопись.
По словам Ю. Айхенвальда: «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое».
Иван Бунин — Вечер: Стих
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Анализ стихотворения «Вечер» Бунина
Поэзия И. Бунина удивительно лирична и насыщена философскими размышлениями. Поэт и писатель обладал тонко чувствующей душой, открытой для восприятия всего богатства окружающего мира. Бунин бесконечно любил русскую природу, ощущал свое единство с ней. При этом он оставался очень одиноким человеком. Он никого не допускал в свой внутренний мир. В 1909 г. он написал стихотворение «Вечер», в котором отразил свои размышления по поводу простого человеческого счастья.
Автор анализирует свое состояние летним спокойным вечером. Он признается себе, что испытывает невероятную легкость и самодостаточность. Это наталкивает его на мысль о том, в чем же заключается настоящее счастье. Многие отечественные писатели отмечали загадочное качество русской души, одинаково присущее выходцам из различных социальных слоев. Русские люди всегда идеализируют свое прошлое. Их воспоминания связаны только с самыми лучшими моментами. Настоящее время они считают цепью непрерывных страданий и неудач, а в будущее даже боятся заглядывать.
Бунин обращает внимание читателя на то, что его окружает. Вместо того чтобы жаловаться, нужно всего лишь насладиться настоящим моментом. Может быть в нем и заключается счастье. Оно заложено в самых обычных и привычных будничных вещах («сад осенний», «чистый воздух»). Автор замечает, что человек, занятый своими проблемами, привык не обращать внимания на окружающее, считая его не достойным своего внимания. Нужно изменить свое устоявшееся убеждение и осознать, что до боли знакомый пейзаж и создает ощущение покоя и неуловимого счастья.
Лирический герой, занятый умственным трудом, отвлекается прилетевшей птичкой. Он не испытывает раздражения от внезапной помехи, а наоборот, наслаждается перерывом, который ему подарила сама природа. Даже далекий «гул молотилки» кажется ему чудесным звуком, позволяющим понять ценность своего существования и ощутить радость от возможности чувственного восприятия мира. Человек не может быть счастлив от сложных философских раздумий о судьбах человечества. Он должен воспринимать мир таким, какой он есть. Каждая прожитая минута бесценна, поэтому надо дорожить самой возможностью жизни.
Стихотворение «Вечер» носит пророческий характер. Когда Бунин был вынужден покинуть Россию, он до конца жизни возвращался в воспоминаниях и творчестве к темам далекого прошлого. Писатель не мог быть счастлив на чужбине, поэтому он пытался по памяти создать образ той России, которой уже никогда не суждено было появиться вновь. Он вспоминал время, когда был счастлив, но до конца не понимал, что всему этому может прийти конец.
Иван Бунин
Вечер (О счастье мы всегда лишь вспоминаем…) + Анализ
ВЕЧЕР
Иван Бунин
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небё легким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Год написания: 1909
Анализ стихотворения Бунина «Вечер» 1 вариант
Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.
Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа. Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.
Снова сон, пленительный и сладкий…
Анализ стихотворения «Вечер» Бунина 2 вариант
Поэзия Ивана Бунина удивительно лирична и насыщена философскими размышлениями. Поэт и писатель обладал тонко чувствующей душой, открытой для восприятия всего богатства окружающего мира. Бунин бесконечно любил русскую природу, ощущал свое единство с ней. При этом он оставался очень одиноким человеком. Он никого не допускал в свой внутренний мир. В 1909 г. он написал стихотворение «Вечер», в котором отразил свои размышления по поводу простого человеческого счастья.
Автор анализирует свое состояние летним спокойным вечером. Он признается себе, что испытывает невероятную легкость и самодостаточность. Это наталкивает его на мысль о том, в чем же заключается настоящее счастье. Многие отечественные писатели отмечали загадочное качество русской души, одинаково присущее выходцам из различных социальных слоев. Русские люди всегда идеализируют свое прошлое. Их воспоминания связаны только с самыми лучшими моментами. Настоящее время они считают цепью непрерывных страданий и неудач, а в будущее даже боятся заглядывать.
Бунин обращает внимание читателя на то, что его окружает. Вместо того чтобы жаловаться, нужно всего лишь насладиться настоящим моментом. Может быть в нем и заключается счастье. Оно заложено в самых обычных и привычных будничных вещах («сад осенний», «чистый воздух»). Автор замечает, что человек, занятый своими проблемами, привык не обращать внимания на окружающее, считая его не достойным своего внимания. Нужно изменить свое устоявшееся убеждение и осознать, что до боли знакомый пейзаж и создает ощущение покоя и неуловимого счастья.
Лирический герой, занятый умственным трудом, отвлекается прилетевшей птичкой. Он не испытывает раздражения от внезапной помехи, а наоборот, наслаждается перерывом, который ему подарила сама природа. Даже далекий «гул молотилки» кажется ему чудесным звуком, позволяющим понять ценность своего существования и ощутить радость от возможности чувственного восприятия мира. Человек не может быть счастлив от сложных философских раздумий о судьбах человечества. Он должен воспринимать мир таким, какой он есть. Каждая прожитая минута бесценна, поэтому надо дорожить самой возможностью жизни.
В горах (Поэзия темна, в словах невыразима…)
Стихотворение «Вечер» носит пророческий характер. Когда Бунин был вынужден покинуть Россию, он до конца жизни возвращался в воспоминаниях и творчестве к темам далекого прошлого. Писатель не мог быть счастлив на чужбине, поэтому он пытался по памяти создать образ той России, которой уже никогда не суждено было появиться вновь. Он вспоминал время, когда был счастлив, но до конца не понимал, что всему этому может прийти конец.

Имя на поэтической поверке. Иван Бунин
Вечер.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
1909 год.
Поэзия Ивана Бунина, опирающаяся на реалистические традиции классики, очень по-разному, оценивались в современной ему критике. Русские поэты-модернисты, сторонники «новой поэзии», считали его плохим стихотворцем, не воспринявшим достижений литературы модерна.
Бунин-реалист, в свою очередь крайне отрицательно судил о поэзии «новых литературных течений, решительно не признавая формалистической изощрённости символистов, акмеистов, футуристов, в творчестве которых, говорил он, «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серъёзность, простота, благородства, прямота…»
А именно этими чертами отличалась поэзия Ивана Бунина.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки, на хуторе Бутырки, Орловской губернии.
Отец, Алексей Николаевич Бунин, в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя (1854 – 1855), мать Людмила Александровна, урождённая Чубарова.
До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступает в Елецкую уездную гимназию, не закончив курса, из-за нехватки средств семье на обучение, в 1885 году возвращается домой.
Окончив лишь 4-е класса гимназии, не получив систематического образования, Иван Бунин всю жизнь жалел об этом. Продолжил образование под руководством старшего брата Юлия, закончив дома курс гимназии, много занимается самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
Сердечная боль за простой русский народ, наглядно проступает в стихотворении «Деревенский нищий», написанное Иваном Буниным в 1886 году, когда ему было всего 16 лет.
В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит
В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый нищий, седой инвалид;
Изнемог он от дальней дороги
И прилёг под межой отдохнуть…
Солнце жжёт истомлённые ноги,
Обнажённую шею и грудь…
Видно, слишком нужда одолела,
Видно, негде приюта сыскать,
И судьба беспощадно велела
Со слезами по окнам стонать…
Не увидишь такого в столице:
Тут уж впрямь истомлённый нуждой!
За железной решёткой в темнице
Редко виден страдалец такой.
Он идёт из селенья в селенье,
А мольбу чуть лепечет язык,
Смерть близка уж, но много мученья
Перетерпит несчастный старик.
Он заснул… А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси…
Грустно видеть, как много страданья
И тоски и нужды на Руси!
Проникновенное, по своей эмоциональной убедительности,
следующее стихотворение, Ивана Бунина:
Родина.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
1891 год.
В 1898 году Иван Бунин женится на Анне Цакни – гречанке, дочери эмигранта и революционера из Греции Николая Цакни, редактора и издателя из Одессы. Первый брак не приносит счастья.
Его избранница не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. В 1900 году супруги расстались, их сын Николай в 1905 году скончался от скарлатины.
Второй женой с 1906 года была Вера Муромцева (1881-1961), происходящей из дворянской профессорской семьи. С ней он познакомился в 1906году. Вера Николаевна была предана Ивану Алексеевичу до конца его жизни, став его верной помощницей в делах. Обладая большой духовной силой, помогала стойко переносить все невзгоды и тяготы эмиграции.
Вера Николаевна имела ещё и великий дар терпения и всепрощения, что было немаловажно при общении с таким трудным и непредсказуемым человеком, каким был Иван Алексеевич. Были случаи и измен Ивана Алексеевича и Вера Николаевна, даже на время, вынуждена была уходить из семьи. Детей в семье не было.
Гибельное забвение нравственных основ жизни, в погоне для обогащения себя, за счёт жестокой эксплуатации трудового народа, описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
В 1933 году, Иван Бунин, первый из российских писателей, получил Нобелевскую премию, по литературе, за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы.
После Ивана Бунина, в последующие годы, Нобелевскую премию по литературе, получили ещё четыре писателя с России: Б.Л.Пастернак-1958 год, М.А.Шолохов-1965 год, А.И.Солженицын-1970 год, И.А.Бродский-1987 год.
Надо сказать, в 2015 году, первой после 1987 года, Нобелевскую премию
по литературе, получила русскоязычная писательница Светлана Александровна Алексиевич, и стала первой в истории независимой Белоруссии лауреатом престижной премии по литературе.Была членом СП СССР с 1983 года.
Её произведения: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».
Чета Буниных много путешествовала.
В 1910 году посетили Европу, а затем Египет и Цейлон, с осени 1912 по весну 1913 года были в Турции и Румынии, с1913 по 1914 год жили на острове Капри – Италия.
В апреле-мае 1907 года Иван Бунин, с женой, посетил Палестину, Сирию и Египет, как христианский паломник. Здесь он остро почувствовал горькую красоту древней, тогда ещё совсем пустынной страны и написал цикл стихотворений на библейские темы. Вот одно из них:
Да исполнятся сроки.
— Почто, о Боже, столько лет
ты мучишь нас в пустыне знойной?
Где правый путь? Где отчий след
к стране родимой и спокойной?
— Мужайтесь, верные! Вперёд!
Я дал вам горький лист оливы,
Но слаще будет он, чем мёд
От тех, чьи руки нечестивы.
Прямые коротки пути.
Потребна скорбь, потребно время,
Чтобы могло произрасти
На ниву брошенное семя.
1916 год.
С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует,
а остаётся в Одессе, но приветствует взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично, благодарит прибывшего 7 октября в Одессу генерала А.И.Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ – Осведомительное агентство –по агитации и пропаганде идей Белого движения при Вооружённых силах Юга России.
В феврале 1920 года при подходе большевиков, не принимая их политику, покинул Россию и эмигрировал во Францию. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, трагически звучат строки, его известного стихотворения:
***
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
25.06.1922 год.
Много и плодотворно занимался Иван Бунин, в эмиграции, литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В эмиграции вёл активную общественную деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями националистического и монархического направления, регулярно печатал публицистические статьи.
Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) Иван Бунин провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грассе, департамент Приморские Альпы, во Франции.
Во время войны Иван Бунин решительно отказался от всяких контактов с гитлеровцами.
С радостью встретил победу советского народа над фашисткой Германией.
Некоторые произведения как «Окаянные дни» в СССР напечатаны только с началом перестройки.
В последние месяцы жизни Иван Бунин работал над литературным портретом А.П.Чеховым, работа осталась незаконченной.
Умер Иван Алексеевич Бунин, в возрасте 83-х лет, 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л.Н.Толстова «Воскресение».
Похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев – де-Буа, близ Парижа.
Оставшись вдовой, Вера Николаевна написала и издала две книги литературных воспоминаний о писателе Иване Бунине: «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».
Через 7-мь лет, в 1961 году, рядом, нашла успокоения и верная и самоотверженная спутница по жизни – Вера Николаевна.
Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик, запечатлевший Россию конца ХIХ – начала ХХ века, и одногодок, на удивление, Владимира Ильича Ленина.
Иван Бунин сам больше причислял себя к поколению Ивана Тургенева и Льва Толстого, нежели к поколению Горького и Вересаева.
В заключение повествования о жизненном и творческом пути Ивана Алексеевича Бунина, хочется сказать, что он по праву является национальной гордостью русского народа и как первый лауреат Нобелевской премии по литературе.
Из поэтического наследия Ивана Бунина.
***
Ночь печальна, как мечты мои.
Далеко в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий…
В сердце много грусти и любви.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно!
— Путь далёк, глухая степь безмолвна.
Ночь печальна, как мои мечты.
1900 год.
***
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
1918 год.
Осыпаются астры в садах…
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи.
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья…
1888 год.
Но притворщица отстала,
Ловко семечки грызёт,
Говорит, что в сердце жало,
Яд горючий унесёт.
Говорит…А что ж играет
Яркий угольный зрачок?
Солнцем, золотом сияет,
Но бесстрастен и далёк.
Сколько юбок! Ноги стройно
Облегает башмачок,
Стан струится беспокойно,
И жемчужна смуглость щёк.
Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса,
Счастье, молодость, свобода,
Солнце, степи, небеса.
1889 год.
Помню долгий зимний вечер.
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина:
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз –
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз…
1887 год.





