кинестетика что это в нейропсихологии
Кинестетика что это в нейропсихологии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Бесплатные занятия с логопедом
Ствол и подкорка.
Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.
Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.
Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.
У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.
В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.
Чем можно подтвердить стволовые нарушения?
Маркеры ствола:
Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.
Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.
Сам по себе затылок страдает редко.
Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.
Синдром функциональной недостаточности правого полушария.
Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.
В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.
КИНЕТИЧЕСКАЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЧЕВОГО АКТА
Гармоничное полноценное развитие личности малыша не может происходить без воспитания у него чёткой и безупречной в плане звуко-слоговой наполняемости слов и звукопроизношения, правильной с позиции подбора слов (словаря), и грамматического оформления, оформленной по законам и правилам русского языка, связной речи [4].
Что же означает само понятие речевой акт. Существует несколько интерпретаций этого термина.
Под речевым актом мы понимаем целенаправленное речевое действие, которое совершается в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Основные черты которого: намеренность, целеустремлённость, последовательность и конвенциональность.
Проблематика, касающаяся порождения речевого акта и речеобразования затрагивается в концепциях Ш.Балли, М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, К. Л. Бюлера, Л. Витгенштейна, В. Гумбольдта, С. Карцевского, Л. П. Якубинского и многих других.
Возможность осуществления речевого акта, как и речевой деятельности в целом являются необходимыми условиями, предпосылками успешной жизни индивида в обществе, его социализации и развития личности [1].
Речевой акт представляет собой реализацию речевого высказывания, которое выступает как сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. То есть для осуществления двигательного (речевого) акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А. Р. Лурия).
Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения [5].
Бернштейн Я.А. говорил об уровневой организации движений, которая позволяет разложить сложный двигательный (речевой) акт на составляющие его компоненты и выявить состояние, роль церебральных уровней в регуляции действий и движений.
Каждая двигательная задача в зависимости от своего содержания и смысловой структуры находит себе тот или иной уровень, определяющийся как ведущий для данного движения. Существует концепция о системной организации двигательной функции, раскрывающая взаимодействие её звеньев. Наличие уровневой организации движений позволяет в случае отклонений в функционировании двигательной программы компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального организованного обучения и подобранных упражнений [2].
Важно отметить, что в норме при выполнении произвольных движений и действий требуется и происходит сравнение спланированного акта с тем, который был реально воспроизведен. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием. Если этого не происходит, либо же отмечаются трудности выполнения различных артикуляционных движений, то мы можем говорить об отклонениях в структуре речевого акта.
Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.) [3, стр.152].
Известно, что при нормальном развитии овладение ребёнком звуковой стороны речи идёт одновременно с развитием общей и мелкой моторики. На практике доказано, что использование систематических упражнений, которые тренируют движения пальцев рук, общую моторику оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [6].
Список литературы
Таблица «Основные нейропсихологические факторы»
Основные нейропсихологические факторы
Роль фактора в обеспечении психической деятельности
Глубинные отделы мозга.
Неспецифический фактор выражается степенью активности мозговых структур, что предполагает участие, прежде всего, отделов, имеющих отношение к витальным потребностям и жизнеобеспечению организма. В его же рамках реализуется управление биологическими ритмами, в том числе и в «сон-бодрствование».
Вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями.
Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабление конкретного типа памяти).
Передняя часть теменной области, дополнительно привлекающая функциональные возможности тактильного и зрительного анализаторов.
Обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме автоматизированного или предметного движения.
Премоторные отделы мозга.
Обеспечение возможности естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий – цепи последовательно сменяющих друг друга шагов.
Нижнетеменная область мозга, занимающая промежуточное положение между отделами мозга, обеспечивающими переработку зрительной, слуховой и тактильной информации.
Восприятие и переработка пространственных характеристик.
Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности
Проходит диагонально – от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области.
Обеспечение регуляции и контроля поведения.
Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний
Речевые зоны левого полушария и правое полушарие, а также глубинные участки мозга.
Обеспечивает возможность вербального отчета о собственных психических процессах, в том числе и самому себе. Он имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника, а именно с одной стороны, он ориентирован на речевую систему, а с другой – к работе правого полушария. При поражении правого полушария значительно чаще, чем при повреждении левого возникают анозогнозии. Подобные больные отрицают у себя ту или иную патологию или недостаточность, а также эти люди не осознают нарушение своего поведения (нарушена критика)
Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ
Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга
Фактор сукцессивности обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательной (сукцессивной) обработки.
Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ
Фактор симультанности обеспечивается работой структур, объединенных в правом полушарии мозга
Существует такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная.
Фактор межполушарного взаимодействия
Морфологически он привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга, важнейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма.
Обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы.
Связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными влияниями, биохимическими процессами и др.
Синдромы, возникающие при поражениях данного фактора достаточно разнообразны и часто приводят к изменению большинства процессов и состояний.
Фактор работы глубоких подкорковых структур
Глубокие подкорковые структуры
Изучен недостаточно, но проявляется, как составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции лимбической системы, таламуса и прилежащих к нему областей.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс повышения квалификации
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Особенности левого и правого полушарий
Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте.
Диагностика ВПФ в детском возрасте
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Рекомендации «Как повысить самооценку ребенка?»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5418480 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кинестетика что это в нейропсихологии
Известный в ыдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети.
Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично.
Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».
В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно-образовательной работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта.
Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо.
Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР.
Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека.
Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприоцепторов (периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно-двигательные, слухо-моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.
Развитие кинетических и кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы.
Основной целью педагогов, работающих с детьми данной категории, является развитие максимальной активности и самостоятельности детей с ТМНР в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими их людьми путем подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с детьми с ТМНР по развитию кинестетического и кинетического восприятия направлены на осмысленное выполнение детьми движений, на формирование у них способов контроля и самоконтроля за собственными движениями.
При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий необходимо учитывать, что кинестетические ощущения тесно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности тела, воспринимающих раздражения из внешней среды. Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое является комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой значимую роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный и другие анализаторы.
По сравнению с нормально развивающимися сверстниками развитие точности движений, овладение навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР осуществляются в процессе более длительной тренировки, монотонных повторений. Для развития двигательной активности детей данной категории необходимо проведение специальных упражнений. И основным методом работы с этими детьми становится метод стимуляции: зрительно-двигательной, двигательно-слуховой, тактильно-двигательной и других.
Причем в начале работы целесообразно использовать метод пассивной стимуляции, и только затем активной; которая будет способствовать адаптации ребенка в пространстве и его более уверенному освоению, а также повышению его работоспособности, статической и динамической выносливости. Движение в этом случае будет служить в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР более быстро и точно реагировать на все воздействия окружающего мира и более правильно воспринимать их.
Вот почему можно сказать, что кинетическое и кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного развития детей с ТМНР.
Список использованной литературы:
Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г.
Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г.
Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007 г.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г.
Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта Хайртдинова Л. A. /ж. «Дефектология» №1 – 2002 г.
Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997 г.
Профессия нейропсихолога. Где пройти обучение и куда устроиться на работу?

Нейропсихолог – кто это? Чем занимается специалист?
Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.
Ваша заявка отправлена!
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту
С какими проблемами обычно обращаются к нейропсихологам?
Детские нейропсихологи чаще всего занимаются реабилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:
Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).
Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Проблемы в эмоциональной сфере.
Проблемы с социализацией.
Трудности в освоении школьной программы и т. д.
Нейропсихологи работают и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и ЦНС. Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.
Чем отличается нейропсихолог от психолога?
Объект профессионального интереса психолога – это эмоционально-волевая сфера человека, его эмоциональные и личностные проблемы, поведение человека. К специалисту обычно обращаются те, у кого не получается наладить отношения с людьми, возникают страхи, комплексы, нарушения поведения и т. д.
Нейропсихолог же изучает связь психических процессов с разными участками головного мозга. Он проводит нейропсихологическую диагностику и на основе полученных данных составляет комплекс коррекционных упражнений, направленных на развитие отстающей или повреждённой психической функции.
Где учат на нейропсихологов?
Выучиться на нейропсихолога можно по программам высшего образования. Это займет 4-6 лет. Для поступления на нейропсихолога нужно сдавать математику, русский язык и биологию. Но так как специальность пока новая, она есть лишь в нескольких российский вузах, большая часть из которых находится в Москве. Жителям регионов гораздо удобнее получить диплом психолога, медика или другое высшее образование, а затем пройти обучение на нейропсихолога по программам профессиональной переподготовки. Тем более они реализуются и в дистанционном* формате.
При выборе программы обучения учитывайте вашу специальность, уровень подготовки. Также важно понимать, какие знания и навыки вам нужно получить, в какой области вы собираетесь работать.
Для поступления необходимо иметь:
высшее психологическое образование;
высшее медицинское образование и диплом интернатуры или ординатуры по неврологии или невропатологии;
любое высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по психологии в объеме более 1000 часов.
Продолжительность курса – 4 месяца. В ходе обучения вы узнаете:
актуальные принципы нейропсихологии ;
клиническую картину локальных поражений мозга;
порядок работы мультидисциплинарной бригады врачей (МДБ);
задачи нейропсихолога при реабилитации людей с разными поражениями головного мозга;
классификацию реабилитационных методов нейропсихологии;
порядок помощи пациентам с диффузным поражением мозга и многое другое.
По окончании дистанционных* курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Он позволит вам претендовать на должность нейропсихолога в государственных и коммерческих учреждениях.
Если вы уже получили образование нейропсихолога в вузе и хотите освежить, актуализировать или углубить знания в конкретной профессиональной области, вам подойдут короткие программы повышения квалификации:
Окончив эти курсы, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Где работать с дипломом нейропсихолога? Сколько зарабатывают специалисты?
В основном специалисты работают в различных учреждениях системы здравоохранения – нейрохирургических клиниках, реабилитационных центрах. Детский нейропсихолог может устроиться на должность педагога-психолога в учреждения образования, в медико-психологические центры. Также можно оказывать услуги психологического консультирования, диагностики, терапии в частном порядке.
В Москве нейропсихологам предлагают зарплату от 40 000-50 000 до 80 000-100 000 рублей в месяц. В регионах вакансий меньше, а уровень заработка находится между 20 000 и 40 000-45 000 рублей в месяц. Частные специалисты проводят консультации по цене от 400 до 2 000-3000 рублей в час в зависимости от уровня образования, стажа, наличия рекомендаций.
Нейропсихология – активно развивающаяся наука, в которой очень много направлений для профессионального роста и развития. Можно вести не только практическую деятельность, но и заниматься научными исследованиями, например, изучать взаимосвязь мозговых функций с самыми разными болезнями – от потери памяти до СПИДа. Поэтому специалистам, которые работают в области медицинской психологии, стоит уже сейчас задуматься о знакомстве с этим перспективным направлением.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.









