гыйба в исламе что это
Гыйба в исламе что это
Сдаются складские помещение по адресу г.Тольятти, ул. Базовая 46. По вопросам аренды просим обращаться по телефону 89272684411, Эдуард.
Сплетни(Гыйба) в Исламе
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть».
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим.
Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: “Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба на него». Они сказали: “О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад.
Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я стала изображать перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!»» Абу Дауд, ат-Тирмизи.
Имам ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. Также ученые отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: “Да простит нас Аллах”, или: “Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо.
Положение “аль-гъиба” в шариате
Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещено (харам), и на это указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам аль-Къуртуби говорил: “По единогласному мнению (иджма’), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом”. “Тафсир аль-Къуртуби”.
О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе
Гъиба – это поедание мяса людей
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).
В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”.
Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!”.
Так же Аллах сказал в суре Письменная трость: Твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем. Посему не повинуйся обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей.
Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад, Абу Дауд.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!».
Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!»”.
А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!
Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!”.
Гъиба – это зловонье
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих»”. аль-Бухари.
Имам ас-Самаркъанди говорил: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!”.
Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!
Гъиба способна осквернить целое море
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Достаточно тебе и того, что Сафийя (жена его) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!»” Абу Дауд, ат-Тирмизи.
Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности гъиба, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня в запрещении гъиба”.
Гъиба – это признак лицемерия
Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» Абу Дауд, Ахмад.
“Этот хадис указывает на то, что гъиба – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет веры в их сердцах”.
Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого ее делают
Гыйба в исламе что это
Гыйбат – это когда кто-либо говорит другому о недостатках отсутствующего человека, с целью высмеять или обвинить его. Гыйбат в Исламе запрещен – харам. Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не гыйбат. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, – все это является гыйбат. Сообщать о недостатках письменно, делать знаки глазами, пальцем, поворотом головы и т.п., – все это равносильно осуждению вслух. Так же будет считаться хулой, если кто-нибудь скажет: “такой-то человек был бы очень хорош, если бы не… то-то и то-то”.
В священном Коране есть прямое предостережение:
“О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, Аллах – обращающийся, милостивый!” (49:12)
Как видно из Корана, тот, кто заглазно осуждает, – все равно, что ест мясо мертвого человека.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала: “В присутствии Посланника, я сказала про одну женщину, что слишком уж высока она ростом. “Вынь изо рта!” воскликнул он. (К своему ужасу) я выплюнула кусок мяса”.
Сказано в хадисе: “В Судный день будет открыта книга благих дел человека за его поклонения. Человек заглянет в нее и воскликнет в ужасе: “В той жизни я прилагал много усилий, совершая такие-то и такие-то поклонения, но их здесь нет!” Ему ответят, что исчезнувшие благие дела за его продолжительные усилия, были переписаны в книги тех, которых он осуждал заглазно (совершал гыйбат)”.
В другом хадисе сказано: “В Судный день откроется книга благих дел человека, и он увидит, что ему записаны благости за деяния, которые он не совершал. Ему скажут, что сюда переписаны благости тех, кто его заглазно осуждал”.
Заглазное осуждение человека, к примеру, о том, что он не читает ежедневные молитвы, или пьянствует, или не чист на руку, или что он сплетник; или обсуждение его телесных недостатков: к примеру, говорить что он глухой, косой, хромой, – все это является гыйбат. Если это будет сказано с сожалением, или с целью похвалить его (например: хоть и хромой, а в мечеть ходит чаще других), то это не будет гыйбат. Все зависит от искренности намерения говорящего.
Например, сказать, что в этой деревне полно пьяниц или атеистов, – не будет гыйбат, так как не было упомянуто чье-либо имя.
Если человек не пропускает свои молитвы, постится, но в то же время притесняет других, преследует, отбирает их имущество, сплетничает, клевещет, заглазно осуждает окружающих, то предупреждение других о таком человеке не будет гыйбат. Так как выявление и осуждение преступников, совершающих тяжкий грех, открыто, без стеснения, не является грехом, а стало быть, не только не гыйбат, но и прямая ваша обязанность. Ведь истинная ваша цель – предупредить окружающих и предотвратить преступление.
В хадисе сказано: “Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб стыдливости – не будет гыйбат” (джильбаб, – это большая женская накидка).
Можно сообщить отцу молодого человека или подростка о том, что он совершает недозволенное – харам. Но только в том случае, если есть уверенность, что отец захочет и сможет удержать от повторных грехов сына или дочь, или других членов семьи. Если такой уверенности нет, то лучше этого не делать, так как это путь к возникновению вражды.
В шести случаях заглазное обсуждение не будет гыйбат:
1) Подача жалобы. Притесненному дозволяется пожаловаться правителю, судье или кому-то другому, у кого есть власть или кто может справедливо разрешить его тяжбу с притеснителем. И тогда он говорит: “Такой-то притесняет меня так-то”.
2) Просьба о помощи для прекращения чего-то порицаемого и для возвращения непокорного на путь истинный. Тогда, обращаясь к тому, чья власть требуется для прекращения порицаемого, следует сказать: “Такой-то делает то-то, а я удерживаю его от этого”, или подобное этому. Его цель – добиться прекращения чего-то дурного. Но если его цель – не это, то тогда это запрещено.
3) Просьба о решении (фатва). Тогда следует сказать: “Меня притесняет мой отец, или мой брат, или мой супруг, или такой-то, таким-то образом, есть ли у него на это право? И как мне избавиться от этого и получить то, что принадлежит мне, и защититься от притеснения?” И подобное этому. Это допустимо в случае необходимости, однако, лучше и разумнее сказать так: “Что ты скажешь о человеке или муже, или супруге, который поступает так-то?” Так он добьется цели, не называя его имени. В то же время, допустимо и назвать обидчика.
4) Предостеречь мусульман от зла и дать им совет. Для этого есть несколько случаев. Среди них – отвод тем передатчикам и свидетелям, в которых сомневаются. Это дозволяется для всех мусульманам, и это – обязанность, в случае необходимости. Среди них: советоваться о вступлении в брак с каким-то человеком, или советоваться о сотрудничестве с ним, или о том, чтобы отдать ему чего-либо на хранение, или о ведении дел с ним, или о другом, или о том, становиться ли его соседом. Тот, кто дает совет, обязан не скрывать его положение, но о его недостатках говорить, имея целью дать доброе наставление. Среди них: когда кто-то увидит, что некто, обучающий фикху, у которого он приобретает знания, впал в ересь или отклонился от правильного пути, и он боится, что этот преподаватель фикха может этим принести вред. Он должен дать ему добрый совет и разъяснить ему его положение, при условии, что он имеет целью именно добрый совет. Это то, в чем может быть допущена невежливость. Возможно, что говорящим движет зависть, и это его попутал шайтан, и ему только кажется, что это добрый совет, пусть он поймет это. Также когда есть кто-то, в чьих руках власть, но он не пользуется ею должным образом, или потому, что не годится для этого, или потому, что он – нечестивец или невежда, или подобное этому. Следует рассказать об этом тому, кому он подчиняется, чтобы он отстранил его и назначил на его место того, кто пригоден для этого, или узнал это о нем, чтобы поступить с ним в соответствии с существом его дела, и чтобы не быть введенным им в заблуждение: чтобы постараться побудить его к тому, чтобы поступать правильно, или же заменить его.
5) Если есть кто-то, кто открыто предается своему пороку, например, тот, кто открыто пьет вино, обирает людей, взимает незаконный налог, силой забирает имущество и занимается дурными делами, то дозволяется говорить о том, что он совершает открыто. Но запрещается упоминать другие его пороки, разве что это дозволено по одной из других причин, о которых мы упомянули.
6) Когда человек известен под каким-то прозвищем, например: Хромой, Глухой, Слепой, Косой и т.д., то дозволяется называть его так. Запрещается называть его исключительно так, ради краткости. Если же он позволяет называть его так, без упоминания имени, то тогда это дозволено. Эти шесть причин назывались алимами, и большинство из них признается всеми ими.
Есть много причин, которые толкают человека на гыйбат: враждебное отношение к какому-либо человеку; зависть; желание поддержать мнение присутствующих; желание показать остальным, что у него-то, мол, таких слабостей нет; желание показать свое превосходство над обсуждаемым человеком; желание рассмешить присутствующих; желание пошутить; высказывание удивления и т.д.
Если при вас стали делать гыйбат, то вы тут же должны остановить собеседника и предупредить об опасности совершения греха.
Сказано в хадисе: “Если кто-либо поможет своему брату по вере, когда тот об этом не подозревает, то Аллах поможет такому человеку и в этом и в загробном мире”. Еще сказано: “Если кто-либо защитит своего брата по вере в вопросах чести, то Аллах защитит его от мучений Ада”.
Если человек, при котором происходит гыйбат, не остановит собеседника словом, то станет соучастником этого греха. Если имеется возможность, то надо сразу остановить человека делающего гыйбат, если такой возможности нет, надо тут же встать и уйти. Непростительно в таких случаях выражать свое недовольство покачиванием головы, делать знаки глазами или рукой. Нет! Надо сказать вслух: “Замолчи”.
Искуплением заглазного осуждения является не только раскаяние и сожаление о содеянном, необходимо также получить прощение человека, о котором говорилось.
Также грехом является осуждение умерших.
Аиша поведала, что Посланник Аллаха сказал: “Не ругайте умерших, ибо они уже достигли того, что они уже совершили”. Это поведал ал-Бухари.
Запрещение злословить за спиной и приказание следить за своим языком
“О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их!” (49:11)
“А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили – они берут на себя ложь и явный грех”. (33:58)
Знай, что каждый мусульманин, достигший совершеннолетия обязан следить за своим языком, воздерживаясь от дурного. В случае когда от того, что ты скажешь, нет ни пользы, ни вреда, то лучше воздержаться от разговора.
Абу Хурайра сообщал, что Пророк сказал: “Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и Последний день, говорит благое или пусть молчит”.
Этот хадис явно указывает на то, что говорить следует только то, что является благом, и от чего может быть явная польза. А если есть сомнения в очевидности этой пользы, то говорить не надо.
Абу Хурайра говорил, что он слышал, как Пророк сказал: “Поистине, когда раб Аллаха говорит что-то, хорошо подумав прежде о том, что он говорит (благо это или нет), он при этом удаляется от огня настолько, насколько далеки друг от друга Запад и Восток”.
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Знаете ли вы, что такое злословить за спиной (гыйбат)?” Они ответили: “Аллах и Посланник Его лучше знают!” И он сказал: “Когда ты говоришь о брате своем то, что ему неприятно”. Спросили: “Скажи, а если в нем есть то, о чем я говорю?” Он ответил: “Если в нем есть то, о чем ты говоришь, значит ты злословишь о нем. А если в нем нет того, о чем ты говоришь, значит ты клевещешь на него”. Это поведал Муслим.
ru_muslima
Альхамду лиЛлах, я Мусульманка
Нет мощи и силы кроме как у Аллаха
Разъяснение того, что такое гъиба,и случаев, когда запрещено и когда разрешено придавать огласке греховные действия другого человека
Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.
В своей основе гъиба в отношении мусульман строго запрещена, и является большим грехом по единогласному мнению. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567.
Однако очень часто многие мусульмане не понимают определение понятия «гъиба», делая гъиба тогда, когда это запрещено, и порицая совершение гъиба тогда, когда оно дозволено, а может даже и обязательно!
Несмотря на то, что гъиба в своей основе запрещена, в зависимости от ситуации она может стать дозволенной и даже обязательной. В частности совершение гъиба для опровержения и указания ошибки или заблуждения того, кто искажает Ислам и вводит в заблуждение мусульман, является дозволенным и необходимым, в чем нет среди ученых разногласия.
И как часто некоторые мусульмане возмущаются, когда кто-либо из ученых или обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей, безосновательно порочат ученых и простых мусульман за их спинами, совершая даже не гъиба, а клевету (бухтан). Однако, как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии как «гъиба», говоря: «Не ешьте мясо мусульман!»
Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах «гъиба». Религия Ислам величественней, чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным ни была честь мусульманина, религия наша любимее, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.
И если гъиба является дозволенной, чтобы указать на ошибки, даже в отношении ученых и правителей мусульман, то указание и обсуждение ошибки того, кто не является ученым или правителем мусульман, дозволенно тем более!
И доводов тому, о чем идет речь, в шариате очень много:
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатхуль-Бари” 10/452.
Также от ‘Аиши сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.
Имам аль-Ляйс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: “Эти двое были из числа лицемеров”.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.
Зайд ибн Аркъам рассказывал: “В свое время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: “Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.
Также сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев пророком (мир ему и благословение Аллаха), сказал ему: “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.
То, что во всех этих хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил за спинами этих категорий людей, указывает на дозволенность гъиба в этих случаях!
Имам Ибн Аби Заманин говорил: “Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию”. См. “Усулю-Ссунна” 293.
Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба”. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.
Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.
Таким образом, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия в этом вопросе, и примеров этому в рассказах о саляфах очень много:
Сообщается, что когда некий суфий сказал Ибн аль-Мубараку: «Ты делаешь гъиба!» Он ответил: “Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. “аль-Кифая” 1/45.
‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: “Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. ”Тарихуль-Багъдад” 12/316.
Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что упоминание, обсуждение и опровержение того, что открыто говорит или пишет некий мусульманин, не является запретным видом гъиба, и более того, при необходимости является даже обязательным.
И относительно дозволенности гъиба для указания ошибки или же предостережения, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия.

ru_muslima