кату ярык что это

Перевал Кату-Ярык

кату ярык что это

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю «На Балыкчу», то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и «плюшевыми» на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в

70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).кату ярык что этокату ярык что это От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги

10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки «Кату-Ярык» или других баз. Расценки 2014 года: до первого подъема 2000 руб, до конца перевала — 3000 руб.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Источник

Кату ярык что это

Говорят, что всё, до чего могут «дотянуться» люди, быстро приходит в негодность. С перевалом Кату-Ярык всё было с точностью до наоборот, именно люди его создали, и, по сути, без огромной работы людей перевала бы и не существовало. Так бы и оставалась горная конная тропа, которой пользовались веками, чтобы добраться в Чулышманскую долину, да лодочная «тропа» с оконечности Телецкого озера.

кату ярык что это

Как не попасть впросак в путешествии?

Рассылка грамотном планировании путешествий. Неочевидные принципы, секреты безопасности, опыт профессиональных организаторов. Научим вас путешествовать и отличать хорошее от плохого в платных услугах.

Что собой представляет перевал Кату-Ярык

«О, мы были на Кату-Ярык.… О, это нечто…. Вы ещё там не бывали? Ведь среди перевалов Алтая Кату-Ярык самый особенный…» — такие отзывы часто можно услышать от тех, кто проехал эту часть Улаганского нагорья. Если рассуждать с геологической точки зрения, то Кату-Ярык нельзя назвать перевалом в классическом понимании слова. Дорога ничего «не переваливает», она просто соединяет долину реки Чулышман с «большой землей», делая ранее закрытую от туристов территорию более доступной.

А если ещё точнее, то перевал Кату-Ярык на Алтае дело рук человеческих, а не создание природных сил. Очень хорош и правдив перевод названия дороги — «трещина в горе, теснина» (с тюркского), название удачное, полностью передающее ощущения от поездки по узкой, осыпающейся каменистой дороге при подъёме или спуске. Дорога не столько поднимается на вершину, сколько петляет по склону, «мелкими шажками» влезая на смотровую площадку, а затем «слезая» с горы в долину. Совершенно не чувствуется подъёма, его как бы и нет, повороты, «тропа» для автомашин и людей, ограниченная провалом в пустоту с одной стороны и скальным срезом с другой. Но это единственный «вход» в заповедные места, тайные и так долго скрываемые Горным Алтаем, поэтому едут туристы и едут по каменной щебёнке, чтобы увидеть своими глазами неброскую красоту Чулышманской долины.

кату ярык что это

К тому же, другой дороги все равно нет. Телецкое озеро зажато горами с обеих сторон, и попасть с северной стороны на южную можно только по перевалу Кату-Ярык или паромной переправой. Так что, перевал и не перевал вовсе, а 3,5-километровый спуск с поворотами, прижимами и обвалами, которые объехать невозможно. С момента постройки (прокатки) дороги бульдозерами в 1989 году и до 2011 года никаких работ по улучшению дорожного полотна не было, да и сложно представить асфальт на этом участке. Зато грунтовку хорошо почистили и раскатали так, что в некоторых местах можно со встречной машиной без проблем разъехаться, без остановки в «кармане».

Как добраться до «перевальной дороги»

Вам надо будет свернуть с Чуйского тракта сразу за селом Акташ — эту часть дороги в некоторых картах называют Улаганским трактом. Далее надо ехать до села Балыктуюль, и строго по указателю «на Балыкчу» свернуть направо. Дальше уже проще, ведь дорога будет только одна — она и есть перевал Кату-Ярык. Чуть более 30 километров по кружащей на Улаганском плато дороги, и перед вами смотровая площадка перевала. Даже без фото это вид надолго сохранится в вашей памяти: вправо продолжается автомобильный серпантин, а внизу — долина Чулышмана, причем вода в реке не синего, а цвета морской волны. Напротив видны скалистые обрывы горного массива, и огромный водопад, с неслышно падающей с километровой высоты водой. Водопад Кату-Ярык относится к самым интересным водопадам на Горном Алтае, его суммарная высота более 100 метров, и количество осадков почти не влияет на наполняемость водопада.

кату ярык что это

Отсюда начинается территория Государственного биосферного заповедника Горного Алтая, он является самым крупным среди аналогичных заповедников. Если справа будут немного видны «петли» дороги, то слева — ущелье, которое идет в сторону Телецкого озера, куда и приведет в итоге дорога. Прямо под смотровой площадкой видны миниатюрные домики турбазы, которая выстроена более 10 лет назад. По-видимому, именно постройка турбазы и приход туристов в заповедный край сделали местных жителей более дружелюбными, хотя личные контакты до сих пор не приветствуются.

Перевал Кату-Ярык — это спуск

Да, да, не удивляйтесь, именно спуск в долину реки Чулышман и называется перевалом. Здесь реально сложно, и расслабляться нельзя ни на минуту. Если на смотровой площадке вы любовались видами окрестностей, то сделать то же самое во время спуска не получится, а если вы попытаетесь — ничего приятного вас не ждет. 9 поворотов не слишком узких, но и не автотрасса, а горная дорога. Множество мелких камней, часть которых легко «сдвигается» вместе с дорогой. Могут попасть валуны, особенно после сильного дождя, и тогда все будет зависеть от дорожной техники. Чем быстрее она придёт, тем меньше будет длиться ваш «плен».

кату ярык что это

Перепад высоты довольно значительный (около 800 метров) для 70-градусного склона горы, а средний уклон составляет почти 10 градусов. Напоследок перевал вас «порадует» шикарным спуском — прямым, но с таким уклоном, что кажется, автомобиль срывается с дороги в полёт. Проехать даже один раз по перевалу Кату-Ярык для некоторых туристов — это подвиг, а ездить постоянно могут, вероятно, только местные жители, которые и машину втащат на смотровую площадку, и обратно перетащат к Балыкче.

Что ещё можно посмотреть на перевале

Можно прогуляться по самому ущелью — вид не слабый, да и горы здесь особенные, по многим источникам их называют «плюшевыми» из-за обилия кустарника и зарослей низкого кедрача. К тому же, дорога до Телецкого озера практически прямая, а там и отдых, и турбазы, короче, цивилизация. Можно отдохнуть, развлечься, съездить к водопаду Корбу — тоже красивый водопад. В лагунах вода теплая, хотя само озеро холодное из-за подводных ключей. Зато вода всегда чистая, прозрачная, камушки на дне пересчитать можно. До озера от перевала всего 50 километров — это 10 минут на автомобиле, но дорога каменистая, не разгонишься.

Начало заповедника — это возможность в нем побывать, а это мало кому удается. Биосфера — это то, чем мы дышим, и здесь воздух чистейший, лечите свои легкие от городского смога, которые годами оседал в бронхах. Дышите во всю силу, насыщайте свои легкие и кровь кислородом, никакого другого лечения не понадобится — настроение улучшится само собой.

Еще чуть дальше будет огромный водопад — Учар или большой Чульчинский, шикарное зрелище, да и сфотографировать будет не лишним. Впечатление от водопада сильное, тем более что вода бьёт в скальную породу, а не в берег.

кату ярык что это

Пока добираетесь до смотровой площадки, будете проезжать мимо Пазырыкских курганов (примерно в 4 километрах от села). Сами курганы видны с дороги, они громадны, расположены парами — их легко заметить.

Пожалуй, о перевале Кату-Ярык мы рассказали все — но есть множество сайтов, которые более подробно поведают об истории создания самой дороги. Нас же более интересовал современный аспект с точки зрения развития туризма.

Источник

Поездка на перевал Кату-Ярык, Горный Алтай

В статье вы прочитаете детальный маршрут и все нюансы поездки на перевал Кату-Ярык, в долину реки Чулышман на Горном Алтае. На карте показан только маршрут «туда».

До перевала Кату-Ярык 900 км от Новосибирска. Мы ехали через Горно-Алтайск, где переночевали у родственников и в 8:30 утра выехали, а в 18:00 с осмотром достопримечательностей по дороге (список см. ниже) были на базе в Кату-Ярык.

Все что написано ниже доступно для просмотра с маленькими детьми. В нашей компании были дети 7 лет, 5 лет, 4 года и 1,10г. (если готовы носить малыша на руках, то без проблем, везде пройдёте).

кату ярык что это

На заднем плане перевал Кату Ярык

Что посмотреть по дороге ⇧

✅ Семинский перевал — ничего особенного, продают дорого кедровые орешки и монгольскую шерсть. Есть канатная дорога (по-моему зимняя), мы не катались. Но он не зря так называется — перед ним затяжной подъем и если двигатель слабый — будет греться.

✅ Перевал Чике-Таман — смотровая с торговой улицей. Видимо исторически возникла на месте городка строителей дороги.

кату ярык что это

Смотровая на перевале Чике-Таман

✅ Слияние рек Чуя и Катунь. Пофотаться, дорого купить халвы (100р. 100 гр).

кату ярык что это

Слева видна грязная полоска — это р. Чуя

✅ Гейзеровое озеро. Не совсем по пути. От нашего маршрута небольшой крюк в сторону: проезжаете сверток на Кату-Ярык 6 км по чуйскому тракту. И там указатель на озеро. Вход 50р. с человека, дети бесплатно. До озера идти минут 10-15 без набора высоты. На весь заезд потратили около часа.

кату ярык что это

кату ярык что это

✅ Красные ворота. Не поняла в чем прикол. Все останавливаются фотографируются.

кату ярык что это

✅Виды гор и долин по пути. За 300 км от Горно-Алтайска начинаются уже крутые горы и потрясные виды, реки. Люди отдыхают с палатками на красивых берегах. Много кемпингов с зонами отдыха.

кату ярык что это

кату ярык что это

Готовьтесь, что после Улагана у вас не будет даже телефонной связи.

кату ярык что это

Долина реки Чулышман

Вот где страх 🙈 Сам перевал всего 3,5 км, но уклон 12%, по ощущениям сильно вниз. Переднеприводные машины поднимаются (обратно) с трудом, дежурит трактор-помогатор за 3000р.))

кату ярык что это

Перевал Кату-Ярык, вид сверху

Про спуск и подъем на Кату-Ярык ⇧

Чтобы решиться спускаться на Кату-Ярык, ездить надо уметь! Спускаться на пониженной передаче, по минимуму используя тормоз, либо спускаться очень медленно, чтобы успевали остыть колодки. При спуске не особо важно 2WD у вас или 4WD.

При подъеме: Переднеприводные машины поднимаются с трудом. Самый сложный подъем в начале — крутой и затяжной. При нас 2 машины не поднялись, трактор в помощь) Если нет опыта, лучше сразу договариваться с трактористом)) 4WD поднимаются медленно, но верно.

В итоге: если хотите вспотеть 😅 можете ехать на переднеприводной машине. По крайней мере внизу в долине я несколько машин 2WD видела, так что все реально.

Что посмотреть на Кату-Ярык ⇧

После спуска мы разместились на турбазе «Кату-Ярык», которая находится прямо около спуска. Взяли вот такой чум:

кату ярык что это

5-метсный чум стоит 2500 руб. за ночь. Место под палатку 250 руб.
Есть и другие базы, находящихся в ущелье.

кату ярык что это

Переправа через реку Чулымшан

Дальше 1 км ходьбы от переправы с набором высоты 300 метров.

Вся наша группа поднялась, но некоторые ее члены (не дети 😂) конкретно подзапарились. Я доползла с 2-мя 3х-минутными остановками. А вот человек с 15 кг ребёнком на руках едва запыхался.) Все дело в тренировке.

Дети забежали без проблем — ещё и успевали спуститься вниз спросить, что мы так медленно тащимся.))

Источник

Горный Алтай: перевал Кату-Ярык, Улаганское плато, Чуйский тракт

кату ярык что это

кату ярык что это

кату ярык что это

Глубокая Чулышманская долина становится уже и уже, пока единственная в этих местах дорога не покидает ее, круто поднимаясь на запад, на Улаганское плато.
Улаганский район, самый малонаселенный и дикий в республике, с самой большой долей алтайского населения.

Улаганский район более-менее подробно описан в предыдущем посте; это Восточный Алтай.

Долину прорезала река между Улаганским плато и Чулышманским нагорьем на своем 240-километровом пути от озера Джулуколь почти на 2 километра вниз, к Телецкому озеру.

Улаганское плато с котловинами, плоскими вершинами и многочисленными озерами было сформировано по итогам последнего оледенения, когда здесь располагалось крупное ледниково-подпрудное озеро, позже почти все ушедшее через долины Чулышмана и Башкауса в сторону Телецкого озера.

Промозглое облачное утро на берегу Чулышмана, на турбазе «Каменные грибы» не так далеко от села Коо.

Как и в предыдущий день, первое время просто идем вдоль дороги в ожидании попутных машин.

кату ярык что это

А наша дорога постепенно спускается на запад.

Просторы Улаганского плато.

Уже через 15 километров лес расступается, начинаются открытые пространства.

Это участки настоящей степи, занимающие межгорные котловины, которых немало на Алтае, особенно в его западной части и южной части; на востоке в силу рельефа и климата они более редки. Это естественные пастбища; неудивительно, что это оазисы жизни во внутренних горных районах, экономика которых основана на скотоводстве.
Практически у восточного края степи с дороги видно курганы; такой человек, как наш водитель, не мог не показать их нам.

На 20 километрах степи местность вокруг оживает:

кату ярык что это

Мои израильские попутчики и наш любезный водитель:

Тут вспомнилась рассказанная им история, как он (после участия в жизни новосибирского рок-андеграунда, после того, как его чуть не убили) в поисках просветления стал ездить на Алтай и в итоге прошел обряд посвящения в шаманы; что-то в его внешности определенно говорит об этом, мне кажется.

Возвращаясь к основной линии рассказа, завалило весь юг Горного Алтая, весь Кош-Агачский район и западную часть Улаганского района.

Горы уходили в низкие снежные облака, и даже на дороге температура была чуть выше нуля.

Улаган за горами, почти в тупике, а Акташ на трассе, Чуйском тракте, долго бывшем чуть ли не единственной круглогодичной трассой в этих горах.
Выглядит бойчее райцентра, даже несмотря на погоду.

Конечно, подвозивший нас гид не мог пропустить это место.

Когда мы поднялись к перевалу Чике-Таман, ведущем из долины Катуни к райцентру Онгудай, совсем стемнело. Наш водитель включил прекрасный старый русский рок, что отчасти подтверждало его рассказы про новосибирский андеграунд.

кату ярык что это

Нам предстояло вернуться по Чуйскому тракту на 100 с лишним километров до деревни Туекта в Онгудайском районе, а потом повернуть в сторону Западного Алтая и Уймонской долины.

Источник

кату ярык что это

Чтобы попасть на эту дорогу, нужно свернуть с Чуйского тракта в поселке Акташ.

кату ярык что это

Отсюда дорога идет вверх по ущелью реки Чибитки. Асфальт быстро заканчивается и начинается разбитая грунтовка.

кату ярык что это

кату ярык что это

Это самое узкое место между Айгулакским и Курайским хребтами. Когда-то скала являла собой сплошной массив, но при прокладке Улаганского тракта, её взорвали и построили дорогу.

кату ярык что это

кату ярык что это

По дороге встречается еще несколько озер.

кату ярык что это

кату ярык что это

Мимо озера Киделю вы врядли проедите мимо.

кату ярык что это

Оно покорит вас своей красотой.

кату ярык что это

Глядя на эти фотографии, возникает ощущение, что путешествие мы совершали глубокой осенью, но нет, это август.

кату ярык что это

Чем выше мы поднимались, тем осеннее пейзажи возникали на нашем пути.

кату ярык что это

кату ярык что это

кату ярык что это

Иногда грунтовка сменяется асфальтом, но ненадолго. Почему в каких то местах асфальт есть, а в каких то нет, мы так понять и не могли, никакой логике это не поддавалось.

кату ярык что это

кату ярык что это

кату ярык что это

Недалеко есть достаточно интересные и необычные кафе и места для ночевок.

кату ярык что это

кату ярык что это

На загруженном автомобиле двигаться по такой дороге сплошное мучение.

кату ярык что это

Иногда проще было ехать по параллельной дороге по полю. Она была ровнее и не так много камней, которые попадаются под колеса.

кату ярык что это

кату ярык что это

Гравийка, которая начинается за посёлком Балыктуюль, Улаганским трактом уже не считается, но если двигаться по ней, то можно увидеть еще интересные места и приехать к наикрутейшему перевал Кату-Ярык, который и был одной из целей нашего путешествия.

кату ярык что это

Начинается самое интересное, 15 километров горной дороги, проходящей через лес вдоль обрыва.

кату ярык что это

кату ярык что это

кату ярык что это

А о перевале Кату-Ярык я расскажу в следующем посте.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *