класс кро что это
Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
Кроме того в настоящее время возникла необходимость обратить более пристальное внимание на детей дезадаптированных, не осваивающих школьные предметные программы. Они становятся неуспевающими, (потенциальными второгодниками), разрушителями учебной деятельности на уроках, нарушителями дисциплины в школе и социальных норм поведения вне ее. Такие дети получили название «дети группы риска».
В мировой литературе и практике дети группы риска определяются как нормальные дети (их 90%, не ниже), но в силу разных причин биологического, физиологического, генетического, социального характера у них наблюдаются слабые нарушения отдельных функций мозга, которые вызывают отставания в учении и отклонения в поведении. Эти минимальные мозговые дисфункции могут быть компенсированы при соответствующей организации воспитательной и учебной работы в школе и семье.
В понятие «дети группы риска» включаются характеристики 2-х категорий учащихся: дети с трудностями в учении и дети с отклонениями в поведении.
Каждый ребенок может достигнуть успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в соответствующем обучении, воспитании и реабилитации.
В настоящее время к их числу может быть отнесен каждый третий ребенок. Такие дети уже с первого дня пребывания в школе испытывают особые систематические трудности в учебе и проблемы в общении. Постепенно это приводит к отставанию в обучении и конфликтам в отношениях с учителями и соучениками, перерастающим в педагогическую запущенность, трудновоспитуемость, правонарушения. Эти же дети чаще других попадают в криминальные ситуации.
Для решения данной проблемы была начата работа по формированию команды проекта. Директором школы был назначен руководитель данного проекта (завуч по КРО), которому было поручено подобрать команду специалистов, включающую в себя психолога, логопеда, медицинского работника, социального педагога. Этим людям предстояло впервые работать в тесном контакте друг с другом, решать новые для себя задачи, налаживать межличностные отношения, формировать общие ценности и интересы, определять пути и принципы достижения целей.
В своей работе команда проекта руководствуется имеющимися нормативными документами. В соответствии с ними составляется план работы на текущий учебный год.
Реализация этих функций происходит следующим образом. Коррекционные классы, открывшиеся обычной общеобразовательной школе, предусматривают создание для детей риска щадящих санитарно гигиенических, психологических и дидактических условий учитывающих их индивидуально-типологические особенности. Коррекционные классы отличаются от обычных меньшей наполняемостью 9-12 человек.
Безусловно, работа в таких классах не будет достаточно эффективной без хорошо налаженной диагностики, которую ведут все работающие в них специалисты.
Результаты диагностик с периодичностью два раза в год сводятся в интегральные показатели, подтверждающие или снимающие факторы, подлежащие коррекции. Таким образом осуществляется мониторинг состояний учащихся (учебной успешности и социальной адаптированности).
В процессе обсуждения результатов учебной деятельности учащихся рассматриваются и учитываются все аспекты учебной деятельности учащихся и их поведения. Учитываются результаты текущих, итоговых и срезовых контрольных работ, а также мнение всех членов команды, родителей и самих учащихся.
С помощью этих процедур члены команды члены реализуют требование осуществления динамики в обучении учащихся классов КРО.
Учебная деятельность в классах КРО организуется в соответствии учебным планом для этих классов. Результаты контрольных и срезовых работ показывает, что средний балл по классу КРО колеблется от 3,2 до 3,5 баллов. Относительная устойчивость этого показателя объясняется слаженной работой команды проекта.
Кроме того школьный психолог помогает выявить склонности и увлечение детей, оказывает помощь в выборе кружков и секций. Так возникла необходимость расширить команду проекта КРО, за счет введения в нее педагогов дополнительного образования.
Благодаря работе классов КРО удается обеспечить: значительное снижение числа детей с учебно-школьной дезадаптацией, гармонизацию их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Условия педагогической поддержки (индивидуализация, щадящий режим, эмоциональный комфорт во взаимоотношениях, коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса) позволяют помочь учащимся не только более успешно адаптироваться, но и стабильно успевать, осваивая программы общеобразовательной школы в те же временные сроки.
Результаты коррекционного обучения в начальной школе доводятся до сведения администрации школы в конце учебного года или по необходимости в течение учебного года. По окончанию начальной школы принимается решение о направлении учащегося на областную ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
По окончанию 9 класса все учащиеся коррекционных классов 7 вида проходят государственную итоговую аттестацию в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к этой группе обучающихся.
Кроме того современная теория интегрированного обучения детей с разным уровнем умственной недостаточности отстает от практики, поскольку отсутствует научно обоснованная методология осуществления образовательной интеграции. Проблемами для специальной психологии и педагогики b организации совместного обучения детей с разными образовательными потребностями является: недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных классов для осуществления совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в одном классе; слабо организованная диагностическая, консультативная работа специалистов интегрированного обучения учащихся; неадекватный уровень ожиданий, требовании, представлений родителей учащихся с умственной недостаточностью о своих детях, неготовность родителей и учащихся массовых школ воспринимать детей с умственной недостаточностью как равноправных участников образовательного процесса в общеобразовательной школе.
И над этими проблемами вместе с другими коллегами предстоит работать команде проекта коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционно-развивающее обучение (КРО)
Форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Наиболее эффективно реализуется при создании специальных классов КРО, входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, — для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР). КРО обеспечивает взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений педагогической деятельности.
В процессе КРО специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школьного ведут динамическое наблюдение за достижениями каждого ребёнка, что позволяет решать вопрос о переводе учащихся из классов КРО на массовые формы обучения после окончания 1-2-го классов или начальной школы.
Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. Вводятся дополнительные предметы (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика и др.), которые обеспечивают максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повышают двигательную активность, корригируют эмоциональный тонус, формируют осн. этапы учебной деятельности (в т.ч. ориентировочный, самоконтроля и самооценки), улучшают мотивацию познавательной деятельности. Фронтальное КРО, осуществляемое учителем на уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне образовательного стандарта начальной школы. Проверка и оценка работы учащихся проводится по вариативным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VII вида) и классов КРО (1996, 2000).
Коррекционные занятия могут иметь как общеразвивающие цели (повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики), так и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи (см. Логопедия).
Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений, Психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), центров психолого-социальной помощи и других позволяет без увеличения сроков пребывания ребёнка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения и коррекции нарушений развития. Решающую роль имеет раннее выявление, диагностика и профилактика возникновения школьных проблем.
(Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., 128-129)
См. также Коррекция, Логопедия, Специальные образовательные учреждения
Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
1. Организационно-педагогические основы создания классов КРО
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.
Именно в таких классах возможно взаимодействие:
— социально – трудового направления работы с детьми.
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания.
В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы (5-9 классы), классы адаптации, классы здоровья и др.
КРО строится на основных положениях Концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики.
Классы выравниваниясоздаются на начальной ступени обучения для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучениясоздаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом здоровье.
Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.
Необходимым является динамические наблюдения за продвижениями каждого ребенка.Наблюдения проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.
Результаты наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах.
При изучении школьников учитываются показатели:
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в массовые классы или продолжают посещать коррекционные классы.
Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения педсовета школы, в которой работает класс выравнивания.
2. Психолого-дидактические принципы КРО:
1. Введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнения пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
2. Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
3. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
4. Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Главная цель КРО – создание в условиях общеобразовательной школы, любых типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей делалась бы деятельностью лечебной.
Утверждается новое понятие терапия педагогической среды (средовая педагогическая терапия).
Галина Федоровна Кумарина определяет следующие принципы КРО:
— принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска:обеспечениие для детей риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускать снижения образовательной планки.
— принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка:с учетом особенностей детей риска условий санитарно-гигиенических, психологических, дидактических, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий.
— принцип равноправного партнерства с семьейпредполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу.
— принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей рискаутверждает признание уникальности, неповторимости, самооценки каждого ребенка;
Необходимость прогнозирования индивидуальной траектировки развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности, способности и дарования.
— принцип победности учения в усвоениях преодоления носильных трудностейдиктует необходимость индивидуализма и дифференсации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, необходимость психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов.
— принцип педагогического оптимизмаакцентрирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации в развитии.
— принцип интегративного характера общеобразовательного процесса для детей рискаутверждает необходимость органичного соединения в общеобразовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями – диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
3. Индивидуально-групповая работа в системе КРО
Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Эти специальные занятия, цель которых повышение общего, интеллектуального уровня развития и решения задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидации пробелов предшедствующего обучения.
На коррекционные занятия в начальных классах отводится три часа в неделю, в пятом классе – пять часов, в 6-9 классах по 4ч., эти занятия предусмотрены в расписании уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В группе можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми проблемами в развитии.
Предметам эстетического цикла в компенсирующих классах отводится особая роль.
На уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий. Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка.
Особенно привлекательны для детей совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество – это исполнение музыкального произведения в составе детского оркестра на уроках музыки, или коллективное моделирование и создание всем классом одной «картинки».
4. Условиями создания положительного зарядав учебной деятельности являются:
1) положительное отношение ребенка к школе в целом;
2) эмоции сопереживания в общении с учителем и сверстниками, очень важно учить детей культуре чувств;
3) наполнение учения положительными переживаниями, которые связаны с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении в учебной работе.
Много лет назад американский психолог Розенталь открыл эффект, который вошел в научную литературу как эффект Розенталя. Суть его в том, что если какой-то авторитетный человек например педагог, скажет, что какой-то ученик обладает большими потенциальными возможностями и в ближайшее время, по видимому добьется значительных успехов, то независимо от уровня способностей ребенка, он на самом деле начинает лучше учиться, проявлять свои творческие потенциалы. Это объясняется ответной реакцией этого ученика на соответствующие социальные ожидания. Если человек ощущает, что в него верят, видят в нем неординарную личность, он начинает бурно развиваться.
Положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способностями учебной работы, самостоятельными наблюдениями.
Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление.
Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
Под обучаемостью понимают систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше и темп его умственного развития.
Уровень и специфика обучаемости определяются формирующими качествами ума каждый имеет себе противоположное.
Глубина ума – поверхность,
Гибкость ума – инертность,
Осознанность мыслительной деятельности – неосознанность.
Особенности сочетания этих качеств и различные уровни развития создают индивидуальные варианты обучаемости школьников.
Школьники с пониженной обучаемостью, тормозящей темп их психического развития, отличаются крайней поверхностью ума.
Дети с пониженной обучаемостью с трудом овладевают содержанием новых понятий. Им свойствена подражательность ума, слабая осознанность ума своего мыслительного процесса.
Главным условием благоприятно психического развития учащихся с пониженной обучаемостью является соответствие требований, предъявляемых к ученику, не на зоне актуального развития (достигнутого уже) а его потенциальным возможностям, т.е. на «зоне ближайшего развития». Этим детям нужно более развернутое объяснение с опорой на наглядность; выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
У учащихся компенсирующих классов необходимо формировать инструментальные навыкии учебные действия контроля и оценки – это навыки лежавшие в основе математических умений, чтения, письма и т.д.
Специфика организации КРО в начальной школе
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) в дошкольных образовательных учреждениях и в общеобразовательной школе.
Становление системы дифференцированного образования в России.
Над разрешением проблемы наличия в общеобразовательных учебных заведениях стойко отстающих в учении школьников бились издавна педагоги многих стран: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Сорока-Росинский, Л.В. Занков и др. Основным способом её преодоления была повышенная индивидуализация и дифференциация процесса обучения в гетерогенных (разнородных по составу учащихся) классах (так называемая «внутренняя дифференциация»). Также широко использовалось в практике повторное прохождение учебного курса (второгодничество). Оба подхода к преодолению неуспеваемости были непродуктивными, так как учитель не был в состоянии обеспечить в полной мере отстающих и второгодников необходимой коррекционной помощью.
Попыткой реализации идеи «внешней дифференциации» процесса обучения в условиях отечественной общеобразовательной школы явилась экспериментальная организация в 70-е гг. XX века специальных гомогенных (однородных по составу учащихся) классов коррекционного профиля с различными названиями (классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения, выравнивания, реабилитации, развития, повышенного индивидуального внимания и т.п.). В таких классах создавались условия для оптимального развития и образования детей с учетом их соматического здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей и интересов.
Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некоторых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способностей (streaming).
Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику,причём в документах Министерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов:
Коррекционно-развивающее обучение организуется для детей разных возрастных категорий, а именно: для дошкольников, младших школьников и для детей среднего школьного возраста. Коррекционно-развивающая работа в каждом периоде представлена в разных организационных формах, имеет свою специфику, направлена на решение различных задач.
В структуре ДОУ общеразвивающего вида основными составляющими компонентами системы КРО являются диагностико-развивающие группы, которые комплектуются по решению ПМП консилиума ДОУ детьми в возрасте 4-6 лет, имеющими риск формирования ЗПР, либо проявляющими признаки школьной дезадаптации. Дети зачисляются в подобные группы с согласия родителей.
Основными составляющими компонентами системы КРО в общеобразовательной школе являются классы выравнивания (КВ) и классы компенсирующего обучения (ККО).
КВ комплектуются детьми, имеющими заключение районной/городской ПМПК о ЗПР церебрально-органического генеза только на начальной ступени обученияв соответствии с Приказом № 103 Министерства Просвещения СССР от 3 июля 1981 г.
Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образовательным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). По окончании 9 класса выпускникам выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальнейшего пути.
ККО создаются для детей «группы риска» и детей с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения по решению школьного консилиума в соответствии с Приказом № 333 Министерства Образования РФ от 8 сентября 1992 г.
Педагогическая работа в ККО нацелена на создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения.
Комплектование ККО осуществляется как на начальной, так и на средней ступени обучения. В последнем случае они носят название классы педагогической поддержки.
Состав ККО по мере продвижения учащихся по этапам обучения может меняться: имеет место так называемая «прозрачность границ» класса. Дети, которые преодолевают отставание в развитии и приобретают необходимые качества учебной деятельности (темп, самостоятельность, произвольность), могут быть переведены в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие нуждающиеся в этом школьники. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход в обоих случаях безболезненным. Вопросы перевода детей решаются консилиумом или администрацией школы. Из ККО дети могут выводиться в КВ.
По окончании 9 класса выпускники ККО получают свидетельство о неполном общем образовании того же образца, что и их сверстники из обычных классов, и имеют право продолжить обучение в 10-11-х классах.
Литература:
1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997.
2. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста / Сост. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.
3. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). – Ростов н/Д., 1998.
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
Лекция № 10 (2 часа).
Раздел 6. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Тема 6.3. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего образования в средних общеобразовательных учреждениях.
Специфика организации КРО в общеобразовательной школе заключается в следующем:
1). Опора на данные спецдиагностики в процессе комплектования классов.
2). Наполняемость класса 9-18 человек.
3). Щадящий режим жизнедеятельности (обучение в первую смену; длительность урока не более 40 минут; продолжительность перемен 10-20 минут; введение полуторачасового перерыва между 3-м и 4-м уроками, предназначенного для проведения прогулок или подвижных игр; проведение физкультминуток на каждом уроке; группа продлённого дня; введение дневного сна после уроков; двухразовое питание; облегчённый учебный день в середине недели (среда); дополнительные каникулы во 2-м классе).
4). Введение дополнительных штатных единиц классного воспитателя/освобождённого классного руководителя (на каждый класс); психолога, логопеда (или дефектолога), социального педагога (на школу).
5). Обязательное проведение индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий (от трёх до пяти раз в неделю).
6). «Прозрачность границ классов компенсирующего обучения», предполагающая возможность свободного перевода учащихся в класс традиционного обучения и обратно (в зависимости от уровня общего развития школьника, его академической успеваемости и степени социальной и школьной адаптации).
7). Желательное размещение классов КРО вне основного здания школы (например, в детском саду).
8). Привилегированное оснащение учебных кабинетов (внутри школы), классных комнат (вне здания школы).
9). Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обязательная (дважды в год) диспансеризация детей и организация необходимых лечебных мероприятий.
10). Включение учащихся в широкий круг занятий по интересам, проводимых в школе во внеурочное время.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
