китайская деревня в пушкине что там сейчас
Китайская деревня
Как добраться:
Замысел проекта деревни приписывается А. Ринальди и датируется примерно 1772 годом. Постройка началась спустя 10 лет и закончилась к 1786 году, хотя была завершена не полностью. Ее вел Ч. Камерон. Деревня представляла собой группу домиков, построенных для приезжавших ко двору знатных гостей и придворных Екатерины II. В настоящее время, как и 200 лет назад, домики используются под жилые и гостевые апартаменты.
Основные этапы строительства
Строительство деревни сильно отошло от проекта, плюс облик очень изменила ее реконструкция в 19 веке, поэтому увидеть полный замысел Китайской деревни можно только на чертежах. Центральным зданием должна была стать восьмиугольная обсерватория, стоящая посреди восьмиугольной площади. Площадь и улочку, ведущую к обсерватории, должны были образовывать 18 одноэтажных домиков в китайском стиле с галереями. Проект обсерватории скопировали с китайской пагоды, изображение которой опубликовали в Амстердаме в 1669 году. При въезде на улочку должны были стоять ворота, а за деревней — восьмиярусная башня-пагода, которой отводилась роль смотровой вышки. Для ее возведения был заказан макет знаменитой лондонской пагоды, возведенной архитектором Кью У. Чемберсом.
Большинство построек в 18 веке возводили по детальным рисункам из альбомов или по гравюрам. С одним изображением получилось небольшое недоразумение. Не дошедший до нас Китайский городок А. Ринальди строил на базе французской гравюры с видом одного из парковых строений, дворца «Продолженной весны», близ Пекина. В Петербурге тогда не знали, что именно это здание построили в Китае как парковый павильон, изображающий европейский город.
Завершение строительства
Всего было построено 10 домиков, здание обсерватории возвели не полностью. Галереи, ворота и пагоду построить не успели. Роль смотровой вышки выполнил Большой каприз, позволяя любоваться прекрасным видом царскосельских парков. А Малый каприз стал служить воротами в Китайскую деревню. Использовались для жилья первоначально только 4 домика, но и из них вскоре съехали обитатели из-за крайней сырости. Для обсушения пришлось строить каменные подземные трубы под полами. Изначально стены домиков были облицованы красносельской фаянсовой плиткой, но она потрескалась от мороза, после здания оштукатурили и раскрасили по китайским мотивам. Крыши домиков были «по-китайски» изогнуты и украшены изображениями драконов. А сверху на каждой сидело фантастическое животное.
История китайской деревни в 19 веке
В 1817—1822 гг. В. Стасов произвел перестройку домиков, объединив их и приспособив под жилые квартир, при домиках были созданы миниатюрные садики. Но китайский стиль был разрушен, и вычурный декор деревни был утрачен. В 19 веке домики использовались в качестве гостевых апартаментов. Каждый из них был полностью меблирован и снабжен всей необходимой для проживания утварью. Часто и подолгу в деревне со всей семьей жил известный историк Н. М. Карамзин.
Современное время
Датская компания «ТК Девелопмент Пушкин» за свой счет полностью восстановила Китайскую деревню в обмен на право ее аренды на 49 лет и право использовать под гостиничный комплекс. Сейчас там 28 апартаментов, в которых может пожить каждый желающий.
Китайская деревня
За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах.
Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями. На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить.
В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
Во что китайский туристический бизнес превратил Царское село
Понедельник — самый страшный день для Екатерининского дворца. В Эрмитаже и Петродворце — выходной, так что все китайские группы едут именно в Царское село, смотреть Янтарную комнату. У китайских туристов существует прямо-таки культ янтаря: они верят в его невероятные целебные свойства и специально для них в Петербурге работают «янтарные» магазины с заоблачными ценниками. Поэтому группы готовы часами ждать в очереди, лишь бы на несколько минут оказаться в уникальном янтарном интерьере. Чтобы скрасить ожидание, им предложат складные стульчики, еду и напитки прямо в очередь. Регламентом ГМЗ «Царское село» такой сервис не предусмотрен, и китайские «предприниматели» решили взять дело в свои руки.
Популярность Екатерининского дворца постепенно становится его проклятьем. В 2018 году его посетило 3,9 млн человек. С каждым годом желающих все больше. С мая по октябрь попасть сюда без очереди невозможно. Дворец построен по принципу анфилад: снаружи он кажется большим, а внутри очень узкий. Три года назад музей сделал научно выверенный расчет максимального числа людей, которые одновременно могут находиться в Екатерининском дворце. Получилось не более 950 человек, включая сотню сотрудников музея. Если эту цифру превысить, могут пострадать интерьеры дворца, а людей в случае экстренной ситуации не получится безопасно эвакуировать.
Официально Екатерининский дворец открывается для посещения в 10 утра. Для туристических групп предусмотрен отдельный вход со стороны плаца, для индивидуальных посетителей — из Екатерининского парка.
Во дворец посетителей впускают строго дозированными группами, выдерживая временные интервалы. Предусмотрено два маршрута — полный и сокращённый, очередь на сокращённый меньше. На первый маршрут пускают каждые 15 минут 100 человек. На второй – каждые 15 минут не более 25 человек. Янтарная комната включена в оба маршрута. Все — дабы облегчить жизнь желающим увидеть чудо.
На практике же получается следующее. Китайских туристов высаживают из автобуса на Средней улице. Все начинается в 8 утра, надо успеть занять место в очереди пораньше. Но вместо того, чтобы свернуть направо, на плац, их китайские «гиды» уверенно двигаются к входу в Екатерининский парк. Опознать «гида» не сложно. Это молодой человек, реже — девушка, на шее — массивный кусок янтаря на верёвочке, на запястьях — янтарные браслеты «шариками». Стоимость таких украшений в сувенирных магазинах, рассчитанных на китайцев, составляет от 100 до 500 тысяч рублей, это основа ассортимента. И носит их «гид», чтобы стимулировать в своих подопечных зависть и желание купить такие же.
Группы идут потоком. У Лицейского сада их атакуют «живые статуи» – два нагловатых парня, наряженных Серебряным Пушкиным и Бронзовым Пиратом. Лицо Пирата почему-то выкрашено ярко-жёлтой краской, нарушающей гармонию и без того нелепого образа, но это не мешает парням виснуть на туристах, а потом требовать деньги за фото.
Но самое интересно начнется в парке.
Самый страшный день
Хочешь увидеть Янтарную комнату — готовься к очередям. Без очереди можно попасть разве что в парк — у касс и турникетов, как правило, свободно. К Екатерининскому дворцу просто так не подойти: надо преодолеть длинный коридор из металлических заборчиков. Вход в коридор открывают ровно в полдень. А пока очередь копится за его пределами. В газон воткнута табличка с мотивирующей надписью: «Время ожидания более 4 часов». Очередь, состоящая преимущественно из китайцев, тянется мимо этой таблички и ныряет в Сиреневую аллею, растягиваясь на сотни метров. Люди ждут так давно, что уже успели обжиться. Китайцы сидят группами на крошечных складных стульчиках, закрывшись от солнца зонтиками. Вдоль очереди идёт молодой человек азиатской внешности с большой синей сумкой из «Икеи». Остановившись у одной из групп, он выгружает палету с бутылками воды и большой мешок с упаковками печенья.
Расценки божеские. Аренда стульчика 50 рублей в час, за поллитра воды — 50 рублей, печенье — 50 рублей, вода плюс печенье — с 10% скидкой. Особо капризным могут принести пирожное за 150 рублей и дождевик за сотню. Курьеры с синими сумками к деньгам не прикасаются — все расчеты производятся по безналу, в парк заносят уже оплаченные заказы. Сумок так много, что их приходится возить на хозяйственных тележках.
Ждут сидя только китайские туристы, россиянам стульчик не дадут ни за 50, ни за 150 рублей, если они не знают как и кому заплатить. Впрочем, некоторые сидения пустуют — часть группы уходит гулять по парку. Добрые китайские старушки иногда разрешают менее везучим русским туристам посидеть, пока их нет.
В очереди на сокращённый маршрут — тоже китайские группы. Но там народу, действительно, меньше.
ГМЗ «Царское село», пытаясь решить проблему очередей во дворец, с 25 июля ввел продажу электронных билетов для индивидуальных посетителей только по паспортным данным и не чаще раза в месяц. Но чисто технически китайским турлидерам это никак не помешает. Просто если раньше они могли купить билеты на группу заранее, то теперь всей очереди придется ждать, пока каждый китаец отоварится в кассе во дворце.
Наступает полдень. Очередь оживает и уплотняется. «Курьеры» бегают вдоль нее, собирая у турлидеров стопки складных стульчиков. Стульчики отправляются в синие сумки, сумки — крепятся на тележку. На глазах корреспондента китаянка подкатила такую тележку к выходу на Садовую улицу, охранник парка открыл воротца, нагруженную тележку принял снаружи соплеменник женщины, а ей тут же передал такую же, только пустую.
Корреспондент одной из новостных компаний попытался договориться с одной из китайских предпринимательниц насчёт стульчика. Та сначала запротестовала и даже попыталась вырвать телефон, чтобы её не снимали, но потом уточнила: «Ты — гид?». И объяснила, как оформить заказ: достаточно позвонить человеку по имени Ва и через час стульчики принесут. Минимальная партия — 10 штук.
Китайская индустрия в Пушкине, или, как его называют китайские туристы, «городе Пу», коснулась не только Екатерининского парка. В городе есть как минимум два ресторана, которые обслуживают только китайские туристические группы. В торговом центре на Оранжерейной, 58 на крыльце нет вывески, но в обеденное время сюда подъезжают туристические автобусы. На первом этаже торгуют шоколадными конфетами и кедровыми орешками, цены указаны в рублях и юанях. На втором — зал с накрытыми столами. Но девушка-китаянка за стойкой говорит, что здесь обслуживают только туристические группы. На стене висит объявление: «Ресторан временно закрыт по техническим причинам» – и номер телефона, по которому на эту тему можно поговорить. А в зале вовсю подают и едят.
Второй таинственный ресторан работает на Московской, 55. Вывески нет, китайских туристов привозит автобус и они вереницей заходят в неприметную дверь с торца здания. Здание, кстати, не простое — это особняк купца Кокарева, в августе прошлого года распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Снаружи видны следы неумелой, на взгляд со стороны, реставрации фасада. Внутри оборудованы два зала со столами и помещение с рукомойниками. Официант в фартуке, позаимствованном в известном американском фастфуде, выпроваживает случайных посетителей на улицу — здесь кормят только китайцев. Постороннему еду не подадут ни за какие деньги — кассы в таких ресторанах не предусмотрены, китайские турфирмы расплачиваются за свои группы по безналу.
Для разгорячённых посещением Янтарной комнаты китайцев в Пушкине предусмотрен и огромный магазин янтаря. Средняя цена янтарного кулона — 70-80 тысяч рублей. Но есть экспонаты, которые стоят в десятки раз больше. Чтобы с улицы не заходили посторонние, и тут на двери висит объявление: «Зал закрыт на реконструкцию». Однако внутри — идеальный порядок и комфортная для янтаря температура, в витринах лежат украшения, а девушки-консультанты внимательны и приятны.
В музее проблему не отрицают — и рассказали, как безуспешно пытались с ней бороться:
В данный момент ситуация такова. Очередь на первый маршрут (ее занимают с 7-7.30) примерно с 10.30 до 16.00 составляет от 1100 до 1300 человек. Протяженность – 300 метров, – рассказали в пресс-службе ГМЗ «Царское село». – Порядок в ней контролируют 7-8 сотрудников службы безопасности. То есть на каждого сотрудника приходится примерно по 150 посетителей. Аналогичная ситуация на втором маршруте. То есть всего за порядком в очереди следят 15-16 сотрудников.
Запретить проход на территорию парка со стульчиками, едой и водой нет законных оснований. Фактов передачи денег на территории музея нет, а значит, нет фактов незаконной торговли на музейной территории. А есть и пить на территории музея не запрещено. Как не запрещен вход на территорию с сумками, в которых находятся маленькие складные стульчики, еда и питье. Скорее всего, денежные расчеты происходят при входе в парк, на Садовой улице в районе Лицейской арки.
Летом прошлого года, когда возникла ситуация со стульчиками и т.п., музей обратился с официальными письмами по этому поводу в администрацию Пушкинского района и ОМВД по Пушкинскому району. Был получен ответ, где указано, что «граждане, занимающиеся незаконной торговлей, не обнаружены. Нарушения общественного порядка не выявлено». А регламентировать очереди по национальным, возрастным, социальным признакам музей считает некорректным.
Юридических рычагов, чтобы выпроводить туристические группы из очереди для индивидуальных посетителей, у музея тоже нет. Количество продаваемых билетов не лимитировано, доказать, что два десятка китайцев — туристическая группа, а не друзья на выезде, не получится. В случае опасности гиды тут же опускают флажок и говорят: «Мы – индивидуальные посетители». «К сожалению, музей не имеет законных оснований для отказа им в обслуживании», – говорят в пресс-службе.
В среднем китайский турпоток в Россию растет на 20% ежегодно. В 2016 году Россия вообще стала популярнее Таиланда, а он всегда был одним из самых дешевых направлений для китайских туристов. Спустя год Москва и Петербург были признаны самыми посещаемыми китайцами городами мира. В первом полугодии 2017 года по официальным данным Северную столицу посетило около 500 тыс. гостей из КНР, что на 67% больше, чем за тот же период 2016 года. Как говорят участники рынка, причина – демпинговые цены на путевки.
Гости шокируют петербуржцев особенностями своего «бытового поведения», а китайские гиды во время экскурсий рассказывают своим соотечественникам полную ерунду.
Но главная проблема с китайскими туристами в том, что их поток растет, но не приносит в казну денег, так как прибыль оседает в карманах китайской туристической мафии.
Ассоциация гидов-переводчиков жаловалась в петербургское управление ФАС на «трансграничный этнический картель», который объединяет гостиницы, рестораны, автобусные перевозки и сувенирные магазины. Отельеры, недовольные поведением китайских туристических групп, даже вводили «заградительные тарифы», чтобы те не бронировали у них номера. Попытки урегулировать ситуацию на государственном уровне не вызывали у профессионального туристического сообщества ничего, кроме раздражения и тревоги. Смольный в 2018 году пообещал победить теневой китайский бизнес в Петербурге с помощью платежной системы AliPay, однако это ситуацию не изменило.
«В том, что происходит сейчас в Пушкине, как в капле воды отражается сущность китайского въездного туризма в России, – говорит Елена Захарова, гид-переводчик, работающий с китайским языком. – По данным Ростуризма и ассоциации «Мир без границ» въездной поток из КНР уже превысил 700 тысяч человек в год и уверенно стремится к миллиону. Жаль только, что искомый миллион китайских туристов работает не на экономику России, не на ее инфраструктуру и турбизнес, не на создание рабочих мест для россиян. Российские компании и специалисты почти полностью отстранены от обслуживания китайских туристов – весь китайский турпоток в РФ сегодня принимают и обслуживают. граждане КНР и китайские полулегальные «турфирмы», беспрепятственно действующие в Москве, Петербурге, других городах.
Конкуренция между этими фирмами идёт не по линии качества услуг, наполнения туров, создания новых маршрутов. Китайцы конкурируют между собой исключительно в ценовом поле, продавая туры уже ниже себестоимости, по демпинговым ценам, в результате чего Россия который год остаётся самым дешевым заграничным направлением на китайском туррынке. Недельный тур по маршруту Москва-Петербург до середины мая продавался в Китае за 2.500 юаней (порядка 400 долларов, включая авиабилет), летом цены на групповые туры начинаются от 6.000 юаней (около 1000 долларов).
Прибыль китайских турфирм по обе стороны границы формируется за счет доходов от продажи дополнительных экскурсий (Кремль, Пушкин, Большой Дворец в Петергофе – ничего этого в программах туров нет), комиссий с продаж янтаря в туристических магазинах и «налога» с каждого туриста в группе, который платят своим фирмам и турлидер, и «местный гид», каковыми для китайских групп в России безнаказанно работают китайцы. Российские гиды от представления своей страны туристам из КНР на данный момент отстранения повсеместно».
Пушкин посещают несколько тысяч китайцев ежедневно — и, как отмечает Елена Захарова, для 99 процентов китайских туристов это «допэкскурсия», за которую с них собирают от 700 юаней наличными (примерно 7000 рублей по среднегодовому курсу). Из этих 7.000 рублей России достается не более 1000 — именно столько стоит в кассе музея билет в Екатерининский Дворец для иностранца. Основная же часть денег, отданных туристами за экскурсию в Пушкин, оседает в карманах обслуживающих их китайских граждан и вывозится обратно в Китай.
Да, пять часов под зонтиком на стульях – за свои же кровные сто евро. И не из любви к искусству или глубокого интереса к российской истории. Но лишь для того, чтобы – увидев Янтарную комнату – быть отвезённым за покупками в янтарный магазин.
Елена Захарова
Китайская деревня
Китайская деревня у Подкапризовой дороги Denis larisa
Музей-заповедник «Царское Село» в г. Пушкине — уникальное место, о каждом уголке которого можно рассказывать бесконечно долго. Человека, который впервые приезжает сюда, наверняка впечатлит богатство фасада Большого Екатерининского и Александровского дворцов, восхитит колоннада Камероновой галереи. Правда, через несколько часов прогулки впечатления станут более предсказуемыми — к хорошему привыкаешь очень быстро. Но все же спустя некоторое время удивление возвращается. Еще бы, ведь мало кто ожидает увидеть уголок Китая в месте, которое по определению должно быть самым русским в России.
Расположение Китайской деревни в сердце Александровского парка нелогично только на первый взгляд. Все проясняется, если узнать о времени ее строительства: 1780-е гг. Именно тогда переживал расцвет стиль шинуазри, или, в буквальном переводе, «китайщина». По всей Европе строили китайские пагоды, интерьеры дворцов оформлялись стилизованными под восточный стиль картинами, а фарфоровая посуда вытесняла серебряную. Китайские уголки украсили английские сады Кью, шведские парки в Дроттнингхольме и немецкие в Вильгельмсхее.
Екатерина Великая не могла позволить себе отстать от увлечений западноевропейских коллег. Императрица приказала архитектору Чарлзу Камерону подготовить проект комплекса сооружений в китайском стиле (18 стилизованных жилых домов и куполообразная обсерватория). За основу была взята старинная голландская гравюра из личной коллекции Екатерины.
В 1817-1822 гг. комплекс обрел вторую жизнь, когда после ремонта и перепланировки в домах были устроены квартиры. Здание обсерватории украшено характерным восточным куполом. Весь 19 век домики Китайской деревни использовались в качестве апартаментов для интеллигенции и богатых петербуржцев. Возле входа в каждый из них был разбит миниатюрный сад. Внутреннее убранство домиков включало в себя все самое необходимое: кровать, комод, письменный стол, самовар, посуду.
Во время Великой Отечественной войны Китайская деревня, как и другие памятники архитектуры Ленинграда и окрестностей, серьезно пострадала. Восстановление комплекса шло очень медленно. Здесь устроили коммунальные квартиры, которые спустя некоторое время трансформировались в номера турбазы. 90-е гг. Китайская деревня встретила в печальном полуразрушенном состоянии. Полноценное восстановление началось только в 1996 г., когда датская компания в обмен на выполнение ремонта в домиках получила право в течение 49 лет сдавать их в аренду. Таким образом, Китайская деревня сегодня — это фешенебельный жилой комплекс для дипломатов и бизнесменов.
Практическая информация
Китайская деревня расположена в Александровском парке, который входит в состав музея-заповедника «Царское село».
Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.




















