В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Состав Отдельного Арктического пограничного отряда

Командиры:
1. РОХЛОВ Николай Алексеевич (30 июня 1967 – апрель 1972 г.), майор, подполковник;
2. ВАНЮШИН Игорь Иванович (1972 – 1975 г.), подполковник;
3. НАЙДЕНОВ Анатолий Николаевич (1975 – 1977 г.), подполковник;
4. ЧЕРСКИЙ Александр Павлович (1978 – 1983 г.), подполковник;
5. ВАСИЛЬЕВ Валерий Васильевич (1983 – 1985 г.), подполковник;
6. ЗАРИПОВ Азат Гумерович (1986 – 1989 г.), подполковник;
7. ПЛАТОШИН Владимир Валентинович (1989 – 1991 г.), подполковник;
Каждый из этих заслуженных и авторитетных пограничных авиационных командиров внес свою лепту в становление родной авиачасти.

Отдельная Арктическая Авиационная Эскадрилья (в/ч 2542)

При отряде в Воркуте была своя эскадрилья: грузовой Ан-24Т, несколько Ил-14 и вертолёты.
Лётчики – все классные специалисты.

Был один самолёт Ан-24, штабной вариант, подарок Андропова. В салоне были мягкие кресла и софа. На обычном транспортном самолёте Ан-24 не было таких райских условий.

Таким образом, граница на Севере была закрыта на замок. Пограничная зона означала, что всё и всех взяли под контроль: беглым зекам и людям без прописки некуда было спрятаться. Как только вышел к аэропорту – сразу заметят. А если диверсанта американцы выбросят в Арктике, то ему тоже деваться некуда: белое безмолвие вокруг и выехать на Большую землю можно только через аэропорт, а там уже пограничники.

Служба в Арктике была очень тяжёлой. Арктическая пограничная застава – это практически настоящая полярная станция со всем необходимым оборудованием, обеспечивающим автономное функционирование. Отдельно где-то в двухстах метрах от заставы строили финский домик на 4 семьи: для двух офицеров с семьями и для старшин. Там же в 50-ти метрах – автопарк (гусеничный тягач ГАЗ-71 ГТС и автомашины).

Чтобы в пургу не заблудиться, между строениями натягивали верёвки или проволоку. А в короткий летний период жить не давали комары. И полярный день. Солнце в зените сутки. Зимой температура доходила до 40 градусов и выше, постоянные метели. Зима длилась 10 месяцев, остальное время весна, лето и осень.
Пограничная служба проходила и в полярный день, и в полярную ночь в 40 градусный мороз и пургу. Пурга могла длиться неделями. А лететь нужно и летали только военные самолеты.
С 10 декабря 1976 г. на пограничные войска были возло¬жены новые задачи по охране 200-мильной морской экономической зоны СССР. Летный состав Воркутинского авиаполка на самолетах Ил-14 и Ан-24 освоил полеты по охране с удалением от береговой черты до 400 км.
Правдивости ради, Вадим в составе экипажа Изварина, по тревоге много раз (днем или ночью) вылетал к островам Ледовитого океана в целях обнаружения и задержания иностранных судов.
….
Чего скрывать, у нас полеты
Круги, маршруты, схемы, зоны
У нас – семейные заботы
И прелесть жизни в гарнизоне.

Как не суди, пока летаешь
За облаками в сизой мгле,
То, вроде, меньше замечаешь
Бардак на матушке земле,

И на четвертом развороте,
Уткнувшись носом в ПКП,
Плюешь на все перевороты
И том числе ГКЧП,

И мы до одури летали,
Не видя в жизни ничего,
И беззаветно охраняли,
Не зная что и от кого.
/В.Беспалый/

Юрий Николаевич Мелконов

Были у пограничников и свои разведчики. Их задачей было добираться до дальних стойбищ, выяснять у чукчей, ненцев, нанайцев, якутов не появлялся ли какой-нибудь чужой человек. Они там всё знали и всё видели – где свой, а где чужой. Вообще, охранять границу без связи с местным населением практически невозможно. Мы много занимались налаживанием поступления информации от местных жителей, вели разъяснительную работу. Надо сказать, что мы установили очень хорошие отношения с советскими и партийными органами пограничных территорий. В любых наших начинаниях мы находили их помощь и поддержку, и сами взаимно помогали местным властям.

Фото карта пограничного контроля

Разиф Камилович Исланов ответил Сергею
Сергей, слово «был» не совсем корректное, самые правильные слова здесь будет Родину защищал. Даже ещё правильнее Защищал Большую нашу Родину. Поправка для молодежи. такая Родина Советский Союз.

Источник

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

За время своего существования отряд претерпел немало реформ, реструктуризаций и переформирований, но и сегодня традиции арктических пограничников почитаются и не забыты. На сегодняшний день функции, которые выполнял ОАПО распределены между Пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району (Петропавловск-Камчатский) и Пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району (Мурманск).

Ежегодно 22 мая ветеранами-пограничниками проводятся мероприятия, посвященные годовому празднику Отдельного Арктического погранотряда. Особенно масштабные праздничные мероприятия происходят в юбилейные для ОАПО годы. Возможно, будет принято решение о восстановлении отряда в полном объеме и празднование Дня части ОАПО вновь будет отмечаться на официальном уровне.

Для служивших в Отдельном Арктическом пограничном отряде 22 мая – это действительно знаменательная дата. На годовой праздник отряда, пограничники, служившие в ОАПО регулярно собираются на встречи в Москве и различных регионах бывшего СССР. Если нет возможности провести встречи сослуживцев, можно самостоятельно вспомнить о годах, проведенных в отряде.

История Отдельного Арктического погранотряда и служба в в/ч 2532

В начале мая 1967 г. в Воркуте начал формироваться Отдельный Арктический пограничный отряд, 22 мая в Воркуты прибыли более 200 военнослужащих-срочников для несения службы. Этот день – 22 мая был объявлен днем части приказом Председателя КГБ СССР.

До 60-х годов прошлого века, арктическое побережье РСФСР охранялось только в пределах Мурманской, Архангельской и Магаданской областей? Большой участок побережья протяженностью более 7 000 километров находился вне пограничного контроля.

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Во второй половине 60-х годов была замечена активность АПЛ США у арктического побережья РСФСР – у мыса Канин Нос в Белом море, в устье Енисея и в устьях других сибирских рек. В то же время, Норвегия установила на Шпицбергене РЛС слежения, обустроила военный аэродром и предоставила свою территорию для обучения разведывательно-диверсионных подразделений стран НАТО. Активно действовали в Арктики и американские самолеты-разведчики.

Логичным ответом было стало принятие решения о создании Отдельного Арктического пограничного отряда, задачей которого являлась охрана участка границы протяженностью 7350 километров.

Управление пограничного отряда решено было разместить в Воркуте, а заставы – в наиболее важных в оперативном отношении пунктах арктического побережья, где есть заполярные аэропорты и морские порты.

В 1967-1968 гг. были выставлены пограничные заставы:

22 мая 1968 года отряду вручено Боевое знамя части.

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Особенности климата и огромные территории в зоне ответственности отряда делали службу в ОАПО одной из самых тяжелых во всех Погранвойсках КГБ СССР, особенно на этапе становления отряда. По сути, первые заставы представляли собой автономные полярные станции, состоящие из отдельных модулей-кунгов. Уже позже институтом ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ были построены стационарные заставы с приемлемыми условиями для быта и службы пограничников.

Многим пограничники Арктики обеспечивали себя сами – в подсобных хозяйствах разводили свиней и оленей, не было недостатка и рыбе, на многих заставах строились теплицы, мастерские, склады и т.д.

Особенности службы отряда требовали наличия катеров для патрулирования и вертолетов для надежной охраны государственной границы и обеспечения устойчивого снабжения застав. “Рабочими лошадками” Арктики стали вертолеты Ми-8, самолеты Ан-24 и катера пр. 1710.

Связь обеспечивалась ТРРЛ «Север» — советской системой линий связи, созданной для обеспечения связью отдаленных регионов страны. Линия имела протяжённость 13 200 километров и состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов и крупнейших сибирских рек: Обь, Енисей и Лена.

К середине 70-х годов охрана государственной границы осуществлялась в пределах всей советской Арктики, включая архипелаги и острова Северного Ледовитого океана. Ее протяженность составляла более 11 тысяч километров.

Офицеры пограничной разведки постоянно выезжали в дальние стойбища чукчей, ненцев, долган, якутов, владевших всей информацией на приграничной территории. Широкое развитие получил разведывательно-поисковый метод службы, который подразумевает применение подвижных пограничных нарядов на вертолетах, ка­терах, гусеничных транспортерах.

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Во второй половине 80-х годов заметно активизировалась американская разведка и флот – все чаще вблизи советских границ начали появляться подлодки и самолеты-разведчики.

Важным элементом обстановки явилось открытие в 1991 году Северного морского пути для прохода иностранных судов. Контроль судоходства на его маршрутах требовал усиления радиолокационного прикрытия проливных зон.

Так, пролив Вилькицкого контролировался двумя радиолокационными станциями «Наяда-5» на заставе «Челюскин», пролив Карские ворота – РЛС на «Вайгаче», также введен в действие пост технического наблюдения на заставе «Колгуев».

В 90-е годы началось практическое освоение иностранными компаниями нефтяных и газовых месторождений Российского севера. Все это вызвало увеличение посещений иностранцами населенных пунктов Арктического побережья и откровенный сбор ими информации по экономике Севера, Северному морскому пути, перспективам развития инфраструктуры, жизни корен­ного населения и т.д., что только добавило работы пограничникам.

Довелось пограничникам отряда и принимать участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и спасении гражданского населения, как это было во время т.н. “Рыжковской пурги” в феврале 1990 г., например.

9 сентября 1994 года Отдельный Арктический пограничный отряд вошел в состав Арктической группы Пограничных войск.

24 декабря 1994 года отряд был переименован в Арктический пограничный отряд Арктической группы Пограничных войск.

В ходе реформирования в период с августа 1994 года по декабрь 1998 года часть подразделений была передана в состав Северо-Западного пограничного округа.

Начиная с 1996 года, военнослужащие отряда в порядке ротации неоднократно направлялись в командировки для участия в боевых действиях в Чеченскую республику и на охрану таджико-афганской границы.

В 1994 г. был сформирован 11-й пограничный радиотехнический отряд, который в 1998 году был объединен с Отдельным Арктическим пограничным отрядом.

1 июня 2006 года Арктический пограничный отряд был расформирован. Зона ответственности упраздненного формирования была разделена между военными округами.

В июне 2016 г. пограничниками отделения (ранее – застава) «Нагурское» была проведена операция по спасению жизни члена экипажа пассажирского судна Sea Spirit. Несколько раз в год пограничники приходят на помощь терпящим бедствие в море.

Структура и заставы Отдельного Арктического пограничного отряда

Наименования, нумерация и позывные погранзастав в различные годы могут отличаться.

Подарки и сувениры для пограничников ОАПО

Все, служившие в Отдельном Арктическом пограничном отряде, а также их родственники и друзья могут заказать для себя и своих сослуживцев различные подарки и сувениры с символикой отряда ко дню части, на День Пограничных войск и другие памятные даты.

В ассортименте военторга Военпро представлены:

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчасВ ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Доставка осуществляется по Москве, всей России, в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Источник

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Я, Гаврильев Василий, из Якутска. Ты откуда, как жив здоров. ОРТМ

С одержите в чистоте, дополняйте, грузите заставские фотографии.

В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

Воркутинцы, гоп до кучи.
И пусть Отряд «убили», но память о нем жива.

По просьбам трудящихся создаем тему Отдельного Арктического.
Притчет, тебе и карты в руки. и снегоступы. :332:

. Паааа тундре, паааа широкой дороге. В ч 2532 отдельный арктический пограничный отряд что с ней сейчас

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНОГО АРКТИЧЕСКОГО ОТРЯДА

Из публикаций в газете «Пограничник Арктики» № 2 от 17 нояб¬ря 1967 года «Схватка в ледяной воде».
На внешнем рейде в ожидании погрузки стояло иностранное суд¬но. Временами мимо него проходил пограничный сторожевой катер, с которого моряки-пограничники и вели наблюдение за судном и прича¬лами.
Стали сгущаться сумерки, и до слуха пограничников донесся стрекот моторной лодки. Через несколько минут пограничники заме¬тили, что двое неизвестных на лодке плыли к иностранному судну. Тут же об этом было сообщено на контрольно-пропускной пункт.
В погоню за неизвестными устремился полуглиссер с погранич¬ным нарядом. Моторная лодка вскоре была настигнута. Но неизвест¬ные отказались выполнить требования пограничников и подняться на глиссер. Тогда по приказу старшего наряда на лодку, где находи¬лись нарушители, высадились рядовой Чочиев, матросы Сулейманов и Хатмуллин.
Нарушители оказали сопротивление пограничному наряду. Завя¬залась схватка. Лодка перевернулась, и все оказались в ледяной воде. Вместе с подоспевшими на помощь мичманом Кулыняком и стар¬шиной Поляковым они подняли на борт глиссера обоих неизвестных и лишь после этого сами выбрались из воды. Так нарушители были за¬держаны и доставлены на контрольно-пропускной пункт к дежурному.
__________

В 1968-1970 годы продолжается процесс формирования погранич¬ного отряда. С февраля 1968 года пограничный отряд приступил к осуществлению контроля путем высылки пограничных нарядов в авиационные, морские и речные порты. В 1968-1970 годы продолжается процесс формирования пограничного отряда. С февраля 1968 года пограничный отряд приступил к осуществлению контроля путем высылки пограничных нарядов в авиационные, морские и речные порты.
К этому времени для личного состава были построены комплексы пограничных застав в кунговом варианте Певек, Челюскин, Эклипс, Амдерма, Черский, Шмидт, Хатанга, Нарьян-Мар, мыс Каменный, Диксон.
Приказом Председателя КГБ от 15 июля 1968 года все пограничные заставы переименованы в пограничные заставы КПП.
С декабря 1968 года к осуществлению пограничного контроля приступили заставы Челюскин, Нижнеянск и Эклипс.

Из публикаций в газете «Пограничник Арктики» № 5 от 30 янва¬ря 1968 года «Нарушитель задержан».
Старший сержант Симионов вышел на службу в аэропорт в паре с рядовым Сериковым. Вскоре наряду сообщили о прибытии рейсового самолета. Пограничникам предстояло проверить документы у прибыва¬ющих пассажиров.
Самолет подрулил к стоянке. Проверив документы, наряд тут же возвращает их владельцам. И лишь у одного пассажира в документе была обнаружена неточность. Старший наряда попросил его сойти с самолета. Вот здесь пограничникам пришлось выдержать еще одно ис¬пытание. Задержанный предложил им спиртное, мол, все равно никто об этом не узнает. Но воины были непреклонны. Отвергнув с гневом гнусное предложение нарушителя, пограничники доставили задержан¬ного к командиру.
__________

В годы становления отряда нелегко было всем. Пограничникам, впервые столкнувшимся с суровой и негостеприимной Арктикой, приходилось выполнять свои задачи в любую погоду.
__________

Из публикаций в газете «Пограничник Арктики» № 3 от 15 янва¬ря 1970 года «С полным напряжение».
Небольшая группа пограничников получила задание за короткое время переоборудовать объект и приспособить его для несения служ¬бы. Трудиться воинам пришлось в очень тяжелых условиях. Стояли почти сорокоградусные морозы, сильный ветер не прекращался в те¬чение многих дней подряд. Но это не мешало пограничникам работать с полным напряжением сил и выполнить ответственное задание в ус¬тановленный срок.
__________

К весне 1970 года завершился очень трудный этап формирования пограничного отряда. К осуществлению пограничного контроля на Арктическом побережье приступили 15 пограничных застав-кпп. За три года существования погранотряда на участке было отмечено 1282 случая полетов самолетов-разведчиков противника, а за 1971-75 гг. их количество увеличилось почти в 2 раза и составило 2444.
Не менее сложной была обстановка и в пограничных районах участка отряда. Быстрое экономическое развитие Крайнего Севера способствовало большому притоку в пограничную зону рабочих из тыло¬вых районов страны. Из числа прибывающих на сезонные работы мно¬гие не имели постоянного места жительства, судимые в прошлом за различные преступления. Отдельные из них проявляли недовольство и изыскивали возможности к нелегальному уходу за границу.
В связи с развитием торгово-экономических и культурных свя¬зей с иностранными государствами увеличился приток в пограничную зону различных групп граждан из иностранных государств.
20 апреля 1971 г. на коллегии КГБ СССР пограничному отряду были поставлены дополнительные задачи:
— продолжать совершенствовать охрану побережья морей Аркти¬ческого бассейна;
— разработать и осуществить меры по постепенному переходу от пограничного контроля к организации надежной охраны границы;
— активизировать работу по повышению бдительности местного населения в интересах охраны госграницы.
__________

В Книгу Почета части занесены:

1. подполковник Торгашов Николай Николаевич
2. майор Малюк Петр Васильевич
3. прапорщик Галай Николай Степанович
4. старший прапорщик Захарочкин Леонид Ананьевич
5. старший прапорщик Послыхалин Владимир Юрьевич
6. капитан Панин Александр Николаевич
7. старший прапорщик Проскурин Александр Сергеевич
8. майор Фаляев Алексей Грацианович
9. старший прапорщик Кацапкин Валерий Иванович
10. капитан Махаев Алексей Борисович
11. подполковник Елисеев Максим Александрович
12. старший прапорщик Гирман Авел Михайлович
13. прапорщик Пухир Виктор Васильевич
14. мичман Андриенко Алексей Николаевич

Вот лишь некоторые страницы богатой истории нашего уникального Отдельного Арктического пограничного отряда. В нем служили и служат лучшие представители нелегкой профессии «пограничник». Мы с оптимизмом смотрим в будущее, и уверены, что пограничники Арктики, огладываясь на пример прошлых поколений, и впредь будут доказывать верность воинскому долгу, преданность своей стране, и готовность во чтоб это ни стало защищать ее независимость.

Начальники Отдельного Арктического пограничного отряда

1. полковник Булыгин Владимир Петрович 1967-1969
2. полковник Пестовников Василий Иванович 1969-1973
3. генерал-майор Седых Владимир Ильич 1974-1979
4. полковник Смагин Владимир Иванович 1980-1984
5. генерал-майор Саванявичус Альгимантас Миколо 1985-1987
6. генерал-майор Когутенко Юрий Захарович 1988-1992
7. генерал-майор Гольбах Александр Васильевич 1992-1993
8. генерал-майор Мартюшин Валерий Павлович 1993-1994
9. полковник Сафонов Вячеслав Сергеевич 1994-1998
10. генерал-майор Вашкевич Георгий Николаевич 1998-2006

Источник

Вопрос пограничного контроля Арктики

На фотографии
Вручение Воркутинской Отдельной Арктической авиационной эскадрильи знамени части. 1967 г.

На вековечной мерзлоте
В верховьях батюшки Урала
В столице мира Воркуте
Яранга летчиков стояла

Отдельный Арктический пограничный отряд (сокращённо ОАПО) охранял арктическое побережье от Баренцева моря восточнее острова Колгуева до Чукотского моря.
До 60-х годов прошлого века большой участок арктическое побережье РСФСР протяжённостью более 7000 километров находился вне пограничного контроля.
Во второй половине 60-х годов в КГБ СССР стала поступать информация об атомных подводных лодках США, замеченных у арктического побережья РСФСР у мыса Канин Нос в Белом море, в устье Енисея и в устьях других сибирских рек.
Естественно, заокеанские «гости» у наши северных берегов появлялись не в качестве туристов, тем более, что на заснеженных просторах тундры стали находить замёрзших, на диковинных тогда снегоходах. Иностранных диверсантов высаживали на берег американские лодки. Северный морской путь был важной стратегической трассой, связывавшей Дальний Восток и Советское Заполярье.
В США высказывались территориальные притязания к СССР на остров Врангеля, обосновывая это тем, что он был открыт американцами.
.Норвегия установила на Шпицбергене радиолокационные станции слежения, обустроила военный аэродром и предоставила свою территорию для обучения разведывательно-диверсионных подразделений стран НАТО.
Долго терпеть бесцеремонное вторжение в северные районы советское правительство не собиралось. Председателем КГБ тогда был Юрий Владимирович Андропов. Он и поставил задачу: закрыть арктическую границу. 4 февраля 1967 года было принято постановление «Об организации пограничного контроля на побережье морей Северного Ледовитого океана».
3 марта 1967 года издается приказ о создании Отдельного Арктического пограничного отряда, задачей которого являлась охрана участка границы протяженностью 7350 километров..
Приказом Председателя КГБ от 22 ноября 1967 года день 22 мая объявлен Днем части.

Суровая природа требовала полной самоотдачи, и люди служили, отдавая Родине силы и здоровье, самоотверженно выполняя свой воинский долг.
Дислоцированный в г. Воркуте Отдельный Арктический пограничный отряд по праву считается самым уникальным. И чтоб это утверждение не было голословным, окунемся в историю этого северного подразделения.
Рассказ полковника в отставке Юрия Николаевича Мелконова о службе в Арктическом пограничном отряде.
В 1969 году меня направили для прохождения дальнейшей службы в Отдельный Арктический Пограничный отряд заместителем командира отряда по капитальному строительству. Главную базу Отряда решено было построить в Воркуте. Почти всё приходилось начинать с нуля.

При отряде в Воркуте была своя эскадрилья: грузовой Ан-24Т, несколько Ил-14 и вертолёты.
Лётчики – все классные специалисты.
Был один самолёт Ан-24, штабной вариант, подарок Андропова. В салоне были мягкие кресла и софа. На обычном транспортном самолёте Ан-24 не было таких райских условий.
Таким образом, граница на Севере была закрыта на замок. Пограничная зона означала, что всё и всех взяли под контроль: беглым зекам и людям без прописки некуда было спрятаться. Как только вышел к аэропорту – сразу заметят. А если диверсанта американцы выбросят в Арктике, то ему тоже деваться некуда: белое безмолвие вокруг и выехать на Большую землю можно только через аэропорт, а там уже пограничники.

Служба в Арктике была очень тяжёлой. Арктическая пограничная застава – это практически настоящая полярная станция со всем необходимым оборудованием, обеспечивающим автономное функционирование. Отдельно где-то в двухстах метрах от заставы строили финский домик на 4 семьи: для двух офицеров с семьями и для старшин. Там же в 50-ти метрах – автопарк (гусеничный тягач ГАЗ-71 ГТС и автомашины).
Чтобы в пургу не заблудиться, между строениями натягивали верёвки или проволоку. А летом жить не давали комары. Летом полярный день. Солнце в зените сутки. Зимой температура доходила до 40 градусов и ниже, постоянные метели. Зима длилась 10 месяцев, остальное время весна, лето и осень.
Пограничная служба проходила и в полярный день, и в полярную ночь в 40 градусный мороз и пургу. Пурга могла длиться неделями. А лететь нужно и в пургу летали только военные самолеты.
С 10 декабря 1976 г. на пограничные войска были возло¬жены новые задачи по охране 200-мильной морской экономической зоны СССР. Летный состав Воркутинского авиаполка на самолетах Ил-14 и Ан-24 освоил полеты по охране с удалением от береговой черты до 400 км.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *