каналы в питере для чего

Искусственные каналы в Петербурге

Северная столица стоит на островах, разделенных большими и малыми реками. Но градостроителям со времён основания города казалось недостаточным наличие только естественных водных путей. Пора посмотреть, когда и зачем прорыли ныне существующие каналы и чьи имена они носят.

Адмиралтейский канал
Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его еще в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.

каналы в питере для чего

Бумажный канал
Небольшой канал на границе Адмиралтейского и Кировского районов. Является северной границей парка Екатерингоф. Прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей Екатерингофской бумаго-прядильной фабрики. Тогда же и получил свое название.

Кронверкский проток
Это канал начали рыть сразу в год основания города – в 1703. Проток был частью оборонительного комплекса для арсенала нового города. Канал с трех сторон огибает Петропавловскую крепость, отделяя Кронверкский остров от Петроградского. Вытекает и впадает в Кронверкский пролив, который в свою очередь отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского.

Волковский канал
По сути, этот канал – искусственное русло реки Волковки, а точнее ее небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.

Дудергофский канал
Это самый «молодой» канал Петербурга. Прорыт он в 1980-х годах, в связи с необходимостью отвести небольшие речки, осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, а также для обустройства Южно-Приморского парка.

Зимняя канавка
Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего Дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что в включенная в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о бедной Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях. Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Петр Ильич Чайковский, прочтя эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил свое второе неофициальное название – «Мостик Лизы».

каналы в питере для чего

Канал Грибоедова
Второй по величине канал города длиной 5 километров и шириной до 32 метров. Начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. До 1923 года именовался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублен и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова. К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская Дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала.

Крюков канал
Канал прорыли вскоре после основания города для транспортных целей. Поначалу он протекал лишь от Невы до Мойки, позже его удлинили до Фонтанки, а часть пролегающую под нынешней площадью Труда убрали в трубу. Назван Крюковым еще в 1738 году, но отнюдь не из-за извилистости, а в честь подрядчика строившего этот канал – Семена Крюкова.

каналы в питере для чего

Лебяжья канавка
Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А лебяжьим назван из-за того что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.

каналы в питере для чего

Ново-Адмиралтейский канал
Это не только один из старейших, но и один из самых неизменяющихся каналов города. Прорыт еще в начале XVIII века от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы, и вот уже почти 300 лет он все такой же длины и ширины, как и был изначально.

Матисов канал
Точное появление и назначение канала не известно. Но, судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. Сейчас протекает по территории строящегося комплекса «Балтийская жемчужина». Канал считается памятником истории и культуры, а в планах метрополитена построить станцию с одноименным названием «Матисов канал».

Морской канал
Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья реки Большая Нева до острова Котлин, и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов – изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Строительство началось в 1878 году, но уже через год финансирование было прекращено из-за интриг, и Путилов продолжал строительство на собственные средства. Однако его бизнес не выдержал таких затрат, предприниматель был разорен и в 1880 году скончался. Однако канал впоследствии достроили и активно используют по сей день.

Обводный канал
Это самый крупный канал города – его длина составляет чуть больше 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырье и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.

Шкиперский канал
Связывает Галерную гавань с Невской губой. А построен был в 1721—1723-х годах в западной части Васильевского острова по проекту знаменитого Доменико Трезини. Название свое канал получил по находившейся здесь слободе шкиперов – капитанов судов, которая располагалась тут с момента основания города. Сейчас на набережных канала идет масштабная реконструкция, в ходе которой планируется превратить канал в место массового отдыха горожан.

Источник

Искусственные каналы Петербурга — полный список

Санкт-Петербург — город Российской Федерации, построенный на островах и разделяемый маленькими и большими реками. Несмотря на такое количество водных дорог в городе, градостроителям показалось этого мало, и они решили провести дополнительные пути. В этой статье мы рассмотрим какие каналы созданы руками человека.

Канал Грибоедова

Построили его очень скоро после дня основания города. Планировали использовать путь для транспортировки груза. Еще вначале он проходил только от Невы до Мойки, спустя время его продолжили до реки Фонтанки, а тот отрезок, что лежал под площадью Труда спрятали в трубу.

Прежде канал был назван по имени Екатерины Второй, тогда он расширенным и более глубоким. Строителем являлся Семен Крюков, именно его именем и решили назвать канал таким образом, а вовсе не из-за своей извилистости, как многие полагают.

каналы в питере для чего

Адмиралтейский канал

Появился он в первых десятилетиях XVIII века и использовался исключительно в транспортных целях. Перевозили через него корабельный лес из Новой Голландии в Адмиралтейство. Начинается он от канала Крюкова и заканчивается у реки Мойки. Проходит между двумя островами: Новая Голландия и 1-й Адмиралтейский. В 1842 устроили переделку, поэтому участок от Адмиралтейства до Крюкова канала засыпали, а на застроенном месте появился Конногвардейский бульвар.

Через Адмиралтейский канал построили два моста:

каналы в питере для чего

К 1844 году произошло обмеление канала, и рабочие изменили еще один участок водного пути — от Адмиралтейства до площади Труда. На новом месте реорганизовали Конногвардейский бульвар. От первоначального протока до наших дней дошел лишь небольшой отрезок от канала Крюкова до Мойки.

Бумажный канал

Работы по застройке начались в XVIII веке для хозяйства. Он является границей Екатерингофа с северной стороны. Был так именован в честь Екатерингофской бумагопрядильной фабрики.

Кронверкский проток

Прорыли канал в 1703 году, в год основания Санкт-Петербурга. Он входил в оборонительную систему города. Проток обходит Петропавловскую крепость и разделяет между собой Кронверкский остров и Петроградский.

каналы в питере для чего

Место вытекания и впадения ― Кронверкский пролив, отделяющий три острова:

Иногда по ошибке Кронверкский проток путают с проливом, но это разные вещи.

Волковский канал

Возникла необходимость построить канал в 60-х годах 20 века. Тогда еще строился район Купчино, и нужно было переместить реку Волковка подальше от стройки. Волковский канал ― самодельное русло этой реки, точнее сказать, ее небольшой части. Проходит водная дорога от Купчинской улицы до Фучика. каналы в питере для чего

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Дудергофский канал

Появился в 1970-х. Была потребность сместить речки в другое направление и осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, также требовалось обустроить Южно-Приморский парк. Дудергофский канал считают самым «молодым» каналом города.

Зимняя канавка

У канала есть знаменитое и историческое начало. Первое его название ― Старо-Дворцовый, потом его назвали Зимним каналом, так как он идет вдоль Зимнего Дворца, и только потом он получил звание «канавки». Через него пролегает Эрмитажный мост. Вторая версия названия ― «Мостик Лизы». Связано это с тем, что рассказ «Бедная Лиза», включенный в оперу и отсутствующий в повести «Пиковая дама», произошел когда-то в реальной жизни.

Прототипом той самой Лизы является молодая девушка Юлия Петрова. Она утопилась в реке, несчастно влюбившись. Узнав о девушке из газеты, П. И. Чайковский включил эту драматичную историю в свою оперу.

Канал имеет небольшую длину.

Лебяжья канавка

Канавкой ее называют только потому, что она имеет маленькие размеры по сравнению с другими. Идет канавка по территории Летнего сада. Начинается у Мойка и заканчивается у реки Невы. Назван так, потому что после образования канавки это стало излюбленным местом переселения для лебедей из соседних прудов.

Ново-Адмиралтейский канал

Построен, как и многие другие каналы в XVIII веке. Протягивается от реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы. Этот путь можно считать самым старым в городе. Также спустя триста лет он дошел до наших дней в своем первоначальном виде и местоположении.

Матисов канал

Установить подлинную дату появления и его назначение еще не удалось. Предполагая по дошедшим до нас сведениям, возможно, он появился еще полтора столетия назад. Располагается Матисов канал в Красносельском районе.

В ранние времена он шел через территорию семьи Демидовых, но в наше время он протекает через комплекс «Балтийская жемчужина». Это одно из исторических и культурных мест в Санкт-Петербурге. В ближайших задумках городской власти построить станцию метрополитена с сохранившимся названием «Матисов канал».

каналы в питере для чего

Морской канал

Построили Морской канал в 1878 г. Как он появился? В XIX веке появилась надобность в обновлении Петербургского порта и наличии морского канала. Проект дали одному новатору — Н. И. Путилову. На тот момент он также был одним из крупных бизнесменов в России. Спустя год после начала работ финансирование было остановлено по причине интриг. Несмотря на это Путилов продолжил строить канал из собственного бюджета.

Затраты на строительство оказались неподъемными, и его финансовое положение дел не смогло выдержать их, Путилов был разорен. К 1880 году инженер умер, но дело все же довели до конца. Морской канал стоит на этом месте, как и прежде. Он идет от реки Большая Нева до острова Котлин. Изначально предназначался для судов, идущих в Большой порт. По степени его загруженности, можно сказать, что он пока что на первом месте.

Обводный канал

Протекает от Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до Екатерингофки. Первая цель строительства была в том, что его хотели использовать как судоходный. Через него провозили сырье и вывозили изготовленные изделия. В наши дни этот водный путь настолько высох, что проходить через него могут только маленькие лодки. Обводный канал считается большим в городе. Его протяженность по длине около 8 км.

каналы в питере для чего

Шкиперский канал

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

Источник

Петербургские тайны: каналы города на Неве

Санкт-Петербург – город, который известен своими многочисленными каналами, который построил Петр Первый. Государь был вдохновлен каналами Венеции и Амстердама. Петр превратил многие протоки Невы в каналы, что помогло осушить болотистую почву. С тех пор каналы города на Неве несут в себе много тайн и загадок.

каналы в питере для чего

Как утверждают местные жители, настоящий Петербург начинается с «воды». Ваш покорный слуга решила это проверить! Действительно, «с воды» Питер совсем другой: мощный, нежный, бодрящий, успокаивающий. Он будто стоит на пьедестале: такое ощущение создают гранитные набережные.

Но сколько в себе тайн и мистических загадок хранят в себе эти удивительные каналы Санкт-Петербурга!

каналы в питере для чего

Одним из самых загадочных мест в Петербурге считается Обводный канал. Даже Петра Первого предупреждали, что вести строительства на левом берегу Невы нельзя. Но император никого не слушал.

Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов. И с самого начала строительства этот канал стал местом пугающим и страшным. На его берегах находились три сумасшедших дома, пивные и ныне два вокзала.

каналы в питере для чего

Легенда гласит, что строительство Обводного канала шло очень бойко, но вдруг резко застопорилось: рабочие стали гибнуть сотнями и разбегаться. Почему? Официальной версии нет. Пошли слухи, что рабочих отпугивают карелы. Этот народ жил на берегах Невы еще задолго до прихода русских. Когда началось строительство канала, то они выходили к рабочим и долго с ними говорили. После этих «бесед» строители разбегались со словами: «Плохая земля! Нельзя копать!»

каналы в питере для чего

каналы в питере для чего

Но в начале 1923 года, когда шли ремонтные работы канала, то строители наткнулись на гранитные плиты со странными рисунками, а под ними лежали человеческие кости. Позже выяснили, что рисунки – руны, а кости – место жертвоприношений. Естественно, что кости выбросили на свалку. Вот тут и началось!

каналы в питере для чего

Возникла настоящая эпидемия самоубийств. Люди, которые решили свести счеты с жизнью, приходили на этот канал и совершали задуманное. Все это продолжалось почти год. Потом, словно по волшебству, все прекратилось. Но в 1933 году советские граждане вновь зачастили к каналу топиться. И вновь все прекратилось тогда, когда закончился календарный год. В 1933 году было выловлено 107 утопленников.

каналы в питере для чего

Как утверждают старожилы, то все дело в проклятии шамана. Еще в 1300 году шведы решили построить крепость на этом месте. А там находились языческие святыни, которые мешали скандинавам. Рыцари уничтожили их. За это шаман и проклял это место. А снять его никто не может – шаман отошел в мир иной, не передав своих знаний.

Местные жители сегодня утверждают, что это легенда, но кто знает…

каналы в питере для чего

Еще одним мистическим местом называют канал Грибоедова. Как гласит легенда, в мартовскую ночь там можно встретить призрак революционерки Софьи Перовской.

каналы в питере для чего

Старожилы рассказывают, что приходилось несчастным видеть силуэт хрупкой девушки: лицо ее посинело от удушья, а на шее красуется багровый след от веревки. Софья Перовская была казнена после покушения на Александра Второго. И с тех пор, ее душа не может найти себе пристанище. Говорят, что встреча с ней не сулит ничего хорошего: кто ее увидит, тот сразу «кидается в воду и тонет».

каналы в питере для чего

Действительно ли революционерка таким образом забирает души людей или это очередная легенда? Но местные жители утверждают, что это правда.

каналы в питере для чего

Продолжение о тайнах Петербурга следует…..

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

10 интересных фактов о реках и каналах Петербурга

14 марта считается Международным днём рек. Не случайно Петербург называют «Северной Венецией», ведь по городу Петра протекает около 93 рек. О необыкновенных легендах рек и каналов города, о страшных историях и интересных фактах — в нашем материале.

каналы в питере для чего

1. Общая протяжённость водных магистралей Санкт-Петербурга

каналы в питере для чего

В черте Петербурга в общей сложности протекает около 93 рек, их рукавов, каналов и протоков. Их протяжённость составляет 300 километров. Из них 20 искусственных каналов — свыше 160 километров.

Основная водная магистраль города — река Нева, которая впадает в Невскую губу Финского залива, относящегося к Балтийскому морю.

2. Нева — одна из самых полноводных рек европейской части России

каналы в питере для чего

Река Нева по среднегодовому стоку, составляющему около 80 кубических километров, уступает лишь Волге, Дунаю, Каме и Печоре.

Наибольшая ширину в городе река имеет перед Троицким мостом, она составляет 600 метров, а вот меньше всего, 340 метров, — между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта.

3. В дельте Невы насчитывается около 40 островов

каналы в питере для чего

Точное количество островов определить сложно, в XIX веке считалось, что их 101. Сейчас насчитывается от 33 до 42 островов.

Самые значимые и большие: Васильевский, Петроградский и Крестовский. Территория Заячьего, Каменного и Елагина островов немного меньше, но при этом они не менее известны.

4. Фонтанка раньше носила название Ерик

каналы в питере для чего

Изначально знаменитая река в центре города называлась, Ериком или Безымянным ериком. Это слово означает небольшой проток, соединяющий два водоёма.

Название сохранялось до 1719 года, а именно до того, как в Летнем саду не начали строить фонтаны. Для этого понадобился многокилометровый канал, который бы снабжал красивые фонтаны водой. Но вместо строительства было решено брать воду при помощи паровой машины из Безымянного Ерика. Уже в 1737 году реке Петербурга официально было присвоено название Фонтанная река, а уже позже сокращённо — Фонтанка.

5. Чижик-Пыжик появился на Фонтанке неслучайно

каналы в питере для чего

История началась в 1835 году. В то время на берегу Фонтанки было Императорское правовое училище, его учащиеся носили единую форму: жёлто-зелёный мундир, воротник и головной убор, которые напоминали оперение чижика. Так их и прозвали чижиками-пыжиками.

Не случайна и песенка «Чижик-Пыжик, где ты был? — На Фонтанке водку пил», она также приводит к студентам–правоведам, которые тайно посещавшим кабаки неподалёку от училища.

6. Река Мойка первоначально называлась Муя

каналы в питере для чего

Муя означало «грязная». Она вытекала из болота и представляла собой узкий мутный ручей. Изменения произошли, как и у Фонтанки, когда обустраивали летнюю резиденцию императора Петра I — Летний сад. Так появились Красный канал и Лебяжья канавка, а также произвели осушение болотистой Шуи.

О том, как переименовали реку в Мойку, есть несколько историй. Но большинство историков склоняется к версии, что оно связано с глаголом «мыть». Тогда на набережных были построены несколько общественных бань, посетители которых окунались и в реке.

7. Легенда канала Грибоедова

каналы в питере для чего

Среди местных жителей существует легенда, что название канал получил благодаря инженеру Константину Дмитриевичу Грибоедову, который руководил проектами по строительству канализаций Васильевского острова и Царского села. Версия не считается действительной для историков.

8. Один из эпизодов «Пиковой дамы» Чайковского посвящён трагическому случаю на Зимней канавке

каналы в питере для чего

Эрмитажный мост, который проходит над канавкой получил мировую известность после выхода в 1887 году оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Самоубийство девушки на этом месте оказало сильное впечатление на П. И. Чайковского, и, работая над оперой, он решил вставить сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке.

Кстати, в петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

9. У Крюкова канала есть тайна

каналы в питере для чего

В 1840 году, во время строительства Благовещенского моста через Неву, было принято решение засыпать и заключить в трубу часть Крюкова и Адмиралтейского каналов.

Позднее, в 1912 году, мостовая над засыпанным каналом вдруг стала постепенно проседать, а ещё через некоторое время провалилась под землю. Кстати, это было описано в романе «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Там повествуется о том, как лодка героев, плывущая по Неве, попала в подземелье, в котором проживали сотни летучих мышей. Там было совершено убийство одного из главных героев произведения. Некоторые источники утверждают, что зловещая трущоба действительно являлась одним из самых криминогенных районов Санкт-Петербурга.

10. Обводный канал прокладывали, чтобы защитить город от наводнений

каналы в питере для чего

Первоначально канал прокладывали действительно от наводнений, но этого не произошло, и до завершения строительства дамбы вода продолжала регулярно подниматься.

Своё название Обводный получил только в начале XIX века, когда по приказу Александра I начался второй этап его прокладки. До этого до этого его именовали Загородным, Городским, Городовым и Новым.

Фото: LiveInternet, Pixabay, Excava.ru, VipFlat, KudaGo, Travelask

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *