кладбище аморальное что значит
Аммональный
Дополнительный поиск Аммональный
На нашем сайте Вы найдете значение «Аммональный» в словаре Словарь синонимов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аммональный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «А». Общая длина 11 символа
Угадайте следующее слово, по смыслу схожее с нижеприведенными
Введите следующее слово: 7 букв
Добрый день, меня зовут Ирина. Нас заинтересовал Ваш сайт. Мы хотели бы с вами поработать на взаимовыгодных условиях. К примеру мы бы хотели разместить статью или новость на вашем сайте про наш сайт. Скажите это возможно? Какие еще варианты у вас ест..
Поздравляем профессора-сексолога Щеглова Л. М. с присвоением ему звания «попса1 от психологии» за вклад в развитие жанра психологического мыла. Признаки явления: плодовитая, пустопорожняя и назойливая. Отсутствие фамилии в Российском индексе научного..
кладбище аморальное что значит
Аммональный
Дополнительный поиск Аммональный
На нашем сайте Вы найдете значение «Аммональный» в словаре Словарь синонимов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аммональный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «А». Общая длина 11 символа
Угадайте следующее слово, по смыслу схожее с нижеприведенными
Введите следующее слово: 7 букв
Добрый день, меня зовут Ирина. Нас заинтересовал Ваш сайт. Мы хотели бы с вами поработать на взаимовыгодных условиях. К примеру мы бы хотели разместить статью или новость на вашем сайте про наш сайт. Скажите это возможно? Какие еще варианты у вас ест..
Поздравляем профессора-сексолога Щеглова Л. М. с присвоением ему звания «попса1 от психологии» за вклад в развитие жанра психологического мыла. Признаки явления: плодовитая, пустопорожняя и назойливая. Отсутствие фамилии в Российском индексе научного..
Приметы, связанные с кладбищем и причины их появления
Место захоронения привлекает сильную энергетику мира мертвых, влияет на душевное состояние живых. Сложились поверья, мистические приметы на кладбище, которых стоит придерживаться. Это поможет не потревожить усопших, не навлечь беду на свой дом.
Стоит ли верить суевериям о кладбище
Церковь относит суеверия к проделкам злого духа, противоречащим Священному Писанию. Религия причисляет приметы к язычеству, отождествляет с колдовством, мистикой. Люди заручаются поддержкой нечистого. Опасно учить детей придерживаться поверий – это вселяет страх, делает ребенка уязвимым на кладбище. Малыши обладают слабой энергетикой, легко подвергаются демоническому воздействию.
Астрологи, эзотерики советуют прислушиваться, но не поддаваться влиянию кладбищенских примет. Человек определяет судьбу своими действиями. Если слепо довериться суевериям, возникает опасность призвать беду, горе.
Ели человек верит в потусторонние знаки, его подсознание начинает воспринимать мистическое за действительность. Это привлекает плохое, отторгает добро.
Приметы связанные с кладбищем
Суеверия бытуют во всех сферах человеческой деятельности. Множество поверий возникает из похоронных обрядов. Переход души в иной мир люди наделяют мистицизмом.
В народе существуют приметы на похоронах и на кладбище, которые соблюдают, чтобы уберечься от проблем, негатива с места захоронения.
Знание поверий служит проявлением уважения к усопшим. Действия помогают не потревожить покой умерших на кладбище.
Животные
Встретить их у погоста – недобрый знак, стоит избегать контакта. В приметах многих народов животных причисляли к хранителям усопших душ:
Почему нельзя оборачиваться
Если возникает неведомый зов посмотреть назад, нужно игнорировать его. Прочитайте молитву, сходите в церковь, закажите поминальный молебен.
На могиле выросли грибы
Упасть на кладбище
Чтобы отвратить беду, отправьтесь после кладбища в церковь, умойтесь святой водой. Поставьте свечу за здравие, помолитесь.
Проваливаться в яму, подготовленную для погребения — примета, означающая опасность для жизни.
Другие
Существуют запреты, поверья, связанные с погостом, кладбищем. Их выполнение поможет обезопасить дом, семью от опасности, бед:
Соблюдение запретов, народных примет – выбор индивидуальный. Не стоит пренебрегать уважительным отношениям к усопшим.
Как не навлечь на себя беду на кладбище
При посещении могилы придерживаются правил:
Человек склонен верить в необъяснимое. Место упокоения порождает мистические верования, волнует воображение. Приметы, связанные с посещением кладбища, служат способом уберечь себя от негативных влияний, выражают уважение к покойным.
Кладбищенские будни сторожа. Медотходов.
Привет всем, болезнь отступила, впрочем, как и отпуск… Времени стало меньше, поэтому посты будут не так часто, как хотелось бы мне и вам.
По традиции попробую ответить на самые нелепые комментарии:
1. Памятники на свежие могилы не ставят.
Еще как ставят. Во-первых, как все мы знаем, процесс захоронения стоит немалых денег. Есть семьи, в которых деньги собираются впритык, поэтому, чтобы не профукать набранную сумму, заказывают сразу все, в том числе и установку памятника. Второй вариант: всякие хитрости и козни ритуальных компаний, которые вам расскажут, что художник сегодня последний день, что сегодня скидка на установку, что Луна в Марсе, что голуби над зоной, что в кармане пачка сигарет, что Хабиб ПИЧИНЬЙОН. В общем, всё что угодно, лишь бы содрать с вас побольше и побыстрее.
2. Гонения бомжей на кладбище (слава богу, цыган не было у нас).
Одно дело если эти голодранцы действительно поминали бы усопших, другое дело, когда они перепьют и засыпают там же на могиле, переворачивая своей бренной тушей цветы, саму могилу, памятники роняют, а еще хуже, когда и гадят, и оставляют различного типа биологические жидкости на могиле. Даже сношаться умудрялись на могиле…
Медотходы
Вернемся в то время, когда я только начинал свой недолгий, но интересный путь кладбищенского сторожа. Приехав на работу, сварив себе кофейку (у нас была какая-то китайская капельная кофеварка), я пошел узнать, что у нас по нарядам, чтобы прикинуть, где можно будет подзаработать. Пришел к директору, там шабаш из штатных землекопов, установщиков и заливщиков. Подходит ко мне один из ветеранов копки неблагоустроенных ям по имени Василий и с улыбкой спрашивает, брезгливый я или нет. Ну, как же я мог сказать, что брезгливый? В общем, поинтересовавшись, на кой ему такая информация, я выяснил, что сегодня привозят медотходы, а его напарник утОпал на больничный, поэтому ему не с кем это все дело прикапывать. Ну, и типа взял меня на «слабо», что вот, мол, друг мой заблевал всё, когда первый раз ходил, и что я такой же буду. И ведь я же дурак — повелся. Пяткой в грудь себя ударив, я сказал, что не такой. В общем, согласился, мы собрались и пошли встречать таблетку.
По дороге мой новый наставник объяснил мне, что это такое и в каком виде это приходит. Что ни в коем случае не нужно размахивать пакетами полных человеческий конечностей, глаз, кусков кожи и прочей мерзкой дряни. Встретив таблетку, мы взялись таскать пакеты с мясом в специальную комнату, где были подготовлены ящики наподобие гробов, только полностью прямоугольные и необшитые. Накидав по пять пакетов в ящик, мы заколачивали его и убирали в сторону. На третьем ящике мой новоиспеченный напарник как бы невзначай зацепил пакет об ящик и дернул, все содержимое вывалилось на пол. Прежде чем запах ударил в нос, я успел разглядеть серого цвета кисть, такую же ступню и что-то, похожее на тряпку. Как выяснилось, это был кусок кожи. Этот мерзкий хрен, порвавший пакет, воспользовался моим состоянием дикого ахуя, начал поднимать панику, что нам конец, что это никто не должен увидеть, что срочно нужно брать новый пакет и все убирать в него. Я в панике начинаю истерично пытаться оторвать пакет от рулона, раскрываю его и начинаю закидывать в него руки, ноги, куски кожи, какое-то бесформенное вонючее мясо и всё, что там выпало. Поднимаю голову, а это тело тупо стоит и ржёт, это у него вроде шутка такая была. Послав его лесом, я вывалил все на пол, развернулся и ушел, предварительно послав его в пешее путешествие с предложением самому теперь это все собирать. Мою реакцию коллега не оценил, стал извиняться и говорить, что это всего лишь шутка и все такое, что еще больше меня выбесило. Я вышел на улицу, закурил и понял, что горло мое онемело, скулы свело и что сейчас будет фонтан из продуктов, употребленных мной на завтрак. Я что есть сил кинулся бежать к забору, чтобы в кустах можно было спокойно произвести сей акт извержения еды. Знатно прочистившись, я вернулся к домику, снова закурил.
Вася же, скот, закончив уборку и заколачивание ящиков, вышел на улицу, где у нас с ним состоялся разговор по поводу того, что за такие шутки можно и лопатой по морде получить. Поняв, что пережестил, Василий решил извиниться, он сказал, что я и вправду не брезгливый. Хотя я никак не могу объяснить столь запоздалую реакцию, может быть, это было шоковое состояние, ведь не каждый день ты видишь конечности разных людей отдельно от хозяев. К тому же даже на труппы, которые лежали в гробах, была реакция сперва какая-то непонятная, жутко становилось, ведь совсем недавно этот человек был живой, а сейчас не очень. Но, как я и говорил, буквально через неделю, на все трупы смотришь уже как на обычные вещи — ну, помер, так помер.
Для людей, не читавших мои предыдущие посты, поясню, что в городе Иркутске нет крематория, и, согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», медицинские отходы класса А, Б и В, кроме патологоанатомических и органических операционных отходов класса Б, подлежат захоронению.
Как правило, все личности, покинувшие наш бренный мир и не опознанные родственниками и не идентифицированные всякими там структурами, являются постоянными клиентами данного кладбищенского участка.
Хоронят их в обычном деревянном ящике, таком же, как и при захоронении медотходов, вместо памятника ставится труба с табличкой, на которой стоят данные: когда найден, когда погиб и какой-то там номер, если честно, не помню, что это за номер. Для таких захоронений ямы готовятся сильно заранее. И есть определенный план на месяц. Не буду врать, сколько могил в ежемесячном плане, так как не помню. Это чуть ли не самый чистый и ровный участок на всем кладбище, могилы копаются строго по линии, получаются строгие ровные ряды с ямами и могилами, короче, рай для перфекциониста, но своеобразный такой рай, жуткий, с трупами и ямами))
Родственники проводят опознание по фотографиям то ли в морге, то ли в отделении полиции. Опознание проходит по фотографиям, где высматривают татуировки, шрамы и прочие особые приметы. Периодически они появляются с товарищами полицейскими и ищут нужный номер могилы. Сначала я думал, что нужна эксгумация, чтобы перезахоронить своего родственника, где надо и как надо, но нет. Родня предпочитает поставить памятник и оградку прямо на эту могилу. Вот так в раю перфекциониста появляются вполне себе обычные могилы, которые нарушают общую картину. Хотя случаи эксгумации случаются, но крайне редко.
Дополнительный заработок на кладбище
Тренды похоронной индустрии: стать деревом или чат-ботом после смерти
Мемориальные парки вместо кладбищ
Идея выращивать мемориальный парк или сад из урн с прахом вместо традиционных кладбищ из крестов и оград имеет много приверженцев, например, в Великобритании. Кладбища приобретут новый облик. Всякий раз, когда цветы или дерево расцветают, вы будете вспоминать умершего. Это простой и красивый способ сохранить воспоминания. Дизайн мемориальных садов зависит от климата и личных предпочтений — от аллеи роз до парковых дубовых аллей со статуями ангелов и водопадами.
Переработка тела
Один из главных трендов в переработке тел — это экоопции, которые помогают снизить воздействие кремации и захоронений на окружающую среду.
Криогенное замораживание (лиофилизация) — за прошедшее десятилетие два проекта утверждали, что могут кристаллизировать тела жидким азотом с последующим распадом останков на частицы. В итоге обе компании — Promessa Organic (Швеция) и EcoLegacy (Ирландия) — были со скандалом закрыты, а против руководства EcoLegacy возбуждено уголовное дело за растраты.
Экопогребение
Экопогребение — это ускорение нетоксичного разложения. Тренды устойчивого развития проникают в нашу жизнь не только в виде раздельного сбора мусора и отказа от пластика, но все чаще за этим следует продвижение понятия «экосмерти».
«Наши клиенты находятся в 47 странах на 5 континентах. За время пандемии мы наблюдали, что характер ритуалов изменился. Отсутствие традиционного финального прощания мешает скорбящей семье почувствовать, что они не одиноки в своем горе. Мы наблюдали больше семей, чем обычно, которые разделяли прах умершего и давали часть каждому члену семьи или близкому другу. Затем каждый человек сажал свое собственное мемориальное дерево.
Популярность мемориальных парков начала расти в последние пару лет, но часть стран остаются довольно религиозными, поэтому кладбище — по-прежнему популярное решение. Но люди начинают осознавать тот факт, что они могут сделать устойчивый выбор после смерти. Эта тенденция, вероятно, будет продолжать расти, и кремация станет более популярной — люди могут сосредоточиться на своем собственном личном ритуале, а не на том, что диктует общество», — рассказал РБК Тренды Джеральд Молине (Gerard Moliné), основатель компании Bios Urn.
Цифровизация похорон и воспоминаний
Похоронные компании помогают персонализировать церемонию в соответствии с пожеланиями родственников.
Прямая трансляция похорон получила особую популярность во время периода пандемии COVID-19. Церемонию можно транслировать в прямом эфире в интернете. Наиболее популярные площадки — IBM Watson Media, Vimeo Livestream, YouTube. Также можно дистанционно выступить с речью на церемонии на платформах типа Zoom, Whereby и Google Meet.
Топ-7 самых популярных онлайн-мемориалов в мире:
Пример бесплатного профиля в мемориале InMemori. Вы просто отправляете ссылку тем, кого хотите пригласить на похороны — на странице можно написать трибьют, есть расписание и карта, как проехать на погребальную церемонию, а также вы можете отправить пожертвование в фонд, посвященный заболеванию, от которого страдал умерший.
Чат-боты. Еще в 2017 году программист Джеймс Влахос продемонстрировал чат-бот, который он успешно натренировал при помощи машинного обучения на записях разговоров со своим умирающим отцом и софта голосового распознавания компании Pullstring (сейчас принадлежит Apple). Благодаря голосовому чат-боту вы можете «поговорить» с вашим любимым человеком или, например, спросить у него совет. Ответ будет сгенерирован алгоритмом на основании предыдущих записей разговоров с умершим.
Цифровизация похоронных услуг
Практически у всех крупных крематориев и ритуальных агентств есть свои сайты и онлайн-магазины. В России также есть маркетплейс ритуальных услуг «Честный Агент» с собственным мобильным приложением для ритуальных агентств, который объединяет 50% похоронных директоров, ритуальных агентов, поставщиков услуг Москвы и Московской области. Оно помогает им организовать захоронение или забронировать кремацию на выбранный день и время.
«Заметный тренд — все больше людей идут в интернет за помощью в организации похорон. Также уже много лет растет доля кремаций в России. Как и во всем мире она происходит, с одной стороны, за счет снижения доли верующих, а с другой — из-за своей экономичности. За время пандемии мы провели достаточно много стримов церемоний прощания, но действительно массовым этот продукт не назовешь. Инновационный спрос в России развивается вместе со взрослением похоронной индустрии и новой культуры смерти. Особенность отечественного рынка заключается в том, что россияне в большинстве своем консервативны. Единственный выход — постепенно формировать новую культуру окончания жизни через эстетичные образы и развитие организации похорон. Культура неизбежно изменит и спрос», — рассказывает Павел Сосновый, директор по развитию АО «Честный Агент».
У крупнейшего игрока рынка ритуальных услуг ГБУ «Ритуал» есть мобильное приложение для граждан — «Специализированные службы», где кроме экстренного вызова полиции и скорой помощи вам ненавязчиво предложат платные услуги — вызвать и ритуального агента.
Футуристические проекты
Кроме закрывшихся проектов лиофилизации еще есть две интересные идеи, которые пока не получили практической реализации, но, возможно, именно такие экопродукты станут массовыми в ближайшее десятилетие.
Кладбище аморальное что значит
Кладбище (погост, некрополь, могильник; попово гумно, место вечного упокоения) — место погребения усопших, с которым связаны поверья о пребывании душ умерших и демонов; «святое» место, где соблюдается известный ритуальный этикет, совершаются поминальные обряды.
Происхождение названия
Место расположения кладбища
Место расположения кладбища — недалеко от села, возле церкви, у дороги, в лесу, за водным рубежом, у балк. славян — также на холмах (реже в низине), на границе принадлежащих селу полей (болг.). На кладбище сажают плодовые деревья (балк.слав.): черешню, сливу, а также грецкий орех (ц.Серб.) или, наоборот, деревья, не дающие плодов — вербу, ель и др. (лол.), чтобы душа могла найти себе убежище в дереве (серб.). У болгар почти на всех кладбищах — огромные дубы, не подлежащие рубке. У юж. славян, словаков в центре кладбища часто находится большой каменный столб или каменный крест (с.в.болг. оброчен кръст); у вост. славян — общий деревянный крест.
Захоронения вне кладбища
Вне сакрального пространства кладбища хоронили самоубийц, утопленников, некрещеных детей, иноверцев: за оградой кладбища (о.слав.) или в углу кладбища (полес.), под оградой внутри кладбища (где якобы кончается «святое» место), т. е. на «неосвященной» земле (пол. Хелм, Замостье, Скерневице), которую иногда специально оставляли на кладбище для самоубийц (пол. Тарнов), в противном случае в селе ожидался град, засуха, мор, болезни и др. бедствия (о.слав.).
Иногда не хоронили на кладбище и человека, убитого молнией, считая его большим грешником (в.слав., болг., с.пол.). На Рус. Севере «возле огороды» кладбища хоронили преступников, поскольку их «душа оддана черту», и они не могли быть погребены вместе с праведными (Каргополье). В Полесье и Болгарии вне кладбища хоронили также людей, занимавшихся магией, колдунов. По чешским поверьям, погребенный вне кладбища становится демоном, упырем.
Обряды и поверья
Первый похороненный на новом кладбище покойник считается родоначальником всей кладбищенской общины «предков». В Полесье полагают, что не следует хоронить на новом кладбище или в новой части кладбища первого в семье покойника, потому что вся его семья умрет; в этом случае хоронят кого-нибудь чужого. Сербы также опасались первыми хоронить своих близких, полагая, что это повлечет гибель всего семейства.
На кладбище лошадь, которая привезла покойного, перепрягают, при этом ее сначала обводят по ходу солнца вокруг саней или телеги (в.слав.). Употребленные на похоронах сани, носилки оставляют на некоторое время на кладбище.
Строго соблюдается общий этикет поведения на кладбище. При встрече на кладбище нельзя говорить «Добрый день» (полес.), «До свидания» (говорят: «Прощайте»), чтобы в дальнейшем на кладбище не встречаться (рус.). На Рус. Севере люди, идущие мимо кладбища, где похоронены их родственники, останавливаются и трижды кланяются. Черногорцы, проходя рядом с кладбищем, развязывали пояс и волокли его по земле. Около кладбища нельзя петь песни; мимо кладбища не следует ехать, а надо пройти пешком новобрачным, а также возвращающимся с крестин куме с ребенком (полес.). Тяжелым преступлением считается осквернение кладбища, могил предков (о.слав.), ср. названия кладбища — рус. божья нива. Старые кладбища нельзя перепахивать, как нельзя сдвигать и надгробные памятники, иначе вымрет семья; выносить что-либо с кладбища (напр., оставленную на крестах одежду); пускать скот на кладбище (серб., черногор.).
Кладбище, как и церковь (святые места), не посещают женщины, имеющие месячные; в случае необходимости участия в похоронах им следует повязать красную ленту или красный платок.
Находящиеся в пределах кладбища растения и деревья считаются принадлежащими покойным (пол., полес., серб., черногор.), поэтому на кладбище запрещается ломать ветки, рвать цветы и даже вдыхать их аромат, чтобы не потерять чувство обоняния (пол., чеш., бел.). В Силезии полагают, что к человеку, понюхавшему или сорвавшему на кладбище цветок, придет ночью покойник. В Бескидах считается, что у сорвавшего цветы с могил на кладбище появятся на теле лишаи и чирьи, и это будет местью покойных. По полес. поверьям, у хозяйки, которая сломает на кладбище зеленую ветку и выметет ею золу из печи, всю ночь в доме и под окном будут бродить покойники. Запрещается рубить деревья на кладбище, так как души покойных не смогут отдыхать в тени деревьев и вкушать их плоды (серб.). Человек, поевший на кладбище фруктов, заболеет водянкой (босн.); у него выпадут зубы (пол.) и т. д.
Кладбище — место пребывания умерших или их душ. Считается, что души живут на кладбище и сохраняют привычки людей при жизни (чеш.). По верованиям болгар и македонцев (Велес), мертвые выходят в полночь из гробов, гуляют по кладбищу и посещают друг друга. В определенные часы (главным образом, в полночь) и праздники (чаще — в поминальные дни) на кладбище можно видеть души мертвых (о.слав.): каждая пребывает на своей могиле, некоторые просят о помощи (пол. Поморье); некрещеный ребенок плачет на кладбище с двенадцати часов ночи (гомел.); голоса покойных на кладбище можно слышать на Троицу, поэтому в этот день на кладбище следует молчать (болг. пловдив.); перед Вознесением на кладбище можно увидеть умерших, плывущих в облаках (брест.), и т. д.
Когда покойника несут на кладбище, его встречают души всех тех, кого он провожал в последний путь: они виснут на гробе, отчего гроб становится неимоверно тяжелым (полес.). По пол. поверьям, душа оставляет тело при входе на кладбище, после чего гроб тяжелеет, причем в Вармии и Мазурах полагают, что душа предыдущего покойного ждет следующего в дверях костела или при входе на кладбище; поляки считают также, что душу умершего можно встретить в воротах кладбища. По чеш. и в.слав. поверьям, душа последнего погребенного стоит сочью в воротах кладбища на страже.
Календарная обрядность
Существуют определенные календарные дни и праздники, когда души умерших покидают кладбище и появляются в селе или в церкви. У зап. славян такие представления связаны с «задушками» (2.ХІ), в канун которых (в полночь) процессия из душ всех умерших движется от кладбища к костелу, где проводит ночь (пол., чеш.). Под утро вся процессия возвращается на кладбище (з.слав.), последняя вернувшаяся душа занимает место стража у ворот кладбища. В некоторых с.слав. регионах поверья о посещении домов душами умерших и их возвращении на кладбище приурочены к вечеру Сочельника. В традиции православных славян поверья о выходе душ умерших с кладбища связываются главным образом с пасхальными праздниками и Троицей: в это время души бродят около кладбища, для них разжигают костры на кладбище или у воды рядом с кладбищем (болг.), см. «Греть покойников». В в.слав. традиции послепасхальная неделя (полес. Проводы) посвящена мертвым, которых поминальными трапезами и раздачей еды на кладбище провожали в эти дни на «тот свет» (см. Фомина неделя). В зап. Белоруссии полагают, что ночью на розгры (после Троицы) можно увидеть, как с кладбища в церковь идут «детки», большие, а за ними — маленькие (брест. столин.)
Посещения кладбища в поминальные дни (см. Задушницы, Деды) и календарные праздники (на Мясопустной неделе, масленице, Фоминой неделе, Троице и др.) по большей части связаны с представлениями о возможности вступления в контакт с мертвыми, ср. бел.полес. выражение при отправлении на Фоминой неделе на кладбище: «Пойдем христосоваться с покойниками». Для душ на кладбище оставляют еду, специально выпеченный хлеб; приносят им одежду в качестве подарка; их приветствуют, как живых; чистят и украшают могилы и т. д. Характерны приглашения мертвых к трапезе, совершаемой на кладбище: бел. «Святые радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць» (вторник Фоминой недели), ср. з.бел. ритуал будить покойника, когда покойника «окликали» и «угощали» обрядовой едой на кладбище на второй или третий день после похорон (см. Будить). В Рязанской губ. поминальную пищу, которую приносили на кладбище на Радуницу (вторник Фоминой недели), будто бы делили живые и мертвые, выходящие «из темницы» и невидимо присутствующие с живыми до захода солнца. В селах Минской губ. полагали, что в присутствии живых мертвые есть не могут, чем объясняли обычай оставлять остатки поминальной пищи на кладбище. У сербов повсеместно раздача поминальной еды на кладбище соседям, односельчанам, нищим называется за душу, «для души, для душ умерших, покойников».
Родильные и свадебные ритуалы
С представлениями о кладбище как месте пребывания умерших («родителей») связаны некоторые семейные (родильные и свадебные) ритуалы. Когда везут крестить новорожденного, то на кладбище оставляют хлеб и соль (гомел., лельчиц.); девушка-сирота перед свадьбой должна прийти на кладбище, чтобы попросить прощения у родителей или «позвать их на свадьбу» (в.слав.); перед свадьбой золовка жениха ходит на кладбище к недаано умершему члену семьи и приносит ему яблоко со словами приглашения на свадьбу (болг.); скончавшимся до свадьбы молодым оставляют на кладбище свадебное знамя (з.болг., ю.в.серб.) и т. д.
Демонические существа и души умерших
Огонь или огоньки, замечаемые в пределах кладбища, считаются знаком душ умерших (ю.слав., полес., укр., пол.). По серб, поверьям, при появлении огоньков или огней не следует ходить на кладбище, так как в это время по кладбищу блуждают души умерших; на такой огонь нельзя смотреть, нначе ослепнешь (Босилеград). Огоньки, появляющиеся на кладбище, заставляют блуждать людей по ночам (пол. Поморье).
Демонические существа, обитающие на кладбище, — это души злых, неправедних людей или некрещеных детей, иноверцев и т. п. Нередко кладбище выступает как место скопления разных демонов, которое предписывается обходить стороной, особенно ночью. Проходя мимо кладбища ночью, следует читать молитвы, креститься (о.слав.), подать голос, «штобы родзицели почули и не пужали».
Обитающие на кладбище дьяволы покидают его и принимают облик любых живых существ, чтобы сбить человека с дороги или завести его на кладбище (балк.слав.); напускают с могил на человека злые чары в виде ветра (пол.); слетаются на кладбище на звук свиста, чтобы вступить в сделку с человеком (полес. брест.) и т. д.
Лечебная магия
На кладбище осуществляются магические действия и ритуалы с целью излечения от болезни или бесплодия, изгнания из села нечисти, а также для приобретения человеком чудесных знаний или нанесения порчи. Особое значение в этих действиях придается земле, песку, растениям с кладбища, найденной кости и др. предметам. У юж. славян на кладбище также исполняются ритуалы разделения «одномесячников» и заключения побратимства.
На кладбище отправляют, изгоняют нечистую силу, болезни, вредных насекомых. В вост. Сербии и зап. Болгарии, изгоняя из села змея, препятствующего выпадению дождя, на кладбище раскладывают огромный костер, вокруг которого танцуют мужчины, сбросив с себя одежду. В окрестностях Неготина (в.серб.) на Страстную среду костер из бурьяна, подожженного сначала в каждом из дворов, раскладывали на кладбище, чтобы избавиться от «вештиц». В Полесье на Ивана Купалу костер иногда разжигали на кладбище. Кроме того, на кладбище часто завершался полесский обряд «проводы русалки»: с ряженой «русалки» девушки срывали венки и бросали их в костер на кладбище или на могилы, вешали на ворота кладбища. На кладбище также отправляли тараканов, блох, привязав к ноге человека, сопровождающего похоронную процессию, таракана или лапоть с насекомыми (в.слав. полес., смолен.).
Изгоняя болезнь, посылают больного лихорадкой ночевать на кладбище (бел.). Если у человека растет «мертвая кость», то, придя на кладбище «на молодом месяце» перед заходом солнца, он должен три раза сказать: «Само пришло, само прошло» (хорв. Пригорье). В Полесье варят в воде песок с кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают на то место, откуда брали. При переедании корову гоняют три раза вокруг села и ведут на кладбище, чтобы она оправилась от болезни (полес.).
Гадания и вредоносная магия
Кладбища инородцев
Известны многочисленные легенды о кладбище, на которых похоронены великаны или инородцы — шведы, турки и др. народы, проживавшие в данной местности (ср. серб. названия кладбища: циновско гробле «кладбище великанов», а также — «греческое», «венгерское», «турецкое» и др. кладбища с сербскими надписями на надгробных камнях). У балк. славян существуют также кладбища, возникшие в результате реальных столкновений обрядовых групп (сватов, ряженых колядующих, «русалий», «джамаларей» и др.), на что указывают и названия таких кладбищ: серб, сватовска, русалийска, коледарска, кральичка, цамаларска гробльа.
Кладбище — до революции захоронение совершалось только в освященной земле, на кладбищах нередко ставились небольшие кладбищенские церкви или часовни для совершения церковного обряда похорон. Захоронение производилось в земле (в могилах) или же в специально выстроенных семейных склепах, где гробы стояли открыто. Склепы и надмогильные камни сопровождались религиозной символикой, либо же на могилах ставились кресты; на камнях зачастую выбивалась краткая эпитафия или жизнеописание покойного. Гробокопательство (эксгумация трупов) запрещалось законом, а осквернение могил преследовалось в уголовном порядке. В исключительных случаях и при строгом соблюдении санитарных норм дозволялась ликвидация древних кладбищ под застройку и пр., с непременным перезахоронением останков.
В целях борьбы с религиозным «дурманом» в первые годы после окт. 1917 г. нередко происходили демонстративные «красные похороны», разумеется, без духовенства и установки крестов на могилах, но с многочисленными речами над могилами, и, по возможности, под звуки оркестра, иногда (а при погребении военнослужащих непременно) — под оружейный салют. Такие похороны героев революции или войны нередко совершались не на кладбищах, а в центре городов и сел; так, на Красной площади Москвы или на Марсовом поле в Петрограде появились небольшие мемориальные кладбища.
Склепы более не строились, а существующие нередко превращались в полузаброшенные или наглухо закрытые хозяйственные постройки. Кресты на могилах практически не ставились, разве только на деревенских кладбищах. Обычным памятником стала небольшая деревянная или жестяная пирамидка, увенчанная пятиконечной звездой. По возможности для сохранения земляной насыпи могилы огораживались небольшой деревянной или металлической оградой. На крупных городских кладбищах имелась администрация и рабочие (могильщики), следившие за порядком на кладбище.
В крупных городах появились престижные кладбища, где захоронения совершались по особому разрешению, которого добивались по блату или за взятки. В 1970–80‐х гг. во многих больших городах, особенно на юге страны, стали возводиться дорогие помпезные памятники со скульптурным изображением покойного; особенно это стало характерно для криминалитета. Но одновременно получил распространение особый кладбищенский вандализм — осквернение могил и разрушение памятников, в т.ч. на национальной или религиозной почве (осквернение могил евреев свастикой и т.п.).











