квалификационный заезд что это

Статья 8. Квалификационные заезды

Статья 8. Квалификационные заезды.

8.1. Регламент соревнований должен содержать полную информацию о проведении квалификационных заездов, а именно:

— последовательность и порядок стартов (в т.ч. количество циклов квалификационных заездов),

— наполняемость трассы (количество автомобилей одновременно находящихся на дистанции),

— количество зачетных кругов,

— порядок и место схода с трассы,

— способ составления по итогам заездов Приоритетного списка,

— порядок, время и место распределения стартовых номеров или публикации стартовой ведомости.

При этом Водитель должен иметь возможность проехать минимум один полный круг после разгонного круга.

8.2. Хронометраж в квалификационных и зачетных заездах ведется:

— при ручном хронометраже с точностью 0,1 сек. (значения остальных разрядов отбрасываются);

— при автоматическом хронометраже с точностью до 0,01 сек.

8.3. Фиксируется время прохождения по зачетной трассе каждого круга каждым автомобилем при их раздельном старте при интервале (на момент начала движения каждого последующего автомобиля) не менее чем в 200-250 метров.

8.4. Хронометрируются все круги, но в приоритетный список для распределения стартовых номеров принимается результат лучшего круга.

При равенстве зачетных результатов у двух и более Водителей сравниваются результаты вторых, третьих и т.д. (по времени прохождения) кругов.

8.5. Коллегия Спортивных Комиссаров вправе присвоить стартовый номер (из числа свободных, предусмотренных системой зачета) Водителю, прошедшему на свободной тренировке хотя бы один круг, но не участвовавшему в квалификационных заездах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

История форматов квалификаций «Формулы-1»

К новому квалификационному формату пора вспомнить, как менялись квалификационные заезды в прошлом.

До появления Чемпионата мира среди гонщиков, которой позже станет «Формула-1», места на решётке часто разыгрывались жеребьёвкой. Но «Ф-1» изменила этот подход, с первого же Гран-при было введено две сессии квалификации для выявления быстрейшего гонщика.

46 сезонов подряд квалификация проходила в таком формате: одна сессия в пятницу, вторая — в субботу.

Конечно, в каждом десятилетии были свои особенности — от специальных квалификационных шин и двигателей для одного быстрого круга в 80-х до предварительной утренней квалификации в конце 80-х и начале 90-х — но по сути, формат оставался такой же, как и всегда.

Такая квалификация была несовершенна: например, если в субботу шёл дождь после сухой пятницы, то смысла в этой сессии не было.

Для увеличения смотрибельности по ТВ и для более честной борьбы, регламент квалификаций решили поменять в сезоне-1996.

Теперь, у гонщиков был час, за который они могли проехать 12 кругов, лучший из которых и шёл в зачёт.

Этот квалификационный регламент продержался 7 лет и был изменён перед сезоном-2003, из-за того, что команды часто ждали конца сессии в гараже улучшения условий трека и чистой трассы, чтобы не попасть в трафик.

Решением проблемы с долгим стоянием в гараже стало появление однокруговых квалификаций.

В пятницу гонщики делали быстрые круги в порядке личного зачёта. Затем, в субботу процедура повторялось, только уже очередь была выстроена от самого медленного в пятницу, до самого быстрого.

Проблемой такого формата являются меняющиеся погодные условия и состояние трека. Однокруговая квалификация останется ещё на несколько лет, но в измененном виде.

В сезоне-2004 обе сессии стартовали в субботу, но первая проводилась по итогам прошлого этапа, а не положения в чемпионате.

Во второй сессии, всё также, самый медленный водитель начинал заезд, но из-за того, что теперь две сессии стали слишком близки, появилось место для хитростей.

В специальном развороте своей «Феррари» в первом сегменте в Сильверстоуне признался Михаэль Шумахер. Он показал медленное время в первой попытке, стартовал в начале во второй и имел больше шансов, чем его оппоненты из-за ухудшения погодных условий со временем.

В сезоне-2005 было решено начать суммировать время в первом и втором сегменте. Первая сессия теперь начиналась в субботу на «пустых» баках, а вторая — воскресным утром на «полных».

Такой формат не понравился ни командам, ни фанатам. После шести этапов «Формула-1» перешла к упрощённой системе.

В оставшихся 13 этапах гонщики проводили квалификацию в один круг в субботу днём на гоночной заправке болида. Популярность квалификаций в «Формуле-1» продолжала падать, новый формат был не за горами.

После трёх лет однокруговой заездов, для определения позиций на стартовой решётке, «Формула-1» вернулась к многокруговым квалификациям.

Новая квалификационная система состояла из трёх сегментов. Самые медленные гонщики постепенно исключались из квалификации, пока не оставалась десятка пилотов, которая проходила в третий сегмент для борьбы за поул-позицию. Но у этой системы были свои недостатки.

Во-первых, гонщики прошедшие в третий сегмент, должны показать попытку с тем количеством топлива, на котором они стартуют в воскресенье, из-за чего машины не были так быстры. Во-вторых, система «топливного кредита», которая была введена для того, чтобы у гонщиков хватало топлива на гонку, из-за чего болиды просто наматывали круги на трассе, чтобы сжечь топливо в субботу и вернуть больше в воскресенье.

В сезоне-2008 ввели запрет на добавление топлива после квалификации, что исключило «сжигание топлива». Но из-за этого гонщики стали просто экономить горючее, чтобы оставить побольше на старт самой гонки. Это было куда важнее, чем занять поул-позицию.

Запрет на дозаправку в сезоне-2010 позволил гонщикам вновь показывать быстрые круги на трассе в субботу, не рискуя стартовать с меньшим количеством топлива, чем конкуренты. Сессия также состоит из трёх сегментов: 15 гонщиков проходят из первого во второй, 10 — из второго в третий.

В сезоне-2016 для повышения зрелищности квалификации было решено вернуть выбивание самых медленных пилотов сессии. За несколько минут до конца сегмента включался 90-секундный таймер, по истечении которого, самый медленный гонщик покидал квалификацию. После двух Гран-при «Формула-1» признала, что это неудачный формат и выбивание убрали.

То, что мы увидим на этих выходных. Сначала гонщики проведут обычную квалификацию в пятницу, по итогам которой узнают стартовый порядок на субботнюю мини-гонку.

Сама мини-гонка будет примерно в три раза короче, чем воскресная и без обязательной остановки. По итогам субботней гонки будет составлена воскресная стартовая решётка. Также, обладатели подиума в субботу получат очки: 3-2-1.

Такой формат должен пройти на трех этапах этого сезона.

Источник

Спорт против шоу: нужны ли Формуле-1 квалификационные гонки?

квалификационный заезд что это

В 2020 году впервые в истории в рамках одного этапа Формулы-1 могут пройти сразу две гонки: коммерческие владельцы чемпионата мира предлагают проводить дополнительный заезд вместо квалификации. Хорошо это или плохо?

Вторая попытка

квалификационный заезд что это

Впервые о замене квалификационных заездов мини-гонкой в Формуле-1 заговорили еще весной 2016 года. Как раз тогда FIA и предыдущие коммерческие владельцы чемпионата мира, CVC Capital Partners, во главе с Берни Экклстоуном (на фото) потерпели фиаско с форматом на выбывание по ходу сегментов и к третьему этапу сезона отмотали пленку назад. «Мы ищем новые варианты. К примеру, вместо квалификации можно проводить гонку», — заявил тогда Берни, в годы своего правления часто предлагавший радикальные идеи.

Дальше предложения, правда, тогда дело не пошло. А теперь идею квалификационной гонки подхватили новые хозяева чемпионата, Liberty Media. Для американцев нынешний формат вообще неприемлем по той простой причине, что в их понимании заезды на время никак не вяжутся с шоу. В близких им заокеанских сериях IndyCar и NASCAR в субботу трибуны пустуют. В Формуле-1, где распределение стартовых позиций имеет более важное значение, внимание к главному субботнему заезду выше, но все равно разница в цифрах достаточно большая. Взять хотя бы данные посещаемости Гран При России пару лет назад: 42 тысячи болельщиков на трибунах в субботу и 62 тысячи в воскресенье. Даже в Мексике, на одном из самых популярных этапов, эта разница в 2018-м составила 16 процентов — 113 тысяч человек в субботу и 135 тысяч в воскресенье. Разница в размере телевизионной аудитории достигает еще больших масштабов: на американском кабельном ESPN в этом году борьбу за поул в Бахрейне посмотрели 340 тысяч зрителей, а гонку — 711 тысяч.

Естественно, что сравнять аудиторию в субботу и воскресенье априори невозможно: главный день гоночного уик-энда всегда останется главным. Но поднять интерес к субботе можно, и в глазах промоутеров Формулы 1 мини-гонка — один из вариантов.

Эксперимент с прицелом на 2021-й

квалификационный заезд что это

За что нужно отдать должное Liberty Media, так это за спокойное и взвешенное принятие решений. Они не рубят с плеча, как их предшественники с тем же неудачным форматом квалификации в 2016-м или с двойными очками в 2014-м. Пока американцы предложили лишь попробовать обкатать новую идею. «Речь идет об эксперименте. Хочу подчеркнуть слово «эксперимент». Базовый формат гонки достаточно хорош, но как узнать, будет ли интересной спринтерская гонка? Сделать это можно лишь на трассе. С учетом стабильного регламента 2020 год — идеальное время для такой проверки», — заявил спортивный директор Формулы-1 Росс Браун.

Как это будет выглядеть?

квалификационный заезд что это

Экспериментальную гонку вместо квалификации предлагается провести на трассах, где есть проблемы с обгонами, но не слишком критичные: в Шанхае, Барселоне и Ле-Кастелле. Официальных подробностей самого формата нет. Но, согласно информации немецких инсайдеров, Liberty Media предлагает командам провести 100-километровый заезд. Это равно 30 кругам в Монако, 21 — в Барселоне, 17 — на «Сочи Автодроме» или 14 — в Спа.

При этом предлагается снять ограничения по расходу топлива и выбору состава шин. Но главной особенностью квалификационной гонки станет реверсивная стартовая решетка. По какому принципу предлагается формировать этот обратный порядок на старте? Приоритетная версия — за основу будет браться положение в чемпионате. Однако будет ли перевернута только первая десятка или весь пелотон, пока остается загадкой. Пожалуй, справедливее было бы переворачивать только первую десятку, а основываться, скажем, на результатах предыдущей гонки, как это было с порядком выезда в пятничной квалификации в 2003-м.

А пилоты — против!

квалификационный заезд что это

Идея Liberty Media пришлась не по душе гонщикам, которые в один голос достаточно категорично высказываются о новом предложении.

Льюис Хэмилтон (Mercedes): «Кажется, авторы этого предложения сами не знают, что предлагают».

Себастьян Феттель (Ferrari): «Какой-то бред. Если мы хотим улучшить зрелищность, то надо думать, как сократить разрывы между командами, а не менять пилотов местами на стартовом поле. Не знаю, какому гению пришла в голову эта идея».

Макс Ферстаппен (Red Bull Racing): «Я считаю, что с нынешним форматом все нормально. Не знаю, как можно проводить квалификацию иначе».

Даниэль Риккьярдо (Renault): «Не думаю, что сейчас нам это нужно. Если изменения правил в 2021-м сработают и разрывы между командами сократятся, то нет смысла менять формат квалификации».

Кевин Магнуссен (Haas): «Не думаю, что формат квалификации нуждается в изменении. В изменении нуждаются машины и статьи расходов команд».

Карлос Сайнс (McLaren): «Сначала Формуле-1 надо разобраться с двумя важными моментами: большими разрывами между командами и проблемой с обгонами. Возможно, тогда и не понадобится гонка с реверсивным стартовым полем, потому что и без этого будет интересно».

Лэнс Стролл (Racing Point): «Мне кажется, что такая гонка будет очень скучной. Сейчас многое решает стратегия, которой на дистанции 25 кругов попросту не будет. Пелотон просто будет ехать паровозиком от старта до финиша».

Даниил Квят (Toro Rosso): «Это заплатка, а не решение проблемы! Нужно повысить уровень конкуренции в пелотоне, и тогда не придется придумывать спринтерские гонки и тому подобное».

Кими Райкконен (Alfa Romeo): «Все зависит от того, как будет реализована эта идея. Но лично мне кажется, что квалификация интереснее мини-гонки».

Джордж Рассел (Williams): «Не очень хорошая идея. Прежде всего, в Формуле-1 надо уменьшить разницу в скорости между машинами разных команд и уже потом искать способы повышения зрелищности».

Пилоты всех десяти команд на удивление высказываются в похожем тоне. В Сочи ветеран формульной журналистики Дитер Ренкен даже заподозрил их в коллективном сговоре. Южноафриканец, конечно, любит искать черную кошку в темной комнате, но, возможно, его подозрения в данном случае оправданны. Тут речь может идти о политической игре команд, не в интересах которых проведение гонки в субботу. На кону дополнительные расходы и более высокая нагрузка на механиков, ведь количество аварий в субботу наверняка возрастет. А это значит, что потребуется и больше запчастей.

Отклонить предложение с экспериментом в 2020-м проблем нет: для его претворения в жизнь Liberty Media нужно единодушное одобрение всех десяти команд. Но регламент 2021-го американские владельцы Формулы-1 могут составлять так, как им заблагорассудится, учитывая отсутствие Договора согласия с участниками. Так что в интересах команд выставить на публике неудобное им предложение в максимально невыгодном свете. В политической борьбе, как известно, все средства хороши…

квалификационный заезд что это

Понятно, что при новом формате субботних заездов на трассе должно быть больше борьбы и экшена. Да и сама по себе идея квалификационной гонки не нова для авто- и мотоспорта. Почти четыре десятка лет по результатам боевого заезда определяется стартовая решетка в престижном Гран При Макао Формулы-3. В «Дайтоне 500», главном этапе серии NASCAR, квалификационные гонки проходят аж с 1959 года. А с этого сезона в чемпионате мира по Супербайку организуют спринт, в котором определяется порядок старта во второй гонке.

Вопрос в случае с Формулой-1 в другом. Надо ли при успешности эксперимента отказываться от квалификации и на всех этапах проводить гонку? А что тогда делать со всей статистикой поулов? Рекорд Льюиса Хэмилтона можно тогда увековечивать. В прошлое уйдет целый соревновательный сегмент Формулы-1 со своим героями и легендами. Это как если бы организаторы веломарафона «Тур де Франс» взяли да и отказались от индивидуальной гонки с раздельным стартом. «Квалификация — это спринт, который значительно отличается от гонки. На один быстрый круг пилот выходит с другим настроем, преследуя только одну цель — выжать максимум из машины и себя», — говорил трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, которому не было равных в квалификации.

Так что тут вопрос даже не в сохранении традиций, а в будущем целой спортивной дисциплины в Формуле-1. Не станет ли отказ от привычной квалификации слишком дорогой платой за шоу в субботу днем?

Источник

Спринт в Формуле-1: Что это такое, как будут начисляться очки, зачем он нужен

квалификационный заезд что это

В 2021-м году в Формуле-1 появится совершенно новый формат гонки – это квалификационный спринт. В апреле руководство «королевских гонок» утвердило, что уже в текущем сезоне будет проведено три спринта, а через год их может стать шесть. Рассказываем о том, что такое квалификационный спринт.

РЕГЛАМЕНТ И ФОРМАТ

Квалификационный спринт – это мини-гонка на 100 километров. Предполагает, что она будет длиться примерно 25-30 минут. По итогу этой гонки победитель получит три очка, два очка – обладатель второго места и одно – финишировавший на третьем месте. При этом во время спринта не будет пит-стопов.

Результаты квалификационного спринта определят стартовую решётку во время основного гран-при.

ЧТО БУДЕТ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ И ПРАКТИКАМИ НА ТАКИХ ЭТАПАХ?

Классическая квалификация будет перенесена на пятницу, а вот количество свободных заездов уменьшится на один. Теперь будет две сессии свободных заездов.

Стоит сказать, что на таких этапах квалификации будет изменены правила использования шин. Теперь команды будут использовать только «софт». При этом во время основной гонки пилоты могут самостоятельно выбирать комплект резины, а не тот, на котором они показали лучшее время во втором сегменте.

ГДЕ ПРОЙДУТ СПРИНТЕРСКИЕ ГОНКИ?

На текущий момент точно известно, что первая спринтерская гонка пройдет на гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Скорее всего, такая гонка будет и в итальянской Монце. А вот по поводу третьего этапа пока что остаются вопросы – больше всего шансов в бразильского Интерлагоса.

Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун считает, что в 2022-м будет как минимум шесть спринтерских гонок.

ЧТО ДУМАЮТ ПИЛОТЫ И БОССЫ КОМАНД?

Мнений относительно нового формата разделились практически пятьдесят на пятьдесят. Приведем лишь несколько цитат.

Жан Тодт, президент ФИА:

— Если честно, мне не нравится идея спринтерских гонок. Мне кажется, что Формуле-1 это не нужно. Тем не менее, мы понимаем, что Формуле-1 нужны новые форматы, все хотят попробовать что-то новое. Давайте попробуем сделать этот эксперимент, посмотрим, как пойдет. Самое главное, чтобы это не навредило воскресной гонке.

Андреас Зайдль, руководитель «Макларена»:

— Мы всегда выступали за спринтерские гонки. Здорово, что уже в этом году мы сможем опробовать данный формат. При этом мы понимаем, что нужно действовать достаточно осторожно. Посмотрим, добавит ли спринт интригу в борьбу в чемпионате.

Себастьян Феттель, пилот «Астон Мартин»:

— Я считаю, что новый формат сделает уикенд ещё более напряженным. У нас будет меньше времени на подготовку, сразу нужно будет показывать результат. При этом все будут в равных условиях, так что скоро мы узнаем, понравится ли такой формат зрителям или нет.

Хельмут Марко, консультант «Ред Булл»:

— Я не буду пока делать никаких выводов. Давайте завершатся три экспериментальных спринта, и тогда мы точно скажем, есть ли в них смысл или нет. Мы открыты к тому, чтобы дать спринтерским гонкам шанс закрепиться в календаре чемпионата.

Эрик Булье, руководитель гран-при Франции:

— Мне нравится идея спринтерских гонок, но я считаю, что они должны использоваться или на всех этапах или вообще не использоваться. Условия должны быть одинаковыми для всех.

Источник

День свободных заездов чемпионата Формулы-1

квалификационный заезд что это

Третья сессия свободных заездов чемпионата Формулы-1

Три сегмента квалификации Формулы-1

По правилам, до гонки допускаются только те пилоты, которые показали время не хуже 107% от времени поула. Но это требование не является жестким, а применяется на усмотрение стюардов, которые сами являются бывшими гонщиками. Поэтому они всегда находят причину, чтобы допустить пилота до гонки (сломался болид, не ко времени пошел дождь, показано хорошее время на свободных заездах и т.п.). Сейчас правило 107% носит, скорее, страховочный характер.

В зависимости от общего числа участников квалификации (18, 20 или 22), в первом и втором сегментах выбывает по 4, 5 или 6 пилотов.

Первый сегмент продолжается 18 минут. По его итогам для продолжения борьбы отбираются 14, 15 или 16 пилотов, показавших лучшее время круга, а выбывшие расставляются на последние места.

Второй сегмент продолжается 15 минут, по его итогам отбирается 10 пилотов для третьего сегмента, а для выбывших определяется порядок на стартовой решетке, начиная с 11 места.

В третьем сегменте, который продолжается 12 минут, определяется порядок 10 самых быстрых пилотов в начале стартовой решетки.

При 22 участниках в первом и втором сегментах квалификации выбывает по 7 пилотов.

В последние 1.5 минуты финала на трассе ведут борьбу два пилота первой линии, из которых по лучшему времени определяется обладатель поула.

* Применялся на двух первых этапах 2016 года в Австралии и Бахрейне, после чего его отменили

Шины Формулы-1

Традиционный формат квалификацииФормат квалификации начала 2016 года*

В 2014-2015 году специалисты Pirelii выбирали два оптимальных варианта шин на каждый этап. Каждому пилоту Формулы-1 на квалификацию и гонку предоставлялись 4 комплекта более мягких шин и 3 комплекта более жестких шин. Из этих 7 комплектов шин 6 комплектов используются на усмотрение команды. Дополнительный комплект более мягких шин можно задействовать только в заключительном третьем сегменте квалификации, если пилот туда прошел, а иначе его можно поставить в гонке.

В 2017 году ширина шин была увеличена с целью улучшения сцепления.

В 2018 году общее число вариантов шин было увеличено до 7 при прежнем числе вариантов, доступных на этап.

квалификационный заезд что этоОбычно в квалификации Формулы-1 применяются самые мягкие шины, т.к. они лучше держат болид на трассе и позволяют пройти круг на большей скорости, чем жесткие шины. Но если команда уверена в том, что она может пройти сегмент на более жестких шинах, то может поставить их. Смысл заключается в экономии мягких шин, которые могут быстро изнашиваться.

Работа пилота в квалификации чемпионата Формулы-1

квалификационный заезд что это

Иногда пилоту удается воспользоваться слип-стримом, пристроившись за впереди идущим болидом своей или другой команды и ускоряясь за счет его воздушного потока. Этот трюк требует очень точного расчета времени и слаженной командной работы.

Спринт-квалификация Формулы-1

В 2021 году планируется провести несколько пробных «спринт-квалификаций». Это спринтерские субботние гонки, которые пройдут на нескольких трассах (для чего предварительную квалификацию перенесут на пятницу).
Формат этапа изменится:

Для пятничной квалификации гонщикам будут выдаваться по пять комплектов шин Soft, а для спринт-квалификации можно будет выбрать любые два комплекта, но обязательного пит-стопа для смены шин не будет. В гонке можно будет использовать любые шины из набора.

Пресс-конференция и подготовка к гонке Формулы-1

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шинный регламент 2014-2015 годаШинный регламент 2016-2021 года