караимы и крымчаки чем отличаются
«Крымчаки и Караимы»
История малых народов
Кто-то называет караимов религиозной сектой, возникшей на почве иудаизма, кто-то убеждён в существовании отдельного этноса, со своими корнями и прошлым. Ну а кто-то сейчас впервые слышит о такой народности, и надеемся, не без любопытства прочтёт эту статью. Так или иначе, караимы существуют. И хотя их остается всё меньше, мы искренне убеждены, что этот древний народ, как и любой другой, достоин намного большего, чем просто наше внимание. Возможно, это даст ему шанс на выживание и продолжение рода. При условии, что наши читатели и вообще пользователи сети, жители страны, да все мы станем интересоваться проблемами исчезающих этносов. Знаете, когда читаешь, а особенно непосредственно знакомишься с древними народами и религиями, прикасаясь к истории, возникает твёрдое убеждение, что спасать нужно не только амурских тигров и китайских панд.
Общее число караимов на планете на рубеже нынешнего столетия составляло около 2000 человек. Сейчас точно сказать невозможно, как изменилась ситуация за последние 15-16 лет с момента последней переписи. Да и та перепись была весьма приблизительной. Возможно, их было лишь немногим больше двух тысяч. Основные регионы проживания ограничены территорией стран бывшего СССР: Россия (в основном Крым), западная Украина, Литва, Казахстан, Израиль. Караимы держатся общинами, поэтому случаи единичного расселения по другим странам редкость.
Примерно тысячу лет назад стали появляться первые письменные упоминания о них, как о самостоятельной этногруппе. Позже караимов стали считать религиозным ответвлением от иудаизма. И действительно, их вероисповедание очень схоже с основными принципами иудеев (евреев). Хотя эти народы имеют абсолютно разные корни. Иудеи семитского происхождения, караимы тюркского. Ближайшими родственниками караимов сейчас являются крымчаки. Также не превосходящий их по численности народ, но с гораздо более обширной географией расселения. Причём сами крымчаки, исповедуя иудаизм, никак не могут прийти к общему знаменателю в вопросах своих истоков. Половина из них уверены в еврейских корнях, а половина в тюркских. Одно можно утверждать с точностью – крымчаки больше евреи по крови, чем караимы. Но в обоих есть примесь кровь тюркских народов, хазар, татар, турок и др.
Как и для всех иудеев, Вторая мировая война стала особой личной трагедией этих народов. Однако в самом Крыму больше досталось именно крымчакам. После изгнания фашистов с полуострова в живых осталась лишь пятая часть от прежнего их числа. Караимов немцы и их пособники также повсеместно причисляли к евреям, и немало расстреливали вместе с ними. Но в Крыму их несколько обезопасило то, что по инициативе евпаторийского политического деятеля С. Э. Дувана и при содействии религиозных общин Германии, народ караимов был официально признан отдельной самостоятельной ветвью тюркских этносов, не имеющей прямого отношения к евреям, кроме религии. Тем не менее только на территории Крыма немцами было расстреляно до шести тысяч представителей обоих этнических групп.
На данный момент большая часть и тех и других проживает в Крыму. Хотя первенство по крымчакской этнолингвистической группе держит Израиль, где их проживало более 650 человек согласно данным на 2004 год. Многие из них активно эмигрировали в восьмидесятые-девяностые годы по программам репатриации. Примечательно, что и караимы и крымчаки, особенно молодежь последнего поколения, активно и полностью ассимилируются именно в Израиле, забывая о культуре и самобытных традициях, теряя индивидуальность. Это также не способствует сохранению этноса. Так что настоящих караимов и крымчаков сейчас, пожалуй, можно встретить только в культурно-просветительских центрах Крыма.
Уже много лет Караимская община Крыма поддерживает и бережно хранит свою историю и традиции. Ещё с начала позапрошлого века в Евпатории открыт духовно-просветительский центр Караимов всей России, где нередко можно встретить и крымчаков. При центре действует религиозная школа, а в его состав входит благоустроенный храмовый комплекс с музейными экспонатами. Под храмами подразумевают наличие двух молитвенных домов – Большой и Малой кенасс, оформленных в традиционно-национальном стиле. Есть также несколько внутренних двориков, тщательно воссозданных и используемых сейчас в религиозных обрядах согласно прямого назначения. Среди них «ритуальный», «мраморный», «двор ожидания перед молитвой», «мемориальный» и «виноградной лозы». Это всё очень, красивые, уютные и святые для караимов места, издревле почитаемые не только местной общиной, а всеми представителями народа.
Кроме караимов и крымчаков иудейской веры есть среди посетителей центра и караимы-христиане. Ведь это не только дом общения с Богом, но и средоточие общих культурных ценностей. По определённым дням центр открыт для туристов и всех желающих. Здесь также действует постоянная выставка древних скульптурных элементов и образцов старинной письменности. Много табличек, частей скульптур и памятных надгробий на древнееврейском, татарском языках и их диалектах. Современные караимы почти растеряли живой караимский язык, и его всё реже можно услышать. Из-за обособленного проживания общин в разных странах три основных караимских диалекта мало похожи друг на друга. Самым распространенным на данный момент остался язык литовской общины – тракайский. Но крымские караимы стараются сохранить свои корни, из которых язык и письменность наиважнейшие. Их диалект, да и культура, очень многое впитали из быта и традиций крымских татар, турков, половцев-кыпчаков.
Крымский Вавилон
Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту
Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.
По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.
535 караимов.
. и 228 крымчаков
В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.
В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.
В Крыму официально существуют три государственных языка.
Крымчаки
Крымчаки – самая малочисленная этническая группа Крымского полуострова. В бытовом отношении будучи близки тюркам, они исповедуют ортодоксальный иудаизм, признающий обе Торы – как устную (Талмуд), так и письменную (Пятикнижие).
Происхождение
Вопрос происхождения крымчаков («детей Израиля», как они себя называли) не выяснен по сей день. Как среди исследователей, так и среди самих крымчаков есть приверженцы и тюркского, и еврейского этногенеза.
Одна из распространенных версий утверждает, что крымчаки – потомки римских евреев, изгнанных в Крым при правлении императора Адриана. Другая известная теория связывает их происхождение с тюркоязычными хазарами. А нередкие среди «детей Израиля» фамилии Пиастро, Анджело и Манто намекают на итало-испанские вкрапления в происхождение.
История
Средневековье
В Средние века евреи в Крыму проживали в основном в Кафе (нынешняя Феодосия). В XV в. малочисленная крымская еврейская община стала пополняться иудеями – переселенцами из других стран. На момент вхождения Крыма в Российскую империю она достигла 800 человек.
Через некоторое время живущих в Крыму тюркоязычных ортодоксальных евреев-талмудистов российские власти стали официально называть крымчаками. Видимо, для отличия от ашкенази (ачкинази) – выходцев из Центральной Европы – и тюркоязычных же караимов, также исповедующих иудаизм. Незнание русского языка на первых порах препятствовало получению «детьми Израиля» образования.
XIX век
В XIX в. благодаря протекции новороссийского генерал-губернатора графа Александра Строганова крымчакам разрешили приобретение земли в частную собственность. Это обстоятельство способствовало улучшению экономического положения бедной общины.
В последней трети XIX в. глубокое влияние на крымчакскую общину оказал известный еврейский религиозный и общественный деятель Хаим Медини. Он 33 года занимал должность главного крымчакского раввина с резиденцией в Карасубазаре (нынешний Белогорск). Медини описал в своих трудах традиции народности и основал несколько учебных заведений. Под его влиянием отошли на второй план распространенные среди «детей Израиля» многоженство, родственные браки и суеверия (как следствие чрезмерного увлечения каббалой).
XX век
К началу XX в. численность крымчаков на полуострове достигла 7 тысяч, а к началу ВОВ – 10 тысяч. Они в основном проживали в Симферополе, Феодосии и Керчи.
Немецкая оккупация Крыма стала великой трагедией малой народности. Эсэсовские изуверы уничтожили до 80 % этого этноса. Ни один народ не пострадал больше в процентном отношении. Войну пережили всего 700 крымчаков.
В постсоветский период несколько десятков уцелевших семей переселилось в Израиль, где они постепенно растворились в основном населении.
Современность
Дальнейшее существование оставшихся в Крыму как отдельной этнической группы также находится под вопросом. Очень велика угроза их ассимиляции. Среди нынешних «детей Израиля» лишь единицы могут изъясняться на древнееврейском языке или на его крымчакском диалекте. Утеряны и многие религиозные традиции.
Тем не менее усилия по сохранению этногруппы предпринимаются. В Симферополе действует крымское общество крымчаков «Кърымчахлар». С 2005 года оно издает одноименный журнал. В обществе даже решили создать собственный флаг и герб. В 2004 году в столице Крыма был открыт Историко-этнографический музей крымчаков.
Ареал обитания
В настоящее время на планете количество крымчаков не превышает полутора тысяч. Примерно половина проживает в Израиле, 370 человек – в России (включая Крым), 130 – на Украине и 170 – в Узбекистане. В самом Крыму живут примерно 250 крымчаков.
Крымчакский язык принадлежит к кыпчакско-половецкой ветви тюркских языков, считаясь также диалектом языка крымских татар. В нем, как и в караимском языке, присутствуют лексические заимствования из иврита, являющегося для крымчаков культовым. Лингвисты отмечают османское влияние и общие элементы с языком карачаево-балкарцев.
Фамилии крымчаков довольно разнообразны по происхождению. 40% фамилий имеют древнееврейские корни. Остальные – тюркоязычные, кавказские и европейские. Во многих фамилиях прослеживаются следы ремесла, внешности и географического происхождения. У некоторых «детей Израиля» фамилии заменяют прозвища, отражающие род занятий (рыбак, извозчик) или родство (дядя, тетя). Мужские имена в основном ветхозаветные. Значительно разнообразнее имена женщин, среди которых можно встретить персидские, арабские, латинские и болгарские.
Религия
«Дети Израиля» – правоверные иудеи. Они исповедуют талмудический (раввинистский) иудаизм, доминирующий среди современных евреев. В его основе – вера в истинность устной интерпретации Синайского откровения, позже записанной в Мишну. Исторически раввинистскому иудаизму противостоял караимизм, исповедуемый соседями крымчаков в Крыму. Караимы признают только письменную Тору.
Бытовые особенности
Кухня
Крымчаки издавна разводили голубей для кулинарных целей. Популярен голубиный пирог, называемый кубете. Альтернативой голубятине может быть баранина или говядина. В кубете добавляется зелень – зеленый лук и пастернак. Другое популярное блюдо – кавурма из тех же видов мяса с добавлением лука или перца, придающих остроту блюду. Гарниром к кавурме служат картофель, рис или лапша.
Широко употребляются баклажаны с мясом и пельмени на бульоне (каших). Крымчаки любят вареную кукурузу, которую смазывают сливочным маслом и солят. Варенья делают из айвы, абрикосов, белой черешни, чайной розы. Излюбленный напиток – слабоалкогольная пшеничная буза, напоминающая квас.
Одежда
В основе мужского народного костюма – синий широкий архалук. Он стягивается поясом, серебряным у состоятельных крымчаков. На поясе закрепляется маленький кинжал. Поверх архалука и брюк набрасывают пиджак–пальто. На мягкие сапоги надеваются твердые кожаные галоши.
Женщины носят кафтан с декорированными рукавами и шаровары с подвязками. Поверх кафтана надевается кружевной шелковый передник. Головы юных девушек украшают лиловые расшитые фески. Молодые женщины вместо них повязывают на голову вышитые платки.
В крымчакском национальном костюме очевидны как еврейские, так и татарские элементы.
Жилище
Дома крымчаков строятся из бутового камня: стены обмазываются глиняным раствором, а для побелки используется известь. Окна выходят во двор. Аналогично татарским домам земляные полы покрываются войлочными коврами. По периметру стен располагаются миндеры – тюфяки и расшитые подушки. Небольшой обеденный столик именуется софра. На ночь в комнате раскладывают матрасы для сна. Днем постельные принадлежности накрывают белыми покрывалами и складывают в специальную нишу.
Конечно, описанное убранство соответствует домам ортодоксальных «детей Израиля». Жилище более современно настроенных не имеет особых этнических особенностей.
Традиции
Долгое время у крымчаков было распространено многоженство, браки между родственниками и суеверия как следствие увлеченности каббалой. Под влиянием Хаима Медини к концу XIX в. многоженство прекратилось. Но вдовам, как и раньше, запрещалось вновь выходить замуж. Девушки выходили замуж в раннем возрасте.
Библейская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» в общине «детей Израиля» реализовывалась на практике. В своей среде они не допускали нищих, помогая вдовам и сиротам, и бесплатно выдавая самым бедным дрова для обогрева и муку для выпечки хлеба.
Крымчакские легенды, песни, пословицы и загадки записывались еврейскими буквами и переходили из поколения в поколение.
Занятия и ремесла
«Дети Израиля» были известны как хорошие мастера по изготовлению кожаных сафьяновых изделий, обуви и шапок. Они также занимались выделкой шелка, окраской тканей и торговлей. Преобладающие занятия современных крымчаков – виноделие, виноградарство, огородничество.
Известные крымчаки
Крымчакское происхождение имели известные люди:
Ошибочно упоминаемый в этом ряду известный советский поэт Илья Сельвинский по происхождению был крымским ашкеназом.
Разница между крымчаками и караимами
Кроме крымчаков, на полуострове проживает еще одна, более многочисленная, тюркоязычная этногруппа, исповедующая иудаизм, – караимы. Они отличаются от крымчаков особенностями вероисповедания. Караимы не признают Талмуд как наиболее авторитетный источник Устной Торы, опираясь исключительно на Тору Письменную. С точки зрения ортодоксального иудаизма, приверженцами которого являются крымчаки, караимы исповедуют ересь. Несмотря на противоречия в религии, караимы и крымчаки всегда были добрыми соседями: общины часто помогали друг другу.
Общие корни – разная вера: что известно о коренных народах Крыма
Они жили рядом с украинцами веками, но только теперь их признали своими. 23 июля вступил в силу закон «О коренных народах Украины». Впервые такой статус официально получили крымские татары, караимы и крымчаки как народы, сформировавшиеся в Крыму. Они имеют право на самоуправление и могут быть представлены в Верховной Раде. Украина обязуется защищать и развивать их культуру и язык и гарантирует защиту от геноцида. Как общее горе объединило крымских татар на полуострове? Почему крымчаков массово убивали во время Второй мировой войны, а караимов – нет? На каком языке говорят, во что верят и чем отличаются все эти народы?
Крымские татары
Долгое время потомки тюркоязычных племен – крымские татары – делились на горных, степных и прибрежных.
«Сложился в степи в 13-м и 14 веках особый субстрат крымских татар, который называется словом ногаи. В горах и на Южном берегу сформировались другие два крымскотатарских субэтноса: таты и ялыбойлю», – объясняет историк из Крыма Сергей Громенко.
«У нас действительно самая большая такая дифференциация, если можно сказать: степная часть, горная часть и южнобережная. Вот у меня есть все – такая мешанина, поэтому наверняка и физически. Да, есть и немного азиатского, когда я улыбаюсь, разрез глаз выдает эту азиатскую часть. А так, в общем, итальянско-европейская – наверняка, да», – подтверждает слова историков первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова.
В 15 веке, во время основания Крымского ханства, крымские татары сформировались как народ. Но окончательно все региональные отличия между крымскими татарами стерла сталинская депортация в 1944 году, считают историки.
«Кырымлы, мы помним»: акция памяти жертв геноцида крымскотатарского народа в Киеве (фотогалерея)
«Это слияние и осознание себя единственной нацией произошло уже во время изгнания, когда каждая из этих групп окончательно определилась как крымские татары. Я думаю, что эта общая трагедия, общая боль в значительной степени эту работу сделали», – предполагает директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Крымские татары, преимущественно мусульмане, принадлежат к суннитской ветви ислама. Имеют собственную культуру, свою кухню, в частности, знаменитые крымские чебуреки, отдельный язык.
В средние века крымские татары воспринимали украинцев как своих союзников, и это подтверждают тексты времен Крымского ханства.
«И вот странным образом, оказывалось, что, например, турки, скорее рассматривались как конкуренты. Украинцы, например, считались по этой классификации союзниками», – объясняет Игорь Семиволос.
Кофе, базары и ремесла. Быт крымских татар до депортации (фотогалерея)
Крымские татары предоставляли украинцам убежище во времена притеснений со стороны Российской империи.
«Украинцы – это свободные люди. Они никогда не воспринимали рабство и крепостное рабство. А когда пришла уже Россия на Левобережную Украину, то она, естественно, начала вводить свое крепостное рабство. Многие украинцы в поисках лучшей жизни убегали в Крымское ханство. Они женились на урумках-христианках (урумы, известные также как греко-татары, говорили на крымскотатарском языке и исповедовали христианство – КР) и оставались жить в Крымском ханстве», – говорит историк Гульнара Абдуллаева.
Украинцы и крымские татары поддерживали друг друга и в 20-м веке.
«В 1917 году, когда уже были УНР и Крымская Народная Республика, украинцы и крымские татары поддерживали друг друга. Михаил Грушевский (председатель Украинского Центрального Совета УНР) поддерживал Номана Челебиджихана (председатель Крымской Народной Республики в 1917-1918 годах). И когда оба эти правительства были в изгнании, уже в экзиле, они поддерживали тесные связи, дружили друг с другом», – рассказывает Гульнара Абдуллаева.
Золото на синеве. Флаг крымских татар от появления – до наших дней (фотогалерея)
Сейчас крымские татары являются участниками «Крымской платформы» – дипломатической площадки, призванной содействовать деоккупации полуострова.
«Мы пребываем в борьбе. Эта борьба меняла не только Крым, но и Украину. Мы живем этой борьбой. Мы очутились здесь, на материке, не по своей воле. И обязательно домой вернемся, как вернулись когда-то при советском режиме. Мы четко знаем, что наша борьба здесь вместе с украинцами за возвращение Крыма, за освобождение Крыма обязательно закончится нашей победой. Даже не сомневаюсь», – говорит заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз.
По переписи населения 2001 года в Украине проживало 250 тысяч крымских татар.
Святыни, быт и трагедии: наследие коренных народов Крыма (фотогалерея)
Караимы
Родственные с крымскими татарами караимы отличаются своей религией. Она похожа на иудейскую, но все же другая.
«Караимы не признают Талмуда, они опираются на Пятикнижие и Танах. И это одно из ключевых отличий между классическими иудеями и караимами», – объясняет Игорь Семиволос.
Чуфут-Кале – сакральное место караимов в Крыму, здесь размещался древний пещерный город. В Симферополе есть караимская кенасса, то есть храм, ее реконструируют годами. Караимский след в Киеве – это Дом актера на улице Ярославов Вал. Раньше это здание тоже было кенассой. В Мелитополе есть музей и общество караимов. Оно тесно дружит с караимами из Литвы и Польши, но после оккупации Крыма не поддерживает официальные связи с караимами на полуострове.
Крым на фотопленке: Чуфут-Кале во времена СССР (фотогалерея)
«Караимы – все родственники. Нас так мало осталось на свете. Мы бы куда ни поехали, мы в 3-4 колене найдем или своего брата или сестру», – рассказывает основательница Союза караимов Украины Елена Арабаджи.
У караимов свой язык, праздники, национальный танец и кухня, известны караимские пироги. В отличие от крымских татар, караимы не были массово депортированы из Крыма в 40-е годы 20-го века.
«В документах речь шла о крымских татарах, караимов и крымчаков специально не депортировали. Если же такое и случалось, то иногда по прихоти майора (офицера НКВД, командовавшего операцией по депортации на местах – КР). Иногда отпускали, потому что понятно было, что это не крымские татары, а иногда и не отпускали», – говорит Сергей Громенко.
Некрополь крымских караимов: заброшенная история (фотогалерея)
Несмотря на религиозное сходство с евреями, караимы избежали массового истребления во время Второй мировой войны.
«Караимские интеллектуалы писали письма в Министерство восточных территорий Германии, приезжали на встречу с нацистскими чиновниками, и в итоге им удалось убедить их, что они караимы, а не просто другие евреи», – говорит Громенко.
Сейчас караимы хотят учредить свой представительный орган в Украине по аналогии с Меджлисом крымскотатарского народа.
«Учреждаем представительный орган, с помощью которого наше государство будет реализовывать закон «О коренных народах Украины». Почему это важно? Потому что с нами теперь будут говорить не как с отдельными лицами, а с нами будут говорить как с представителями коренного народа Украины», – говорит Елена Арабаджи.
По переписи населения 2001 года в Украине проживало 1200 караимов.
Оракъ Тойу под кенассой: как крымские караимы в Симферополе отмечали Праздник урожая (фотогалерея)
Крымчаки
Крымчаки, самый малочисленный коренной народ Крыма, признан законодательно.
«Крымчаки – это именно те, кто сохранил вот эту еврейскую талмудическую традицию. Крымчаки – это такой народ, который определился как классические канонические евреи», – объясняет историк Сергей Громенко.
Вера – причина массового уничтожения крымчаков во Вторую мировую войну в Крыму. Нацисты приравняли крымчаков к евреям.
«В годы войны наш народ был расстрелян на 80%, общины уже не было. После войны остались только эвакуированные и находившиеся на фронте», – рассказывает заместитель председателя Общества крымчаков в Крыму «Кърымчахлар» Дора Пиркова.
Десятый километр феодосийской трассы недалеко от Симферополя – одно из двух мест трагедии и траурной процессии крымчаков. Ежегодно в декабре здесь возлагают цветы и молятся в память о массовых расстрелах в декабре 1941 года. Тогда в течение нескольких суток немцы расстреляли около 18 тысяч человек.
«В рамках этой нацистской политики были массовые расстрелы, и крымчаки составляли абсолютное большинство среди расстрелянных», – рассказывает Сергей Громенко.
Бывшее компактное место жительства крымчаков – Белогорск. У них отличные от других коренных народов Крыма национальная одежда и кухня. В Симферополе есть собственный историко-этнографический музей. На материковой Украине обществ или объединений крымчаков нет. По переписи населения 2001 года в Украине проживало 406 крымчаков.














