гуманитаризация образования что предполагает

гуманитаризация образования что предполагает

Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».

Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.

гуманитаризация образования что предполагает

Ведущая идея

В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.

Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.

Каковы основные тенденции развития образования?

Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:

гуманитаризация образования что предполагает

Актуальные проблемы современности

Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.

Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.

гуманитаризация образования что предполагает

Цели и задачи подхода

Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.

Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.

гуманитаризация образования что предполагает

Мнения экспертов

Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.

А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.

гуманитаризация образования что предполагает

Особенности подхода

Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.

гуманитаризация образования что предполагает

Важные аспекты

В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.

К примеру, выбрав авторский учебник по химии, педагог вносит в него дополнительно блок, направленный на развитие и совершенствование практических навыков.

Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.

Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.

Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.

Критерии эффективности

При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.

Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:

Отличительные особенности гуманизации

Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.

Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.

Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.

Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.

гуманитаризация образования что предполагает

Заключение

Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.

Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.

После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.

Источник

Гуманитаризация образования

Полезное

Смотреть что такое «Гуманитаризация образования» в других словарях:

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно… … Российская педагогическая энциклопедия

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Гуманитаризация образования — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решатьглавные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — – установление гармонического равновесия между естественно математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности … Педагогический словарь

гуманитаризация — и, мн. нет, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

гуманитаризация — и, ж. humanitaire adj. Ориентация каких л. видов человеческой деятельности (образования, творчества и т. п.) на достижения гумантарных наук. Г. школьного обучения. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… … Российская педагогическая энциклопедия

Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия

Источник

«ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ».

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

слушателя курсов «Формирование инновационного пространства образовательного учреждения».

Кисленко Лилии Михайловны

Учителя английского языка ГБОУ СОШ № 1159, САО.

«ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ».

1.ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ…………………СТР.4

2.НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ…………………………………………………….…………………СТР.6

3.ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………….СТР.8

4.СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕММЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………………….СТР.8

5.ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………СТР.10

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
» Идеи гуманизации и гуманитаризации
» Осуществление воспитания в контексте культуры;
» Создания открытых воспитательных систем;
» Возврата воспитания в семью;
» Поддержки и развития индивидуальности;
» Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В соответствии с поставленной целью, были выдвинуты следующие задачи моего реферата:
1.Частично раскрыть содержание гуманитаризации и гуманизации в современных условиях образования: роль образования и его гуманитаризации в процессах формирования социальных отношений в условиях современной цивилизационной ситуации;

2.Охарактеризовать принципы и цели гуманитаризации образования.

3. Проанализировать существующие теоретические взгляды на проблему гуманитаризации школьного образования и пути ее достижения;

1.ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

И.В. Бестужев-Лада,
Российская академия образования

На основе этой статьи можно выделить следующие понятия:

Гуманизация высшего образования означает прежде всего, что образование это не только и, может быть, не столько формирование из студента профессионала в соответствующей области, который действует, руководствуясь узкопрофессиональной логикой, но профессионала, укорененного в общечеловеческой культуре, обладающего лучшими человеческими качествами /творческими способностями, уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой и т.д./.

2.НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

Современная ситуация в мире, характеризующаяся, в частности, возникновением и чрезвычайным обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продолжит руководствоваться принципами потребительства и «господства» над природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его близится к печальному завершению. Абсолютно необходима срочная переориентация деятельности мирового сообщества с подавления природы на конволюцию с ней, отдельных энтомологических общностей с конфронтации и соперничества на диалог и сотрудничество друг с другом.

Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью, переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. Мы переживаем, образно говоря, «эпоху бездомности»: человек чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в XX веке «распад связи времен», во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.

Высшая школа России в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование, осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования. Сегодня в высшую школу приходят молодые люди, чье формирование происходит в условиях радикальной смены политической и экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения прежних нравственных ориентиров.

Надо помочь в формировании их внутренней культуры, в формировании у них истинной иерархии ценностей.

Указанные факторы / число их легко увеличить/ говорят в сущности об одном: общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.

3.ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 Гуманитаризация образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной и целенаправленной /системной/ деятельности многих структур института: кафедр социально-гуманитарного цикла, кафедр специальных и общетеоретических, управленческих подразделений, коллективов студентов;

 Гуманитаризация образования может быть достигнута только преподаванием широкого и постоянно обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социально-гуманитарным наукам;

 Гуманитаризация образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;

 Гуманитаризация образования требует отказа от дегуманизированной системы образования, рассматривающей человека только как объект педагогического воздействия и подвергающей всех студентов обработке одними и теми же методами по предприсанной свыше прогамме;

 Гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.

Создающаяся и развивающаяся система гуманитаризации образования призвана способствовать достижению следующих целей:

 Овладению будущими специалистами гуманитарной культурой; преодолению узости и однобокости их мышления;

 Формированию специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;

 Развитию у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.

4.СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕММЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5.ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ

О. Е. Лебедев
председатель Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор

Важнейшим принципом развития российской школы является гуманизация образования, под которой понимается преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ребенку, его проблемам и интересам, переход к «детоцентристской» образовательной системе. Гуманизация образования представляет собой многосторонний процесс, включающий изменение целей образования, его содержания, условий образовательной деятельности, ценностных отношений участников образовательного процесса

Опыт петербургской школы показывает, что к числу основных факторов гуманизации школьного образования можно отнести: его дифференциацию, направленную на формирование многовариантной образовательной системы; переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования; демократизацию образования, которая выражается прежде всего в создании государственной системы автономных образовательных учреждений; создание эффективной системы социально-педагогической защиты учащихся; гуманитаризацию содержания образования.

Современное общее образование можно рассматривать как гуманитарное, научное и технологическое. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Смысл гуманитаризации образования состоит в превышении гуманитарных аспектов общего образования в его фундамент. Только в этом случае возможно достижение учащимися тех уровней образованности, которые создадут основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способны решать личность на основе использования социального опыта.

Можно выделить пять основных результатов школьного образования, каждый из которых достигает определенная часть выпускников средней школы.

1) формирование фрагментарных знаний в различных предметных областях;

2) достижение уровня информированности, который характеризуется системными знаниями в изучаемых предметных областях и способностью репродуцировать их;

3)достижение уровня допрофессиональной компетентности,достаточного для получения профессионального образования в определенной должности;

4) достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориетации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности;

5)достижение уровня методологической компетентности, достаточного для решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач.

Задача заключается в том, чтобы существенно увеличить долю учащихся, достигающих уровней общекультурной и методической компетентности. Решение данной задачи основывается в значительной мере на гуманитаризации школьного образования.

В школьной практике используется ряд путей гуманитаризации образования:

-увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин

— увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин

— разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам

— выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук

Происходящие изменения чаще всего обеспечивают некоторый мотивационный эффект, способствуют расширению культурного кругозора учащихся, отказу от привычных идеологических стереотипов и традиционных взглядов на проблемы личности и общества. Но при этом далеко не всегда происходят качественные изменения в уровне образованности учащихся.

Несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, сохраняется острая потребность в системном философско-методологическом анализе проблематики гуманитаризации образования.

Источник

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития науки — усиливающуюся дифференциацию науч. направлений. Это приводит к Значит. дисгармонии в иерархии целей учёного, повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистич. целей. Преобладание техно-кратич. подходов ведёт к утрате гуманистич. осмысленности существования науки. Но в развитии науки процессы дифференциации в Значит. мере компенсируются синтезом разл. направлений, в т. ч. и находящихся на достаточно далёком расстоянии друг от друга. Такой синтез заставляет учёного мыслить общекультурными категориями, происходит возрождение смысловой компоненты науч. поиска.

Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократич. разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логич. аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социо-культурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных науч. знаний, а не через общечеловеческое содержание шк. дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть к-рый можно, только реализуя принципы «предметности» и «содержательности» в. широком культурном контексте.

Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Защитный механизм культуры способствовал преодолению потребительского отношения человека к природе, придал импульс развитию экологич. знаний, благодаря чему человечество осознало необходимость ох — раны природеой среды обитания как глобальную проблему. В центр внимания общественности были выдвинуты проблемы безопасности и охраны труда, сохранения здоровья и интеллектуального развития людей, занятых в обществ. произ-ве. Только культура в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, т. к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто техн. границы и превратилась в серьёзную нравств. проблему. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного техн. и технол. проекта.

Однако совр. проф. образование мало что даёт будущему специалисту для его нравств. самоопределения, для этич. оценки разрабатываемых техн. идей. Даже общепризнанный нравств. императив «человек — мера всех вещей» не превращается в такой ситуации в руководство к действию. Систему массового образования не ориентирует учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенствовать себя, быть самими собой, связывать самопознание с самоопределением (а свои занятия с общекультурными ценностями).

В наиб. острой форме проблема Г. о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. На определённых этапах развития пром-сти от специалиста требовалось в первую очередь мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство, рассматриваемое как алгоритмические, операц. умения, всё в большей степени замещается возможностями техн. устройств. Такая же судьба ожидает механич. заучивание фактов и сведений, на смену к-рому приходит использование компьютерных баз данных.

В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но совр. дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техн., так и к гуманитарным дисциплинам). Нередко этим трём необходимым компонентам образования учат отдельно, без достаточной связи одного с другим, хотя каждый из них приобретает смысл лишь в контексте целого: понимание и образ ситуации без умения действовать беспомощны, а действие без образа понимания может быть ошибочным. На совр. этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технол. процессов, к совершенным алгоритмич. умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетич. и этич. отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.

Быть может, в этом проявляется закономерность развития мира? Может, в этом и состоит нарождающаяся на наших глазах новая технократич. культура? Эти и др. вопросы поставил в 70-х гг. 20 в. Ч. Сноу, зафиксировав реально существующие сложности взаимоотношений между естеств.-науч. и техн. знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием — с другой. Такой подход ведёт к разрушению понимания культуры как целостного явления. Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.

С поэтич. яркостью выразил своё представление о культуре M. M. Бахтин: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».

Науч.-техн. прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние — формирующее и деформирующее. Следствием техн. прогресса являются дегуманитаризация и дегуманизация образования, к-рые в принципе противоречат стратегич. потребностям общества. Формируются поколения технократов, споспособных ради демонстрации интеллектуальных возможностей пренебречь жизненными интересами человечества.

По мысли П. А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность». Именно культура, а не общество и коллектив, определяет формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, пед. несостоятельностью Значит. части образоват. заведений. Хороший коллектив вряд ли можно считать достаточным условием для развития полноценной личности; гипертрофированное представление о его воспитат. роли отрицательно сказывается на состоянии общества и развитии отд. человека. Как показывает опыт, при таком подходе формировались функционеры, носители тех или иных социальных ролей, субъекты молчаливого голосования, а не активные деятели, способные принимать ответств. и самостоят. решения. Важнейшее значение, т. о., имеют характер и направленность деятельности уч. заведения, где формируется будущий гражданин.

Идея Г. о. заставляет обратиться к наиб. перспективным психолого-пед. теориям развития человека (Л. С. Выгот-скогО; Ж. Пиаже и др.), на основе к-рых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания.

Одно из важнейших практич. направлений Г. о., в своём совр. виде отражающее снижение уровня духовной культуры, — пересмотр уч. программ по т. н. социально-экон. дисциплинам. Мировое филос. и общекультурное наследие превращены в них в катехизис, предназначенный для широкой аудитории, вне зависимости от целей и уровня обучения. Опущены или вскользь упоминаются мн. филос. и этич. школы и направления (в т. ч. отеч. нравств. философии). В учебниках и пособиях необходимо в доступной форме более полно изложить содержание филос. и этич. концепций. Уч. лит-ра по этим предметам призвана оказывать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового культурного наследия.

В подобной переориентации нуждаются и учебники по естеств.-науч. и техн. дисциплинам. Они могут стимулировать исследоват. интерес учащихся, если их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психол. портреты учёных, описания стилей исследоват. поиска и т. п. Такой учебник будет затрагивать не только ум, но и душу человека, способствовать формированию мировоззрения.

Однако общая культура и культура науч. поиска не усваиваются с помощью учебников; гораздо более важную роль играет личностное общение ученика с учителем. Поэтому коренная проблема Г. о. — личность учителя и воспитателя. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания пед. кадров. Недостаточно просто увеличить субсидии нар. образования на повышение заработной платы — это приведёт лишь к повышению престижности профессии учителя, основанной на конъюнктурно-сти. Задача предстоящей в кон. 20 в. работы по пересмотру организац. и метод. принципов школы — создать такие условия, чтобы учителями становились только по призванию, а пед. профессию сделать самой уважаемой в обществе и самой ответственной.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *