кибершкола что это такое
Это вам не игрушки
Игры умов
Шаг в профессию
Попробовать свои силы и понять, нужно ли это вообще в жизни, школьники могут уже сейчас. В детском центре имени Петра Великого на Ленинградском шоссе до 2 августа работают бесплатные смены, именованные «Киберлетом». Здесь ждут детей от 12 до 16 лет. Возрастные границы установлены условно, поэтому готовы брать ребят помладше и постарше. Записать своего ребенка можно через портал mos.ru.
Каждая неделя посвящена конкретной теме и определенному виду спорта. Мастер-классы и встречи с чемпионами по киберспорту чередуются с зарядкой, физическими тренировками и греблей. Конечно, создают и тестируют компьютерные игры. Не без этого. Пишут «умные» программы, продумывают сюжеты «игрушек», создают 3D-персонажей и рисуют виртуальные миры. Первые шаги в этом направлении делает и семиклассник Максим Александров из школы № 498. До Кибершколы ему еще далеко, но свое будущее он уже видит более-менее отчетливо. Мечтает о карьере киберспортсмена и вместе с друзьями пытается по крупицам создать свою первую компьютерную игру.
Футбол на экране
— Да там одни боты будут играть!
— А ты скилы прокачал?
Уроки в «цифре»
Конкурсный отбор в IT-классы уже завершен. Первый этап, в котором участвовали более 3300 девятиклассников, прошел 17 июня. Ребятам предложили задания по физике и математике. Второй тур состоялся 24 июня. В него прошли 2090 учащихся. Их проверили на знание информатики. Учеников с лучшими результатами и зачислят в IT-классы.
Кибершкола что это такое
Во многих школах сейчас появляются киберспортивные клубы. Зачем они нужны и почему родителям не надо бояться, если ребенок увлекается компьютерными играми? Об этом рассказал создатель и руководитель киберспортивного клуба d4 eSports, руководитель студенческого киберспортивного клуба НИУ ВШЭ «КиберВышка», педагог дополнительного образования в школах № 1679, № 2087 Даниил Баркин.
– Почему детям интересно играть в компьютерные игры?
– К омпьютерные игры – это реальный способ узнать что-то новое. В онлайн-играх это в первую очередь социализация, постоянное общение с другими игроками со всех концов света. Ребенку очень важна интерактивность процесса. Чем больше возможностей даже в выдуманном мире – тем больше вариантов реализации поставленной задачи он может придумать.
– Что такое киберспорт и зачем нужны киберспортивные клубы в школе?
– Киберспорт, по сути, – это новый вид спорта, рынок которого не сформирован так, как, например, в футболе, баскетболе и так далее, но при этом уже существуют профессиональные организации и чемпионаты мира, призовые фонды которых достигают космических масштабов. Например, в большинстве дисциплин призовые фонды главных турниров достигают 1–2 млн долларов, а призовой фонд крупнейшего турнира по DoTA 2 The International в 2021 году составил более 40 млн долларов.
А киберспортивные клубы – это в том числе способ объединить детей, увлеченных одним делом – компьютерными играми.
Представьте, что вы вступили в школьную секцию по любому виду спорта и хотите в ней достичь успеха. Что вы будете делать? Ходить на тренировки, улучшать свои навыки в свободное время, удивлять своих знакомых своими новыми умениями. В киберспорте то же самое. Когда ты начинаешь заниматься им профессионально, ты видишь в своем увлечении новые трудности, испытания, пройти через которые сможешь только благодаря труду и упорству.
Ребята готовятся к соревнованиям, учатся работать в команде для достижения общей цели, будь то победа в матче или в турнире, или опыт для выработки тактики и стратегии, углубляются в киберспортивную дисциплину, которая им ближе: это могут быть шутеры (CS:GO, Valorant, StandOff 2, Brawl Stars), боевые арены (DoTA 2, League of Legends), стратегии (Starcraft, WarCraft III, Clash Royale), карточные игры (Hearthstone), симуляторы (World of Tanks, F1, FIFA).
– С какого возраста ребенок может заниматься киберспортом?
– Нет определенного возраста для начала увлечения. Но важно разобраться: во что ребенку нравится играть, есть ли соревнования по этой игре, готов ли он совершенствоваться и идти к успеху.
– Какими качествами должен обладать киберспортсмен?
– Главное качество любого профессионального киберспортсмена – дисциплина: следование распорядку тренировок и матчей, умение слушать и выполнять установки тренера и капитана команды, отслеживание своих игровых проблем и их отработка с тренером, умение работать в команде и готовность к саморазвитию. Без дисциплины невозможно достичь успеха в любом спорте, и в киберспорте в частности.
– Почему родителям не стоит бояться киберспорта?
– У всех в детстве были хобби: футбол, баскетбол, музыка, рисование и так далее. С ростом цифровых технологий у детей появляются новые увлечения: программирование, веб-дизайн, схемотехника.
Основная проблема, как мне кажется, – отсутствие нового взгляда в принципе на современные увлечения детей.
Киберспорт – это новое восприятие спорта. И это восприятие формируется неверно, потому что нет квалифицированных специалистов, которые разбирались бы в игровой индустрии.
Важно объяснить позитивные стороны игр, помочь найти общие точки соприкосновения с ребенком, ведь у родителей часто есть ощущение, что сын или дочь просто не выпускает из рук гаджеты и отдаляются от них. Почему бы не разделить с ребенком его увлечения? Можно играть в компьютерные игры вместе с ним! Есть спортивные симуляторы (FIFA, NHL, NBA), сюжетные игры (Ведьмак, Assassins Creed, Uncharted, FireWatch, тут уже зависит от возраста ребенка), простые аркадные игры (Overcooked). И не нужно бояться! В игре CS:GO вообще есть команды со средним возрастом более 50 лет (например, Ageless Shooters), игроки уже давно не дети, у некоторых есть внуки, но это не мешает им получать удовольствие от современных игр.
Мой совет родителям – не торопитесь делать выводы по поводу увлечений ребенка, больше разговаривайте с ним о том, что ему интересно, а также с профессионалами, которые вовлечены в процесс.
– Давайте разберёмся. Киберспорт, гейминг, зависимость от игр. В чем разница?
– Если с киберспортом в плане профессиональном можно провести аналогию с традиционными видами спорта, то с геймингом все немного сложнее. Когда просто нравится играть или когда увлекает сюжет игры (огромное количество игр основано на книгах и сериалах, одним из самых известных является «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского) – это гейминг. Главное – получать эмоции: радость, грусть, сострадание.
А зависимость от компьютерных игр на самом деле очень редкое явление среди геймеров, и, чтобы ее распознать, необходима работа со специалистом.
В 99% случаев родители путают зависимость с повышенной увлеченностью. Основное отличие зависимости – отсутствие каких-либо эмоций и целей в процессе игры. Если ребенок просто на автомате заходит в игру и не получает от нее удовольствия, и при этом у него нет какой-то задачи, которую он пытается решить, стоит задуматься о том, что у ребенка зависимость, хотя точный диагноз всё равно сможет сделать только специалист.
– Есть ли уже киберспортивные профессии?
– В сфере киберспорта можно работать не только в качестве игрока, можно быть программистом, менеджером, организатором, дизайнером, и с каждым годом этот список только пополняется.
Игры – это новая эра познания мира, социализации ребенка в обществе, работы в команде, логического развития и даже изучения английского языка.
Киберспортивные профессии уже появились в российских вузах. Например, в НИУ ВШЭ есть факультет «Управление киберспортом», в РГУ ФКСМиТ – факультет «Теория и методика компьютерного спорта».
Кибершкола предлагает детям свободу творчества
Марьяна Шевцова
В «Кибершколе» Департамента образования и науки Москвы стартовал учебный год. Вчера своими впечатлениями с «Вечерней Москвой» поделились новые ученики.
Необычное образовательное учреждение «Кибершкола» Московского центра «Патриот. Спорт» впервые открыла двери в 2018 году. В начале здесь учились только старшеклассники, а в 2019/2020 учебном году начался прием ребят в 7–9-е классы. 1 сентября 2021 года в школу пришли пяти— и шестиклассники.
Обычные предметы учебной программы тут сочетаются с основами программирования, лингвистики и киберспорта, профориентацией и многим другим. Например, на уроках труда дети строят роботов, на музыкальных занятиях пишут электронную музыку, на уроках изобразительного искусства рисуют комиксы, на физкультуре занимаются стретчинг-фитнесом и специальной гимнастикой. В школе действует формат наставничества: старшеклассники обучают и поддерживают младших ребят.
В «Кибершколе» есть все условия для интеллектуального и физического развития учеников. Уроки чередуются с компьютерными занятиями и спортивными активностями. Идут сюда учиться заинтересованные ребята.
Ученик 6-го класса Максим Лебедев серьезно увлекается робототехникой и IT-технологиями. Он решил стать профессиональным киберспортсменом, а родители выбор сына поддержали.
— В школе замечательные учителя и отличное образование. Об этом я знаю не понаслышке — знаком со старшеклассниками, которые здесь учатся, — рассказал Максим. Особенно ему нравится возможность готовиться к киберсоревнованиям по танцам. В школе есть специальные игровые приставки с Just Dance. — В прошлом году я был участником чемпионата «Кибершколы» по этой дисциплине и занял третье место, — поделился он. — Сейчас танцуем с ребятами на каждой перемене, планируем посещать дополнительные занятия и участвовать в соревнованиях.
Еще на уроках ребята знакомятся с историей создания компьютерных игр. Эти знания нужны им, чтобы в будущем тоже реализовать себя в этой сфере.
— У меня есть цель — стать профессиональным киберспортсменом, и наша школа — лучшее место для ее достижения. Я хочу не только участвовать в соревнованиях, но и создавать виртуальные миры, — поделился Максим Лебедев.
Занятия музыкой здесь тоже необычные. Дети изучают историю этого искусства, а также учатся создавать произведения в современном формате. Пятиклассница Мирослава Притыкина очень любит электронную музыку.
— Нам предоставляют полную свободу творчества, — отметила она. — Сейчас я учусь писать музыкальные треки и планирую сочинить свой альбом.
А еще Мирослава хорошо рисует. И на уроках изобразительного искусства преподаватель учит детей не просто основам живописи. Школьники самостоятельно создают комиксы.
— Мы детально прописываем сюжет, продумываем историю от начала и до конца. Мы фантазируем, но при этом придерживаемся плана, который создали для комикса. И это готовит нас к тому, чтобы мы могли добиться всех поставленных целей в будущем, — сказала она.
Семиклассница Полина Кузовкина планирует стать экономистом. Этот предмет она, в частности, изучает с помощью компьютерной игры Minecraft.
— Ее процесс предполагает умение эффективно распоряжаться средствами и ресурсами, — рассказала школьница.
К слову, именно компьютерная игра привела Полину в «Кибершколу». Однажды она приехала сюда на соревнования и решила, что обязательно хочет тут учиться. О своем выборе ни капли не жалеет, ведь образовательный процесс в этой школе увлекательный и, главное, полезный.
— Со специализацией в экономике определюсь в процессе учебы, — добавила Полина. — А пока что занимаюсь изучением основ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Авдеева, директор «Кибершколы»:
— Наши самые младшие ученики увлечены виртуальной реальностью не меньше старшеклассников. У нас креативная команда преподавателей, их основная задача — направить интерес детей к компьютерному спорту в практическое русло. В «Кибершколе» ребята изучают современные технологии последовательно и с пользой. Первые недели обучения показали, что самыми популярными занятиями у пяти- и шестиклассников стали робототехника и создание комиксов.
СПРАВКА
Во время каникул «Кибершкола» проводит для всех желающих сезонные проекты — «Киберосень», «Киберзиму», «Кибервесну» и «Киберлето». В июне учащиеся 115 московских образовательных организаций посетили онлайн более 30 курсов по 3D-моделированию, изучению географии, истории, архитектуры и лингвистики киберспорта, маркетингу в социальных сетях, музыкальному продюсированию.
Где научат быть киберспортсменом: 7 школ для геймеров
Апаем скилы
Киберспорт в России признан официальным видом спорта, и по нему можно даже получить разряд.
В этой статье собрали курсы для тех, кто хочет прокачать игровые навыки, научиться играть профессионально и — кто знает — однажды оказаться на одном из этих турниров.
Как живут киберспортсмены
Быть киберспортсменом тяжело. Это работа, тяжелый системный труд, где приходится многим жертвовать, чтобы добиться высоких результатов. Но подобный труд неплохо оплачивается. Думаю, в 2021 это престижная профессия, если сравнивать с тем, из какого подполья вышли соревновательные компьютерные игры.
Тренировки. Я работаю с командами, поэтому расскажу о тренировках в группе. Выглядят они так. Пять человек собираются с тренером или без него и играют «кланвары». Это спарринги или товарищеские матчи — по аналогии с классическим спортом. По сути, тренировки с другими коллективами.
Если игровой сезон в разгаре, таких тренировок от двух до шести в день, в зависимости от цели, поставленной перед тренировкой. Игроки могут играть в онлайне или с «буткемпа» — тренировочной базы, куда они съезжаются перед важным турниром или во время него.
Помимо командных тренировок, есть индивидуальные. На них совершенствуются индивидуальные техники и компетенции. Обычные игроки считают, что индивидуальные тренировки ограничиваются поиском игр в сети, «пабликами». Но чем коллектив профессиональнее, тем более структурной может быть индивидуальная подготовка. Она необязательно ограничивается только игрой: можно читать книги, смотреть обучающие материалы по психологии, коммуникации, тренировать внимательность и логику на онлайн-тренажерах, например на Wikium.
Профессиональный игрок уделяет тренировкам 8—12 часов в день.
Соревнования. Соревнования бывают двух форматов: «онлайн» — удаленно в интернете и «лан» — когда игроки съезжаются в одно место для соревнования.
Если мы говорим о любительском и полупрофессиональном уровнях, игроки сами ищут подходящую платформу или сервис, где посоревноваться.
Для профессиональных лиг турнирные операторы создают соревнования с регламентами, правилами, судьями и всеми остальными атрибутами профессионального спорта.
Самые престижные турниры для разных игр:
Каждая дисциплина формирует свой календарь и систему турниров, но суть одна — отобрать самых сильных представителей для соревнований и показать аудитории шоу.
Большие форматы турниров проводят на спортивных аренах, в концертных залах, да и вообще везде, где можно вместить много желающих посмотреть и проникнуться эмоциями. До пандемии киберспорт собирал стадионы — наравне с другими спортивными мероприятиями или выступлениями звезд.
Мероприятия помельче можно проводить в компьютерных клубах.
Новые игроки. Новые игроки в основном приходят в киберспорт из «пабликов» с высокими внутриигровыми рейтингами и рангами. В процессе появления новых ребят на сцене большую роль играют сезонность и внутренний календарь в самой дисциплине.
О киберспортивных школах. В школах, где учат киберспортивным дисциплинам, любитель или начинающий игрок может получить достаточно экспертную консультацию у профессионального игрока или лидера мнений. Но я не знаю звезд среди выпускников киберспортивных школ.
У таких проектов есть спрос, они несут экспертизу в массы, что хорошо: это тоже популяризация киберспорта. Но я буду приятно удивлен, если подобная школа в будущем выпустит гениального игрока или чемпиона.
Если вы решили стать киберспортсменом всерьез, впереди ждет нелегкий путь, придется усердно работать.
Нужно постоянно всесторонне развиваться. Когда вы выйдете на пик формы, только знания, не связанные с игрой, помогут поднять планку выше. Поэтому занимайтесь самообразованием в любом удобном формате, на это всегда нужно находить время. Побеждает только тот, кто постоянно учится.
Skillbox
Сколько стоит: 10 200 Р за курс
Для кого: для новичков и бывалых
Каким играм учат: CS:GO, Dota 2
Когда проходят занятия: в любое время
Формат: онлайн
Подробнее: курс по СS:GO, курс по Dota 2
Курс по Dota 2 состоит из теории о персонажах, их способностях, ценности игровых предметов. В практике — тренировки реакции, тактики, выбор героя под себя и контроль времени: как реагировать на поражения, правильно тренироваться и развиваться.
На курсе по CS:GO научат понимать механику игры, в частности познакомят с картами и ролями, научат анализировать раунды, искать свои слабые места и играть в команде, а еще покажут, как организовать рабочее место, чтобы играть было удобно. В конце между студентами проведут турнир.
Занятия ведут профессиональные игроки и тренеры. Например, среди преподавателей курса по Dota 2 Дмитрий DM Дорохин и Даниил gpK
Скутин из киберспортивной команды Virtus.pro, Михаил Misha Агатов — тренер команды HellRaisers и Игорь iLTW Филатов — профессиональный игрок из Team Nigma. А за курс по CS:GO отвечают Алексей Ace Казаков — игрок и тренер в CS:GO, Джами Jame Али и Марэк YEKINDAR Галинскис — члены команды Virtus.pro и Дастан dastan Акбаев — тренер по CS:GO.
Общение с кураторами и наставниками проходит в Discord, там же преподаватель комментирует домашние задания и дает советы. И в том и в другом курсе есть индивидуальные и групповые занятия, на курс по CS:GO можно докупить личные уроки.
Ученики также получают доступ в сообщество CyberBox, где можно познакомиться с экспертами и поучаствовать в турнирах. В CyberBox могут вступить и ученики курсов киберспортивных комментаторов, стримеров-блогеров и менеджмента в киберспорте.
«Чтобы запуститься, пришлось продать квартиры». Как уральская кибершкола для детей стала лучшей в Европе
Международная КиберШкола KIBERone развивается стремительно. За полтора года с момента запуска — первоначально школа работала в Екатеринбурге, Верхней Пышме и Орландо — KIBERone принимает учеников уже в 70 городах. Не только российских: в географии школы появились США, Германия, Чехия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина. В начале этого года франшиза KIBERone номинирована на Прорыв года на премии Golden Brand 2018 и уверенно вошла в тройку лучших.
Создать школу помогли вузовские связи
Началось все с простого родительского запроса. «Моему сыну было семь лет, когда я начала искать какой-то образовательный центр, где можно было бы полноценно прокачать скиллы по компьютерным технологиям у детей. Я же вижу, что сын все время в гаджетах, это неизбежность, за которой будущее. Значит, нужно как-то в полезное русло повернуть этот интерес. Но найти ничего стоящего не удалось: ИТ-преподавание для детей было на уровне изучения таблиц Excel и уже давно умерших языков программирования — бейсика, паскаля. Я поняла, что надо сделать полноценную школу, посвященную цифровым технологиям», — рассказывает Ольга Апалькова.
Ольгу Апалькову нельзя назвать человеком, совсем не имеющим отношения к ИТ. Она закончила Уральский педуниверситет по специальности «преподаватель математики». Но работала в другой сфере.
— Я — профессиональный маркетолог. Еще на втором курсе университета устроилась на радио — писала сценарии, потом в развлекательном боулинг-центре «Луна» работала менеджером по рекламе, так доросла до маркетолога. Работала в компании «Малахит». Помните, у них была масса культовых заведений, законодатели моды — « Малахит», «МакПик», «Сандей», «Градара», ночной клуб «Истерика» и другие. Мы работали над созданием бренда «Поль Бейкери»: теперь это федеральный бренд, а начинался он тут. Для ресторатора из Екатеринбурга это был большой шаг.
Потом ушла в декрет, а вернулась уже в другую сферу — в «Деловой дом на Архиерейской» (ДДА). Это холдинг, успешно работающий на 10 различных направлениях бизнеса. Скажем, мы с коллегами строили кампанию по развитию «Автомобилиста» — именно с нами команда начала выходить в плей-офф. Из недавнего — завод рыбных консервов в Салехарде. Когда мы начали сотрудничество, это было глубоко убыточное предприятие, а сейчас продукция завода есть во всех гипермаркетах, у них полно заказов.
Свой опыт маркетолога я использовала и при создании кибершколы. Мы сделали срез по всему русскоговорящему сегменту: где какие программы есть, чему учат. Выяснили, что конкурентов у нас практически нет — в основном на рынке представлены курсы, которые не углубляются в программирование и не ставят перед собой задачи научить детей использованию современных технологий. Дают самую базу — на уровне процесса алгоритмизации. Они даже никаких продуктов не создают.
Я же сразу понимала, что моему ребенку — как и тем, кто придет к нам учиться — надо другое: знания, которые они сразу могут трансформировать в какие-то умения. В итоге родилась идея не просто курсов, а кибершколы: со своей программой на каждую возрастную категорию, с разными предметами — от умения пользоваться компьютером и создания презентаций для школы до разработки сайтов и собственных приложений.
Тут я подключила еще один свой ресурс — связи: у меня еще со времен учебы в педуниверситете остались друзья-программисты, некоторые из них сегодня живут в США, работают в Силиконовой Долине. Обратилась к ним: ребята, создайте мне нужные программы.
Но с детскими обучающими программами все не так просто. Надо же сделать так, чтобы это было интересно ребенку, чтобы он не заскучал во время занятий, чтобы постоянно внимание удерживать. Поэтому начали искать психологов, привлекать методистов. Это сложно и дорого. Мне пришлось продать квартиры, в которые я вкладывала деньги, пока работала в «Малахите» и ДДА.
Сейчас в кибершколе 50 разных модулей. Дети изучают программирование, создают сайты, мобильные приложения, чат-боты, игры, делают мультфильмы, работают над 3D-моделями, а еще учатся интернет-продвижению, блогингу, кибербезопасности, блокчейну. «Все знания ребенок получает последовательно. Нельзя выбрать что-то одно. Ты приходишь, и тебя начинают с нуля всему обучать — как в школе. Не зря же мы позиционируем себя именно как кибершкола», — рассказывает Ольга.
Одна программа обходилась в среднем в 100 тысяч рублей. Это только разработка. А еще надо было сделать презентации к ним — это отдельные деньги. Плюс сайт — вначале мы использовали бесплатный конструктор Wix, но это было неудобно. Пришлось переделывать. А еще логотип, название, полиграфия. В общей сложности запуск обошелся миллиона в четыре.
Из «Манхэттена» выросли до резидентов Сколково
От идеи до первого, технического, запуска прошло четыре месяца. Пробный урок провели в бизнес-центре «Манхэттен». Пришли сразу человек 80 — класс не был рассчитан на такое количество, дети стояли, сесть было некуда.
Уже через неделю ребята, которые прошли отбор, начали заниматься. Да, у нас есть своя технология набора детей. Не думайте, что мы готовы брать каждого — лишь бы освоить деньги родителей. Если мы не сможем его научить — пострадает наша репутация. А мы не сможем не потому, что наши методики плохие, а потому что. не его это. Есть дети, которые не приспособлены к такой деятельности — им просто неинтересно. Зачем мучить ребенка и себя? Да еще деньги из родителей тянуть — месяц в школе стоит в среднем 5000 рублей.
Перед поступлением в КиберШколу ребенок проходит пробный урок: дети приходят вместе с родителями, те смотрят, как реагирует ребенок, интересно ли ему. Мы со своей стороны даем обратную связь — есть ли потенциал. Обучаем детей с 6 до 14 лет. Но прийти ребенок может на любом этапе. Просто для маленьких одна программа — учим печатать и основам логики и алгоритмизации. Ребята постарше уже имеют какие-то навыки, поэтому начинают с 3D-моделирования, изучают сайты, мобильные приложения и популярные языки программирования. Результатом каждого модуля становится какой-то ИТ-продукт.
Но мы не только утилитарные знания даем. Сейчас в интернете много глупости, пошлости, мы стараемся вложить понимание — что хорошо, что не очень. Чтобы дети за норму не принимали то, что нельзя назвать нормой. И вообще наша задача — вырастить молодое сообщество интеллектуалов с прокаченными скиллами, расширить кругозор. Рассказываем о том, какие технологии есть. Например, умные дороги. Автомобиль сломался, остановился — и дорога сама сообщает в ремонтный пункт, что произошло то-то и то-то. Дети постоянно понимают, куда движется человечество и где эффективно можно приложить свои силы.
Сейчас в Екатеринбурге работает семь наших классов — в них обучаются примерно 240 детей. Чуть меньше — 200–220 — учатся в Верхней Пышме. Там мы интегрированы в Техуниверситете УГМК. В прошлом году мы еще арендовали у них помещения, а в этом они сказали: давайте будем партнерами. Такая коллаборация интересна и им, и нам: получается, они с детства ребят приучают к университету. А для нас это качественные, оборудованные помещения.
Еще один статусный партнер — Сколково. Причем мы сотрудничаем как на региональном, так и на федеральном уровне. Началось с местного отделения — технопарка «Университетский». Я встретилась с генеральным директором, рассказала о нас, заявила, что хотим быть резидентами и размещаться в технопарке. Он ответил, что проект нужно защитить перед комиссией. В итоге была собрана регулярная комиссия, мы сделали презентацию и получили статус резидента. Нам дали локацию в технопарке — сегодня это самый лучший класс. Уже позже начали сотрудничать с федеральным Сколково.
В феврале 2019 года Европейская Ассоциация вузов и преподавателей высшей школы HiSTES признала Международную КиберШколу KIBERone лучшим образовательным учреждением на территории Евросоюза в сфере обучения информационным технологиям детей от 6 до 14 лет. «Это только кажется, что в Европе суперобучение. Мы с этой точки зрения более продвинуты. У них там то забастовки, то зарплаты низкие. Они все что-то требуют, а мы работаем», — поделилась своим видением Ольга Апалькова.
Открыть свой KIBERone можно за 350 тысяч рублей
Когда запускали школу, о франшизе не думали. Но почти сразу после открытия стали получать запросы. Схема примерно одинаковая: были в Екатеринбурге, попали с ребенком на ваши занятия, хотим у себя такую же школу. Мы сначала не уделяли этому внимание, потом звонков стало больше и больше, начали подключаться люди из других стран. Тогда поняли, что это интересно с социальной точки зрения: в конце концов, наша миссия — сделать мир лучше, обучая детей нужным навыкам. Ну и с точки зрения доходности не самый плохой вариант.
Вот тут мне пригодился весь опыт по запуску франчайзинговых проектов, который накопился, когда работала с «Поль Бейкери» и «Пицца миа». Я знаю все больные места франшизы, и мы подстраховались по всем параметрам. Наши франчайзи получают пошаговый план открытия, пошаговый маркетинговый план — чтобы не тратили деньги впустую. Мы готовим все юридические документы, даем технологию — что говорить, как говорить, с какой интонацией. Естественно, брендбук — без этого никуда. Полиграфию тоже делаем сами — на местах только адреса меняют. У каждой франшизы есть личный ассистент в головном офисе и множество инструментов для успешной работы.
За интеллектуальную собственность и возможность пользоваться брендом мы берем паушальный взнос — 350–370 тысяч рублей в зависимости от города. Есть два варианта развития проекта: можно делать собственные компьютерные классы — как, скажем, у нас в «Университетском», а можно арендовать помещения. Если собственный компьютерный класс —это плюс 300 тысяч рублей. Но мы рекомендуем развиваться на арендованных площадях.
Штат у одного класса минимальный: преподаватель — у нас он называется тьютор (практикующий разработчик) и ассистент. В офисе должен быть один менеджер по продажам, аккаунт-менеджер и администратор. В первый месяц приходят по самому пессимистичному плану 35 детей. Обучение стоит от 4000 до 7000 тысяч — зависит от географии. В ноль франчайзи выходят в первый же месяц.
Сейчас в нашей сети порядка 70 городов в десятке стран: 40 или чуть больше запущенных, остальные готовятся к запуску. В одном городе может быть только один франчайзи — это наше условие.
Основное наше требование — тьютором может быть только реальный разработчик, теоретиков мы не берем. Поэтому, кстати, мы так серьезно занимаемся программами: показываем психологам, методистам, постоянно переписываем и актуализируем. Да, наши тьюторы — программисты, которые могут передать реальный опыт. Но детей они никогда не учили. Поэтому мы им сначала даем им азы педагогики. Хотя в паре с тьютором обязательно работает ассистент с педобразованием: он знает, как переключить внимание, когда надо поиграть, когда серьезной работой заняться.
Кстати, у нас есть и бесплатные места — для талантливых детей. К нам, бывает, обращаются, говорят: вот есть такой мальчик/девочка, но там сложное финансовое положение в семье. Мы смотрим: если действительно так, они учатся бесплатно. Пока это действует только в Екатеринбурге — у нас трое таких детей. Но в других городах тоже планируем открыть такие места — скорее всего, со следующего учебного года они уже будут.
Планы у нас глобальные, готовим еще два проекта, но об этом сможем рассказать чуть позже, будет интересно и очень полезно.









