карагинец что за национальность
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Карачаевцы — истинные горцы
Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.
Численность
В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек — это Казахстан и Киргизия.
История
Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.
Основной язык — карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.
Жизнь
Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.
Жилище
Характер
Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.
Внешность
Одежда
Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:
Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.
Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.
Традиции
Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае — играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение — жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.
Свадьба
События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:
Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку — его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз — до свадьбы, второй раз — после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.
Культура
Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.
Фольклор
В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.
Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.
Караимы — больше, чем народ
Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.
Численность
Суммарно численность караимов не превышает 2 тысяч человек. Большинство живет на Украине, примерно 1200 человек. В остальных странах (Россия, Литва, Казахстан и Польша) живут примерно по 250–350 человек.
История
Одно из первых упоминаний о караимах относится к 13 веку. Известно, что в Крымском ханстве в городе Солхат была община. Часть людей переселилась в Феодосию, которую тогда называли Каффа. В 15 веке в Каффе побывал мюнхенский путешественник,упомянувший караимскую общину. Востоковед Авраам Яковлевич Гаркави полагает, что именно Крым стал первой родиной караимов.
Литовский князь Витовт во время похода на Крым захватил часть караимской общины в плен и отправил их в Галич, Луцк и Тракай. Караимы в дальнейшем сумели расселиться в Литве.
Религия
Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма негативную реакцию и критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в 1 веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.
Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно бы смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у к караимов некошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.
Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.
Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В 12–13 веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты.
Первым радикальные меры принял король Кастилии, принявшийся искоренять караимство. Однако караимы постепенно продолжали свою деятельность, систематизируя учения и создавая новые труды. Их описания охватывают самые разные дисциплины: математику, астрономию, философию, право. Многие последователи караимизма оставили стихи, размышления о теологии. Поворотным моментом в истории общины стало развитие учения в Крыму.
Жизнь в разных странах
В Крыму караимов считают тюрками, что связано с использованием кыпчакского языка. Крымские караимы, которых также называют караями, живут подобно татарам и крымчакам. Отсюда и исходит отождествление с тюрками, которые просто приняли караимизм. Существует предположение о близости к хазарам, являющимися еврейско-чеченским народом.
Крымские караимы называли себя евреями до начала 19 столетия. Ряд представителей выдвигал версию, что их народ переселился в Крым до момента казни Иисуса Христа. Своей миссией караимы в Крыму ставят несение ответственности за события, происходившие в Иерусалиме в 1 тысячелетии нашей эры.
Причиной внутреннего сепаратизма караимов стало зарождение антисемитской политики в Российский империи. Караимы прямо указывали, что они являются отдельным народом, хотя ранее о подобном не было речи. В итоге местные власти поддержали общину и освободили ее от уплаты подати, в то время как евреи были обязаны платить ее в двойном размере. Также они получили право пребывания в Севастополе и Николаеве. С них даже сняли воинскую повинность, а во время Второй мировой войны сепаратизм позволил избежать истребления. В поддержку разграничения между еврейской нацией и караимами выступали ученые из разных стран. Среди них было много евреев — так люди стремились помочь своим собратьям, чтобы уберечь хотя бы часть из них, ведь нацистская Германия всерьез стремилась искоренить весь еврейский род.
Удивительным достижением такого подхода стало признание со стороны нацистских руководителей караимов отдельным народом, принадлежащим германской расе. Караимам было разрешено даже вступать в СС. Впрочем, в Холокосте было немало надзирателей, которые не принимали во внимание никаких разграничений, поэтому подвергали истреблению всех заключенных. В Советском Союзе караимов не признавали евреями, периодически меняя классификацию на хазар, тюрков и даже тавров. Закрепилась версия о смешанном происхождении (от хазар и евреев).
На Украине караимов признают коренным народом Крыма. Эта ситуация двояка, так как в 2014 году Крым перешел под юрисдикцию Российской Федерации. Сейчас караимы живут в нескольких крымских городах, Евпатория и Симферополь считаются их центрами культурной жизни. Раньше в Симферополе издавалась газета, освещающая жизнь караимов. Сейчас ее заменило издание, являющееся приложением к газете «Крым».
В Луцке и Галиче караимы вели в прошлом столетии активную жизнь, издавая исторические, литературные и научные труды. В 30-х годах издавался журнал «Голос караима». С окончанием Второй мировой часть населения переехала в Польшу. Сейчас в Луцке и Галиче насчитывается менее 10 караимов. Большинство эмигрантов, уехавших в Польшу, владеют караимским языком.
Живущие в России караимы не владеют караимским языком. Перепись 2010 года показывает, что из 354 человек караимский знают всего трое. Однако важность культуры и религии осознается в полной мере, поэтому создано несколько обществ, в том числе:
• Московское;
• Санкт-Петербургское;
• Ростовское.
В Санкт-Петербурге существует национально-культурный центр, где можно ознакомиться во всех подробностях с особенностями культуры и истории караимов. Главным духовным центром караимы считают Евпаторию. Караимизм распространен также среди коренного русского населения, проживающего в Ростове-на-Дону.
В Литве караимы проживают вместе с христианами и евреями. Для них предусмотрены отдельные кладбища. Налажено издательство книг, дублированных на караимском. Караимская община пользуется большим уважением у литовцев и воспринимается как носитель уникальной культуры. Если в 16 веке караимы подвергались изгнанию в Польшу, то теперь их потомки живут на литовских землях в мире (изгнание проводил Александр — великий князь Литвы, он же повелел изгнание прекратить). Польские караимы практически утратили принадлежность к своей религии. В стране отсутствуют общины, хотя в Варшаве предусмотрено отдельное кладбище, есть также религиозный союз, существующий лишь формально. Интерес к истории и культуре караимов наблюдается только у молодежи.
В прошлом столетии караимы Франции населяли Ниццу, Марсель и Париж. В общей сложности их насчитывалось не более 300 человек. С началом Второй мировой войны немецкие оккупанты не устраивали гонения на организованные общины, однако с окончанием военных действий началась ассимиляция со стороны французов и русских. Многие караимы переехали в Соединенные Штаты Америки, Канаду и Великобританию. Сейчас во Франции живут не более 50 караимов, большинство из которых уже достигло пожилых лет. Сейчас организованных общин не зарегистрировано. Французские караимы являются католиками и православными.
В Соединенных Штатах Америки тоже живет немного караимов. Ими был учрежден Институт Крымского сообщества.
Отдельно следует рассказать о караимах, живущих в Израиле. Свыше 500 представителей общины эмигрировали в Израиль в 90-х годах прошлого столетия. Караимы имеют все права, поэтому активно пользуются статусом репатриантов. Многие иудеи воспринимают их как истинных евреев, что объясняет отсутствие различий между ветвями иудаизма. Впрочем, насчитывается немало раввинистов, считающих караимов «заблудшими». Противоречие создает порой серьезные конфузы. Например, караимы имеют право жениться в соответствии с собственными традициями, что рассматривается раввинистами как абсолютно законное явление, однако признать развод раввинисты не могут, так как традиции караимов противоречат Галахе. Ранее по этой причине авторитетные деятели озвучивали запрет на браки между представителями раввинистов и караимов. Причиной тому являлась возможность рождения мамзера — незаконнорожденного ребенка. Однако главный раввинат все же разрешил браки для всех караимов, которые согласны следовать традиции Галахи. Гражданский брак между караимами и раввинистами в государстве Израиль является абсолютно законным и имеет юридическую силу наравне с религиозным. Все караимы являются военнообязанными. Среди представителей молодежи наблюдается постепенная ассимиляция.
Караимский язык разделяется на 3 диалекта:
Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.
Караимский признан на Украине и относится к языкам регионального уровня. В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков. В Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.
Известные люди
Среди известных людей-караимов можно перечислить немало личностей. В России большое признание получил Михаил Сарач — общественный деятель, активно поддерживающий идеологию караимов. Его заслугой является значительная финансовая поддержка общины, он также вел просветительную деятельность для развития самосознания караимов. Среди караимов есть и известные композиторы — Самуил Майкапар, актеры — Сергей Тонгур, спортсмены — Марина Кумыш, являющаяся олимпийской чемпионкой по волейболу и заслуженным мастером спорта.
Внешность
Одежда
Караимы говорят, что одежда является украшением человека. Она подобна листве на дереве. Для примера рассмотрим национальный костюм крымских караимов. Перед этим отметим, что большинство представителей народа пользуется современной одеждой. Этнические костюмы сохранились у жителей Польши, Болгарии, Франции и Соединенных Штатов Америки. В мужском костюме фигурирует несколько важных элементов: нижнее белье, верхние штаны, рубаха, кафтан, кофта и еще один дополнительный кафтан. Под верхними штанами караимы носят кальсоны. Воротник у кафтана маленький и прямой, иногда отсутствует, застегивается на крючки. Для подпоясывания используют кушак из кожи или шерсти. Поверх кафтана надевают кофту с короткими рукавами. И уже затем — верхний кафтан. Зимой поверх всей одежды накидывают шубу, называемую тон.
На ноги караим наденет туфли или ботинки, зимой сапоги. Чтобы защитить ноги от холода, требуется надевать шерстяные носки, предварительно ногу надо обвязать портянкой. На праздник раньше караимы надевали сафьяновые сапоги.
У караимов есть собственный головной убор — каракулевая шапка черного цвета. Ее называли караимкой, сейчас существует множество различных вариантов таких шапок, которые можно приобрести в Крыму. Традиционный головной убор носят представители старшего поколения. Надевать караимку принято на важные события. Другим головным убором является феска, имеющая плоское донышко. Она может быть окрашена в красный, малиновый или коричневый цвет.
На праздник мужчины наряжались в дорогие одежды, расшитые золотыми или серебряными нитями. Нити формировали национальный орнамент. В повседневной жизни от одежды требовались удобство и практичность. Мужчины не пользовались украшениями, хотя у многих из них были фамильные перстни с инкрустированными камнями. Эти перстни имели значение не украшения, а талисманов.
Караимки разделяли домашнюю и уличную одежду. Дома они носили шаровары, а когда выходили на улицу, заменяли их платьем, сверху накидывали кофту и надевали кафтан. Женщины часто обращали внимание на качество одежды, чтобы стремиться подчеркнуть статус. Платье имело окантовку, подпоясывалось широким кушаком с серебряными пряжками. Кофта имела длинные и широкие рукава, распахивалась на груди и украшалась орнаментом разных цветов. Обувью служили туфли, сапожки, сшитые из сафьяна. На ноги надевали чулки, которые позволяли согревать колени. Если на улице было очень грязно, девушка надевала деревянную обувь или сандалии с толстой подошвой из дерева. Был и праздничный вариант, украшенный искусной резьбой. Богатые караимы инкрустировали обувь перламутром.
Платья могли быть разными по цвету, чаще встречался темно-синий или кофейный. На праздник надевали светлые или красные платья. На голову надевали шапочку, аналогичную мужской, сверху ее украшали покрышкой — маленькой накладкой, украшенной бисером, серебром или жемчугом. Накладка могла быть иного цвета, например, голубого или коричневого. Семья с большим достатком украшала покрышки золотыми монетками. Однако караимским девушкам надлежало блюсти скромность, поэтому, выходя на улицу, он накидывали на феску длинный платок. Когда наступали праздники, караимки заплетали волосы так, чтобы в прическе было много маленьких косичек. На ногти наносили хну. Если девушка была замужняя, ей полагалось заплетать косички таким образом, чтобы они спускались на виски. Пожилые носили на голове платки джамберы. Таким образом, наряды девушек в повседневной жизни были очень скромны, а на праздники, наоборот, нарядны и роскошны.
Караимы едят молочные блюда, пироги, разнообразные фрукты и овощи, изделия из теста.
В целом караимская кухня простая, но очень вкусная.













