квалификация в гонках что это

Что такое квалификация в Формуле 1: интересная статистика поулов

квалификация в гонках что это

Легендарный пятикратный чемпион Формулы 1 Хуан Мануэль Фанхио стартовал с поул-позиций в 56,86% всех Гран-при, в которых принял участие.

Что такое квалификация Формулы 1?

Что такое поул позиция в Формуле 1?

Первое место на старте гонки Формулы 1 (да и других автогоночных чемпионатов) называется поул-позицией, или просто поулом.

В последние годы принято проводить три квалификационные сессии в течение часа-полутора. В первой сессии отсеивается несколько самых медленных пилотов, которые занимают места на старте с 17 по 22. Во второй сессии определяются обладатели следующих семи мест на старте Гран-при. Оставшиеся десять быстрейших гонщиков сражаются между собой за поул и остальные места в первых рядах стартового поля.

За поул-позицию в Формуле 1 не начисляются очки (как, скажем, в GP2 и многих других чемпионатах). Однако победитель квалификации обладает наибольшими (хотя и далеко не стопроцентными) шансами на победу.

Самое большое количество поулов

Великий Айртон Сенна стартовал с поул-позиций в 65 из 161 Гран-при Формулы 1, в которых он принял участие, а это более 40%. А было ли у кого-либо больше поулов? Или, что менее вероятно, было ли у какого-нибудь гонщика большее соотношение поулов/стартов, чем у Бразильского Волшебника?

Из этой статистики исключены гонщики, которые участвовали лишь в гонках Индианаполис-500. Эти знаменитые американские соревнования входили в календарь чемпионата мира в 50х годах, но редко кто из европейцев принимал в них участие. Получается, что американские пилоты тех времён зачастую даже не подозревали о том, что участвуют ещё и в некоем чемпионате мира Ф1. Если принимать во внимание их достижения, то, вероятно, найдутся такие пилоты, которые стартовали в Индианаполисе с поула, но при этом участвовали лишь в одной-двух гонках из чемпионата мира в классе Формула 1. Стопроцентное достижение здесь выглядит не выдающейся спортивной победой, а лишь курьёзом статистики и истории.

Из выступающих ныне пилотов ярко выделяется Себастьян Феттель. Немец побеждал в квалификациях 45 раз, а всего выходил на старт 120 раз. Таким образом, его процент стартов с поула составляет впечатляющие 37,5% (45/120*100). Посмотрим, впрочем, как изменится это число в конце его карьеры.

Источник

Правила Формулы 1

квалификация в гонках что это

Немного общей информации

Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.

Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь.

Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

квалификация в гонках что это

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

Система очков

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

квалификация в гонках что это

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

квалификация в гонках что это

Подготовка к старту

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Источник

День свободных заездов чемпионата Формулы-1

квалификация в гонках что это

Третья сессия свободных заездов чемпионата Формулы-1

Три сегмента квалификации Формулы-1

По правилам, до гонки допускаются только те пилоты, которые показали время не хуже 107% от времени поула. Но это требование не является жестким, а применяется на усмотрение стюардов, которые сами являются бывшими гонщиками. Поэтому они всегда находят причину, чтобы допустить пилота до гонки (сломался болид, не ко времени пошел дождь, показано хорошее время на свободных заездах и т.п.). Сейчас правило 107% носит, скорее, страховочный характер.

В зависимости от общего числа участников квалификации (18, 20 или 22), в первом и втором сегментах выбывает по 4, 5 или 6 пилотов.

Первый сегмент продолжается 18 минут. По его итогам для продолжения борьбы отбираются 14, 15 или 16 пилотов, показавших лучшее время круга, а выбывшие расставляются на последние места.

Второй сегмент продолжается 15 минут, по его итогам отбирается 10 пилотов для третьего сегмента, а для выбывших определяется порядок на стартовой решетке, начиная с 11 места.

В третьем сегменте, который продолжается 12 минут, определяется порядок 10 самых быстрых пилотов в начале стартовой решетки.

При 22 участниках в первом и втором сегментах квалификации выбывает по 7 пилотов.

В последние 1.5 минуты финала на трассе ведут борьбу два пилота первой линии, из которых по лучшему времени определяется обладатель поула.

* Применялся на двух первых этапах 2016 года в Австралии и Бахрейне, после чего его отменили

Шины Формулы-1

Традиционный формат квалификацииФормат квалификации начала 2016 года*

В 2014-2015 году специалисты Pirelii выбирали два оптимальных варианта шин на каждый этап. Каждому пилоту Формулы-1 на квалификацию и гонку предоставлялись 4 комплекта более мягких шин и 3 комплекта более жестких шин. Из этих 7 комплектов шин 6 комплектов используются на усмотрение команды. Дополнительный комплект более мягких шин можно задействовать только в заключительном третьем сегменте квалификации, если пилот туда прошел, а иначе его можно поставить в гонке.

В 2017 году ширина шин была увеличена с целью улучшения сцепления.

В 2018 году общее число вариантов шин было увеличено до 7 при прежнем числе вариантов, доступных на этап.

квалификация в гонках что этоОбычно в квалификации Формулы-1 применяются самые мягкие шины, т.к. они лучше держат болид на трассе и позволяют пройти круг на большей скорости, чем жесткие шины. Но если команда уверена в том, что она может пройти сегмент на более жестких шинах, то может поставить их. Смысл заключается в экономии мягких шин, которые могут быстро изнашиваться.

Работа пилота в квалификации чемпионата Формулы-1

квалификация в гонках что это

Иногда пилоту удается воспользоваться слип-стримом, пристроившись за впереди идущим болидом своей или другой команды и ускоряясь за счет его воздушного потока. Этот трюк требует очень точного расчета времени и слаженной командной работы.

Спринт-квалификация Формулы-1

В 2021 году планируется провести несколько пробных «спринт-квалификаций». Это спринтерские субботние гонки, которые пройдут на нескольких трассах (для чего предварительную квалификацию перенесут на пятницу).
Формат этапа изменится:

Для пятничной квалификации гонщикам будут выдаваться по пять комплектов шин Soft, а для спринт-квалификации можно будет выбрать любые два комплекта, но обязательного пит-стопа для смены шин не будет. В гонке можно будет использовать любые шины из набора.

Пресс-конференция и подготовка к гонке Формулы-1

Источник

В поисках идеального формата. Как менялись правила квалификации Ф1

В последние недели формат квалификации стал острой темой в Формуле 1. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить историю правил, по которым определялись позиции на стартовой решётке Больших Призов.

квалификация в гонках что это

В стародавние времена, когда на стыке XIX и XX веков зарождался автоспорт, а гонки проводились по обычным дорогам между городами, вопрос решался просто: участники отправлялись на дистанцию по очереди, через минуту или две, а затем из времени финиша вычиталось время старта.

Но довольно быстро появилась современная процедура, когда все гонщики начинали борьбу одновременно. И вот тут возник вопрос – как же распределять машины на стартовом поле.

Поначалу ему, правда, не придавали особого значения. Обогнать соперника на длинной дистанции было несложно, потому до 30-х годов прошлого столетия стартовые позиции в гонках Больших Призов определялись просто по стартовым номерам, по очередности подачи заявки или путём жребия.

Историки автоспорта до сих пор точно не установили, когда же впервые решётка Гран При была составлена по результатам хронометрируемых заездов – но большинство склоняется к версии, что это произошло на Большом Призе Монако 1933 года. Трасса в княжестве во все времена оставалась сложной для обгонов, так что такой вариант выглядит вполне логично.

Вне формата

Сейчас это кажется странным, но в первые три десятилетия проведения чемпионата мира Формулы 1 чётких правил проведения квалификации не существовало. Более того – по сути, не было даже самой квалификации как таковой! Стартовые позиции определялись по результатам хронометрируемых заездов, которые сейчас принято называть тренировками. Стоит ли говорить, что никаких ограничений, кроме времени самой сессии, тогда не существовало.

Команды могли использовать несколько машин разных моделей – скажем, проводить прямо по ходу уик-энда тесты новых шасси, – произвольно менять пилотов и так далее. Известны случаи, когда гонщик даже проезжал несколько кругов на автомобиле конкурирующей команды.

Отдельные квалификационные заезды появились в расписании уик-эндов Ф1 только в 1975-м. В последующие годы на разных этапах, помимо тренировок, проводилось по две-три квалификации – обычно протяжённость каждой составляла один час.

Так как в те годы количество желающих выйти на старт частенько переваливало за три десятка пилотов, то с 1977-го организаторы этапов мирового первенства начали проводить дополнительную сессию, названную предквалификацией – она была призвана отсеять самых медленных участников ещё до квалификационных заездов, дабы избежать в них столпотворений на трассе.

В последний раз предквалификацию провели в 1992-м, а с середины следующего сезона участников осталось так мало, что все они автоматически попадали на старт – за исключением разве что тех, кто не укладывался в появившийся чуть позже 107-процентный лимит.

квалификация в гонках что это

Один час, 12 кругов

В таком формате стартовые позиции определялись до начала 90-х годов. И только в 1993-м было введено ограничение на количество кругов, которые каждый гонщик может проехать в двух 60-минутных квалификационных сессиях в пятницу и субботу – не более 12-ти. Таким образом, в каждой из них пилот мог совершить максимум десять быстрых кругов (один круг уходил на выезд с пит-лейна, а ещё один – на возвращение в боксы). Но чаще гонщики использовали схему с четырьмя выездами на трассу – с одним «летучим» кругом в каждой попытке.

Такая система просуществовала до 1995 года включительно. Её несомненный недостаток состоял в том, что если в субботу погода портилась, то финальная сессия, которую транслировали большинство телеканалов, превращалась в чистую формальность, а пилоты выезжали на трассу разве только для того, чтобы потренироваться на мокром асфальте.

Поэтому в угоду телевидению и зрелищности в 1996-м формат квалификации изменили, оставив только субботнюю часть – в течение 60-ти минут у каждого гонщика в распоряжении по-прежнему было 12 кругов. Такие правила действовали на протяжении семи сезонов.

Однако и у этого формата были свои недостатки. Зачастую в течение первых 15-20 минут на трассе ничего интересного не происходило – пилоты ведущих команд отсиживались в боксах, пока аутсайдеры накатывали траекторию. Чтобы избавиться от этого, в 2003-м состоялось первое радикальное изменение правил проведения квалификации.

квалификация в гонках что это

Одна попытка

Теперь у каждого гонщика был лишь один круг по пустой трассе, чтобы показать зачётное время. Квалификацию поделили на две части – по результатам пятничных попыток определялся порядок выезда в субботней сессии, которая и определяла позиции на старте гонки. При этом финальную попытку гонщик должен был совершать с тем объёмом топлива в баках, с которым он собирался начать гонку.

Однако при такой схеме нередко получалось так, что пилот, который становился быстрейшим в пятницу и получал возможность последним отправиться на решающую попытку в субботу, оказывался из-за условий на трассе в менее выгодном положении. В 2004-м обе сессии решили проводить в один день – друг за другом.

Но это привело к тому, что порой некоторые гонщики, пытаясь обеспечить себе наиболее выгодный момент для выезда на трассу во второй части, специально проезжали первый быстрый круг в «полгаза» или симулировали проблемы, вызывая улыбки у болельщиков и журналистов.

Поэтому к следующему сезону система была вновь доработана – теперь время двух сессий суммировалось. При этом первая, с минимальной заправкой машин топливом, сохранила прописку в субботу, а вторая проводилась в воскресенье за несколько часов до старта гонки. Однако и этот вариант не сработал: в большинстве случае определяющей становилась именно субботняя сессия, а воскресная, к которой было приковано основное внимание телевидения и болельщиков, практически не влияла на итоговые результаты и формирование решётки.

Боссам Ф1 пришлось срочно принимать меры – начиная с седьмого этапа того сезона от воскресной части квалификации было решено отказаться, оставив только субботнюю сессию, в которой гонщики должны были участвовать с заправленными на стартовый отрезок гонки машинами.

квалификация в гонках что это

Игра на выбывание

Несмотря на все попытки найти оптимальное решение, «однокруговой» формат так и не прижился – в 2006-м ему на смену пришла квалификация с выбыванием.Стоит отметить, что здесь Формула 1 выступила пионером – новация оказалась в целом успешной, и её подхватили во многих других сериях.

Сессия была поделена на три сегмента, после первых двух отсеивались более медленные, а в финал проходили самые быстрые. Это обещало нарастание накала борьбы в течение всего часа.

Но и здесь составители правил намудрили. В третьем сегменте гонщики должны были выезжать с запасом топлива на стартовый отрезок гонки – при этом после квалификации израсходованный бензин компенсировался. Это приводило к тому, что в командах нашли возможность получить выгоду – и большую часть третьего сегмента пилоты просто выжигали бензин, проезжая круги намного медленнее, чем могли бы.

В 2008-м доливать горючее перестали, но результаты финального сегмента по-прежнему во много зависели от количества топлива в баках машин. От этой ситуации болельщиков избавил запрет на дозаправки, введенный в 2010-м – он обострил борьбу в финале квалификации, а поул снова стал доставаться быстрейшей комбинации пилота и машины.

В таком виде формат квалификации оставался неизменным до нынешнего сезона, когда всего за несколько недель до первого Гран При было решено ввести систему с отсеиванием пилотов по ходу сегментов.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шинный регламент 2014-2015 годаШинный регламент 2016-2021 года