клещи в буддизме что такое
Клеши. Обнаружить и обезвредить
П о первопринципам йоги, описанным в сутрах, — базовом труде Патанджали, у обычного человека вся жизнь состоит из заблуждений, сквозь призму которых он смотрит на мир и действует. Во второй главе с третьей по девятую шлоку он знакомит нас с понятием «клеши» — фундаментальными загрязнениями сознания, сидящими глубоко на подкорке. Они тянутся с прошлых жизней, но приносят страдания в настоящем. Мешают они и получению нужных состояний в йоге.
Древнее писание приводит пять причин страданий. Всего пять, но всеобъемлющих! Первая — Авидья — неведение, из которого вытекают все последующие. Асмита — ложное чувство «Я», или отождествление с личностью; рага — влечение; двеша — неприязнь, отвращение, гнев, ненависть; абхинивеша — страх смерти или жажда жизни.
Для лучшего понимания за эквивалент «клеши» в русском языке можно принять слово «шаблон». Действительно, все люди мыслят и живут по стереотипам, привитым в детстве или приобретённым с опытом. Избавиться от них обыкновенный человек не сможет никогда. Исключение составляют люди, занимающиеся йогой, но и они до конца не способны преодолеть, например, страх смерти. Однако ослабить «мёртвую хватку» клеш йогам доступно.
Кстати, наличие у живого существа жажды жизни является одним из свидетельств того, что оно имело опыт многих жизней и умирания, который прочно отложился в его тонком мире.
Как мешают клеши
Омрачения (клеши) бывают интеллектуальными — авидья и асмита, эмоциональными — двеша и рага, и инстинктивными — абхинивеша. Они настолько в нас встроены, что почти не проявляют себя, пока не нагрянет нужная ситуация.
У каждой есть четыре стадии развёртывания: скрытая, когда нам кажется, что её нет; ослабленная, когда омрачение проявляется в слабой форме; чередующаяся, то есть как будто бы и нет; и, наконец, активная.
Возьмём простейший пример. На работе новый, ещё никак себя не проявивший сотрудник, вызвал у вас горячую неприязнь… Внешне он слегка напомнил вам одноклассника, с которым в нелёгком подростковом возрасте вы сильно конфликтовали. И хотя это совершенно другой человек с иным именем, характером, да и вашему конфликту минуло 20 лет, вы автоматически наделили ни в чём не повинного человека отрицательными чертами. Можно сделать вывод, что из-за этого отпечатка в эмоциях, то есть прежде скрытой, а теперь проявленной клеши, взаимодействие с коллегой может складываться непросто, если не осознать первопричину антипатии и не устранить.
Другой пример: человек не задумывается о жизни и относится к ней как к чему-то само собой разумеющемуся, пока не столкнётся с ситуацией, в которой может её потерять, например, ДТП. Это чередующаяся форма клеши. Часто, увидев со стороны страшную аварию на дороге, многие водители и пешеходы клянутся себе впредь ездить и ходить аккуратно…
В скрытом состоянии клеши обычно находятся у духовных служителей, монахов, в наиболее активном — у людей, которые страдают от болезней.
Каков вывод? Исходя из первого примера с неприязнью к коллеге, получается, что наши ложные представления о человеке тянут за собой ложные эмоции и отношения, а затем такие же действия и события и не дают, в конечном итоге осознать истинное положение вещей и собственных возможностей. Чаще всего понимание того, что мы глубоко заблуждались, приходит к нам, когда уже поздно что-либо предпринимать.
В чём сложность распознавания клеш
Клеши весьма сложны для понимания и тесно связаны с другими непростыми понятиями: кармой, гунами и так далее. Йоги приходят к необходимости их выявления и удаления после того, как достаточно длительное время практикуют. Целью последующей практики становится ослабление клеш. Совсем удалить их получится, только если достичь самадхи. Подавляющее большинство занимающихся йогой рады хотя бы приблизиться к видье — правильному взгляду на окружающую действительность, и в соответствии с ним изменить свою жизнь.
Клеши мешают разворачиваться нашей энергии в верном направлении. Распознать и проявить своё истинное предназначение. Отчасти поэтому многие из нас тратят всю жизнь на его поиски, а не на реализацию, как задумано Богом.
Санскритолог Игорь Тоноян-Беляев при изучении сутр Патанджали в части клеш отмечает такую их особенность, как постоянная подвижность и влияние на функции гун, благодаря чему нам кажется, что мы меняемся, а на деле — нет, но из-за пребывания в авидье не можем этого обнаружить.
«Нам нравится меняться, чтобы расширять свои перспективы, в том, что мы никогда не видели и не знали, — приводит пример специалист. — С другой стороны, нам не нравится меняться, когда изменения происходят помимо нашей воли и неизвестно, что за собой влекут, а потом куда-то исчезают, и всё снова как в первый раз… Вот и получается, что новое — это хорошо забытое старое, но из-за нашего весьма слабого сознания проблем, мы не можем увязать эти вещи воедино».
Кроме видоизменения, клеши помогают созреванию причинно-следственных связей и разворачиванию негативной кармы. Они усиливают привычку, что те или иные события должны повлечь за собой те или иные реакции. Например, вас оскорбили, в ответ вы испытали злость и ненависть, а значит надо дать сдачу.
Как работают клеши
Чем дальше в лес, тем больше дров. За всем этим следует ещё более неутешительный вывод: принимаем решение и действуем вовсе не мы самолично, а наши заблуждения, которые и вращают колесо сансары.
Стоит отметить ещё и то, что клеша — это не само по себе переживание, например, радости или гнева, а проецирование его на объект, изначально неспособный их удовлетворить. В сутрах пишется, что авидья есть усматривание вечного, чистого, приятного, самого себя в том, что невечно, нечисто, неприятно и не является нами.
Клеши расположены в писании в некоем порядке, логично проистекая одно из другого. Авидья — причина того, что мы тотально всё видим не так, прежде всего то, что мы не тело и не ум, а дух. Затем асмита — отождествление себя с неким ограниченным и обусловленным существом, которым вовсе не являемся. Рага — влечение к непостоянным объектам из опыта приятного переживания. А если нам ещё и создают препятствия к наслаждению этими объектами, мы испытываем ненависть и другие неприятные эмоции — двеша. Когда мы окончательно привязались к объекту, благодаря ложным представлениям о нём и испытанным эмоциям, мы ещё и не хотим уходить из нашего тела, так как оно источник всех этих «сладких мучений», принимаемых нами за чистую монету — абхинивеша.
Как избавиться от клеш
Если эволюция клеш идёт от авидьи к абхинивеше, то инволюция — возвращение к исходному состоянию, или ослабление клеш, совершается в обратном порядке. Сначала нужно избавиться от страха смерти. Легко сказать! Самую неосознаваемую инстинктивную клешу Патанджали предлагает убирать в первую очередь. Логика этого процесса ускользает от сознания обычного человека.
Страх смерти и желание жить закодировано в любом живом существе. Если у животных он не осознаётся, то человек, по мнению древних, имеет преимущество: он способен поставить его под контроль, как и прочие клеши.
Практик йоги с более чем с 30-летним стажем Ирина Загарова (Ари Воядема) усматривает в обратном порядке избавления от клеш вполне объяснимую логику: «Страх смерти фундаментален, и его надо ослаблять. Приведу простой пример с каналами. У нас их три: один главный, два второстепенных. Если закрыт основной, то два дополнительных почти бесполезны, поэтому следует расшатать эту основную заслонку, затор, тогда все остальные пойдут быстрее и веселее. Постепенно йогин разберётся со своим неприятным опытом, затем с приятным. Все духовные инициации, так или иначе, связаны с убиранием страха смерти, — поясняет практик. — Ведь, по сути дела, страх — это отделение себя от божественного начала. Возьмём новорождённого. Говорят, от младенцев ещё пахнет Богом. Они как чистая дощечка, на которой можно многое начертать. Практик, преодолевая ограничения, должен прийти к этому незамутнённому сознанию ребёнка, но с учётом полученного опыта, прихватив с собой мудрость. Это и есть духовный рост. Инволюция — возврат к изначальному состоянию, слиянию с Высшим».
Эффективнее всего делать это через медитацию раджа-йоги на различных стадиях клеш. Она поможет снять или обойти защищающие от травм механизмы психики, которые препятствуют работе с сознанием. Разовьёт внимательность и бдительность, поможет преодолеть двойственность и развить вивеку.
Из активной формы клешу нужно перевести в чередующуюся, затем в ослабленную и скрытую, где и подвергнуть истончению. Когда мы занимаемся медитацией, то становимся заметно спокойнее. Это означает, что клеша переходит в ослабленное, или тонкое, состояние, в котором над ней можно работать.
Удаление клеш может лежать и в сфере интеллекта через джнани-йогу, но прежде требуется серьезная йогическая дисциплина. Занятия йогой в разных аспектах — шаткармы, крийя-йога, яма-нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, самадхи — позволяют обрести свободу от этой обусловленности. В помощь практику пойдут и другие виды этой дисциплины — карма-йога и бхакти-йога.
Как сделать клеши инструментом духовного роста
Первопричина всех наших мучений — авидья — в конечном итоге оказывается побудительным мотивом к личностному росту. Здесь мы подошли к практическим инструментам преодоления заблуждений. Они также имеют свою логическую последовательность.
Повторюсь, чтобы различить и обезвредить любую клешу, нужно перевести её в латентное состояние. Чтобы развить в себе различающее видение, нужно выработать определённую ментальную подготовку, поэтому приступающие к медитации духовные последователи проходят горнило йогической дисциплины.
Подготовительным этапом для них является крийя-йога действия, которая устраняет активные проявления клеш, приносящие страдания. Только сгладив их, практик способен идти дальше и развивать различающее видение, чему помогает основная йога 8 ступеней — аштанга.
Практиковать требуется упорно с применением абхьясы и вайрагьи, потому что только следование этим правилам позволяет взглянуть в лицо страху и боли на физическом и тонком уровнях и даёт силы трудиться над их искоренением. Благородные усилия обязательно будут вознаграждены.
Когда через практику йоги разрушаются внешние поверхностные загрязнения ума, то начинает проникать свет истинного духовного знания, позволяющего отделить реальность от иллюзии, вечное от преходящего. Так что даже станет возможным «увернуться» от проявления будущей кармы. Патанджали пишет, что страдание, которое ещё не пришло, можно избежать с помощью правильных действий в настоящее время.
Становится ясно, что подавляющее большинство проблем у современного человека надумано, так как возникло из неверного понимания себя и окружающего мира. Когда появляется истинное трансцедентальное знание, многие благополучно избавляются от вороха искусственных страданий, потому что приобретают виденье сути происходящего, предоставляющее выбор.
Среди всех живых существ на земле выбор имеет только человек, но мало кто из людей умеет этой привилегий воспользоваться как следует. Те же, кто встал на путь йоги, в наибольшей степени способствуют реализации заложенного в них потенциала.
Здоровье и йога
Патанджали в своём фундаментальном произведении «Йога сутры» обозначает 5 типов омрачения ума, которые вызывают страдания человеческого существа:
Клешами называется специфический вид мучения, которое покоиться в глубине самого бытия.
Каждый из нас в ходе своей жизни интуитивно осознаёт это мучение, но череда «поверхностных» ежедневных дел создает завесу, препятствующую его обнаружению.
Этот процесс – своеобразная защита психики живого существа, предохраняющая его от травматического опыта. Но с другой стороны – это и барьер, который ограничивает сознание.
Только тот человек, который обладает достаточной степенью отрешенности и решимости, находит в себе силы честно и непредвзято посмотреть «правде в глаза» и увидеть боль во всей своей полноте. Большинство же из нас всю свою жизнь постоянно ищут способ избегания и избавления от осознания этой боли в суете жизненных событий, страстей и удовольствий.
Клеши. Классификация по уровням
Страдания присутствуют на трёх уровнях человеческого существа: инстинктивном, эмоциональном и интеллектуальном.
Абхинивеша полностью инстинктивна и базируется на стремлении любыми силами и средствами продлить своё существование. Постоянное цепляние за жизнь формирует в человеческом уме подозрительность к окружающим и служит благодатной почвой роста эго.
Рага и двеша относятся к эмоциональному уровню. Потакая им, и подчиняясь диктату страсти и ненависти, мы выходим из состояния гармонии, создавая проблемы не только в своём сознании, но и на уровне физического тела.
Авидья и асмита коренятся в интеллектуальной сфере. Отсутствие подлинного знания природы всех вещей в сочетании с высокомерием и гордыней нарушают чувство равновесия, толкая человека к неосознанным действиям, «вписывая» его линию судьбы в череду кармических последствий.
Клеши реализуются посредством специфических паттернов поведения и мыслительных процессов, которые локализуются в различных частях головного мозга.
Авидья и асмита обладают связью с передними частями мозга, рага и двеша в физическом пространстве проецируются на уровне гипоталамуса (основания мозга)
Абхинивеша связана с задними долями головного мозга, которые являются вместилищем самскар – подсознательных впечатлений.
Клеши формируют своеобразный барьер между «поверхностным человеком» и нашим «истинным Я», «глубинным человеком».
Чтобы убрать эту завесу и объединить поверхностный уровень с глубоким нужно приложить огромные усилия.
Процесс избавления от всех клеш прямо противоположен процессу их образования.
Чтобы очистить своё сознания от данного рода ограничений сначала следует ослабить и устранить абхинивешу, затем двешу, рагу, асмиту и, наконец, полностью искоренить корень всех страданий – авидью, достигнув видьи – высшего прямого интуитивного знания и постижения сущности всех вещей.
В тот момент, когда клеши утрачивают своё господство над жизнью человека, его истинная сущность начинает сиять во всём своём совершенстве, величии и безграничности.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Клеша (Буддизм, статья)
Клеша
Клеша (санскр.; или «клеща»; букв. — омрачение, бедствие, недуг, страдание, отягощение; «яд ума») — омраченное восприятия реальности; одна из основных категорий индийских религиозно-философских систем, особенно буддизма и классической йоги.
Это негативное содержание психики, проявляющееся в ложном познании и неадекватных эмоциональных и инстинктивных реакциях и состояниях, препятствующих постижению истины и реализации освобождения (мокша) и просветления (бодхи).
В таком смысле учение о клешах неотъемлемый элемент любой системы духовного совершенствования.
Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе. Явными проявлениями клеш являются мешающие эмоции.
В целом в индийской философии клешами называют основные глубинные предрасположения сансарического, то есть обусловленного, сознания, обеспечивающие страдательность существования, на искоренение которых обращена стратегия йогической практики. Эмоциональная окрашенность эгоцентрического осознавания мешает ощущать мир во всем его позитивном потенциале, таким, какой он есть в действительности.
Классификация клеш
Состав клеш, их трактовка различны в индуизме и буддизме, и также есть отличия в рассмотрении этой темы разными буддийскими традициями.
В Тхераваде рассматривают 10 клеш: жадность, ненависть, неведение, гордыня, ложные взгляды, сомнения в Дхарме, тупость, самонадеянность, бесстыдство и безнравственность.
По другой буддийской классификации в 10 клеш включаются все основные проступки, совершаемые телом, речью и умом, но в этом случае они уже не глубинные факторы сознания, а только их “эмпирическая” реализация.
В “Абхидхарма-самуччае” Асанги перечислены 6 клеш: влечение, отвращение, самомнение, неведение, скептицизм и ложные взгляды. Очевидно, однако, что две последних клеши вполне укладываются в четвертую.
Наибольшее распространение получила классификация, где выделяют Пять основных клеш: неведение, страсть; гнев;гордость; зависть, которые образуют друг с другом всевозможные комбинации.
Базовые клеши
Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев. Не случайно именно они отображены в центре композиции соответствующего изображения. Васубандху в «Абхидхармакоше» назвал неведение (авидья) главной корневой клешей.
Базовое неведение порождает привязанность: зависимость от того немногого, что человек сочтет для себя полезным или приятным, и безразличие и отвращение ко всему остальному. Такое восприятие мира провоцирует в свою очередь гнев, оттого что всегда находится что-то нежелательное и отсутствует что-либо желаемое. Неведение, привязанность и гнев – своеобразный мотор, движущая сила обусловленного ими существования. Они погружают людей в транс обыденности, подобный сну.
Работа с ядами ума (клеща)
Бессознательные, автоматизированные привычки омраченного восприятия заменяются на одну базовую привычку медитации, осознанной концентрации на качествах чистого восприятия, а затем в конечном счете надобность и в этой последней привычке отпадает.
Три колесницы, или пути буддизма содержат множество искусных методов и средств для работы с умом. Все их можно рассмотреть с точки зрения трех уровней практики:
— уровень, на котором стоит сознательно избегать обстоятельств, вызывающих мешающие чувства.
— уровень, на котором удается осознавать, что все мешающие эмоции подобны сну, и применять противоядия.
— уровень, на котором есть способность не придавать им значения, не удостаивать внимания, не действовать под их влиянием, при затухании узнавать их истинную природу как мудрость и использовать их энергию.
В Тхераваде предлагается избегать ситуаций, провоцирующих возникновение мешающих эмоций, тогда как Махаяна и Ваджраяна сохранили методы работы с умом без избежания желаний. Далай-лама XIV: «Крестьянин, знающий как использовать на своем поле навоз, может извлечь большую пользу при сборе урожая«. С помощью трансформации ядов ума в мудрости можно накопить много заслуг и продвинуться по духовному пути.
На пути Ваджраяны трансформируя обычный опыт в ходе медитативной практики, ум йогина приближается к состоянию будды, преобразуя пять базовых мешающих эмоций в соответствующие им виды просветленной мудрости. В учении Будды снова и снова подчеркивается то, как важно смотреть в свой ум, осознавая, куда он направлен прямо сейчас. Все инструкции к медитациям снова и снова приходят к этому моменту. Мы учимся распознавать чувства, прежде чем реагировать.
Клещи в буддизме что такое
Клеши – 5 основных причин страданий человека

Понимание того, что клеши из себя представляют и как они связаны с вашей практикой, позволяет вам сосредоточиться на преодолении блоков, и впоследствии уведет от страданий к истинной свободе.
Также как Яма и Нияма, Клеши описываются в Йога-сутрах Патанджали. Они проявляются в нашей жизни по-разному, некоторые из них незаметны, а другие более сильны и болезненны. Считается, что они затрудняют нам переживание настоящего момента, поэтому их важно осознать, как только они появляются.
Что представляют 5 клеш:
1. Авидья
В переводе с санскрита:
Авидья – это ложное знание, непонимание или недостаток знания. Это противоположность видьи или препятствие на ее пути; это глубокое внутреннее знание, своего рода знание, которое исходит из глубины человека. На самом деле авидья является частью всех остальных четырех клеш. Потому что, обладая истинным пониманием, можно избежать остальных ядов.
В повседневной жизни мы переживаем авидью исходя из представлений об окружающем мире. Он кажется нам реальным, потому что мы верим в заблуждения и доверяем нашему собственному восприятию, даже если оно ложное. Любой опыт, который у нас когда-либо был, может способствовать развитию авидьи, но с помощью йоги можно разрушить все иллюзии и добраться до истины.
2. Асмита
Практика йоги и медитация позволяют нам сместить фокус с «я» на переживание целостности, единства и связи со всем, что нас окружает.
3. Рага
Рага – это привязанность: к телу, к определенному опыту, к людям… ко всему.
Ощущение привязанности к приятным ощущениям может возникнуть мгновенно, например, вкус шоколада, запах кофе и т.п. Все это вызывает выброс химических веществ, которые стимулируют мозг хотеть большего, и, если человек идет на поводу у своих желаний, тогда появляются привязанности.
Что касается отношений, мы можем стать привязанными к другим людям или зависеть от них, если они дают ощущение комфорта, чувство безопасности или материальную поддержку.
Хотя эти чувства могут поначалу казаться приятными, большинство из них в последствии создадут некоторую форму страдания, т.к. со временем они закончатся.
Практика йоги не предполагает устранения всех привязанностей. Вам не нужно уходить от семьи и друзей и уединяться в отдаленном месте для медитации на всю оставшуюся жизнь. Вместо этого вам нужно отслеживать собственные привязанности, которые создают наибольший стресс в вашей жизни (привязка к материальным вещам), просто признайте и примите их.
4. Двеша
Двеша – это отвращение, т.е. что-то человеку не нравится, и он хочет этого избежать.
Осознание этой клеши действительно полезно, потому что заставляет задуматься, почему вы испытываете эти отвращения.
Почему вы избегаете конфликта? Почему определенный человек вызывает сильное чувство раздражения? Почему вам не нравится выполнять планку на занятиях йогой?
Двеша (отвращение) и Рага (привязанность) управляет большей частью нашей жизни, из-за чего мы сильнее увязаем в иллюзиях и желаниях.
5. Абхинивеша
Последняя пятая клеша – страх смерти. Это ментальный недуг, который причиняет огромное количество страданий, потому что каждый человек знает, что рано или поздно он умрет.
Человек, который освободился от страха смерти становится более благодарным жизни, он ценит родных людей, у него больше вовлеченности в повседневную жизнь и способность по-настоящему присутствовать и погрузиться в настоящий момент.
Патанджали говорит, что эта клеша присутствует даже у образованных людей, это значит, что ее нельзя превзойти простым интеллектуальным пониманием или знанием, полученным в результате изучения Священных Писаний и сравнения доктринальных взглядов.
Как избавиться от страданий
Если любая из этих пяти клеш вам кажется особенно актуальной сейчас – воспользуйтесь йогой. Вместо того, чтобы избегать клеш (страданий), медитируйте на нее. Выполняйте асаны держа в центре внимания причину, которая приводит вас к страданиям, используйте осознанность, чтобы притупить ее силу.
Когда вы научитесь осознавать клеши и относиться к ним без осуждения, то сможете лучше узнать себя и понять свой жизненный опыт.
Считается, что преодоление клеш ведет к прекращению страданий и окончательному освобождению от повторяющегося цикла рождений, смертей и возрождений, известного как колесо сансары.











