класс коррекции про что

Рецензия на фильм «Класс коррекции»

Давно у нас не было столь ярких, самобытных, объемных и серьезных историй о подростках. Крепкая режиссура, потрясающие актерские работы, операторское мастерство – слагаемые одного из лучших российских фильмов года

класс коррекции про что

Смотрите «Класс коррекции» онлайн

Трейлер

Смотрите «Класс коррекции» онлайн

класс коррекции про что

Правообладателям

Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.

Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.

Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.

Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.

Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.

класс коррекции про что

Потерявшая в результате болезни способность нормально двигаться Лена становится ученицей класса коррекции ближайшей школы. Ей непросто со своей неповоротливой коляской в новых условиях, но она очень скоро находит общий язык с одноклассниками и даже испытывает новое необыкновенное чувство влюбленности в Антона. Коррекционный класс постоянно находится под контролем педагогов, но по большому счету никто не желает тянуть такую нагрузку на себе, и класс заметно отстает от сверстников. Лена убеждает новых друзей в том, что учеба нужна им больше, чем учителям, хотя сама при этом оказывается предана и унижена.

класс коррекции про что

Когда-то советское кино славилось своими необыкновенно сильными, пронзительными фильмами о школе, об умудренных опытом учителях и новом поколении, открывающем мир взрослых. На «Доживем до понедельника», «Большой перемене», «Розыгрыше», «Чучеле», «Дорогой Елене Сергеевне» вырастали поколения за поколениями, выпускались классы за классами, юные зрители узнавали себя в мальчишках и девчонках за партами, взрослые проникались проблемами отцов и детей. Вместе с перестройкой российского кино школьная тематика вымылась из числа прибыльных, обсуждаемых, популярных тем в кинематографе. Но актуальности не потеряла. И, наверное, это символично, что новые фильмы о школе снимает новое поколение режиссеров. Это правильно, это новое рождение, это новая надежда.

класс коррекции про что

«Класс коррекции» Иван Твердовский спешат отнести к разряду артхаусных картин, тех, которых обычно зрители стараются избегать, опасаясь погружения в мрачный мир авторов очередного фестивального шедевра. «Класс», безусловно, тоже не леденец на палочке, но, при всей мрачности тематики и происходящего на экране, он далек от полного погружения в тлен и безысходность. Большую часть картины зритель смотрит с болью, со страхом, с переживанием, но и с надеждой. Со светлым чувством, с ощущением какой-то высшей справедливости, пусть и выражающейся в том, что мальчишки и девчонки с физическими пороками тоже бывают по-своему счастливы. Эти моменты эйфории постоянно прерываются очередной волной проблем, скандалов, конфликтов, но ожидание хеппи-энда остается – ну просто не должна сложиться иначе история с такими яркими персонажами, с такой текстурой событий, с таким нервом и страстью. Не должна, но складывается, увы.

класс коррекции про что

Твердовский продемонстрировал зрителю такой мир, который обычно мы стараемся не замечать: отводим глаза на улице, не обращаем внимания на проблемы лиц с ограниченными возможностями, не вникаем в их простые повседневные проблемы. Режиссер даже гиперболизирует этот неосознанный бойкот – его герои учатся в отдельном крыле школы, огороженном решеткой, они изгои в школьном дворе, от них шарахаются учителя и родители. Фильм вообще наполнен символами, такими, например, как проносящиеся мимо поезда, подчеркивающие неустроенность героев, их дистанцированность от остального мира. Но и чувства учеников «Класса коррекции» от этого становятся еще ярче – любовь, ненависть, глупость, предательство, ярость и страх показаны оголенными нервами. Инвалиды сколь беззащитны перед внешним миром, столь и ранимы в мире внутреннем.

класс коррекции про что

Фантастическую по глубине работу продемонстрировали ведущие актеры картины, которые фактически выступили дебютантами в большом кино. Невероятная Мария Поезжаева дарит зрителям персонаж такой мощи и глубины, что каждое ее появление в кадре перебивает дыхание. Филипп Авдеев с такой легкостью располагает к себе и героиню, и зрителей, что кажется, будто ты знал этого парня всегда. Весь класс, все окружение Лены и Антона очень скоро становится своим, близким. И тем страшнее развязка.

класс коррекции про что

Развязка, к сожалению, единственный небольшой минус картины. В то время как неизбежные в качестве сравнения французский и эстонский одноименные фильмы «Класс» к финалу выходят на пик переживаний, фильм Твердовского финиширует скомканно и скорее переходит на уровень притчи и метафоры, чем оглушает реализмом. За это не нужно ругать, возможно, это лишь повод для диалога зрителей между собой и с создателями ленты, но неожиданная перемена настроения слегка ранит, словно автор не сказал всей правды, предпочел отделаться удобной ему концовкой.

Но даже при этом картина остается одним из самых ярких впечатлений текущего года в отечественном кино. Сделанное в непростых условиях, снятое энтузиастами с привлечением молодых театральных актеров, рассчитанное не на изменение мира, а на каплю понимания со стороны зрителя, это кино поражает зрелостью, проработанностью и искренностью. Проблем людей, лишенных элементарных жизненных благ, «Класс коррекции» не решит, но он подчеркивает их. И отворачиваться от этих проблем нам, нормальным и здоровым, теперь станет чуточку труднее.

Источник

Смысл фильма Класс коррекции

Фильм молодого режиссёра Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» появился в кинопрокате осенью 2014 года, когда в его архиве уже значилось участие в крупных российских и международных фестивалях. В том числе – победа на юбилейном «Кинотавре» в номинации «Лучший дебют» (режиссёру на момент получения премии было только 25, и «Класс коррекции» – его первый игровой фильм). Любовь кинокритиков Твердовскому и его фильму была обеспечена – медиа просто взорвались положительными рецензиями – но как насчёт зрителей? Не бывает такого, чтобы фильм понравился всем, и у социальной драмы о подростках-учениках коррекционной школы, было не так много шансов стать всенародным кино. Главный зрительский аргумент в случае таких «неудобных» и проблемных фильмов: «зачем мне ходить на это в кинотеатр, я всё это вижу за окном». Хотя вряд ли среднестатистический россиянин регулярно сталкивается с людьми, похожими на героев фильма, и попадает в среду их обитания. Может, если попробовать как следует разобраться, в чём смысл фильма «Класс коррекции», то понимание, зачем кинорежиссёрам говорить на сложные темы, придёт само собой?

класс коррекции про что

Кадр из фильма «Класс коррекции»

Режиссёр Иван Твердовский о смысле фильма «Класс коррекции»

«Класс коррекции» снят на основе одноимённой повести Екатерины Мурашовой, но сходство с книгой имеет небольшое. Столкнувшись с книгой Мурашовой, написанной в жанре фэнтези, Твердовский скорее заинтересовался темой, проблемами трудных подростков – саму повесть режиссёр считает бездарной. «Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков… в общем, там всё картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий — человек не знает, о чём пишет», – комментирует Иван в интервью порталу Colta.ru своё знакомство с повестью «Класс коррекции».

Почувствовав интерес к проблеме, Твердовский стал посещать коррекционные школы и наблюдать за жизнью их воспитанников и педагогов. «Надо снимать про то, что ты чувствуешь», – утверждает Иван, и при этом не заниматься бытописанием: ведь можно было снять документальный фильм о коррекционных классах. Но искусство потому и искусство, что всегда выбирается за пределы быта. Главным принципом работы режиссёр выбрал полное погружение: если вы видели фильм, то наверняка помните, как герои ходят на железнодорожные пути, чтобы полежать на рельсах под проносящимся оглушительным поездом. До начала съёмочного процесса Твердовский и артисты делали это на самом деле – заодно подыскивали натуру для съёмок.

класс коррекции про что

Кадр из фильма «Класс коррекции»

Примечательно, что в российском кинематографе – как игровом, так и документальном – о жизни и проблемах коррекционных школ не говорил до Твердовского никто. Став первопроходцем, режиссёр не стремится воспользоваться темой и «нагнать сумрака», не нагнетает напряжение искусственно – всё, что нужно рассказать, находится в самой жизни – и создаёт в итоге не столько злободневный или даже конъюнктурный фильм о трудных подростках, сколько человечную историю любви и жестокости, предательства и взросления. Немаловажная мысль, которая формирует среди прочих, на наш взгляд, смысл фильма «Класс коррекции» – его герои не похожи на диковинных и опасных зверей в клетке зоопарка, не являются опасными преступниками, которых необходимо держать в полной изоляции от социума. В принципе, они такие же, как и мы.

Персонажи и их отношения в фильме «Класс коррекции»

Поговорим о сюжете фильма. Главная героиня, Лена Чехова (Мария Поезжаева), способна передвигаться только на коляске. У неё миопатия – неизлечимое нервно-мышечное заболевание, которое не позволит Лене дожить даже до тридцати. Тем не менее, Лена не относится к жизни как к несправедливому испытанию, а интересуется всем, что происходит вокруг неё. Много лет девочка находилась на домашнем обучении, и фильм начинается с того, что её переводят в общеобразовательную школу, в коррекционный класс, где учатся дети с различными особенностями физического и умственного развития. Ученики ждут комиссию, которая должна определить, переведут ли их в обычный класс и позволят закончить обучение, получив аттестат – или же оставят в классе коррекции, что фактически лишит их будущего, возможности найти хорошую работу и жить, насколько это возможно, полноценной жизнью.

класс коррекции про что

Кадр из фильма «Класс коррекции»

Встретившись с новыми одноклассниками, Лена сталкивается не только с взаимовыручкой, искренней привязанностью и даже первой любовью (у Лены завязываются нежные отношения с Антоном Соболевым (Филипп Авдеев), больным эпилепсией), но также с ошеломляющей и внезапной подростковой жестокостью. Попутно режиссёр говорит о чисто бытовых проблемах коррекционной школы, с которыми неминуемо приходится бороться человеку на инвалидной коляске – например, отсутствии пандусов (и отсутствии изменений после его установки, потому что им оказывается невозможно пользоваться, неверно просчитаны размеры и конструкция). Но дело не только в создании условий, если не комфортных, то хотя бы приемлемых для жизни девочки-колясочницы в школе, но в первую очередь в человеческом отношении учителей и других сотрудников школы, от избытка которого Лена Чехова тоже не страдает. Классная руководительница не помогает, а скорее мешает Лене освоиться в школе, уборщица ругается из-за коляски, колёса которой оставляют на линолеуме чёрные полосы, и абсурдно требует завести сменную коляску или надеть на колёса чехлы. Любовь Лены и Антона натыкается на стену ревности со стороны одноклассников (как это часто бывает, в Лену влюбляются сразу все), и агрессивного непонимания со стороны обеих мам – в фильме есть сцена, когда одна даже вцепляется другой в волосы – и в принципе отношения взрослых к этой любви как к чему-то ненормальному. При этом сильный характер и поступки Лены не заслуживают такого отношения к девочке – с самого первого дня в коррекционной школе она становится флагманом для одноклассников, пытается помочь им поставить себе целью пройти пресловутую комиссию, чтобы стать полноценными членами общества, а не «клеить коробочки» весь остаток жизни.

Смысл финала фильма «Класс коррекции»

В ходе истории, которая рассказывается в фильме «Класс коррекции», Лене достаётся по полной: одноклассники пытаются её изнасиловать, влюблённый гопник Мишка (Никита Кукушкин) крадёт и поджигает в приступе злобной ревности её коляску, любимый Антон поддаётся на материнские провокации и предаёт Лену, переставая её замечать; наконец, комиссия не позволяет девочке перейти в обычный класс и оставляет в коррекционном. Кажется, закрываются все выходы, не остаётся никакой надежды – и тут происходит чудо. Кто-то прочитает смысл финала фильма «Класс коррекции» как божественное вмешательство, кто-то – с медицинской точки зрения, как целительную силу шока, кто-то метафорически – как победу индивидуальности в противостоянии жестокому миру. Но на экране все видят одно: Лена Чехова встаёт с инвалидной коляски и идёт по ненавистному школьному коридору.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *