каподимонте статуэтки что это

Фарфор Каподимонте

Они похожи на застывшие 3D картинки из жизни: принцессы и балерины, всадники и кавалеры, дети и ангелочки, ремесленники и рыбаки, крестьяне и животные, жанровые сценки. А еще чайные сервизы и вазы, чернильницы и канделябры, украшенные цветами и фруктами. Более старинные работы марки Каподимонте стоят намного дороже и пользуются большим уважением и спросом у коллекционеров и антикваров.

Истоки

каподимонте статуэтки что это

Фарфор Каподимонте получил свое название от дворцового комплекса на одном из неаполитанских холмов, где в 1743 году король Карл III Бурбон и его супруга Мария Амалия Саксонская основали одноименную фабрику. Они решили создать достойного конкурента именитой немецкой мануфактуре в Мейсене.

Вообще, на существование фарфора европейцам открыл глаза Марко Поло, когда вернулся из своего длительного путешествия по Китаю. Поначалу местные керамисты не знали, как добиться такого же результата. Хороших результатов удалось добиться лишь много десятилетий спустя, во флорентийских алхимических лабораториях Франческо I Медичи. В XVII столетии эксперименты с переменным успехом проводились во Франции, Англии и Германии, пока в начале XVIII века саксонский ученый Иоганн Фридрих Беттгер не разгадал секрет производства белого фарфора, смешав каолин, алебастр и полевой шпат.

Первой итальянской фабрикой фарфора стала венецианская Вецци. А уже затем началась история Каподимонте, по воле королевской четы и благодаря стараниям таких мастеров, как скульптор Джузеппе Гриччи, художник Джованни Казелли и химик Ливио Оттавио Шепперс.

Отличительные черты

каподимонте статуэтки что это

По всему Неаполитанскому королевству и соседним государствам начались поиски песка и глины, годной для производства качественного фарфора. Каолин так и не нашли, поэтому решили делать фарфор из других подходящих глин с южных месторождений, в смеси с полевым шпатом. В результате получили совершенно новый материал – более мягкий при производстве, но твердый и прозрачный после двойного обжига. Фарфор Каподимонте отличался от немецких и китайских аналогов тончайшей лепкой и обилием искусно выполненных деталей, а также особым тепло-молочным оттенком.

Этапы истории

каподимонте статуэтки что это

Карл III очень дорожил своей фабрикой, лично следил за всеми стадиями обработки и хранил ключи от мастерских. Но спустя XVI лет он предпочел испанский престол, отрекся от неаполитанского и переехал в Мадрид, куда перевез и все оборудование, сырье и даже рабочих. Пока испанское предприятие короля активно развивалось, оставшееся без монаршего финансирования неаполитанское начало постепенно угасать. Хотя печи и формы для отливки скульптур и посуды остались, заниматься всем этим было некому.

Однако через 15 лет фабрика возродилась на новом месте – в пригороде Неаполя Портичи, благодаря наследнику Карла III. Фердинанд I стремился сохранить исключительные характеристики и высокое качество изделий, но помимо красочных глазурованных статуэток распорядился выпускать и однотонную посуду из так называемого бисквитного фарфора – прошедшего только первый обжиг и обладавшего более нежной окраской. Именно он внедрил синий товарный знак, увенчанный короной, по которому мы безошибочно определяем продукцию Каподимонте.

каподимонте статуэтки что это

Новый период упадка наступил во времена Наполеона, когда Фердинанду I пришлось бежать на Сицилию и бросить свое детище на произвол судьбы. В 1819 году имущество фабрики было распродано с молотка, в связи с чем оживились поддельщики, которые беззастенчиво ставили прославленное клеймо на своем товаре.

Продолжение традиций

каподимонте статуэтки что это

После объединения Италии, в Неаполе одна за другой открылись частные фарфоровые фабрики: Майелло, Моллика, Каччапуоти, Висконти. Они старательно и бережно копировали образцы королевской мануфактуры, поэтому вскоре Каподимонте стало именем нарицательным, относясь не к отдельно взятому производству, а к уникальному стилю и технологиям. Неаполитанские мастера сумели сохранить и развить традиции, изобретая все новые методы и техники. Так фарфор Каподимонте вошел в список главных ремесел Апеннинского полуострова, наряду с муранским стеклом, венецианскими масками, сицилийскими марионетками пупи и т.д.

каподимонте статуэтки что это

Чтобы производство фарфора Каподимонте больше не было подвержено перерывам и остановкам, а также для поощрения исследований и инноваций в данной сфере, в 1961 году был основан Государственный институт «Джованни Казелли» со штаб-квартирой в том самом здании, где когда-то размещалась первая королевская фабрика.

Полезные адреса

Если вы хотите купить статуэтки Каподимонте, зайдите в любую из многочисленных неаполитанских лавочек и мастерских. Но чтобы полюбоваться на подлинные произведения исторической фарфоровой фабрики, стоит посетить Национальный музей Каподимонте, расположенный в залах дворца. Также советуем заглянуть в Музей герцога Мартина, Виллу Флоридиана в районе Вомеро, Музей Филанджери и Музей принца Диего Арагона Пиньятелли Кортеса.

Источник

Фарфор Capodimonte (Каподимонте)

Фарфоровая мануфактура Каподимонте была основана испанским королем Карлом III Бурбоном в 1743 году, после завоевания Неаполя и Сицилии. Инициатива создания фабрики принадлежит супруге Марии Амалии Саксонской. Она обладала тонким вкусом и покровительствовала развитию ремёсел, что можно объяснить наследственными склонностями. Дедушка королевы – курфюст Саксонский Август II Сильный основал знаменитую мануфактуру в Мейсене, равной которой не было в Европе в тот период. Мария Амалия мечтала, что продукция итальянской фабрики затмит славу немецкого фарфора и скажет новое слово в производстве керамических изделий. Она предложила возглавить предприятие фламандскому химику Ливио Оттавио Шепперсу, который вместе с сыном Карлом взялся за усовершенствование известного состава каолиновой массы.

каподимонте статуэтки что это

К производству был привлечён и местный художник Джованни Казелли и флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи. Последний разработал модели групповых и одиночных статуэток, впоследствии ставших визитной карточкой Capodimonte и прославивших его далеко за пределами родного Неаполя. К 1755 году штат пополнился ещё пятью подручными мастера, которые изготавливали формы для литья. Мария Амалия отправила в другие регионы Италии и за границу людей, искавших секретные рецепты изготовления фарфора, а также месторождения каолина, обладавшего высокой пластичностью и пригодного для запекания при высоких температурах. В результате удалось получить принципиально новый материал, отличавшийся от немецких и китайских аналогов нежной текстурой сырья, прозрачностью и особым, тёплым оттенком, который проявлялся после обжига. Смесь, состоявшая из меньшего количества каолина – белой глины, используемой в керамическом производстве и большего процента полевого шпата, позволяла без труда лепить тончайшие детали, но была капризной в обработке. Впоследствии она получила название «мягкий фарфор». Именно этот материал сегодня применяют для создания элитной дорогостоящей керамики и художественной скульптуры.

1743 – 1759 Табакерки в виде раковины, подсвечники, столовые сервизы, цветочные вазы, чернильницы. Предметы интерьера: декоративные консоли, рамы для зеркал, часы, светильники. Статуэтки рокайльного стиля – фигурки простых крестьян, нарочито приукрашенные и лаконично расписанные.

1771 — 1806 Посуда в псевдо-античном духе с преобладанием этрусских мотивов. Бисквитные скульптуры, копирующие греческие, римские и ренессансные образцы. Наравне с этим, часто создавались фигурки пушистых животных из неглазурованного фарфора, обработанного специальным образом.

Поздний период, XIX век. И посуда, и статуэтки декорируются в английских традициях. Появляются фарфоровые цветочные композиции в корзинках или вазах, ажурная посуда и подносы. В скульптурных группах изображаются преимущественно высшие слои общества. Преобладают сложные, утончённые наряды по моде XVIII века.

Магазин антикварной мебели из Европы. Большой ассортимент изысканной мебели из натуральных материалов с удивительной историей и доступными ценами.

Источник

Фарфор Каподимонте

каподимонте статуэтки что это

Ценителям прекрасного хорошо знакомо это название, ставшее символом лучшего, что было создано мастерами Неаполя в области художественных ремёсел. Знаменитое синее клеймо фарфора Каподимонте ассоциируют с уникальным качеством и высоким стилем, равного которому нет в мире. Фабрика, выпускавшая оригинальную продукцию, прекратила своё существование в XIX веке, но её традиции нашли своё продолжение и бережно поддерживаются современными производителями.

История

Фарфоровая мануфактура Каподимонте была создана в 1743 году испанским королем Карлом III Бурбоном, сразу после завоевания Неаполя и Сицилии. Идею подала супруга новоиспечённого правителя – Мария Амалия Саксонская. Эта образованная женщина обладала тонким вкусом и покровительствовала развитию ремёсел, что нетрудно объяснить наследственными склонностями.

Дедушка королевы – курфюст Саксонский Август II Сильный основал знаменитую мануфактуру в Мейсене, равной которой не было в Европе того времени. Мария Амалия мечтала, что продукция итальянской фабрики затмит славу немецкого фарфора и скажет новое слово в производстве керамических изделий. Она предложила возглавить предприятие фламандскому химику Ливио Оттавио Шепперсу, который вместе с сыном Карлом взялся за усовершенствование известного состава каолиновой массы.

каподимонте статуэтки что это

К производству также был привлечён местный художник Джованни Казелли и флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи. Последний разработал модели групповых и одиночных статуэток, впоследствии ставших визитной карточкой «Каподимонте» и прославивших его далеко за пределами родного Неаполя. К 1755 году штат пополнился ещё пятью подручными мастера, которые изготавливали формы для литья. Мария Амалия отправила в другие регионы Италии и за границу людей, искавших секретные рецепты изготовления фарфора, а также месторождения каолина, обладавшего высокой пластичностью и пригодного для запекания при высоких температурах.

В результате удалось создать принципиально новый материал, отличавшийся от немецких и китайских аналогов нежной текстурой сырья, прозрачностью и особым, тёплым оттенком, который проявлялся после обжига. Смесь, состоявшая из меньшего количества каолина – белой глины, используемой в керамическом производстве и большего процента полевого шпата, позволяла без труда лепить тончайшие детали, но была капризной в обработке. Впоследствии она получила название «мягкий фарфор». Именно этот материал сегодня применяют для создания элитной дорогостоящей керамики и художественной скульптуры.

каподимонте статуэтки что это

Фабрика Каподимонте, разместившаяся на вершине одноименного холма рядом с летней резиденцией Карла III, производила столовые сервизы, статуэтки и даже детали интерьера. В частности, здесь изготовили декор в стиле шинуазри для Фарфорового салона Марии Саксонской, ставшего самой потрясающей частью королевского дворца. Всю продукцию отмечали клеймом с изображением лилии Бурбонов синего или золотого цвета.

Переезд и обновление

В 1759 году Карл III отрёкся от неаполитанского престола в пользу испанского и вместе с семьёй переехал в Мадрид. Туда же он перенёс производство фарфора, забрав всё передвижное оборудование фабрики, свыше 5 тонн сырья, около 40 неаполитанских рабочих и скульптора Гриччи. Предприятие получило название «Мануфактура дель Буэн-Ретиро», его продукция ничем не отличалась от итальянских образцов и носила то же клеймо. Однако в 1803 году вместо мягкого фарфора стал использоваться твёрдый, что, вместе с зарождающейся модой на классицизм, привело к смене стиля и дизайна выпускаемых изделий.

каподимонте статуэтки что это

Пока испанская фабрика активно развивалась, оставшееся без монаршей поддержки предприятие в Неаполе стало угасать. Хотя печи и многие формы для отливки скульптур или посуды остались, заниматься производством было некому.

Только через 15 лет фабрика возродилась, благодаря сыну Карла III, Фердинанду I. Её перенесли на новое место: в пригород Неаполя – Портичи. Туда же перешла и часть прежних работников, старавшихся максимально сохранить традиции и неповторимый стиль материнского предприятия. Однако некоторые перемены всё же происходили.

каподимонте статуэтки что это

Помимо ярких глазурованных изделий, стали изготавливаться монохромные статуэтки из бисквитного – прошедшего только первый обжиг фарфора с очень красивым нежным окрасом. Пышный рококо с его пасторальными сценками сменился классицизмом, пастухи и пастушки в костюмах придворной знати уступили место античным богам и героям. В росписи появились древнегреческие и египетские мотивы. Но непревзойдённое качество продукции остались прежними. В конце XVIII века предприятие стало использовать новый товарный знак – заглавную букву «N» тёмно-синего цвета, увенчанную короной, который дошёл до наших дней.

Упадок во времена Бонапарта

Когда в 1806 году Наполеон Бонапарт захватил Неаполитанское королевство, Фердинанд I бежал на Сицилию под защиту стоявшего там британского флота. Это было печальным событием не только для государства в целом, но и для его ведущей фарфоровой мануфактуры. Предприятие вновь приходит в упадок, хотя ещё некоторое время продолжает работу и даже выпускает серию статуэток, посвящённых наполеоновскому правлению. В 1819 году оно закрывается окончательно, а имущество распродаётся с молотка.

каподимонте статуэтки что это

Именно в этот период происходят первые попытки фальсифицировать продукцию Каподимонте, имитируя её клеймо на изделиях небольших местных фабрик. Качество многих подделок уступало оригиналу, но на современных аукционах они нередко продаются как подлинники и только специалист может указать на ошибку.

Несмотря на экономические трудности и политическую нестабильность в Неаполе начала XIX века, производство фарфора здесь продолжалось, хотя и в более скромных масштабах. Первоочередное внимание уделялось практичной посуде, а не художественному литью. Производители старательно копировали веджвудские сервизы в молочной гамме покрытые полупрозрачной свинцовой глазурью.

каподимонте статуэтки что это

Во второй половине XIX века в Неаполе открылись первые частные фарфоровые фабрики:

Все они в той или иной степени повторяли образцы Каподимонте, на многих изделиях стоял фирменный логотип «N» с короной. Постепенно название королевской мануфактуры становится нарицательным, обозначая не конкретное предприятие, а определённый стиль и способ производства. Например, Вустерский завод в Англии выпускал коллекции статуэток «Капо ди Монте» из мягкого фарфора, которые выполнялись в изящной манере с тщательной проработкой деталей. И хотя они имели слабое сходство с неаполитанским прототипом, этот факт свидетельствовал о высоком авторитете фабрики в глазах европейских производителей.

каподимонте статуэтки что это

Однако были и недобросовестные изготовители, пытавшиеся нажиться на славе Каподимонте. Их продукция сомнительного качества украшалась известным клеймом, что впоследствии привело к путанице среди современных коллекционеров антиквариата.

Особенности культового фарфора

Первая мануфактура Каподимонте появилась в тот момент, когда Европа только пыталась разгадать многовековые секреты китайского фарфора. Саксонские производители открыли свой рецепт каолиновой массы, позволивший им занять лидирующее положение на рынке керамики. Нетрудно догадаться, что они не спешили делиться тайнами производства с возможными конкурентами.

каподимонте статуэтки что это

Неаполитанцам пришлось изобретать свой рецепт практически «с нуля», учитывая тонкости состава местных белых глин и дополнительных «присадок», повышающих пластичность и плавкость материала. Для производства оригинальной продукции использовали несколько видов каолина из южных областей Италии и редкий тип полевого шпата.

Уникальная эластичность смеси позволяла лепить тончайшие детали: ажурные кружева, лепестки цветов, многослойную одежду, оперение птиц и так далее. Кроме того, бисквит получался плотным, на него хорошо ложились как глазурь, так и пигменты для росписи, создавая тончайшие, благородные градации оттенков.

каподимонте статуэтки что это

Изделия проходили двух- и трёхступенчатый обжиг. Максимальная температура – 1240°С требовалась для глазурей, чтобы они полностью расплавились, обеспечивая гладкое равномерное покрытие. Цветовая гамма классического фарфора Каподимонте – неяркая, с преобладанием тёплых оттенков, которые характерны и для самой глины. Для некоторых работ использовалось 24-каратное листовое золото.

Многие наряды женских статуэток украшались тончайшим кружевом, которое имело свой секрет. Для его изготовления настоящую ажурную ткань опускали в каолиновую массу и оставляли на некоторое время – пропитаться. Затем во время обжига, текстильные кружева выгорали, а фарфоровые спекались и оставались на века.

Ассортимент продукции в разные годы

Период (гг.)Что выпускалось
1743 – 1759Табакерки в виде раковины, подсвечники, столовые сервизы, цветочные вазы, чернильницы.

Предметы интерьера: декоративные консоли, рамы для зеркал, часы, светильники.

Статуэтки рокайльного стиля – фигурки простых крестьян, нарочито приукрашенные и лаконично расписанные.1771 — 1806Посуда в псевдо-античном духе с преобладанием этрусских мотивов. Бисквитные скульптуры, копирующие греческие, римские и ренессансные образцы.

Наравне с этим, часто создавались фигурки пушистых животных из неглазурованного фарфора, обработанного специальным образом.Поздний период, XIX век.И посуда, и статуэтки декорируются в английских традициях. Появляются фарфоровые цветочные композиции в корзинках или вазах, ажурная посуда и подносы.

В скульптурных группах изображаются преимущественно высшие слои общества. Преобладают сложные, утончённые наряды по моде XVIII века.

Современный бренд

В 1925 году фабрика Каподимонте возродилась в очередной раз, сменив местоположение и стилистику. Предприятие открылось в Милане на севере Италии, за много километров от раскинувшегося на южном побережье Неаполя. Следуя веяниям времени, производитель стал выпускать скульптурные жанровые сценки в духе анимации Уолта Диснея. Не все они имели одинаковую художественную ценность, но техника исполнения оставалась безупречной.

На сегодняшний момент сразу несколько итальянских предприятий соревнуются за право продолжать традиции Каподимонте. Некоторые из них предлагают фарфор викторианского стиля – проверенную классику с пышным, многофигурным декором, другие пошли по пути миланцев, специализируясь на забавных, с долей юмора сценках из повседневной жизни.

каподимонте статуэтки что это

Artigiano Capodimonte

Расположенное в Неаполе предприятие является прямым наследником королевской мануфактуры. Его изделия официально носят брендовое клеймо, означающее, что они были произведены по оригинальным технологиям XVIII века и полностью соответствуют высоким стандартам элитной керамики.

Ассортимент мало отличается от прежнего Каподимонте, однако посудой фабрика не занимается, предпочитая исключительно декоративное направление. Продукция включает:

каподимонте статуэтки что это

Venere Porcellane D’Arte

Расположенная в городе Кальдоньо (провинция Виченца, регион Венеция) фабрика выпускает продукцию в стиле Каподимонте, тоже отмечая её клеймом с буквой «N». Главному художнику предприятия – Вальтеру Скапинелло удалось объединить неаполитанскую и венецианскую школу фарфоровой скульптуры, создавая настоящие шедевры современного искусства. Фабрика разработала свой состав каолиновой смеси, который держит в строжайшем секрете, а также особые пигменты на основе экстракта лаванды, скипидара и эфирных масел.

Коллекционеры всего мира стремятся приобрести невероятно изысканные произведения от Venere Porcellane D’Arte. Скапинелло виртуозно изображает бытовые сценки, придавая им неповторимый лирический колорит.

каподимонте статуэтки что это

Porcellane Principe

Ещё одно предприятие из Виченцы, расположенное в городе Монтичелло-Конте-Отто. Известно отдельной коллекцией статуэток под названием «Каподимонте», копирующей лучшие образцы старинной неаполитанской мануфактуры.

Основанная в 1980 году, фабрика за свою недолгую историю успела приобрести мировую известность, благодаря исключительному качеству и красоте продукции. Фигурки в сложнейших нарядах эпохи барокко поражают гармонией форм и чисто итальянской живостью, утончённым сочетанием оттенков и текстур. Porcellane Principe можно назвать достойным продолжателем традиции в художественной керамике люксового сегмента.

Источник

Итальянский художественный фарфор «Каподимонте». Итальянская фарфоровая кукла

каподимонте статуэтки что это

Фарфор «Каподимонте» — самый высокий и совершенный пример в области художественной керамики. Наряду с муранским стеклом, этот фарфор является одним из ярчайших представителей итальянского искусства. Изделия из фарфора «Каподимонте» ценятся во всем мире за мастерство исполнения и тщательное выполнение деталей.

Знаменитая фабрика фарфора «Каподимонте» была основана в 1743 году Карлом Третьим из династии Бурбонов.
Фабрика начинает выпускать табакерки, кубки, чайные и кофейные сервизы, блюдца. Чуть позже выпускает серию статуэток и фигурок, посвященных религиозным и мифологическим сюжетам, а также изображения музыкантов, крестьян и рыбаков.

каподимонте статуэтки что это
Последюущие годы были отмечены интенсивным ростом производства и высоким уровнем качества продукции. Именно в этот период было освоено производство бисквита, то есть матового фарфора.

Но во время наполеоновского правления фабрика приходит в упадок и в конце концов перестаёт существовать.

Только в 1925 году под Миланом был основан фарфоровый завод, где лучшие итальянские скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами, решили возобновить традицию фарфора «Кападимонте». Вскоре, вокруг этой первoй фабрики в окресностях Милана, образовалась настоящая школа производства художественного фарфора, появились новые первоклассные заводы, на которых трудились известные скульпторы-модельеры.

каподимонте статуэтки что это
Истинный фарфор «Каподимонте» производится полностью вручную. Отформованные предметы подвергаются обжигу 2-3 раза при определенной температуре — 1280°.

Oсновные современные производители этого замечательного фарфора:

Hекоторые фабрики занимаются изготовлением невероятно красивых фарфоровых кукол.

Zampivaкаподимонте статуэтки что это

каподимонте статуэтки что это

Статуэтки Zampiva делаются вручную и расписываются искусными художниками в местечке Монтебелло на севере Италии. Использование традиционных техник гарантирует, что невозможно найти две одинаковые вещицы — каждая обладает присущим только ей очарованием и изяществом. На всех подлинных экземплярах стоит личная подпись Лино Зампивы. Уникальное мастерство дизайнеров компании Zampiva делает каждую статуэтку необыкновенной и единственной в своем роде. Каждая фарфоровая фигурка Zampiva как отдельный, живой человек, со своим характером, со своей историей.

Sibaniaкаподимонте статуэтки что это

каподимонте статуэтки что это

Фабрика Sibania образовалась в 1980 году, опираясь на традиционное мастерство «Каподимонте». Компания использует современные инновации, сохраняя при этом ручную работу и итальянское мастерство. Cо второй половины 80-х годов можно сказать, что Sibania была лидером в производстве итальянских фарфоровых кукол. Начиная с 1988 года началось производство статуэток детeй. Эти фигурки полны эмоций. Статуэтки детей полностью передают чистоту и невинность детства.

Первую коллекцию кукол художник Мария Росси создала в 1980 г., и сразу же эти удивительные куклы из бисквитного (неглазированного) фарфора получили признание широкой публики и профессионалов, благодаря красоте кукол, художественному стилю, тщательному исполнению мельчайших деталей.

Художник создает две линии коллекций:

каподимонте статуэтки что это

классическую «маленькие девочки», которая напоминает нам о детстве,
и «модные куклы», возвращающую нас к концу 19 — началу 20 веков, и особенно — в 30-е годы 20 века.

каподимонте статуэтки что это

Любой костюм — результат кропотливой работы, просмотра тысяч фотографий, почтовых открыток и черно-белых кинофильмов того времени и может служить своего рода иллюстрацией по истории Костюма. Одежда для кукол шьется только из высококачественных, натуральных тканей — шелка, льна, хлопка и шерсти, украшением служат точные копии кружев, тесьмы и шнурков, которые носили наши прабабушки. Нежные, деликатные цвета костюмов — результат особой технологии окрашивания тканей, разработанной непосредственно в мастерских художника. Одежда подбирается в соответствии с образом и характером каждой куклы. Создания Марии Росси — не холодные и статичные, они живые. Лица кукол абсолютно достоверно отражают самые разные настроения: улыбка счастливого ребенка, грусть от потери любимой игрушки, печаль и меланхолия молодой девушки, радость и вдохновение, покой и умиротворение. Куклы изготавливаются лимитированным количеством: от 50 до 100 штук каждой модели, имеют идентификационный номер и Сертификат.

каподимонте статуэтки что это

Название «Каподимонте» стало символом превосходного качества, изящества и красоты.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *