карельский перешеек что это такое
Карельский перешеек: некоторые достопримечательности и интересные места
Карельский перешеек — место чрезвычайно живописное. Он расположен между Финским заливом и Ладожским озером, административно относится к Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Его южная граница проходит по реке Неве, а северная — примерно вдоль железнодорожной линии Выборг — Каменногорск — Элисенваара, до границы Ленинградской области и Карелии. Природа Карельского перешейка — типичная карело-финская: сглаженные ледником скалы и огромные валуны, пески и дюны, многочисленные озера и реки, сосновые и еловые леса, заросли можжевельника и вереск.

Долгое время права на эту территорию оспаривали корелы, новгородцы, шведы, финны, русские. После зимней советско-финской войны 1939-1940 годов она отошла к СССР. Почти все финские топонимы были изменены на привычные нашему уху, но, тем не менее, финское влияние прослеживается здесь очень явственно до сих пор.
Признаюсь, я все больше и больше завидую петербуржцам, которые имеют возможность бывать в этих краях так часто, как захотят. Прекрасные песчаные пляжи Балтийского моря, побережье могучего Ладожского озера, живописные леса, интересные памятники истории и культуры, великолепный Выборг — все это Карельский перешеек.
В начале августа 2018 года мы провели несколько дней в Зеленогорске, расположенном на побережье Финского залива Балтийского моря, в Курортном районе Санкт-Петербурга. Оттуда мы совершали небольшие вылазки по окрестностям — на побережье Балтики, в Приморск, Выборг, к нескольким укрепрайонам линии Маннергейма. Потом мы перебазировались в Приозерск, на Ладожское озеро.
Балтийское море здесь очень мелкое, буквально, по колено. Дно преимущественно песчаное, но встречаются и каменистые участки. Вдоль него тянутся песчаные пляжи. Чем ближе к Петербургу, тем более они многолюдны, почти вся первая линия застроена пансионатами, санаториями, гостиницами. Ближе к Приморску пляжи более дикие. Сюда приезжают на машинах, иногда останавливаются на несколько дней. Увы, это имеет и обратную сторону медали: некоторые участки леса превращены в общественный туалет с соответствующим ароматом и антуражем. Подробно о диком пляже в бухтах Жёлтая и Окунёвая я рассказывала в этой статье.



До революции эта территория принадлежала Великому княжеству Финляндскому и относилась к Выборгской губернии. Здесь охотно покупали дачи как русские, так и финны. Пожалуй, самая известная — усадьба «Пенаты» великого русского художника Ильи Репина. После Октябрьской революции она оказалась на территории Финляндии, благодаря чему не была национализирована. К несчастью, в Великую Отечественную войну «Пенаты» сгорели и были восстановлены только в 1962 году. В наше время здесь открыт музей.

Приморское шоссе, которое идет от Санкт-Петербурга до Смолячково, очень живописно. Дальше оно переходит в автодорогу 41А-082, через Приморск до Выборга, которую неофициально называют тоже Приморским шоссе. Оно проходит вдоль Балтийского моря. С двух сторон от дороги — сосняки на песчаных почвах. Леса светлые, почти без подлеска. Очень много черничников. В жаркие летние дни здесь мало тени и весьма душно.



Весь Карельский перешеек опутан довольно плотной автодорожной сетью, благодаря чему можно легко добраться до разных живописных мест.


Выборг (Viipuri) — самый красивый город Карельского перешейка. Это кусочек Европы в России. Некогда он был вторым по величине городом Финляндии, уступая лишь Хельсинки. После Зимней войны 1939-1940 годов он отошел к СССР. К сожалению, сейчас Выборг пребывает в весьма плачевном состоянии: многие старинные здания лежат в руинах или вовсе снесены. Впрочем, другие постепенно восстанавливаются. Хочется верить, что в будущем мы снова увидим этот город во всей красе. О достопримечательностях Выборга я рассказывала в этих статьях, поэтому повторяться не буду.




Еще один интересный город на Карельском перешейке — Приморск. В прошлом он назывался Койвисто (Koivisto). Сейчас это типичный провинциальный городок с невнятной советской застройкой и вкраплениями более старой архитектуры. Сюда стоит приехать чтобы увидеть финскую кирху Святой Марии Магдалины. Она была построена в 1902-1904 годах по проекту Йозефа Стенбека в стиле северного модерна. Сейчас здесь расположены Краеведческий музей с небольшой, но очень насыщенной экспозицией, и Приморский дом культуры. Внутреннее убранство кирхи и орган не сохранились.




Местами в лесах Карельского перешейка можно увидеть скопления огромных валунов. И не скажешь даже, то ли это следы ледника, то ли укрепления Зимней войны.


Немало мест на Карельском перешейке связано с советско-финской войной 1939-1940 годов и Великой Отечественной войной. Это и линия Маннергейма, и памятники погибшим с обеих сторон. Страшное было время…

Недалеко от речки Окунёвая сохранились остатки укреплений участка Инкиля линии Маннергейма — ДОТы №№ 6 и 7, гранитные противотанковые надолбы и другие сооружения. Они хорошо видны с Приморского шоссе.


Некоторые сооружения линии Маннергейма хорошо просматриваются с дороги и легкодоступны, другие же запрятаны глубоко в лесах и болотах.


Время от времени взгляд выхватывает несколько рядов камней. Сначала кажется, что это тоже результат деятельности ледника. Но присмотревшись внимательнее, замечаешь, что они имеют остроконечную форму и расставлены в определенном порядке. Иногда их называют «зубы дракона». Это финские противотанковые надолбы, которые вырубались из гранита.

Карельский перешеек в силу известных причин — зона довольно сильно милитаризованная. В Глебычево с шоссе виден транспортно-десантный вертолёт МИ-4 (конструктор Миль М.Л., первый полет состоялся в 1952 году). В некотором отдалении от него находится военный аэродром Прибылово.

Когда мы ехали из Зеленогорска в Приозерск, то решили немного изменить дорогу, чтобы посмотреть на красоты Карельского перешейка. Навигатор повел нас через Бобочинский полигон Западного Военного округа. Признаться, было немного не по себе. Но решили, что в субботу вряд ли будут проводиться учения. Вдоль дороги висели предупреждающие знаки и стояли шлагбаумы, которые, к счастью, были открыты. Машины ехали в обе стороны.

В границах полигона находятся три участка линии Маннергейма: укрепрайон Суммаярви–Ляхде, укрепрайон Сумма–Хотинен, сектор Меркки.

Если будете проезжать через Карельский перешеек, обязательно проложите свой маршрут через живописную долину, которую в народе называют Золотой. Это долина реки Странницы, впадающей в озеро Красное. По одной версии, название этого места пошло от огромных затрат в прошлом по расчистке пашен от валунов. По другой — от трудоемких и дорогостоящих осушений болот. За лесом виднеется огромная «тарелка». Это радиоастрономическая обсерватория «Светлое», одно из подразделений Института прикладной астрономии РАН (ИПА РАН).



Когда мы ехали по Карельскому перешейку в сторону Приозерска, часть нашей дороги прошла по федеральной автотрассе А-121 «Сортавала», которая связывает Санкт-Петербург с Сортавалой. В будущем вся она будет четырехполосной, с разделительным отбойником. Сейчас же реконструирована только её часть, а другая представляет собой узкую и извилистую дорогу, небольшой отрезок которой за Приозерском — грунтовка.

Вскоре хорошая дорога кончилась, а мы ушли в другую сторону — на Мельниково, где расположены интересные достопримечательности.

Одна из достопримечательностей Карельского перешейка, которую обязательно надо посмотреть — это часовня апостола Андрея Первозванного, которая стоит на крохотном каменистом островке посреди реки Вуоксы. Она была построена в 2000 году. В прошлом между часовней и берегом курсировал паром. А сейчас перекинут мост с единственной опорой на коренном берегу (поэтому он такой массивный). Мост нарушил уединенность часовни, разрушил поэтический вид. Но, с другой стороны, учитывая поток желающих увидеть часовню…


Вуокса — самая большая река Карельского перешейка. Она чрезвычайно живописна (ах, питерцы, сколько же у вас красот!). В том месте, где находится храм, она разливается большим озером.

В поселке Мельниково (бывш. Ряйсяля, Räisälä) расположена интересная финская кирха в национальном стиле. Она была построена в 1912 году по проекту архитектора Йозефа Стенбека. В наши в здании расположен Дом культуры.


Напротив кирхи находится захоронение финских воинов и памятник финским солдатам «За Родину», которые погибли в войнах с СССР с 1918 по 1945 годы.


Дальше нас ждало знакомство с еще одним важным городом Карельского перешейка — Приозерском. Там мы остановились в отеле «Точка на карте», расположенного близ устья реки Вуоксы и побережья Ладожского озера.




Разумеется, я рассказала лишь о ничтожно малой части красот Карельского перешейка. Но, думаю, вы уже заметили, что эта местность заслуживает посещения. К слову, в Приморске я купила книгу Е.Л.Александровой «Усадьбы Выборгской губернии» (СПб., 2016). Страшно читать, сколько погибло крепких финских усадеб, многие из которых в прошлом были сосредоточием культуры. Еще горше читать про события Зимней войны.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Эту карту сравните в первой. Найдите отличия.
Но обо всём по порядку.
* * *
Карельским перешейком называют территорию, похожую на треугольник, расположенную между Финским заливом и Ладожским озером и сужающуюся к Неве.
В политическом смысле Карельским перешейком все же называется только часть его, входившая в 1811-1940 гг в состав Финляндии.
История
Люди появились на земле перешейка еще 6 тысяч лет тому назад.
В IX веке перешеек стал этнической родиной карелов. Примерно с этого времени карелы становятся союзниками Великого Новгорода.
С середины XII века Карельская земля становится театром военных действий в непрерывных войнах Швеции с Новгородом, а затем и с Московским государством.
В ходе этих войн шведам удалось потеснить русских в северо-западной части перешейка.
В 1293 г., шведские бароны, захватившие перед этим всю Финляндию, высадились на небольшом Воловьем островке Выборгского залива и по соседству со старым новгородским поселком, существовавшим здесь с начала XI века, заложили свою крепость, получившую называние «Выборг», то есть «священная крепость».
В 1323 году, согласно Ореховецкому договору, была установлена русско-шведская граница. Карельские земли оказались разделенными. Самая западная часть карел, став шведскими поданными, перешла в католицизм, влилась в состав финского этноса. Большая часть карел остались в русских владениях.
В 1617 году, по Столбовскому миру, весь Карельский перешеек отошел под власть Швеции.
Значительная часть православного населения, как славянского, так и финского происхождения, отказались жить под властью лютеранского короля, и переселились в Россию. Так Карельский перешеек лишился карелов. На Карельском перешейке стали расселяться финны-суоми, которые в дальнейшем составили этнос финнов-ингерманландцев. Так первый раз сменилось все население перешейка.
В ходе Северной войны Карельский перешеек вновь воссоединился с Россией. Территория перешейка составила отдельную Выборгскую губернию России, включавшую в себя также и северный берег Ладожского озера. На протяжении столетия история перешейка ничем не отличалась от истории окраин имперской столицы.
Но с 1811 года этническая история перешейка вновь радикально меняется. В этом году царь-идеалист Александр I, присоединил занимавшую перешеек Выборгскую губернию к только что созданному Великому княжеству Финляндскому.
Напомним, что после последней в истории русско-шведской войны 1808-1809 гг., русские заняли всю Финляндию.
Итак, с этого времени Карельский перешеек на 130 лет становится частью Финляндии. Для этнического развития перешейка этот исторический период означал окончательную финнизацию населения перешейка, в том числе и его городов. Для экономики же Выборгской губернии Финляндии близость Санкт-Петербурга стала основой процветания.
Две революции 1917 года привели к распаду Российского государства.
Финляндия, которую после падения монархии с Россией ничего не связывало, провозгласила независимость. 31 декабря 1917 года эта независимость была признана Совнаркомом.
В Финляндии сразу же, в марте 1918-го, началась гражданская война между местными красными и белыми, закончившаяся, при огромной помощи германских дивизий, победой финских белых. Во главе белых финнов стоял российский генерал шведского происхождения, уроженец Великого княжества, К.Г. Маннергейм, ставший «финном» в 50 лет, и до конца своей долгой жизни (он умер в 1951 году в возрасте 84 года) так и не научившийся правильно говорить по-фински.
…Однако эта война не свелась только к междоусобице среди финнов. Результатом войны стало этническая чистка Финляндии, и особенно близкого к советскому рубежу перешейка, от славянского населения.
Итак, Финляндия, в которой победили белые, и официальной идеологией которой стала русофобия, стала представлять угрозу находившемуся от нее в 32 км от Ленинграда. Подобное положение сохранялось 20 лет!
В ходе короткой, но весьма ожесточенной войны зимы 1939-40 гг. Финляндия потерпела поражение. Согласно мирному договору 12 марта 1940 года, новая граница примерно соответствовала границе Российской империи и Швеции в 1721 году. К Советскому Союзу отошли территории Карельского перешейка, острова в Финском заливе Балтийского моря. Граница от Ленинграда была отодвинута на 150 км, что увеличило обороноспособность города во время Великой Отечественной войны.
Итак, к СССР отошла довольно значительная территория, которую было необходимо заселить и освоить. Эта задача была тем более актуальна, что, во-первых, практически все промышленные предприятия и вся инфраструктура были разрушены во время военных действий и при отступлении финнов, которые, уходя, взрывали и уничтожали все, что можно. Таким образом, новоприсоединенный Карельский перешеек представлял собой огромную груду развалин.
Во-вторых, в 1940 году советское руководство не сомневалось, что вслед за «малой» войной с Финляндией вскоре последует большая война с Германией и ее союзниками, среди которых неминуемо окажется жаждущая реванша Финляндия. В силу этого вопросы заселения новых территорий были для советского руководства десятистепенными.
Тем не менее, осуществленное советским правительством в 1940-41 гг переселенческое движение на новые советские территории оказалось достаточно эффективным. Переселением во вновь присоединенные районы были заняты в 1940-41 гг. Переселенческий отдел при Совнаркоме Карело-Финской ССР, Переселенческий отдел при Леноблисполкоме, а также районные переселенческие отделы. Весь процесс переселения осуществлялся в кратчайшие сроки при жесткой экономии средств, в условиях милитаризированной экономики страны.
Результаты не замедлили сказаться. Уже к началу июня 1941 г. все целлюлозно-бумажные комбинаты новых советских территорий были восстановлены и стали давать продукцию. Также в присоединенных районах за 1940-1941 гг. был пущен в эксплуатацию ряд электростанций, дававших ток как промышленности, так и населению новых территорий.
Из других отраслей финляндской индустрии Северного Приладожья и Карельского перешейка были развиты лесопиление, деревообработка, лесозаготовительная, рыбная, пищевая и местные отрасли промышленности.
В началу 1941 г. в районах Северного Приладожья и Карельского перешейка работали 202 начальные, 33 неполные средние и 10 средних школ. Были открыты индустриальный техникум, педагогическое училище с отделением финского языка, акушерская и зубоврачебная школы в Выборге, сельскохозяйственный техникум в Сортавале, лесной техникум в Кексгольме, два ремесленных училища в Выборге и Энсо и некоторые другие. Поскольку переселенцы прибывали со всего Советского Союза, то не удивительно, что на перешейке стали открываться школы с национальными языками обучения. Так, только в Выборгском районе в 1940-1941 гг. было создано 6 школ, обучавших детей на татарском языке.
В почти полностью разрушенном Выборге за короткий срок были подняты из руин большинство промышленных предприятий, приведены в порядок улицы, площади, скверы, восстановлены значительное количество жилых домов, водопровод и канализация, проведено электрическое освещение, в городе стал функционировать трамвай, работали школы, клубы, театр, кино, железнодорожный транспорт.
Заселение районов Карельского перешейка в период с 1940 по 1941 гг. явилось первым опытом советского освоения безлюдных, но обжитых ранее территорий. Опыт Карельского перешейка был использован после Великой Отечественной войны при заселении Калининградской области и Южного Сахалина.
Но летом 1944 года советские войска вновь перешли в наступление. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. Карельский перешеек вновь стал русским. Парижский мирный договор 1947 года между СССР и Финляндией окончательно подтвердил присоединение этих территорий к СССР.
С 1944 года, еще до конца войны, начался новый этап освоения Карельского перешейка. Так же, как и в 1940-1941 гг, возвращавшееся и вновь завербованное население приступило к восстановлению предприятий промышленности, колхозов и совхозов, учреждений просвещения, культуры и здравоохранения. Напряженным трудом были устранены все разрушения двух войн.
Население Карельского перешейка быстро росло как за счет прибытия новых переселенцев, так и в результате довольно высокого естественного прироста. В 1959 году Переселенческий отдел при Ленинградском областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся и переселенческие структуры на местах были упразднены как полностью выполнившие задачу.
С этого времени население Карельского перешейка и северного Приладожья (в Карелии) росло за счет естественного прироста. В 1989 году на принадлежавших прежде Финляндии карельских территориях проживало, помимо военных и отдыхающих, примерно 383 000 постоянных гражданских жителей. Из них 65 % составляли горожане.
Промышленность субрегиона также развивалась весьма эффективно. Так, в городе Приморске (бывшем Койвисто) осуществлялась сборка многоразового космического корабля «Буран», способного летать автономно, без экипажа, чего не могли делать американские «Шаттлы».
Впрочем, главным богатством перешейка являются его уникальные природные условия. В 1946 г. здесь началось создание курортной зоны Ленинграда, которая приобрела всесоюзное значение. Уже вскоре после войны здравницы Карельского перешейка принимали до 1,2 миллиона отдыхающих в год. 300 тысяч маленьких ленинградцев ежегодно отдыхали в пионерских лагерях и других детских учреждениях субрегиона.
Помимо этого, многие петербуржцы имеют здесь свои дачи, так что реальное число жителей перешейка в несколько раз больше. Наконец, здесь постоянно находится большое число транзитных пассажиров, следующих в Евросоюз или из Евросоюза.
Экономические и политические потрясения, вызванные распадом СССР, отразились на Карельском перешейке менее болезненно, чем в большинстве регионов России. Разумеется, это не означает, что Карельский перешеек процветает. Безработица, высокий рост преступности, и прочие прелести российской жизни времен торжества демократии отразились на этом субрегионе весьма остро. В частности, подобно большинству земель России здесь также смертность превышает рождаемость. Близость с Финляндией, являющейся членом Евросоюза, способствовала распространению СПИДа. Закрылся и космический завод в Приморске.
Но, с другой стороны, благодаря выгодному географическому положению перешейка общий упадок хозяйства не стал всеобъемлющим. В начале XXI века регион пережил экономический подъем. Как уже отмечалось, высокий уровень образования (помимо близкой северной столицы со множеством вузов, в одном Выборге в начале столетия функционировало 7 вузов), а также ряд средних учебных заведений) позволяет надеяться на будущий культурный подъем, и на то, что здесь возникнут новые художественные направления. Так что на будущее Карельского перешейка можно смотреть с осторожным оптимизмом.