камча это что такое
Значение слова «камча»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Камча
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Камча.
камча́ I
1. татарская нагайка, кнут, плеть ◆ В тишине притихшего двора раздавалось только пистолетное щёлканье камчи и жёсткий голос всадника, понукающего коня. Фазиль Искандер, «Слово», 1980—1990 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Камчой с лошади, известно, не то что человека свалить, волка насмерть забить можно, если кто умеет, конечно. П. П. Бажов, «Кошачьи уши», 1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Схватив повод второй лошади, Абдулла вскочил на вороного жеребца и, выстрелив в жену, огрел жеребца камчой. Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, «Белое солнце пустыни», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
камча́ II
1. то же, что камка; китайская узорчатая ткань
Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тиражирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Камча для ногайцев (тюркского народа, живущего в основном на территории Северного Кавказа) — это не просто плеть. Это настоящий символ власти, носить который мог только мужчина. С помощью камчи управляли лошадью, решали споры, изгоняли злых духов, демонстрировали социальный статус и даже убивали врагов.
Фото: Нелля Карабашева
Камча — вместо мерседеса
Икон-Халк — один из крупнейших ногайский аулов в Карачаево-Черкесии. Он расположен в 25 км от республиканского центра — Черкесска. Сегодня здесь живут около 4,5 тысячи ногайцев. И на весь аул осталось всего два мастера, владеющих технологией изготовления традиционной камчи, — это двоюродные братья Назир и Руслан Баисовы.
— Нас никто не учил. Мы были мальчиками, крутились среди старших и смотрели, как они плели камчи. Иногда меня подзывал кто-то из взрослых и просил чем-то помочь. Так мы научились делать наши традиционные плети. Но серьезный интерес к камче у меня появился только сейчас, в зрелом возрасте, — рассказывает Назир Баисов.
Когда в ногайской семье рождался мальчик, для него сразу начинали плести камчу. В процессе плеть заговаривали: одно переплетение — одно пожелание для маленького джигита. Когда сыну исполнялось 12 лет, он получал эту камчу из рук старших. Считалось, что именно с этого момента мальчик становился мужчиной.
Еще сто лет назад ногайцы практически не выпускали камчу из рук: ведь их жизнь была немыслима без лошади. «Без коня ногаец — словно без юрты, без семьи… сирота в степи», — говорили в народе. Поэтому и камча была обязательной частью выходного костюма, а ее использование регулировалось сложным этикетом. Так, каждый ногаец берег свою плеть как зеницу ока — потерять ее считалось большим позором.
Входя в чей-то дом, ногайцы вешали камчу в специально предназначенное для этого место у входа. Заходить в гости с плеткой в руках было запрещено — это означало недобрые намерения. Так делали, только входя в дом врага.
— По камче узнавали ее хозяина, да и всю его биографию, — рассказывает Руслан Баисов. — На рукоятке изображали родовой фамильный знак — тамга. А если человек совершил какой-то подвиг, то этот подвиг тоже изображали. Поэтому не было двух одинаковых камчей, как нет двух одинаковых людей. Если сейчас мужчин узнают по марке машины и номеру, то раньше это делали исключительно по камче.
Фото: Нелля Карабашева
Изыди, нечистая!
— Такой плетью можно было запросто раскроить череп противнику во время боя. Все зависело от силы удара, — рассказывает Руслан. — В рукоятку также могли залить свинец для отягощения удара. Или есть такой вид камчи — «волчатник». Длинная плеть для охоты на волков. Мы же делаем довольно короткие камчи — они предназначены для управления лошадью.
Раньше рукоять камчи могли изготавливать из слоновой кости, золота и серебра, украшать драгоценными камнями. На конце плети делалась бахрома из контрастной по цвету кожи. Такие камчи могла себе позволить только знать, у остальных рукоять была деревянная, причем из особых пород дерева, которые сохраняют одинаковую температуру и зимой, и летом.
Джигиты использовали камчу также для разрешения споров. Для этого существовала своего рода дуэль: противники садились на пол, брали друг друга за левые руки и упирались в оппонента ногами. В правой руке у каждого из них была камча. Затем они начинали по очереди хлестать друг друга плетьми до тех пор, пока кто-то из них не падал. Упавший считался проигравшим, и после этого противники к спору больше не возвращались.
А еще с камчой у ногайцев связано много поверий. Считалось, что она обладает магическими свойствами, к примеру, способна изгнать из человека злых духов. Ее вешали в изголовье кровати девушек, чтобы защитить от нечистой силы.
Фото: Нелля Карабашева
Лучший подарок для ногайского мужчины
Технология изготовления камчи не меняется вот уже сотни лет. Делается она из козьей кожи, которая подготавливается мастером вручную: сначала шкуре дают отлежаться 2−3 недели, потом ее чистят от шерсти, режут на широкие полосы, сушат и снова режут — теперь уже на тонкие ленты по несколько миллиметров в ширину.
В основании каждой камчи устанавливается стержень, скрученный из коровьей кожи. И уже сверху он оплетается тонкими лентами. Количество таких лент в одном изделии может быть разным — от 6 до 32, в зависимости от предпочтений мастера. На плетение одной камчи уходит около трех дней.
Впрочем, это занятие не любит спешки. Еще в старину мужчины аула собирались вместе по вечерам, беседовали и, не торопясь, плели камчи — все это было частью народной культуры.
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
Фото: Нелля Карабашева
— Не сказать, что это тяжелая работа, но она требует умения. И терпения, конечно. Я плету в основном зимой, когда домашней работы меньше, — говорит Назир.
По профессии Назир — плотник, причем потомственный. Может сделать все: от ложки до резного стола. Его брат Руслан живет фермерством: разводит домашнюю живность. Сейчас для обоих изготовление камчи — это хобби, которое не приносит никакой финансовой выгоды.
— У нас не принято продавать камчи. Мы их дарим. На праздники: свадьбу, день рождения. Поэтому не спрашивайте у нас про их цену. Они бесценные, — смеется Руслан.
Фатима Канокова-Карасова, искусствовед:
«Камча для ногайцев — символ власти. Ее передавали по наследству. Обычно изготавливал отец для своего сына. Еще это символ мужского начала. Камчу вешали строго в определенном месте — на правой стороне от входа, на мужской половине юрты, тем самым показывая, что в доме есть хозяин. Рукоять камчи могли сделать не только из дерева или из слоновой кости. Часто использовали для этого козью ногу — это тоже символ мужского начала. Ее обрабатывали и украшали в соответствии с местными традициями.
Когда воин возвращался с боя, по тому, как он держал камчу, определяли исход сражения. Если держал вверх, значит, он вернулся с победой, если вниз — потерпел поражение.
До сих пор камча имеется во многих ногайских домах. Для этого совсем не обязательно держать лошадей. Камча по-прежнему остается символом мужчины. Ее дарят в знак особенного почтения и уважения. У многих камча осталась от дедов и прадедов. И висит она так же, как и раньше, — справа от дверного проема. В народе до сих пор говорят: «Если в доме есть камча, там навеки поселяются изобилие и согласие».
Камча. Символ ногайской власти
Ногайцы – это тюркоязычный этнос, который формировался во взаимоотношениях татар, печенегов, монголов и некоторых других кочевых племён. Имя своё они получили благодаря золотоордынскому беклярбеку Ногаю. В период возвышения Ногая от него зависели Болгарское царство, он воевал с Византией и ходил походами совместно с русскими князьями на Литву и Польшу, разорял Ширван и Дербент.
Камча как она есть
При этом во время плетения плети постоянно проговаривали заговоры, чтобы камча принесла владельцу удачу.
Длина непосредственно плети была примерно той же, что и у рукояти, но существовали и исключения. Плетение было самым разнообразным – оно могло быть змеевидным или представляло собой сплетение из четырёх, десяти и даже сорока отдельных плетей. В качестве материала использовалась кожа, к примеру, козья. Шкуру выдерживали до трех недель, чистили от шерсти, резали на полосы, сушили и уже потом резали на тонкие ленты. К рукояти плеть крепилась с помощью оплетённого лентами стержня, изготавливающегося также из кожи, часто коровьей. На рукоять обязательно наносилась тамга – родовой фамильный знак, что-то вроде печати. Поэтому по камче можно было легко понять, кто перед тобой стоит. И, конечно, у рукояти крепился темляк, дабы камчу не выбили из рук во время боя. На создание камчи уходило от нескольких дней до пары недель и более.
Конечно, камчу всячески украшали и модернизировали. На конце плети размещали пушистые кожаные кисточки, либо наоборот заплетали утяжелитель из металла – тогда камча напоминала волчатку. Правда, обращение с ней менялось, коней такой камчой старались не стегать.
Камчу у ногайцев имели право носить только мужчины, получавшие её по достижении 12 лет. С тех пор потерять камчу считалось чуть ли не преступлением перед родом. Она же служила настоящей биографической книгой её владельца. Каждое крупное событие, каждое достижение в жизни владельца обязательно изображали на рукояти. И горе тому всаднику, чья камча всю его жизнь носила на себе только сиротливую тамгу. Иногда камча передавалась от отца к сыну, но это более относилось к знатным родам, когда камча становилась уже символом власти, но об этом отдельно.
Оружие, символ власти и магия
Использовали камчу и во время разрешения различных споров, когда ситуация становилась безвыходной. Спорщики садились, брали друг друга за левую руку и упирались в противника ногами. В правой руке у них была только камча. Орудуя ею, они начинали нещадно хлыстать оппонента до тех пор, пока кто-нибудь не терял сознание или не терял силы.
Камча у мурз, беев и нурадинов (аристократические титулы и военно-административные звания) была символом власти. И, конечно, с простым древком с кожаной плетью камча знатного ногайца имела мало общего. Камчу высокопоставленного ногайца изготавливали совсем из других материалов. Рукоять делали из слоновой кости, серебра и даже золота. Она украшалась драгоценными камнями. Кожа для плети бралась самая экзотическая и была разных цветов, поэтому кисточка на конце камчи казалась каким-то смертельно опасным цветком.
Одна из крылатых фраз, приписываемая некоему Дильдебаю из Жетысу (область в Центральной Азии в районе озёр Балхаш и Иссык-Куль), гласила: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Что тут сказать? Не поспоришь.
Родственница нагайки и волчатки
Чем проучить дурака?
Дурака изготавливалась двумя способами. Либо крайне прочную древесную палку оплетали кожаными полосками, либо вся дурака долго и упорно плелась из кожи по аналогии с современными резиновыми дубинками. Поэтому дураку рассматривать в качестве плётки для лошади невозможно. Ярко выраженной ручки, к примеру, у дураки нет.
Непосредственное применение
Изначально станицы пользовались большими вольностями. В частности, в станицах было введено самоуправление, а функции правопорядка возлагались на атамана. Так, в Черноморском казачьем войске даже громоздкая и бюрократическая реформа 1842 года не смогла выбить из станиц привычку к самоуправлению. И в подобном разрезе дурака была как нельзя кстати, дабы не тревожить высокое начальство дурным новостями о неспособности местных властей навести порядок. Применение такого орудия при наведении правопорядка не влекло за собой больших последствий и оставалось несколько келейным. К тому уже, несмотря на сложившийся стереотип, традиционную шашку казаки снимали со стены крайне редко, а её применение было возможно либо во время войны, либо в экстренных случаях.
Одним из любимых развлечений на Масленицу и на Святки были кулачные бои. Конечно, подобные тренировочные и одновременно развлекательные мероприятия проходили согласно строгим правилам. Внутри самих команд было деление на младших и старших казаков, дерущихся в разные этапы. Также внутри каждой команды были выбраны атаманы, а старики-ветераны заседали в своеобразном жюри, хотя могли по желанию и вспомнить молодость.
Естественно, иногда кого-то из бойцов, а то и сразу нескольких, накрывал такой кураж драки, что те не могли удержать себя в рамках разумного. Именно поэтому в сторонке стояла пара казаков с дураками, чтобы быстро привести в чувство дерущихся.
Как ни странно, но подзабытая дурака производится и сейчас. Плетут дураки особые мастера – нагаечники. Не путать с презрительным прозвищем разношёрстных революционеров начала прошлого века, данным ими казакам, которые, следуя приказу начальства, разгоняли «несанкционированные митинги» знаменитыми нагайками.
Сейчас, конечно, никто дерево не оплетает. Сердцевиной современной дураки является стальной витой шнур, оплетённый натуральной кожей. Часто в качестве наконечника используется свинец в кожаном мешочке или оплетённый кожей, что, конечно, не совсем аутентично и близко к волчатке. И, конечно, плетение нынче самое затейливое. Есть дураки, словно обшитые змеиной кожей. При этом дурака выглядит куда «интеллигентнее», нежели хулиганская западная бита, и требует сноровки и, безусловно, ответственности.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Казахская камча: как с помощью плети изгоняют злых духов и общаются без слов
Сложно представить казахского всадника без традиционной камчи. С помощью плети он и конем управляет, и в сражении защититься может. Однако со временем применение традиционного атрибута стало шире. Корреспондент «МИР 24» Тимур Сандыбаев – подробнее.
В шаманских ритуалах камча незаменима. С ее помощью отпугивают злых духов и джинов. Поверье гласит: нечистая сила боится не ударов плетью, а запаха лошадиного пота, которым пропитан кнут.
«Чем старее камча, тем она могущественнее. Мне моя досталась от учителя в 1991 году, тогда я получила благословение баксы. До этого он сам ей пользовался, даже не знаю, сколько лет. А вот этой я вас лечила, ее я купила 10 лет назад. Просто шла по базару и вдруг ее заметила», – рассказала баксы Катша Коныспаева.
Ритуал шаман проводит с закрытыми глазами. Общению с духами это не мешает, а вот пациентам приходится беречь голову.
Кыз Куу, или «Догони девушку» – народная казахская забава. Парень пытается догнать понравившуюся девушку и поцеловать ее. Но если у него не получилось, всадники разворачиваются, и преследователь убегает сам.
Во время Кыз Куу не один парень выходил за девушку. Это могли быть 10-15 человек, и если у нее хорошая лошадь, она могла их все отшить.
Нередко такие скачки становились для джигитов настоящим испытанием. Как правило, отцы давали дочерям самых быстрых скакунов, а камчу подлиней и пожестче. Поэтому поцелуй получали те, кому девушки давали поблажку во время гонки.
«Здесь используется рог архара, горного козла. Это эксклюзивная работа наших мастеров. Будем надеяться, что будет висеть у кого-то дома в хорошем месте», –рассказал руководитель компании по производству конной амуниции Айдос Садыков.
По камче можно многое было узнать о человеке и его намерениях. Плеть, брошенная к ногам человека, вызов на поединок. Сложенная вдвое камча говорила о дружелюбном расположении. Кнут, который волокли по земле, означал только агрессию. Если гость подъезжал к юрте и оставлял камчу висеть в седле, это был знак хозяину дома, что путник скоро уедет.
Камча. Символ ногайской власти
Камча как она есть
Камчу начинали плести сразу же после того, как в семье рождался сын, а во время самих родов над женщиной обязательно вешали отцовскую камчу. Порой во время родовых схваток женщин даже пороли камчой, дабы плод быстрее вышел. Сама камча представляла собой достаточно короткий кнут с рукоятью не более сорока сантиметров в длину, к которой и крепилась кожаная плеть. При этом во время плетения плети постоянно проговаривали заговоры, чтобы камча принесла владельцу удачу.
Длина непосредственно плети была примерно той же, что и у рукояти, но существовали и исключения. Плетение было самым разнообразным – оно могло быть змеевидным или представляло собой сплетение из четырёх, десяти и даже сорока отдельных плетей. В качестве материала использовалась кожа, к примеру, козья. Шкуру выдерживали до трех недель, чистили от шерсти, резали на полосы, сушили и уже потом резали на тонкие ленты. К рукояти плеть крепилась с помощью оплетённого лентами стержня, изготавливающегося также из кожи, часто коровьей. На рукоять обязательно наносилась тамга – родовой фамильный знак, что-то вроде печати. Поэтому по камче можно было легко понять, кто перед тобой стоит. И, конечно, у рукояти крепился темляк, дабы камчу не выбили из рук во время боя. На создание камчи уходило от нескольких дней до пары недель и более.
Конечно, камчу всячески украшали и модернизировали. На конце плети размещали пушистые кожаные кисточки, либо наоборот заплетали утяжелитель из металла – тогда камча напоминала волчатку. Правда, обращение с ней менялось, коней такой камчой старались не стегать.
Камчу у ногайцев имели право носить только мужчины, получавшие её по достижении 12 лет. С тех пор потерять камчу считалось чуть ли не преступлением перед родом. Она же служила настоящей биографической книгой её владельца. Каждое крупное событие, каждое достижение в жизни владельца обязательно изображали на рукояти. И горе тому всаднику, чья камча всю его жизнь носила на себе только сиротливую тамгу. Иногда камча передавалась от отца к сыну, но это более относилось к знатным родам, когда камча становилась уже символом власти, но об этом отдельно.
Оружие, символ власти и магия
Использовали камчу и во время разрешения различных споров, когда ситуация становилась безвыходной. Спорщики садились, брали друг друга за левую руку и упирались в противника ногами. В правой руке у них была только камча. Орудуя ею, они начинали нещадно хлыстать оппонента до тех пор, пока кто-нибудь не терял сознание или не терял силы.
Камча у мурз, беев и нурадинов (аристократические титулы и военно-административные звания) была символом власти. И, конечно, с простым древком с кожаной плетью камча знатного ногайца имела мало общего. Камчу высокопоставленного ногайца изготавливали совсем из других материалов. Рукоять делали из слоновой кости, серебра и даже золота. Она украшалась драгоценными камнями. Кожа для плети бралась самая экзотическая и была разных цветов, поэтому кисточка на конце камчи казалась каким-то смертельно опасным цветком.
Одна из крылатых фраз, приписываемая некоему Дильдебаю из Жетысу (область в Центральной Азии в районе озёр Балхаш и Иссык-Куль), гласила: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Что тут сказать? Не поспоришь.














