В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

Приведём верное объяснение:

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол I спряжения.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

Правописание безударных гласных Е/И в личных окончаниях глаголов. 4-й класс

Класс: 4

Цель:

Оборудование:

Тип урока: открытие новых знаний (технология проблемно-поисковая).

Ход урока

I. Оргмомент

II. Чистописание

Наш урок мы начинаем с минутки чистописания. (на доске запись: ояауыиюеёэ)

Посмотрите на данную запись. Из каких букв состоит цепочка?

– Запишите цепочку букв до конца строки.

– На сколько групп можно разделить эти буквы? (на 2)

– На какие? (гласные 1 ряда и гласные 2 ряда)

– Что вы знаете о гласных 1 ряда? (они не обозначают мягкость согласного звука, а обозначают твердость впередистоящего звука).

– Что вы можете сказать о гласных 2 ряда? (они обозначают мягкость согласного звука).

– Какие гласные могут обозначать 2 звука? (я, е, ё, ю)

III. Введение в тему урока

1. – Много хлопот нам доставляют безударные гласные на письме. Часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме другой буквой.

– В каком случае пишется та же гласная, что и слышится? (когда эта гласная ударная или в сильной позиции)

– Когда возникают сомнения? (когда гласная безударная или в слабой позиции).

– Какие гласные могут быть в слабой позиции? (а, я, о, е, и)

– Подчеркните их в цепочке букв – ояауыиюеёэ.

В какой части слова гласные могут быть в слабой позиции? (на доске по ходу ответа детей составляется схема для обозначения состава слова. дети дают ответы о частях слова, в которых могут наблюдаться слабые позиции – (приставка, корень, суффикс, окончание).

– Какие гласные вызывали у вас затруднения в написании падежных окончаний имен существительных? (е, и)

– А в окончаниях имен прилагательных?

– Какой звук мы слышим в окончаниях имен существительных в слабой позиции?

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

2. Игра-эстафета (по рядам раздаются листы со словами-глаголами, надо дописать окончание и передать соседу)

ползёшь лежим цветёт сидишь летит сохраните ведёт шуршит

– Правописание каких личных окончаний глаголов вызвало затруднение?

– Почему? (окончания во всех глаголах ударные)

Вывод: если окончание ударное — пишем то, что слышим.

IV. Постановка проблемы

1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (на доске запись: Тише ед-шь – дальше буд-шь.)

Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

– Какие у вас есть предложения? (ребята высказывают свои гипотезы)

2. – А сейчас мы запишем несколько слов.

Кол-т, свет-т, приход-шь, начина-те, паш-м (у доски работают два ученика на разных частях доски, остальные учащиеся записывают слова в тетради в столбик)

– Сравните, как написали слова ребята на доске.

– У вас есть решение данной проблемы?

V. Решение проблемы. Составление алгоритма.

1. Работа со словами, записанными на доске и в тетради.

Какие окончания в словах: ударное или безударное? (безударное)

– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глаголов? (спряжение)

– Как определить спряжение? (по неопределенной форме глаголов)

(исправляем ошибки на доске, а остальные учащиеся исправляют ошибки у себя в тетрадях)

2. Составление алгоритма. (на доске строится алгоритм по ходу ответов детей на вопросы)

Что мы должны сделать в первую очередь? (ставлю ударение и определяю, какое окончание: ударное или безударное?)

– Если окончание безударное, то ставим глагол в неопределенную форму.

– Если неопределенная форма глагола оканчивается на ИТЬ, то это второе спряжение и пишем –И.

Если неопределенная форма оканчивается не на ИТЬ, то это первое спряжение и пишем –Е.

А если окончание ударное? (что слышим, то и пишем)

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

3. Работа над пословицей.

– В каком слове гласная обозначает два звука? дешь: [й] [э])

4. Сравнение алгоритма, составленного учащимися с алгоритмом, данным в учебнике на стр. 174

5. Выполнение упражнения 234, стр. 138 (5 словосочетаний с комментированием)

6. Выполнение задания на отдельных листочках по 3 уровням сложности:

1 уровень. Запишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение.

2 уровень. Запишите имена существительные в неопределенной форме глаголов и определите спряжение.

3 уровень. Запишите фразеологизмы глаголами неопределенной формы и определите спряжение.

VI. Итог урока

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

– Что для вас на уроке было выполнить легко?

– А что вызвало трудность?

Домашнее задание: №234 с. 138 дописать, выучить правило с. 137

Личные окончания глаголов

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Источник

Библиотека

Безударные личные окончания глаголов

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Безударные личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Личные окончания глаголов

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

В безударном положении в окончании глагола пишется е потому что

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Источник

Гласные в глагольных окончаниях

Безударные гласные в глагольных формах

Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.

В формах настоящего будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения – е), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения – буквы у (ю), глаголов II спряжения – а (я). Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят.

Исключения:

1) одиннадцать глаголов не на −ить (с гласными е и а перед – ть), относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать;

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива −ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять) определяется особым правилом, см. § 76.

Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) −ся (−сь), которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без −ся (−сь), напр.: выпьет (ср. пьёт), выберем (берём), выспимся (спим), покрасят (красят), разрежешь (режешь), исстрадается (страдает), колются (колют).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет), хотя во мн. ч. под ударением – окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени −ущ (−ющ) и −ащ (−ящ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и 60.

Источник

Безударные личные окончания глаголов: как определить, разбор с примерами

В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

Что такое спряжение глаголов?

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.

Окончания глаголов 1-го спряжения

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.

На примере глагола “болеет” определим спряжение.

1. Начальная форма – болеть

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).

Окончания глаголов 2-го спряжения

Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.

Далее воспользуемся правилом:

Исключения:

После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:

На примере глагола “лечишь” определим спряжение.

Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма – леч ить

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *