Собственный недуг или болезнь родного человека иногда сильно сказываются на силе духа. Конечно, в этом случае стоит обратиться за помощью к медицинскому работнику, но также не следует забывать, что для поддержания духа верующие люди молят Бога о здравии. В этом случае помогает чтение молитв, канонов и акафистов.
Как церковь относится к болезням
Болезни в жизни людей появились из-за грехов наших предков. После грехопадения их изгнали из Рая на землю, чтобы они получили свои жизненные уроки. Этот этап продлится до того времени, пока Бог снова не спустится и не устроит Страшный Суд. До этого момента болезни всегда будут появляться в жизни человека, но христиане должны правильно к ним относиться и понимать, для чего они даны.
Внимание! Господь посылает такие испытания в качестве наказания за содеянное, а также для вразумления или вершения славы.
Независимо от преследуемой цели недуг указывает на то, что Бог заботится о падшем человеке и наблюдает за ним. В писаниях всегда указывается, что все действия Господа происходят во благо, а испытания даются для исцеления или познания истины.
В Ветхом Завете написано, что собственная болезнь или недуг родственника указывают на:
В случае с истиной со временем становится понятно, зачем человек испытывает страдания. Например, при регулярном переедании и чревоугодии христианин страдает от язвы, гастрита, панкреатита и пр.
Внимание! Когда послушник церкви молит об исцелении, осознает свой урок и прилагает усилия для изменения этой ситуации, то Бог прощает его, а затем избавляет от болезни.
Для исцеления болящего христианину необходимо понять, для чего именно Господь направил такое испытание в его жизнь. Иногда побороть немощь или болезнь без этого не получается, особенно когда врачи становятся бессильны и уже не знают, чем помочь человеку.
Не стоит забывать о том, что Небесный Отец любит каждого своего воина, поэтому всегда хочет, чтобы его дети побыстрее вынесли урок и избавились от страданий. Когда болезнь становится единственным способом вразумления, ему приходится видеть наши страдания и ждать, пока люди усвоят урок.
Стоит ли молиться за другого человека
Когда человек сам болеет, ему не так тяжело проходить испытание, как наблюдать за тем, что страдает его близкий. Иногда из-за собственного бессилия появляется гнетущее чувство отчаяние, избавиться от которого позволит только молитва об исцелении или другой способ обращения к Богу.
В истории христианства постоянно случаются чудеса, связанные с неожиданным исцелением. Поэтому верующему человеку остается только помолиться за болящего.
Перед чтением канона или акафиста следует получить благословение у батюшки в церкви и посоветоваться с ним, какое молитвенное правило здесь лучше применить. Священнослужители еще и поддерживают человека, который вынужден смотреть на страдания своего ближнего, поэтому обращение не станет лишним.
В время чтения канона за болящего, человек обращается к Богу, моля его о помощи. Поэтому все слова стоит произносить искренне. Несмотря на то, что Господь сам знает, когда и что лучше дать человеку, молитва об исцелении все равно помогает быстрее справиться с напастью. Обычно она больше нужна самому христианину, поскольку после произнесения слов укрепляется вера и послушник чувствует присутствие Бога в своей жизни.
Молитвы об исцелении
Люди стараются подбирать молитвенные правила, которые лучше всего отражают проблему и взывают к помощи.
Совет! Священники настаивают на том, чтобы послушники церкви читали готовый текст, составленный святыми. Сказать просьбу своими словами тоже можно, но предпочтителен первый вариант.
Для избавления от болезней читают:
Священнодействие выполняют дома или в храме, а перед этим настраиваются на общение с Господом и стараются избавиться от отвлекающих мыслей.
Канон за болящего
Его читают, когда сомневаются в своем здоровье или хотят помочь близкому. Если у человека достаточно сил, то лучше, чтобы он сам прочитал канон. В таком песнопении обычно от 7 до 9 частей. При чтении канона произнесение дополнительных молитв не требуется.
Псалом 50-й
Его составил царь Давид, когда просил прощения у Бога за убийство человека. Он подходит для обращения к Господу с просьбой о восстановлении здоровья, поскольку выражает раскаяние в совершенном грехе и мольбу о помиловании. Его часто читают во время богослужения, но при этом каждый прихожанин церкви может самостоятельно произносить слова псалома.
Канон воскресный, глас 3
Песнь 3
Седален, глас 8
Песнь 4
Песнь 5
Песнь 6
Когда Бог услышит молитву
Если человек несколько недель или месяцев регулярно молится и его действия не приводят к результату, то со временем он сомневается в себе или Боге. Послушникам церкви кажется, что прилагать достаточное количество усилий, то Создатель обязательно простит все согрешения и поможет человеку выздороветь. Отталкиваясь от этого, страдающие христиане сначала читают основной Канон за болящего, а потом еще акафист и молитву. Некоторые, не заметив результата от подобных действий, сдаются и пытаются найти помощь со стороны, например, обращаются к целителям, гадалкам или знахарям. Такое поведение уже говорит о том, что человек потерял веру.
Господь реагирует на просьбы человека не после того, как он 10, 20 или 50 раз прочитает молитву, а только в результате получения духовных плодов, на которые он рассчитывал. Если послушник Бога не усвоит урок, из-за которого он и получил эту болезнь, то в жизни человека ничего не изменится. Многословие здесь не имеет значения, учитываются только помыслы, намерения и поступки.
Поэтому каждому больному стоит правильно отнестись к своему испытанию и воспринимать его как возможность для спасения души и изменения жизни. Родственникам заболевшего тоже нельзя поддаваться унынию, вместо этого лучше поддерживать родного человека и напоминать ему о том, что Бог любит его и хочет помочь.
Молитва воссоединяет человека с благодатью Господа и постепенно очищает его душу. Поэтому если не игнорировать свою болезнь, а попробовать правильно к ней отнестись и понять, зачем человеку послано это испытание, то, возможно, удастся заслужить милость и вновь стать здоровым человеком.
Ирмос: Пресекаемое море жезлом древле, / Израиль пройде яко по пустыни, / и крестообразно яве, предуготовляет стези. / Сего ради поим во хвалении чудному Богу нашему, / яко прославися.
Глас 3. Песнь 1
Ирмос: Море крестообразно рассекаемое жезлом / в древности Израиль прошел как по земле пустынной / и явственно в ней пролагает стези. / Потому воспеваем хвалу чудному Богу нашему, / ибо Он прославился.
В день печали нашедшия на ны / к Тебе, Христе Спасе, припадающе, / Твоея милости просим. / Облегчи болезнь раба Твоего, / изреки нам, яко сотнику: / иди, се здрав есть отрок твой.
В день печали, нашедшей на нас, / к Тебе, Христе Спаситель, припадая, / мы Твоей милости просим. / Облегчи болезнь раба Твоего, / изреки и нам, как сотнику: / “Иди, вот отрок твой здоров!”
Мольбы и моления с воздыханием к Тебе вопием, Сыне Божий: / помилуй нас. / Воздвигни со одра лежащаго, яко разслабленнаго словом: / возьми одр твой, глаголя, отпущаются ти греси твои.
Мольбы и моления с воздыханием / возглашаем к Тебе: “Сын Божий, помилуй нас!” / Воздвигни словом со одра на нем лежащего, / как воздвиг расслабленного, говоря: / “Возьми постель твою, / прощаются тебе грехи твои!”
Слава: Твоего, Христе, лика изображению / поклоняясь, с верою его целуем, / и болящему здравия просим, / подражая кровоточивой, / которая края риз Твоих коснулась, / и исцеление от недуга приняла.
И ныне: Пречистая Госпоже Богородице, всем известная Помощница, / не презри нас к Тебе припадающих, / моли яко блага Своего Сына и Бога нашего / дати здравие болящему, да Тя с нами прославляет.
И ныне: Пречистая Госпожа Богородица, / всем известная Помощница, / не презри нас, к Тебе припадающих, / моли как благая Своего Сына и Бога нашего / дать здравие болящему, / дабы и он Тебя с нами прославлял.
Песнь 3:
Ирмос: Иже от не сущих вся приведый, / словом созидаемая, / совершаемая Духом / Вседержителю Вышний, / в любви Твоей утверди мене.
Песнь 3
Ирмос: Из небытия приведший все, / Словом созидаемое, завершаемое Духом! / Вседержитель-Владыка, / в любви Твоей утверди меня.
Иже от тяжких болезней на земли повержен / к Тебе, Христе, с нами вопиет, / подаждь здравие телеси его, / якоже и Езекии плакавшуся к Тебе.
Тяжкими болезнями на землю поверженный, / к Тебе, Христе, с нами взывает; / подай здравие телесное ему, / как Езекии с плачем молившемуся Тебе.
Призри, Господи, на наше смирение и не помяни беззаконий наших, / но веры ради болящаго, / яко прокаженнаго словом, исцели ему болезнь, / да Твое, Христе Боже, славится имя.
Призри, Господи, на наше смирение, / и не вспоминай беззаконий наших, / но ради веры болящего, / как прокаженному словом исцели его болезнь, / дабы славилось Твое имя, Христе Боже.
Слава: Церковь, юже еси освятил, / на ту, Христе, не даждь поношения, / но воздвигни невидимо в недузе на одре лежащаго, / в нейже молим Ти ся: / да не рекут невернии, где есть Бог их.
Слава: Не попусти подвергнуться нареканию / Церкви, которую Ты освятил, Христе, / в которой мы молимся Тебе, / но воздвигни невидимо / в недуге на одре лежащего, / чтобы неверующие не сказали: / “Где Бог их?”
И ныне: К Твоему пречистому, Богородице, образу руце воздеюще вопием: / услыши раб Твоих молитву и спаси в болезни лежащаго, / да от болезни востав, воздаст обеты, / яже в печали глаголаша уста его.
И ныне: К Твоему пречистому образу, Богородица, / руки простирая, мы взываем: / “Услышь рабов Твоих молитву / и спаси в болезни лежащего, / чтобы от болезни восстав, он воздал Тебе обеты, / которые в печали изрекли уста его.
Седален, глас 8:
Н а одре греховнем лежаща мя, и страстьми уязвлена, / и якоже воздвигл еси Петрову тещу / и спасе разслабленнаго носима со одром, / тако и ныне посети, Милостиве, болящаго, / понесый недуги рода нашего. / Тебе Единаго вемы терпелива и милосерда, / милостива врача душам и телесем, Христа Бога нашего, / наводяща недуги и паки исцеляюща, / подавающа прощение кающимся о согрешениих, / Единаго Милосердаго и Милостиваго.
Седален, глас 8
М еня, на одре греха лежащего / и страстями уязвленного, / как Ты тещу Петра воздвиг / и расслабленного спас, на одре носимого, / так и ныне посети в болезни, Милостивый, / понесший недуги рода нашего. / Тебя, Единого, мы знаем, / как долготерпеливого и милосердного, / милостивого врача душ и телес, / Христа Бога нашего, / посылающего недуги и вновь их исцеляющего, / подающего прощение кающимся во грехах, / Одного милосердного и милостивого.
Слава: Аз грешный плачуся на одре своем лежа, / прощение ми подаждь, Христе Боже, / и от болезни сея воздвигни мя, / и яже есмь от юности грехи сотворил, / избыти ми сих молитвами Богородицы даруй.
Слава: Я, грешный, плачу, лежа на одре своем: / прощение подай мне, Христе Боже, / и от этой болезни воздвигни меня, / и от тех грехов, что я от юности совершил, / избавиться по молитвам Богородицы даруй.
И ныне: Умилосердися и спаси мя, / воздвигни мя от одра болезненнаго, / мощь бо моя во мне изнеможе / и весь нечаянием одержим есмь, Мати Божия Пречистая, / исцели недугующа люте, / Ты бо еси Помощница христианом.
И ныне: Умилосердись и спаси меня, / воздвигни меня с одра болезни, / ибо истощилась сила моя во мне / и весь я отчаянием охвачен. / Матерь Божия Пречистая, / исцели болящего тяжко, / ибо Ты – помощница христиан.
Уже отчаянна лютым недугом / и к смерти приближившася возврати, Христе, на живот / и даждь плачущимся утеху, / да вси прославляем Твоя святая чудеса.
Уже отчаявшегося в недуге тяжком / и к смерти приблизившегося, / к жизни возврати, Христе, / и даруй плачущим утешение, / чтобы все мы прославляли / Твои святые чудеса.
Тебе, Творче, каемся во своих гресех, / яко не хощеши смерти грешничи, / оживи, уздрави болящаго, / да возстав послужит Ти, / исповедуя с нами Твою благость.
Пред Тобою, Творец, / мы каемся в своих грехах, / ибо Ты не хочешь смерти грешника. / Оживотвори, даруй здравие болящему, / чтобы он, восстав послужил Тебе, / исповедуя с нами Твою благость.
Слава: Слезы Манасиины, ниневитян покаяние, / Давидово исповедание приим, вскоре спасл еси, / и наши молитвы ныне приими, / даждь здравие болящему, о немже Тя молим.
Слава: Слезы Манассии, Ниневитян покаяние, / и Давида исповедание приняв, / Ты скоро спас их; / и наши молитвы ныне прими, / дай здравие болящему, / о котором Тебя молим.
И ныне: Подаждь нам Твою милость, Госпоже, / всегда на Тя надеющимся, / испроси здравие болящему, / врачебнии Твои руце с Предтечею, Богородице, / ко Господу Богу простирающи.
И ныне: Подай нам Твою милость, Госпожа, / всегда на Тебя надеющимся, / испроси здравие болящему, / врачующие Твои руки, Богородица, / с Предтечею ко Господу Богу простирая.
Песнь 5:
Ирмос: На земли невидимый явился еси, / и человеком волею сожил еси непостижимый, / и к Тебе утренююще, / воспеваем Тя, Человеколюбче.
Песнь 5
Ирмос: На земле Ты, невидимый, явился / и добровольно общался со смертными, непостижимый; / потому, к Тебе стремясь с рассвета, / мы воспеваем Тебя, Человеколюбец.
Сына вдовича оживив, Спасе, / и тоя слезы преложив на радость, / спаси от недуга тлеющаго раба Своего, / да и наша скорбь и болезнь на радость приидет.
Спаситель, сына вдовицы ожививший, / и слезы ее на радость изменивший! / Спаси погибающего от недуга раба Своего, / чтобы и наша скорбь и мука в радость претворились.
Слава: Огненну болезнь Петрове теще прикосновением Твоим исцелив, / и ныне возстави болящаго раба Твоего, / да востав, яко Иона, послужит Ти.
Слава: Огненную болезнь тещи Петра / Своим прикосновением исцеливший! / И ныне воздвигни болящего раба Твоего, / чтобы и он, восстав, как она послужил Тебе.
И ныне: Скорбнии, смирении, грешнии, не имущии дерзновения / к Тебе, Пречистая Богомати, вопием: / умоли Сына Своего Христа / дати болящему здравие телеси.
И ныне: Скорбные, смиренные, грешные, / не имеющие дерзновения пред Тобою, / мы взываем, Пречистая Богоматерь: / умоли Сына Своего, Христа, / дать болящему здравие телесное.
Бездну милосердия и милости имея, Христе Боже, / услыши моления раб Твоих. / Ты бо еси Петром Тавифу воскресив, / Ты и ныне в болезни лежащаго воздвигни, / послушав церковных молитвенник.
Бездну сострадания и милости имея, Христе Боже, / услышь моления рабов Твоих! / Ибо Ты по молитве Петра Тавифу воскресил, / Ты и ныне в болезни лежащего воздвигни, / услышав молящую Тебя Церковь.
Врачу душам и телесем нашим, / понесый недуги всего мира, Христе, / и Енея Павлом исцеливый, / Ты и ныне болящаго исцели, / святых апостол молитвами.
Врач душ и телес наших, Христе, / понесший недуги всего мира, / и Евтиха руками Павла воскресивший, / Ты и ныне болящего исцели / святых апостолов молитвами.
Слава: Преложи, Христе, на радость рыдание о недужнем скорбящих, / да Твою получив милость, внидет в дом Твой, со обетными дарми, / славяща Тя в Троице Единаго Бога.
Слава: Претвори, Христе, в радость / рыдание о в недуге скорбящем, / чтобы он, Твою милость получив, / вошел в дом Твой с обетными дарами, / славя Тебя, Единого в Троице Бога.
И ныне: Приидите, о друзи, поклонимся / молящеся о болящем Божией Матери. / Та бо имеет власть недужныя исцеляти, со безмездникома вкупе, / духовным невидимо помазующе маслом.
И ныне: Придите, о друзья, поклонимся, / молясь о болящем Божией Матери. / Ибо Она имеет власть недужных исцелять, / вместе с бессребрениками невидимо / духовным помазывая елеем.
Кондак, глас 3:
Д ушу мою, Господи, во гресех всяческих, / безместными деяньми разслаблену, / воздвигни Божественным Своим человеколюбием, / якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, / да зову Ти спасаем: / щедре Христе, даждь ми исцеление.
Кондак, глас 3
Д ушу мою, Господи, от грехов всяческих / и от дел недолжных тяжко расслабленную, / воздвигни божественным Твоим попечением, / как и расслабленного воздвиг Ты некогда, / дабы я, спасенный, взывал Тебе: / “Слава, Христе Милостивый, / могуществу Твоему!”
Икос: Иже руки Своея горстию содержай концы, Иисусе Боже, / Иже Отцу Собезначальный и Духу Святому совладычествуя, / яко плотию, явился еси, недуги исцеляя, / и страсти очистил еси, слепыя просветил еси, / и разслабленнаго словом Божественным совозставил еси, / сего право ходяща сотворив, и одр повелел еси на рамо взяти. / Темже вси с ним воспеваем и поем: / щедре Христе, даждь ми исцеление.
Икос: Руки Своей горстью / держащий мира концы, / Иисусе, Боже, как и Отец безначальный, / и вместе с Духом Святым над всем владычествующий, / Ты во плоти явился, недуги исцеляя; / и страсти отогнал; слепым дал видеть свет, / и расслабленного словом божественным восставил, / внезапно повелев ему ходить / и ложе, носившее его, поднять на плечи. / Потому мы все с ним воспеваем и взываем: / “Слава, Христе Милостивый, / могуществу Твоему!”
Милость покажи, Владыко, в болезни раба Твоего, / и скоро исцели, милостиве Христе Боже, / и еще смерти не предаждь судней, да Ти покаяние воздаст. / Сам бо рекл еси: не хощу смерти грешничи.
Милость яви в болезни / рабу Твоему, Владыка, / и скоро исцели его, милостивый Христе Боже, / и не предавай еще на осуждение смертное, / да покаяние Тебе воздаст. / Ибо Ты Сам сказал: / “Не хочу смерти грешника”.
Господи милостиве, Твоя преславная чудеса да и до нас ныне достигнут: / бесы прожени, недуги погуби, / раны исцели, болезни уврачуй, / и потворы и чародеяния, и всякие язи избави ны.
Господи милостивый, / Твои преславные чудеса / пусть ныне и нас достигнут: / бесов прогони, недуги истреби, / раны исцели, болезни уврачуй, / и от колдовства и чародейства и / всякой язвы избавь нас!
Слава: Запретивый, Христе, морским ветром, / и страх ученик на радость преложивый, / запрети и ныне тяжким болезнем, труждающим раба Твоего, / да вси возвеселимся, хваляще Тя во веки.
Слава: Запретив морским ветрам, Христе, / и страх учеников изменив на радость, / и ныне запрети болезням тяжким, / удручающим раба Твоего, / дабы мы все возвеселились, / восхваляя Тебя вовеки.
И ныне: Избави, Богородице, от обышедших ны печалей, / различных недуг, отравы же и чародейства, / и бесовского мечтания и от навета злых человек / и напрасныя смерти, молим ти ся.
И ныне: Избавь, Богородица, / от обступивших нас печалей, / от различных недугов, отравы и чародейства, / и бесовского мечтания, и от навета злых людей, / и от смерти, Тебе молимся.
Песнь 9:
Ирмос: На Синайстей горе виде Тя в купине Моисей, / неопально огнь Божества заченшую во чреве; / Даниил же Тя виде гору несекомую, / жезл прозябший, Исаия взываше, / от корене Давидова.
Песнь 9
Ирмос: На горе Синай / увидел Моисей в кусте терновом, / Тебя, огонь Божества зачавшую во чреве, не опалившись; / Даниил же видел как нерассекаемую гору / Тебя, жезл произросший, как взывал Исаия, / от корня Давидова.
Источниче жизни, подателю, Христе, милости, / не отврати лица Твоего от нас. / Облегчи болезнь утружденному болезнею, / и воздвигни яко Фаддеем Авгаря, / да присно Тебе славит, со Отцем и Святым Духом.
Источник жизни, податель милости, Христе, / не отврати лица Твоего от нас. / Облегчи болезнь изнуренного недугом, / и воздвигни его, как Авгаря служением Фаддея, / дабы он славил Тебя всегда / со Отцом и Святым Духом.
Евангельскому верующе гласу, / Твоего ищем обета, Христе: / просите, рекл еси бо, рече, и дастся вам. / Тем и ныне предстояще молим Тя, / возстави со одра здрава лютым повержена недугом, / да Тя с нами вкупе величает.
Веруя евангельскому слову, / мы ищем Тобою обещанного, Христе: / ибо сказал Ты: “Просите – и дано будет вам”. / Потому и ныне мы предстоим, молясь Тебе: / воздвигни здравым со одра / поверженного недугом тяжким, / чтобы он Тебя с нами вместе величал.
Слава: Мучимый недугом, внутрь невидимыми ранами, / Тебе, Христе, с нами вопиет, / не нам, Господи, не нас ради, вси бо исполнены грехов, / но Матерними Ти и Предтечевыми молитвами / даждь исцеление болящему, да Тя вси возвеличим.
Слава: Мучимый недугом, / внутренними ранами невидимыми, / с нами к Тебе, Христе, взывает: / не нам, Господи, не нас ради, /– ибо мы все исполнены грехов, – / но Матери Твоей и Предтечи молитвами / даруй исцеление болящему, / дабы мы все Тебя возвеличили.
И ныне: Божия Мати Пречистая, / со всеми святыми призываем Тя, / со Ангелы и Архангелы, / со пророки и патриархи, со апостолы, / с преподобными и праведными / молися Христу Богу нашему / дати здравие болящему, да Тя вси величаем.
И ныне: Божия Матерь Пречистая! / Со всеми святыми призываем Тебя: / с Ангелами и Архангелами, / с пророками и патриархами, / с Апостолами, с преподобными и праведными, / молись Христу Богу нашему / о даровании здравия болящему, / чтобы мы все Тебя величали.