кампусный проект что это

Кампусные проекты

Кампусный проект – это удобная система управления инфраструктурой высшего учебного заведения, объединяющая различные университетские платформы в единую систему на основе кампусной карты.

Кампусная карта выступает в качестве пропуска на территорию и в корпуса университета, инструмента учета посещаемости и платежного инструмента. Также она может использоваться в качестве зачетной книжки и электронного читательского билета.

Доступ на территорию университета осуществляется по кампусной карте. Для прохода через турникет необходимо приложить карту к считывателю.

Для организации контроля доступа на территорию кампуса могут использоваться полноростовые турникеты. Надежная конструкция позволяет выдержать большой поток посетителей и обеспечить максимальный уровень защиты от доступа посторонних. Такая модель турникетов может эксплуатироваться на открытом воздухе. Для организации эвакуационного выхода полноростовые турникеты дополняются калитками.

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Для контроля доступа в корпусах подойдут скоростные проходы, отличающиеся самой высокой пропускной способностью, комфортной шириной прохода и элегантным внешним видом. При подаче сигнала аварийной разблокировки или при отключении питания створки скоростных проходов разблокируются.

Для защиты от проникновения посторонних на территорию общежитий и спортивных объектов могут использоваться компактные турникеты-триподы, которые можно разместить даже в самой маленькой проходной. Для экстренных ситуаций предусмотрены планки «Антипаника», позволяющие оперативно обеспечить аварийный и безопасный выход.

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Для упрощения монтажа и сохранения внешнего вида проходной отличным решением станет готовая система «Электронная проходная» – турникет со встроенными считывателями, контроллером, ПО.

Система позволяет разграничить доступ в помещения учебного заведения. Например, студенты смогут попасть по своим идентификаторам в учебные аудитории, библиотеку и спортзал, но в кабинет ректора или бухгалтерию доступ будет закрыт.

Доступ разграничивается и по времени: например, в выходные дни студенты не смогут войти в лаборатории и административные помещения, при этом доступ в библиотеку и общежитие будет открыт.

Усилить контроль доступа в определенные помещения, например, в лаборатории, можно с помощью режимов «Охрана» и «Комиссионирование». При активации данных режимов попасть внутрь можно будет только в присутствии преподавателя или другого сотрудника, наделенного соответствующими полномочиями.

Информация о перемещениях студентов, преподавателей и сотрудников вуза фиксируется в системе, что позволяет легко узнать, кто и где находился в заданный период времени.

кампусный проект что это

При предъявлении кампусной карты считывателю система контроля доступа регистрирует данные о входе и выходе студентов. На основе этих данных формируются отчеты о посещаемости.

Данные системы также могут быть использованы для контроля трудовой дисциплины сотрудников высшего учебного заведения.

кампусный проект что это

Кампусная карта используется для начисления стипендии и всевозможных расчетов на территории кампуса. Карту можно использовать для совершения покупок в студенческом кафе, вендинговых аппаратах, с ее помощью можно оплатить счета в платежных терминалах, установленных на территории университета. При оплате кампусной картой компенсации и скидки применяются автоматически.

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Два учебных корпуса и общежитие. Кампусный проект реализован на базе системы контроля доступа PERCo. В качестве идентификатора используется карта «Мир».

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

12 корпусов, 9000 студентов. Кампусный проект реализован на базе оборудования PERCo. В качестве идентификатора используется карта «Мир».

В настоящее время кампусная карта используется в качестве пропуска и платежного инструмента, в дальнейшем планируется ее использование в качестве электронного читательского билета.

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Реализован первый этап кампусного проекта на базе оборудования PERCo. На проходной университета установлены скоростные проходы. В качестве пропуска и платежного инструмента используется кампусная карта банка ВТБ.

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Пензенский государственный аграрный университет

В настоящее время в университете реализуется первая часть данного проекта, главной задачей которого является повышение уровня безопасности учебного заведения и дисциплины среди преподавателей и студентов. В учебных корпусах установлены турникеты-триподы PERCo, в качестве пропуска выступает кампусная карта Сбербанка. В дальнейшем планируется внедрение электронного доступа в общежитии, библиотеке, столовой, а также использование кампусной карты вместо сразу нескольких документов.

Волгоградский социально-педагогический университет

Оборудование PERCo и кампусные карты Сбербанка позволили внедрить кампусный проект, рассчитанный в общей сложности на 6,5 тысяч студентов. Кампусная карта объединяет в себе пропуск на территорию корпусов вуза, читательский и студенческий билеты, зачетную книжку.

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск)

Проект реализован на базе оборудования PERCo и кампусных карт Бинбанка, являющихся одновременно пропуском, электронным читательским билетом, платежным инструментом для преподавателей и студентов. Следующий этап проекта предполагает внедрение мобильного приложение, которое позволит быть в курсе расписания занятий и других аспектов студенческой жизни, а также использовать смартфон вместо пропуска на территорию университета.

Источник

Станем жить по-новому: кампусный проект

кампусный проект что это

— Станислав Александрович, этот проект — далеко не первый опыт взаимодействия банка и университета. Как появилась идея такого партнерства?

—История наших взаимоотношений—университета и банка —имеет давний характер. Я сам являюсь выпускником этого вуза по специальности «Финансы и кредит».Многие мои коллеги также получили здесь высшее образование. На протяжении нескольких лет на базе нашего Регионального учебного центра работает «Банковская школа ВТБ», где могут заниматься и студенты нархоза. И, поскольку НГУЭУ является профильным вузом для подготовки специалистов банковской сферы,мы регулярно принимаем у себя студентов для прохождения практики ивсегда рады новым выпускникам. Сейчас мы выходим на новый этап развития партнерских отношений и приступаем к реализации кампусного проекта на базе университета.

— Можете более подробно объяснить, что такое «кампусный проект»? Как банк участвует в этом процессе?

— Кампусный проект — это возможность объединить и интегрировать различные университетские платформы в единую систему на основе обычной банковской карты национальной платежной системы «Мир». Студенты и преподаватели могут использовать ее не только как платежный инструмент, но и как пропуск в здания университета, аудитории, как читательский билет, получать скидки в точках общественного питания вуза. Карта станет доступом к социальным, инфраструктурным и спортивным объекта университета.

— В чем отличие кампусного проекта ВТБ?

— Для многих такой проект воспринимается только как пропуск по банковской карте через «вертушки» вуза и средство безналичного получения стипендии, максимум —как читательский билет. Это то, что лежит на поверхности, функционал, который ежедневно используется. Вместе с тем, кампусный проект позволяет интегрировать на единой платформе большое количествосистемуниверситета,создавая тем самым базу для аналитики. Это даетсистемную возможностьиспользования информации для принятия управленческих решений. В результате выигрывает пользователь систем университета — студент, преподаватель.

Для студента кампусная карта —это сокращение времени на посещение подразделений университета, для получения необходимых документов и предусмотренных льгот. Это универсальный идентификатор в различных системах вуза, который дополняется финансовыми возможностями, современными платежными средствам, сервисами, скидками.

— Какие преимущества дает этот проект университету?

— Университет, студенты и преподаватели получают надежного партнера, работающего по современным стандартам качества. Проект реализуется на базе «Мультикарты» ВТБ, для сотрудников и студентов она будет предоставляться бесплатно. Помимо стандартного набора функций, активное пользование «Мультикартой» дает возможность получить ряд дополнительных опций: подключить одну из семи бонусных категорий по программе лояльности, снизить процентную ставку по кредиту и увеличить по депозиту, совершать переводы без комиссии, снимать наличные в банкомате любого банка без комиссии и другие. Стоит добавить, что «Мультикарта» признана «Банковской картой года» по версии портала «Банки.ру».

—Для современного поколения важно иметь возможность получать максимальное количество услуг, включая банковские, дистанционно с помощью смартфона. Доступен ли такой сервис в ВТБ?

— Трендом последних лет в любой сфере является автоматизация процессов. Основная задача ВТБ — не просто автоматизировать процессы, а обеспечить для клиента максимально удобные и доступные сервисы в любое время суток.

С помощью мобильного приложения можно управлять своими счетами в режиме онлайн, получить кредит и выпустить карту, открывать вклады, совершать различные платежи и переводы.Банк уделяет большое внимание активному развитию дистанционного сервиса.

Кроме того, ВТБ является одним из участников «Системы быстрых платежей» (СПБ), позволяющей осуществлять мгновенные переводы по номеру телефона на счета, в том числе открытые в других банках. Комиссию в рамках СПБ банк не снимает, и менять тарифную политику в ближайшее время мы не планируем. На наш взгляд, бесплатные переводы будут повышать доступность и привлекательность нового платежного сервиса.

Основной приоритет для нас — это безопасность и стабильность работы цифровых каналов. С точки зрения клиентоориентированности есть две базовые задачи: защита персональных данных и доступ клиентов к своим средствам в режиме 24/7.

Недавно ВТБ запустил сервис голосового IVR при звонке в контакт-центр. Система пока работает в пилотном режиме, но уже обрабатывает около четверти всех обращений. Клиентам достаточно задать свой вопрос, и помощник быстро ответит на него либо переведет звонок на сотрудника банка. По оценкам наших клиентов, новая система стала проще и быстрее: при обращении не нужно прослушивать длинное меню и нажимать кнопки. А диалог сравним с «живым» разговором оператора контакт-центра.

— Начинается новый учебный год. Что пожелаете нынешним студентам?

— В первую очередь хочу поздравить первокурсников, которые сдали ЕГЭ, и теперь перед ними открылась счастливая студенческая пора. Пусть годы учебы будут наполнены творческим трудом, обеспечат дальнейший интеллектуальный рост, и вы с теплотой будете вспоминать этот этап вашей жизни.Студентам старших курсов хочу пожелать, чтобы ваш талант, инициативность и энергичность помогли вам достойно реализоваться в жизни. С Днем знаний!

Источник

«До конца следующего года в России не останется вузов, не пользующихся безналичными кампусными технологиями»

кампусный проект что это

Agile-команда банка «Центр-инвест» по реализации пилотных проектов на базе карт «Мир» рассказала Банки.ру, как продвигается внедрение кампусных проектов в России, сколько денег нужно вузу для реализации подобного проекта и в чем отличие «Универсальной карты» от «Народной карты» на базе ПС «Мир».

— Ваш банк одним из первых стал участником платежной системы «Мир». Для чего это региональному банку?

Юрий Богданов: Мы для себя поставили цель — стать первым банком в регионе, который предоставит клиентам карту «Мир». И мы это сделали. 1 марта 2016 года министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин получил первую карту «Мир» банка «Центр-инвест», выпущенную на юге России. И уже летом 2016 года на ПМЭФ-2016 наш банк, НСПК и правительство Ростовской области подписали соглашение о взаимодействии при продвижении национальной платежной системы «Мир».

Подчеркну, что развитие проекта осуществляется без бюджетных трат. Банк «Центр-инвест» взял на себя обязательства по инвестированию не менее 100 миллионов рублей в развитие инфраструктуры по продвижению многофункциональных карт жителя Ростовской области на базе карты «Мир», а также на основе лучшей мировой практики и отечественных разработок.

Это большой проект, трудозатратный и протяженный во времени. Но мы хорошо продвигаемся по «дорожной карте», и сегодня карты «Мир» уже используются для бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте.

«Невозможно скопировать с чипа зашифрованные идентификационные данные студента.»

— В рамках пилотного проекта вы первыми из банков запустили кампусные карты на базе ПС «Мир» в начале 2017 года. Что изменилось для вас в этом проекте с тех пор?

Ю. Б.: Как правило, на кампусные карты устанавливаются два чипа: для банковских операций и для нефинансовых приложений. В этом проекте компетенции участников уже позволяют реализовывать все возможности кампусной карты на одном чипе карты «Мир». За счет такой дополнительной технологичности повышается безопасность операций с картой — например, невозможно скопировать с чипа зашифрованные идентификационные данные студента.

— Что представляет собой кампусная карта?

Ю. Б.: Этот продукт может включать в себя множество функций — все зависит от амбиций и технологических возможностей вуза, в котором внедряется кампусный проект. Карта служит пропуском на территорию учебного заведения, интегрируется с информационными системами вуза и является «ключом доступа» к электронному дневнику. С ее помощью также можно вести учет бесплатного питания в столовой и зачисление других социальных выплат.

«Кампусная карта может быть не только пропуском в вуз, но и пропуском в определенные аудитории.»

Кампусная карта может быть не только пропуском в вуз, но и пропуском в определенные аудитории, лаборатории высшего учебного заведения. Может учитывать перемещения студентов и материальных ценностей. Это совершенно другой уровень учета нагрузки, посещаемости и управления хозяйственными и образовательными процессами вуза.

Например, для студентов Южного федерального университета кампусная карта — еще и электронный читательский билет в вузовской библиотеке. А кампусная карта Донского государственного технического университета дополнена транспортным приложением — ею можно бесконтактно расплачиваться в общественном транспорте Ростова-на-Дону.

— Вуз должен сделать какие-то материальные вложения, чтобы запустить кампусный проект?

Ю. Б.: Каждый проект индивидуален для конкретного вуза. А инвестиции требуются с обеих сторон — как высшего учебного заведения, так и банка. Но начинаем мы партнерство с обсуждения нефинансовых вопросов. Руководитель вуза обозначает, для чего ему нужен кампусный проект, с какими функциями. Технологические возможности банка практически неограниченны. Далее мы создаем общую проектную команду и начинаем прорабатывать детали достижения желаемого результата.

— Сколько в среднем стоит запуск кампусного проекта?

Сергей Скрипка: От нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Многое зависит от того, насколько вуз изначально соответствует технологическим требованиям для реализации проекта и насколько «наполненный» кампусный проект он хочет у себя внедрить. Понятно, что если кампусная карта будет использоваться только как пропуск в вуз — это одни затраты. А если она будет «нести» в себе еще и читательский билет с транспортным приложением, будет интегрирована с комплексной системой обеспечения безопасности вуза, то стоимость такого проекта возрастет.

Важно, что высшее учебное заведение может вложиться в запуск проекта как материально, так и используя свои трудовые ресурсы. Например, если преподаватели, студенты и аспиранты способны своими силами технологически поддержать вуз, чтобы он смог соответствовать нужным требованиям, то для учебного заведения запуск проекта будет намного дешевле. В таком случае мы поможем с внедрением нового программного обеспечения и минимально необходимого оборудования. В итоге почти 100% материальных затрат банк возьмет на себя.

кампусный проект что это

Agile-команда банка «Центр-инвест» по реализации пилотных проектов на базе карт «Мир» (слева направо):

Сергей Скрипка, начальник процессингового центра

Нина Тарасенко, начальник управления пластиковых карт

Дмитрий Павленко, руководитель направления по взаимодействию с платежными системами

Юрий Богданов, директор по инновациям

— В какой срок можно запустить кампусный проект?

С.С.: Если в вузе вообще никогда не было кампусного проекта и учебное заведение находится на бюджетном финансировании, запуск может затянуться на год. Причем львиную долю времени «съест» проведение тендерных процедур (конкурс на подготовку техзадания, создание этого задания, конкурсы на приобретение оборудования и так далее).

Непосредственно со стороны банка тысячи кампусных карт могут быть оперативно изготовлены и организованно выданы в вузе меньше чем за неделю.

— Насколько востребованны кампусные карты? И растет ли спрос на них со стороны вузов летом?

Нина Тарасенко: Обычно наибольший рост спроса от вузов на запуск новых кампусных проектов мы действительно видим в середине лета, когда большая часть профессорского состава выходит из отпусков. На сегодняшний день нами выпущено порядка 13 тысяч кампусных карт на базе ПС «Мир». До конца года мы планируем выпустить еще 30 тысяч таких карт. То есть почти четверть эмитированных нашим банком карт «Мир» — именно кампусные.

— Со сколькими вузами вы сейчас реализуете кампусные проекты?

Н.Т.: На базе карты «Мир» и международных платежных систем у нас реализовано семь кампусных проектов. До конца года мы переведем на «Мир» все имеющиеся у нас зарплатные проекты в вузах и будем дальше работать в этом направлении с новыми высшими учебными заведениями. Наш опыт — это наше конкурентное преимущество.

— По вашим оценкам, в какой перспективе каждый российский вуз будет иметь кампусный безналичный проект на базе любой платежной системы?

Ю. Б.: Уверены, что если вуз получает бюджетное финансирование и в нем есть бюджетные места, то так или иначе карты «Мир» в нем уже должны быть. Исходя из требований безопасности и соответствия требованиям современного учебного процесса, до конца этого — максимум следующего года в России не останется вузов, не пользующихся безналичными кампусными технологиями.

— Какая у вас общая эмиссия карт «Мир»?

Дмитрий Павленко: Сейчас эмитировано свыше 56,5 тысячи карт «Мир». До конца года в планах — дойти почти до 100 тысяч карт «Мир». Это наш консервативный план. За восемь месяцев 2017 года мы выпустили более 30 тысяч карт «Мир», тем самым с начала текущего года банк нарастил объем эмиссии национальных платежных карт в три раза.

Наши клиенты активно используют карту «Мир» для покупок, и объем таких операций растет. Если в первом квартале 2017 года держатели карт «Мир» «Центр-инвеста» совершили 15,9 тысячи операций в торговых точках и Интернете, то во втором квартале этот показатель вырос на 78% и составил 28,3 тысячи операций. Средний чек также увеличивается. В первом квартале 2017 года он составил 619 рублей, по итогам второго квартала 2017-го равен 786 рублей (плюс 14%).

— В вашей линейке карт «Мир» есть «Универсальная карта» и «Народная карта». В чем разница между ними?

Д.П.: «Народная карта» предполагает стартовый пакет, который дает возможность пользователю в принципе попробовать, что такое карта «Мир», как ею расплачиваться и как с ней работать. Эта карта выпускается бесплатно. «Универсальная карта» «Мир» — более высокого уровня, она предполагает начисление процентов на остаток по счету, возможность подключения овердрафта. И стоимость ее обслуживания в месяц — всего 30 рублей. Пользование сервисом интернет- и мобильного банка для всех держателей карт банка «Центр-инвест» предоставляется бесплатно.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

В России построят 30 кампусов мирового уровня. Какими они будут?

Эксперты считают: будущее не за изолированными университетами, а за инновационными кварталами. Разбираем свежее исследование.

кампусный проект что это

кампусный проект что это

Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

В ближайшие десять лет в России планируется создать не менее 30 новых университетских кампусов. Причём это будут кампусы мирового уровня. В августе были названы критерии отбора городов для строительства таких комплексов, а затем стало известно, что первыми проекты начнут реализовывать восемь городов: Калининград, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Томск и Новосибирск. В последних трёх строительство уже обеспечено финансированием.

На старте проекта фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР), Университет 2035 и ВЭБ.РФ представили исследование «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности». Та же тема обсуждалась на Восточном экономическом форуме в ходе дискуссии «Сеть университетских кампусов — интеллектуальный пояс России».

Разбираемся, какими эксперты в высшем образовании видят новые кампусы и почему теперь развитие территории университетов — не только их внутренняя задача.

кампусный проект что это

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Не девелоперский проект, а стратегический поворот

Программа создания новых кампусов основана на важной предпосылке: эксперты считают, что сейчас университеты России нуждаются не просто в обновлении корпусов и общежитий. Кампус мирового уровня должен быть чем-то совершенно новым. Недаром они будут межвузовскими.

кампусный проект что это

В предисловии к докладу ЦСР директор Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков указал, что программа отражает мировой тренд:

кампусный проект что это

«[Доклад] обозначает глобальный переход от университета как кадрового агента для индустриального производства к университету как инновационной корпорации создания и распространения современных знаний, а это требует и совершенно нового взгляда на архитектурно-пространственные решения в создании университетских кампусов».

В Министерстве науки и высшего образования тоже считают, что новые подходы к стратегическому развитию вузов и новые принципы в развитии их территорий должны внедряться параллельно. Об этом на ВЭФ-2021 сказал министр Валерий Фальков:

кампусный проект что это

«Важно, что программа строительства кампусов опирается на большую работу, которую будут проводить университеты в рамках „Приоритета-2030“. В противном случае был большой риск, что это был бы девелоперско-строительный проект».

Строительные проекты, какими бы новаторскими они ни были, не меняют университеты, подчеркнул министр. Совпадение «Приоритета» и программы строительства кампусов даёт, по мнению Фалькова, шанс учесть национальный и глобальный контекст и достичь хорошего результата в ближайшие 5–7 лет.

кампусный проект что это

Что не так с кампусами сейчас

Кроме стратегической цели сделать что-то новое на отдалённую перспективу, у программы есть и более срочные стимулы. Например, влияние пандемии — чтобы использовать дистанционный формат, пришлось обновлять не только «софты», но и «железо». По-другому теперь проходит приёмная кампания, появляются новые требования к безопасности в учебных корпусах и общежитиях. Есть и более старые накопившиеся проблемы.

Университеты находятся в неравных условиях

Авторы доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» отмечают: после всех процессов реформирования высшего образования последних десятилетий, когда неэффективные университеты и филиалы закрывались, а оставшиеся соревновались за финансирование по федеральным программам, рынок высшего образования так и не стал сбалансированным. Выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом — в Томске и Новосибирске.

Это справедливо и в отношении иностранных студентов. В 2019 году 21% всех студентов-иностранцев России учились в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, в Омске, Томске и Казани — по 4%. На большей части страны иностранцев менее 1% от всех студентов. Без новых кампусов у вузов в других городах мало шансов привлечь талантливых (и платёжеспособных) студентов.

кампусный проект что это

Инфраструктура сильно устарела

Для университетов, которые претендуют на звание глобальных, современный кампус — это стандарт, подчеркнул в предисловии к докладу заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Олег Лешуков. Вопрос не только в привлечении лучших студентов и преподавателей со всего мира: есть исследования, которые показывают, что в комфортных условиях современных кампусов и образовательные результаты лучше.

кампусный проект что это

Как дело обстоит в российских вузах? Если опираться на данные о государственных университетах, в 2020 году 20% всех площадей требовали ремонта, а 1% находился в аварийном состоянии.

Те здания, техническое состояние которых в порядке, авторы исследования ЦСР тоже считают во многом устаревшими:

кампусный проект что это

«Российские университеты представляют собой „слепок“ требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».

Взять хотя бы общежития с комнатами на 4–8 человек, где не хватает столов на всех жильцов, а общих помещений для занятий вообще не предусмотрено. Или привычный формат расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам — но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В условиях российского города-миллионника факультеты в разных зданиях привыкли работать в изоляции друг от друга. Внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не соблюдаются.

Университет — закрытая среда

Доступный для местных жителей спортивный или социальный объект на территории университета — в России скорее исключение, чем правило. Даже в библиотеку или музей в учебном корпусе путь лежит через вахту или пост охраны, и для «чужака» без пропуска проход затруднён.

С одной стороны, безопасность очень важна. С другой, большие пространства внутри города оказываются из него исключены. «Фактически города отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них», — делают вывод авторы доклада.

Ещё более сложная тема — закрытость для сотрудничества с бизнесом. Конечно, российские вузы приветствуют участие работодателей в образовательном процессе (по крайней мере, на словах). Но вот вступить в полноценное инновационное партнёрство с вузом, чтобы совместно развивать наукоёмкий бизнес, сложно. Новые федеральные программы по поддержке такого сотрудничества создаются — в докладе упоминаются создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Но в любой из этих программ вуз участвует не как самостоятельный партнёр, а как учреждение, подведомственное федеральному министерству. Это сокращает шансы получить инвестиции от бизнеса, считают авторы:

кампусный проект что это

«Субъектом, принимающим решение о создании, являются федеральные органы власти: в случае НОЦ — Минобрнауки России, в случае ИНТЦ — Минэкономразвития России. Это определяет „несвободную позицию“ университетов и позиционирует их как слабого партнёра в глазах бизнеса».

Чего не хватает в городах

Чтобы изменить ситуацию, недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться.

кампусный проект что это

Сегодня иностранные студенты едут в Россию, по данным выполненного по заказу ЦСР в 2020 году в Москве опроса, руководствуясь результатами рейтингов вузов, информацией о сильных научных направлениях российских университетов, культурной и деловой близостью своей страны с Россией, статусом Москвы как одной из мировых столиц. В последнем рейтинге лучших студенческих городов QS Москва занимает 25-е место. Другие российские участники существенно дальше по списку: Санкт-Петербург на 72-м месте, Томск на 85-м, Новосибирск на 107-м.

Этот же опрос показал, что студентов больше всего огорчают недостатки в трёх сферах городской жизни:

Как меняться вузам

Итак, сейчас инфраструктура университетов и городов, где они находятся, оставляет желать лучшего. К чему же, по мнению экспертов, нужно стремиться?

Университет должен обеспечивать образование будущего

Частью доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» стало исследование Университета 20.35. В его основе — опрос сотрудников и руководителей университетов на тему будущего высшего образования на платформе Leader-ID. Через десять лет, как зафиксировал опрос, участники рассчитывают видеть университеты:

Исчезнут из университетов, по мнению респондентов, традиционные формы хранения данных в печатном и рукописном виде (не до них в период всеобщей цифровизации), жёсткий контроль за образовательным процессом (с ним не воспитаешь ответственность), фиксированные образовательные стандарты и регулирование (они ограничивают индивидуализацию).

кампусный проект что это

В целом Нина Яныкина описала будущее университетов так:

кампусный проект что это

«Красной нитью через все обсуждения идёт тренд на то, что система образования сама по себе превратится в систему обеспечения развития человека на всём его жизненном цикле. И здесь мы увидим определённое стирание границ между уровнями образования и между онлайн- и офлайн-образованием».

Все эти тренды развития высшего образования неизбежно отразятся на том, как будут выглядеть пространства вузов:

кампусный проект что это

От отдельных корпусов нужно перейти к целым кварталам

В мировой практике исследователи ЦСР нашли три типа расположения университетских кампусов:

кампусный проект что это

У всех моделей свои плюсы и минусы, и все вузы стремятся сделать свою инфраструктуру многофункциональной. Один из вариантов организации среды — инновационно-образовательные кварталы (ИОК).

Так в исследовании названы территории, на которых объединены образовательные и научные организации, передовые компании, стартапы, бизнес-инкубаторы и акселераторы. Они не просто сосредоточены на одном участке, а связаны друг с другом партнёрскими отношениями (и, как правило, работают в одной или нескольких близких отраслях). В этом случае сотрудникам и студентам удобнее и жить поблизости, поэтому ИОК включают также жилую застройку, магазины и другие сервисы. Завершают образ открытые общественные пространства вместо заборов.

В докладе отмечается, что ИОК редко строятся с нуля. Они, как правило, возникают вокруг «якорных учреждений», например, научных институтов или компаний, с которыми стремятся сотрудничать другие игроки отрасли. Именно в этом — в создании научно-образовательной среды, интегрированной в городскую, — видят свою задачу организаторы программы кампусов мирового уровня.

кампусный проект что это

Город и университет должны идти навстречу друг другу

Развитие кампусов, глубоко интегрированных в инфраструктуру города, невозможно силами самих университетов, какое бы финансирование они ни получили. Программа по созданию кампусов мирового уровня предполагает, что город и весь регион будут активно участвовать в развитии университетской территории, а также среды вокруг неё.

Прекрасно, но зачем это городам? Согласно докладу ЦСР, развитые кампусы будут полезны городу в нескольких направлениях:

Для максимального успеха развитие кампусов нового типа должно идти силами трёх сторон: университетов, властей и частных компаний. Причём управлять кампусами тоже будут частные компании, заявил на презентации доклада управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ:

кампусный проект что это

Михаил Алашкевич

управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ

Мне кажется, выживут только те вузы, которые будут ориентироваться на модель активных экономических субъектов рынка. Привлекая инвесторов, мы стараемся создать такую модель кампуса, которая позволит в конечном итоге инвестору получать доход. Перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой все умеют, трудно зарабатывать деньги. Поэтому модель кампусов, которая сегодня предлагается, это модель, в которой межвузовский кампус будет обеспечивать кооперацию всех участников процесса, не только вузов, но и научных организаций. Второе — это кампус, который будет управляться частной управляющей компанией, поскольку он будет строиться в рамках государственно-частного партнёрства.

кампусный проект что это

В докладе ЦСР даны рекомендации как для вузов, кампусы которых соответствуют трём разным моделям, так и для местных властей:

Тип кампусаРекомендации университетуРекомендации городу
Кампус вне городаОткрывать общественные пространства в кампусе и развивать их с учётом потребностей городского сообщества.

Формировать на территории кампуса «полигон» для отработки новых технологий

Развивать технологическую и конференц-зоны на территориях вблизи университета (в идеале совместно с университетом)
Закрытый кампус внутри городаОткрывать общественные пространства или отдельные объекты (например, библиотеки, музеи, спортивные учреждения) для обычных горожан.

«Уплотнять пространства» за счёт строительства дополнительных университетских объектов, которые тоже могут функционировать с учётом интересов жителей

Формировать инвестиционные лоты для технологических видов бизнеса (технопарков) и креативных индустрий.

Включать «студенческие маршруты» в программу формирования комфортной городской среды, развивать общественные пространства с учётом требований университетской аудитории.

Создавать навигации для студентов.

Включать объекты университета в туристические маршруты

Кампус, интегрированный в городПервые этажи должны включить функции, которые важны как для университетского сообщества, так и для обычных горожан

При любом типе размещения кампусов, по мнению авторов доклада, следует:

Доклад предлагает и более сложные и затратные направления интеграции — создание совместных объектов (например, спортивных залов или библиотек), согласованное развитие рынка арендного жилья, общая стратегия привлечения технологических компаний и инвесторов. Какие из этих направлений будут реализованы в российских городах, увидим уже в ближайшие годы. Пока планируется, что новые кампусы с самого старта должны создаваться не только за счёт бюджета, но и с привлечением частного финансирования.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *