каталептический мост что это
Каталептический мост
Для демонстрации возможностей гипноза гипнотизеры очень часто показывают публике так называемый каталептический мост.
Для этого надо поставить два стула со спинками на расстоянии друг от друга. Пациента поставить сбоку по центру, подготовить его, т.е. проверить на гипнабельность и пробудить его.
Если человек сильно гипнабельный, то поставьте сзади него подстраховщика. Подойдите к пациенту и дайте команду: «Ноги вместе, плотно прижаты друг к другу, руки сжать в кулаки, руки вдоль тела плотно прижаты, глаза открыты!» Отходите на расстояние в два метра и делаете выброс руки повелительным жестом вперед на уровне плеча с открытыми пальцами и открытой ладонью в сторону пациента. Говорите: «Смотри пристально в центр моей ладони! Ты почувствуешь легкое головокружение, которое быстро пройдет! И как только я подойду к тебе, ты закроешь глаза и не откроешь, пока я тебе не разрешу!» Постойте молча 5—8 секунд, затем потрясите раскрытой ладонью, вытянутой в сторону пациента, одновременно приближаясь к нему. Проведите правой ладонью перед его лицом, как бы закрывая ему глаза, не касаясь при этом его руками.
Все делать надо быстро и стремительно. Слегка хлопайте пациента по рукам и ногам с боков, говоря при этом: «Руки закостенели, ноги закостенели!» Резко проведите по позвоночнику левой рукой, говоря при этом: «Туловище полностью окаменело».
Если гипнотизер женщина, то ей потребуются два подстраховщика. Если гипнотизер мужчина, он сам берет тело клиента в захват в области груди. Подстраховщик в это время берет ноги и поднимает тело кверху. Оцепеневшее тело надо положить на спинки стульев следующим образом: со стороны головы — чуть выше лопаток, со стороны ног — чуть ближе к пяткам. Правую ладонь положите под спину клиента, левую ему на лоб, запрокидывая голову вниз. Говорите при этом: «Выше туловище, выше мост!»
Путем надавливания сверху рукой проверьте крепость каталептического моста и отойдите в сторону. Если мост получился правильно, то на живот лежащего ребенка можно посадить другого ребенка, а на живот взрослого человека — другого взрослого, схожего по весу. Снимать человека со стульев следует так же, как его клали. И пробудите его, сказав: «Делаем глубокий вдох и открываем глаза!»Иделаете вдох вместе сним. Каталептический мост может быть применен в медицине, в онкологии. Для лечения необходимо провести 10 сеансов по 10—15минут.
Вообще в состоянии «каталептический мост» человек может находиться 6 часов.
Каталептический мост что это
Глава 1. Каталептический мост
Резкий порыв ветра подхватил ярко-желтый лист, проволок по рекламному стенду с красочной надписью – «Курс лекций: Как научиться управлять собственным мозгом» и бросил на вывеску здания – «Институт мозга человека», а потом, закружив в неистовом танце, внес через приоткрытую форточку в аудиторию.
Невысокий полный мужчина, чуть старше пятидесяти лет, с округлым детским лицом и вдумчивыми цепкими глазами, старательно записывал тему на доске: «Лекция 1: История исследования мозга». Он оторвался от своего занятия и капризно закричал дальним рядам:
– Кто-нибудь! Закройте окно, уже достаточно проветрилось – дует.
Симпатичная девушка, лет двадцати восьми, встала из-за парты и прикрыла форточку. Когда она направилась к своему месту, мужчина невольно задержал на ней взгляд: стройная фигура, джинсы и веселая майка с Микки-Маусом, светло-русые волосы, убранные в аккуратный пучок, умные, широко расставленные глаза – она ему понравилась.
– Спасибо, э-э-э… – мужчина вопросительно посмотрел на девушку.
– Меня зовут Арина Котровская, – отозвалась девушка.
– Спасибо, Арина, садитесь. Продолжим. – Он вернулся к лекции: – Мозг – эти загадочные полушария, многие века, не дающие покоя ученым. Что хранят они в себе? Какие возможности скрывают? – Он похлопал себя по нагрудному кармашку медицинского халата, невольно задев прикрепленный бейджик «Иван Михайлович Стриженов, профессор, доктор психологических наук», вынул сушку, задумчиво ее надкусил. – Чтобы изучить возможности мозга, к чему только не обращалось человечество: опыты над животными и людьми – часто бесчеловечные, многочасовые работы в лабораториях, гипноз. Вот вы, Арина, верите в возможности гипноза?
– Я скептик: верю, лишь, в то, что имеет под собой аргументированную базу, – уверенно ответила девушка.
Профессор хитро улыбнулся:
– Скептик, значит. Замечательно. – Он радостно потер руки. – Скептики – самые лучшие объекты для экспериментов. Спускайтесь ко мне, голубушка.
– Быстрее, быстрее, голубушка, не задерживайтесь, – поторопил ее профессор.
Арина пожала плечами: мол, чего мне бояться – и спустилась к кафедре.
Иван Михайлович оглядел аудиторию и ткнул пальцем в сторону темноволосого парня, чем-то неуловимо напоминающего грустного сенбернара:
– Так, голубчик, как вас зовут?
Парень растерянно завертел головой по сторонам, надеясь, что эти слова адресованы не ему.
– Голубчик, не оглядывайтесь на других, к вам я обращаюсь, именно к вам, к молодому человеку в оранжевой майке, – начал раздражаться Иван Михайлович. – Как вас зовут? – сердито повторил он вопрос.
– Павел, – встревожено пробасил парень. Видно было, что он не из тех, кто радуется вниманию к собственной персоне.
– Хорошо, Павел, – более миролюбиво продолжил профессор. – Вы тоже спускайтесь, мой ассистент опаздывает, а вас я помню, вы уже прослушали курс лекций у Сапронова, значит, не совсем новичок – сможете мне помочь.
– Но профессор… – испуганно отозвался Павел.
– Никаких возражений: у вас все получится, – требовательно прервал его Иван Михайлович, – и захватите два стула.
Павел немного помялся на месте, но потом взял два стула и нерешительно спустился к профессору и Арине.
– Замечательно, замечательно, – возбужденно потирая руки, повторял Иван Михайлович. Он поставил два стула спинками на расстоянии около полуметра между ними. Ткнул пальцем в Павла: – Сосредоточьтесь!
Павел растерянно заморгал, неуверенно кивнув. А Иван Михайлович тем временем поставил девушку напротив себя, беспокойно пошарил в нагрудном кармане:
– А что я сейчас интересное достану! – радостно вскрикнул он и вытащил обгрызенную сушку – аудитория взорвалась раскатистым смехом. – А не то… – досадливо поморщился профессор, невозмутимо положил себе кусочек в рот, смачно хрустнул и вытащил из кармашка длинную цепочку с маленьким зеркальцем, которое поднял вверх, растерянно замер – и быстро спрятал цепочку обратно в карман, невнятно пробурчав: – Ой, у нас же будет мост, не это нужно.
– Свет мой зеркальце, скажи, – негромко прокомментировали его действия на передних партах.
– Профессор, она не Белоснежка! – раздался залихватский крик с задних рядов.
– Тишина в аудитории! – раскатисто гаркнул Иван Михайлович, от былого добродушия не осталось и следа. Все невольно замолчали, а он спокойным, но властным тоном продолжил: – Сейчас я вам покажу одну из разновидностей гипноза – каталептический мост. Он повернулся к Арине и скомандовал: – Ноги вместе, плотно прижаты друг к другу, ладони сжать в кулаки, руки вдоль тела, глаза открыты!
Арина с удивлением отмечала, что невольно выполняет все приказы профессора. А он тем временем отошел от девушки, повелительно выкинул руку вперед направленной открытой ладонью к ее лицу:
– Смотри в центр моей ладони. Как только я подойду к тебе, ты закроешь глаза и не откроешь их, пока я не разрешу!
Иван Михайлович приблизился к девушке – она закрыла глаза. В аудитории воцарилась абсолютная тишина. Он слегка хлопнул ее по рукам и ногам, приговаривая:
– Руки закостенели, ноги закостенели. – Провел рукой по ее позвоночнику: – Туловище окаменело.
Стремительным движением подхватил ее тело под мышками и повелительно посмотрел на Павла. Тот торопливо схватил девушку за ноги – и они положили ее на спинки стульев.
Профессор победно отошел от Арины – она неподвижно лежала на спинках стульев. Аудитория разразилась аплодисментами. Польщенный, Иван Михайлович заулыбался.
И в этот момент Арина, как младенец, заплакала. Профессор растерянно застыл, глаза его загорелись фанатичным блеском, он, тихо говоря, сделал несколько шагов к Арине:
– Этого не может быть – крик младенца! Неужели!
Он на секунду замер рядом с девушкой решаясь, а потом громко и очень властно воскликнул:
– Вам пять лет! – голос его наполнился какой-то непередаваемой силой. Он повторил свою фразу, но уже тише: – Пять лет. – Приблизил свои губы к ее уху и прошептал: – Пять лет.
Арина замолчала, потом заговорила на незнакомом языке голосом маленькой девочки.
Многие слушатели, невзирая на висящую на стене грозную табличку: «Съемка запрещена», достали телефоны и принялись фиксировать происходящее.
– Это она на польском говорит, – озадаченно прошептал Павел и перевел: «мама, мама, у меня умерла мама». – Он растерянно почесал затылок: – Только диалект какой-то странный, не все понятно.
Арина тоненько заплакала.
– Это… это… – заволновался профессор, обхватил себя руками, покачиваясь из стороны в сторону.
– А здесь еще и языкам учат!
– Да, может, польский ее родной.
– А я хочу выучить китайский.
Профессор некоторое время возбужденно наблюдал за девушкой, а потом тихо обратился к Павлу:
– Так, голубчик, будем девушку возвращать в наш бренный мир.
Стриженов и Павел поставили Арину на ноги. Секунду спустя Иван Михайлович скомандовал:
– Арина, делаем глубокий вдох и открываем глаза!
Девушка ошеломленно оглядывалась. Профессор впился в нее взглядом:
– Арина, вы знаете польский язык?
– Нет. – Ее глаза от изумления широко распахнулись: – А что?
Хлопнула входная дверь – пришел запоздавший ассистент.
– Не прошло и полгода, – рассеянно кивнул Стриженов появившемуся в дверях молодому человеку в красной бейсболке.
– Я в пробку попал и…
– Неважно, – прервал его Иван Михайлович и обратился к аудитории: – Друзья мои, прошу убрать ваши телефоны. В связи с необходимостью изучить произошедшее явление я вынужден покинуть вас. Лекцию продолжит мой ассистент Андрей Высоковец.
Слушатели возмущенно загудели. Слышались выкрики:
Гипноз, манипуляция и волшебство (1)
Зачем я пишу на эту тему
Моя работа связана со взаимодействием с людьми, их оценкой и обучением. Поэтому я частенько встречаюсь с различными феноменами индивидуального и группового поведения и мышления. И самые часто встречающиеся из этих феноменов – трансовые состояния или гипноз. Также один из самых частых феноменов – ограниченность картины мира человека, из-за чего нередко возникают совершенно различные проблемы, причина которых – во внутренних барьерах.
Как я дошел до жизни такой
Когда я только начал интересоваться этой темой, я учился еще в 7 классе СШ, и еще в СССР. Литературы не было от слова совсем. Правда были психологические книги В. Леви, были сборники про всякое удивительное А.Мезенцева, но чтоб прям про гипноз — нет. Точнее, они конечно были, но для школьника они были «невыдаваемые», этакие книги-невидимки. Это сейчас книг по гипнозу пруд пруди, а тогда это была крайняя редкость.
Первый раз мне повезло, когда я попал на выступления заезжих гастролеров, которые показывали всякие психологические опыты, в том числе и с гипнотическим внушением. Правда, на мне их «сожмите руки в кулак и теперь вы не сможете их разжать» не сработало. Как я потом узнал, это был на редкость примитивный прием проверки гипнабельности. Зато другой «фокус» — каталептический мост, — удался сразу. Потом я его делал сам, делал с друзьями без всякого «внушения», так как это оказался простой физиологический феномен. Также как простым феноменом оказались стояние на гвоздях, хождение по углям и скручивание ложек.
Фото обрезал, чтобы лиц не было 🙂 Это каталептический мост, никакого гипноза. может каждый.
А это скрученные ложки. Скручивали руками, самая закрученная получилась у хрупкой девушки.
Второй раз повезло, когда наконец появилась книга П.Буля «Гипноз и внушение». Благодаря ей я научился «гипнотизировать» лягушек, змей, ящериц и птиц. Помню, как-то был у тетки в гостях, как тогда говорил «в колхозе», а у нее по двору бегала стайка кур. Ну я этих кур всех и уложил на спину… Хотя это и называется «гипноз у животных», но по сути это защитное оцепенение от необычной ситуации – ведь куры в обычной своей жизни на спине не лежат. А вот гипноз у человека по Булю был нудной и непонятной процедурой. Что-то там было не то, да и описывался он крайне обще, потому у меня не задался.
Третий раз мне повезло, когда мой друг принес мне книгу Глеба Голубева «Голос в ночи». Это был такой детский психологический детектив, где хороший гипнотизер-коммунист в Швейцарии гонялся за жуликами-сектантами и разоблачал их. Вот там-то впервые я и прочитал гипнотические формулы. Я быстреньки их выписал, применил на своих друзьях и получил многие из тех эффектов, которые были описаны как гипнотические и постгипнотические. Ну а что, кроме этих эффектов? Да ничего. Опять я уперся в то, что инструмент есть, а как его применить с толком – непонятно.
Напомню, это был 8 класс сш. Я был маленький и наивный, жил в небольшом городке, у нас даже цыгане были в диковинку.
А потом жизнь немного ускорилась, я закончил школу, поступил в медицинский вуз, думал, что там меня гипнозу-то научат, но фиг вам.
И только на последнем курсе меда наконец появилось то, что я искал: я попал на курсы по нлп, эриксонианскому гипнозу и т.д. Как оказалась, я был к этому готов более других, с тех поря я этим всем и занимаюсь.
И если сначала я применял гипноз (транс) явным образом, то теперь, с приобретением опыта, я это делаю очень редко, только по особым случаям. Потому что, чем незаметнее, тем лучше и быстрее. Незачем давать глупые команды «Спи!», когда в этом нет никакой необходимости. Незачем объявлять – «а сейчас мы поработаем в трансе», когда можно смоделировать транс обычными словами.
И вот здесь я хотел бы поговорить о предрассудках.
В самом широком смысле, гипноз (или транс, в данном тексте эти термины идентичны) — это измененное состояние сознания. Измененное по отношение к чему? По отношению к другому состоянию сознания, причем любому другому. Дело в том, что есть маленький секрет, который знают и которым умеют пользоваться не так много людей и этот секрет состоит в том, что мы в каждый следующий миг в другом состоянии сознания. У каждого состояния сознания свой контекст и своя доминанта. Задача гипнотизера затушевать контекст, самому стать контекстом и так сместить доминанту, чтобы изменить внутреннюю динамику. Это хорошо показано в моем любимом сериале «Менталист». Вот как там показано, так в жизни это и случается.
Есть три главных инструмента управления трансовым состоянием: ритмика, интонация, импровизация.
Поэтому немного о заблуждениях по поводу гипноза.
Связаны эти заблуждения с тем, что хороший гипнотизер (эстрадный, цирковой или жулик) старается создать отвлекающий контекст, чтобы скрыть настоящее воздействие.
Отсюда все эти ограничения и предвзятости типа «гипнотического взгляда», «монотонного приглушенного голоса», приказаний «закрыть глаза» и иных особых условий. Отсюда и такие фантазии, как «гипнотическая сила», «специальные формулы для гипнотизируемого», приемы «проверки гипнабельности», «глубина» гипноза и т.д..
И именно медицинский гипноз, в силу консервативности медицины как области знаний, вобрал в себя кучу ограничений как процедурных (как проводить), так и целевых (для чего, когда и где применять).
И именно поэтому медицинский или классический гипноз эффективен в 25 %: в нем нет ни импровизации, ни интонации, ни ритмики, есть только нудотень и монотонность.
Итак, гипноз – это измененное состояние сознания. Когда это состояние обусловлено внешним взаимодействием (воздействием) – это экзогенный гипноз (транс), когда взаимодействием с самим собой — это эндогенный гипноз (самогипноз) или аутотранс.
Это каталептический мост, никакого гипноза. может каждый.
Мы сидели втроем на человеке, который держал этот мост якобы под гипнозом. Скажите, это тоже чистая физиология, или всё таки гипноз?
эндогенный гипноз (самогипноз) или аутотранс.
Вспомнился текст песни
«обошёлся с собой, как хреновый колдун,
превратился в говно, а как обратно- не знаю»
Это я к чему- если ты самозагипнотизировался, как саморазгипнотизироваться? Т.е. нет ли риска не выйти из этого состояния?
Автор, только не зови в группы, каналы, телеги. Пиши тут.
Все зависит от гибкости психики, от внушаемости так сказать. Внушению как правило поддаются психически неуравновешенные люди и люди творческих профессий. Попробуй упёртому, тупорогому солдафону что-нибудь внушить. Он скорее всего тебе внушит страх видом своего кулака у твоего носа.
Отчаяние иногда сменяется благодарностью
последнее время пребывал в депрессии небольшой. Вскрылись большие пласты замороженных чувств.
Это нелегко принимать, с этим надо работать.
В основном чувства очень неприятные. И я даже решил прекратить психотерапию. Испугался. Решил заморозиться обратно).
Это учитель алгебры и геометрии в пятом классе, когда меня чуть не оставили на второй год.
Вот) пока только их вспомнил.
Что нет людей которые примут вас и помогут вам бескорыстно.
Попытайтесь вспомнить, и думаю получится.
Все будет хорошо. Всем добра.
Соберись тряпка, перестань думать о своем инсулине. Большое депрессивное расстройство. Эндогенная депрессия
Сегодня речь пойдет о депрессии. Нет не о плохом настроении, а о настоящей эндогенной депрессии. В большинстве своем люди представляют депрессию, как сугубо плохое настроение и сниженную работоспособность. Отчасти это верно, но лишь от части. Дело тут в том, что для депрессии плохое настроение, это вовсе не обязательный компонент, но об этом речь пойдет дальше.
Хорошо, вот я вам тут рассказываю, как вы все заблуждаетесь, но без аргументов это все будет оставаться лишь болтовней. Так что, думаю стоит дать определение того, что же такое депрессия.
Начнем с того, что все “депрессии” делятся на 2 большие ветки:
Данное заболевание возникает при дисбалансе выработки серотонина и катехоламинов. Тут существует 2 варианта:
Нейроны не способны создавать в синаптической щели достаточную концентрацию серотонина и катехоламинов. В таком случае сигнал получается попросту слишком слабым. И нейрон “приемник” не реагирует на входящий сигнал.
Теперь рассмотрим, а как же все таки диагностируется депрессия.
Диагностика начинается с того, что нужно исключить другие расстройства. Такие как мания, гипомания, смешанные состояния, симптомы дефекта личности, апатико-абулический синдром при шизофрении. Также важно убедится в отсутствии тяжелых органических нарушений. Таких как инсульт, рак, и.т.д. Последствия черепно-мозговой травмы. Реакция на острую стрессовую ситуацию, а также хроническую усталость / астению, невротические расстройства, патологии развития и старения. Все вышеперечисленные болезни могут проявиться как депрессия, но это не будет большое депрессивное расстройство.
Теперь рассмотрим симптоматику.
Изменения аппетита и веса. Тут существует 3 варианта:
нет апспетита, человек ничего не ест, и теряет вес.
нет аппетита, человек ничего не ест, но вес остается прежним.
обратная ситуация, человек малоподвижен, много ест и набирает вес.
Полное отсутствие либидо. Человек в депрессии, за исключением легких форм, не испытывает сесуального желания. аналогично сексу, у человека полностью отсутствуют любые другие влечения, даже к любимым занятиям.
Изменение физической активности. Человек с этим расстройством будет чувствовать катастрофическую усталость, нежелание и неспособность вообще что либо делать. При тяжелой депрессии человек целыми днями может лежать и ему даже перевернуться на другой бок будет сложно. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию. Исключением является атипическая депрессия или маскированная депрессия, когда у человека на первый взгляд все нормально, но на деле оказывается что у него полный пакет симптомов.
Постоянное чувство вины.
Нарушения в когнитивной сфере. Трудность мышления, трудность концентрации, трудность или даже невозможность принятия решений.
Постоянные навязчивые мысли о смерти и суициде.
Благодарю за внимание. Всем добра!
Книги для любителей психологии (не КПТ, но близко)
Добрый вечер. Большинство моих постов посвящено так или иначе когнитивно-поведенческой терапии и работе нервной системы. Но сегодня будет немного философии.
Сегодня мне хотелось бы рассказать о нескольких книгах, которые я прочитал за этот год и которые показались мне особо интересными.
В основе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) многое позаимствовано из античной философии стоицизма. И стоицизм и КПТ учат разделять вещи на те, что в нашей власти, и те, которые мы не можем контролировать. И стоицизм и КПТ предлагают нам ориентироваться на сам процесс нашей деятельности, а не результат (который зачастую не полностью в нашей власти). И КПТ и стоицизм учат нас, что для настроения первичны наши мысли и именно они, а не реальные события нас приводят в огорчение.
Из более современного могу упомянуть книги Массимо Пильюччи:
— Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь (2017г.)
— Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека. 53 кратких урока ныне живущим. (2020г.)
Помимо стоицизма и литературы на тему КПТ, я решил еще раз перечитать Виктора Франкла. Его самый популярный труд «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» и «Человек в поисках смысла».
В первой книге описывается его нахождение в нацистских лагерях с жестокими подробностями жизни узников, а так же идеи, которые помогали ему не только выживать, но и помогать другим.
«Человек в поисках смысла» представляет собой более философский труд, сборник лекций и интервью Виктора Франкла. В ней поднимаются вопросы об отношениях детерминизма и человеческой свободы, редукционизм современных наук о человеке, проблемы религии, совести, любви. Здесь Франкл рассуждает о чисто человеческих феноменах, обращаясь к своему опыту и психиатра и узника концентрационных лагерей. Одним вечером не ограничитесь, если её читать, нужно запастись терпением.
Спасибо за внимание!
Как мы чувствуем себя во время знакомства с людьми
О тяжёлых жизненных ситуациях
Созависимость и контрзависимость
Знакомо?
Как отличить просьбу о помощи от психологического рэкета?
Именно таких людей стараются не пропускать мимо себя паразитирующие на чужом альтруизме личности. Глазом не успеешь моргнуть, предложив чашку чая, как оказываешься в плену обязательств, которые не собрался на себя брать и долженствований, которые необходимо исполнить. Ведь людям нужна помощь. Как ты можешь им отказать?
Как же быть? Отказывать всем в помощи, чтобы не наткнуться на паразитов? Тогда как уважать себя, если для меня ценно, что я о себе думаю как о добром и альтруистичном человеке? Помогать, даже если это противоречит моим интересам и истощает? Тогда это означает обкрадывать себя и свою семью, позволяя кому-то получать неблаговидным образом приобретенную выгоду.
Есть довольно простой экспресс-метод, чтобы определить, в чем мы собираемся участвовать. Будет ли это моя добровольная помощь, в результате которой человеку станет лучше, а я буду ощущать себя щедрым альтруистом? Или меня зовут в мутную историю, где будут пользоваться моим временем, вниманием, средствами, а я буду чувствовать себя хроническим неудачником?
Совсем иное дело, если под просьбу о помощи был замаскирован психологический рэкет. Если я откажу в помощи в этом случае, в мой адрес последует либо обвинение: «Не знал, что человек может быть настолько черствым!», либо обесценивание: «Да у таких, как ты, даже десять копеек в долг не попросишь». Это может быть и более тонкая игра: «Ты отличный друг, всегда помогаешь и поддерживаешь, что бы мы без тебя делали? Если откажешь, мы без тебя пропадем». В зависимости от предыдущей истории отношений, личность, попавшая в капкан психологического рэкета, реагирует либо чувством жгучего стыда, либо страхом утраты отношений и репутации, либо раздражением, смешанным с чувством вины.
Напомню, что речь идет о помощи в рамках добровольного акта альтруизма, а не в случае, когда забота о ребенке, престарелом родителе или заболевшем супруге является моей обязанностью. В этих ситуациях тоже бывают элементы психологического давления, но эту тему необходимо раскрывать отдельно.
Пока же сделаем небольшой вывод. Если я ощущаю, что оказываю помощь добровольно и не ради вознаграждения или благодарности, скорее всего, помогая, я поддерживаю и свое самоуважение, чувство собственного достоинства.
Если появляется ощущение, что, отказав в помощи я подвергнусь наказанию или мое самоуважение пошатнется, то велика вероятность, что наказание все-таки последует даже если я выполню просьбу. Потому что люди, склонные к психологическому рэкету, прекрасно знают, что намного легче один раз найти не очень уверенного в себе альтруиста и эксплуатировать его до изнеможения, чем каждый раз искать свежего.
Паразиты всегда минимизируют свои энергетические затраты, поэтому сами не помогают другим и также не позволяют чувствовать себя хорошо и уверенно тем, кто помогает им. Хуже того, после того, как приходит осознание, что меня используют, а я своими руками помогаю людям наносить ущерб себе же, самоуважение падает совсем до нуля. И выбраться из такой ситуации становится еще сложнее.
Как заставить себя делать то, что важно, но не хочется: генетика и нейробиология
Слабая сила воли — это во многом вопрос генетики, считает молекулярный биолог, автор книги «Воля и самоконтроль» Ирина Якутенко. Но есть мощный способ побороть безволие, даже если у вас «неправильные» гены.
Ирина Якутенко в своей книге убедительно доказывает, что безволие проявляет себя на уровне работы мозга. Грубо говоря, безволие — это гиперактивность эмоциональной (лимбической) системы мозга и недостаточная активность префронтальной коры — «умной» части мозга, которая должна сдерживать эмоциональную систему.
Людям, у которых слишком быстро и мощно включаются эмоции, а сдерживающий фактор опаздывает, тяжело противостоять соблазнам и заставлять себя делать то, что важно, но не хочется. И это зависит от генетики. В первую очередь, от генов, которые определяют работу нейромедиаторов, связанных с ощущением удовольствия.
Что же делать, если вам достались такие гены?
Для начала не растравлять свою лимбическую систему. Как ни банально это звучит, но самый первый и важный совет в такой ситуации — избегать соблазнов. «Если вы попробуете поставить перед собой торт, сесть напротив него и говорить:
Я больше не хочу тебя, я понял, как это вредно. Что произойдет? Произойдет растравление вашей лимбической системы
— рассказывает Ирина Якутенко.
Вы смотрите на торт, вы говорите о нем, вы постоянно думаете о нем, и ваша лимбическая система, настроенная на то, чтобы смотреть на торт, как на соблазн, именно так и делает. И через час-два после такого аутотренинга вы сорветесь. Необязательно вы съедите торт, может быть вы пойдете в магазин и потратите там всю зарплату, или напьетесь, или сделаете еще что-то импульсивное. Советы взять себя в руки не работают, потому что они не учитывают, что на самом деле происходит в нашем мозгу и как он работает при встрече с соблазнами.
Чтобы ваша лимбическая система не активизировалась при виде вашего главного соблазна, единственным правильным решением является избегание встречи с ним.
И наконец, козырь генетиков и нейробиологов — самый мощный способ бороться с безволием. Он звучит так:
Ищите очень сильную, эмоционально окрашенную внутреннюю мотивацию.
Казалось бы, зачем такой совет, когда у людей с проблемами самоконтроля не всё гладко с внутренней мотивацией. Тем не менее, некоторые вещи могут служить для них источником очень сильной внутренней трансформации.
Ирина Якутенко в своей книге, которую я очень рекомендую к прочтению, много рассказывает про психолога Уолтера Мишела.
Именно он первым провел масштабное исследование, показавшее, что самоконтроль во многом определяется генетикой. Так вот, Мишел курил много лет и прекрасно знал, насколько это вредно. Как же он бросил? Он рассказал об этом в одной из своих книг.
Как-то Мишел, приехав по делам в госпиталь, шел по коридору, а навстречу ему на очередную операцию везли на каталке человека, умиравшего от рака легкого. Из него отовсюду торчали трубки, он был весь бледный, под ним было судно, он не мог самостоятельно ничего делать. Уолтер Мишел посмотрел на него и представил, что он — Уолтер Мишел, знаменитый и успешный ученый мирового уровня, тоже превратится в такую развалину, которая не в состоянии обслуживать себя. Эмоциональное потрясение было настолько велико, что Мишел в этот же день бросил курить.
Почему это произошло? Никакого чуда не случилось, поясняет Ирина Якутенко. Просто обычно мы ищем внутреннюю мотивацию, используя префронтальную кору — иначе говоря, убеждая себя какими-то разумными доводами.
Проблема безвольных людей — гиперактивная лимбическая система, считает Ирина Якутенко. Если вам удастся найти нечто настолько же эмоционально заряженное, но с противоположным знаком, это может стать действительно настоящей внутренней мотивацией — той самой, о которой говорят психологи. И тогда одна эмоция «выбьет» другую.
Раз бросил в один день, значит, не было зависимости.
Ничего подобного — зависимость была. Просто не было настолько же сильно эмоционально окрашенной цели, которая могла бы перебороть желание лимбической системы, как в нашем примере, затянуться еще одной сигаретой.
Этот совет касается не только вредных привычек и соблазнов, но и любого дела, которое вы считаете важным для себя, но делать не хотите.
Поясню на примере изучения иностранного языка. Это сложная, энергозатратная задача для мозга. Мозг будет сопротивляться. И если вы станете заставлять себя с помощью разумных доводов (надо для работы, в будущем пригодится и т.д.) — это не сработает: найдутся более срочные дела, которыми надо заняться безотлагательно. И вот тут важно перейти в область эмоций и найти для себя эмоционально окрашенную цель. Прочувствовать, прожить, представить, ощутить её: вот вы гуляете по Нью-Йорку и легко общаетесь с местными жителями, или сидите в библиотеке университета в Лондоне и готовитесь к семинару, или еще что-то — у каждого это своё.
Найдите то, что будет вас вдохновлять.
Это может быть и работа, но такая, о которой вы мечтали всю жизнь. Или любовь. Влюбившись в иностранца, вы на волне этих сильных эмоций выучите его язык.
Ищите эмоционально окрашенную мотивацию для своей цели, ученые не зря это советуют — и тогда вашему мозгу настолько сильно захочется её достичь, что проблем с волевыми усилиями не будет.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм: https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Как быстро расположить к себе важного для вас человека
Лорд Честерфилд в своих знаменитых «Письмах к сыну» рассказал об одном приеме, который работает безотказно. Это вариант очень искусного комплимента. Он хорош в ситуациях, когда у вас нет времени на какие-то значительные слова и действия. Нужно ловить момент прямо сейчас.
Расскажу, что нужно делать.
Звучит совет лорда Честерфилда так: превозносите качество вашего собеседника, в котором он хочет преуспеть, но не уверен, получается ли.
Честерфилд советует всячески превозносить качество, которое человек считает своим достоинством, но еще более — качество, которое является его слабым местом. Хотя люди любят, чтобы им воздавали по достоинству там, где они знают, что действительно достигли чего-то значительного, им больше всего и вернее всего льстит похвала в том, в чем они хотят преуспеть и, однако, не совсем уверены, удается им это или нет.
Так, Честерфилд не советует хвалить красоту по-настоящему красивой женщины. Истинная красавица не сомневается в своей привлекательности и похвалу воспримет как должное.
Похвалите ее ум — и вам будет гарантировано ее расположение как человеку, разглядевшему в ней то, на что другие не обращали внимания.
Чтобы воспользоваться этим советом, к встрече придется подготовиться. Нужно заранее узнать, в чем человек хочет преуспеть, но сомневается, получится ли.
Говорите коротко и по делу. Чтобы быть приятным собеседником, необходимо выработать в себе умение говорить коротко и всегда по делу.
Не надо докучать собравшимся, — учит лорд Честерфилд, — рассказывая какие-нибудь истории, это самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет разговор, расскажи его как можно короче, но даже и тогда заметь, что, вообще-то говоря, ты не любишь рассказывать истории и в данном случае прельстила тебя только краткость.
Кроме того, не стоит занимать собеседников личными переживаниями и рассказами о своих делах — это всегда порождает у людей раздражение и желание поскорее закончить разговор.
Оказывайте небольшие знаки внимания. Чтобы нравиться окружающим, Честерфилд советует оказывать им небольшие знаки внимания, подчеркивая их значимость. Эти знаки внимания — верное свидетельство вашей предупредительности и уважения к тем, кому они оказываются. Можно, например, приметить маленькие привычки, пристрастия, антипатии и вкусы людей, которых хотелось бы расположить к себе, и тогда постараться чему-то потакать и от чего-то уберечь их, при этом деликатно дав им понять, что вы заметили, что им нравится такое-то блюдо или такая-то комната, и поэтому приготовили для них то или другое. Внимание к подобным пустякам льстит самолюбию гораздо больше, нежели вещи более значительные, потому что люди начинают думать, что чуть ли не все ваши мысли и заботы направлены на то, чтобы сделать им приятное.
В завершение хочу привести цитату лорда о важности стиля нашей речи и той формы, в которую мы облекаем свои мысли.
По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм: https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Случаи из практики 96
Часть 1
Мужчина 38 лет:
— Чем же я могу быть вам полезна?
— Помочь вернуть жену, которая ушла, узнав, что я совсем не тот, за кого себя выдаю.
— То есть вы не волшебник?
— Именно так, но об этом никто не знает. Я умело отыгрываю свою роль и зарабатываю на этом неплохие деньги. Если раньше клиентов было не так много, то в последние лет пять от них просто отбоя нет – очередь распланирована на многие месяцы вперед.
— И вашей жене это не понравилось? Почему?
— Но вы все же сумели ей помочь? Как?
— Что, в конце концов, привело к логическому завершению в виде брака.
— Почему же она не ушла?
— Переехав ко мне, она решила порвать с прошлой жизнью и продала квартиру. А родственников и друзей у нее нет, так что все что ей осталось – это молча терпеть рядом с собой лживого мужа. Я пробовал поговорить с ней, умолял простить меня, объяснял, что действительно помогаю людям, хоть и не владею магией. Все бесполезно…
— И теперь вы хотите, чтобы я попыталась вывести ее из этого состояния?
— Но каким образом? Она вряд ли захочет прийти сюда и даже если вы доставите меня к ней, то вряд ли она станет разговаривать.
— Я уже договорился – сказал, что нам нужно как-то выйти из этой ситуации и предложил обратиться к психологу. В ответ она достала трубку и показала вашу страничку в интернете.
— Если все так, то я готова принять ее.
— Кажется вы меня с кем-то спутали – я так не работаю.
— А вы не так уж и плохи! – рассмеялся клиент и назвал цену в десять раз превышающую стоимость сеанса. – Вы так же промываете людям мозги, как и я, так что можете не делать вид будто я оскорбляю ваш слух своим предложением. Перестаньте ломаться и возьмите эти деньги…
Когда ты непредсказуем, ты неуязвим. К. Кастанеда
Иллюстрация из книги Н. Непряхина «Я манипулирую тобой»





































