класс компенсирующего обучения что это

Класс компенсирующего обучения что это

Классы компенсирующего обучения (ККО) – это классы с меньшим количеством учащихся (в среднем 9 – 12 человек), созданные для помощи учащимся с трудностями в обучении и поведении. В таких классах, в связи с малочисленностью, каждому ученику уделяется больше времени, внимания, реализуется в полной мере индивидуальный, дифференцированный подход, личностно-ориентированное обучение. Учащиеся занимаются только в первую смену. Программа в ККО такая же, как и в других классах, но адаптирована с учетом особенностей учеников.

В ККО направляются или переводятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии и противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к школьному обучению или испытывающие затруднения в освоении образовательных программ.

Показания к направлению в ККО:

Решение о направлении в ККО ученика принимает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), куда входят директор, учителя классов компенсирующего обучения, другие опытные учителя, школьная медсестра (врач), педагог-психолог и другие специалисты. Для перевода ребенка в ККО обязательно наличие согласия родителей и заключения ПМПк. Если родителям кажется, что консилиум дал неправильное заключение, можно попробовать обратиться в другую психологическую службу или консультацию.

Для учащихся ККО школы № 38 организовано комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Для каждого учащегося отслеживается уровень и динамика развития его состояния здоровья, эмоционально-личностной сферы, познавательных процессов, социальных контактов, учебных навыков. Учебным планом предусмотрены и проводятся развивающие занятия с психологом, в процессе которых дети учатся взаимодействовать, выражать свои эмоции, в играх и упражнениях развивают внимание, память, мышление, речь, воображение. Программа обучения и развития способствует компенсации недостатков развития всех перечисленных составляющих.

Источник

Классы компенсирующего обучения

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.). «

Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»

Смотреть что такое «Классы компенсирующего обучения» в других словарях:

Классы компенсирующего обучения — см. Задержка психического развития … Педагогический терминологический словарь

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ — (коррекционные классы, классы выравнивания) классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации,… … Педагогический словарь

Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия

Задержка психического развития (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… … Педагогический терминологический словарь

Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… … Википедия

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… … Педагогический терминологический словарь

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь

Слух — способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… … Педагогический терминологический словарь

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Источник

Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении

класс компенсирующего обучения что это

приказом управления образования администрации города Белгорода

Положение о классах компенсирующего обучения

в общеобразовательном учреждении

Класс компенсирующего обучения открывается в общеобразовательном учреждении в соответствии Законом РФ «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

В классы компенсирующего обучения зачисляются дети, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, но характеризуются в силу различных причин социального и биологического свойства дисгармоничным развитием, обуславливающим трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматической ослабленности.

Цель организации классов компенсирующего обучения – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий обучения и воспитания, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе – предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

II. Организация и функционирование классов

Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, материально-техническими условиями. Классы компенсирующего обучения открываются по предложению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения на основании приказа управления образования (директора общеобразовательного учреждения).

Классы компенсирующего обучения создаются для обучающихся на ступени начального общего образования и могут функционировать при необходимости на ступени основного общего образования.

Сроки обучения для освоения программ по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального и основного общего образования.

Отбор и зачисление детей в классы компенсирующего обучения производится на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения.

При отборе детей в классы компенсирующего обучения необходимо руководствоваться Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

Основанием для зачисления в класс компенсирующего обучения является выписка из решения психолого-медико-педагогического консилиума.

Направление в класс компенсирующего обучения осуществляется с согласия родителей (лиц их заменяющих) на основании их заявления.

Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет до 12 человек.

Распорядок дня для обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.

Для класса компенсирующего обучения в начальной школе обязательно проведение необходимых оздоровительных и лечебных мероприятий.

Коррекционную работу с обучающимися в классах компенсирующего обучения проводят учитель-логопед и психолог.

В обязанности учителя-логопеда входит всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание практической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка. Для логопедических занятий выделяются часы, предусмотренные объемом учебного плана.

Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в классы компенсирующего обучения, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает практическую помощь учителям. Для проведения развивающих занятий, в том числе с психологом, выделяются часы в объеме, предусмотренном учебным планом.

Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого-медико-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.

При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на психолого-медико-педагогическую консультацию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.

Методическую помощь педагогам и специалистам, работающим в классах компенсирующего обучения, оказывают методисты научно-методического информационного центра управления образования администрации г. Белгорода.

III. Организация образовательного процесса

в классах компенсирующего обучения

Программы по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

Текущие, этапные и конечные результаты школьной адаптации, продвижение в развитии и личностном росте обучающихся, формировании навыков познавательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

IV. Кадровое, материально-техническое обеспечение

классов компенсирующего обучения

В классах компенсирующего обучения работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.

Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.

Рекомендации по отбору детей

в классы компенсирующего обучения

Основными медицинскими показателями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:

Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;

в) атсено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);

г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.

Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикания, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях. Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений органов слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

в классе компенсирующего обучения

Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей социальной роли – роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации).

Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей «группы риска» на начальном этапе их обучения, интересами познавательными.

Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикулярного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе глаз-рука.

Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей «группы риска» интеллектуальной пассивности, безынициативности).

Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений – общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях; выбирать адекватные средства; удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перципативных (умение вычислять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей, учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).

Источник

Классы компенсирующего обучения

В настоящее время при поступлении в школу около 28% детей имеют хронические заболевания, 45% — фун­кциональные отклонения в физическом и нервно-пси­хическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально неблагополучных и обездоленных семей и со­циальные сироты (имеющие родителей, лишенных ро­дительских прав). Все они, не имея отклонений в разви­тии, на этапе поступления в школу характеризуются низ­ким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и привыкании к школьным порядкам. Они со­ставляют группу педагогического риска.

Результаты исследований школьной успеваемости по­казывают, что сегодня каждый четвертый ученик испы­тывает трудности в обучении. Исследование функциональ­ной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук, 1995) обнаружило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной про­граммой диктант; 36,7% не овладевают навыком свобод­ного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и ре­шении задач; 30% учащихся начальной школы испыты­вают отвращение к учебе.

Традиционно в массовой общеобразовательной шко­ле главными в педагогической деятельности были вос­питание и обучение без учета реальных детских потреб­ностей и возможностей. Учебный процесс строился с рас­четом на «среднестатистического» ребенка.

До последнего времени дети группы педагогического риска не выделялись в типологическую группу и не по­лучали в системе образования необходимой педантиче­ской помощи. В одних случаях они находились в обычных классах, фактически выпадая из обучения еще на на­чальном его этапе и становясь по мере продвижения по ступеням школьного образования неуспевающими, их оставляли на повторное обучение. В других случаях их пе­реводили в специальные (коррекционные) образователь­ные учреждения VII или VIII вида (школы для детей с ЗПР или умственно отсталых).

класс компенсирующего обучения что это класс компенсирующего обучения что это класс компенсирующего обучения что это класс компенсирующего обучения что этоУсловия этих образовательных учреждений не способ­ствовали социализации и не обеспечивали возможно­стей самореализации детей. Как правило, такие подрост­ки отличались отклонениями в поведении и, взрослея, стремились бросить обучение, занимая часто деструктив­ные, а иногда и криминальные социальные ниши.

Диагностирование детей с ЗПР и направление их в кор-рекционные классы может осуществляется только через психолого-медико-педагогические консультации или ме­дико-педагогические комиссии. Однако массовая общеоб­разовательная школа не освободилась полностью от неус­певающих учеников, значительное число которых как раз и составляют дети группы педагогического риска. Иссле­дования и экспериментальная работа Г.Ф. Кумариной и руководимых ею научных и педагогических коллективов позволили вычленить из общей массы школьников детей, испытывающих трудности в адаптировании к школьной среде. Эти дети по состоянию психического здоровья и социального развития находятся как бы в пограничной зоне между нормой и отклонением развития.

В соответствии с законом «Об образовании» и приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сен­тября 1992 г. № 333 педагогические коллективы массовых общеобразовательных школ стали открывать для детей группы педагогического риска и классы компенсирую­щего обучения (педагогической поддержки). Решение об их открытии принимается на педагогическом совете шко­лы и утверждается местными органами образования. Мак­симальное число обучающихся — 15 человек.

Класс может быть сформирован по результатам пред-школьного обследования поступающих в школу детей. Решение о направлении ребенка в класс педагогической поддержки принимает школьная педагогическая комис­сия, в состав которой обязательно входят завуч по на­чальному образованию, школьный врач, психолог, спе­циальный педагог (педагог-дефектолог), логопед или олигофренопедагог.

Практика работы таких классов показала, что лавино­образное их открытие по всей стране происходило во многих случаях без необходимого организационного, методического и кадрового обеспечения, часто только на основе педагогической характеристики учителя клас­са или классного руководителя. Школьные педагогиче­ские комиссии в большинстве случаев не имели в соста­ве необходимых специалистов.

Это привело к тому, что из-за непрофессионального подхода к определению сущности проблем и затрудне­ний каждого ребенка, неверного выбора для него адек­ватной образовательной среды (обычный класс, класс компенсирующего обучения или коррекционный) в од­ном классе оказывались дети с различными отклонения­ми в развитии, в том числе умственно отсталые, с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и пр.

Отсутствие четких и объективных критериев диффе­ренциальной диагностики привело к проблемам, связан­ным с выбором адекватного учебного плана, эффектив­ных форм и методов педагогического воздействия. При отсутствии должного психологического сопровождения массовая общеобразовательная школа испытывает зна­чительные затруднения с правильным комплектованием классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) и коррекционных классов.

Не всегда четко представляют, что эти два вида клас­сов должны быть укомплектованы детьми разных катего­рий. В классы компенсирующего обучения принимаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии. Они испытывают трудности из-за соматической ослаб-ленности, быстрой истощаемости и соответственно низ­кой работоспособности.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения мо­гут сохраняться или создаваться вновь лишь в особых случаях (например, при поступлении детей беженцев или временных переселенцев и др.).

Открытие классов компенсирующего обучения в обыч­ной средней школе не всегда целесообразно по несколь­ким причинам. Во-первых, если налажены своевремен­ное раннее выявление и ранняя медико-психолого-педа

гогическая диагностика, то уже в детском саду и в на­чальной школе возможно оказание эффективной помо­щи. В этом случае к моменту перехода в среднюю школу трудности обучения и школьной адаптации уже преодо­лены. Во-вторых, внезапный перевод из обычного клас­са в класс компенсирующего обучения нередко являет­ся тяжелой психологической травмой как для ребенка, так и для его семьи. В силу сложившихся в отечествен­ной школе традиций дети и подростки классов коррек­ции и компенсирующего обучения оказываются в пози­ции маргиналов, а у обучающихся в обычных классах нередко формируются по отношению к ним чувство соб­ственного превосходства, неприятие и агрессивность.

Тем не менее особенности современной социальной жизни часто вынуждают создавать в школах такие клас­сы, в том числе из-за притока мигрантов, беженцев и временных переселенцев, чьи дети по разным причинам испытывают значительные трудности в обучении и со­циальном адаптировании.

Проблема обостряется из-за дефицита квалифициро­ванных психолого-педагогических кадров для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, что за­частую не позволяет организовать специальное психоло­го-педагогическое сопровождение в начальной школе и оказать своевременную помощь нуждающимся в ней де­тям на ранних стадиях обучения.

В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и кор-рекционно-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая по­мощь), увеличивается время занятий музыкой, рисова­нием, дидактически переоснащаются уроки русского язы­ка и чтения, трудового обучения.

На базе каждого класса работает группа продленного дня. В расписании учебных занятий, распорядке дня груп­пы учитывается повышенная утомляемость детей. Пла­нируется оптимальное для них чередование видов дея­тельности, труда и отдыха, предусматривается включе­ние детей в широкий круг проводимых в школе во внеурочное время занятий по интересам.

Состав класса компенсирующего обучения по мере продвижения учеников может меняться. Дети, преодо­левшие отставание в развитии и овладевшие необходи­мыми навыками учебной деятельности (темп, самостоя­тельность, производительность), должны быть переведе­ны в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие, нуждающиеся в педагогической поддержке.

Важными характеристиками системы компенсирую­щего обучения являются:

— переориентация учебного процесса на развитие твор­
ческих способностей;

— личностная, а не нормативная оценка достижений
ученика;

— повышенное внимание к психофизическому здоро­
вью детей;

— развитие познавательных возможностей, содействие
нравственному становлению;

— целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

— компенсация пробелов в социальном воспитании и
обучении.

Вопросы и задания

1. Как осуществляется профориентация лиц с ограни­
ченной трудоспособностью (цель, задачи, содержание,
организация)?

2. Каковы современные особенности получения выс­
шего профессионального образования лицами с ограни­
ченной трудоспособностью в России?

3. Дайте определение интеграции.

4. Что такое интегрированное образование?

5. Какова программа развития интеграции в России?

6. С чем связан процесс дифференциации в системе
массового образования?

7. Чем отличается система коррекционно-развивающего
обучения от компенсирующего?

Литература

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически де­фективных детей // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

класс компенсирующего обучения что это класс компенсирующего обучения что этоЧасть II

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *