клинико психологическая помощь ребенку и семье что это

Клинико-психологическая помощь ребенку и семье

Россия, Москва
Московский городской психолого-педагогический университет

Тип программы: Специалитет
Рубрики: Клиническая психология
Ключевые слова: гиперопека, детско-родительские отношения, консультирование родителей, образ родителей, неполная семья, отделение от семьи, психологическая поддержка, психологическая помощь, психологическое консультирование, психологическое здоровье, психотерапия семьи, ситуация развода, семейные трудности

АННОТАЦИЯ НА ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

«Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: специалист
Форма обучения: очная, очно-заочная Срок обучения: 5,5 лет
Область профессиональной деятельности: исследовательская и практическая деятельность, решение комплексных задач психологической диагностики,экспертизы в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и косультативных психологических центрах, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям

Объектами профессиональной деятельности являются:

Виды профессиональной деятельности: психодиагностическая, практическая, научно-исследовательская, консультативная и психотерапевтическая, преподавательская, экспертная, психолого-просветительская деятельности.
Занимаемые должности после обучения по программе: медицинский психолог,педагог-психолог, психолог-консультант

Цель программы: подготовка кадров для учреждений образования города Москвы, Центров психолого-медико-социального сопровождения, организаций системы здравоохранения, для исследовательских организаций психологического и социального профиля.
Краткая характеристика программы: Программа осуществляет подготовку специалистов к деятельности в сфере образования (образовательных учреждениях города от дошкольных до ВУЗов, а также иных учреждений и организаций образовательного профиля), здравоохранения (поликлиники, специализированные соматические и психиатрические больницы, диспансеры) и социальных учреждений (центры помощи, интернаты) обладающих базовыми знаниями в области клинической психологии и специализированными знаниями в различных ее областях, таких как нейропсихология, патопсихология, психология аномального развития; психологическая коррекция и психотерапия, психодиагностика, способных ставить диагностические и коррекционные задачи в работе с пациентами, применять и адаптировать специальный методический инструментарий с учетом психологических особенностей учащихся образовательных учреждений различного типа и профиля и пациентов учреждений здравоохранения и социальной защиты.
Особенности программы: Программа специалитета ориентирована на приобретение выпускником компетенций, знаний и умений в области психологии и клинической психологии, прикладной и практической работы, на подготовку к работе в качестве педагога-психолога, медицинского психолога, научного сотрудника, связанной с диагностико-коррекционной работой в бюджетных, негосударственных, общественных и коммерческих организациях разного типа (включая образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и соцзащиты, научные организации, средства массовой информации, психологические службы поддержки населения и т.д.).

Учебная программа включает изучение дисциплин:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть: История; Философия; Иностранный язык; Социология; Правоведение; Профессиональная этика; Культурология; Педагогика; Логика
Вариативная часть: Личностное развитие ребенка; Культура речи
Дисциплины по выбору: Культурологические основы реабилитации; Психология художественного творчества

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть: Анатомия центральной нервной системы; Нейрофизиология; Антропология; Современные концепции естествознания; Математические методы в психологии; Статистические методы и математическое моделирование в психологии; Современные информационные технологии
Вариативная часть: Психобиология и психофизиология развития; Введение в клиническую генетику
Дисциплины по выбору: Нормальное и патологическое развитие в раннем детстве; Нейробиология психических расстройств

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть: Введение в профессию; Общая психология; История психологии; Психология личности; Социальная пси-хология; Психология труда, инженерная психология, эргономика; Организационная психология; Психология развития и возрастная психология; Педагогическая психология; Нейропсихология; Патопсихология; Психосоматика и психология телесности; Психофизиология; Психогенетика; Экспериментальная психология; Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение; Общепсихологический практикум; Психодиагностика; Практикум по психодиагностике; Дифференциальная психология; Теории личности в клинической психологии; Личностные расстройства; Психология здоровья; Психотерапия: теория и практика; Психологическое консультирование; Нарушения психического развития в детском и под-ростковом возрасте; Клиническая психология в геронтологии; Судебно-психологическая экспертиза; Психология отклоняющегося поведения; Психологическая профилактика зависимого поведения; Неврология; Психиатрия; Психофармакология; Клиника внутренних болезней; Психология экстремальных ситуаций и состояний; Безопасность жизнедеятельности; Методология исследования в клинической психологии; Методика преподавания психологии в высшей школе; Практикум по нейропсихологии; Практикум по патопсихологии; Практикум по детской клинической психологии; Практикум по психотерапии и консультированию; Практикум по психосоматике; Супервизия
Вариативная часть:
Дисциплины специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»:
Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте; Эмоциональные нарушения и их коррекция в подростковом и юношеском возрасте; Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития; Спецпрактикум по психодиагностическим методам оценки аномалий поведения и развития в дошкольном возрасте; Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте; Психология семьи; Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка; Спецпрактикум-тренинг по работе с девиантными подростками; Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
Вузовские дисциплины: Клиническая психология раннего детства; Реабилитационная психология; Дифференциальная диагностика в клинической психологии детского и подросткового возраста
Дисциплины по выбору: Методы и техники ранней помощи; Методы и техники психологической реабилитации и коррекции; Психологическая сопровождение семьи инвалида; Игра и психическое развитие; Детская социальная психиатрия; Психология устойчивости; Дет-ская игровая терапия; Прикладная кинезотерапия; Реабилитация при посстрессовых расстройствах и кризисных состояниях; Психологическая реа-билитация последствий приобретенной инвалидности; Психологическое сопровождение семьи в ранней помощи; Психологическая коррекция детей с соматическими заболеваниями; Дефектология; Психология среды

Практика и научно-исследовательская работа: практическая подготовка осуществляется на базе учебно-производственной лаборатории факуль-тета «Клиническая и специальная психология» в образовательных учреждениях Москвы; психолого-медико-социальных центрах, реабилитацион-ных центрах, на клинических базах.

Трудоемкость программы:
Теоретическое обучение – 273 зач. ед.*
Практика (учебная, производственная), супервизия, научно-исследовательская работа – 48 зач. ед.
Итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка выпускной квалификационной работы) – 9 зач. ед.
Образовательная программа, всего – 330 зач. ед.

*1 зачетная единица = 36 академическим часам

График учебного процесса: Учебный процесс осуществляется по семестрам в форме теоретического обучения, практик, супервизии и научно-исследовательской работы. Каждый семестр завершается зачётно-экзаменационной сессией. Каникулы предусмотрены в зимний и летний период.

Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы

Источник

Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка

клинико психологическая помощь ребенку и семье что этоХрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С.121 — 128

М.Е. Ланцбург
, руководитель «Школы для Пап и Мам»
Психотерапия и клиническая психология: методы,обучение, организация.

Материалы. Росс. Конференции 26–28 мая 1999 г.,
Санкт-Петербург-Иваново 2000

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Медицинская помощь имеет целью формирование здорового ребенка и сохранение здоровья матери. Однако в начальный период развития закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребенка и такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, эмоциональный и интеллектуальный потенциал, стереотип поведения при столкновении с трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека. Представляется важной профилактика и коррекция нарушений психического развития и родительско-детских отношений именно в раннем возрасте, когда может быть получен наибольший эффект. Для этого надо предоставить семье возможность обратиться к специалистам, которые помогут сформировать родительскую ответственность и компетентность, приобрести знания в области обучения и воспитания младенцев (ибо первый институт формирования и обучения ребенка — это семья), диагностируют и скорректируют на раннем этапе возможные отклонения.

Медицинское обслуживание направлено на мать и на ребенка. Психолог рассматривает семью как целостное социальное, психологическое и духовное образование. Семья проходит кризисный период в своем развитии в связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом. В такой сложный момент многие семьи нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Душевное состояние женщины, ее контакт с ребенком, психологический комфорт в семье являются такими же факторами формирования соматического и душевного здоровья ребенка и сохранения здоровья матери, как и те показатели, которые находятся в зоне пристального внимания медиков.

Таблица1. Сравнительная таблица характеристик медицинской и психологической помощи семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.

Методы психологической работы с будущими родителями.

Сопровождение занятий демонстрацией тематических плакатов и манекенов, видеозаписей и прослушиванием аудиокассет с записями музыки и звуков природы усиливает эффект занятий.

Очевидно, что в основу работы с семьей в этот период должен быть положен гуманистический подход. В значительной мере семья нуждается прежде всего в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Принятие на себя родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте чем ответственность за судьбу конкретного ребенка. По сути семья в рассматриваемый период являет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей. Знакомя родителей с представлениями о движущих силах развития личности и отмечая право человека на выбор в каждый момент его жизни, рассматривая понятие семейного сценария и анализируя три состояния человека (родитель-взрослый-ребенок) в соответствии с теорией транзактного анализа Э.Берна, можно подвести будущих родителей к мысли о необходимости пересмотра собственных (часто бессознательных) установок в отношении воспитания детей с целью принятия сознательного решения исходя из их персональной ответственности за судьбу рода и поколений, которые будут жить после них.

Отрабатывая с родителями навыки обращения с ребенком, психолог должен обратить их особое внимание на недопустимость манипулирования человеком. Восприятие ребенком себя самого зависит от отношения к нему родителей. Чтобы воспитать личность, родителям с самого начала следует относиться к ребенку как к субъекту, а это значит вести с ним диалог, уважать его желания и считаться с его особенностями, поощрять его инициативу и доверять его чувствам.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию в слушателях уважения к Природе и доверия к природному началу в человеке. Это связано с тем, что в процессе беременности, родов и раннего развития человек оказывается во власти сил, которыми он не управляет, но которые управляют тем, что с ним происходит. Чтобы принять изменения, происходящие с телом в период беременности (которые часто сопровождаются неприятными ощущениями) и успешно, расслабившись, родить, женщине надо научиться полагаться на мудрую Природу, доверять ей, слышать в себе голос Природы. В этом неоценимую поддержку женщине может оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение в связи с изменениями, происходящими с женой в этот период. На занятиях надо направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабиться, или наоборот, обрести силы. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум моря, картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояния, женщина получает средства для того, чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком.

В процессе релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей и целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и сконцентрировать внимание на ребенке. Это очень важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины к ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка. Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка.

Ряд занятий должны быть посвящены овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других (к концу второго месяца беременности). По сути главный канал общения родителей с младенцем — тактильный. Язык осязания — первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецепторов, а также биологически активные точки расположены в коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша. Владение приемами телесной терапии помогает как расслабить и успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Нынешних бабушек учили не брать своих детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку раннего возраста для его нормального развития. Однако в исследованиях показано, что детям, не имевшим эмоционального контакта с родителями, очень трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, проведению расслабляющих упражнений и массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком и друг с другом.

На занятиях искусством (арттерапией) родители имеют возможность: во-первых, передать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего «я», в-третьих, увидеть в каждом рисунке выражение индивидуальности автора. В перспективе важно, чтобы родители проялялли уважение к проявлениям детского творчества и поощряли его.

В ролевых играх родители имеют возможность отработать значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предложить и разыграть свои варианты разрешения ситуаций и в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детства и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арттерапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляя их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение других о тех или иных проявлениях себя. Такая работа скорее способствует изменению мнения, и создания более адекватного представления о себе и задачах родителя.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов (таблица 3).

Таблица3. Ожидаемые результаты психологической работы с семьей.

Под руководством автора была разработана и внедряется на протяжении 7 лет программа подготовки к материнству и отцовству. Программа рассчитана на 2 месяца (36–40 часов) работы с семьями в малых группах (до 10 семей). Серьезное исследование результатов в настоящее время только начинается. Пока могут быть приведены лишь некоторые данные, полученные на 150 семьях, прошедших подготовку ( на основании опросов).

У 75% женщин роды протекали физиологично, без патологических отклонений ( по России эта цифра не превышает 25–30%). Мужья участвовали в 25% родов. Вспоминая о родах, большинство женщин отмечали, что они протекали именно так, как они ожидали.

Продолжительность периода лактации составила 2 недели и менее — у 10% матерей, 1 месяц — у 5%., до 3 месяцев — у 5%, 6–7 месяцев — у 25%, 9–10 месяцев — у 25%, остальные 30% продолжали кормить до года и более. Таким образом, 80% детей находились на грудном вскармливании как минимум 6 месяцев. Исключительно на грудном вскармливании (без докорма ) до 4–6 месяцев находились 25% младенцев.

При этом матерям приходилось вступать в конфликт с участковыми педиатрами, которые до сих пор ориентируют родителей на введение прикорма с 1–3 месяцев. Лактацию удавалось сохранить, так как женщины были осведомлены о комплексе средств по поддержанию процесса выработки молока. Мастита не наблюдалось ни у одной из матерей, так как при первых признаках лактостаза матери применяли профилактические меры: прикладывание ребенка к больной груди, рассасывающие компрессы и др.

После родов 20 семей участвовали в патронаже детей первого года жизни, который проводили неонатолог и психолог, а также детские врачи-специалисты. Посещение семей осуществлялось в эпикризисные периоды: после рождения, через месяц, два, три, шесть, девять, двенадцать. Проводилась диагностика здоровья и развития, оказывалась эмоциональная поддержка семье, давались рекомендации по оздоровлению и занятиям с ребенком, при необходимости назначался курс лечения. У 67% семей, находившихся на патронаже, дети развивались хорошо, были активны и эмоционально уравновешены, возникавшие проблемы снимались на ранних сроках (в то время как в Москве не более 20% детей первого года практически здоровы).

Таким образом, в период ожидания ребенка и его раннего детства семья помимо медицинской помощи нуждается в профессиональной психологической поддержке. Цель ее — способствовать созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка. Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на занятиях психолога в школе по подготовке к материнству и отцовству, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет в конце концов к тому, что посещение будущими родителями школ подготовки к отцовству и материнству станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье наравне с наблюдением в женских консультациях.

Источник

Что нужно знать об обращении к психологу для родителей

В условиях распространения коронавирусной инфекции, необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – ежедневный уклад жизни множества людей изменился: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим работы и общения с близкими, темп перемещений, привычные атрибуты уровня комфорта и безопасности.

Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии и состоянии наших детей, возникающие эмоциональные реакции и переживания являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.

В условиях продолжающейся самоизоляции, нового режима дня и отсутствия привычных способов времяпрепровождения, может быть трудно поддерживать измененный образ жизни, сохранять внутри семьи гармоничные отношения, могут дать о себе знать психологические трудности различного характера. Кому-то приспособиться к таким условиям легче, а кому-то сложнее, но, несмотря на складывающиеся обстоятельства, существует возможность обратиться за помощью к специалистам психологам.

Как понять, что вашему ребенку нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.

Кто такой психолог?

Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.

Чем же отличается психолог от психиатра?

Специалист, имеющий психологическое образование

Специалист, имеющий медицинское образование

Специалист, не ставящий диагноз

Врач, который имеет право ставить диагноз

Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты

В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты

При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки, может рекомендовать обратиться к психиатру

При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение

Важно! Работа с психологом – это совместный труд, не только специалиста и ребенка, но и Вас. Ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно и благополучно, если рядом комфортно и благополучно чувствует себя взрослый, который о нем заботится. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает совместно найти пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.

Как понять, что вашему ребёнку нужна помощь психолога?

Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.

Если вы заметили резкие изменения в поведении ребенка, вдруг появившиеся непривычные эмоциональные проявления или высказывания, отмечаете сложности с соблюдением режима (например, нарушение сна, аппетита и пр.) – в первую очередь, постарайтесь поговорить с ребёнком, рассказать о сложившейся ситуации и обсудить его чувства. Будьте честны с ребенком, правдивы, постарайтесь подобрать понятные для его возраста слова. Попробуйте понять, что могло стать причиной резких изменений. Также важно помнить, что в процессе перехода от одного возрастного периода к другому происходит преодоление ребёнком так называемого «кризиса», влияющего на изменения поведения или эмоционального фона.

Возрастной период

Характерные возрастные особенности

На что важно обратить внимание

Ранний возраст

Ø Появление самостоятельности и автономности в передвижениях.

Ø Возрастающий интерес к взаимодействию с предметами.

Ø Стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый.

Ø Чувство гордости за свои достижения.

Ø Активное усвоение слов, названий предметов.

Для кризисного периода характерны: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, преувеличение значимости собственного мнения в противовес мнению родителей, желание чтобы все вокруг, выполняли желаемое по требованию ребёнка.

Ø Изменения, связанные с режимом дня: нарушения сна, отказ от еды, отказ использовать горшок, мыться, переодеваться.

Ø Очень бурные эмоциональные проявления в виде частого и громкого плача, капризов.

Ø Чрезмерная двигательная активность.

Дошкольный возраст

Ø Предпочтение отдается самостоятельной деятельности (без участия взрослого).

Ø В играх со сверстниками ребенок моделирует поведения взрослого.

Ø Преодоление эгоцентризма.

Ø Усвоение понятий добра и зла.

Ø В 6-7 лет возникновение внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться).

Для кризисного периода характерны: появление секретов, манерничанье, мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое.

Ø Нарушение сна, недержание мочи, отказ от еды.

Ø Повышенная возбудимость, подавленность, регресс в поведении, заикание, усиление симбиоза с родителями.

Младший школьный возраст

Ø Учебная деятельность является ведущей, основной.

Ø Активно развиваются навыки планирования собственных действий.

Ø Происходит формирование воли.

Ø Развивается сознательная саморегуляция памяти, внимания.

Ø Замкнутое, отстраненное поведение, отказ от действий, связанных с общением.

Ø Агрессивность, раздражительность (особенно по отношению к родителям и значимым взрослым).

Ø Трудности в выполнении ежедневных обязанностей.

Ø Головные или желудочные боли, расстройство стула, нарушения сна.

Ø Регрессивные проявления: недержание мочи, сосание пальца, отказ спать одному.

Подростковый возраст

Ø Освоение норм социальной жизни, нравственных норм регуляции отношений в сообществах сверстников.

Ø Появление чувства взрослости, самосознания.

Референтной группой на этом этапе является группа сверстников – именно их мнения и оценки становятся наиболее значимыми для подростка.

На первый план выходит деятельность по построению личностных взаимоотношений со сверстниками.

Среди когнитивных процессов на передний план выходит развитие абстрактно-логического мышления, сконцентрированного в этот период на построении временных перспектив и планов на будущее.

В поведении подростков преобладает: желание ребёнка видеть себя в роли взрослого, требование того, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому.

Ø Агрессивное, деструктивное поведение.

Ø Протестные реакции.

Ø Демонстрация безразличия, отчужденности от дружеской компании.

Ø Головные боли, трудности концентрации внимания.

Ø Затруднения в учебной деятельности.

Таким образом, мы можем выделить характеристики, которые могут проявляться по отдельности или одновременно и требуют повышенного внимания со стороны взрослых: эмоциональная нестабильность, апатия, возникновение психосоматических симптомов, нарушение привычной деятельности, появление страхов.

В том случае, если на протяжении некоторого времени (от 5 дней и более) вы видите устойчивое и не проходящее появление этих и/или перечисленных в таблице выше проявлений, либо поведение и эмоциональное состояние ребенка вызывает опасение – это повод обратиться за консультацией к психологу.

Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?

Психологическая консультация — это процесс, организуемый специалистом с целью снизить эмоциональное напряжение и способствовать решению озвученной вами или вашими детьми проблемы.

Если вы хотите обратиться за помощью для своего ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста будьте готовы к тому, что на первичной консультации, важным моментом является участие родителей. Также психолог может предложить вам разделить как личную, так и дистанционную консультацию на блоки, в процессе которых он сможет пообщаться одновременно со всеми, а также с Вами и с ребёнком наедине.

Подростки часто могут предпочитать беседы со специалистом наедине, хотя в зависимости от ситуации присутствие родителей на консультации или её части бывает важным и необходимым. В случае общения наедине психолог с подростком должны совместно решить, что из обсуждаемой ими информации будет транслировано родителям, как и кто будет рассказывать об этом родителю.

Что будет происходить на консультации?

В рамках возрастно-психологической модели консультирования можно выделить следующие этапы:

1. На первом этапе специалист беседует с родителем. В процессе консультации обсуждаются ситуации вызывающие беспокойство и родители при помощи специалиста формуируют запрос для дальнейшей работы с ребёнком. Психолог уточняет информацию, которая поможет ему в последствии выявить причины возникших трудностей. Родителям могут быть заданы вопросы, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и других микроколлективах, в которые включен ребёнок.

2. Следующий этап проводится непосредственно с участием ребёнка и носит диагностический характер. Психолог, используя специализированные методики, соответствующие возрасту ребёнка, оценивает его психологическое состояние в целом и исследует сферу, которая обозначена родителями как проблемная. В некоторых случаях необходимо проведение нескольких диагностических встреч.

3. Далее специалист знакомит родителей с результатами диагностики, на основе которых, предлагает комплекс мероприятий по развитию личностных качеств и/или коррекции поведения ребёнка. Родитель принимает решение о необходимости дальнейшей работы с психологом, и только после этого специалист может приступить к реализации комплекса утверждённых родителем мероприятий.

4. В рамках консультаций психолог может предложить ребёнку и присутствующим родственникам совместные упражнения или задания. Ребёнку также могут быть предложены для выполнения специализированные методики (например, рисование, лепка, игра и пр.).

Специалист, также, может предложить вам «домашние задания», которые будут способствовать закреплению, полученного на консультации результата или получению вами и вашим ребёнком нового опыта общения (например, совместные игры по определенным сценариям, выполнение совместно заданий и пр.).

Для достижения желаемого результата детский психолог и родители должны работать вместе, очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, выполняли рекомендации специалиста.

В актуальной ситуации наиболее доступными являются различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):

— по переписке (через интернет сайты психологической помощи);

— онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)

Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для всех способов дистанционной психологической консультации важными характеристиками являются – безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить эмоциональное напряжение, волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении. Однако, важно учитывать, что в зависимости от возраста ребенка, при консультации по телефону или по переписке через интернет сайты – помощь ребенку будет оказываться опосредованно, через родителя, если ребенок не может взаимодействовать (говорить, переписываться) с психологом напрямую.

Психологическая помощь по телефону и в форме переписки

За психологической помощью в этих форматах может обратиться родитель. Специалист окажет эмоциональную поддержку и обсудит с Вами возможные пути решения проблемного вопроса или способы обращения за дальнейшей помощью.

Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи

Можно сказать, что такой вид психологической помощи очень похож на то, что происходит в кабинете психолога при личной встрече и именно в таком формате возможна дистанционная работа психолога с ребенком. Во время видео консультации есть контакт глаз, живой диалог, непосредственное общение «здесь и сейчас». Только это живое общение происходит в комфортной для каждого участника диалога обстановке. Такой вид помощи привлекателен тем, что он сродни очному приему, но в отличие от него, вы можете находиться в комфортном для себя пространстве (например, дома), специалист, который с вами ведет работу, может территориально проживать в другом городе, регионе, стране. Также важно, что специалист сможет увидеть ребенка в его естественной, повседневной обстановке. Сейчас существует большое количество приложений, позволяющих осуществлять видео консультации в дистанционном формате.

Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?

• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Плюсом будут свидетельства о дополнительном профессиональном образовании в области возрастной психологии. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.

• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, каков уровень компетенции конкретно в том, что нужно вам?

• Опыт работы. Важно понимать, какой профессиональный путь у специалиста. Работал ли он по специальности? Чем непосредственно занимался? Какие задачи решал? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее детей, семьи или родителей? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Целесообразно искать специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей вашему запросу. Например, если вы обращаетесь к специалисту за помощью в связи со сложностями в учебе ребенка или взаимодействии со сверстниками, расспросите специалиста, имеет ли он опыт помощи в подобных ситуациях.

Выпускники ВУЗов, начинающие специалисты могут не иметь длинного послужного списка, но, к примеру, могли проходить специализированную практику, получить опыт в процессе написания диплома.

• Достижения. Можно также обратить внимание, есть ли у специалиста какие-либо награды, является ли он автором научных публикаций; имеет ли дипломы об участии в профессиональных событиях, членство в отечественных или зарубежных ассоциациях психологов. Все это может говорить об опыте специалиста, уровне его профессиональной активности, принадлежности к профессиональному сообществу.

• Ваши собственные ощущения от взаимодействия с психологом. Внутреннее понимание «мое», «не мое», чувство доверия, безопасности, принятия и поддержки. Вам и вашему ребенку должно быть комфортно взаимодействовать с этим человеком. В процессе или спустя какое-то время после общения с психологом, даже если сама консультация была эмоционально сложной, должно становиться легче, лучше, ситуация, с которой вы обратились, должна начать меняться. Доверьтесь вашим собственным ощущениям. Это важно.

Дополнительно в поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.

К чему следует отнестись с осторожностью?

• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе духовные практики, упражнения, техники саморегуляции и дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к психотерапевтическому процессу могут использоваться для решения некоторых задач (освоение навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами. Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.

Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.

На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, это не значит, что вы вынуждены оставаться наедине со своими переживаниями. Существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи, для онкобольных и их родственников и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в вашем регионе, городе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.

Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам

Важно помнить, что наиболее значимым для сохранения гармоничного состояния ребёнка, даже в самых непривычных и новых условиях, является взаимодействие с близкими взрослыми. Чем младше ребёнок, тем сильнее на его эмоциональное состояние и поведение влияет то как чувствуют себя рядом находящиеся взрослые: если вы встревожены – ребенок тоже будет тревожиться. Поэтому очень важно, чтобы собственное эмоциональное и психологическое состояние были стабильны.

Если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *