кик что это в налогообложении

Кик что это в налогообложении

НК РФ Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 25.13 НК РФ

1. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано одним из следующих способов или их комбинацией:

1) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями;

2) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких иностранных организациях, акции которых допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (за исключением государств (территорий), включенных в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и при выполнении одновременно следующих условий:

доля прямого и (или) косвенного участия контролирующего лица в каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте, не превышает 50 процентов;

доля обыкновенных акций, допущенных к обращению на иностранных фондовых биржах в совокупности по всем указанным иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций, для каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте.

Положения настоящего пункта не применяются в период до 1 января 2029 года в отношении иностранных организаций, участие лица в которых реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для целей пункта 3 настоящей статьи доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 настоящего Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

6. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации (международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания) также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 (пунктом 3.1) настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.

10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

13. Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 6 настоящей статьи, или иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или 12 настоящей статьи. В этом случае лицо, признавшее себя контролирующим лицом, направляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

14. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (компании) контролируемой иностранной компанией, для которой контролирующим является указанное управляющее лицо.

Для целей настоящего пункта управляющими лицами иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) признаются управляющая компания, являющаяся российской или иностранной организацией, управляющий партнер, являющийся физическим лицом или организацией, а также иные лица, осуществляющие функции по управлению активами, прямо или косвенно принадлежащими такому иностранному инвестиционному фонду (паевому фонду или иной форме осуществления коллективных инвестиций).

(п. 14 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении признания контролирующих лиц иностранных юридических лиц, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.

Источник

Что такое контролируемая иностранная компания (КИК). Объясняем простыми словами

Контролируемая иностранная компания (КИК) — зарубежная фирма, часть акций которой принадлежит физическим и юридическим лицам — налоговым резидентам Российской Федерации.

Проще говоря, если иностранная компания открыта в зоне с льготным налогообложением, получает доходы и принадлежит на 25% и более налоговому резиденту России (или на 10% и более — если в компании более 50% в целом принадлежат налоговым резидентам РФ), такой резидент обязан уплачивать налог со своей доли доходов компании, как если бы это были его личные доходы.

Закон о КИК появился в 2015 году как один из инструментов деофшоризации российской экономики.

Пример употребления на «Секрете»

«Закон о контролируемых иностранных компаниях вряд ли можно назвать простым и понятным. И бизнесу, и налоговикам придётся ещё немало помучиться, пытаясь его применить. Но тем не менее его исполнение вполне реально».

(Партнёр юридической компании «Симплоер», налоговый адвокат Андрей Дуюнов — о деофшоризации экономики России.)

Нюансы

Инвестирование через компанию, признанную КИК, имеет как минимум восемь серьёзных преимуществ перед инвестированием напрямую — от физического лица, являющегося резидентом РФ, считает экономист Андрей Мовчан. В числе его аргументов:

Налог на доходы КИК уплачивается её собственником не в течение шести месяцев после окончания календарного года, в котором получен доход, как это происходит в случае дохода физического лица, а на год или почти на два года позже.

При исчислении налогооблагаемого дохода КИК разрешён перенос убытков прошлых периодов на неограниченное количество финансовых лет вперёд.

Для физлиц установлены минимальные не облагаемые налогом уровни дохода.

Дополнительным бонусом для владельца КИК являются расходы, которые делает КИК в процессе работы: они вычитаются из налогооблагаемой базы.

Практика

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, предложенным в 2020 году лично президентом РФ Владимиром Путиным, систему взимания налогов с КИК решили кардинально упростить. С 2021 года бизнесмены могут выбирать между стандартным порядком отчётности и упрощённым.

В первом случае ставка составляет 13% для физлиц и 20% для юрлиц, тогда как, выбрав второй вариант, владельцы КИК могут вообще не декларировать зарубежное имущество в обмен на налог, исчисляемый с фиксированной суммы прибыли. С 2021 года она составляет 34 млн рублей вне зависимости от количества КИК, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом. Соответственно, сумма НДФЛ в данном случае составляет округлённо 5 млн рублей.

Однако налогоплательщик обязан ежегодно предоставлять уведомление о КИК.

Кроме того, необходимо учитывать, что обязательный период использования порядка уплаты налога с фиксированной прибыли КИК:

Налогоплательщик вправе отказаться от режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК при истечении обязательного периода использования режима или в случае, если в период его применения будет увеличена сумма налога с фиксированной прибыли на законодательном уровне.

Налоговое послабление, объявленное Путиным для богатейших бизнесменов, сразу же окрестили «подарком для списка Forbes» и индульгенцией для богатых за сравнительно небольшую сумму.

По данным ФНС, уведомление о переходе на особый налоговый режим подали 260 человек из 557, задекларировавших владение КИК в 2019-м.

К КИК относятся не только иностранные организации (юридические лица, зарегистрированные как таковые согласно законодательству иностранного государства), но и иностранная структура без образования юридического лица.

Источник

Работа контролируемых иностранных компаний

Излишний вывод денег в оффшоры – бич многих стран, в том числе эта проблема актуальна и в РФ. Уклонение от уплаты налогов считается преступным уголовным деянием в большинстве цивилизованных мировых сообществ. Для борьбы с этим преступлением правительство использует различные средства. Одним из беспрецедентных новшеств в российском законодательстве стало принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), как раз направленного на снижение экономической «оффшоризации».

Не запрещено иметь финансовые интересы в компании на территории другой страны, участвуя в ней с долей юридического лица. Но если законодательство страны того требует, его нужно информировать о наличии таких долей и, разумеется, уплачивать с них положенные налоги.

Рассмотрим, что нового внес закон о КИК в экономическое пространство РФ, как он отражается на отечественных плательщиках налогов и какие перспективы несет предпринимателям.

Новые законодательные документы о КИК

Основанием для обсуждения вопросов налогов с доходов иностранных компаний, доля в которых принадлежит резидентам РФ, стали законодательные новшества, актуальные с начала января 2015 года. К ним относятся:

Эти законодательные новинки призваны решить такие актуальные задачи, и это осуществлено впервые:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон, о котором идет речь, не вменяет в вину и не провозглашает запрет на владение долей в иностранной фирме. Он лишь уточняет обязанности отечественных плательщиков налогов, вытекающие из такого владения и контроля, а также гарантии обеспечения их выполнения.

Что значит «контролируемая иностранная компания»?

Согласно положениям нового законодательства, КИК регламентируется строго и однозначно.

Иностранная компания признается контролируемой налоговым резидентом РФ, если относительно нее соблюдаются все нижеследующие условия:

Если иностранная организация не образовывает юридическое лицо (например, являясь фондом, трастовой организацией, товариществом и т.п.), она тоже может быть контролируемой, если ею управляет налогоплательщик РФ.

Для дальнейшего прояснения необходимо уточнить, кто признается налоговым резидентом в нашем государстве.

Второе ключевое понятие в определении КИК – контролирующее лицо, физическое или юридическое. Закон четко определяет, кто именно является таковым:

СПРАВКА. Согласно этим факторам, контролирующим лицом иностранной компании может являться как ее акционер, так и владелец (бенефициар). Долю участия считают согласно ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ. При отсутствии владения долей учитывают обстоятельства, свидетельствующие о бенефициаре.

Прибыли КИК и подоходный налог в РФ

П.1 ст. 309 НК РФ подробно регламентирует определение налогооблагаемой базы по прибыли КИК и приравнивает ее к доходам самого резидента РФ – контролирующего лица.

Таким образом, доля участия в КИК увеличивает налоговую базу резидента, рассчитываемую согласно другим действующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Расчет происходит, исходя из следующих положений:

Частью налоговой базы станет не любая прибыль с КИК, а только та, что превысила установленные пороговые значения:

Когда можно не платить налоги с КИК?

Даже если иностранная компания действительно является КИК, она не всегда подлежит отечественному налогообложению. Для законной неуплаты налогов в российский бюджет с прибыли КИК достаточно одного из 8 условий.

О чем нужно уведомлять налоговую?

Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:

Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.

Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

ВАЖНО! Прекращение участия в КИК или ее ликвидация с 01.01.2015 г. по 14.06.2015 г. позволяли избежать подачи уведомления.

В уведомлении должны быть следующие данные:

Форма, которую нужно заполнить для предоставления необходимых сведений, содержит следующие разделы:

Ответственность перед налоговой

Если физлицо или организация в установленный срок не предоставит такое уведомление по месту своей налоговой регистрации, либо в предоставленном уведомлении будут найдены ошибки или неточности (то есть оно будет признано недостоверным), им грозит штраф в 50 тыс. руб. за каждую КИК, в отношении которой допущено такое нарушение.

Источник

Что такое фиксированный налог кик и как жить в новых налоговых условиях

9 ноября 2020 года был подписан Федеральный закон №368 – ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому у физлиц появляется право платить налог с фиксированной прибыли КИК.

Налог рассчитывается следующим образом:

2020 г. — фиксированная прибыль компании 38 млн 460 тыс. руб. (с учетом ставки НДФЛ 13% платеж составит 4 999 800 руб.);

С 2021 г. — фиксированная прибыль компании 34 000 000 рублей с 2021 года (с учетом планируемой ставки НДФЛ 15% — 5 000 000 руб.).

При этом количество компаний, которыми владеет физлицо, на сумму налога не влияет.

Также у физлиц, перешедших на режим фиксированной прибыли, отсутствует обязанность подавать документы, подтверждающие прибыль (или её отсутствие) по иностранной компании. Более того, налоговый орган даже не имеет права запрашивать такую информацию.

Важно помнить, что обязанность по подаче уведомления о КИК остается обязательной для всех контролирующих лиц вне зависимости от выбора налогового режима.

Новый режим налогообложения является абсолютно добровольным и перейти на него можно уже с налога за 2020 год. Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию.

Стоит обратить внимание на то, что уплачивать налог на фиксированную прибыль придется как минимум 5 лет. Исключение есть для тех, кто подаст уведомление в 2020 и 2021 году. Для них предусмотрен минимальный период — 3 года. Досрочное прекращение предусмотрено в случаях, если лицо перестает быть контролирующим, либо при изменении ставки НДФЛ.

Таким образом, если у вас на иностранной компании или компаниях генерируется большая прибыль, то новый налоговый режим будет явным преимуществом, плюс к этому существенно сократятся административные издержки.

Разумеется, есть и определенные нюансы, так при распределении дивидендов владельцы КИК будут обязаны уплатить с них НДФЛ в общем порядке. В рамках нового режима отсутствует возможность уменьшения суммы дохода в виде дивидендов на сумму прибыли КИК, с которой был уплачен налог. Кроме того, сумму фиксированной прибыли КИК не получится уменьшить на налоги, уплаченные за рубежом или в РФ (в том числе, налоги у источника).

Одновременно с этим, вводятся изменения в системе штрафов при сохранении обычного режима налогообложения. Штраф за непредставление уведомления о КИК увеличивается с 100 тыс. до 500 тыс. руб. Штраф за неподачу документов, подтверждающих прибыль (или её отсутствие) КИК или представление документов с заведомо ложными сведениями, также увеличивается со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Штраф за непредставление в срок (1 месяц) ответа на требование налоговой службы о предоставлении документов, подтверждающих прибыль (или её отсутствие) КИК — 1 млн руб.

В общем налоговая решила действовать по принципу: Наш колхоз дело добровольное. Хочешь – вступай, не хочешь – корову заберем.

Новые штрафы будут действовать уже начиная со следующего года, в отношении налогов за 2020 год. Соответственно следующей весной налоговая будет запрашивать отчетность по компании за 2019 год. Время подготовиться к нововведениям еще есть, но начинать нужно уже сейчас.

Если у вас остались вопросы, то переходите по ссылке, бронируйте удобное время, и мы поможем найти решение из сложной ситуации.

Источник

Заплати 5 млн рублей и спи спокойно…

кик что это в налогообложении

Президентом России подписан Федеральный закон от 09.11.2020 г. №368-ФЗ (далее по тексту – Закон №368-ФЗ), который касается порядка налогообложения и отчетности контролирующих лиц иностранной компании. В чем суть перемен?

Прежде чем перейти к изменениям в части налогов и отчетов для КИК, разберемся со сложной терминологией – КИК и контролирующие лица КИК.

Контролируемая иностранная компания (далее по тексту – КИК) – это любое юридическое лицо или иностранная структура без юридического лица, которые зарегистрированы в иностранном государстве и находятся под контролем физического лица или компании, являющимися резидентами России.

Кто может являться контролирующим лицом КИК?

Контролирующими лицами КИК являются физические или юридические лица при условии, что они:

-имеют долю участия в иностранной компании установленного размера либо осуществляют контроль над иностранной компанией.

Прибыль КИК определяется одним из следующих способов:

-по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год;

Прибыль в этом случае рассчитается с учетом особенностей, приведенных в ст.309.1 НК РФ.

-по правилам гл.25 НК РФ для налогоплательщиков – российских компаний.

Налоговая база КИК определяется отдельно в отношении каждой КИК.

Изменения срока представления уведомления о КИК

Контролирующие лица КИК представляют налоговикам специальное уведомление, в котором раскрывают следующую информацию (п.3.1 ст.23 НК РФ):

-о своем участии в иностранных компаниях, в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов;

-об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

-о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Срок представления такого уведомления – не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Законом №368-ФЗ сроки такого уведомления для физических лиц КИК перенесены на 30 апреля. То есть уведомление по КИК за 2020 год нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля 2021 года.

Сроки уведомления для контролирующих КИК компаний остались прежними.

Закон №368-ФЗ применятся к возникшим правоотношениям, начиная с 1 января 2020 года, то есть «задним» числом.

Новый режим налогообложения КИК

Законом №368-ФЗ вводится новый порядок налогообложения для КИК. Суть нового режима заключается в том, что независимо от финансового результата КИК, контролирующим лицом будет оплачиваться налог с фиксированной суммы. Переход на новый режим налогообложения будет осуществляться на добровольной основе и позволит физическим лицам, которые контролируют КИК, уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей.

Фиксированная налоговая база по доходу КИК за 2020 период устанавливается в размере 38,460 млн рублей, а с 2021 года и все последующие периоды – 34 млн рублей.

За 2020 год НДФЛ составит: 38 460 000 рублей х 13% = 4 999 800 рублей.

А в 2021 году – по ставке НДФЛ 15% с суммы превышения в 5 млн рублей, налог составит:

-5 000 000 рублей х 13% = 650 000 рублей

-рассчитан НДФЛ до 5 млн включительно по ставке 13%;

-рассчитана общая сумма НДФЛ.

Фиксированный налог не зависит от полученного дохода контролируемого лица, а также от количества КИК. Например, если контролирующее лицо КИК получило доход в размере 10 млрд рублей, то все равно налог составит 5 млн рублей. То есть эффективная ставка налогообложения составит – 0,05%, что намного меньше действующей сейчас ставки НДФЛ.

Получается, что с одновременным повышением НДФЛ на 2%, олигархи, контролирующие иностранные компании, могут существенно снизить свой налог.

С другой стороны, если полученный доход составит 10 млн рублей, то фиксированный налог все равно придется заплатить, и тогда налоговая нагрузка составит 50%.

Если физическое лицо в период уплаты фиксированного налога получило дивиденды, то они облагаются в общем порядке, т.е. дополнительно к 5 млн рублей.

При переходе на уплату налога с фиксированной прибыли физическим лицам не нужно представлять финансовую отчетность по КИК и аудиторское заключение в налоговые органы. В этом случае у них остается только обязанность подавать уведомление о КИК.

Как перейти на новый режим налогообложения?

Для перехода на фиксированный налог физическое лицо должно представить в налоговые органы уведомление:

-в отношении доходов за 2020 год – в срок до 1 февраля 2021 года;

-в отношении доходов за 2021 год – до 31 декабря 2021 года.

Как долго можно использовать новый режим налогообложения? Минимальный срок уплаты фиксированного налога составляет 3 года – для тех физических лиц, которые перешли на него в отношении доходов 2020-2021 гг. А с 2022 года и позже срок уплаты должен составлять не менее 5 лет.

Подробности смотрите в нашем ролике:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *