какая икона за что отвечает в церкви

Иконы святых — что они означают и для чего нужны

Узнайте все самое интересное и важное о христианских иконах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое иконы

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Иконой в христианстве называют священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или ангелов. Также это может быть изображение святых событий в христианстве. Икона написана с соблюдением определенных иконописных канонов (правил), а также освящена по специальному церковному чину. Освящая иконы святых, Церковь даёт благословение на её использование. Во время обряда освящения священник читает специальные молитвы, также окропляет икону святой водой.

Значение икон в Православии

Иконы Православной церкви не стремятся к натурализму и детальности, изображения на них условны и просты. Их предназначение в том, чтобы через написанный образ мы обращались к Первообразу. Молясь перед иконой, христианин поклоняется и обращается не к расписанной доске, а к тому, кто на ней изображён. Молящийся духовно возносится к этой личности, соединяется с ней. Иконы святых являются напоминанием о высшем, духовном мире и служат проводником, окном в этот мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.

Благодать того, кто изображён на иконе, действует и на саму икону. Поэтому она является святыней, к которой следует относиться с благоговением.

О ценности икон говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма” (“Слова”, том 2).

Приведём также цитату преподобного Иоанна Дамаскина из его “Слов против порицающих святые иконы”:

“…по смерти их [святых] благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях”.

Икона имеет богословско-символическое и эстетическое значение, но она выполняет также миссионерскую, богослужебную функцию. Наряду с Евангелием и другими святынями иконы используются в богослужениях. Икона представляет собой проявление церковного предания, ведь иконопочитание основано на признании основных христианских догматов. Например, догмата о Боговоплощении.

В ветхозаветные времена было запрещено изображать невидимого и неописуемого Бога. Его написанный Образ был бы кощунственным плодом человеческого воображения. Но Сын Божий принял человеческий облик, стал одним из нас, и теперь мы можем свидетельствовать об этом в иконах. Поэтому иконопочитание также является одним из догматов Православной церкви.

История православной иконы

Прообразы икон в виде символических рисунков появились ещё в первые века христианства. К 4 веку широко распространилась роспись храмов с изображением Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Библии. Тогда же, по одной из наиболее распространенных версий, в Египте появились первые иконы.

В 8 веке зародилась иконоборческая ересь (ложное учение), направленное против почитания икон. Оно основывалось на неправильном восприятии ветхозаветного запрещения создания кумиров. Однако в 787 году на Седьмом Вселенском соборе приняли догмат иконопочитания, было сформулировано богословское значение иконы. Иконопочитание окончательно утвердилось в середине 9 века, тогда же сложились определенные иконописные каноны.

Традиции написания икон проникли на Русь в 11 веке. Одними из наиболее известных русских иконописцев были Григорий Иконописец, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Основные типы икон

Существует множество классификаций икон по различным критериям. Так, в зависимости от места пребывания, иконы бывают домовые, дорожные и храмовые, то есть церковные иконы. С точки зрения сюжета иконы делятся на:

Православные иконы святых и их символика

Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.

Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.

Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога. Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом. Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.

Источник

Кто есть кто на иконостасе в православном храме?

Сегодня сложно представить православный храм без высокого многоярусного иконостаса, однако в своем нынешнем виде существовал он далеко не всегда. Для чего он нужен, как формировался и приобрел свой классический вид, сколько ярусов может на нем быть и что на них изображено — разбираемся в слайдах.

Зачем нужен иконостас?

Задача иконостаса — отделять алтарь (место особого священнодействия) от остальной части храма. Еще в первые века христианства эту роль выполняли небольшие решетчатые перегородки. Считается, что нужны они были, чтобы сдерживать напор верующих при богослужении. В IV веке святитель Василий Великий добавил к перегородкам еще и разделительную завесу. Поводом стало поведение диакона, который перемигивался со стоявшей у алтаря женщиной.

Когда алтарная перегородка начала «обрастать» иконами?

В VI веке в перегородку встраиваются высокие колонны, которые сверху перекрываются деревянной балкой — архитравом. К IX веку в центре архитрава размещают распятие, которое позже заменяется иконой Христа. Потом на архитраве начинают помещать и другие иконы (Богородицы, Иоанна Крестителя, ангелов, апостолов, пророков и новозаветных праздников). Пространство между колоннами оставалось открытым. Такой прототип иконостаса назывался темплоном, и именно в таком виде он появился на Руси после ее крещения. В XIII веке открытые участки между колоннами закрываются иконами, а в центре появляются царские врата.

Какие иконы размещались на первых закрытых иконостасах?

К XIV веку на иконостасе начинает выделяться 3 ряда икон: пространство между колоннами заполнили иконы местночтимых (почитаемых в этом месте) святых, а над ними разместились деисусный и праздничный ряды. В таком виде иконостас завершил свое развитие в Византии, а вот в России он продолжил формироваться и к XVI веку пополнился еще двумя рядами икон: пророческим и праотеческим. Такая конструкция из пяти рядов — местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого — дошла до наших дней и считается эталоном иконостасной архитектуры.

Почему нижний ряд называется местным?

Потому что по его краям располагаются особо почитаемые в данном храме иконы: справа — икона с изображением святого или праздника, в честь которого освящен храм, а слева — местночтимая. В центре местного яруса — царские врата. Справа и слева от них — иконы Спасителя и Богородицы. Далее, на северных и южных вратах, изображаются два Архангела — Михаил и Гавриил. Северные и южные врата еще называются диаконскими, потому что через них диакон выходит из алтаря во время службы. Поэтому иногда вместо архангелов на них находится изображения святых диаконов — Стефана и Лаврентия.

А царские врата — почему царские? И что на них изображено?

Первоначально так назывались главные ворота храма. Через них входили император или епископ. Позже наименование перенесли на центральные врата иконостаса. Царскими они стали называться еще и потому, что через них совершается великий вход, когда хлеб и вино переносятся на престол, где затем происходит их преложение в Тело и Кровь Христа. Символически великий вход — это встреча Самого Христа, Царя царствующих и Господа господствующих. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над вратами всегда помещается икона Тайной Вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии.

Что на иконах праздничного ряда?

События новозаветной истории, связанные с рождением Иисуса Христа и жизнью древней Церкви. Сюда входят иконы двенадцати важнейших после Пасхи праздников Православной Церкви: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста. Иногда к ним добавляются другие праздничные иконы: Сошествие Христа во ад, Преполовение Пятидесятницы, Покров и др.

Что такое деисус?

Это третий ряд — центральный и самый важный. В центре расположена икона «Спас в силах» или «Спас на престоле», изображающая Иисуса Христа в виде Судьи. Справа от Иисуса стоит Божия Матерь, слева — Иоанн Предтеча, далее идут ростовые изображения святых. Все они развернуты ко Христу, их руки сложены в молитвенных жестах. Они обращаются к Творцу с молитвой о спасении человечества в день Страшного суда. Отсюда и название этого ряда — деисус, что в переводе с греческого означает прошение, моление.

В пророческом ряду должны быть пророки. Почему там еще и Богородица?

Да, в четвертом ряду находятся ветхозаветные пророки от Моисея и до Малахии (что соответствует временному интервалу от выхода израильтян из Египта и практически до рождения Иисуса Христа). В руках они держат свитки с цитатами своих пророчеств о Христе. А вот в центре пророческого ряда помещается икона Божией Матери «Знамение» — как символ исполнения всех пророчеств.

Верхний ряд — праотцы. А кто это такие?

В узком смысле праотцами называют предков Иисуса Христа по плоти. В более широком значении праотцы — это все святые праведники, жившие в эпоху Ветхого Завета и почитающиеся Церковью как исполнители воли Божией в Священной истории до рождения Спасителя. Праотеческий ряд иконостаса обычно формируют ветхозаветные святые от Адама до времен Моисея. Здесь часто помещаются изображения самого Адама, Евы, Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и других. В центре этого яруса обычно расположена икона Троицы в виде трех Ангелов, явившихся патриарху Аврааму.

А что находится на самом верху иконостаса?

На самом верху иконостаса обычно находится крест или икона Распятия в форме креста. По сторонам креста могут располагаться иконы или изображения предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, иногда жен-мироносиц и сотника Лонгина.

Все ли современные иконостасы состоят из пяти ярусов?

Нет, иконостасы могут иметь разное число рядов. В конце XVII века возникали иконостасы, которые могли иметь шестой и седьмой ярусы. Это ряд страстей апостольских с изображениями мученической кончины апостолов и ряд Страстей Христовых, иллюстрирующий историю осуждения и распятия Христа.
Иконостасы в Греции и на Балканах имеют преимущественно по 3 ряда, да и в России некоторые ярусы часто опускаются (чаще всего праотеческий и пророческий). Большие многоярусные иконостасы можно встретить, как правило, в больших соборах и в древних исторических храмах.

Источник

Икона — в Церкви и в доме

Первое, с чем сталкивается человек, заходя в православный храм, это наличие достаточно большого количества священных изображений – икон. Для православного христианина в этом нет ничего необычного. С детства мы помним, как, приходя в храм с родителями, бабушками и дедушками, получали от них наставление: «Возьми свечку и поставь вон на тот подсвечник перед иконой Спасителя». Вспоминается тот священный трепет, с которым ставили эту свечку, вспоминается и та, по-детски наивная, молитва за папу, маму, бабушку, дедушку и братика с сестричкой. Но больше всего помнятся те добрые глаза, которые смотрели на нас с иконы. Смотрели с такой любовью, что в душе появлялось непередаваемое радостное ощущение, от которого хотелось прыгать и скакать, не замечая ничего вокруг и вопить во весь голос: «Он меня услышал!». И, окрыленные этим радостным чувством, отходили мы от иконы и всю службу стояли, боясь пошевелиться, чтобы эти добрые глаза не начали смотреть на нас с укоризной за то, что не слушаем родителей и балуем в храме. Но робкий взгляд, брошенный на икону, вновь и вновь радовал нас. Спаситель смотрел на нас все теми же добрыми, любящими глазами. И мы вновь радовались тому, что нисколько не огорчили Его своим непослушанием.

какая икона за что отвечает в церкви

Не понимали мы тогда ни великой Тайны Боговоплощения, понятия не имели о православной догматике, мало понимали, о чем рассказывает священник в проповеди, не говоря уже о том непонятном языке, на котором говорят и поют в храме. Но одно мы знали точно: Он нас любит! И подрастая, мы узнавали, что Он любит нас настолько, что распялся за нас на кресте. Распялся за все наши грехи. Уже более понятными становились для нас слова Символа Веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес». Но все те же добрые глаза смотрели на нас с иконы. И мы понимали, что не просто человек изображен на иконе, но Сам Бог. Ибо только Он может взирать с любовью на того, кто каждый день огорчает Его своими грехами. И, не смея поднять глаза, мы просили простить нас за все наши грехи. Но, отходя, все же вновь смотрели на икону и с радостью видели все те же любящие глаза. И тогда мы, искренне веря, говорили себе: «Он меня простил…» Сейчас, с высоты прожитых лет, пройдя через многие жизненные испытания, моля Господа перед Его святой иконой, мы с надеждой говорим себе: «Он любит меня, Он услышит меня и простит за грехи». Оглядываясь в прошлое, мы с удивлением ловим себя на мысли: «Неужели понадобилось прожить столько лет и перенести столько скорбей, чтобы вновь сказать себе по-детски: «Услышал! Любит! Простит!». И вновь радостное чувство переполняет нас от того, что опять взирают на нас с иконы эти добрые, любящие глаза.

Что же такое икона? Откуда берется та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения? Откуда вообще появились иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома и куда их лучше поставить? Как правильно относиться к иконам? Можно ли самим писать и вышивать иконы? Этот список можно продолжать до бесконечности. Но для того, чтобы разобраться, необходимо для начала дать определение иконе и окунуться в историю.

Икона — образ

Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – «во Святом-святых» (Исх. 25, 10 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37). Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне (Чис. 21, 8), и этот змий был образом нашего Спасителя, вознесшегося на крест (Иоан. 3, 14-15). Построив иерусалимский храм, Соломон, по образу скинии, поставил в нем, в самой средине «Святое-святых», два изготовленных из кипариса и позолоченных изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг с другом, другими достигали противоположных сторон храма (3 Цар. 6, 23-28; 2 Пар. 3, 10-13); изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3 Цар. 6, 29; 2 Пар. 3, 7), а также соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2 Пар. 3, 14). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: « Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх. 9, 3).

Иконы в Церкви

какая икона за что отвечает в церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

какая икона за что отвечает в церкви

Итак, почитание икон – это поклонение первообразу. Взирая на икону, мы видим в ней Самого Спасителя, Божию Матерь или святых угодников. Стоит ли говорить, что этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание? Приходя в храм, православный люд возжигает перед иконами свечи, лампады, лобызает священные изображения. Во время богослужения перед иконами воскуряется фимиам – ладан. Перед иконами молятся, совершают молебные пения, с ними совершают крестные ходы. Соответствующее отношение к иконам должно быть и в доме у православного христианина. На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но если нет возможности сориентировать иконы на восток, то можно расположить их в любом другом доступном месте. Главное, чтобы перед иконой было много свободного места, и могла уместиться вся семья на общую молитву. Можно поместить иконы на полочке, или, если их много, развесить на стене. Конечно, в первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери. Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т.е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т.д. Икона Спасителя должна находиться справа от предстоящего, а икона Богородицы – слева. Необходимо также помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону месточтимого святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Если икона обветшала

какая икона за что отвечает в церкви

Довольно частым вопросом, задаваемым прихожанами, бывает о том, что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации. Конечно, икона всегда остается иконой, если даже она потеряла свой первоначальный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбрасывать такие иконы. Их необходимо отнести в храм, где их сожгут в церковной печи. Если нет такой возможности, или в храме нет специальной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое впоследствии не будет осквернено, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревянными и с бумажными иконами.

Другим вопросом, который приходится часто слышать, является вопрос о том, что делать со старыми календарями с иконами, можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими. Ответ однозначный: да. Но сначала необходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освящения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащим восстановлению, т.е. сжечь.

Найденные и подаренные иконы

Зачастую в разговоре с прихожанами приходится слышать о неподдельном и даже паническом страхе перед найденными и подаренными иконами. Люди, подверженные подобным суевериям, начинают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажется, что на икону наколдовали и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Список вопросов по этой теме можно продолжать до бесконечности. Хочу сразу развеять сомнения – в подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество сказаний о чудесных явлениях различных икон Божией Матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история говорит об этом. Но эти иконы с благоговением и, зачастую, с молитвой приносились в храм или на месте явления устраивались храмы и часовни. Так стоит ли бояться найденной иконы? Конечно, нет. Для спокойствия души икону можно освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Также можно поступить и с подаренной иконой. Не стоит искать зло там, где его нет.

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди приносят «ненужные» иконы в храм и оставляют их там. То в свечной оставят, то на подоконнике в храме, то на амвон положат. Мотивация при подобных действиях бывает различная. Это и боязнь найденных или подаренных икон, и ветхость принесенных икон, и какое-то непонятное нежелание человека иметь в доме ту или иную икону. Невольно вспоминается пословица: «На, Тебе, Боже, что нам негоже». Необходимо помнить, что храм Божий – это не склад для «ненужных» икон, тем более что таковых не может быть у православного христианина.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *