канонерский остров что интересного

Это тоже Петербург. Или «Мы пришли сегодня в порт». Ч. 2. Канонерский остров

Предлагаю продолжить разговор про Большой морской порт Санкт-Петербург. Чтобы легче было ориентироваться, повторю схему и карту из первой части:

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Когда автобус/маршрутка выезжает из тоннеля, то сразу попадает на кольцо, которое и является конечной остановкой части маршрутов общественного транспорта. В окно виден Финский залив и трасса «Западный скоростной диаметр» со стороны, привычной по другим местам города, когда за спиной — город, а за трассой — залив (например, ст.м. «Зенит», Севкабель и т. д.):

канонерский остров что интересного

Но я про ЗСД напишу позже, да и виды будут другие.

Немного про сам Канонерский остров. На схеме выше это большой горизонтально вытянутый остров немного странной формы с узкой полосой с (на карте видно точнее) южной (юго-восточной?) стороны, отделенный от показанного в первой части Гутуевского острова Морским каналом, по дну которого мы и проезжали на автобусе (почему «по дну», было рассказано в 1-й части). Про канал предлагаю поговорить позже, стоя на его берегу, что без какого-либо специального допуска возможно только на Канонерском острове.

Канонерский остров всегда был островом: при строительстве канала углубляли существующую протоку. Финское название — Kissasaari. И тут любой туристер может легко проявить «знание» финского языка:). Все правильно — Кошачий остров. А дальше название острова зависело от его использования: Батарейный, когда стояла батарея с пороховым погребом, а ближе к концу 18 века Канонерский (Канонирский, от канонир/канонер), что соответствовало долгое время находившемуся здесь полигону. Морской канал и порт на Гутуевском острове закрыли полигон в 1870-х гг. Канонерский остров стал припортовой и портовой территорией.

Итак, автобус/машина выезжает из тоннеля:

канонерский остров что интересного

Справа по ходу движения (слева — на фото) — обращает на себя внимание забор. На схеме в части острова за этим забором видны причалы порта. Здесь находится Канонерский судоремонтный завод. С кольца, на который приехал автобус, можно только чуть-чуть взглянуть на ближние причалы на территории завода, а вот на его официальном сайте нам показали вид сверху. На переднем плане завод, кольцо — дальше, где справа виден мостик на соседний остров, а за кольцом видна жилая застройка и парк, также виден Морской канал слева от острова (кое-чего не хватает, что есть, например, на фото в шапке рассказа, поэтому понятно, что фото не совсем новое):

канонерский остров что интересного

Также на сайте завода http://www.ksz.spb.ru/history.htm кратко, но емко рассказали его историю. Немного цитат:

»Для обслуживания и ремонта дноуглубительного флота, работавшего на строительстве Морского канала, в 1879 году появилась частная слесарная мастерская.

В 1883 году уже Казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота на Канонерском острове были преобразованы в Канонерские судоремонтные мастерские — будущий завод. (Прим.: с 1883 года завод и отсчитывает свой возрвст)

К 1928 году в корпусном, механическом, кузнечном и деревообрабатывающем цехах насчитывалось уже более 180 единиц технологического оборудования. С этого времени начал производиться и капитальный ремонт морских судов, а мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.

В 1924 году начался ремонт ледокола «Красин», который в 1926 году от стенки завода ушёл на спасение экспедиции Умберто Нобиле.

В мае 1942 года Канонерский судоремонтный завод был включён в число важнейших предприятий города, и ему было поручено осуществлять ремонт флота, так как он являлся единственным судоремонтным предприятием на Балтике, имевшим возможность доковать суда для ремонта подводной части.

В 1943 году завод целиком перешёл на выпуск боеприпасов, а также освоил изготовление сопел для знаменитых «Катюш». В условиях войны были применены новые приёмы и технология ремонта судов, разработанные главным инженером Г. Г. Башкировым, именем которого было названо самое крупное транспортное судно Балтийского морского пароходства.

В 1967 году заключён Договор о шефстве над легендарным крейсером «Аврора». Завод принимает активное участие в ремонте корабля.

С 1999 года завод выполнил большой объем работ по ремонту и модернизации ледокольного флота Морской администрации порта Санкт-Петербург (в настоящий момент Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт»). Это ледоколы «Капитан Сорокин», «Семен Дежнев», «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и др.

Если раньше плановый ремонт мощных ледоколов МАП проводился в Германии, то в 1999 г. впервые такой ремонт был проведен на Канонерском заводе.

Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 т, 8500 т и 35600 т.

Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.»

Известных имен судов в статье на сайте много больше.

Прежде, чем прогуляться по доступной всем части Канонерки, коротко про еще один остров рядом: Белый мост соединяет кольцевую площадь на выезде из тоннеля с Белым же островом, который в 1960-х гг был намыт на месте Белой отмели для постройки там Центральной станции аэрации. Из Википедии про не самое простое производство:

«I-я очередь станции была запущена в 1978 г. Она была рассчитана на мощность 750 тысяч м3 сточных вод в сутки.

II-я очередь ЦСА была построена в 1985 г., мощность станции удвоилась.

В 1997 г. на ЦСА начал работать первый в России завод по сжиганию илового осадка, образующегося в процессе биологической очистки сточных вод. Завод, работающий на основе технологии PYROFLUID, был приобретён у французской компании OTV.

В 2007 г. проведена реконструкция станции — была внедрена технология глубокого удаления биогенов (азота и фосфора) из сточных вод в соответствии с нормативами Хельсинкской Комиссии (ХЕЛКОМ). Превышение концентрации биогенов вело к зарастанию Финского залива синезелёными водорослями.

Станция оборудована 6-ю парами первичных и вторичных отстойников для механической очистки, 12-ю аэротанками с длиной коридоров по 200 м для биологической очистки. Сточные воды, поступающие в приёмную камеру, поднимаются насосами главной насосной станции ЦСА на высоту 16 м и затем проходят несколько стадий очистки: механическую очистку, полную биологическую очистку, теперь и химическую очистку.»

От себя могу сказать, что или технологии более-менее нормальные, или с розой ветров угадали, но в 2000-х годах по рабочим делам я на Канонерском бывала очень часто, а «запашок» был замечен только несколько раз.

«Плюсик» про Белый остров в части полноты охвата территории поставлен, гуляем дальше по Канонерке.

Понятно, что Морской канал, порт и завод определили и остальную застройку острова: здания портовых служб и таможни, заводской жилгородок разного времени постройки, гаражи, неплохое здание бывшего ПТУ 1980-х годов.

Я покажу не все, а свой маршрут начала октября 2020 (первой части писала, что был лимит времени). На остров от Гутуевского моста я приехала на маршрутке, на кольце у тоннеля выходить не стала, а прогулку с одного берега на другой начала от конечной остановки на берегу Морского канала. Тут я и предлагаю немного поговорить про его историю:

канонерский остров что интересного

Думаю, многим знакомы, например, гравюры, где изображены суда, прибывшие в Петербург и разгружающиеся прямо на Неве (Заячьий остров, около Троицкой площали). На Стрелке Васильевского острова не просто так стоят Ростральные колонны, здание бывшей Таможни (виды с его крыши я показвала тут), здание Биржи. Но дело в том, что Невская губа допускает осадку судов где-то до 2,5. Времена шли, суда становились больше. На больших судах товары перевозить выгоднее, но это возможно было только до Кронштадта, где их перегружали на малые суда, что, конечно, как сейчас бы, наверное, выразились, усложняло логистику и добавляло транспортные и перевалочные расходы в цену товаров, а также увеличивало сроки их доставки.

В общем, во второй половине 19-го века вопрос стал актуальнейшим.

Я же, чтобы рассказ уложился хоть в какие-то приличные лимиты, процитирую ее местами.

»Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С. В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.

В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.»

Тут я напоминаю, что в первом рассказе про порт, я просила запомнить упомянутое на памятной доске екатерингофского моста «Общество путиловских заводов». Ибо далее было так:

«Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.»

«13 июня 1874 года Александр II утвердил положение „О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала“.

Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан „Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала“. Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов „с товарищами“. В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ

Для того, чтобы имя Николая Ивановича Путилова вошло в историю, достаточно было бы научных работ, основания Обуховского и Путиловского заводов, вклада в развитие железных дорог. Но был в его жизни и порт, ставший, к сожалению, последним проектом этого необыкновенно одаренного человека, в который он вложил и значительные собственные средства.

Чтобы понимать грандиозность замысла и работ, надо уточнить, что речь идет не о расширении/углублении протоки между Гутуевским и Канонерским островами, а о строительстве фарватера, соединяющего Неву и Кронштадский корабельный фарватер, который заканчивается практически сразу за островом Котлин. На фото — Канонерский остров в нижнем левом углу, «место встречи» с Кронштадским фарватером около Котлина примерно показано зеленым кружочком, пунктиром обозначен канал:

канонерский остров что интересного

Карта этих мест до строительства канала — 1840 г. В левом нижнем углу видно, как выглядел Канонерский остров до строительства дамб, а также острова на месте нынешнего Гутуевского, который тогда был другого размера:

канонерский остров что интересного

Николай Иванович Путилов умер в 1880 году. Строительство завершали его компаньоны.

Морской канал был торжественно открыт в 1885 году. На открытке к этой дате были строители: С. Максимович, М. Фуфаевский, П. Борейша, но не было портрета Н. Путилова.

По завещанию Н. И. Путилов был похоронен на берегу Екатерингофки. С выбранного места были видны: порт, канал, завод. До 1908 года на картах Петербурга обозначалось место захоронения, что было чуть ли не уникальным случаем для того времени. Пример 1888 года:

канонерский остров что интересного

Потом прах Николая Ивановича с женой был торжественно перезахоронен в новой церкви Путиловского завода. В советское время при работах по переделке храма могила была случайно обнаружена и уничтожена. Что было в голове у этих людей, понять невозможно.

Набережная вдоль Морского канала, которая видна на фото канала чуть выше по тексту и в начале рассказа, в 2009 году получила название «Путиловская». И я считаю, что это очень правильный выбор для увековечивания памяти этого великого человека.

Что интересно, других улиц на острове нет. Адреса выглядят так: Канонерский остров и номер дома.

Морской канал, конечно, расширялся и углублялся с течением времени. Сейчас данные примерно такие: длина 29,6 км, ширина 100 м, глубина 14 м.

Много технических деталей по строительству и эксплуатации, иллюстраций, красивых фото — в статье «Вечерки»по ссылке выше и в материале про канал в Википедии.

Морской канал является элементом С540-035a компонента С540-035 «Фарватеры» серийного объекта номер С540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» Списка всемирного наследия Юнеско.

С официального сайта КГИОП:

«Серийными называются объекты всемирного наследия, в состав которых входит две или более составных частей – компонентов (а в случае с Санкт-Петербургом эти компоненты делятся на более мелкие составляющие – элементы), имеющих четко определенные связи – культурные, социальные или функциональные. Каждая из составных частей должна вносить свой вклад в формирование выдающейся универсальной ценности объекта.«

В брошюре КГИОП СПб, посвященной 30-летию включения в Список объектов всемирного наследия Юнеско объекта С540, страница с Морским каналом выглядит так:

канонерский остров что интересного

Правда, в пунктирах и номерах к ним, мне кажется, авторы немного ошиблись.

На сайте же КГИОП в общем вводном описании объекта есть ссылка на заключение экспертов ИКОМОС, в котором мне очень нравится начало обоснования:

«Включение Ленинграда в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним. «

Про канал кратко поговорили. На фотографии над Морским каналом виден один из мостов Западного скоростного диаметра (далее ЗСД). Но разговор про эту платную трассу логичнее начать на другом берегу острова, а завершить потом этим мостом.

Прогулка моя будет проходит поперек острова и на карте выглядит так:

канонерский остров что интересного

Гуляем мы муниципальному округу «Морские ворота» Кировского района Санкт-Петербурга:

канонерский остров что интересного

Симпатичные и доброжелательные лошадки сообщают нам, что на острове есть и конно-спортивная секция:

Источник

Канонерский остров. Гетто Петербурга.

канонерский остров что интересного

Было это год назад, 09.06.18

канонерский остров что интересного

Канонерский — остров буквальном смысле. До строительства подземного тоннеля на него попадали. буквально на лодках!

по началу идти удробно

канонерский остров что интересного

но потом, мы поняли что тоннель не предназначен, по сути, для пешеходов

канонерский остров что интересного

Два видео, более тоxно характеризующих ситуацию:

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Ну, вот мы и на месте. сразу как прошли тоннель по правую сторону от нас

канонерский остров что интересного

остановимся возле него, и вообще, пока показать где он находится и рассказать про это место

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Сразу бросается в глаза, что с южной стороны острова проходит фарватер — и все корабли проходят здесь. Так же, ЗСД — дорога, построена буквально над островом, над жилыми домами, но про это еще позже

Немыслимо, но здесь еще и живут люди, есть магазины, детский садик.. Все это в центральной часто острова. Далее — идут заросли, именуемые парком — но это не парк, конечно же. Есть небольшой пруд. С плохой историей.

Вдоль всего западного берега тянутся песчаные пляжи. И, наконец, все это заканчивается длинной косой-мысом, пробраться до самого конца не так легко, но это того стоит!

Теперь немного исторической сводки:

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Тоннель построен аж в 1983 году, до этого это был полноценный остров

А в 2016 — открыта злополучная дорога)

Ну что же, приступим к осмотру — с севера на юг:

А здесь она уже буквально тянется над домами

канонерский остров что интересного

Прямо по дорогой расположен детский садик..

Смешно, но принято было решение расселить только ближайшие к дороге дома — находящиеся, по сути под ней. А дома, следующие — в каких-то 10-20 метрах — признаны пригодными. мы залезли в один из заброшенных домов.

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Находим пластинку Баха

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

зрелище печальное. Вылазием и идем дальше

канонерский остров что интересного

Осмотрим во такой дом еще — видно, что он более старый.

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

была возможность выбраться на крышу — что мы и сделали

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

смотрим на проплывающие внизу корабли

Зрелище интересное, в сочетании с дорогой, это довольно интересно

канонерский остров что интересного

Возвращаемся в дом, делаем еще несколько кадров

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Проходим немного в южном направлении, вдоль канала

канонерский остров что интересного

видим скейт-парк, и на ним, на противоположном берегу берегу — башню. Решили пойти туда.

канонерский остров что интересного

Но в начале заходим в магазин подкрепиться.Помнится, Маша хотела Шаурму

канонерский остров что интересного

Так что купили что было и идем на берег

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Башня осмотрена, похожу, судя по остаткам веревок, на нее даже лазают

Идем на берег, есть

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Идем дальше, по берегу. Ввиду кораблей, вода вот такая

канонерский остров что интересного

Но виды, кончено, шикарные!

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Следующий масштабный поход находился в разработке — поездка на остров Койонсаари с лодками — я нарисовал примерный план палкой на песке

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Уходим с пляжа. Попадаем на какую-то пустошь, она именуется как Пустырь.Летает много птиц.

канонерский остров что интересного

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Затем, через заросли, добираемся до пруда

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

и какие-то странные тумбы

канонерский остров что интересного

Далее, начинается мыс — идем по нему. Берег укреплен камнями

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Вид на город отсюда очень очень интересный

канонерский остров что интересного

Находим несколько полянок, на одной из них — тарзанка, можно покачатсья

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Уже перед закатом достигаем места, где корабли заходят или выплывают.

канонерский остров что интересного

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Замечаем большой плывущий корабль

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

Видеозаписи Небольшие мероприятия на природе (и не только) | ВКонтакте

на берегу есть остатки какого-то кирпичного строения

канонерский остров что интересного

Доходим до самого конца мыса — там было несколько рыбаков

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

канонерский остров что интересного

Пора двигаться обратно, чтобы успеть на маршрутку и метро

Успеваем еще посидеть на лошадках

канонерский остров что интересного

Благополучно возвращаемся.Вот таким запомнился Канонерский остров

Еще одно красивое фото

канонерский остров что интересного

Моя страница в ВК — беспокоим по любым вопросам в любое время дня и ночи!https://vk.com/id94656254

Лучший походный клуб нашего города,

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *